храм подмосковье барокко в стиле барокко
Он такой один, православный храм в стиле барокко
Очередные выходные совсем не хочется сидеть дома. Ехать далеко не хотелось и мне вспомнилось одно место, которое нам давно хотелось посетить. Где и когда о нем первый раз услышал не помню, но фотографию которую увидел в интернете засела в моей голове, в серьез и надолго, поразив своей необычностью. Мы едем в южное Подмосковье.
И так. Смотрите и читайте. Он такой один, православный храм в стиле барокко. Это я про Церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Расположен храм в усадьбе Дубровицы (Подольский район), которая принадлежала воспитателю и наставнику Петра I, князю Голицину Борису Алексеевичу. Решение воздвигнуть церковь князь принял, после того как был прощен Петром I, после опалы, возникшей после наговоров и клеветы на него. Голицын рассудил, что такая счастливая перемена в судьбе могла произойти не иначе как по заступничеству Царицы Небесной.
Завершены работы были только 1699 году, но освятили церковь только пятью годами позже. Из-за того что она разительно отличалась от остальных храмов, патриарх Адриан отказывался ее освящать.
Необычность храма была во всем. Это и скульптуры святых на крыше — нонсенс для православных церквей. Корона, которая выполнена из металла и позолочена, венчающая церковь. Паперть, поднятая высоким фундаментом и богато декорированная резьбой.
Для её сооружения использовался местный белый камень, часто встречающийся в Подольском крае. Его достоинствами являются лёгкость обработки и в то же время прочность, позволяющая прорабатывать мелкие детали декоративной резьбы.
Внутреннее убранство необычно и поражает. Жаль, что там не разрешают фотографировать.
Удивительно, но войска наполеона разорявшие и сжигавшие все вокруг оставили храм и все внутреннее убранство не тронутым.
А вот новые хозяева жизни, которые пришли после октября 1917 года, особо ее не жалели. Они не пощадили церковную колокольню, также представлявшую исключительную художественную ценность. Её попросту взорвали за ненадобностью. Хорошо, что сам храм остался цел.
К сожалению история не сохранила имя автора этой красоты.
Рядом с храмом есть липовый парк, есть смотровая площадка с которой можно любоваться открывающимся видом. Это излюбленное место молодоженов и местных жителей.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
7 православных храмов Москвы и Подмосковья. Узорочье и барокко в русской архитектуре
Статья не претендует на полноту охвата, не уральское это дело — о московских храмах писать. Лишь маленькая экскурсия
Шатровые храмы, стиль русского узорочья, Нарышкинское барокко — столь различные архитектурные стили мы увидим в храмах Москвы и ближнего Подмосковья. ©
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском — православный храм Мытищинского благочиния Московской епархии. Храм расположен на высоком берегу реки Яузы в селе Тайнинском, входящем в черту современного города Мытищи. Уникальность храма в теремном портале, который больше не повторяется ни в одном другом храме.
Первые упоминания о деревянной церкви при государевом путевом дворце на дороге к Троице-Сергиеву монастырю относятся к 1628 году.
В 1675 году по указу царя Алексея Михайловича, на месте деревянного храма началось строительство каменной церкви, которое завершилось в 1677 году. Церковь входила в состав дворцового комплекса путевого дворца. Подобные храмы были построены в других путевых резиденциях царя, Котельниках (по дороге в Коломну) и Алексеевском (также на пути в Троице-Сергиев монастырь).
В 1812 году храм был разграблен французскими войсками.
В 1929 году храм был закрыт. В нём размещались клуб, потом хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, столярная мастерская.
В 1989 году храм возвращён церкви и открыт для богослужений.
Церковь Спаса Преображения в селе Остров — православный храм Видновского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в селе Остров Ленинского района Московской области. Главный престол освящён в честь праздника Преображения Господня.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества предваряет собой архитектуру знаменитого Василия Блаженного. Глядя на него можно представить как изначально выглядел Покровский храм на Красной площади, ведь при постройке он был не цветным, а таким же однотонным.
Храм расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного административного округа города Москвы, на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция. В настоящее время действует и организационно относится к Даниловскому благочинию Московской епархии.
Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.
По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.
Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения.
Храм Рождества Богородицы в Путинках построен в 1652 году. Здание построено в стиле «русского узорочья». Приходский храм Московского Патриархата, имеет статус патриаршьего подворья. Расположен по адресу: ул. Малая Дмитровка, 4.
Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.
Название «в Путинках» связано с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге). В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.
Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.
После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.
Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.
В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.
Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.
Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. В конце XVII века сложился уникальный архитектурный стиль, который вобрал в себя национальные и европейские традиции. Он получил название «Нарышкинского барокко» по фамилии заказчика первого подобного храма — Покрова в Филях. Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей.
Православный храм Михайловского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).
Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны).
Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса.
Позднее около церкви был разбит регулярный парк.
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.
Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов. На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.
Расположен в посёлке Дубровицы, Подольского района, Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.
Церковь построена на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.
Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого.
Дубровицы. Барокко в Подмосковье
Продолжаю свои путешествия по подмосковным усадьбам. Сегодня я побывала в усадьбе Дубровицы (Подольский район, Московской области). Усадьба расположена на стрелке двух рек: Десны и Пахры. Окружена дубами и липами. Романтика среднерусский природы.
Усадьба Дубровицы впервые упоминается в 1627 году, как владение боярина Морозова И.В. Большинство построек относиться к концу 17 века, временам владения князем Голицыными. Часто здесь бывали Романовы.
Фасад главного усадебного дома украшен колоннами и широкой парадной лестницей. Перед домом был разбит цветник с редкими декоративными цветами и фонтаном. Сегодня это рядовая клумба с летними цветами. В здании расположен районный отдел ЗАГСа. Так что для поездки лучше выбирать воскресенье или вторую половину дня.
Что стоит внимания, так это церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь напоминает корону Российской Империи. Построена в барочном стиле. Нарядное воздушное сооружение, украшенное множеством мелких деталей. Трудно себе представить, что это творение рук человека.
Обойдите церковь по кругу, любуясь фасадами, взвивающимися вверх с высокого белокаменного цоколя. Фасады украшены резными каменными цветами и фруктами, орнаментами, каменными скульптурами. Из-за обилия скульптур храм напоминает больше творение западноевропейских архитекторов. Венчает церковь золоченая корона и крест. Очень красивые фотографии церкви и округи получаются со смотровой площадки, расположенной за храмом.
Внутреннее убранство храма также богато, как и внешнее. И столь же необычно. Ярко-голубые стены богато украшены белой лепниной. Из 3 ярусов окон под сводом церковь наполняется светом, лепнина кажется воздушной как безе и светящейся изнутри. В храме нет настенной росписи, почти вся поверхность украшена лепниной. При этом соблюдены православные каноны, изображены Страсти Господни. По центру над иконостасом расположено лепное изображение распятия.
Перед иконостасом справа расположена главная храмовая икона — Знамения Пресвятой Богородицы. Икона была написана около 150 лет назад, реставрировалась мастерами Московского Кремля.
Храм был освящен в 1704 году. Не был разрушен, но был закрыт в 1930 году. Здесь располагался склад местного колхоза. Верующие вновь обрели свою святыню в 1990 году.
Рядом с церковью располагалась колокольня, но была взорвана в советские времена. Поэтому сейчас для колоколов сооружена звонница на земле.
Церковь Знамения в Дубровицах — объект культурного наследия, входит в мировую культурную сокровищницу. Я рада, что смогла прикоснуться к этой архитектурной жемчужине.
Древние вотчинные церкви Москвы (ч. 2): нарышкинское барокко и не только оно
Ее богатые архитектурные детали.
Интерьер нижней (действующей) церкви I пол. XIX в.
Верхний храм, до 2017 г открытый как музей церковного интерьера кон. XVII в, сохранил ряд ценных предметов и утвари того времени. Росписи купола церкви (Троица новозаветная) и паникадило.
Резной иконостас кон. XVII в и венчающее его Распятие.
Некоторые иконы кон. XVII в из иконостаса храма.
Резная кафедра и напрестольная сень.
