храм николая чудотворца в касимове
История храма
Время основания Никольского мужского монастыря с точностью не известно, но существование его в XVII веке не подлежит сомнению. Монастырь был не большой и Никольский храм (деревянный) в нем был единственным. Об этом, как и о многом другом, известно из книги священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии».
В 1705-м году по благословенной грамоте Митрополита Стефана Яворского, посадским человеком Яковом Петровым Яцковом построена была каменная церковь в честь Святителя Николая с приделом святого мученика Иоанна Воина. Эта церковь в главной своей части (алтарь и четверик) сохранилась до сих пор.
Трапезная же часть в 1853 году приобрела придел во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского и святителя Митрофана Епископа Воронежского, а в 1867 году была расширена до современных размеров.
В этом же году была построена новая колокольня вместо старой восьмигранной. Так установился современный вид
церкви.
При закрытии монастыря в 1778 году в нем был настоятелем — архимандрит Феофан; некоторое (очень малое) число братии и кое-какое имущество. Настоятель был переведен в один монастырь, братия в другой, а церковь обращена в приходскую.
По историческим данным место, на котором стоит современная церковь, освящено именем святителя Николая уже более 700 лет.
Заслуживает упоминания тот факт, что в XIXвеке в Никольском приходе жил местный подвижник Петр Отшельник. Он умер в 1847 году, когда ему было 134 года, и был похоронен в ограде храма перед главным алтарем. Над его могилой поставлена часовня, сохранившаяся до сих пор. Кратко о его жизни. В юности он претерпел разные неприятности за отказ жениться, и сам просил отдать его в солдаты. После солдатской службы он семь лет путешествовал по святым местам. Затем восемь лет был послушником в Саровской пустыни, где в это же время начинал свои подвиги преподобный Серафим. После — возможно, по совету о. Серафима, поселился в Касимове, где прожил двадцать лет в пещере в овраге Бабенка, тридцать четыре года в землянке в саду у одного мещанина близ Татарской горы и, наконец, 9 лет в келье в Никольском овраге. Он любил Никольскую церковь и поселился около нее, чтобы привлечь к этой беднейшей церкви города новых богомольцев. Он сказал о Никольской церкви так: «Бог милостив, и этот храм прославит и украсит, и священников упрочит». Это предсказание сбылось во времена гонений на Церковь в XX веке.
В 1918 году декретом советской власти все церковное имущество перешло в собственность государства. Официально каждый Приход должен был зарегистрировать в органах власти двадцать своих прихожан – приходскую «двадцатку». Если недоставало хотя бы одного, храм автоматически закрывался. В 30-е годы по стране прокатилась волна краж церковного имущества. Возмещать государству ущерб должны были члены «двадцатки», если кто-то не мог или не хотел этого делать, то он мог выйти из состава приходского собрания и храм закрывался. В 1933 году кража случилась и в Никольском храме, но он не закрылся, видимо «двадцатка» оказалась достаточно стойкой. Воры сдвинули святой престол в главном алтаре с места, и согласно церковным правилам его пришлось устанавливать и освящать снова. Освящение состоялось Благочинным 1-го Касимовского округа протоиереем Анатолием Правдолюбовым в сослужении настоятеля храма протоиерея Димитрия Федотьева, протоиерея Михаила Дмитрева (настоятель храма с. Селищи), протоиерея Феодора Димитрева (настоятель храма с. Самылово), священника Николая Правдолюбова (настоятель Пятницкой церкви г. Касимова), священника Иоанна Прудкова (настоятель Богоявленской церкви завода Майкора Пермской епархии), священника Сергия Скачкова (с. Булгаково). В это время настоятелем Никольского храма был протоиерей Димитрий Федотьев. До него служил протоиерей Григорий Отрадин, после него протоиерей Сергий Рождествин и протоиерей Иаков Цветков, который, оставшись один, мужественно продолжал служить не взирая на непосильные налоги и болезнь ног. Таким образом, он сохранил от закрытия Никольский храм до своего ареста.
Первый слева в нижнем ряду — священноисповедник Сергий Правдолюбов. В центре — священномученик Анатолий Правдолюбов. Первый справа в нижнем ряду — сын священномученика Анатолия Правдолюбова, брат священноисповедника Сергия священномученик Николай Правдолюбов.
