храм николая чудотворца тимирязевская
Храм свт. Николая Чудотворца у Соломенной Сторожки
Контактные данные
Адрес: 127434, Москва, ул. Ивановская, д. 3.
Телефон: +7 (499) 977-9931
Проезд: м. «Тимирязевская», 1-ый вагон из центра, налево по подземному переходу, выход вверх налево, далее идти в сторону парка «Дубки» около 5 мин.
Расписание богослужений:
— ежедневно: 08-00 — Божественная Литургия, 17-00 — Вечернее богослужение.
— по пятницам: акафист свт. Николаю чудотворцу, акафист мц. Людмиле Чешской.
— воскресные и праздничные дни: 07-00 и 10-00 — Божественная Литургия, накануне в 17-00 — Всенощное бдение.
Духовенство
Настоятель:
протоиерей Владимир Новицкий
Клирики:
протоиерей Орест Оршак
священник Антоний Игнатьев
диакон Максим Дулев
Храм на карте
О храме
Престольные праздники
— Свт. Николая чудотворца (22 мая, 19 декабря);
— Мц. Людмилы Чешской (29 сентября).
Святыни
— Чтимые иконы: Божией Матери «Тихвинская», «Иверская»;
— Собор Санаксарских святых с частицами мощей прп. Феодора, прав. воина Феодора Ушакова, прп. исп. Александра;
— Икона прп. Леонтия исп. Михайловского с частицей мощей;
— Икона святителя Николая Мирликийского Явленного;
— Икона свт. Мартина Турского с частицей мощей.
История
Небольшое старинное село Астрадамово, прилегавшее к Петровско-Разумовскому селению, прекратило свое существование в начале XIX века. Земельные угодья бывшего села перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, проводившей на них искусственные посадки.
В книгах начала века пишется, что некогда здесь у дороги стояла крытая соломой будка, названная поэтому в народе «соломенной сторожкой». Когда в этих местах построили церковь Святителя Николая, память народная прибавила к названию указание — «у Соломенной сторожки».
Инициаторами строительства нового храма стали воины расположенной неподалеку 675-й Тульской пешей дружины и прежде всего ее командир полковник А.А. Мозалевский, а также жертвователь, будущий староста церкви В.И. Заглухипский. Деньги на строительство нового храма собирали также дачники села Петровско-Разумовского.
Проектировать храм был приглашен академик архитектуры Ф.О. Шехтель, автор многочисленных построек, в том числе культовых (часовня при Лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске и некоторые другие), удостоенный множества наград, последняя из которых — орден св. Владимира IV степени за труды военного времени.
Перешедший в 1915 году в православную веру Федор Осипович вдохновился созданием проекта деревянной церкви в неорусском стиле. В результате в 1916 году всего за один месяц по его чертежам возводят деревянный шатровый храм. Ф. Шехтель писал, что «церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т.к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви».
Церковь была освящена 20 июля 1916 года в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, московского губернатора, градоначальника, командующего войсками Московского военного округа, командиров ополченческих бригад, офицеров Тульской дружины, окрестного населения.
В Советское время, после закрытия в округе других храмов, количество прихожан у храма святителя Николая возросло с 300 до 2000 человек. Построенный каркасным способом храм с трудом вмещал прихожан и вызывал беспокойство Шехтеля за его техническое состояние. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своем участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее.
В конце докладной записки он сообщает, что «измыслил» способ, как сделать из летней церкви зимнюю путем обивки изнутри двухвершковыми толстыми досками.
Планам Шехтеля не суждено было сбыться. Сам архитектор скончался в 1926 году, в возрасте 67 лет. А в 1935 году храм был закрыт, его звонница и шатер были сломаны. По рассказам старожилов, некоторое время в церкви еще продолжались службы. Но вскоре в здании разместили общежитие.
В 60-х гг. XX века церковь снесли окончательно, на ее месте выстроили многоэтажный дом № 4 по улице Дубки.
