храм на вознесенской горке в екатеринбурге официальный сайт
Храм Вознесения Господня
город Екатеринбург
Расписание Богослужений
Духовенство нашего храма продолжает исполнять свой пастырский долг, окормляя прихожан на дому. У всех, кто в этом нуждается – в первую очередь, это пожилые и входящие в группу риска — есть возможность исповедаться, причаститься, собороваться и побеседовать со священником, не выходя из дома.Богослужебная и приходская жизнь, хоть и с некоторыми изменениями в связи с угрозой распространения коронавируса, продолжается. Храм открыт и службы совершаются своим чередом. В храме по-прежнему постоянно находится дежурный священник.
Телефон дежурного священника в нашем храме +7-982-766-79-70.
8 ноября. Понедельник
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740). Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
09-00 — Божественная Литургия. Лития
17-00 — Вечерня. Утреня. Исповедь
9 ноября. Вторник
Мч. Нестора Солунского (ок. 306). Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним. Прмч. Сергия Чернухина (1942).
09-00 — Божественная Литургия. Лития
17-00 — Вечерня. Утреня. Исповедь
10 ноября. Среда
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
09-00 — Божественная Литургия. Панихида
17-00 — Вечерня. Утреня. Исповедь
11 ноября. Четверг
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077). Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
09-00 — Божественная Литургия. Лития
17-00 — Вечерня. Утреня. Исповедь
12 ноября. Пятница
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285). Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
09-00 — Божественная Литургия. Лития
17-00 — Вечерня. Утреня. Исповедь
13 ноября. Суббота
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250). Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII). Прп. Мавры (V).
09-00 — Божественная Литургия. Панихида
17-00 — Всенощное бдение. Исповедь
14 ноября. Воскресенье
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
07-00 — Божественная Литургия в Приделе Благовещения Пресвятой Богородицы
09-00 — Божественная Литургия в Приделе Рождества Пресвятой Богородицы
Храм Вознесения Господня (мкр. Юго-Западный)
Храм Вознесения Господня (мкр. Юго-Западный) запись закреплена
Храм Вознесения Господня (мкр. Юго-Западный) запись закреплена
***Священномученик Иоа́нн Виленский, пресвитер
Показать полностью.
Священномученик Иоанн Дмитриевич Виленский родился в 1857 году в селе Борисоглебское в Ярославской губернии. После окончания Ярославской Духовной Семинарии он три года работал учителем в земском училище. А затем был рукоположен во иерея. С 1882 года и до своей мученической кончины в 1918 году отец Иоанн служил в селе Трофимовское Пошехонского уезда. В начале ноября 1918 года большевиками в Пошехонском уезде была объявлена мобилизация лошадей в конский запас при уездном военкомате, во время которой крестьянами были избиты военрук и делопроизводитель. В ответ на это прибыл отряд ЧК, который стал производить поголовные обыски с конфискацией имущества, арестовав при этом около сорока человек. 10 ноября без всякого суда и следствия неподалеку от села Семеновское на болоте чекистами были изувечены и расстреляны трое арестованных, в числе которых находился и священник церкви села Трофимовское отец Иоанн. Его обвинили в укрывательстве контрреволюционеров, скрывавшихся после белогвардейского мятежа в Ярославле, и хранении дорогих вещей расстрелянной вместе с ним бывшей владелицы завода Деруновой. Когда отряд чекистов покинул село, тела расстрелянных были перенесены с болота на кладбище и встречены крестным ходом. У отца Иоанна было семеро детей, один их которых стал священником в этом же Пошехонском уезде.
Храм Вознесения Господня (мкр. Юго-Западный) запись закреплена
Святой Арсений Каппадокийский родился в селе Фараса в Каппадокии (М. Азия) около 1840 года, во Святом Крещении мальчика нарекли Феодором. В раннем возрасте он лишился родителей: Елевферия и Варвары. Получил образование в семинарии в Смирне (Измир).