Их священников, освящавших храм в 1933-м году, трое прославлены в лики святых как священномученики. Это протоиерей Анатолий (расстрелян в 1937 году, память 10/23 декабря), протоиерей Михаил (расстрелян в 1937 году, память 19 ноября / 2 декабря) и иерей Николай (расстрелян 13 августа 1941 года).
После закрытия в 1941 году, Никольская церковь не подвергалась разорению благодаря мужеству и стойкости в вере старосты Анастасии Авдеевны Вереиной. Ее вызывали в исполком и требовали отдать ключи от храма, она категорически отказывалась. Говорили: «Сошлем! — Ссылайте! – Расстреляем! – Стреляйте!» Так и не отдала; ездила с салазками по прихожанам, выпрашивала дрова и подтапливала в храме печки, чтобы не испортились от мороза иконы. В марте 1943 года ее вновь вызвали в исполком. Она решила, что ее хотят арестовать, попрощалась с родными, поплакала, помолилась – и пошла. Приходит, спрашивает: «Звали? – Звали! – Зачем понадобилась? – Церковь открывать хотите? – А можно? – Ищите попа, регистрируйте у нас и служите!» Анастасия Авдеевна пришла к о. Сергию Правдолюбову, он согласился идти служить, но сказал, что ему нечего обуть. Она прибежала домой, схватила серые валенки, принадлежавшие ее дочери Александре Александровне, и когда та спросила куда – ответила: «Молчи, молчи, они нужны о. Сергию». Пошли в исполком, зарегистрировались. 10 марта 1943 года был отслужен водосвятный молебен перед Касимовской Казанской иконой Божией Матери и после окропления храма началось чтение Великого канона.
С этого времени до 1990 года Никольский храм оставался единственным действующим в городе. Когда началось открытие храмов, община Никольского храма оказывала помощь в их восстановлении. Так, открывшаяся в 1990 году Георгиевская церковь была подготовлена к службе на средства Никольского прихода, при активном участии бывшей тогда старостой Прасковьи Степановны Муруговой. Кроме того, настоятели многих церквей города воспитанники Никольской церкви и в основном придерживаются ее традиций в богослужении, пении и чтении.
С 1945 года, после того как Рязанские Архиереи стали именоваться Рязанскими и Касимовскими, церковь приобрела статус второго по значению храма в области после Рязанского Кафедрального собора и сохраняла этот статус до 2002 года. В 2002 году Святейшим Патриархом Алексием II был освящен Вознесенский собор нашего города.
До 1941 года церковь была одноштатной, то есть в ней служил только один священник. С 1943 года церковь стала многоштатной, и через нее прошло не меньше 30 священнослужителей. Открывал церковь в 1943 году протоиерей Сергий Правдолюбов, в последствии прославленный как исповедник в лике новомучеников Российских. Его мощи некоторое время (с 5 февраля по 15 сентября 2002 г.) находились в Никольской церкви, а потом перенесены во вновь открытую Троицкую, где и почивают. Во время его служения настоятелем был протоиерей Феодор Дмитрев. Затем причт возглавляли последовательно: протоиерей Борис Скворцов, будущий Рязанский Владыка; протоиерей Михаил Введенский, московский протоиерей, после реабилитации вернувшийся в Москву и служивший до смерти в Никольско-единоверческой церкви на Рогожском кладбище; протоиерей Симеон Наумов; архимандрит Иннокентий (Измер); протоиерей Василий Романов; протоиерей Иоанн Крестьянкин (настоятель с февраля 1966 г. по февраль 1967 г.) — архимандрит и известный всей стране старец Псково-Печерского монастыря. Стоит отметить и «долгослужителей» Никольского храма. Протоиерей Владимир Правдолюбов (настоятель с 1967 г. по 2004 г.), рукоположенный в священника к Никольскому храму в мае 1957 г. и до сих пор служащий в нем. Его ровесник и по возрасту и по служению, протоиерей Иоанн Косов, стал служить в храме после ухода в монастырь о. Иоанна Крестьянкина в 1967 году и прослужил до февраля 2004 г. В марте этого года ушел за штат, и 12 июля скончался.