Три десятилетия спустя у префекта Северного административного округа Москвы Михаила Демина и иерея Георгия Полозова возникла идея восстановления храма. Работы по восстановлению церкви начались с конца 1996 года.
Проект храма разрабатывался архитектором А. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей Ф. Шехтеля, любительских фотографий и зарисовок. Надзор за реализацией проекта осуществлял опытный архитектор-реставратор В.И. Якубени. Строительство вело акционерное общество «Аркада». Новый храм приспособлен для зимнего времени, отопляем, поставлен на мощное каменное основание, стены выполнены из бруса, а кровля перекрыта медью. Все это делает здание более прочным по сравнению с прежним.
Новый храм был построен недалеко от места, на котором стоял прежний, менее чем за полгода и освящен 20 апреля 1997 года.
Храм николая чудотворца тимирязевская
Контакты
Название организации: Храм святителя Николая Мирликийского у Соломенной сторожки
ИНН / КПП: 7713132531/771301001
ОГРН: 1047746005779
Фактический адрес: г.Москва, Ивановская д. 3
Проезд: м. Тимирязевская, первый вагон из центра, налево по подземному переходу, подняться налево, идти в сторону парка Дубки 5 мин.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы у сотрудника храма Андроновой Натальи, старшей сестры милосердия, по телефону 8-903-245-55-44 или по электронной почте n.andronova@mail.ru. Звонить с 12 до 17 часов ежедневно.Также вы можете оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
Храм святителя Николая Мирликийского у Соломенной сторожки
Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве
Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки (Москва)
Храм Святи́теля Никола́я у Соло́менной сторо́жки — деревянный шатровый храм, был построен в 1916 году в неорусском стиле. В советское время церковь была снесена. Воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте. Имеет статус Патриаршего подворья.
Содержание
История [ править ]
Основание [ править ]
В начале XX века местность, где располагался храм, представляла собой дачный посёлок, через который к селу Петровско-Разумовскому шла дорога. Рядом находились лесные угодья Петровской лесной и земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева). Для охраны южной границы леса там стояла сторожевая будка с соломенной крышей — от неё храм и получил своё название.
По соседству с сельскохозяйственной академией размещался летний лагерь Московского гарнизонного батальона. После начала Первой мировой войны здесь стали формироваться воинские части для отправки на фронт. Вскоре воины 675-й Тульской пешей дружины предложили построить на пожертвования летний храм. Главными инициаторами были командир дружины полковник А. А. Мозалевский и В. И. Заглухипский, который жертвовал церкви свои средства и позднее стал её старостой. Деньги на строительство церкви жертвовали как офицеры, так и дачники Петровско-Разумовского. Всего было собрано 3000 рублей. Архитектором храма стал Ф. О. Шехтель.
Строительство храма заняло около месяца. Храм был освящён 20 июля 1916 года епископом Можайским Димитрием. На торжественной церемонии присутствовали Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, генерал-губернатор Москвы, командующий войсками Московского военного округа, командиры ополченческих бригад, офицеры 675-й Тульской дружины и местные жители. Профессор богословия священник И. А. Артоболевский произнёс речь о том, какое значение имеет этот храм.
Московские газеты в 1916 году так писали об этой церкви: «Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий».
Советский период [ править ]
После Октябрьской революции храм, изначально созданный для нужд дружины, стал приходским. 6 апреля 1922 года из храма было изъято 7 фунтов серебра. Храм оставался действующим сравнительно долго. После закрытия окрестных церквей его приход возрос с 300 до 2000 человек. Фёдор Шехтель, живший неподалёку, часто посещал храм.
В 1920-х годах церковь значилась памятником архитектуры и присутствовала в охранных списках как собрание древних икон. Несмотря на это, техническое состояние церкви постепенно ухудшалось. В середине 1920-х годов архитектор Шехтель обратился к властям с предложением о реконструкции церкви, однако оно было оставлено без внимания.