Показать полностью. В 26 лет он принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (Турция), там был рукоположен во диакона и направлен митрополитом Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам. В 1870 г. Арсений Каппадокийский был рукоположен во священника и возведен в сан архимандрита. Он совершил пять паломничеств на Святую землю, и поэтому его прозвали Хаджи-эфенди. Пастырская деятельность святого Арсения продолжалась в Фарасе 55 лет. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения.
Св. Арсений вел строгую подвижническую жизнь и получил от Господа дар прозорливости и исцеления. По его молитве, которая, по словам очевидцев, «могла пробить камень», исцелялись глухие, слепые, парализованные и бесноватые. Не только греки, но и турки считали Арсения Каппадокийского святым, т. к. и среди мусульман он совершал чудеса и исцелял больных. Патриархи Константипольский и Иерусалимский хотели сделать св. Арсения епископом, но он каждый раз отказывался.
Он предвидел грядущие испытания, войны и исход с родной земли. В 1924 г. при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер через 40 дней после прибытия в Грецию, на острове Корфу. Мощи св. Арсения были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти (близ Фессалоники). Многочисленные посмертные чудеса св. Арсения Каппадокийского привели к его прославлению в 1986 г. в лике святых.
Храм Вознесения Господня (мкр. Юго-Западный) запись закреплена
Священномученик Неофит, епископ Урбнисский, бывший персидский военачальник Омар, участвовал в походе султана Ахмета, вторгшегося в Грузию. Подъезжая к Шиомгвимской обители с передовым отрядом, Омар, по Промыслу Божию, увидел духовными очами сонм Ангелов над обителью и посреди них старца – святого Шио. Пораженный красотой Шиомгвимского монастыря, Омар не тронул обители, а унес с собой желание самому стать ее иноком.
Показать полностью.
Через некоторое время он действительно вернулся в Шиомгвимский монастырь с двумя верными своими слугами. Здесь он принял Святое Крещение и постригся с именем Неофит, что значит «новообращенный», а его слуги были названы в христианстве Христодулом и Христофором.
С этого временя начал святой Неофит ревностную подвижническую жизнь и стяжал много Божиих дарований. Он стал настоятелем обители, и слава о его равноангельской жизни разнеслась по всей Грузии. Католикос Самуил IV (582–591) вызвал его из обители и возвел на Урбнисскую кафедру.
Новопоставленный епископ с апостольской ревностью стал распространять христианскую веру среди язычников и огнепоклонников, искореняя их ложные учения. Тогда они решили умертвить врага их религии. Зная, что преосвященный Неофит ежедневно ходит в кафедральный свой храм, посвященный первомученику Стефану, и слыша нередко повествования о смерти святого архидиакона, побитого от иудеев камнями, они ворвались в его дом. Застав епископа на молитве, язычники схватили его, выволокли вон и предали мучительной смерти через побиение камнями. Это произошло в 587 году.
Спустя некоторое время тело святого было перенесено в Шиомгвимский монастырь и положено под престолом соборного храма.
Бывшие его слуги Христодул и Христофор высокими иноческими подвигами прославились в означенной обители, а Христофор, достигший глубокой старости, был настоятелем обители (после игумена Илариона). Он был пятым игуменом после св. Шио (см. 9/22 мая), которого преемниками были: Евагрий, Неофит (впоследствии Урбнисский епископ), Иларион и Христофор.
Грузинская Церковь празднует память священномученика Неофита, епископа Урбнисского, 28 октября/10 ноября.
Храм Вознесения Господня (мкр. Юго-Западный) запись закреплена
Преподобный Иоанн Хозевит, епископ Кесарии Палестинской (587–596), прославился своей борьбой с евтихианской ересью, а также благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Родился он в египетском городе Фивы и еще юношей долго подвизался со своим дедом в Фиваидской пустыне. Узнав о святой жизни Иоанна, по повелению императора его поставили епископом города Кесарии. Но святой, стремясь к уединению, удалился в Хузевскую пустыню (между Иерусалимом и Иерихоном) и подвизался там до конца жизни (VI).
