храм на уральской улице в москве
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
В Гольяново началось строительство православного храма в честь священномученика Ермогена
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Началось возведение церкви в византийском стиле на улице Уральская в Восточном округе Москвы (район Гольяново), сообщил куратор городской программы строительства православных храмов Москвы, депутат Государственной Думы Владимир Ресин.
Земля, выделенная под строительство, находится на пересечения улиц Уральская и Алтайская и занимает угол Гольяновского сквера.
Как пояснили в пресс-службе депутата, приход будущего храма ведет свою историю с 2012 года, когда отмечалось 400-летие со дня кончины священномученика Ермогена, во время Смуты пострадавшего от поляков за свою верность Православию.
Молебны под открытым небом на этом участке начались в январе 2013 года. А уже в августе был освящен деревянный храм, который прихожане построили своими руками вместе с настоятелем.
В приходе открыта Воскресная школа, организованы различные кружки.
В связи с присоединением к столице территорий на юго-западе Подмосковья программа пополнилась 150 объектами в «новой Москве», поэтому название проекта «Программа-200» утратило актуальность.
Программа реализуется только на пожертвования. Для сбора поступающих средств создан благотворительный Фонд поддержки строительства храмов города Москвы, сопредседателями которого являются мэр Москвы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В рамках реализации программы в Москве построено 22 храма, еще 28 находятся в стадии строительства. В 2015 году планируется возвести 20 церквей.
Храм на уральской улице в москве
Адрес: Восточный округ. Уральская ул., вл. 21 (напротив)
Настоятель: священник Алексий Довгополый
Генеральный подрядчик: ООО «Юнистройпроект»
Технический заказчик: ООО «Практик Инженер»
Вместимость храма: 500 человек
Октябрь 2021 года: смонтирован центральный тепловой пункт, ведется монтаж радиаторов, работы по разводке труб отопления, монтаж вентиляционного оборудования. Продолжается и строительство приходского дома, производится монтаж металлических конструкций кровли.
Август 2021 года: храм увенчан крестами; выполнена кровля (включая купольную часть), установлены окна, заказаны двери, приобретен набор колоколов для колокольни. Вокруг здания выполнена бетонная отмостка. Покрыты жестью кровли над тремя входами. Ведется поиск средств на работы по внутренней отделке. В приходском доме возведены два этажа, выполнена плита перекрытия над вторым этажом, производится устройство монолитной железобетонной лестницы.
Июль 2021 года: смонтирован центральный тепловой пункт. Вокруг здания выполнена бетонная отмостка. Покрыты жестью кровли над тремя входами.
Май 2021 года: завершен монтаж кровли, полностью выполнен фасад с декоративными элементами. Установлены все двери и окна. Проложен наружный водопровод. Ведутся работы по монтажу индивидуального теплового пункта.
Февраль 2021 года: ведутся работы по укладке кровли из жести на отметке 7,8 метров (выполнено 50%). Продолжается отделка внешнего цоколя храма гранитом (выполнено 60%).
Декабрь 2020 года: завершается строительство храма и приходского дома.
Сентябрь 2020 года: монтируется кровля из нитрита титана на отметке +8,5 метров. Заканчиваются работы по прокладке первичной теплотрассы.
Август 2020 года: заканчивается облицовочная кладка стен и звонницы, монтируются архитектурные детали из фибробетона, устанавливаются окна, ведутся работы по устройству приямков. На площадке собран главный купол из нитрид титана, идет подготовка к монтажу. До конца года будет закрыт контур храма.
Июль 2020 года: мастера благоукрашают фасады храма облицовочным кирпичом и архитектурными деталями из фибробетона.Также активизировались работы по приходскому дому. Возводится кирпичная кладка несущих стен второго этажа.
Май 2020 года: установлены леса для устройства наружной облицовочной кирпичной кладки, монтажа архитектурных деталей из фибробетона и кровли из нитрид титана.
Апрель 2020 года: в течение месяца строители должны приступить к кровельным работам. Церковное строение спроектировано в византийском стиле, и его кровля имеет множество криволинейных элементов покрытия. Таким образом, монтаж этого покрытия предполагает высокую квалификацию подрядчика.
Февраль 2020 года: выполнена внутренняя отделка. Выкладываются из кирпича арки над тремя входными группами. Монтируются леса для проведения фасадных работ: монтажа архитектурных деталей, облицовки кирпичной кладки, а также для устройства кровли.
Декабрь 2019 года: внутри храма производятся штукатурные работы.