В церкви служили священники, которые позднее были причислены к лику святых как священномученики: Василий (Надеждин), Владимир Амбарцумов, Михаил Шик, Михаил Славский. Василий Надеждин был рукоположён во иерея в храме у Соломенной сторожки в 1921 году и служил там до своего ареста в 1929 году. По просьбе прихожан — профессоров Сельскохозяйственной академии — он занимался духовно-нравственным воспитанием их детей. Василий Надеждин организовал церковный хор, по субботам выступал с проповедями. В 1928 году в церковь пришёл Владимир Амбарцумов, а после ареста Василия Надеждина он стал настоятелем. Вскоре он привлёк к службам Михаила Шика. Они стали проводить службы по очереди. Владимир Амбарцумов и Михаил Шик ушли на покой в 1931 году, не желая признавать митрополита Сергия патриаршим местоблюстителем. В 1932 году настоятелем храма стал Михаил Славский, но на следующий год его арестовали.
В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны. Однако, по свидетельствам старожилов, там ещё некоторое время велись службы и крестили детей. Затем здание церкви было превращено в общежитие. К 1960 году окончательно разрушившееся здание храма было снесено, а на его месте был построен блочный 15-этажный жилой дом для работников милиции (улица Дубки, дом № 4).
Возрождение [ править ]
22 декабря 1995 года местные верующие бизнесмены обратились к префекту Северного округа Михаилу Дёмину с просьбой восстановить храм. В 1996 году Дёмин рассказал об этой идее настоятелю церкви Знамения в Ховрине Георгию Полозову, и он согласился заняться восстановлением церкви. Для строительства храма префектура отвела 33 сотки земли на окраине парка «Дубки» в 300 метрах от места его первоначального нахождения. 19 ноября 1996 года Правительством Москвы «в связи с многочисленными просьбами граждан» было принято распоряжение о «восстановлении памятника русского деревянного зодчества конца XIX века» (хотя храм построили в начале XX века).
Проект восстановления храма был разработан архитектором А. В. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей. Курировал проект архитектор-реставратор В. И. Якубени, ответственным за строительство был священник Георгий Полозов. На строительство храма было выделено 140 000 долларов. Закладка состоялась 10 декабря 1996 года. Строительство заняло несколько месяцев, и 20 апреля 1997 года храм был освящён.
В ходе строительства не были соблюдены некоторые принципы научной реставрации. По сообщениям прессы, не были проведены все необходимые экспертизы и согласования. Священник Георгий Полозов прокомментировал это так: «Да, я поторопился. Но у меня не было иного выхода, кроме как нарушать инструкции. Иначе бы я никогда его не построил».
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Проект деревянного храма вместимостью 100 человек в стиле шатровых церквей Вологодского края был разработан академиком архитектуры Ф. О. Шехтелем. Архитектор высоко оценивал собственный проект: «По-моему, лучшая из моих построек», — написал на подаренной И. П. Машкову открытке с изображением церкви тяжелобольной Шехтель в 1925 году.
Храм был построен в неорусском стиле. Образцами для архитектурного решения храма стали деревянные шатровые церкви русского Севера XVI—XVIII веков — Успенская в Варзуге, Покрова Божией Матери в Заостровье и Климентовская в Уне. Шехтель практически воссоздал в своём проекте традиционные композиционные приёмы и архитектурные детали прототипов. Исключение составила звонница — на Севере колокольни ставились отдельно от храма. Конструкция храма также отлична от традиционной — она каркасная, а не бревенчатая (поэтому церковь была неотапливаемой). Шатровый храм крестообразный в плане. К нижнему четверику приделаны четыре бочки, образуя крест. Пространство под бочками расширено, благодаря чему храм может вместить большее количество молящихся. Венчает храм высокий шатёр с небольшой главкой.