Роскошная Троицкая церковь в Троице-Лыково (1698-1702 гг).
резной декор колонок.
Храм Бориса и Глеба (1688-1704 гг) в вотчине боярина П.И. Прозоровского в Зюзино. У всех бухвостовских церквей очень узнаваемый силуэт, сложные объемы и великолепные пропорции. А вообще, их интересно рассматривать, обходя по кругу.
Казанский храм в селе Узкое (1698 г) больше напоминает украинское барокко. Его строительство приписывают архитектору о.Д. Старцеву.
В 1693 г в селе Тропарево (ныне одноименный район Москвы) был возведен каменных храм Михаила Архангела, сочетающий формы традиционного русского церковного зодчества с некоторыми элементами нарышкинского барокко (форма барабанов и куполов, оформление окон). Сохранились также трапезная и колокольня XVII в. Имя зодчего, к сожалению, до нас не дошло. Неизвестно даже, строилась ли церковь как вотчинная, приходская или монастырская.
Особенности московского нарышкинского барокко
Московское барокко — своеобразный архитектурный стиль, соединяющий в себе разнородные, порой противоречивые тенденции. С термином «барокко» ассоциируются вычурность, неестественность, излишняя эмоциональность, элитарность. В архитектуре господствуют сложные криволинейные формы, большие пространства, обилие декора. В России эти особенности нашли новое выражение, отличное от западноевропейских образцов.
История стиля московское барокко
Главной предпосылкой возникновения нового архитектурного стиля явилось постепенное проникновение в культуру светского начала. Петровские реформы усилили эту тенденцию, открыв новые возможности для всех слоев населения. Сословные границы были нарушены. В строительстве проявили себя недавние крепостные — талантливые зодчие, художники, резчики по камню и дереву.
Выделяют 3 периода русского барокко:
Характерные черты и внутристилевые течения
В московском барокко, относящемся к периоду конца XVII — начала XVIII в., выделяют несколько направлений:
Примеры барочного стиля существуют и в регионах, где особенности оформления были связаны со вкусами заказчика.
Будучи разновидностью барочного стиля, русская архитектура этого периода соединяет черты возрожденческого и готического зодчества, маньеризма и древнерусских традиций.
Объемы храмов не сливаются в единое целое, как в западноевропейских сооружениях, — они разграничены и поставлены один над другим с сохранением четкой ярусности.
Сочетание красного и белого — особенность русского оформления экстерьера, как и полихромные изразцы, используемые в отделке, узорный орнамент, сочетающий растительные мотивы и изображения животных.
Самые яркие деятели и постройки
Один из основателей московского барокко — русский архитектор-самоучка Я. Г. Бухвостов. Сведения о его жизни немногочисленны, нет точных данных о датах рождения и смерти. Бухвостов начал свою деятельность, предположительно, в 1681 г.
Под его руководством были построены стены и надвратный храм Иерусалимского монастыря в Истринском районе Московской области (не сохранился), Спасская церковь в селе Уборы в Одинцовском районе, Успенский собор в Рязанском Кремле и другие сооружения. Все они относятся к периоду 1690-1704 гг.
О жизни и деятельности Петра Потапова фактов еще меньше: судя по надписи на стене церкви Успения на Покровке, он был одним из участников строительства — или как резчик по камню, или как архитектор храма. Ему также приписывают создание храма Михаила Архангела в Тропареве, некоторые постройки в ансамбле Новодевичьего монастыря, а также пятиглавый храм Воскресения Христова в Кадашевской слободе.
И. П. Зарудный (1670-1727) — выходец из Речи Посполитой. Был не только архитектором, но и резчиком по камню, скульптором, художником и цензором икон. К нарышкинскому стилю относится церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меньшикова башня), построенная под его руководством в 1704-1707 гг.
Новодевичий монастырь
В стиле московского барокко были перестроены некоторые здания, входящие в комплекс Новодевичьего монастыря. В период правления царевны Софьи, в конце XVII в., был создан архитектурный ансамбль, в центре которого находился Смоленский собор. Направление с севера на юг образовано двумя надвратными церквями, а колокольня и трапезная символизируют ось восток-запад. Колокольня имела 6 ярусов, где чередовались глухие и ажурные элементы.
В нарышкинском стиле сооружены церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1683-1686 гг.) и храм Успения Богородицы (1685-1687 гг.), входящие в архитектурный комплекс.
Крутицкое подворье
Включает в себя группу зданий, построенных в разное время. К нарышкинскому стилю, помимо Успенского Собора, относятся Митрополичьи палаты (1655-1670 гг.), Крутицкий теремок и Воскресенские переходы.
Собор Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1665-1669 гг. Внизу находился престол Петра и Павла. Верхний храм был закончен в 1700 г., через год после освящения. Новое здание высотой около 30 м имело четырехскатное покрытие, которое венчали традиционное пятиглавие и декоративные кокошники, расположенные ярусом.
В соборный ансамбль вошли шатровая колокольня, западный притвор, боковые галереи. Все сооружение, в том числе луковичные главки, выполнено из красного кирпича.
Крутицкий теремок, выстроенный по проекту зодчего Л. Ковалева, соединяет Воскресенские переходы, ведущие в Успенский собор, с митрополичьими палатами. Здание из красного кирпича располагается поверх белых каменных ворот с двумя въездами. Северная сторона украшена изразцами из майолика. Сочетание синих, изумрудных, желтых тонов эффектно смотрится на фоне садовой зелени.
В орнаментах преобладают растительные мотивы, но также встречаются и фигуры животных (улитки, лебеди), фантастические существа. Колонны украшены деревянной резьбой в виде виноградных лоз — традиционного христианского символа. В убранстве присутствуют элементы, несвойственные для русского декора, — маски зверей, лапы с мечами.
Московская церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг)
Типичная для раннего московского барокко многоярусная постройка («восьмерик на четверике»). Строительство финансировалось Л. К. Нарышкиным — дядей Петра I по материнской линии. Точных данных об авторе не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что общую идею храма, архитектурную композицию составил сам заказчик. Возможно, архитектором здания был Петр Потапов.
На первом этаже — зимняя церковь Покрова Богородицы, выше — храм Спаса Нерукотворного, получивший название в честь спасения Нарышкина от гибели во время стрелецкого бунта. Петр I неоднократно бывал здесь. В 1703 г., после победы над Нарвой, он подарил храму цветные витражи.
В знак особого отношения государя западная и центральная колонны были украшены двуглавым орлом и короной. Черты молодого Петра узнаваемы в лике архидиакона Стефана, изображенного на жертвеннике.
Интерьер храма сильно пострадал во время нашествия Наполеона, затем во время Великой Отечественной войны. В Москве сохранились фрагменты первоначальных росписей, автором которых был К. И. Золотарев, несколько старинных икон (Покрова Богородицы, икона «Трех радостей»). Здесь находится один из древнейших дубовых престолов.
Храм Воскресения Христова в Кадашах, Москва
Относится к периоду нарышкинского барокко (1687-1895 гг.). Ранее на его месте стоял деревянный храм, построенный в 1493 г. Строительство финансировали несколько местных состоятельных купцов. Здание двухэтажное, вверху находится летний, холодный храм, внизу — зимний (теплый) с тремя престолами.
Предположительно, зодчим был иеромонах Сергей Турчанинов, уроженец здешних мест. Два этажа символизируют две сферы бытия: первый — более простой и строгий в отделке — земной мир, второй — богато украшенный — небесный.
На южной стороне храма сохранились солнечные часы. Колокольня высотой 43 м была пристроена к храму позднее. За вытянутые вертикальные пропорции она получила название «свеча».
Особенности интерьера в стиле московского барокко
Внутреннее убранство храмов было связано с культовой функцией сооружений. Иконы и фрески, настенная живопись, скульптуры и фигурные композиции — все было подчинено религиозной идее, но строгая простота, характерная для древнерусского интерьера, уступила место барочной пышности, хотя и в меньшей степени, чем это было в Европе.
Наличники, кронштейны, фасады — все украшалось замысловатым орнаментом, восходящим к русской орнаментальной традиции. Деревянные иконостасы обильно покрывались резьбой.