Храм Вознесения Господня (мкр. Юго-Западный) запись закреплена
Священномученик Кириак, патриарх Иерусалимский, был тем иудеем, который показал святой царице Елене место захоронения Животворящего Креста Христова. Присутствуя при обретении Креста, Кириак (до Крещения он носил имя Иуда) искренно уверовал во Христа – Бога Истинного и стал христианином. За чистую и добродетельную жизнь Кириак был удостоен избрания и возведения на Иерусалимский патриарший престол.
Во времена яростного гонителя христиан Юлиана Отступника, в 363 году, Кириак принял страдания за веру. После долгих пыток мучители умертвили святого.
Храм Вознесения Господня (мкр. Юго-Западный) запись закреплена
Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249–251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.
Показать полностью.
Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: «Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей». Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.
После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.
Храм Вознесения Господня (мкр. Юго-Западный) запись закреплена
Родился в 1788 г. в семье священника. Крещен Фомой. Младенец не принимал материнского молока. Чтобы спасти ребенка от голодной смерти, изумленная мать кормила его картофельной жижей, разваренной репой и морковью.
Показать полностью.
Суеверные соседки наговаривали матери, что этот ребенок урод. Мать ожесточилась против ребенка и приказала служанке утопить его в речке. Та дважды бросала его в воду, но хранимое Богом дитя вынырнуло из воды и безмятежно спало, словно в мягкой колыбели. Служанка в испуге расплакалась и вернула младенца домой.
Ожесточенная мать выхватила дитя и побежала топить сама. Она бросила его под мельничное колесо, но колесо остановилось. Выбежал мельник и достал дитя из воды. Наблюдавшая служанка рассказала отцу, и он прятал сына у добрых соседей. А когда умер отец, Фому отвезли на воспитаниe в Братский монастырь на Подоле. Здесь он учился грамоте и принял монашеский чин. Жил в Киево-Печерской Лавре и Китаевой пустыни.
Заботясь о чистоте души, он нисколько не заботился о чистоте тела. Одежда его была ветхая, с заплатами, пришитыми белыми нитками, и вся выпачкана тестом и маслом. На одной ноге истрепанный сапог, а на другой – валенок или лапоть. Голова всегда повязана была грязным полотенцем. На теле носил железный пояс с иконкой Богоявления в память трикратного спасения от утопления. Получая пищу, он смешивал ее в одной посуде: и горькое, и сладкое.
По Киеву ездил всегда на бычке без упряжи и вожжей и приезжал именно туда, куда хотел блаженный – без возгласов и понуканий. Сидя на возку спиной к бычку, он всегда читал на коленях Псалтирь. Обличал тайные и явные грехи приходящих к нему в Китаево паломников, отчего одни плакали в раскаянии, а у других от страха и стыда волосы дыбом поднимались.
Одной барыне он вылил в подол на новое шелковое платье целую миску борща (так обличил ее в прелюбодеянии).
Однажды митрополит Филарет спешил в Китаево и не дочитал свое монашеское правило. В лесу он увидел Феофила, сидящего на самой верхушке дерева с молитвословом в руках. На вопрос митрополита: «Что ты там делаешь?» – он ответил, что дочитывает правило.
А для голодных странников распалил небесным огнем костер без спичек (помолясь на небо) и сварил им кашу из травы и камушков. А когда разливали в миски, то каша не уменьшалась, пока всех не накормил.
Император Николай Павлович, начиная войну с Турцией, хотел узнать у прозорливца будущее России и поехал в Китаевскую пустынь. Феофил, выйдя навстречу царю, исцарапал себе до крови руки и лицо, разгреб муравейник и улегся в середину его на спину. Царь и митрополит долго просили его подняться, но он лежал не шевелясь, с закрытыми глазами, скрестя руки на груди, как покойник. По всему телу его копошились целые полчища муравьев. И предсказание сбылось. Многочисленная армия турок (как муравьи) набросилась на Севастополь. Погибли храбрые адмиралы: Корнилов, Нахимов, Истомин и другие, а царь, истерзанный заботами и печалью о России, скончался в 1855 году.
В день своей кончины Феофил приказал очистить его келлию от мусора, зажечь лампаду и свечи, покадить ладаном. На вопрос келейника, зачем все это, он ответил, что сегодня за ним явится Ангел смерти и его надо принять по-христиански. Потом лег на скамью, взял в руки крест и послал к начальнику пустыни сказать, чтобы ударили в колокола, так как Феофил скончался. Начальник побежал в келлию, так как не поверил сказанному, но увидел, что Феофил уже лежал бездыханным, а вокруг изливался чудный аромат.
Скончался 28 октября ст.ст. 1853 года на 65 году жизни. Погребен у северной стены Свято-Троицкой церкви в Китаевской пустыни, рядом с могилою Киево-печерского затворника Досифея.
И после его кончины, так же, как и при его жизни, подается не менее скорая помощь в болезнях и скорбях всем, с верой призывающим его имя, совершающим у его могилки панихиды.
14/27 июля 1993 г. Собор Украинской Православной Церкви под председательством блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, канонизировал Христа ради юродивого иеросхимонаха Феофила, причислив его имя к лику святых. А нетленные его останки перенесены в храм Святой Троицы и покоятся в новой гробнице.
Храм Вознесения Господня
город Екатеринбург
История
Храм Вознесения Господня в Екатеринбурге ведет свою историю с конца ХVIII века. Этот храм – единственное сохранившееся в городе церковное здание, построенное в стиле позднего барокко.
Церковь эффектно поставлена на самой возвышенной точке города — Вознесенской горке (290 м), по соседству с классическим ансамблем усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. И в нынешние дни церковь- одна из высотных доминант в панораме города. Этот храм – живой свидетель трагических событий ночи с 16 на 17 июля 1918 года, когда в Екатеринбурге была расстреляна царская семья.
Когда-то на месте храма располагалась загородная дача одного из строителей города В.Н.Татищева. В 1735 году он писал в канцелярию Главного управления: «.. Мне для моей физической болезни здесь в близости завода, для великого курения и пыли жить весьма тяжко; того ради надлежит командирский двор построить за городом на северной стороне, где от меня место показано»…
Место, о котором здесь говорится – Вознесенская горка, тогда еще безымянная, покрытая сосновым лесом. Дом для генерала Татищева возвели из этого срубленного леса, обустроили вместительный погреб, отвели огород. Впервые «Загородный Командирский дом» появился на плане Екатеринбурга в 1737 году. Сам дом иногда называли «Генеральский» и горку – «Генеральской горкой». К 1790 году генеральский дом пришел в негодность.
По просьбе мастеровых Мельковской слободы и старосты прежнего деревянного храма Вознесения купца Николая Карнаухова в епархиальное управление, было получено благословение на строительство нового храма во имя Вознесения Господня. Вначале храм был деревянным и располагался на западном склоне горки. Но простоял так недолго, вскоре появилась каменная церковь на противоположной стороне улицы. На месте первоначального храма сейчас находится часовня Преподобной Мученицы Елисаветы Феодоровны.
В России день Вознесения Господня – один из главнейших праздников Русской православной церкви. Народ российский в этот день не работал, поскольку день был «неприсутственным», выходным.
В городской храм Вознесения Господня – « на престол» на литургию собиралось особенно много богомольцев. По странному стечению обстоятельств, в Вознесение отмечали свой годовой праздник торговые служащие Екатеринбурга.
В 1888 году в нижнем этаже разместилась мужская одноклассная церковно-приходская школа. В 1891году в д. Пышминской и в 1893 году – в с. Владимирском были открыты такие же школы.
Лишь со временем храм приобрел ту благолепность и законченность архитектурных форм к которым мы привыкли.
Согласно статистике, население Екатеринбурга в 1807 – 1850 годах увеличилось на 5458 – с 10023 человек до 15471 человек.
Судя же по клировым ведомостям, рост Вознесенского прихода идет более активно. Так в 1832 году численность прихода была 2967 душ, а в 1859 она уже была 4150 душ.
Такую динамику роста прихода, вероятно, можно объяснить большой популярностью прилегающих к Вознесенской церкви окрестностей, где в 1 половине Х1Х века началась активная застройка. Тут начинают строить самые красивые дома: дворец Расторгуева-Харитонова (строительство началось в 1794 году и продолжалась до 1815 года), такой же красивый, но меньшими размерами дом Тихона Зотова (он существовал только в Х1Хвеке). Но хозяева этих особняков были старообрядцами по религиозным убеждениям и вряд ли были прихожанами Вознесенской церкви.
Здесь же располагался особняк владельцев Сысертских заводов Турчаниновых-Соломирских и дом горного инженера Редикорцева, больше известный по имени его последнего владельца Ипатьева.
Уже к концу Х1Х века часть прихожан из городского населения, а их, видимо, было немало, становятся прихожанами новопостроенной Александро-Невской церкви. Церковь эта была построена на средства екатеринбургского купца Лузина. Почему позже и получила название Лузинской. 28 июня 1895 года преосвященным Симеоном, епископом Екатеринбургским, была освящена и первоначально приписана к Вознесенской церкви. Но через несколько лет новый храм получает самостоятельность. Эта церковь была небольшой, построена из камня, с такой же колокольней. Приход этой церкви состоял из улиц: 2, 3, 4 Мельковских (ныне); Северной ( ), Пышминской ( ), Березовской. Названные улицы принадлежали ранее Вознесенскому приходу.
К Вознесенскому храму относилась северо-восточная часть Екатеринбурга. Прихожанами храма по социальному составу являлись в основном мастеровые. По данным клировых ведомостей за 1832, 1834,1842, 1859 годы число мастеровых чуть превышало половину от общего числа прихожан. Оставшуюся половину составляли категории дворян, офицеров, чиновников, купцов, мещан, низших воинских чинов, крестьян, приписанных к приходу сел. По данным справочника «Весь Екатеринбург» за 1903 год почти каждый третий житель города ходил в храм на Вознесенской горке. Известно, что прихожанами этого храма были известные в городе семьи живших неподалеку камнерезов Липина и Хомутова. По воспоминаниям родных, они также являлись благоустроителями храма.
В городской части прихода всегда имелось небольшое количество старообрядцев, принадлежавших часовенному толку (бывшие беспоповцы). Им было предоставлено отдельное помещение.
Кроме этого, к приходу были приписаны два селения: Пышма и Владимирский (ныне поселок Балтым).
Первое селение, возникшее в 30-х годах ХVIII века, находилось от своей приходской церкви в 10 верстах. Там существовала деревянная часовня. В ней, по просьбе местных жителей, в некоторые праздничные дни приходским причтом отправлялась служба.
С 1891 года в Пышме начала свою деятельность одноклассная церковно-приходская школа, такая же школа в 1893 г. появилась и в с. Владимирском
В с. Владимирском, расположенном в 18 верстах от Екатеринбурга, где проживало 3305 прихожан, также имелась деревянная часовня с алтарем. В 1893 году эта часовня была освящена благочинным протоиереем Василием Луканиным в церковь во имя великомученицы Параскевы. «В храме этом в Великий пост для говеющих и в некоторые праздники приходским причтом отправляется богослужение».
Храм этот в несколько перестроенном состоянии сохранился до наших дней. Сейчас там возобновилась богослужебная жизнь.
По поводу священнослужителей Вознесенской церкви клировые ведомости сообщают, что «причта положено по штату издавна: два священника, диакон, два дьячка и два пономаря». Однако имя второго священника появляется в документах только в 1842 года. На начало ХХ века в Вознесенском храме служат уже три священника, диакон и три псаломщика, пономари уже не значились в клире.
Что касается материального обеспечения клира, то первоначально до 1839 года «священно церковнослужители на содержание свое постоянного оклада не имели, а содержались «братскими кружечными доходами».
Так, за 1834 год по кружечному сбору было собрано 1800 рублей, что оказывается – «весьма посредственно для содержания».
С 1839 года священно церковнослужителям по утвержденному штату было положено производить жалование: священникам — по 500, диакону – 250, дьячкам – по 175, пономарям – 150 рублей ассигнациями в год. Это, по всей видимости, шло сверх кружечных сборов. Содержание это, как отмечается, достаточно.
С мая 1843 года по указу Святого Синода, священно церковнослужителя производить пособие помещением с отоплением и покосами; дьячкам и пономарям с женами производить провиант в месяц по 2 пуда, а семейству по 1 пуду.
Что касается жилья, то, судя по клировым ведомостям, многие священнослужители в первые годы своего служения личных домов не имели
В 1860-80 годах иконостасы и иконы храма менялись несколько раз
Иконостасы в каждом пределе храма были солидные. Икон было достаточно. Многие из них – в серебренных и посеребренных ризах, некоторые украшены уральскими самоцветами. Особо почитаемой иконой был образ Богородицы «Всех скорбящих радости», скопированный по желанию и на средства прихожан с чудотворной иконы, находившейся на стекольном заводе вблизи Санкт-Петербурга. Икона эта часто вносилась в дома не только прихожан Вознесенского прихода, но и других храмов города.
В храме почти ежедневно по просьбе кого-то из жителей города служились молебны с чтением акафиста этой иконе. Ныне икона находится в Кафедральном соборе.
Храм располагал действительно драгоценными предметами: напрестольный пасхальный крест из розовой яшмы и уральских камней, украшенных топазами; серебряный позолоченный крест с изображением Христа из бирюзы; Евангелия в серебряных окладах с самоцветами; серебряный потир в 2 фунта весом(1 кг 200 г) и многое другое
В 1888 году в нижнем этаже разместилась мужская одноклассная церковно-приходская школа.
Последним настоятелем был Дягилев. Он служил в храме с начала ХХ века.
Но установившийся порядок жизни сломан революцией 1917 года. 23 января 1918 года был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому религиозные общества лишались права собственности. Пока законодательные положения шли до Екатеринбурга, разразилась гражданская война. 17 апреля 1918 года в стенах Вознесенского храма было видно, как к расположенному напротив дому Ипатьева подъехал автомобиль, из него вышли трое мужчин и скрылись в воротах. Бывший российский император Николай II описал тот день в своем дневнике: «.. поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом Ипатьева. Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты».
В Великий Четверг на Страстной неделе 1918 года звонили колокола Вознесенской церкви. Обители «дома особого назначения» слышали их. Николай II отметил: « При звуках колоколов грустно становится при мысли, что теперь Страстная, и мы лишены возможности быть на этих чудных службах».
Наконец, ночью с 16 на 17 июля старая церковь стала свидетелем необычной суеты возле Ипатьевского особняка: входили и выходили люди, что-то увозили на грузовиках, потом всё утихло, дом совсем опустел.
На всю церковную утварь была составлена самая подробная опись.. Недолго, однако, оставалось священникам украшать богослужения этой прекрасной утварью. 23 февраля 1922 года вышел в свет декрет об изъятии церковных ценностей. 12 мая этого же года Вознесенский храм лишился своего достояния: 5 напрестольных крестов, 3 дарохранительницы, 26 серебряных риз с икон, 30 бриллиантов, 56 различных самоцветов. Только серебра комиссия вывезла из Вознесенской церкви 2 пуда (32 кг).
В апреле 1925 года представители городской администрации предприняли проверку сохранности всего оставшегося в Вознесенской церкви имущества. Нашли недостачу – 9 парчовых риз, 40 холщовых полотенец, 21 аршин красного сукна. Сукно и полотенца, конечно, не могли послужить достаточным основанием к закрытию храма, поэтому обнаружили политическую причину. На литургии священники произносили положенную формулу : «Еще молимся о Святейшем …». Это считалось серьезным нарушением для официальных властей. В то время Тихон был всего лишь гражданином Белавиным, контрреволюционером, преступником. Было заведено целое дело. Вывод из данных обстоятельств сделали однозначный: договор, заключенный в 1920 году, расторгнуть.
Верующие пытались отстоять свой храм, обращались к духовным и светским руководителям, но все усилия оказались бесполезными, и уже 17 декабря 1926 года представители отдела народного образования принимали работу по переоборудованию бывшей церкви в школу-семилетку. Паперть приспособили под раздевалку, главный алтарь стал пионерским клубом, в церковном архиве разместилась столовая.
Позднее в Вознесенскую церковь въехал краеведческий музей, а в 1991 году двери храма снова распахнулись для верующих.