Боковые помещения храма органично соединяются с центральным пространством. Гармонично вписываются в интерьер малые архитектурные формы: лавки, ограждения клиросов, аналои и подсвечники. В центральной части подвешено большое паникадило. Внутренняя отделка и роспись храма выполнялись по эскизам архитектора в стиле убранства Феропонтова монастыря. Для иконостаса собирались подлинные иконы XVI — XVII веков, наиболее ценные из которых украсили царские врата, представляющие собой точную копию царских врат Феодоровского собора в Царском Селе. Работы по росписи храма производили дети архитектора — выпускники живописного отделения МУЖВЗ Лев Фёдорович и Вера Фёдоровна.
Современный храм построен с использованием подлинных чертежей, но, несмотря на это, имеются некоторые отступления от проекта. В отличие от старого каркасного храма, новый выстроен из бруса. Помещение отапливается в зимнее время. Кровля нового храма покрыта медью. Новый храм стоит не на земле, а на каменном подклете. Имеется подвальный этаж.
Деятельность прихода [ править ]
При храме действует воскресная школа для детей от 4 до 15 лет.
Есть курсы сестёр милосердия.
Проводятся встречи молодёжного клуба и катехизаторские беседы.
Имеется православная библиотека.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Храм святого Николая у Соломенной сторожки расположен у южной окраины парка «Дубки». В 400 м восточнее храма находится выход станции метро «Тимирязевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. В 200 м к юго-западу от храма расположена остановка «Префектура САО» трамвая № 27, следующего по маршруту метро «Войковская» — метро «Дмитровская».
Адрес: ул. Ивановская, д. 3, Москва, Россия, 127434
Проезд: м. Тимирязевская, первый вагон из центра, налево по подземному переходу, подняться налево, идти в сторону парка Дубки 5 мин.
Храм николая чудотворца тимирязевская
Православный храм свт. Николая Мирликийского у Соломенной сторожки расположен в Северном административном округе г. Москвы. Относится к Всехсвятскому благочинию Северного викариатства Московской епархии.
Строительство и освящение храма свт. Николая Мирликийского
Этот деревянный храм был построен в 1916 году в неорусском стиле. Проект храма вместимостью 100 человек в стиле шатровых церквей Вологодского края был разработан академиком архитектуры Ф.О. Шехтелем, автором многочисленных построек, в том числе культовых (часовня при лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске и некоторые другие), удостоенным множества наград, последняя из которых — орден св. Владимира IV степени за труды военного времени. Рост национального самосознания в период войны и, видимо, переход архитектора в феврале 1915 года в православную веру стали основными причинами к созданию храма. Феодор Осипович не остался равнодушным к просьбам воинов и в 1916 году создал храм святителя Николая у Соломенной сторожки.
Шехтель высоко оценил собственный проект: «По-моему, лучшая из моих построек», — написал он в 1925 году на подаренной И.П. Машкову открытке с изображением церкви.
Изначально храм был построен воинами 675-й Тульской пешей дружины, расквартированной в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Воины дружины и, прежде всего, ее командир — полковник А.А. Мозалевский, а также жертвователь, будущий староста прихода В.И. Заглухинский были инициаторами строительства нового храма. Помимо офицеров, деньги на возведение храма собирали дачники села Петровско-Разумовское. Церковь была построена на земле Сельскохозяйственного института (прилегавшее к Петровско-Разумовскому старинное сельцо Астрадамово в начале XIX века прекратило свое существование, во второй половине столетия бывшие астрадамовские земли перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, возрождавшей здесь искусственные посадки) и приписана к институтской Петропавловской церкви. Институтский храм, как и все храмы при учебных заведениях, после революции был закрыт, и его прихожане перешли в Никольскую церковь.
В начале XX века живописная местность все больше приобретала вид дачного поселка, раскинувшегося вокруг рощи по сторонам дороги, ведущей от Петербургского шоссе к Петровско-Разумовскому. Некогда здесь стояла крытая соломой будка, названная в народе «соломенной сторожкой». К названию храма святителя Николая, построенной в этих местах, по памяти народной прибавили «у соломенной сторожки».
