храм николая чудотворца на пресне
РАСПИСАНИЕ СОБОРОВАНИЙ
Дорогие братья и сестры! Таинство елеосвящения (соборование) будет совершаться в храме святителя Николая на Трех Горах на 3, 4, 5 и 6 седмицах Великого поста по следующему расписанию: 31 марта среда 19:00 8 апреля четверг 19:00 15 апреля четверг 19:00 21 апреля среда 19:00 21 апреля после соборования протоиерей Димитрий Рощин будет совершать последование общей исповеди
ХРАМЫ ОТКРЫВАЮТСЯ ДЛЯ ПРИХОЖАН
В субботу, 6 июня, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открываются для прихожан храмы города Москвы.
ХРАМ ВРЕМЕННО ЗАКРЫТ
Священники совершают богослужения за закрытыми дверями и молятся за вас.
ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА В НЕДЕЛЮ 4-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА
Святейший Патриарх призвал верных на время воздержаться от посещения храмов.
БЕСЕДЫ С НАСТОЯТЕЛЕМ
С 14 ноября о. Димитрий Рощин начинает цикл бесед с молодежью.
ПОЕЗДКА В ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Приглашаем в паломническую поездку в Иосифо-Волоцкий монастырь.
Фестиваль «Пасхальный дар»
28 апреля прямо в Пасху в нашем храме пройдет фестиваль «Пасхальный дар».
Пасхальное освящение куличей
Освящение куличей пройдет в нашем храме в субботу, 27 апреля, с 12.00 до 16.00.
Новый Иерусалим: условия поездки
Закончился прием заявок на участие в паломнической поездке в Новый Иерусалим.
Уборка в храме перед Пасхой
Приглашаем прихожан храма принять участие в уборке храма перед праздником Пасхи.
История храма
Храм в XVII веке
История храма святителя Николая на Трёх Горах начинается с деревянной церкви Св. Николы во Псарях, упоминаемой в летописях с 1628 г. Её название связано с Государевым Псарным двором, отвечавшим за охоту и царские зверинцы, который в 1637 г. перевели от западной стены Кремля на Три горы.
Метрика храма свт. Николая на Трех горах, что в Новом Ваганькове
Рознятся мнения и о возникновении названия «Ваганьково». По преданию царские псари-малороссы использовали ваганы – большие, выдолбленные в дереве корыта – для приготовления еды, за что их самих прозвали ваганами, а место их проживания – Ваганьково. Поселение на Пресне в XVII в. получило название Новое Ваганьково, а слобода за Кутафьей башней осталась Старым Ваганьковым.
Правда, есть другая версия происхождения топонима. Эта часть Москвы находилась на пересечении двух больших дорог – Знаменки, ведущей в Новгород, и Арбата, уходящего к западным землям. В XV в. здесь возникло село, в котором был организован Государев потешный двор. К нему стекались бродячие артисты и музыканты, которых тогда именовали вагантами, как и бродячих поэтов-бардов в средневековой Европе.
Есть сведения, что в 1695 г. храм начинает перестраивать живущий рядом думный дьяк Гавриил Феодорович Деревнин, построивший также знаменитую каменную церковь Св.Ильи Обыденного на Остоженке.
XVIII – начало ХХ века
В первой половине XVIII в. Три Горы становятся дачным местом для состоятельных москвичей. Со временем богатые «дачники» превращаются в постоянных жителей Нового Ваганькова и приписываются к Свято-Никольскому приходу.
Именно к этому времени относится получение разрешения на строительство каменного храма на месте деревянного: по одним данным оно датируется маем 1763 г., по другим – 1762 г. В любом случае, новый храм был небольшим. Зато в последующие годы его неоднократно расширяли, добавляя приделы — сначала святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, — во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
В 1799 г. рядом с Никольским храмом на берегу Москвы-реки купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основывают ситценабивную фабрику, ставшую со временем знаменитой Трёхгорной мануфактурой.
