храм николая чудотворца в коломенском районе
Никольский храм (Черкизово)
Никольский храм построен в 1763 году тщанием князя П.Б. Черкасского, вместо деревянной церкви XV века. В советские годы храм на некоторое время закрывался, но благодаря самоотверженности верующих был сохранен от разграбления.
Содержание
История [ править ]
Погост основан не позднее начала XV в. и принадлежал коломенскому наместнику князю Федору Андреевичу Черкизову, который имел прозвище Старко. Оно дало также название его владению: погост Старки. После того, как сын князя Федора Иван выступил на стороне Д. Шемяки заговорщиком против великого князя Василия II, коломенские имения Черкизовых перешли в собственность великого князя.
Деревянная церковь во имя святителя Николая существовала, очевидно, с самого основания погоста.
В 1763 г. тщанием князя П.Б.Черкасского была построена каменная церковь в Старках. Во второй половине 1780-х гг. здание дорабатывалось. Многие приписывают авторство проекта В.И. Баженову, но работы велись под наблюдением другого архитектора.
Храм однопрестольный. Он перекрыт сомкнутым сводом, над которым возвышается глухой деревянный барабан, обшитый железом. Стены украшены «готическими» арочками, нишами, пирамидками-пинаклями. Иконостас — «готический», со стрельчатыми нишами и образами в чеканных окладах. Рядом с церковью находится склеп князей Черкасских с беседкой-сенью (кровля не сохранилась) и мраморными надгробиями первой половины XIX в. Здесь были два рельефных изображения из белого мрамора (ныне — в Коломенском краеведческом музее). Отдельно стоящая колокольня покоится на четырех пилонах. Оба яруса обработаны также в «готическом» духе; звонница венчается шпилем.
В доме напротив церкви какое-то время жила М. Цветаева. Под старковскими сводами молилась А. Ахматова: Никольская церковь воспета в ее стихах.
В числе последних настоятелей храма были священник Василий Озерецковский (конец XIX в.) и Григорий Зачатейский (служил с 1911 г.). Из-за гонений 1930-х гг. отец Григорий уехал в Москву, где был арестован. Он погиб в ссылке.
Церковь на некоторое время закрывалась, но благодаря самоотверженности верующих не была разграблена. Регулярное богослужение в ней восстановлено с 1946 г. Долгое время старковская церковь была единственным храмом Коломенского района, в котором совершалось богослужение. За это время здесь собралось много реликвий и образов из разоренных храмов района.
Особо почитается образ святителя Николая, хранящийся в трапезной. В 2003 г. стенопись в храме обновлена, храмовые иконы промыты.
Архитектура [ править ]
Церковь построили в редком архитектурном стиле русской готики, скорее всего, по проекту архитектора В.И. Баженова, хотя работы проводились под надзором местного архитектора. Храм однопрестольный, увенчан шпилем, стены украшены псевдоготическими арками, нишами и пирамидами-пинаклями. Над входом – портик тосканского ордера, с севера и юга идут ложные аркады. Полностью сохранился первоначальный иконостас, со стрельчатыми нишами и образами в чеканных одеждах.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Коломенский район, с. Черкизово. Никольский храм.
КОЛОМЕНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ
Храм во имя святителя Николая Чудотворца в Коломне, 2016 год. Фото Качалина Александра Анатольевича с сайта sobory.ru |
Храм во имя святителя Николая Чудотворца в Коломне, «церковь Николы Гостинного» (Коломенское благочиние Московской епархии)
В 1655 году Антиохийский патриарх Макарий остановился в Коломне и из-за моровой язвы жил здесь полгода, фактически исполняя обязанности коломенского архиерея. Храм Николы Гостинного упомянут в описании Коломны архидиаконом Павлом Алеппским, секретарем Антиохийского посольства.
Церковь перестраивалась. По сведениям 1843 года, храм имел каменное здание с колокольней с шестью колоколами и придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В главном приделе находилась храмовая икона Николы Зарайского. В трапезной части помещалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Донская икона Божией Матери, но доска была старой, и, возможно, под записями скрывалось более древнее изображение. Кроме этих святынь, в церкви сохранился Синодик XIX в. и резное изображение страждущего Спасителя в полтора аршина высотою.
В начале 1930-х годов в храме помещался пересыльный пункт.
