храм погост касимовский район

Погост. Церковь Спаса Преображения.

Карта и ближайшие объекты

храм погост касимовский район. Смотреть фото храм погост касимовский район. Смотреть картинку храм погост касимовский район. Картинка про храм погост касимовский район. Фото храм погост касимовский район

Статьи

Храмовый комплекс села Погост образуют церкви Николая Чудотворца, Спаса Преображения с колокольней и часовня. Первым притягивает взгляд Преображенский храм, благодаря огромной вертикали колокольни. Церковь начата строением в 1734 году, а закончена чуть ли не в конце 1820-х годов. 21 октября 1829 году состоялось долгожданное освящение Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения.

Необычна в этом отношении колокольня. Построенная в 1829 году, она находится вне позднего ампира, хотя это было время его расцвета. Можно даже говорить о каком-то возрождении барокко, до того живописно замаскированы колоннами углы четвериков, а сами колонны осложнены сочными постаментами, импостами, раскреповками. Верхние колонны и вовсе встроены в выемки углов. Кроме того, колокольня, что совсем уж необычно, осложнена фигурными барельефами. Восемь фигур неизвестных святых, возможно, «отцов церкви», размещены по сторонам арок, по две на каждой грани основания, словно перейдя сюда со стен Дмитриевского собора во Владимире. В их очертаниях видится что-то европейское, романское. Как могло появиться столь уникальное явление на рязанских просторах, неизвестно. Обильнные зубчатые карнизы, фиалы, вазоны довершают впечатление живописности, граничащей с пластической перегруженностью, что, впрочем, не лишает колокольню, особенно ее верхний ярус, оригинальности. Колокольня выстроена в новой стилевой интерпретации, почти растреллиевской, наверное, отсюда и родилось мнение, что автором ее мог быть именно великий Растрелли. По-видимому, это высказал какой-нибудь любитель, которому эта колокольня казалась шедевром архитектуры. Словом, колокольня Гусевского погоста не менее своеобразна, нежели Троицкая церковь в Гусь-Железном, расположенная отсюда всего-то в 6 километрах.

Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. «Искусство». Москва, 1989 г.

Основной храм прихода, заложенный в 1734 г. и освящённый в 1829 г. (трапезная окончена в 1794 г., расширена в 1883-1885 г.г.). Белокаменное здание типа восьмерик на четверике с трапезной и многоярусной колокольней эклектичной архитектуры. Основной объём богато декорирован в духе позднего барокко. В трапезной Казанский и Ильинский приделы. Закрыта не позже 1930-х г.г. В начале 1990-х г.г. возвращена верующим. Действует.

Построение каменной церкви вместо деревянной Преображенской церкви, упоминаемой в XVII в. и сгоревшей в 1777 году, начато было в 1784 году, также в честь Преображения Господня с двумя приделами теплыми, направо – в честь иконы Божией Матери Казанская и налево – в честь пророка Божия Илии. В 1794 году построение придельных храмов было окончено и они были готовы к освящению. Освящение было совершено соборным протопопом г. Касимова Поликарпом 21 октября 1829 года. В 1883 г. приделы в трапезной церкви были значительно расширены и устроены по плану архитектора Войницкого. Казанский придел освящен был 21 ноября 1884 г., а Ильинский – 13 октября 1885 г. К церкви была приписана одна часовня, которая находилась в Гусевском погосте.

Комментарии и обсуждение

Церковь действует как теплый «зимний» храм. Службу проходят по праздничным дням, а также по субботам и воскресеньям. Информация со стенда о расписании богослужений в Свято Спасо-Преображенском храме села Погост.

Источник

Погост. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения.

Гусевский погост

Храмы комплекса:

Карта и ближайшие объекты

храм погост касимовский район. Смотреть фото храм погост касимовский район. Смотреть картинку храм погост касимовский район. Картинка про храм погост касимовский район. Фото храм погост касимовский район

Статьи

В селе Гусевский Погост (ныне село Погост Касимовского района Рязанской области) издавна существовали две церкви: одна в честь Преображения Господня, другая в память св.Николая Чудотворца. Село это упоминается в списке с писцовых книг Василия Кропоткина: « Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господня да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте двор попа Прокопия да сына его Бориса…».Гусевский погост одно время был значительным торговым пунктом, благодаря своему географическому положению. Торг появился стихийно и без ведома местных властей. К тому же его популярность быстро росла. Поэтому касимовский царевич Сеид-Бурхан Арсланович выражал своё недовольство, о чем «бил челом государю». Однако Гусевский Погост продолжал процветать.