Василий Иванович Прохоров (1755-1815), купец 3-й гильдии, основатель династии московских промышленников, родился в семье крестьянина, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре. До 1771 г. он работал приказчиком по пивоваренному делу. Однако оставил это занятие, «несовместимое с христианским благочестием», и занялся ситценабивным делом. Со временем В.И. Прохоров стал единоличным владельцем мануфактуры, выкупив долю Фёдора Резанова.
Почти сто лет, вплоть до 1896 г., Прохоровы были ктиторами и попечителями Свято-Никольского храма. Их деятельность оставила заметный след в церковной жизни Москвы. Промышленники занимались также благотворительностью, учреждали больницы и приюты для сирот и бездомных.
Проект перестройки храма, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.
После эпидемии холеры 1848 г., в благодарность за избавление от неё, Свято-Никольский храм было решено перестроить. К концу 1860 г. у храма появилась большая трапезная и высокая колокольня, его площадь увеличилась в два с половиной раза. Строительство осуществлялось на деньги прихожан.
Во второй половине XIX в. неустанными пастырскими трудами настоятелей протоиерея Руфа Ржаницына и сменившего его иерея Евгения Успенского Свято-Никольский приход стал самым многочисленным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались в храме ежедневно, а в воскресные и праздничные дни служили по три литургии. Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. В 1861 г. при храме был создан Попечительский совет, который собирал сведения о неимущих прихожанах и оказывал им помощь. Отец Руф основал также первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, к началу ХХ в. в ней занималось почти 90 воспитанниц.
Проект северного фасада, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.
Постоянный рост числа прихожан потребовал ещё одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 г. на основе проекта известного архитектора Георгия Александровича Кайзера (1860-1931), утверждённого лично Императором Николаем II.
Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Перестроенная церковь была заново освящена 1 декабря 1902 г., однако реконструкция полностью завершилась только в 1908 г. Проект храма Г.А.Кайзера также лёг в основу восстановительных работ в 1991-2000 гг.
События 1905 года, центром которых стала Пресня, а также Октябрьская революция 1917 г. чудесным образом не отразились на жизни Свято-Никольского прихода. Численность его оставалась стабильной, а порядок вокруг храма поддерживали сами же рабочие Трёхгорки – прихожане храма.
ХХ-ХХI век
Весной 1922 г. Никольский храм, как и все московские церкви и монастыри, пережил кампанию по изъятию церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных предметов. В это время одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии.
В 1928 г. Храм святителя Николая на Трёх Горах, несмотря на многочисленные просьбы верующих, был закрыт. К концу 1930 г. с церкви сняли главы, в стенах прорубили проёмы, разобрали верхние ярусы колокольни. Здание приспособили сначала под Дом культуры, а затем под Дом пионеров имени Павлика Морозова.
7 июля 1992 г. было принято постановление Правительства Москвы №472 о предоставлении в постоянное пользование участка во вл. № 9 по переулку Павлика Морозова (теперь – Нововаганьковскому) приходу храма святителя Николая на Трёх Горах Московской епархии Русской Православной Церкви. Регулярные богослужения возобновились в 2001 г. При храме была создана воскресная школа.
К особо чтимым святыням храма относится реликварий с частицей мощей Святого Николая Мирликийского, выносимый из алтаря по воскресным и праздничным дням, икона Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе, а также образ Святой мученицы Татианы с частицей мощей в центральной части храма и икона Святого великомученика и целителя Пантелеймона в приделе Святого Димитрия Ростовского, написанная в 1909 г. в Андреевском скиту на Афоне.
С февраля 2016г. настоятелем Храма является протоиерей Димитрий Рощин, одновременно возглавляющий направление по работе с общественными организациями при Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.
Храм николая чудотворца на пресне
Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1902 году. Архитектор Г.А. Кайзер.
Главный престол – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Приделы в честь святителей Николая и Димитрия Ростовского.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.
В 1992 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма. С 2009 года при храме находится Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, председателем которого является настоятель храма протоиерей Всеволод Чаплин.
Ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях. Ковчежец с мощами святителя Димитрия Ростовского; икона Спас Нерукотворный; икона святителя Николая с мощами.
От метро «Улица 1905 года»: последний вагон из центра, по наземному пешеходному переходу перейти на противоположную сторону улицы Пресненский вал, далее – на улицу Красная Пресня. По улице Красная Пресня пройти около 200 метров до наземного пешеходного перехода, повернуть направо, продолжать движение прямо до перекрестка Большого Трехгорного переулка с Большим Предтеченским переулком. Перейти Большой Предтеченский переулок и повернуть налево. Следовать по Большому Предтеченскому переулку до его пересечения со Средним Трехгорным переулком. Повернуть направо в Средний Трехгорный переулок и по нему дойти до храма святителя Николая на Трех Горах.
В приходе храма действует воскресная школа для детей и взрослых, Организация российских юных разведчиков (56 отряд свт. Николая), библейский колледж «Наследие», клуб исторической реконструкции им. св. Димитрия Солунского, клуб «Арт’эриа», работают группы анонимных алкоголиков, наркоманов и созависимых.
2012 © Центральное Викариатство города Москвы
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты
Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм святителя Николая на Трех Горах за свою многовековую историю не раз менял свое название и неоднократно перестраивался. В летописях 1628 года упоминается его прародительница — церковь Николы во Псарях. Такое название она получила по причине перевода сюда Царского Псарного двора в середине XVII века. Эта приходская церковная община переселялась по городу неоднократно, и, что удивительно, всегда переносила с собой церковь, вероятно поэтому некоторое время она носила название «храм Николы на курьей ножке».
История постройки
С Храмом Святителя Николая связана довольно занятная история, о которой стало известно не так давно. Дело в том, что в годы советской власти в храме служил в чине регента Александр Александров, прославившийся впоследствии как автор гимна Советского Союза.
Храм Святителя Николая на Трех Горах, Москва
Стоит заметить, что таких удивительных фактов о жизни храма довольно много. Сегодня Храм Николая на Трех Горах является архитектурной достопримечательностью 19 века. Построен был в 18 веке в урочище «Три Горы» в том месте, где в Новом Ваганьково когда-то уже был храм.
Постепенно храм расстраивался и приобретал вид, отличный от изначального, более того, к концу 19 века храм и прихрамовая территория была увеличены в несколько раз. Каменный храм имел уже три престола, и к началу 20 века к нему была пристроена большая трапезная и новая колокольня.
Интересно! По той причине, что появившиеся новые строения изрядно отличались от архитектуры церкви, в начале 20 века решено было в очередной раз перестроить ее полностью. Проект нового храма был разработан Георгием Кайзером, и в 1902 церковь была полностью отстроена и освящена.
Однако участь вновь воздвигнутого храма была предрешена — в 20-е годы церковь была разграблена, а самое ее здание перестроено таким образом, чтобы его можно было использовать для нужд общества. Была полностью разрушена колокольня и купола храма, на долгие годы в этом намоленном месте стал размещаться клуб, а затем Дом культуры для детей имени Павлика Морозова.
Церковь Николая Чудотворца
От пагубных разрушений церковь спасли те же рабочие Трехгорной мануфактуры. В самые неспокойные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, который находился прямо в эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.
Однако в начале 20-х годов церковь сохранить не удалось, сначала она была разорена, а потом и вовсе закрыта. В 1929 году ее перестроили, были разрушены купол и колокольня. Новая власть разместила там клуб, а немного позднее дом пионеров им. Павлика Морозова. Переулок, имевший название Никольский, тоже стал носить имя героя-пионера.
Описание
Относительно архитектурного стиля, к которому принадлежит храм, существуют некоторые разногласия. В целом, можно сказать, что Храм Святителя Николая на Трех Холмах сочетает в себе как черты классицизма, главными из которых выступают скромность и строгость деталей, так и некоторые черты так называемого «московского» барокко.