В 2004 году указом Высокопреосвященнейшего Павла, Архиепископа Рязанского и Касимовского настоятелем назначен ныне покойный (скончался 9 мая 2014 г.) сын протоиерея Владимира Правдолюбова – протоиерей Михаил Правдолюбов.
В настоящее время настоятелем Никольского храма является Преосвященный Василий, епископ Касимовский и Сасовский.
Церковь Николая Чудотворца – храм на месте касимовской крепости
Адрес: Россия, Касимов, пл. Никольская, 23
Дата постройки: 1705 год
Святыни: Митинская икона Божией Матери, Касимовская Казанская икона Божией Матери «Моление старицы Иустинии»
Координаты: 54°56’24.5″N 41°23’12.6″E
В полукилометре от Соборной площади стоит старинный храм. Это одна из самых древних православных церквей города, история которой началась в начале XVII века. Никольский храм возвышается на краю исторической застройки, в самой высокой точке Касимова. Благодаря своей красоте, он привлекает внимание всех паломников и туристов, которые путешествуют по маршрутам «Золотого кольца» России.
Никольская церковь с высоты птичьего полёта
История храма
Согласно историческим документам, там, где теперь находится Никольская церковь, с XIV века располагалась касимовская крепость, которая защищала город от врагов. В XVII столетии здесь появился Никольский мужской монастырь, и в нем был небольшой деревянный храм, посвященный Николаю Святителю. Сохранились сведения, что при храме было кладбище, а это значит он мог иметь более древнюю историю.
Со временем часть города, лежавшую к северу от Никольского оврага, стали именовать Новым посадом. На ней предпочитали селиться русские, в то время как земли с противоположной стороны оврага исторически занимали татары.
В 1703 году житель посада Яков Петрович Яцков предложил возвести для монастыря новый храм из камня. Потребность в каменном строительстве возникла из-за сильных пожаров, которые время от времени уничтожали деревянные церкви и дома горожан.
Вид церкви с Пионерского переулка
В 60-е годы XIX века церковь реконструировали, добавив к ней с юга и севера два придела. От этого храмовый комплекс потерял былую стройность и стал выглядеть довольно грузно. Переделки коснулись не только Никольского храма. Многие православные церкви в Касимове и Рязанской губернии испортили приземистыми боковыми пристройками.
Никольский храм оставался единственным в Касимове, который не закрывали в годы советской власти. Однако, во время экспроприации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья из него изъяли всю богослужебную утварь и серебряные ризы с икон. В суровое военное время церковные службы в храме были ненадолго прекращены. С 1944 года Никольская церковь стала играть роль кафедрального храма местной епархии, и до 1990 года это была единственная действующая церковь Касимова.
Архитектурные особенности и интерьеры
Никольская церковь – типичный для российской провинции храм-«корабль», вытянутый с запада на восток более чем на 40 м. Центральное место в храмовом комплексе занимает двухсветный четверик, который завершает сомкнутый свод и четырехскатная крыша. С восточной стороны к нему примыкает большая полукруглая алтарная абсида высотой в один этаж. Приземистая трапезная продолжает четверик, и с двух сторон от нее располагаются приделы.
Вид церкви с Никольской площади
Внешний декор Никольской церкви прост и незатейлив. Ее фасады оформлены карнизами и лопатками, а оконные проемы украшают треугольные фронтоны и полуколонны.
С запада от храма стоит стройная трехъярусная колокольня, завершающаяся высоким барабаном, над которым возвышается небольшая главка со шпилем. Никольская колокольня заметно поднимается над другими зданиями Касимова, и поэтому играет важную роль в архитектурном ансамбле исторической застройки города.
В храме сохранился резной, покрытый позолотой иконостас, изготовленный в XVIII столетии. В середине прошлого века реставраторы восстановили настенную живопись и дополнили ее новыми фресками на библейские темы.