К церковным зданиям принадлежал двухэтажный деревянный дом, на первом этаже которого располагалось помещение для сторожей и бедных паломников. В приход входили деревни: Белясево, Степаново, Кольтино, Бельково, Забелино, Полухтино. Всего 2595 мужиков и 2757 женщин. По штату церкви полагались два священника, один дьякон и два псаломщика.

По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»

Гусевской погост, принадлежавший до 1779 г. к Владимирской епархии, упоминается в списке с писцовых Владимирских книг князя Василия Крапоткина 1637 – 48 гг., где описывается «Погост на реке Гуси, на погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и другая церковь Николы чудотворца, деревянные…».

Построение, вместо деревянной Преображенской церкви, упоминаемой в XVII ст. и сгоревшей в 1777 г., как видно из описи Николаевской церкви, составленной в силу присланного из духовной преосвящ. Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, Консистории указа, ныне существующей каменной, настоящей, холодной, также в честь Преображения Господня с двумя приделами теплыми: направо – в честь иконы Божией Матери Казанской и налево – в честь пророка Божия Илии – начато в 1784 г.

В 1794 г. придельные храмы окончены были постройкою и к освящению состояли в готовности, как видно из описи новостроящейся в селе Гусевском погосте Преображенской церкви, составленной благочинносмотрителем г. Касимова соборным иереем Сергием Яковлевым, в которой показано: «В храме Казанской Божией Матери иконостас столярной работы с резьбою, в оном иконостасе на правой стороне – Образ Нерукотворенный Господа Иисуса Христа, врезанный в доску, небольшой, на нем венец серебряный позлащенный. Образ Николая Чудотворца, на нем венец с цатою серебряные, позлащенные, шапка вынизана жемчугом хорошим и камением простым. На левой стороне – Образ Преображения Господня большой, на Спасителе венец и риза серебряные; а прочие образа в иконостасе и в клеймах все греческого писания. В храме св. пророка Илии иконостас столярной работы с резьбою пристойною, в дереве – белый. В иконостасе местные образа и в клеймах все греческого писания. Храмовый образ пророка Илии обложен и в середине того образа во облочном сиянии оклад обложен и по краям серебряным широким чеканным окладом». О Преображенской церкви замечено, что она «выкладена в половину окошек каменем белым». Из рапорта благочинного видно, что освящение настоящей придельной церкви совершено было г. Касимова соборным протопопом Поликарпом 21 октября 1829 г.

От 24 июня 1822 г. причт и прихожане в прошении своем к епархиальному начальству прописывали: «так как в каменной Преображенской церкви, которая еще не освящена, из двух приделов Казанского и Ильинского, освященных, последний оказался планом испорчен – выдался против Казанского придела на 4 аршина, то они и испрашивали дозволение, не касаясь церковной суммы, на свои средства, выдавшуюся стену в алтаре сломать и устроить по плану», что и было разрешено.

В 1883 г. приделы в трапезной церкви были значительно распространены и устроены по плану архитектора Войницкого, из коих придел Казанский освящен был 21 ноября 1884 г., а Ильинский – 13 октября 1885 г. Вместо прежде бывшей деревянной, каменная Никольская церковь построена в 1771 г. При обеих церквах одна каменная колокольня…

Церковного капитала в процентных бумагах в 1889 г. состояло 4860 руб., в пользу священно-церковно-служителей имеется 2460 руб. К зданиям, составляющим церковную собственность, принадлежат: деревянный двухэтажный дом, в нижнем этаже которого помещаются церковные сторожа и бесприютные старцы, и шестиместный полок для торговцев, устроенный в 1876 г. Земская школа существует с 1875 г., в которой священник Сергий Стефанович Былинский состоит безмездным законоучителем, а до того времени обучением детей занимались члены местного причта.

В состав причта, кроме села Гусевского погоста, входят деревни: Белясева, Барсукова, Степанова, Кольтина, Белькова, Забелина, Петрушева, Полухина и Левина, в коих числится муж. пола 2595 душ, жен. пола 2757 душ. В причте по штату 1873 г. состоят: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.

Село Погост, в котором находится Спасо-Преображенский и Никольский храмы с часовней при них, расположены в 6 км от поселка Гусь Железный и в старых документах упоминается как “Гусський Погост”, хотя он (Погост) и намного старше этого рабочего поселка.