Интерьер церкви Святителя Николая
Долгожданная оттепель
И вот уже в наше время после развала СССР правительство Москвы подписало распоряжение о возращении здания с прилегающей к нему территорией во владение РПЦ.
Храм святителя Николая на Трех Горах был незамедлительно подвергнут капитальной реставрации и восстановлен в первоначальной красоте. Сегодня он работает, открыты даже библейский колледж, воскресная школа, клуб реконструкции средневековых народных культур.
Посетить этот храм можно по адресу: г. Москва, Нововаганьковский переулок, дом 9, корп. 1. Настоятелем сейчас является протоиерей Дмитрий Рощин, назначенный 11 февраля 2021 года.
Деятельность прихода
На сегодняшний день при храме действует воскресная школа. Также при храме открыт клуб реконструкции средневековой культуры.
Важно! Настоятель храма — Дмитрий Рощин имеет активную социальную позицию и возглавляет работу с общественными организациями, входящими в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.
Расписание богослужений
По средам, пятницам и субботам в храме проходят утренние богослужения в 8 утра и вечерние — в 17.00. В праздничные дни и по воскресеньям утренняя литургия начинается в 9.00, вечерняя — в 18.00. Еженедельно по средам в 18.00 читается акафист Николаю Чудотворцу.
Святыни
Среди наиболее почитаемых святынь храма сегодня наиболее известны следующие:
Храмовая икона святого Николая
Престольные праздники
Кроме общецерковных православных праздников, таких как Рождество Христово и Светлая Пасха, храмом отмечается ежегодно 22 мая важный престольный праздник — перенесение мощей Николая Чудотворца.
Существуют и еще несколько дат, связанных с жизнью и смертью святого Николая — 11 сентября и 19 декабря соответственно.
Храм святителя Николая на Трех Горах
Начало истории храма святителя Николая на Трех Горах относится к XVII веку. Прародительницей его считается деревянная церковь Николы во Псарях, упоминаемая в летописях с 1628 года. Название возникло в связи с переводом сюда в первой половине XVII века (около 1637 года) Государева Псарного двора (царского «псаренного» приказа) – учреждения, отвечавшего за охотничье дело при царском дворе и за содержание царских зверинцев. Изначально Псарный двор обретался у западной стены Кремля на правом берегу реки Неглинки.
Еще в XVI веке псари – выходцы из Малороссии – ввели в практику приготовления пищи специальные приспособления – ваганы, представлявшие собой выдолбленные из дерева большие корыта. Со временем и сами «псаревики» стали именоваться «ваганами», а их слобода получила название Ваганьково. В наше время небольшой район Москвы позади комплекса зданий Российской государственной библиотеки называется Старое Ваганьково. А поселение псарей, возникшее за Пресней, получило название Новое Ваганьково.
Однако есть и другая версия происхождения данного топонима. Это место в древности было расположено между двумя крупными дорогами, одна из которых, ныне Знаменка, вела в сторону Новгорода, а другая — по нынешнему Арбату к западным землям. У развилки этих магистралей вблизи имения княгини Софии Витовтовны (1371-1453 ), супруги великого князя московского Василия I, в пятнадцатом веке возникло село, в котором был организован Государев потешный двор, притягивавший к себе бродячих артистов, коих в старину именовали вагантами. От них-то якобы село и получило своё название.
Здесь позднее стали устраивать гулянья для москвичей. Потехи эти имели столь широкий характер, что в 1627 г. царь Михаил Феодорович строго запретил люду ходить сюда, а ослушников приказал бить кнутом. Однако сам нередко посылал в Ваганьково за актерами, дабы те развлекали знать на различных празднествах.
В 1695 году храм полностью перестроил живший по соседству думный дьяк Гавриил Феодорович Деревнин, известный также как строитель каменной церкви Илии Обыденного на Остоженке.
В конце XVII века Три Горы были малолюдным местом с очень небогатым населением, но в первой половине следующего столетия ситуация резко меняется, так как урочище превращается в дачный поселок состоятельных москвичей. Некоторые вельможные особы впоследствии стали постоянными жителями Нового Ваганькова и были приписаны к Свято-Никольскому приходу.