Современное состояние
Никольская церковь – действующий храм, который имеет статус памятника архитектуры федерального значения. В нем освящено три престола. Службы здесь проходят дважды в день – в 8:00 и 17:00. Верующие особо почитают хранящийся в храме образ Николая Чудотворца, где он изображен с мячом в одной руке и с храмом – в другой. Для паломников и туристов двери церкви открыты ежедневно с 8.00 до 19.00.
Вид церкви с востока
Как добраться
Никольский храм стоит на Никольской площади, 23, в 0,5 км к северу от Соборной площади. Из столицы до Касимова за 6 часов доезжают на рейсовых автобусах, которые отходят от автовокзала возле метро «Щелковская». Касимовская автостанция расположена в полутора километрах от церкви, и до храма нетрудно дойти пешком.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца
Контакты
Контактная информация:
Адрес: 391300 г. Касимов, Никольская пл, д. 11а
Телефон: 8-49131-2-45-75
Настоятель: Василий, епископ Касимовский и Сасовский
Группа в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/club198135092
Р/с 40703810000030000045 в Касимовский филиал ПВТБ (ОАО) г. Рязань
Кор/счёт 30101810500000000708
ИНН 6226002473
КПП 622601001
БИК 046126708
История
Современное состояние:
— правый – во имя святителей Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского;
— левый – во имя мученика Иоанна Воина.
Храмовые праздники:
19 декабря и 22 мая – память святителя Николая Чудотворца;
престольные: 20 августа и 6 декабря – святителя Митрофана,
4 октября и 10 ноября – святителя Димитрия,
12 августа – мученика Иоанна Воина.
Эти празднования совершались всегда, кроме перерыва в 1940-42 гг.
Чтимые иконы:
Казанская (21 июля и 4 ноября) – память совершается с 1943 г.;
Всех Скорбящих Радосте «Митинская» (находится в храме с 1995 г.) и, кроме обычных памятей, отмечается 1 июня – день ее обретения в 1948 г.
В четверг Фоминой Недели совершается служба в честь Касимовских святых.
Духовенство
Иерей Максим Викторович Степенькин, родился 12.02.1988
1. День Ангела 19 февраля
2. Хиротония диак. 16.10.2012, свящ. 15.02.2021
4. Клирик Никольского храма г. Касимова, тел. моб. 8-920-630-41-70
Иерей Сергий Андреевич Правдолюбов родился 05.02.1993 г.
1. День Небесного покровителя: 18 июля
2. Хиротония диаконская: 16.10.2015 г. священническая: 4.11.2015 г.
3. Образование: полное среднее, МСДС.
4. Клирик Никольского храма г. Касимова, тел.: 8-920-996-12-93 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Иерей Владимир Андреевич Правдолюбов, родился 02.11.1988
День Ангела 28 июля
Хиротония диак. 05.09.2010, свящ. 13.06.2011
Образование: Полное среднее, 4-ий курс УРГУ им.Есенина, Сретенская ДС.
Иерей Алексий Владимирович Минаев, родился 26.04.1989
1. День Ангела 7 мая
2. Хиротония диак. 14.11.2010, свящ. 24.06.2012
3. Образование: среднее, РПДС.
4. Клирик Никольского храма г. Касимова, тел. моб. 8-953-741-04-77.
Церковь Св.Николая в Касимове
Никольская церковь сооружена 1705 году. Она располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV—XVII вв. крепость Касимова. Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVII веке здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими.
Никольская церковь сооружена 1705 году. Она располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV—XVII вв. крепость Касимова. Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVII веке здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими.
Одноглавая каменная Никольская церковь представляет собой небольшой двухсветный четверик, завершенный сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает такой же ширины полукруглая одноэтажная апсида. Первоначальная трапезная являлась продолжением стен четверика. В XIX веке церковь была расширена за счет двух симметрично расположенных пристроек, в которых размещаются приделы с полукруглыми апсидами. Так было испорчено в XIX веке большинство церквей не только в Касимове. В это время появилось даже образное выражение: «надо церковь распузить». Фасады Никольской церкви скромно оформлены лопатками и простой формы карнизами. Окна обрамлены полуколоннами и треугольными фронтончиками. В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVIII века. Живопись интерьера в 1950 года реставрирована, а в трапезной части церкви — дополнена. Высокая трехъярусная колокольня завершается большим барабаном с главой, переходящей в шпиль.