Ноябрь 2019 года: подрядчики по временной схеме закрывают окна и двери, обеспечивают тепловой контур здания, в ближайшее время приступают к внутренней отделке.
Октябрь 2019 года: залит купол над главным залом, выполнена электрика. Через неделю подрядчик обещает залить купол над звонницей, а через две недели завершить работы по прокладке канализации.
Сентябрь 2019 года: ведутся работы по устройству сводчатого перекрытия центрального зала. За два месяца, прошедшие с предыдущего объезда, была выполнена конструкция холодной части звонницы, а также кирпичная кладка стен центрального зала храма.
Июль 2019 года: залили круговую несущую железобетонную балку над центральным залом храма. Начинается круговая кирпичная кладка центрального зала на отметке +18 метров. На звоннице производится монтаж металлических конструкций лестницы.
Март 2019 года: закончена кирпичная кладка звонницы.
Февраль 2019 года: ведется кладка кирпичных стен звонницы на отметке +15 метров. Строители приступили к устройству монолитных сферических перекрытий на храме.
Январь 2019 года: кирпичная кладка стен храма ведется на отметке 12 метров. В ближайшее время подрядчик приступает к кирпичной кладке стен звонницы. Задача на этот год – закрыть контур.
Декабрь 2018 года: залиты полукруглые балки перекрытий над алтарем. Выполняется кирпичная кладка стен до отметки кровли.
Первый этаж приходского дома завершен. Залито перекрытие. Произведена консервация здания на зимний период. Основные производственные мощности направлены на строительство храма.
Сентябрь 2018 года: залиты перекрытия приходского дома, на храме залиты две малые абсиды. Ведутся работы по кирпичной кладке стен.
В августе 2018 года возобновились работы по строительству храма. Монтируется опалубка под своды алтарной части храма.
На 3 июня 2017 года в Гольянове, на Уральской улице, напротив вл. 21, продолжается строительство храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Кирпичная кладка стен поднялась до отметки 4,88 метров.
С 9 августа 2016 года строители приступили к работам по изоляции плиты перекрытия храма и приходского дома.
Главный собор рассчитан на 500 человек. Индивидуальный проект каменного храма в византийском стиле разрабатывался архитектором прихода совместно со специалистами «ПроектСтрой-В».
На объезде 27 февраля 2016 года Владимир Иосифович Ресин отметил, что возведение православного комплекса на Уральской улице дается с большим трудом, так как постоянного благотворителя у прихода нет.
Куратор Программы особо поблагодарил Николая Дмитриевича Васюкова, генерального директора СК ООО «Курс» (подрядчики), за то, что, несмотря на проблемы с финансированием, он не останавливает работы. Владимир Иосифович подчеркнул, что на данный момент необходимо отказаться от возведения приходского дома, при этом «нужно всем объединиться и построить в этом году храм всеми возможными силами».
Долгожданное чудо: рано утром 9 августа строители храма Патриарха Ермогена на Уральской вышли, наконец, на площадку
Храмы строятся с молитвой
Стены храма на Уральской улице достигли 5-метровой отметки (ОБЪЕЗД ВАО)
Патриотический праздник в Гольянове
Живая история
Традицию выпускать в небо голубей на Благовещение поддержал приход Патриарха Ермогена в Гольянове (улица Уральская)
Встреча с ветеранами
В день памяти 405-й годовщины преставления Патриарха Ермогена, 4 марта, 4 новых прихода Программы строительства храмов в Москве отметили престольный праздник
По благословению старца Илии на фундаменте строящегося храма в Гольяново совершен молебен
Долгожданное чудо: рано утром 9 августа строители храма Патриарха Ермогена на Уральской вышли, наконец, на площадку
В 2012 году Русская Православная Церковь отмечала 400 лет со дня праведной кончины священномученика Ермогена, во время Смуты пострадавшего от поляков за свою верность Православию. В память об этом великом святом в Гольяново была зарегистрирована церковная община. А уже 25 мая 2013-го, когда приход праздновал 100-летие со дня прославления Патриарха Ермогена в лике святых, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством, освятил временный деревянный храм и совершил в нем первую Божественную Литургию. Небольшая церковь возводилась всем миром: прихожане собрали средства и сами осуществили все строительные работы.
На приходе открыта Воскресная школа. Организованы различные кружки. Община во главе с отцом-настоятелем окормляет Детскую больницу ГБУЗ ДГКБ св. Владимира ДЗМ; Детский дом «Полярная звезда»; Детский психоневрологический санатории №44; помогает многодетным семьям.