Так молитвами небесного заступничества предков, прибылью и пожертвованиями потомков, были возведены в с. Погост два больших белокаменных храма: зимний, в честь Преображения Господня (с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и Святого Пророка Илии), и летний, в память Святителя Николая, епископа Мир Ликийских. Неподалеку была возведена краснокирпичная часовня. Посвящение храмов, конечно же, не случайно: помощник и покровитель всех путешественников постепенно вёл гостей сего временного пристанища к жаждаемому ими Преображению…

Никольский храм 1771 г., напротив, не так воздушен. Его кубическая форма пряма и строга, он украшен лишь колоннами, порталами и тремя ярусами окон. Этот храм своей монументальностью служит как бы полемичным фоном к более нарядному Преображенскому храму.

Часовня в Погосте находится на юго-западном углу ограды церквей Гусевского погоста. Это кирпичная кубическая постройка в псевдорусском стиле.

Древняя Русь, классическая эпоха и век девятнадцатый слились в этом ансамбле как проявление любви к богу нескольких поколений сельчан. Потомки людей, которые в своё время служили украшением земли, разграбили и закрыли храмы, иконы с песнями и плясками сожгли на фабрике, священников поубивали, в Преображенском храме устроили сельскохозяйственный склад, кладбище разорили… Обычная картина того времени: «если Бога нет, то всё позволено».

В 1988 г. храмы вновь были возвращены Русской Православной Церкви. Настоятелем прихода был назначен священник Николай Швачка. С этого момента начались трудные восстановительные работы. Из прежнего богатого убранства храмов остались только деревянные скульптуры воскресшего Христа и две Богородичные иконы: Иверская (Афон) и Иерусалимская (Елеон). Первым был заново освящен Никольский храм. В 2000 г. был освящен храм Преображенский. Во время расчистки печей под полом были найдены кости неизвестных новомучеников (погребены на территории бывшего церковного кладбища).

Источник

Памятники истории и культуры федерального значения

Храмовый комплекс села Погост

В 20 километрах от Касимова, в месте впадения реки Гусь в Оку, расположено село Погост. Благодаря выгодному географическому положению, здесь долгое время находился обширный рынок. Стихийно появившийся торг притягивал внимание купцовбеспошлинной торговлей,создавая серьезную конкуренцию Касимову. Из-за этого он не раз подвергался нападкам со стороны более сильного соседа. Но, несмотря на запрет на торговлю, продолжал существовать вплоть до революции.

В 18 веке вместо сгоревших деревянных церквей на прибыль от торговли и пожертвований в Погосте начинается строительство двух белокаменных храмов. Сегодня они образуют единый комплекс, являясь настоящей жемчужиной не толькоКасимовского района, но и всей Рязанской области.

Первой в этом архитектурном ансамбле притягивает взгляд колокольня Преображенского храма. Она построена в 1829 году по законам классицизма, со сложным рисунком колонн, арок и постаментов. Ее украшают 14 статуй пророков и преподобных. По одной из версий, автором проекта колокольни был знаменитый архитектор Растрелли.

Преображенский храм удивительно пропорционален, он словно парит в пространстве. В нем гармонично сочетаются классическое убранство и композиция нарышкинского барокко.

Форма Никольского храма, напротив, пряма и строга. Он украшен лишь тремя ярусами окон и колонными порталами. Контрастируя между собой, храмы дополняют друг друга, создавая непередаваемой красоты картину.

В конце восьмидесятых годов XX века ансамбль был возвращен Русской Православной Церкви. К тому моменту от былого богатого убранства храмов удалось сохранить только деревянную скульптуру Воскресшего Христа и две иконы с изображением Иверской и Иерусалимской Богородиц.

Белокаменные храмы села Погост едва ли оставляют кого-то равнодушным. Касимовский район по праву может гордиться этой достопримечательностью.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Круиз. Село Погост и подъем на колокольню. КРАСОТА!!

Мне не терпится рассказать об одном местечке, котором мы посетили в этом круизе. Поэтому вне очереди поделюсь с Вами впечатлениями.

