храм на выше рязанской области
Святой источник святителя Феофана Затворника Вышен
Снимок заимствован с сайта http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ryazan&page=161
Святой источник святителя Феофана Затворника Вышенского
Знаменитая Эммануиловка! Сколько известных и знаковых событий связано с этим селом!
Это и место нахождения иконы Казанской Божией Матери Вышенской.
Это и место сохранения обретенных мощей епископа Феофана Затворника Вышенского.
Это и подготовка к канонизации, происходившая в Эммануиловке с 1973 г., при непосредственном участии отца Георгия Глазунова, настоятеля храма Сергия Радонежского.
Это и Святой источник, освященный в честь святителя Феофана Вышенского Затворника, который расположен на берегу пруда, близ храма преподобного Сергия Радонежского.
Благодаря этим событиям Эммануиловка стала крупным центром православной жизни в Шацком районе, который тесно связанный с «ученым монашеством» Троице-Сергиевой лавры.
Прежде чем перейти к цели нашего повествования – о святом источнике, весьма уместно поподробнее рассмотреть события, упомянутые выше; как и когда появилась икона Казанской Божией Матери в Эммануиловке, а также и разобраться с обретением Святых мощей Феофана Затворника Вышинского.
Обратимся теперь к истории обретения мощей Святителя Феофана Затворника Вышенского.
Святитель Феофан мирно скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня; при облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Он был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. Однако после революции в монастырских постройках разместили психиатрическую больницу, а в Казанском храме устроили склад. Спустя много лет, в 1973 году, в Эммануиловку в гости к настоятелю храма Сергия Радонежского отцу Георгию (Глазунову) приехали из города Загорск, ныне Сергиев Посад, игумен Марк (Лозинский), преподаватель гомилетики Московской Духовной Академии, и студенты МДА иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников). Они решили сходить на Вышу и поклониться Феофану. Вот что вспоминает отец Георгий: «Мы помыли надгробие могилы святителя – мраморную плиту в метр толщиной, она стояла над склепом, в котором сбоку была пробита дыра. Могила была вскрыта, искали какие-то сокровища, золото. Как пробивали склеп, так, видно, в нем и остались лежать какие-то железяки, трубы. Отслужили панихиду по святителю Феофану и решили забрать отсюда его честные останки. Спустя некоторое время отец Елевферий для этого вернулся. Кладовщица на этот раз впустила нас в храм и тут же закрыла нас на замок, предварительно поинтересовавшись: «А что вы тут будете делать?» – и пригрозив: «Если что-то найдете, поделитесь!» – «Ладно-ладно». А сами принялись очищать склеп от мусора. Отец Елевферий спустился вниз в могилку, я помогал ему сверху. Было темно, светили фонариком. Провозились часа четыре. Потом увидели разломанный гробик. Он был развален на четыре части. Разбирая далее, мы увидели, что голова у святителя разбита на три части. Наверно, бросали что-то тяжелое. Собрали все косточки, каждый суставчик, позвонок. Потом нашли Евангелие, как новенькое: листочки белые-белые, печать чистая. Полностью сохранилось! Только вот если в руки его взять, страницы ломались. Честные останки святителя Феофана мы, как обрели, привезли ко мне домой. Какое-то время мощи находились у меня, а потом их перевезли в Троице-Сергиеву Лавру. Все хранилось в строгом секрете. Про мощи знали только отец Марк, отец Георгий, отец Елевферий и я, да еще отец Кирилл (Павлов)».
В Троице-Сергиевой Лавре поместили в нижнем храме во имя Всех святых, что под Успенским собором., где они находились до 1988 года.
В год 1000-летия Крещения Руси Феофан Затворник был канонизирован в лике святых. В год прославления, мощи святителя Феофана перевезли из Троице-Сергиевой Лавры в Эммануиловку, в ближайший к Свято-Успенской Вышенской обители, действующий храм Сергия Радонежского, потому что в Выше по-прежнему находилась психиатрическая лечебница. В июне 2002 года мощи Святителя Феофана Затворника были перенесены в восстанавливающуюся Вышенскую обитель, где и находятся в настоящее время.
Село Эммануиловка расположено в 28 км к востоку от города Шацка. Расстояние от села до районного центра Шацк по автодороге — 34 км.
Интересны версии происхождения названия села. Первая легенда происходит от местных жителей, которые до сих пор называющих село Мануиловка, и по их мнению буква «э» появилась в его названии в первые годы советской власти. Будто бы малограмотный писарь, оформляя какие-то документы, записал село как Эммануиловка, посчитав, что так благозвучнее. А Мануиловкой село было названо по имени помещика Мануила.
Кроме того, вплоть до начала XX в. село Эммануиловка носила также и второе название — Засечинка. Село Засечинка возникло не позднее XVII века в районе бывшей Большой засечной черты, от которой и получило свое название.
Вторая версия происхождения названия связана с именем последнего владельца села. В XIX в., вплоть до отмены крепостного права в 1861 г., село принадлежало дворянскому роду Нарышкиных. Его последним владельцем был тайный советник и обер-камергер Эммануил Дмитриевич Нарышкин, в честь которого село и получило свое второе название — Эммануиловка.
А в 1860 г. по инициативе и на средства Э. Д. Нарышкина в селе Эммануиловка была построена новая теплая деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Позднее, помимо церкви в селе имелись церковно-приходское попечительство и одноклассная смешанная церковно-приходская школа. В 1930 г. Сергиевский храм был закрыт, но уже с 1945 г служения в нём были возобновлены.
Святой источник в честь святителя Феофана, затворника Вышенского расположен на берегу пруда вблизи храма Сергия Радонежского. На источнике оборудована часовня, купальня.
Село со всех сторон окружено большим лесным массивом, в центре села имеется пруд. К северо-востоку расположено урочище Сумежка, к югу протекает река Известь, к западу — правый приток Цны Выша. Ближайшие населённые пункты — посёлок Выша и деревня Важная.
К 1911 г насчитывалось 134 крестьянских двора, в которых проживало 463 души мужского и 549 женского пола. Жители занимались земледелием и выделкой овчин. Душевой надел местных крестьян составлял 3 десятины. А в 2012 году в селе осталось лишь 60 жителей.
Успенский Вышенский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в Цну. Ближайшими к обители поселениями являются две небольшие деревни – Выша и Важное.
Основание обители на настоящем месте относят к 1625 году. Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы.
В начале, Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.
Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.
В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.
В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.
В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.
После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.
29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря.
29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни.
14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора. Перед освящением собора в него были перенесены мощи святителя Феофана из Успенского храма. Чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери также находится отныне в обители.
Феофан Затворник
2015 г. — празднование юбилея выдающегося церковно-государственного деятеля, великого подвижника и богослова святителя Феофана, Затворника Вышенского.
Отец Феофана затворника, Василий Тимофеевич Говоров, был священником и отличался истинным благочестием. Как выдающийся среди духовенства, он был назначен на ответственную должность благочинного и нес ее в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, а также любовь и уважение подчиненных. Отец Василий был человеком прямого и открытого характера, добросердечный и гостеприимный.
В прощальных словах владимирского духовенства звучала надежда на то, что Феофан Затворник, как и его великие предшественники, покинув многозаботливую святительскую кафедру, послужит Церкви своими писаниями и духовными трудами: «…как в древности св. Исаак Сирианин, а в недавнее время св. Тихон Задонский, – оба пребывая на безмолвии после трудов святительских, услаждали церковь Христову драгоценными для нее навеки писаниями и сими трудами своими обессмертили в христианстве свою святую память, которую прославил Сам дивный во святых Своих Бог, – так да процветет в летописях дней св. церкви и возлюбленное имя отшельника – иерарха нашего, дондеже облечется вечным бессмертием небесным от Отца Светов. Да сотворит Господь и да исполнит по сим желаниям нашим искренним, молитвами прославившихся зде угодников Своих, к которым благоговейно и всегда притекал с усердными мольбами о заступлении преосвященный Феофан Затворник» [2].
От отца же святитель Феофан затворник унаследовал сильный и глубокий ум. Отец-священник часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этом развивался в отроке дух церковности.
Так под мудрым руководством отца и нежной, любовной попечительностью матери при благочестивой настроенности всего семейства протекали первые годы детства: у родителей кроме Георгия было еще три дочери и три сына.
Учеба Святителя Феофана Затворника в училище и семинарии
Надо сказать, что первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме: на седьмом году его начали учить грамоте. Отец Василий руководил обучением и прослушивал заданные уроки, а учила детей мать. «Еще в детстве Георгий обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивающийся первопричины явлений, быстроту соображения, живую наблюдательность и другие качества, приводившие нередко в удивление окружающих. Еще более возвысился, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием», – пишет один из биографов святителя Феофана затворника И. Н. Корсунский.
Давая наставления о чтении духовной литературы, Феофан Затворник уточнял у своих адресатов, есть ли в их библиотеке творения святителя Тихона: «Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок. … Св. Тихона читаете? – Добре? Никакая книга не может сравниться с его книгами» [16]. А о. архимандрита просил в письме: «Поклонитесь св. мощам свт. Тихона, и приложитесь к ним, и скажите, что это за меня, чтоб помогал мне святитель Божий» [17].
Святитель Феофан Затворник участвовал в торжествах прославления святителя Тихона, которые прошли в 1861 году. В это время святитель Феофан Затворник находился на Тамбовской кафедре и его участие в торжестве открытия мощей новоявленного чудотворца-святителя «послужило как бы особым благодатным освящением его собственного святительского служения» [3].
Паломнические поездки.
Cвято-Успенский Вышенский монастырь принимает паломников из разных концов России, а также из дальнего и ближнего зарубежья.
Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в Цну. Ближайшими к обители поселениями являются две небольшие деревни – Выша и Важное.
Приглашаем трудников
Свято-Успенский Вышенский монастырь приглашает трудников для проведения работ в обители. Монастырь с благодарностью примет рабочих, имеющих строительные специальности, а также любых желающих, готовых потрудиться по благоустройству территории. Всем будет предоставлено жилье и питание.
Уникальная, но забытая церковь в селе Перевлес Рязанской области
Салют, други мои! Летом 2020 года скатался в один из самых красивых и неповторимых храмов России — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в небольшом рязанском селе Перевлес. Специалисты в один голос именуют уникальную святыню не иначе как «архитектурным чудом», но ныне этот памятник архитектуры 19 века давно покинут и забыт.
Добраться до села довольно просто от Рязани до Перевлеса всего 60 км, а от Москвы — 300 км, вполне себе легкая, но незабываемая поездка выходного дня. По большей части дорожно покрытые будет отличное, и только последний пяток километров асфальтовое покрытие оставляет желать лучшего. Да и после дождя, как было у меня, для подъезда непосредственно к храму желателен был полный привод. Всегда можно оставить машину у дороги и прогуляться пешком, места тут тихие.
Несмотря на периодически моросящий дождь, удалось отснять видео не только снаружи и с колокольни, доступ на которую свободен, но в самой церкви, где ни иначе как чудом сохранились красивейшие фрески. Атмосфера в этом месте действительно неповторимая.
Эксперты утверждают что аналогов в мире попросту нет. В реальности храм действительно поражает своими размерами, автор увидел этого гиганта на подъезде, километров за пять до конечной цели поездки. Вблизи же понимаешь, почему его называют «застывшей музыкой», ибо архитектурное воплощение церкви потрясает.
Лучше всего про чудо села Перевлес высказался известный советский искусствовед Георгий Карлович Вагнер : «При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны – портиков, апсиды и ротонды – образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Такое поистине «органное звучание» колоннад делает церковь уникальной».
Еще более удивительно, что стоит храм стоит в маленьком селе с населением в менее чем полсотни жителей. Сюда не возят многочисленных туристов, хотя дорога в Перевлес по большей части асфальтированная и портится только на подъезде к церкви.
За тот час с небольшим, что я снимал забытую святыню, нами заинтересовался только огромный, но дружелюбный пёс, а по подворьям мне пришлось изрядно походить, чтобы найти хоть кого-нибудь из местных жителей. Двери храма были наглухо заколочены и даже для надежности завалены бетонными блоками.
Рядом с храмом расположено изрядно заросшее церковное кладбище с разрушенными от времени старинными надгробиями у самого берега реки Проня. Именно водная артерия и раскрывает главную тайну Перевлеса. Первые упоминания о селе датируются XVII веком, когда оно было крупнейшим торговым (сейчас бы сказали логистическим) центром Рязанской губернии. Именно здесь проходила дорога из Пронска на Шацк, тут грузились баржи с зерном в Москву и Нижний Новгород. Пере-В-Лес, переправа в лес, крайняя точка Прони, где суда подниматься уже не могли. Село богатело и разрасталось за счет сдачи внаем амбаров для хранения зерна, а перевлеская ярмарка диктовала цены на хлеб в центральной России.
Следы причала уже давно скрыло время, дорога почти заросла и только храм Рождества Пресвятой Богородицы напоминает о былом торговом величии села. Одному из особо разбогатевших на торговле купцов, Ивану Ивановичу Барыкову, пришло в голову украсить Перевлес своего рода «Александрийским маяком», грандиозным и неповторимым храмом, строившимся 15 лет, с 1824 по 1839 годы.
Авторство святыни — еще одна тайна перевлеской святыни, хотя большинство экспертов уверенно приписывают его выдающемуся Доменико Жилярди. Интересно, что село стоит на известняковое плато, что и позволило выдержать колоссальный вес церкви.
В 1936 году церковь закрыли, а весной 2007 года, после многих десятилетий забвения, обрушился свод трапезной. Горстка неравнодушных краеведов в то время начала восстановительные работы, заново перекрыв крышу храма и вынеся горы мусора, но по состоянию на август 2020 следы стройки заросли травой уже по пояс. Слишком сложный объект, который не восстановить силами энтузиастов.
Сельчане рассказали, что сейчас за церковью следят несколько бывших уроженцев Перевлеса и одна женщина из соседнего дома регулярно посильно прибирается в храме. Низкий им поклон. Благодаря им и удалось найти потаённый вход в храм.
Обычно же увидеть внутренне убранство Церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно только во время редких богослужений, двери храма заколочены, завалены каменными глыбами и закрыты на амбарные замки, а на окнах глухие решетки. Попадая сюда в одиночку окунаешься в голубиное царство с резким запахом помёта и хлопающей на ветру фанерой в разбитых проемах. Не самое приятное чувство.
Атмосфера запущения смешивается с великолепным высоким куполом, с красивейшими фресками, которые как бы спрашивают: «Зачем ты здесь? Как так получилось?». А на несуществующем входе в храм сохранилась давно растрескавшаяся табличка с реквизитами для пожертвования.
У государства и Русской Православной Церкви уникальный архитектурный и исторический шедевр в селе Перевлес не вызывает особого интереса — дорого, да и кому якобы нужна церковь в ныне медвежьем углу Рязанской области?