Разрешение на строительство каменного храма на месте деревянного было получено в мае 1763 года (по другим данным, строительство каменного храма началось в 1762 году). Он был небольшим. В последующие годы его неоднократно расширяли, добавляя приделы – сначала святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, — во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».
На рубеже XVIII и XIX столетий по соседству с храмом на берегу Москвы-реки купцы Прохоров и Резанов основали ситценабивную фабрику, впоследствии ставшую знаменитой Трехгорной мануфактурой.
Василий Иванович Прохоров (1755-1815) был купцом 3-й гильдии, основателем династии московских промышленников Прохоровых. Он родился в семье крестьянина, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре. Мальчиком его отдали учиться на пивовара, и до 1771 года Василий работал приказчиком по пивоваренному делу. Став взрослым, он оставил этот промысел, так как считал его несовместимым с христианским благочестием, и занялся ситценабивным делом. В 1799 году совместно с мастером красильного дела Федором Резановым В.И.Прохоров построил на холмах, носивших название Три Горы, ситценабивную мануфактуру. Впоследствии Резанов из дела вышел, и В.И.Прохоров выкупил его долю. В 1812 году предприятие пострадало от наполеоновских оккупантов. Это сильно сказалось на здоровье В.И.Прохорова, и он передал дело своему сыну Тимофею. Василий Иванович Прохоров скончался в 1815 году и похоронен в Москве на Дорогомиловском кладбище.
Почти сто лет, вплоть до 1896 года, Прохоровы были ктиторами и попечителями Свято-Никольского храма. Их деятельность оставила заметный след не только в экономической, но и в церковной жизни Москвы. Прохоровы активно участвовали в благотворительности, учреждая больницы и приюты. К примеру, талантливый скульптор Е.И.Беклемишева, урожденная Прохорова, открыла в 1892 году столовую для голодающих и тифозную больницу, где она заразилась и умерла.
Описывая в своей книге «По землям московских сел и слобод» достопримечательности в окрестностях храма святителя Николая на Трех Горах, С.К.Романюк сообщает: «Если спускаться вниз по Среднему Трехгорному переулку, то на краю холма можно увидеть особняк Прохоровых (№ 1). Его построили примерно в 1836 году, а во второй половине XIX века пристроили новые помещения. Другой прохоровский особняк, похожий на романтический средневековый замок, находится в Большом Трехгорном переулке, позади современного жилого дома № 1/26. Построен он был в 1884 году архитектором В.Г.Залесским».
Во время Отечественной войны 1812 года Три Горы пострадали от пожаров и грабежей меньше, чем другие районы города. Немалую роль в сохранения района и его храмов сыграли дипломатические способности В.И.Прохорова и его старшего сына, не покидавших город.
После эпидемии холеры, прокатившейся по Москве в 1848 году, в благодарность Господу Богу за избавление от нее Свято-Никольский храм решили полностью перестроить. К концу 1860 г. к храму пристроили обширную трапезную и высокую колокольню, увеличив его площадь в два с половиной раза. Строительство осуществлялось исключительно на деньги, собранные прихожанами.
Особо стоит упомянуть настоятелей храма, служивших в нем всю вторую половину XIX века, — протоиерея Руфа Ржаницына и сменившего его иерея Евгения Успенского, которые были выдающимися тружениками на ниве духовного окормления народа. Чтобы оценить их труд, достаточно отметить, что в период их настоятельства Свято-Никольский приход был самым многочисленным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались ежедневно, а в воскресные и праздничные дни в храме нередко служили три литургии.
Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. Так, в 1861 году при храме был создан Попечительский совет о приходских бедных, который собирал сведения о неимущих прихожанах и доводил до них адресную помощь. Кроме того, отец Руф основал первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, призванную дать девушкам новые знания и навыки в условиях резко усложнявшейся жизни большого города. В начале 1900-х годов в этой школе обучались почти 90 воспитанниц.