До августа 2002 года в здании находилась спортивная школа.
28 августа 2002 года в храме состоялась первая Божественная литургия.
Архитектура
Небольшая кирпичная посадская церковь в кремле. Одноглавый четверик с многогранной апсидой перекрыт крестчатым сводом. Внешний облик храма изменен в середине XIX века. Церковь, расширенная пристройкой трапезной, была оштукатурена и приобрела формы позднего классицизма. Древние архитектурные формы были полностью уничтожены. Под штукатуркой и кровлей сохранились элементы первоначального трехлопастного завершения фасадов и основание барабана, окруженного кокошниками.
Никольский храм села Черкизово
Адрес: Московская область, Городской округ Коломна, с. Черкизово.
Храмовые праздники: свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря)
Электронная почта: starki1763@mail.ru
Телефон: +7 (903) 257-91-82, 8 (496) 617-15-76
От Москвы электропоездом с Казанского вокзала до станции «Коломна», далее автобусом № 1, или пешком до автостанции «Старая Коломна», далее автобусами № 26, до остановки «Храм».
От Москвы от автовокзала «Котельники» автобусом № 460 до остановки «Площадь двух революций» (г. Коломна), далее пешком до автостанции «Старая Коломна», далее автобусом № 26, до остановки Храм.
Единственным храмом в округе, который не был разорен в годы гонений на веру, была церковь свт. Николая в с. Черкизово. В храм свозили иконы, хоругви и другие священные предметы из окрестных разоренных церквей. До наших дней храм дошел почти в первозданном виде, каким был построен во второй половине 1780-х гг. До этого времени существовала деревянная церковь, о которой не сохранилось точных исторических сведений. До XVIII в. место, где сейчас стоит храм, назывался погост Старки. Владелец с. Черкизово, П.Б. Черкасский, обратился в 1759 г. в коломенскую епархию с просьбой разрешить строительство новой каменной церкви. Старую предложили разобрать, сохранив утварь, а дерево пустить на отопление каменного храма. Строительство было закончено в 1763 г., но здание продолжали достраивать до второй половины 1780-х гг.
Церковь построили в редком архитектурном стиле русской готики, скорее всего, по проекту архитектора В.И. Баженова, хотя работы проводились под надзором местного архитектора. Храм однопрестольный, увенчан шпилем, стены украшены псевдоготическими арками, нишами и пирамидами-пинаклями. Над входом – портик тосканского ордера, с севера и юга идут ложные аркады. Полностью сохранился первоначальный иконостас, со стрельчатыми нишами и образами в чеканных одеждах. Рядом с церковью находится склеп князей Черкасских с беседкой-сенью. После революции склеп разорили, храм несколько раз закрывали, но верующие сумели отстоять его. Храм не был разграблен, в 1947 г. в нем возобновились регулярные богослужения. В 1980-х гг. в этом храме служил известный священник Дмитрий Дудко. Церковь любят посещать гости, многие приезжают издалека, летом храм переполнен, поскольку на службу приходят дачники.
Два Никольских храма в Коломне
В Коломне – городе, расположенном у важных торговых водных путей, издавна почитался покровитель купцов и плавающих святитель Николай Чудотворец. Горожане построили два храма в честь этого святого. Первый храм Николы Гостиного был возведен в XVI столетии внутри крепости на средства купца Василия Ивановича Юрьева. С церковью связаны предания о чудесах Зарайского образа. Второй храм Николы на Посаде был возведен в конце XVII или начале XVIII столетия за стеной коломенского кремля. Этот православный храм, никогда не имевший отношения к расколу, в начале 1990-х годов передали старообрядцам. В Московской области это единственный подобный случай.
Никола на Посаде
Церковь Николы на Посаде оказалась сегодня в оживленном туристическом месте Коломны по соседству с музеем пастилы, домом посадских ремесел, домом самовара… Этот храм стал узнаваемым памятником коломенского посада – исторического района города за стенами кремля, где проживали торговые люди и ремесленники: кузнецы, гончары, кожевники, рогожники, замочники, мыльники, скорняки, хлебники, калачники, подошвенники и другие. Первая деревянная церковь Николая Чудотворца на посаде – Никола Мокрый – существовала еще во второй половине XVI столетия. Сохранившееся каменное здание было построено на пожертвования посадских жителей в стиле московского узорочья в конце XVII или, по другой версии, в 1716 году. Сказалось некоторое отставание в архитектурных вкусах провинциального города от Москвы. Главный престол церкви был освящен в честь Воскресения Христова, но по приделу церковь продолжали называть Никольской.
В советский период церковь Николы на Посаде была закрыта. К празднованию 800-летия Коломны в 1970-е годы городские власти провели реставрацию храма, во время которой были восстановлены многочисленные каменные «кокошники», которые до революции по какой-то причине были заделаны кровлей. В 1986 году в отремонтированном храме поместили склад новой гостиницы «Коломна», но уже через год из-за неправильного содержания помещения в церкви обвалился пол вместе с имуществом гостиницы. В 1992 году администрация Московской области решила передать бывший православный храм религиозной общине РПСЦ – старообрядческому направлению, центр которого находится на Рогожском кладбище в Москве.
О том, как коломенские староверы оказались в нестарообрядческом храме рассказано в книге С.С. Михайлова «История старообрядчества г. Коломна и его окрестностей». Еще в конце XVIII столетия коломенские ревнители старины обосновались в Запрудной слободе. Здесь в 1774 году богатому купцу-староверу Илье Акимовичу Лажечникову (деду известного писателя И.И. Лажечникова) и его товарищам удалось возвести деревянную церковь при кладбище, где негласно служили по старому чину. Когда власти узнали, что храм возведен по причине «раскольнического суеверия», его велели снести, разобрать на бревна. Тем не менее, такой полулегальный старообрядческий храм просуществовал в Запрудне с 1774 по 1790-е годы.
На фото семья Гермогена Вавиловича Здравомыслова – дьякона, служившего в церкви Николы на Посаде до ее передачи старообрядцам. Фото из семейного архива И.С. Вевюрко
С середины XIX века общины старообрядцев в Коломне собирались на молитву при домах богатых купцов. Существовало два центра старообрядцев-поповцев: моленная в доме купцов Морковкиных (на месте зданий пожарного депо) и в усадьбе фабрикантов Рыбаковых. После указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» старообрядцы получили право возводить полноценные легальные храмы, и в 1910 году рыбаковская община построила недалеко от железнодорожной станции Коломна деревянную церковь в честь Рождества Богородицы. После революции церковь была закрыта. В 1934 году у старообрядческого храма снесли купол и колокольню, и строение стало похоже на обычный деревянный дом. Внутри устроили квартиры для четырех семей. В 1975 году остатки храма и соседние деревянные дома снесли: сейчас на этом месте стоит пятиэтажка.
Наследникам общины этого снесенного храма Рождества Богородицы у станции и передали храм Николы на Посаде в 1992 году. В приходе особенно почитают старообрядческого святого Павла епископа Коломенского – единственного иерарха XVII века, который открыто выступил против церковных реформ Никона. Павел был низложен с коломенской кафедры, сослан в северный Палеостровский монастырь, и, по версии старообрядцев, убит по тайному указу патриарха. Староверы считают его мучеником и «апостолом Коломны».
Никола Гостиный
Второй Никольский храм в Коломне был построен в начале XVI столетия на средства богатого «гостя» (купца) Василия Ивановича Юрьева. Писатель Н.П. Гиляров-Платонов упоминал храм Николы Гостиного как специализированный храм для купцов. Многие коломенские церкви старались привлекать торговых людей и «соревновались» в том, где отслужат обедню раньше, чтобы купцы, завершив молитву с утра, могли скорее отправиться к мирским делам. Гиляров-Платонов писал: «В старые времена, чего я уже не запомню, ранние обедни даже вообще запрещались, и одна из коломенских церквей (Николы в Городе) обязана, сказывали мне, самым сооружением этому правилу: в виде привилегии, специально для этого сооруженному храму дозволены были обедни ранее указанного часа».
Иногда название Николы Гостиного связывали с тем, что в храме «гостил» в старину чудотворный образ святителя Николая Зарайского. В 1514 году из-за угрозы нашествия крымских татар священники города Зарайска перевезли в Коломну главную свою святыню. «В гостях» святителем Николаем были явлены многие чудеса, узнав о которых великий князь Василий III велел построить в Коломне собственный храм Николы Зарайского и сделать список с иконы. В 1517 году зарайские священники отправились обратно в свой город, но им отдали не оригинал чтимой иконы, а список. Через год святитель Николай вновь явил чудо: Зарайская икона сверхъестественным образом возникла на своем исконном месте, а в Коломне обнаружили лишь ее список.
Писатель Н. Д. Иванчин-Писарев считал, что Зарайская икона «гостила» в Коломне и в Смутное время. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский приписывал, по словам историка, свое спасение от ножа убийцы иконе Николая Чудотворца. Будучи воеводой в Зарайске и беспокоясь о сохранности святыни во время нашествия литовцев и поляков, князь будто бы велел перевезти икону в Коломну. После ухода мятежников святыня вернулась в Зарайск, а в Коломне написали копию, которую поместили в храме Николы Гостиного. Стоит отметить, что это предание большинство исследователей и историков, например А.Б. Мазуров, считают ошибочным наложением старого сюжета времен Василия III на более позднюю эпоху.
В советские годы храм Николы Гостиного был закрыт и разорен, но святыню XVI века как историческую ценность увезли в Москву. Сегодня оригинальный коломенский список Николы Зарайского хранится в Третьяковской галерее, а в храме Николы Гостиного помещена его цифровая полноцветная копия в натуральную величину. Она была создана к выставке икон в 2008 году, а после ее завершения подарена церкви.
Видеозаписи
Православный календарь
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Миссионерский отдел Московской епархии
Свежие записи
Облако меток
Архивы
Православные аудиокниги
О храме
Контактная информация
Церковь Святителя Николая в с. Горки была построена в начале XX века в стиле русского классицизма конца XIX века. Строительство началось в конце XIX века, но из-за нехватки средств шло вяло, и в итоге в 1906-1907 годах прекратилось вовсе. Прихожане обратились за помощью к егорьевскому купцу 1-ой гильдии, почетному потомственному гражданину Михаилу Никифоровичу Бардыгину. Бардыгин привез известного Московского архитектора Ивана Тимофеевича Барютина. Тот составил новый проект церкви, выправил кладку и достроил храм. 8 мая 1911 г. новый храм был освящен Никодимом епископом Рязанским и Зарайским. Активным участником возведения храма был священник церкви отец Сергий Рождествин. Кроме главного Никольского, в храме были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, прп. Сергия Радонежского, а также придел во имя Архангела Михаила и мученицы Глафиры – святых покровителей строителей храма Михаила Бардыгина и его супруги Глафиры Васильевны. Шлемовидный, византийской архитектуры купол был крыт железом. Восьмиконечные кресты крыты золотом. Внутри стены оштукатурены и побелены. Расписать храм не успели, помешала революция 1917-го года. Полы в храме бетонные, покрыты метлахской плиткой, до сих пор почти везде сохранились. Отопление было центральное, в подвале храма находилась котельная. Двери наружные железные, кованные. Иконостас пятиярусный. Все иконы алтаря и Царские Врата в XV веке украшали Московский Кремлевский Архангельский храм. По возведении нового Архангельского собора Кремля при Иване III они были переданы в Коломну, а оттуда привезены в с. Горки в том же XV веке.
Храм был закрыт в 1936 г. Здание использовали под склад минеральных удобрений, на втором этаже устроили клуб. Позднее к храму пристроили магазин. Из больших икон сделали настил на мосту через реку Цну.
Последний настоятель храма отец Александр Рождествин – сын отца Сергия Рождествина. Он родился в селе Горки в 1898г. 5 октября 1937 г. его арестовали по ложному обвинению «в принадлежности к церковно-кулацкой группировке и распространению террористических настроений». 21 октября 1937 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Реабилитирован 15 мая 1959 г.
В 1994 г. храм был возвращен верующим, началось его восстановление. Богослужения проходили несколько раз в месяц. Священники приезжали из г. Коломны, из Богоявленской церкви. В 1997 г. настоятелем церкви был назначен протоиерей Валерий Наволокин. Первая божественная литургия была совершена настоятелем 15 марта 1997 г, в день Державной иконы Божией Матери. Этот день является днем начала регулярных богослужений.
Получатель: Местная религиозная организация православный приход Никольского храма с. Горки Коломенского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
Назначение платежа – «пожертвования на уставную деятельность»
Почтовый адрес: 140494, Московская область, Коломенский район,
с. Горки, д. 1А