Строительство храма заняло около месяца. Он был освящён 20 июля 1916 года епископом Можайским Димитрием (Добросердовым). На торжественной церемонии присутствовали Великая княгиня Елисавета Фёдоровна, генерал-губернатор Москвы, командующий войсками Московского военного округа, командиры ополченческих бригад, офицеры 675-й Тульской дружины и местные жители. Профессор богословия священник И.А. Артоболевский произнёс речь о том, какое значение имеет этот храм.
Московские газеты в 1916 году так писали об этой церкви: «Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий». Храм был первым построенным в России храмом-памятником Первой мировой войне.
Архитектурный вид храма навевает воспоминания о лучших образцах шатровых храмов XVI-XVIII веков. Сам архитектор Ф.О. Шехтель в 1926 году, подписывая рисунок церкви, свидетельствовал, что «церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т. к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви; звонницы начинаются от Костромской области». «Скомпонована в характере» обозначало, что она несла в себе основные черты северного народного зодчества, повторяла важнейшие композиционные элементы и детали. В основе здания лежал крестообразный план, когда к нижнему четверику, завершающемуся шатром, были прирублены по сторонам четыре бочки, образующие крест. Основание под бочками было расширено, что позволяло увеличить внутреннее пространство для молящихся. Ядром композиции являлись торжественно возносящийся шатер и бочки по сторонам.
В трудные для нашей Церкви советские годы храм у Соломенной сторожки сравнительно долго оставался островком православия. Количество его прихожан после закрытия в округе других храмов увеличилось с 300 до 2000 человек. В нём служили замечательные священники, радевшие о духовном и нравственном просвещении народа, — о. Василий Надеждин (скончался в ссылке в Кеми в 1930 году), о. Владимир Амбарцумов, о. Михаил Шик (оба расстреляны в 1937 году), о. Михаил Славский (погиб в ссылке в 1933 году).
Построенный каркасным способом храм с трудом вмещал прихожан и вызывал беспокойство Ф.О. Шехтеля за его техническое состояние. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал установить при его участии постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее. Он писал:
«Кроме технических мер для поддержания жизнеспособности этой летней, легкой постройки, я очень настаиваю на том, чтобы украсить храм внутри росписью. Сделать его радостным и благолепным, чтобы его полюбили прихожане и, может быть, удовольствовались без новой церкви. Весь бело-светлый внутри, с райскими цветулями, он должен очаровать их и заставить не жалеть сравнительно небольшие затраты на окончательное усовершенствование его. Роспись внутри храма церкви сделает мой сын Лев Федорович и дочь Вера Федоровна — художники, по моим эскизам, в характере Ферапонтова монастыря и по другим источникам XIV веков.
Я не сомневаюсь, что коллегия Наркомпроса по моему представлению объявит ее заповедною, ввиду ценных древних образов и вообще несомненного интереса, как — то праздники XV ст. Местный образ Спаса письма царского живописца Симона Ушакова или его ученика Несвицкого. Хоругви шиты по моим эскизам графиней М. Д. Бобринской. Свечи, хорос, большое паникадило выкованы по моим рисункам мастерами дружины, также кожаные панно по низу иконостаса цветулями. Все вновь жертвованные иконы, не представляющие из себя древней ценности, следует принимать с благодарностью и сдавать в ремонт…».
В конце докладной записки Ф.О. Шехтель сообщает, что «измыслил» способ, как сделать из летней церкви зимнюю путем обивки изнутри двухвершковыми толстыми досками.
Трудно поверить, что безбожные власти могли бы разрешить роспись храма и его капитальный ремонт. К тому же вскоре, в 1926 году, 67-летний архитектор скончался.
После закрытия в 1935 году храма были сломаны звонница и шатёр. По свидетельствам старожилов, некоторое время в храме ещё продолжались службы и крестили детей. Но вскоре здесь разместили общежитие. В 60-е годы церковь окончательно снесли, на её месте был построен многоэтажный дом № 4 по улице Дубки.
Возрождение храма свт. Николая у Соломенной сторожки