Постоянный рост числа прихожан потребовал ещё одной капитальной перестройки храма. По другим сведениям, перестройка оказалась необходимой из-за отсутствия гармонии между старым зданием XVIII века и пристройками 1860 года. Она началась в 1900 года на основе проекта, подготовленного известным архитектором Георгием Александровичем Кайзером (1860-1931) и утвержденного лично Императором Николаем II. Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Перестроенная церковь была заново освящена 1 декабря 1902 года, однако реконструкция полностью завершилась только в 1908 году (отметим, что проект Г.А.Кайзера был вновь воспроизведён при восстановлении храма в 1991-2000 годах).
События 1905 года, центром которых стала Пресня, не имели серьезного отражения на жизни и деятельности Свято-Никольского прихода. Численность его оставалась стабильной, а порядок вокруг храма поддерживали сами рабочие Трехгорной мануфактуры. Эта ситуация повторилась и в мятежном 1917 году: на Трёх Горах было относительно спокойно даже во время уличных боев. Наверное, тот факт, что приход на 90% состоял из рабочих крупного предприятия, объясняет и относительную безопасность причта храма во время репрессий 1918 года, унёсших жизни более 3 тысяч клириков только в центральной России.
Несмотря на мощное развертывание государственного атеизма, вопрос о закрытии храма не стоял до второй половины 1920-х годов. Как и все московские храмы и монастыри, весной 1922 года он пережил кампанию изъятия церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных изделий. Но духовная жизнь не прекращалась. Стоит отметить, что в 1920-х годах одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Многие считают, что именно в русской духовной музыке находятся истоки мощного, впечатляющего звучания работ этого незаурядного музыканта.
Храм святителя Николая на Трех Горах был закрыт в 1928 году, несмотря на многочисленные просьбы верующих. К концу 1930 года с церкви сняли главы, в стенах прорубили проемы, разобрали верхние ярусы колокольни. Здание использовалось как дом пионеров (или дом культуры) имени Павлика Морозова. Судьба клириков оскверненной святыни точно не установлена, но не исключается, что большая часть их погибла в годы безбожных репрессий.
7 июля 1992 года было принято постановление Правительства Москвы №472 о предоставлении в бессрочное (постоянное) пользование участка во вл. № 9 по переулку Павлика Морозова приходу храма святителя Николая на Трех Горах Московской епархии Русской Православной Церкви. Регулярные богослужения возобновлены в 2001 году. По воскресным дням с 8 часов совершаются молебен, часы, Литургия, по средам и пятницам с 8 часов – утреня, часы, Литургия, по субботам с 8 часов – утреня, часы, Литургия, с 17 часов – всенощное бдение. С 2009 года в храме поют певчие Московского Синодального хора под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова. При храме действует воскресная школа.
В марте 2009 года при храме находится Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, председателем которого является настоятель храма протоиерей Всеволод Чаплин.
Местной достопримечательностью, расположенной в непосредственной близости от храма, является обсерватория МГУ имени М.В.Ломоносова. О необходимости астрономической обсерватории в университете начали говорить еще в 1803 году. Сначала предполагалось построить ее в ботаническом саду на Первой Мещанской улице, но для обсерватории необходимо было возвышенное место. Благодаря богатому греку Зое Павловичу Зосиме такое место университет получил в 1827 году. В дарственной мецената говорилось, что он жертвует «дачу, находящуюся в Пресненской части на Трех Горах, на устройство на оном месте Обсерватории, или на что другое полезное с Высочайшего утверждения Его Императорского Величества». Место действительно было вполне удобным для астрономических наблюдений и измерений: на высоком холме, где горизонт не был загорожен строениями, достаточно далеко от больших проезжих улиц, где не было сотрясения от езды тяжелых экипажей. В 1830 году началось строительство. Возвели деревянный дом для астронома-наблюдателя и хозяйственные строения по линии Нововаганьковского переулка (№ 5). Главное здание обсерватории, поставленное в глубине участка, было закончено осенью 1831 года. Автором строений явился архитектор Д.Г.Григорьев, а все хлопоты по определению места постройки, наблюдению и приобретению инструментов лежали на профессоре университета Д.М.Перевощикове. Здесь, в одной из старейших русских обсерваторий, работали многие известнейшие ученые. Многие астрономы получили здесь первые навыки работы с астрономическими инструментами. Здание обсерватории находится сейчас на государственной охране и как памятник архитектуры, и как памятник истории.