храм погост касимовский район. Смотреть фото храм погост касимовский район. Смотреть картинку храм погост касимовский район. Картинка про храм погост касимовский район. Фото храм погост касимовский район

Село Гусевский Погост (ныне село Погост Касимовского района Рязанской области) в XVII столетии имело две деревянные церкви и торжище.
Село упоминается в списке с писцовых книг Василия Кропоткина: «Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господня да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте двор попа Прокопия да сына его Бориса…».
Гусевский погост одно время был значительным торговым пунктом, благодаря своему географическому положению. Торг появился стихийно и без ведома местных властей. Поэтому касимовский царевич Сеид-Бурхан Арсланович был недоволен самоуправством, о чем «бил челом государю». Однако Гусевский Погост продолжал процветать ещё некоторое время.

храм погост касимовский район. Смотреть фото храм погост касимовский район. Смотреть картинку храм погост касимовский район. Картинка про храм погост касимовский район. Фото храм погост касимовский район

храм погост касимовский район. Смотреть фото храм погост касимовский район. Смотреть картинку храм погост касимовский район. Картинка про храм погост касимовский район. Фото храм погост касимовский район

храм погост касимовский район. Смотреть фото храм погост касимовский район. Смотреть картинку храм погост касимовский район. Картинка про храм погост касимовский район. Фото храм погост касимовский район

К церковным зданиям принадлежал двухэтажный деревянный дом, на первом этаже которого располагалось помещение для сторожей и бедных паломников.
В приход входили деревни: Белясево, Степаново, Кольтино, Бельково, Забелино, Полухтино. Всего 2595 мужиков и 2757 женщин. По штату церкви полагались два священника, один дьякон и два псаломщика.

В селе издавна существовали две церкви: одна в честь Преображения Господня, другая в память Николая Чудотворца. Кто был заказчиком и вкладчиком двух каменных церквей –неясно.
Сейчас ансамбль Погоста образуют церкви Николая Чудотворца, Спаса Преображения и часовня (XIX в.).
Здания церквей, несмотря на архитектурную разноплановость, создают совершенно неповторимый образ этого замечательного места.

Церковь Преображения Господня
Первое упоминание об этой церкви относится к XVII веку: «Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Построение каменной церкви, вместо деревянной Преображенской церкви, сгоревшей в 1777 году, начато было в 1784 году.
Построена она также в честь Преображения Господня с двумя приделами теплыми, направо – в честь иконы Божией Матери Казанская и налево – в честь пророка Божия Илии.
В 1794 году построение придельных храмов было окончено и они были готовы к освящению.
21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения.
В 1883 году архитектор Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены и благоустроены приделы.
Казанский придел освящен был 21 ноября 1884 г., а Ильинский – 13 октября 1885 г.
К церкви была приписана одна часовня, которая находилась в Гусевском погосте.

Колокольня
Рядом с Преображенским храмом возвели и колокольню, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных святых.
К трапезной храма Преображения с запада примыкает трёхъярусная колокольня (окончена в 1829 г.). Она возведена в стиле барокко, ходят легенды, что мастер, который работал с Растрелли, вернулся сюда к себе на родину и построил это чудо.
Её экстерьер ярко индивидуален. Прежде всего — ярусы пластически богато оформлены, колонны по углам, раскреповки, вазоны и т.д.
Колокольня завораживает и удивляет: по четырём сторонам света —фигурки святых, вероятно «отцов церкви», по две на каждой грани основания.
В их очертаниях и иконографии видится что то европейское, романское…
Как могло появиться столь уникальное явление на рязанских просторах?

Церковь Николая Чудотворца
В 1771 году рядом с незавершенной Преображенской была возведена каменная Никольская церковь на месте старой разрушенной деревянной.
Формы храма и его объёмная композиция, устремлённая ввысь, демонстрируют нам барокко XVII века, правда, в обновлённой трактовке. А вот колоннады вставшие полукружиями у северного и южного фасадов – это уже классицизм.
Спасо-Преображенская церковь (1734 и до 1820-х гг.(по Вагнеру, а на веерном камне над очельем окна дата 1883)) в отличие от предыдущей постройки воспринимается иначе. Группировка масс здесь распределяется в горизонтальной плоскости и отягощена пониженной трапезной и приделами. Световая ротонда, поднимающаяся над нижним ярусом, отличается красотой и своеобразием убранства.

Источник

Расписание богослужений

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ ХРАМЕ НА Февраль-Март

Воскресенье. Неделя о блудном сыне.

Литургия, молебен.

Всенощное бдение.

Заговенье на мясо.

Воскресенье. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Поделиться:

Православный календарь

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).

Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).

Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).

Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

датадень неделивремяслужба
20.02Суббота.17.00
05.03
07.03Воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
13.03Суббота.17.00