Вот что говорится о Никольской церкви в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина:
«…Николаевская или Никольская церковь есть вторая по древности в городе Касимове. Первоначально на месте теперешней каменной церкви была деревянная, о которой упоминается в писцовых книгах Воейкова и Ракова… Настоящая каменная Николаевская церковь, как значится в церковных записях, была построена в 1701 году Петром Ауповым из посадских, т.е. из жителей нового посада, расположенного около Николаевской церкви и Казанского монастыря. Около Николаевской церкви существовал Николаевский мужской монастырь. Николаевский мужской монастырь существовал до 1784 года, в течение некоторого времени в нем были архимандриты, но их было только двое: Олимпий и Феофан. Олимпий Кангулов был из купцов касимовских, известен по своему искусству в иконописании: написанный им в Городовой магистрат большой образ Казанской Божией Матери хранится до сих пор в Благовещенской церкви, его же работы образ стоит в Касимовском Казанском девичьем монастыре. В 1784 году Николаевский монастырь был упразднен, архимандрита Феофана перевели тогда в Ольгов монастырь, а монахи были переведены в Рождественский Елатомский монастырь. В Николаевском монастыре возле ворот священником Благовещенской церкви Феодором была построена каменная келия, келия эта теперь разрушена. В 1744 году в Николаевском монастыре было 4 монаха и 2 бельца. Этот монастырь уничтожен за неимением средств к существованию…
…Около церкви росли два огромных вяза, один из них лет шесть тому назад сломало бурей, но один уцелел; сломанный вяз имел три аршина в окружности; смотря на такую громадность, можно судить о их древности, так как вяз принадлежит к долгорастущим деревьям; надо предполагать, что эти вязы — остатки леса, окружавшего Николаевскую церковь в древности. Возле алтаря настоящей Николаевской церкви находятся надгробные камни с полустертыми славянскими надписями. На самом большом камне я мог разобрать несколько слов, из которых видно, что под ним похоронен какой-то Иеромонах. Сзади алтаря Николаевской церкви находится каменная часовня, воздвигнутая на могиле одного подвижника благочестия, скончавшегося лет сорок тому назад, Петра Семеновича, который вел жизнь праведную и воздержную и был как светильник горящий пред Богом; жития его было 124 года…»
Ныне в древней церкви вновь звучат молитвы, и слышно церковное пение. А колокола, как и прежде, созывают народ на молитву в храмы и монастыри.
Касимов
Взгляд с колоколен в фотоистории Владимира Ештокина
Приблизительное время чтения: 6 мин.
До революции в Касимове было двенадцать храмов. До нашего времени сохранилось всего лишь семь. Самый старый храм в городе – церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца, в народе чаще зовется Георгиевской или Егорьевской.
Церковь Богоявления Господня. Фото Владимира Ештокина
Вид с колокольни церкви Богоявления. Касимов. Фото Владимира Ештокина
В 1922 году храм был закрыт, все ценности были вывезены в пользу голодающего Поволжья, то, что осталось, забрали в краеведческий музей. А вскоре было принято решение о сносе храма, но к счастью, осуществить его не удалось, и храм был передан под склад кожзаводу.
Вознесенский собор построен в 1854-1862 годах по проекту рязанского архитектора Н.И. Воронихина, племянника известного архитектора А.Н. Воронихина, построившего Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Кафедральный Вознесенский собор. Фото Владимира Ештокина
В двадцатых годах XX века собор был закрыт, в 1936 году на колокольне устроили парашютную вышку, а в шестидесятых годах колокольня была разобрана.
В Вознесенском соборе служил отец Матфий (Матвей Михайлович Рябцев), первый касимовский священномученник, принявший мученическую кончину в ноябре 1918 года.
Икона священномученника Матфия Рябцева. Фото Владимира Ештокина
Прямо напротив Вознесенского собора стоит еще один храм – это Успенская церковь, построенная на деньги касимовского купца М.А. Милованова в 1775 году на месте деревянной Трехсвятской.
Вид с колокольни храма Успения Пресвятой Богородицы. Фото Владимира Ештокина
Никольский храм известен тем, что он никогда не закрывался. Единственный небольшой период, когда в храме не велись службы, был в 1941-1943 годах. Связано это с тем, что в городе тогда после повальных арестов и расстрелов не было ни одного священника, и в храме просто некому было служить.
Никольский храм известен тем, что никогда не закрывался. Фото Владимира Ештокина
Вид с колокольни Никольского храма. Фото Владимира Ештокина
Самой почитаемой иконой на Руси испокон веков является икона Божией Матери Казанская. В Никольском храме хранится древний список этого образа, написанный вскоре после обретения Казанской иконы в 1579 году. Народная молва донесла до нас историю появления этого образа в Касимове.
Чтимый список Казанской иконы Божией Матери, написанный вскоре после обретения Казанской иконы в 1579 году, в Никольском храме Касимова. Фото Владимира Ештокина
Было это так. Жила некогда в городе Касимове благочестивая старица Иустиния. Семь лет пролежала она в постели, не имея возможности ходить из-за болезни ног. Старица неустанно молилась Богородице, прося излечить ее от тяжкого недуга.
Однажды во сне ей явилась Богородица и повелела отправиться в Казань, чтобы привезти оттуда список с чудотворной с Казанской иконы Божией матери.
Сложно, почти невозможно исполнить было указание Богородицы, но старица все же отправилась в Казань. Путешествие ее было долгим и очень нелегким. В Казани она нашла в лавке у купца, торгующего мукой, образ, указанный Богородицей. Как выяснилось, купцу тоже было видение во сне, чтобы он отдал икону тому, кто у него ее попросит.
Получив от иконы исцеление, Иустиния в 1627 году строит в Касимове небольшую деревянную церковь, в которой поместилась чудотворная икона. Так было положено начало Казанскому женскому монастырю.
Троицкий храм построен в 1763 году.
Троицкий храм. Касимов. Фото Владимира Ештокина
В строительстве храма принимали активное участие касимовские купеческие семьи, о чем написано на каменной плите, вмонтированной в одну из стен храма:
Троицкий храм. Касимов. Фото Владимира Ештокина
Протоиерей Анатолий Правдолюбов, сын отца Сергия Правдолюбова, много лет служившего в Троицком храме, вспоминает: «В Троице было немало хорошего. Кое-что было и нежелательное, но бороться с ним было трудно, так как просвещенные купцы, упомянутые мною, бережане, или «аристократия», эти просвещенные купцы считали себя хозяевами церкви и постоянно связывали инициативу папы разными своими отеческими преданиями. Даже ризы, роскошные ризы, он не мог употребить тогда, когда ему захотелось бы. Ибо эти ризы в разное время были пожертвованы ими со специальным завещанием: эту надевать только на Троицу, эту – только на Рождество…»
Вид с колокольни Троицкого храма. Касимов. Фото Владимира Ештокина
В 1938 году храм был закрыт. На его территории и в самом храме располагались различные подсобные хозяйства, что не способствовало его сохранности, но, по крайней мере, спасло от разрушения. В 2000-ом году храм был передан Церкви и уже 15 сентября 2002 года состоялось освящение обновленного Троицкого храма.
В этот же день в Троицкий храм перенесены были мощи священноисповедника Сергия Касимовского.
Троицкий храм. Касимов. Мощи священноисповедника Сергия Касимовского. Фото Владимира Ештокина
Ныне они покоятся в раке под резной сенью слева от алтаря.
Улицы Касимова. Фото Владимира Ештокина
Целый ряд купеческих домов выстроился вдоль набережной Оки.
В городе есть Музей самоваров. Касимов. Фото Владимира Ештокина
Музей колоколов не случаен – в городе когда-то отливали колокола, которые по качеству звучания не уступали знаменитым валдайским. Касимов. Фото Владимира Ештокина
Говорят, когда-то касимовские купцы дали взятку, чтобы железная дорога прошла мимо их города, опасаясь потерять выгоды от речной торговли. Потом это сыграло с Касимовым злую шутку, Ока обмелела, и город, казалось, был забыт. И сейчас туристические и паломнические маршруты часто лежат в стороне. Но город более чем достоин внимания.