В феврале 2012 года состоялись публичные слушания. 1279 жителей Гольяново высказались за храм. И это неудивительно, ведь на 160 тысяч населения этого района действует всего один приход.
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси – стойкий защитник Государства Российского и веры православной
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитается как великий заступник и молитвенник за землю Русскую, как неустанный борец с польской интервенцией в Смутное время. Именно он был одним из главных идейных вдохновителей создания народного ополчения. Благодаря его воззваниям и молитвам русский народ во главе с Мининым и Пожарским очистил страну от иноземных захватчиков и поставил на престол русского царя.
Будущий патриарх Ермоген родился в 1530 году. Он происходил из донских казаков и в крещении был назван Ермолаем. 13 мая 1589 года он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Деятельность нового митрополита была направлена в первую очередь на распространение православной веры. В 1591 году святитель лично собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианском учении.
В Смутное время, когда на престол взошел Лжедмитрий I, митрополит Ермоген был включен в Сенат. Однако «царю» не удалось найти поддержки у митрополита, который выступил ярым противником Лжедмитрия и, в частности, решительно осудил его брак с дочкой польского аристократа Мариной Мнишек, отказавшейся перейти в православие. Лжедмитрий I приказал выслать митрополита из Москвы. Однако самозванец очень скоро был низложен, как и поддержавший его патриарх Игнатий.
3 июля 1606 года митрополит Ермоген, твердый защитник православной веры, был возведен Архиерейским собором на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.
Патриаршество Ермогена пришлось на Смутное время: польские и литовские войска разоряли русские города и стремились захватить столицу, на юге бесчинствовали татары, шла гражданская война. Московские бояре были готовы перейти на сторону Польши, поставить русским царем польского царевича Владислава Сигизмундовича и требовали от патриарха Ермогена на это благословения. Святой отчаянно сопротивлялся предательским планам впустить в Москву польское войско. Однако в ночь на 21 сентября 1610 года бояре тайно открыли врагам ворота Кремля.
Заточение не поколебало твердости русского святого. Его пламенная речь продолжала укреплять народ в борьбе за национальную независимость государства. Узнав об организации Мининым и Пожарским народного ополчения, поляки пришли к патриарху в темницу и потребовали от него остановить освободительное движение. Ответ священномученика был категоричен: «Да будут те благословенны, которые идут на очищение Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты». Гнев бессилия обуял поляков. Святитель Ермоген был заморен голодом. Патриарх почил 2 марта 1612 года.
Через восемь месяцев, 6 ноября, ополченцы торжественно вступили в Кремль. Страна была спасена от национальной катастрофы благодаря молитвам святителя и мужеству русского народа.
В 1654 году тело священномученика было перенесено из Чудова монастыря в Московский Успенский собор.
Явление Казанской иконы Божией Матери
В 1579 году в Казани была обретена Казанская икона Божией Матери. Святитель с благословения епископа перенес новоявленную икону в церковь Николая Чудотворца. Обладая незаурядным литературным дарованием, он сам составил сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах, а также написал службу в честь праздника. Вскоре после обретения Казанской иконы священник Ермолай принял монашество с именем Ермоген и в 1582 году был избран архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани.
Чудеса и прославление
В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти героя-патриарха. Шли русские люди к его гробнице со своими скорбями, недугами и болезнями, благоговейно призывая на помощь святителя Ермогена. По его молитвам непрестанно происходили чудеса и исцеления: один больной пришел в Успенский собор на костылях, но, приложившись к раке с мощами, исцелился. Чудо произошло и с другим расслабленным. Его принесли на полотенце к раке священномученика, и больной получил полное исцеление.
Прославление патриарха Ермогена в лике святых совершилось 12 мая 1913 года.
Российския земли первопрестольниче,/ и неусыпный о ней к Богу молитвенниче!/ За веру Христову и паству твою душу свою положив,/ державу нашу утвердил еси/ и страну нашу от нечестия избавил еси./ Темже вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, отче наш.
О храме
История храма
Духовенство
Расположение икон
Алтари
Храм имеет три алтаря. Основной – в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (престольный праздник 8 (ст.с.)/21 (н.с.) августа), правый – иконы Божией Матери «Живоносный источник» (престольный праздник в пятницу Светлой Седмицы (переходящее празднование)), левый – мучеников Адриана и Наталии (престольный праздник 26 августа (ст.с.)/8 сентября (н.с.)).
Старинными чтимыми иконами храма являются образ святителя Николая Мирликийского с житием (икона Тверских письмен) и образ «Введение во храм Пресвятой Богородицы» с двунадесятыми праздниками, на обратной стороне которого нанесена печать с годом и подписью автора – «1691 год, Сильвестр».
Современные чтимые иконы: храмовый образ святых царственных страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры, царевича Алексия, царевны Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, и икона преподобноисповедника Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе).
В храме располагаются три мощевика, где хранятся и доступны для поклонения более 150 частиц мощей, среди которых мощи вмц. Екатерины, сщмч. Владимира митрополита Киевского, блаж. Матроны Московской, прп. Алексия, человека Божия, прп. Иоанна Лествичника, прп. Антония Великого, свт. Николая Мирликийского, прп. благоверного князя Олега Брянского, вмц. Варвары, свт. Василия Великого, благоверных кн. Петра и Февронии Муромских и кн. Бориса и Глеба, св. благоверного князя Даниила Московского, свв. равноап. Константина и Елены, прп. Сергия Радонежского, вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Луки (Войно-Ясенецкого), вмч. Георгия Победоносца, прп. Амвросия Оптинского, прп. Германа Соловецкого, многих Киево-Печерских и других святых.
При храме действует Миссионерский центр, в который входят приходские школы, просветительские, развивающие и спортивные занятия, проводятся регулярные огласительные беседы, ведется широкая социальная деятельность (постоянно окормляются более 250 нуждающихся семей), работает молодежный клуб «Адриан и Наталия», организуются паломнические поездки.
Приход постоянно взаимодействует с учителями и учащимися средних общеобразовательных школ: организуются совместные мероприятия и осуществляется методическая поддержка родителей и преподавательского состава в вопросе выбора и преподавания Основ православной культуры.
Храм окормляет личный состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Историческая справка
Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких является памятником культуры.
Первое упоминание о селе Гольяново (получившем название от рыбки «гольян», в изобилии водившейся в местных водоемах) относится к 60-м годам XVII столетия.
Гольяново было вотчиной царя Алексия Михайловича Романова. Близко к этому времени здесь была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В 60-е годы ХVII века (1662 г.) приход состоял из 58 дворов, причем, входили сюда не только местные жители, но и крестьяне соседних деревень Черницыно, Абрамцево, Кобылино.
С 1765 года село Гольяново с окрестными деревнями находилось в ведении Главной дворцовой канцелярии.
С 1811 года Гольяново значится за надворным советником князем И.Н. Трубецким. В имение последнего входили также и окрестные селения: Абрамцево, Лукино, Суково и бывший дворцовый приселок Никольское.
После Отечественной войны 1812 года и разграбления французами основной усадьбы князей Трубецких в Говорове, Иван Николаевич Трубецкой и его жена Наталья Сергеевна (урожденная княжна Мещерская), переехали в тихое Гольяново. Вокруг имения был разбит парк и создан большой водоем.
К 1816 году Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви святых Зосимы и Савватия Соловецких возводилась кирпичная церковь, которая была освящена в 1842 году. Церковь имела две части – холодная (летняя), которую составлял четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и теплая зимняя — трапезная часть храма, с престолом в честь свв. мучеников Адриана и Натальи. На месте старой деревянной церкви была возведена каменная часовня. Церковь построена в стиле ампир — позднего классицизма.
К концу XIX века усадьба Трубецких значилась за Товариществом Балашихинской мануфактуры. В 1872 году огромный надел размером 2653 десятины, в который входили села: Гольяново, Никольское и другие окрестные деревни, был продан купцу А.Н. Прибылову. Рядом с Гольяновом находился кирпичный завод Венедикта Веденеева и ткацко-красильное заведение. Здесь же продолжал работать бывший царский свечной завод, только уже под началом Московского Епархиального ведомства.
В 30-х годах XX века в Гольянове был создан свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Советские преобразования этого времени коснулись и церкви: храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику. В 1960 году Гольяново вошло в состав Москвы, а к началу 70-х годов попало в зону массовой жилищной застройки. Здание храма до последнего момента остается в Гольянове единственной исторической постройкой первой четверти XIX в.
31 марта 1990 года храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был возвращен Русской Православной Церкви. 6 апреля была отслужена первая Всенощная – под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. А в сам день праздника, утром, было совершено малое (иерейское) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия.
Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново (Москва)
Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове — православный храм Воскресенского благочиния Московской епархии. Храм расположен в районе Гольяново, Восточного административного округа города Москвы.
Содержание
История [ править ]
Первое упоминание о селе, получившем название от рыбки «гольян», в изобилии водившейся в местных водоемах, относится к 60-м годам XVII столетия, когда Гольяново было вотчиной царя Алексия Михайловича Романова. Через него проходила древняя Хомутовская дорога, идущая из Москвы к «великокняжеским бортням» на реке Клязьме. Его точное именование было: «Покровское, Васильцова уезда, стана Радонежской десятины». Близко к этому времени в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Видимо, застройщиком ее являлся сам царь Алексей Михайлович. Храм получал «хлебную ругу» (содержание) из села Покровского. Еще свидетельствуется, что храм наделен был «десятиной пахотной земли и десятиной покосов», на эти доходы содержался храм и его причт. Царем Алексеем Михайловичем в Гольянове был построен еще и свечной завод. С момента построения храма в честь Соловецких святых Зосимы и Савватия, к Гольянову уже нельзя относится как к приселку, а только как к селу.
В 30-х годах XX века в Гольянове был создан свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Советские преобразования этого времени коснулись и церкви: храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику, со всеми вытекающими из этого последствиями. В 1960 году Гольяново вошло в состав Москвы, а к началу 70-х годов попало в зону массовой жилищной застройки. Здание храма до последнего момента остается в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX в.
31 марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернений, храм преподобных Зосимы и Савватия был возвращен Русской Православной Церкви. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней. От хранения и использования для опытов над кроликами и крысами химикатов на стенах не только не сохранилось росписи, не было самой штукатурки, сам кирпич пришлось стесывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нем не могли. Когда храм был приспособлен под макаронную фабрику, то, чтобы не ставить фабричной трубы, колокольню храма приспособили для вытяжки дыма, предварительно разобрав у нее купол. Кроме того, шлак из печей в течение десятилетий не вывозился, а высыпался прямо на территории. И когда храм был отдан Церкви, то пришлось вывезти с территории храма (и это в Москве-то!), ни много ни мало, сто двадцать вагонов «культурного грунта».
Храм представлял неописуемое зрелище. Входить в него можно было только через окно, которое ныне в алтаре придела святых мучеников Адриана и Наталии; там же, где ныне престол «Живоносный Источник», никакого алтаря в храме никогда ни в какие времена не существовало. На его месте была выемка от бившего источника, который снабжен был своеобразным кирпичным перекрытием, и вход к источнику представлял собою лаз: всякий желающий почерпнуть из источника, мог сделать это только подобравшись к нему на коленях. (На месте источника впоследствии был возведен баптистерий.) На месте четверика, вместо купола красовался небесный свод, вместо пола зиял кратер. С самого верха, откуда должен был бы начинаться купол, до дна вырытой в полу воронки, спускалась немыслимая по величине железная конструкция, которую и поднять-то можно было только мощным краном. Алтарная апсида главного алтаря была разрушена.
На 31 марта 1990 г. (день принятия ключей) был назначен субботник. О субботнике население было заранее оповещено. В течение двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю, но и результаты налицо: не взирая на невыразимую, даже ужасающую разруху за одну неделю руины храма были приспособлены к Богослужению. 31 марта были приняты ключи, шестого же апреля вечером уже была отслужена первая Всенощная, под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. На самый день праздника утром, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, было совершено малое (священническое) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Ныне существующий храм в стиле классицизма с трехъярусной колокольней был выстроен в 1842 г. После 1917 г. храм был закрыт и обезглавлен. Вновь освящен в 1990 г За последние годы храм преображается на глазах. Из руин возвысились стены храма, вновь устремилась к небу величавая колокольня и своим перезвоном приглашает людей в храм прославить Бога.
На территории храма посажен прекрасный цветник, в центре которого бьет фонтан.
Кроме того, за храмом располагается трехэтажное здание воскресной школы, в котором также находится музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.
21 августа 2008 года в день престольного праздника на территории храма был открыт памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому.
Деятельность прихода [ править ]
При храме Зосимы и Савватия Соловецких имеется баптистерий.
Действует воскресная школа для детей и взрослых, а также имеется Духовно-просветительский центр.
Создана благотворительная служба по оказанию помощи малоимущим.
Работает библиотека и церковный музей.
Действует Родительский комитет — общественное объединение жителей муниципального района Гольяново, актив которого составляют учителя ближних школ и прихожане храма.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: г.Москва, Байкальская ул., 37А (ближайшее метро: «Щелковская»)
Проезд: авт. 3, 68, ост. «Аптека»
Паломнику [ править ]
В храме обустроен баптистерий.
Фото [ править ]
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому