храм над могилой героя в древней греции
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ГДЕ ПОКОЯТСЯ МОЩИ ГЕРОЕВ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ ПЕРЕСВЕТА И ОСЛЯБИ?
Биографии героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби полны белых пятен. Был ли в действительности бой Пересвета с Челубеем или это лишь легенда? Оба ли брата-монаха погибли на поле боя или только Пересвет? Как на самом деле звали Ослябю — Родион или Андрей? Споры идут до сих пор. Оставим все эти увлекательные вопросы историкам. И поговорим о том, что можно увидеть своими глазами. Где сейчас мощи святых Пересвета и Осляби? Куда можно прийти, поклониться героям? К счастью, такое место есть. А ведь было время, когда могилы воинов-монахов были потеряны и пережили страшные времена.
Могилы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби находятся в Старом Симонове, точнее в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве.
Храм был построен в 1509—1510 гг на месте деревянной церкви. В XVII веке при перестройке трапезной были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы. Их заложили кирпичной кладкой. И лишь в XIX веке в Сергиевом приделе храма над могилами установили чугунное надгробие.
Ну а в советское время началось. В 1932 году надгробие отправили на металлолом. Колокольню снесли, купол храма тоже. В церкви устроили компрессорный цех. Прямо на могилах стояло тяжеленное оборудование. И рабочие даже не знали, что ходят по могиле героев Куликовской битвы. Они вообще не знали, что работают в храме. Это был обычный заводской цех среди других цехов. Церковь оказалась поглощена заводом «Динамо».
Возрождение церкви началось в 1960-х гг. с инициативы художника Павла Корина, который писал письма, статьи, бил в набат:
Из книги «Русь и Орда. Великая Империя Средних веков». А.Фоменко и Г. Носовский
В 1987 году завод освободил церковь. Изначально здесь хотели открыть филиал Исторического музея. Но в результате вернули церкви и освятили. Сейчас проход к церкви Рождества свободный.
Сень над надгробиями прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Памятник Пересвету и Ослябе, установленный у церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове, в Москве.
Посетите этот старейший храм Москвы, храм-мемориал, поклонитесь героям Куликовской битвы!
Адрес Рождественской церкви: г. Москва, Восточная ул., 6.
Рубрики: | архитектура/Храмы, соборы, сакральная архитектура По России/Слава русского оружия По России/Москва и москвичи история |
Метки: храм история Россия Москва архитектура память
Процитировано 10 раз
Понравилось: 26 пользователям
Храм над могилой героя в древней греции
1. Загробный мир
Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами поговорим на две важные темы – о загробном суде и о его отсутствии в Греции, и об удивительном, важном, и о многом говорящем поклонении тем, кого греки называли героями. Но сначала мы поговорим о суде.
2. Тантал, Иксион и Сизиф
Из всех умерших только те, кто лично оскорбил богов, несли определённое наказание. А те, кто по каким-то причинам были лично угодны богам, обычно – из-за родственных связей, независимо от своих поступков обретали благую долю. Есть характерные предания о людях, наказанных после смерти, но этих преданий немного. Часть из них знает каждый, некоторые знают не все. Предания эти очень характерны, они показывают тот религиозный мир, в котором жили греки.
Но Иксиону и этого мало. Он мерзавец – и мерзавец уже до конца. Он начинает домогаться жены Зевса Геры и хочет с ней соединиться. Зевс творит так называемый идолон Геры, то есть образ Геры из облака. И Иксион соединяется с этим облаком, который принимает за Геру, и от этого соединения рождаются кентавры. Но Иксиону и этого мало. Когда он сходит с Олимпа, то начинает похваляться тем, что имел близость с самой Герой. И, в конце концов, за всё это Зевс его наказывает.
3. Элизиум
Дело в том, что родители жены Менелая – Зевс и та самая Леда, которой он явился в виде лебедя. А вот Клитемнестра, сестра Елены, родилась от земного мужа Леды, Тиндарея. И поэтому судьба Клитемнестры и Агамемнона печальна, а судьба Елены и Менелая прекрасна. Мы снова видим, что тем, кто кровно связан с миром богов, уготован особый жребий.
Это как с миром родовой аристократии: все дворяне – родня друг другу. Всем остальным – жребий другой. Вы уже помните, что одни люди родились непосредственно от богов, а другие родились из земли, гегенос, и они друг другу не ровня.
Тем не менее, идея конца света, вызванного несовершенством человека, в Греции отсутствовала. Эпохи сменяются эпохами, Золотой век сменяется Серебряным, потом Медным, потом Железным, но идеи конца света нет. Как писал знаток древних религий Клаас Бликер в своей книге «Священный мост», «Религии античности не создавали какой-либо эсхатологии… Мировиденье человека античности было статичным, а не динамичным. Он всецело доверял существующему миропорядку, который в легендарном прошлом был утвержден раз и навсегда… И потому у него не было нужды ждать от будущего каких-либо улучшений свой личной и общественной жизни». [Claas Jouco Bleeker. Sacred Bridge: Researches into the Nature and Structure of Religion. Brill Archive, 1963 – P.255].
Идеи прогресса в античности уж точно не было, скорее была идея регресса.
4. Культ Героев
А теперь мы обратимся к другой очень важной теме – теме, которая нас подведет к следующей лекции. Это культ героев. Слово «герой», конечно же, всем нам прекрасно известно, и мы отлично помним, что герой – это особо отличившийся человек. У нас в стране, особенно при советской власти, очень любили и любят до сих пор вешать звёздочку Героя – были Герои СССР, Герои России, Герои Соцтруда, дважды Герои, трижды Герои. Но в Греции это слово имело иное значение.
5. Святилища и центры почитания героев
Что же касается героев, то, например, Флавий Филострат старший, который написал «Житие Аполлония Тианского», многие его произведения переведены на русский язык, он написал в 170-250-е годы после Рождества Христова и специальный трактат «О героях». И в этом трактате как раз сказано, какой герой в каких случаях помогает. В частности, например, Ипполит и Протесилай помогают влюблённым [Флавий Филострат старший. О героях. III.3,14].
А отец Ипполита, Тезей, и Эхтол помогают грекам в битве при Марафоне. В 475-м году афиняне перевезли кости Тезея с острова Скирос в Афины, Плутарх об этом рассказывает в жизнеописании Тезея. Плутарх – богослов, но в то же время он прекрасный историк. И чтобы вы могли лучше себе представить, дорогие друзья, эту жизнь, этот ритм, мы можем послушать, как он рассказывает о почитании героев.
Что касается прорицалища, то там установлен такой порядок посещения. Если какой-либо человек решит спуститься в пещеру Трофония, то, прежде всего, он должен прожить определенное число дней в особом здании; это здание – храм доброго Демона и доброй Тихи (Случая). Живя здесь, он совершает различные очистительные обряды и, между прочим, воздерживается от теплых омовений; для омовения ему служит река Геркина (для грека мыться в холодной воде – это мучительно). Мяса он получает много от жертв: всякий, решающий спуститься в пещеру, приносит жертвы самому Трофонию и детям Трофония, а кроме того, Аполлону, Кроносу, Зевсу, именуемому Басилеем, Гере и Деметре, которую называют Европой и говорят, что она была кормилицей Трофония. При каждом жертвоприношении присутствует предсказатель; он вглядывается во внутренности (тут описывается то, что происходило уже в I-II веке по Р. Х.) жертвенных животных и, рассмотрев их, дает предсказание собирающемуся спуститься в пещеру – милостиво ли и благосклонно примет его Трофоний или нет (это предварительные предсказания). Но внутренности не всех жертвенных животных в равной степени знаменуют волю Трофония: в ту ночь, в которую каждый должен спуститься в пещеру, в эту ночь приносят в жертву барана над ямой, призывая имя Агамеда. Благоприятные знамения, объявленные при первых жертвоприношениях, не имеют никакого значения, если внутренности этого барана не говорят то же самое. Но если и они подтверждают прежние знамения, то каждый спускается в пещеру, преисполненный доброй надежды. А спуск этот совершается следующим образом. Прежде всего, в эту ночь его ведут к реке Геркине, моют его и умащают маслом. Ведут его два мальчика лет по тринадцати, из числа детей самых почитаемых горожан – их называют Гермесами; они-то и моют и служат и во всем другом этому нисходящему в пещеру, как мальчики-рабы. Затем он переходит в руки жрецов, которые ведут его не прямо в пещеру прорицаний, а к источникам воды; правда, они находятся близко один от другого. Здесь он должен напиться из одного воды Леты (Забвения), чтобы он забыл о всех бывших у него до тех пор заботах и волнениях, а из другого он таким же образом пьет воду Мнемосины (Памяти), в силу чего он помнит все, что он видел, спускаясь в пещеру. Показав ему статую, которую, как они говорят, сделал Дедал и которую жрецы не позволяют видеть никому, кроме тех, кто намерен идти в пещеру Трофония, поклонившись и помолившись этой статуе, они ведут его в прорицалище. На него надевают льняной хитон, подпоясывают хитон лентами и надевают специальную местную обувь.
Сам оракул находится за рощей на горе. Здесь сделана ограда из белого мрамора, окружность которой как самый небольшой молотильный ток, высота же меньше двух локтей. В эту ограду вделаны шесты из меди, так же, как и поперечные полосы, связывающие их. В этой загородке проделаны двери. За этой оградой есть отверстие в земле, не природное, но выложенное со всем искусством и роскошью каменной кладки. Внешний вид этого сооружения похож на печь для печения хлеба; диаметр его, на глаз, локтя четыре, а в глубину никто, кто бы ни прикинул на глаз, не даст больше восьми локтей. В самые недра пещеры схода не сделано никакого, но когда кто-нибудь идет к Трофонию, ему дают узкую и легкую лестницу. Между этим сооружением и внутренностью пещеры спускающийся встречает щель, шириной в две ладони, высотой в одну. Спускающийся ложится на пол, держа в руках ячменные лепешки, замешанные на меду, и опускает вперед в щель ноги и сам подвигается, стараясь, чтобы его колени прошли внутрь щели. Тогда остальное тело тотчас же увлекается и следует за коленями, как будто какая-то очень большая и быстрая река захватывает своим водоворотом и увлекает человека. Те, которые таким путем оказываются внутри тайного святилища, узнают будущее не одним каким-либо способом, но один его видит глазами, другой о нем слышит. Спустившимся возвращаться назад приходится тем же самым путем, через ту же скважину, ногами вперед. Они говорят, что никто из спускавшихся туда не умер, исключая одного из телохранителей Деметрия, – тирана. – Говорят, что этот не совершил ничего из установленных при святилище обрядов и спустился туда не для того, чтобы вопросить бога, но надеясь в этом тайном храме набрать золота и серебра. Говорят, что и труп его был найден в другом месте и не был выкинут через святое отверстие. Из многого другого, что рассказывают об этом человеке, я привожу самое важное. Того, кто вернулся наверх из пещеры Трофония, жрецы опять берут в свои руки, сажают на так называемый Трон Мнемосины, который стоит недалеко от святилища, и, посадив его там, спрашивают, что он видел и что слышал. Узнав все, они поручают его только тогда родственникам. Взяв его на руки, они несут его в то помещение, где он прежде жил, в храм Благой Судьбы и Благого Демона. Подняв его на руки, они приносят его сюда, охваченного ужасом и в таком состоянии, что он не сознает самого себя и не узнает близких. Но впоследствии к нему вполне возвращается и разум, и даже прежняя способность смеяться. Это я пишу не на основании слухов, но иных я видел своими глазами, и сам я вопрошал Трофония». [Павсаний. 9.39.4]
Храм над могилой героя в древней греции
Денис Шолохов запись закреплена
О МОГИЛАХ, КРИПТАХ, СКЛЕПАХ, ГРОБНИЦАХ, УСЫПАЛЬНИЦАХ И КЕНОТАФАХ
Моги́ла — место захоронения мёртвого тела, чаще человеческого. Так же называют и свежевырытую яму для погребения.
Как правило, могилами называют захоронения в земле. Однако в ряде случаев могилами могут называть захоронения в саркофагах, погребальных сооружениях (пирамиды, мавзолеи, склепы) и т. п. Отдельным типом могилы можно считать каирн (кельт. cairn) — могилу из камней (преимущественно у кельтских народов). В общем случае, могила — это место захоронения.
Древние могилы часто представляют интерес для археологов, предоставляя различную информацию о жизни и культуре того времени.
Как правило, могилы располагаются в определённых местах — погостах, кладбищах и пр. Однако, встречаются и отдельно стоящие могилы, как правило, выдающихся деятелей прошлого. Многочисленные беспорядочные захоронения (как правило, погибших в боях) иногда называют стихийными (братскими) могилами.
Обычно над могилой ставится надгробие — крест, природный камень, скульптура, архитектурное сооружение. Из древности известны пирамиды, курганы, другие строения. Вид могилы часто зависит от местных традиций, религии, других социальных факторов. Часто на могилах сажают деревья, культивируемые декоративные цветы и т. д.
Чаще всего, могилы индивидуализированы — информация об умершем (имя и фамилия, даты рождения и смерти и т. д.) содержится на надгробии и/или в определенных документах. Могилы неустановленных личностей принято называть безымянными.
Массовые неиндивидуализированные захоронения тел (как правило, в результате военных сражений, репрессий, эпидемий и т. п.) называются братскими могилами (или, реже, общими могилами). Однако, на братских могилах может быть и указание имён похороненных. Также в могиле может находиться и погребальная урна с прахом умершего после кремации.
Могилу следует отличать от кенотафа — «пустой могилы», памятника на месте, не содержащем останков покойного, но нередко выполненного в форме надгробия (часто ставится на месте гибели погибшего, либо в случае, когда тело невозможно обнаружить).
Кенота́ф (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила) — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам:
— если тело погибшего было утрачено или уничтожено (например, при землетрясении или в пожаре),
— если место гибели неизвестно,
— если доставка тела требует больших усилий (когда гибель произошла в горах, в полярных широтах и тому подобное),
— если человек пропал без вести, а с этого момента прошло так много времени, что пропавшего можно признать умершим,
— если тело было кремировано, а пепел развеян,
кенотаф может быть установлен на родине умершего, если он похоронен в другой стране.
Кенотафы служат для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов и представляют собой сооружения различных типов и степени сложности (курган, надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф, мемориальная плита и т. д.). Кроме того, в европейской традиции кенотафом часто называется памятное сооружение, расположенное не над могилой с останками покойного, а на месте его гибели (даже если могила существует).
Почитание умерших является важной и неотъемлемой частью всех культур. Впервые кенотафы появились в эпоху энеолита (Варненский могильник). В качестве замены тела в могилу помещали маску.
В Древнем Египте кенотаф использовали в ритуалах поминовения покойных, а реальные захоронения находились в отдаленном, чаще в недоступном, тайном месте.
В Древней Греции обычай сооружения кенотафа был связан с убеждениями, что умершие, которые не имеют могил и над которыми не были проведены специальные погребальные и поминальные ритуалы, не находят посмертного успокоения, страдают от этого и могут даже мстить живым.
Говорят также, что Пелоп насыпал здесь пустой погребальный холм (кенотаф) в честь Миртила и приносил ему жертвы, желая смягчить его гнев за убийство, и назвал его Тараксиппом, потому что у Эномая кобылы испугались в этом месте благодаря хитрости Миртила.
Главным британским памятником погибшим в Первой мировой войне является Кенотаф (Cenotaph) в Лондоне на улице Уайтхолл — памятник Неизвестному Солдату. Он был сооружен в 1919 году к первой годовщине окончания войны. В каждое второе воскресенье ноября Кенотаф становится центром национального Дня поминовения. За неделю до этого на груди у миллионов англичан появляются маленькие пластиковые маки, которые покупаются у специального благотворительного Фонда помощи ветеранам и вдовам военных. В 11 часов дня в воскресенье королева, министры, генералы, епископы и послы возлагают к Кенотафу маковые венки, а вся страна останавливается на две минуты молчания.
В настоящее время установка кенотафа является достаточно распространенным явлением. Кенотафы можно встретить не только в специально предназначенных для этого местах — кладбищах, а гораздо чаще, как было принято у древних греков и римлян — к примеру, на месте гибели. Часто кенотафы располагаются в общественных местах (на площадях, в парках, скверах), вдоль дорог или на месте внезапной смерти покойного (к примеру, ДТП).
Подобные кенотафы предназначены для увековечивания памяти и проведения ритуалов поминовения в традиционные, чаще религиозные поминальные дни. Сооружается на средства родственников или друзей усопшего, общественными организациями или государством. Внезапная гибель близкого и любимого человека — чаще в автомобильной аварии, нередко нескольких членов одной семьи вызывает столько эмоций, что памятника — надгробия на кладбище кажется недостаточно и тогда на месте трагедии устанавливается кенотаф.
С правовой точки зрения установление кенотафа ничем и никем не регламентировано. Частные лица не согласовывают ни с кем установление кенотафа. В городах, как правило, ограничиваются венками, траурными лентами и цветами. Полноценные кенотафы обычно устанавливают только на загородных трассах. Установка же кенотафа общественными организациями или государством чаще всего решается на уровне муниципалитетов.
Гробница — форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия. Этот термин соответствует латинскому «sepulcrum», греческому «крипта», английскому «tomb».
Камерная гробница (англ.)русск. — погребальное сооружение из камня, часто мегалитическое по конструкции, длительное время служившее склепом для последовательных захоронений.
Коридорные гробницы — тип гробницы эпохи неолита или бронзового века, найденные на территории Европы.
Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Найдены Микенские шахтовые гробницы, шахтовые гробницы в Месопотамии и у народов доколумбовой Америки.
Толосы, называемые также купольными гробницами, были распространены в Греции, исторически пришли на смену Микенским шахтовым гробницам.
Тумулусы, мегалитические купольные гробницы в виде курганов.
В Египте гробницы назывались мастабами. Гробницами также были египетские пирамиды. Тела помещались в саркофаги.
Крипта — одно или несколько подземных сводчатых помещений, служащее для погребения и экспонирования мощей святых и мучеников.
Склеп — название гробницы в виде отдельно стоящего здания или подземного помещения, в котором устанавливаются гробы.
Усыпальница — склеп для захоронения членов одного рода, одной семьи или выдающегося деятеля.
Мавзолей — монументальный вид гробницы.
Гробницами также являются многие древние курганы.
В русских церковных текстах «гроб» (вслед за церковнославянским языком) означает не ящик для тела, как в современном языке, а гробницу или могилу. В частности, в синодальном переводе Библии «во гробе» означает «в погребальной пещере» (по восточному обычаю). До сих пор такое значение употребляется в названии храм Гроба Господня («храм в честь места, где был погребён Христос»).
Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.
В Древнем Риме криптой называлось любое сводчатое подземное или полуподземное помещение.
В качестве синонима слова крипта может использоваться латинский термин sepulcrum (могила, гробница), в дохристианские времена означавший место ритуальных сожжений умерших, позднее — христианских захоронений.
Первоначальная форма крипты была унаследована от гробниц апостолов в римских базиликах времени правления Константина. Начиная с VII века, в криптах, имеющих полукруглую форму, повторяющую форму апсиды, хранились мощи святых и мучеников, в честь которых был освящён храм. В X—XI веках форма крипты претерпела изменения: она стала удлинённой, располагаясь уже не только под апсидой, но и под нефами и трансептами храма, что привело к фактическому превращению крипты во вторую подземную церковь.
Склеп (польск. sklep — «свод, подвал, склад, магазин, бутик, лавка») — наземное или подземное помещение, предназначенное для захоронения умерших. В склепе умершие хоронятся в гробу.
Усыпа́льница — склеп для погребения членов одного рода, одной семьи или какого-либо выдающегося деятеля. Усыпальницами являются египетские пирамиды, скифские курганы. Одними из многих примеров христианских усыпальниц могут быть: