храм параскевы пятницы великодворье
Великодворье. Церковь Параскевы Пятницы.
Свято-Параскевинский храм
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Деревянная Пятницкая церковь окончена постройкой в 1924 году. Обшита тёсом, кровли новые. Состояние удовлетворительное. Интересную особенность церкви являет собой крест основного объема, который собран из металлического каркаса и линз и гранёных вставок из разноцветного хрусталя, которые ослепительно сияют и переливаются лучами на солнце как драгоценные каменья. Церковь действующая.
Ред. 2011 © дополнения и уточнения:
Село Великодворье (Великий Двор) впервые упоминается в XVII веке состоящим в Рязанском уезде Стружанской волости. По окладным книгам Старорязанского стана не позднее 1676 года известно о существовании церкви «Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», при ней «поп Тимофей Трафимов» (до 1676 года), «поп Тимофей Артемьев» (с 1676 по 1698 годы) и «пономарь Гаврилко Стефанов». Тогда в селе было 67 дворов, но, судя по челобитной попа Тимофея от 14 августа 1699, где он просит «сбавить» податей, к началу XVIII века село обезлюдело. Помещики вывезли своих людей в «иныя поместья», часть приходских деревень были переведены в другие приходы. Мало того, по всей видимости далеко не случайно, а из-за непростых условий архивными источниками сообщается, что в 1726 году «поп Стефан Семенов скрылся». Церковь, находясь при кладбище в глухих болотистых лесах Мещеры, не имела даже сенных покосов. Старая Воскресенская церковь сильно обветшала, и в 1783 году было дано дозволение, согласно просьбе иерея Андрея Иванова «с приходскими людьми», на построение новой церкви, «деревянной же Воскресенской, с Пятницким приделом«. В новый храм был назначен новый священник о. Андрей Иоаннов.
В 1829 году иерей Василий Елисеев просит дозволения крыть церковь новым тесом. Однако в 1830 году за какие-то провинности о. Василия лишают священнического сана и неизвестно, был ли выполнен ремонт или нет. Вместо о. Василия назначают о. Гавриила (Иоаннова Черкасского)
В 1867 году к храму пристроен Введенский придел и возведена колокольня. В 1872 году устроен новый иконостас, храм был расписан, вокруг церкви сделана деревянная ограда.
В 1918 году (по другим сведениям в 1920) храм сгорел. Вместо него в 1924 году прихожане построили закамуфлированную избу-пятистенок, задняя часть которой, выдвигась в кладбище и невидимая с центральной улицы, была не просто стеной, а слегка обозначенной трехгранной алтарной частью храма. Кровля постройки была двускатной, вальмовой, простой формы с продольным коньком, крыта железом, из которого торчала труба единственной кирпичной печи. В таком виде, приспособленном от расстрельного режима верных марксистов-ленинцев, новый Параскевинский Пятницкий храм существовал до 1955 года, когда в него был назначен священником о. Петр (Чельцов Петр Алексеевич), уроженец Рязанской области, член Священного Собора в Москве, неоднократно репрессированный большевиками священнослужитель храмов в Нарме, Заколпье, освобожденный по амнистии после смерти Сталина. Отец Петр при жизни перенес тяжелейшие испытания, был сослан на Соловки в страшный концлагерь (СЛОН), но достойно претерпел все мучения. При служении о. Петра на кровле Пятницкого храма появилась скромная главка-луковка, увенчанная православным крестом, пристроено открытое западное крыльцо-паперть.
В 1972 году протоиерей Петр скончался в селе Пятница. Погребён за алтарем храма св. вмц. Параскевы Пятницы. В 2000 году на Освященном Юбилейном Архиерейском соборе канонизирован в Соборе новомучеников как священноисповедник. 22 октября 2000 года состоялось обретение мощей и положение в храме св. вмц. Параскевы Пятницы. В честь святого Петра (Чельцова) Великодворского в с. Ильино Судогодского района с 2006 года строится и почти завершена работами деревянная часовня.
В 1980-х церковь Пятницкая села Великодворье (Пятница тож) была перестроена и распространена объемами, устроена колокольня, фасады обшиты тесом и, впоследствии, нарядно покрашены.
Храм параскевы пятницы великодворье
Можно сказать, что попали мы в Великодворье, что на границе Рязанской и Владимирской областей, случайно. Просто ехали в Гусь-Хрустальный посмотреть знаменитый музей хрусталя, да и завернули по дороге в село с интересным названием, можно даже сказать, двойным – ведь многие его называют Пятницей.
Здесь привлекла внимание небольшая церковь, вокруг которой со всех сторон возвышались покрытые искрящимся на солнце снегом высокие ели. На куполе церкви сиял в лучах солнца крест. Он был будто бы объят серебряным пламенем, посреди которого переливались всеми цветами радуги огромные бриллианты.
Как позже выяснилось, крест этот, конечно же, сделан не из дорогих самоцветов, он создан руками мастеров Гуся-Хрустального, издавна славившихся своими изделиями из стекла, которые по красоте своей на равных соперничают с рубинами или бриллиантами.
Как оказалось, это великолепие, затерянное среди мещерских лесов, имеет свою давнюю и славную историю. На информационном щите можно прочитать основные вехи этого храма: «Село Великодворье (Великий Двор) впервые упоминается в XVII веке состоящим в Рязанском уезде Стружанской волости. По окладным книгам Старорязанского стана не позднее 1676 года. В 1918 году, а по другим сведениям в 1920, храм сгорел, в результате поджога оставшимися неизвестными богоборцами. В то время в открытую храм было нельзя восстановить. Однако сплочённый приход нашел выход из положения, и в 1924 году был построен замаскированный под избу-пятистенок храм, задняя часть которого, выдвигаясь в кладбище и невидимая с центральной улицы, была не просто стеной, а слегка обозначенной трехгранной алтарной частью храма. Освящен новый храм был в честь святой Параскевы Пятницы».
Мы испили ледяной колодезной воды из источника и вошли в церковь.
Я бывал во многих православных храмах как в нашей стране, так и за рубежом, но такой атмосферы, как в этой церкви, мне никогда не приходилось ощущать. Будто бы переместился во времени и оказался в Средневековой Руси, кругом разливается полумрак, не нарушаемый электрическим светом, и царит безмолвие и покой. А с икон – древних и современных, написанных лучшими иконописцами России, лики святых смотрят прямо в сердце.
В середине субботнего дня здесь была только пожилая монахиня, стоявшая за свечным ящиком. Она посоветовала нам приложиться к мощам священно-исповедника Петра (Чельцова), которые находятся здесь же.
Она же поведала нам интересные факты из жизни удивительного батюшки.
Этот небольшой храм так бы и существовал в безвестности вдали от мирской суеты среди лесов, однако Господь рассудил иначе, связав с этим местом судьбу отца Петра, стяжавшего венец святости, и прославив эту местность на весь христианский мир. Отец Пётр родился в 1888 г. в с. Шехмино Рязанской губернии в семье церковнослужителя. Получив духовное образование и вступив в брак, он в 1911 г. принял священный сан. Проходил служение в Смоленской епархии. Вместе со всей Русской Православной Церковью, как верный её сын, испил горькую чашу гонений. Подвергаясь неоднократным арестам, он более 12-ти лет провёл в заключении, в том числе и в Соловецком лагере.
Последние 17 лет своей жизни отец Пётр являлся настоятелем Великодворского храма в честь святой Параскевы. Отовсюду стекались к старцу страждущие и получали по вере своей помощь и утешение.
Скончался батюшка 12 сентября 1972 г. Вплоть до последнего дня верной его спутницей была супруга Мария Ивановна, разделившая с ним все тяготы многотрудной жизни. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 13-16 августа 2000 года, отец Пётр был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. 22 октября 2000 года были обретены его честные мощи и положены в Пятницком храме.
Отец Пётр незадолго до своей кончины говорил прихожанам, утешая их, что у них скоро будет новый хороший священник. Так и случилось.
Следующим настоятелем храма стал протоиерей Анатолий Яковин. При нем людской поток в храм Параскевы Пятницы не пресекся. К нему потянулись люди из Владимира, Рязани, Москвы, Питера, с Урала. Чаще это была молодежь: студенты, художники, иконописцы, литераторы. Многие из них, благодаря батюшке, нашли путь к Христу. Многие стали его духовными чадами.
Особое расположение к отцу Анатолию испытывал тогда архиепископ Владимирский и Суздальский Серапион. Благодаря его содействию церковь была перестроена, возведена колокольня, фасады обшиты тесом и, впоследствии, нарядно покрашены. Еще за 5 лет до своей кончины владыка Серапион просил похоронить его около храма Параскевы Пятницы и незадолго до смерти повторил просьбу. Он предрек день своей кончины, которую встретил в полном сознании, перед этим раздав все имущество. Эта просьба владыки была в точности исполнена.
Сейчас служение в храме продолжает новый настоятель, священник Сергий Козлов.
Поблагодарив монахиню, мы покинули храмовую территорию и прогулялись по сельской улочке с добротными бревенчатыми избами с характерными для этих мест резными наличниками на окнах. Видно, что село живет и развивается, видимо, отец Пётр и по завершении своей земной жизни не забывает о своей пастве.
Максим Кузнецов, газета «Благовест»
На Руси есть много неприметных с виду тихих заповедных уголков, хранящих тайну притягательности, тайну благодати.
Одно из таких мест находится на границе Рязанской и Владимирской областей. Это село Великодворье. Окружённое дремучими мещерскими лесами, оно при подъезде возникает неожиданно и так же неожиданно, словно лилия из тихой заводи всплывает перед взором деревянная церковь, построенная в честь святой мученицы Параскевы Пятницы. Оттого и само село Великодворье в народе называют «Пятница».
Изначально же оно называлось Великий Двор. Из окладных книг 1676 года известно, что в селе была церковь в честь Вокресения Христова.
Во второй половине XVIII в. она обветшала. В 1784 г. вместо неё построили другую, так же Воскресенскую церковь с Пятницким приделом. В 1867 г. в ней был устроен ещё один придел – Введенский и возведена колокольня. Само же село Великодворье относилось к Рязанскому уезду Стружанской волости.
В 1910 г. в нём жили московские иконописцы, которые расписывали Воскресенскую церковь. Работали они под руководством знаменитого художника действительным членом Академии художеств Виктора Васнецова. К тому времени он уже создал картины, вошедшие в золотой фонд русской живописи – «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка» и другие. Кроме того, он расписал знаменитый Владимирский собор в Киеве и Воскресенский храм в Санкт-Петербурге.
Поэтому можно предположить, что роспись Воскресенской церкви села Великодворье, как и другие работы Виктора Михайловича, была настоящим произведением искусства.
К сожалению, в 1917 г. эта церковь полностью сгорела. После этого приход разделился. Жители нескольких деревень стали строить храм во имя Параскевы Пятницы не в селе Великодворье, а в посёлке Великодворский при стекольном заводе. В 1919 г. в этом посёлке освятили построенный Пятницкий храм, но через четыре года его закрыли, и приход вновь объединился при построенной в 1924 году так же Пятницкой церкви в селе Великодворье (Пятница). Эта церковь была деревянной, с простой четырехскатной кровлей, увенчанной одной маленькой главкой. В 1925 г. её освятили. Настоятелем назначили иерея Александра Алексеевича Великодворского.
Иерей Александр – сын дьякона сгоревшей Воскресенской церкви Алексея Егоровича Великодворского и Ольги Ивановны (урожденной Коренновой). Родился он в селе Выротово Касимовского уезда Рязанской губернии в 1883 г. Окончил Касимовское духовное училище и затем Рязанскую духовную семинарию. Служил в с. Елшино Пронского уезда Рязанской губернии, потом в Пятницком храме посёлка Великодворский при стекольном заводе.
Назначение иерея Александра настоятелем Пятницкой церкви села Великодворье (Пятница) произошло в годы жестоких гонений на Православную Церковь. Батюшка неоднократно подвергался давлению со стороны представителей местной власти, которые требовали отдать им ключи от Пятницкого храма. Но он твёрдо противостоял этому. Во многом благодаря мужеству о. Александра и поддержавших его прихожан церковь в селе Великодворье не закрывалась. Но для самого батюшки каждодневное противостояние с властями закончилось трагически – в 1929 году он тяжело заболел и умер.
Перед смертью о. Александру приснился сон, в котором ему явился знакомый, уже умерший человек и сказал, что вскоре батюшка пойдет за ним.
Своей жене Клавдии Алексеевне (урождённой Крыловой), о. Александр назвал даже дату своей смерти. А после его кончины она обнаружила на столе бумагу с записью самого батюшки об этом сне.
Погребли о. Александра справа от Пятницкого храма села Великодворье (рядом с Михаилом Федоровичем Климентовским). За их могилами находятся захоронения родителей иерея Александра – диакона Алексея Егоровича и Ольги Ивановны Великодворских.
После о. Александра в Пятницком храме служил иерей Петр Крылов. Батюшка Пётр был женат на сестре Клавдии Великодворской Марии Александровне. Служил в селе Пушкари Рязанской области Михайловского района. После того, как в Михайлове был арестован и расстрелян брат о. Петра Крылова (тоже священник), батюшку вместе с семьёй изгнали из села Пушкари.
В 1928 г. Крыловы переехали в Великодворье. Батюшка Пётр стал служить в Пятницком храме.
В 1931 г. он подвергся так называемому раскулачиванию. Ираида Великодворская, племянница о. Александра Великодворского, вспоминала: «У дома… где в то время проживала семья Крыловых, собралась целая толпа. Любопытные прильнули к окнам. Председатель колхоза кричит: «Попы, давно пора их раскулачить».
У Крыловых, несмотря на большую семью, отобрали все, даже отрез ситца на платье.
В 1933 году о.Петр арестовывался за антисоветскую пропаганду. Скончался в 1937 году от чахотки.
Его супруга Мария Александровна осталась одна с семью детьми. Для их содержания поступила работать на Великодворский стекольный завод, однако вскоре была уволена по доносу «за религиозную пропаганду». С тех пор уже неотлучно до смерти пребывала при Пятницком храме. Интересную характеристику этой женщине-исповеднице дал в своем дневнике священник Аркадий Памфилов: «Крылова Мария Александровна – вдова умершего от чахотки священника Петра Крылова, осужденного к 1,5 годичному заключению в тюрьме, перенесшая на своем веку немало невзгод и лишений и все же с честью вышедшей из всех постигших ее нелегких испытаний. Исключительно по своим внутренним побуждениям Мария Александровна находила отраду в неотступном посещении всех церковных служб. Свою ревность к Пятницкому храму она запечатлела долголетним безвозмездным исполнением обязанности псаломщика – знатока церковного пения и опытного руководителя хором на левом клиросе. Прихожане восхищались мастерским исполнением Марией Александровной богослужебных напевов вместе с ее преданностью храму». Матушка Мария Крылова по ее завещанию была похоронена у стены храма за левым клиросом, на котором когда-то пела. Она была верным чадом Православной Церкви. В самый тяжелый период её истории, когда священство подвергалось репрессиям, Мария Александровна организовывала в Пятницком храме службы, которые могли совершаться мирянами священника. Ключи от храма хранились у неё и даже под угрозой ареста, она не отдавала их местным властям. Благодаря матушке Марии молитвенная жизнь в дорогом для неё Божием доме никогда не прекращалась.
В 1944 г. в Пятницкий храм на служение назначили игумена Панхария (Баранова). До этого о. Панхарий пострадал за исповедание веры Христовой. С 1932 по 1935 г.г. он отбывал ссылку в Казахстане. Да и потом постоянно подвергался гонениям. За смирение и терпение скорбей Господь наделил его даром молитвы за усопших. Староста Пятницкого храма Евдокия Ивановна Бронина свидетельствовала, что однажды, когда он при ней всю ночь молился в своей избушке, произошло чудо. Перед ней как бы разверзлись половицы пола, и она увидела страждущих грешников в аду. И тогда поняла Евдокия Ивановна, как важно молиться за усопших.
За дерзновенные моления ополчился на о. Панхария враг рода человеческого. Напали на него в сторожке злые люди и, требуя денег, жестоко избили. Конечно, никаких денег они у кроткого страдальца не нашли. Но батюшка о. Панхарий заболел и через год скончался. Это произошло в 1950 г. Погребли его за алтарём Пятницкого храма.
Вскоре настоятелем храма назначили священника Аркадия Памфилова. Бывший офицер, воевавший ещё в Первую Мировую войну, он так же недолго прослужил в Пятнице.
В 1955 г. скончалась его супруга и он, по состоянию здоровья ушёл за штат. Жил в посёлке Великодворский до самой своей кончины, которая произошла в 30 января 1969 г. Похоронили его недалеко от своих предшественников.
С 1955 г. в Пятницком храме стал служить протоиерей Пётр Чельцов, который за своё твёрдое стояние в Православной вере, за подвиг исповедничества в 2000 г. был прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.
Храм Параскевы Пятницы (Гусь-Хрустальный)
Храм Параскевы Пятницы в городе Гусь-Хрустальный построен в первой половине ХХ века на месте деревянной церкви XVIII века.
Содержание
История [ править ]
Первоначально деревянная Пятницкая церковь была построена в 1783-м году. Но в 1918-м или 1920-м она сгорела.
В 1924-м году на ее месте была построена новая небольшая деревянная церковь, которая во времена советской власти не закрывалась.
С селе Пятница чуть ближе к главному входу на церковной территории была построена новая деревянная церковь Параскевы-Пятницы. В учётной карточке Ивановского государственного архива значится, что в апреле 1936 года церковь действовала, хотя на колокольне к тому времени уже были сняты колокола.
Пятницкий храм с давних времён имел особую добрую славу. По преданию, в дни лютых гонений на церковь в этих местах скрывались монахи из Саровского монастыря. В лесу имелся святой источник во имя Серафима Саровского, где до сих пор сохранился сруб. В церкви хранятся частицы мощей благочестивых Петра и Февронии.
В 1990-х годах к храму была пристроена колокольня.
Святые [ править ]
Много полезного и доброго сделал для прихода поселившийся здесь в 1955 году святой праведный Пётр (протоиерей Пётр Чельцов), причисленный в 2000 году Православной Церковью к лику святых. Его мощи покоятся в церкви. 22 октября отмечается день обретения мощей протоиерея Петра, пострадавшего за веру.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 601590, Россия, Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Великодворье
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням.
Храм Параскевы Пятницы (Великодворье)
Престолы: Параскевы Пятницы.
Год постройки: 1924.
Адрес: 601590, Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Великодворье.
Село Великодворье (Великий Двор) впервые упоминается в XVII веке состоящим в Рязанском уезде Стружанской волости. По окладным книгам Старорязанского стана не позднее 1676 года известно о существовании церкви «Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», при ней «поп Тимофей Трафимов» (до 1676 года), «поп Тимофей Артемьев» (с 1676 по 1698 годы) и «пономарь Гаврилко Стефанов». Тогда в селе было 67 дворов, но, судя по челобитной попа Тимофея от 14 августа 1699, где он просит «сбавить» податей, к началу XVIII века село обезлюдело. Помещики вывезли своих людей в «иныя поместья», часть приходских деревень были переведены в другие приходы. Мало того, по всей видимости далеко не случайно, а из-за непростых условий архивными источниками сообщается, что в 1726 году «поп Стефан Семенов скрылся». Церковь, находясь при кладбище в глухих болотистых лесах Мещеры, не имела даже сенных покосов.
Старая Воскресенская церковь сильно обветшала, и в 1783 году было дано дозволение, согласно просьбе иерея Андрея Иванова «с приходскими людьми», на построение новой церкви, «деревянной же Воскресенской, с Пятницким приделом». В новый храм был назначен новый священник о. Андрей Иоаннов.
В 1918 году (по другим сведениям в 1920) храм сгорел. Вместо него в 1924 году прихожане построили закамуфлированную избу-пятистенок, задняя часть которой, выдвигась в кладбище и невидимая с центральной улицы, была не просто стеной, а слегка обозначенной трехгранной алтарной частью храма. Кровля постройки была двускатной, вальмовой, простой формы с продольным коньком, крыта железом, из которого торчала труба единственной кирпичной печи. В таком виде, приспособленном от расстрельного режима верных марксистов-ленинцев, новый Параскевинский Пятницкий храм существовал до 1955 года, когда в него был назначен священником о. Петр (Чельцов Петр Алексеевич), уроженец Рязанской области, член Священного Собора в Москве, неоднократно репрессированный большевиками священнослужитель храмов в Нарме, Заколпье, освобожденный по амнистии после смерти Сталина. Отец Петр при жизни перенес тяжелейшие испытания, был сослан на Соловки в страшный концлагерь (СЛОН), но достойно претерпел все мучения.
При служении о. Петра на кровле Пятницкого храма появилась скромная главка-луковка, увенчанная православным крестом, пристроено открытое западное крыльцо-паперть.
В 1972 году протоиерей Петр скончался в селе Пятница. Погребён за алтарем храма св. вмц. Параскевы Пятницы. В 2000 году на Освященном Юбилейном Архиерейском соборе канонизирован в Соборе новомучеников как священноисповедник.
22 октября 2000 года состоялось обретение мощей и положение в храме св. вмц. Параскевы Пятницы.
В честь святого Петра (Чельцова) Великодворского в с. Ильино Судогодского района с 2006 года строится и почти завершена работами деревянная часовня.
В 1980-х церковь Пятницкая села Великодворье (Пятница тож) была перестроена и распространена объемами, устроена колокольня, фасады обшиты тесом и, впоследствии, нарядно покрашены.