Михаил Ефимов, кандидат богословия, сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.
Отзывы о компании
К сожалению, еще никто не оставлял комментарии на этой странице.
настоятель: протоиерей Всеволод Чаплин
Храм Николая Чудотворца на Трех Горах — один из самых известных московских храмов, памятник архитектуры XIX столетия.
Первое упоминание о нем относится к началу XVII века, тогда церковь носила название Николы во Псарях, в честь устроенного рядом Псарного двора. Позднее местность получила именования Ваганьково. Храм долгое время был деревянным, в камне он был перестроен в 1762 году. В течение нескольких лет к нему было пристроено еще два придела, в честь святителя Димитрия Ростовского и иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».
Храм пострадал во время Отечественной войны 1812 года, однако был отреставрирован семьей Прохоровых, ктиторов (попечителей) храма. После эпидемии холеры в Москве в 1848 году храм в знак благодарности Богу перестроили и расширили. При нем была развернута масштабная социальная деятельность и основан Попечительский совет о приходских бедных. Еще одна капитальная перестройка произошла в самом первом десятилетии XX века.
В 1928 году храм закрыли, сняли главу, прорубили дополнительные окна и разобрали колокольню, основав здесь Дом пионеров имени Павлика Морозова. Храм был возвращен верующим в 1992 году. Реконструкция длилась 9 лет, богослужения начались в 2001 году. С 2009 года при храме располагается Синодальный отдел Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества, председателем которого является настоятель храма протоиерей Всеволод Чаплин.
Церковь, о которой пойдет речь в этой статье, не раз меняла название и перестраивалась. Расположенная между тремя переулками — Нововаганьковским и Трехгорными, церковь Николая на Трех Горах, ранее именовавшаяся церковью Николы во Псарях (из-за Псарного двора царя, расположенного некогда в этих местах), часто перемещалась по городу и потому в народе получила название «храма Николы на куриной ножке».
Расписание богослужений
Утреня литургия — начало в 8.00 (по средам, пятницам и субботам). В великие праздники и по воскресениям — начало в 9.00. Накануне в 17.00 — вечерня. В 18.00 по средам читается акафист св. Николаю Чудотворцу. В 8.00 по воскресеньям — молебен и освящается вода.
Поминание святого Николая проходят по настоящему времени: 11 сентября – рождество святителя, 22 мая – день перенесения его честных мощей, 19 декабря – праздник чествования святого Николая.
В храме также есть свои святыни. Это ларец с мощами святителя Николая Мир Ликийского (для поклонения его выносят из алтаря только на воскресных литургиях), а также икона Спаса Нерукотворного, икона св. Николая с мощами и ковчежец с мощами св. Димитрия Ростовского.
Могли бы вы порекомендовать услуги Храм Николая Чудотворца на трёх горах своим друзьям?
Спасибо за вашу оценку! Другие пользователи будут вам очень благодарны!
Если вам есть что рассказать о компании Храм Николая Чудотворца на трёх горах, пожалуйста, оставьте ваш отзыв.
Современное состояние[ | ]
В 1992 году было подписано распоряжение правительства Москвы о возврате здания с прилегающей территорией Русской православной церкви[1]. В ходе почти десятилетней реставрации здание было восстановлено в прежнем виде. В настоящее время храм действующий, в расположенном на территории здании проводит занятия воскресная школа.
В 2021 году начата новая масштабная реставрация [4]. Храм планируют привести в соответствие с чертежами XIX века, причем воссоздавать будет не только внешние элементы, но и интерьеры, в том числе роспись стен и иконостас.