храм покрова на лузе

Покрово (Покровское), урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Покрова-на-Лузе, Близь-Лальская Покровская церковь, Покровский погост

Карта и ближайшие объекты

храм покрова на лузе. Смотреть фото храм покрова на лузе. Смотреть картинку храм покрова на лузе. Картинка про храм покрова на лузе. Фото храм покрова на лузе

Статьи

Километрах в пятнадцати от Лальска и в трех от ближайшей деревни Заборье на побережье Лузы, возле полузаросшего лесом кладбища стремительно убегают к небу изысканные объемы храма. Это Покровский погост с одноименной церковью.

Скупые строки лальского летописца И. Пономарева повествуют, что в 1729 году епископом Лаврентием Горкой была дана грамота на построение каменной церкви «в Покровском приходе на реке Лузе». Тут же названы заказчики — лальские купцы Семен и Максим Пестовские. Под 1740 годом сообщается об освящении нижнего теплого храма Трех Святителей, а под 1750-м — и верхнего, холодного во имя Покрова Божией Матери.

Сведений о строителях и обстоятельствах сооружения пока не найдено. А ведь они могли бы объяснить феномен памятника, который один стоит целого ансамбля. В Великоустюжском филиале госархива Вологодской области удалось обнаружить только договор на роспись верхнего храма у паперти с устюжскими мещанами Андрнаном Протопоповым и псаломщиком Успенского собора Семеном Поповым (1779 г.). Проработав на Лузе «два лета», они, как жаловались заказчики, «работы. не окончили и теперь уже по третий год. не приехали да, может, и впредь. быть не намерены».

Нельзя сказать, что Покровская церковь вовсе не имеет аналогов. Сам тип двухэтажного культового здания со ступенчатым построением алтарной части, при котором храмовое помещение нижнего этажа находится под апсидой верхнего, появился в Великом Устюге ранее. Для этого региона характерно и завершение храмов малыми ярусными восьмериками — именно отсюда оно пришло на Вятку. Однако многие композиционные черты Покровской церкви индивидуальны. Во-первых, сочетание нижнего алтаря из двух полукружий с верхним пятигранным. Во-вторых, местоположение колокольни. Первоначально она, быть может, даже не предусматривалась. На это указывает западный фасад. Его великолепная декорация — где еще этот фасад так решался! — в случае пристройки оказалась бы заслоненной. Лишь ближе к концу VIII века колокольня была все же возведена, но прикомпонована к северо-западному углу здания через соединительный притвор. В основании колокольни и притвора — лестница на второй этаж. До этого туда вели, очевидно, высокие деревянные крыльца, примыкавшие к обеим сторонам трапезной: на ее стенах сохранились порталы. И, в-третьих, пропорции, особенно храмового завершения. Основной восьмерик не только крупнее, но и удлиненнее, чем в любом другом однотипном памятнике — потому и его взлет, продолженный еще двумя восьмериками, столь динамичен. Видимо, чтобы не спорить с верхом храма, и колокольню намеренно занизили.

Сложное впечатление производит и фасадное убранство Покровской церкви. С одной стороны, ко многим его слагаемым нетрудно подобрать параллели в лальском Воскресенском соборе, о связи которого с Введенским в Сольвычегодске уже говорилось. Нам знакомы капители в виде валиков, ордерные наличники с колонками, витыми или обработанными «под резьбу», тяжеловатые разорванные фронтончики и т. п. В наличниках нижнего алтаря употреблены и гшлястрочки, суживающиеся книзу. Есть на фасадах и популярные в Устюге бровки. Тем не менее все это «аранжировано» или прямо переосмыслено. Например, бровки, как правило, отрывающиеся от обрамления, здесь прикреплены к антаблементам окон. Исключительна пластика деталей. Пожалуй, нигде на Севере не встретить в XVIII столетии такой сочности и чисто дворцовой пышности.

Далее выясняется, что характер убранства местами уже перерастает «московское барокко» и отмечен влиянием столичной послепетровской архитектуры. Оно сказалось на окнах верхнего ряда — центральном наличнике, относительно плоском и наделенном выступами-«ушами», овальных проемах и вторящих им обрамлениях боковых окон (с добавлением изогнутого сандрика). Где-нибудь в Петербурге мог быть и фронтон-сандрик, какой помещен над старозаветным «узорчатым» порталом трапезной второго этажа. Но и дошедшее до Лузы с берегов Невы воспринято самобытно. Хотя выведенные под верхними окнами картуши сродни барочной лепнине, их рисунок (комбинация уступчатых прямоугольников и еще что-то вроде коринфской капители с «гребнем», заключенное между розетками) отнюдь не подражателен. Перед нами та же прихотливая выдумка народных мастеров, только на новой основе.

Всем этим Покровская церковь блестяще соединяет формы строгановских построек, устюжской школы зодчества и ее лальского ареала, а также отдельные столичные формы. Равного ей нет ни в Устюге, ни в Лальске. Без преувеличения, для российского Севера XVIII века это такой же шедевр, каким для Древней Руси является храм Покрова на Нерли. Недопустимо и дальше оставлять «Покров на Лузе» в бедственном состоянии, грозящем полным разрушением. При всех издержках восстановление храма, способного и в глуши привлекать паломников, оправдает себя и сохранит одну из ярчайших страниц северной каменной летописи.

А. Ю. Каптиков. Л. Г. Хрипунова. Ансамбль одного памятника. Храм Покрова на Лузе.

Покровский погост на реке Лузе — это действительно даль: из Москвы 900 км до Устюга, оттуда 100 до Лальска, 17 км по грунтовой дороге до деревни Заборье и дальше еще 3 км пешком. Уединенная церковь, выстроенная местным купечеством в 1729–1751 годах, считается одним из лучших и наиболее тревожных адресов устюжского, или вятско-устюжского, барокко.

Речь о провинциальной архитектур­ной школе XVIII века, прекрасные образцы которой можно увидеть в Великом Устюге, Тотьме и соседнем Лальске. Школа примечательна тем, что провинциаль­ность в ней обуслов­лена лишь географией и непосредствен­­ностью: на самом деле это первостатейные памятники, которыми могла бы гордиться Москва, если бы не перестала в 1712 году быть столицей. Здесь есть черты нарышкинского и елизаветин­ского барокко, роскошь кирпичного декора и замечательная стройность пропорций.

Забытый храм стоит в прекрасном месте — излучина реки Лузы с широкими песчаными отмелями, вокруг бескрайние леса. Сейчас здесь совсем пусто, но в 1893 году передвижник Прянишников запечатлел нарядный и много­людный крестный ход через реку (картина хранится в Русском музее). Состоя­ние памятника тревожное — из сводов выпилены стягивавшие их железные связи. Кажется, что колокольню поддерживает жестяной ангел, пробитый насквозь ружейной дробью. В 2015 году местные волонтеры уничтожили рощу на крыше и укрепили арки нижнего яруса. Однако спасти храм может только собственник. Епархия и область отказались брать памятник на баланс, мотивируя это отсутствием средств. Лальские прихожане сами собирают деньги на срочные противо­аварийные работы.

Александр Можаев, https://arzamas.academy/mag/623-ancient_churches

Близлальская Покровская церковь построена в 1739 г. на средства лальских купцов Пестовских. Каменная, двухэтажная, с 4-мя престолами. Колокольня пристроена с северной стороны. Близ-Лальская Покровская церковь упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 г.

Летом 1866 г. приходской крестьянин Близ-Лальской Покровской церкви, житель д. Вачево Григорий Стефанович Жижин произвёл на свои средства ремонт церкви: выкрасил железную крышу, раскрасил наружные стены церкви и починил обветшалые места около фундамента. На ремонт было потрачено 187 руб. серебром. Благочинный Лальского Воскресенского собора протоиерей Василий Попов в своём докладе за №113 от 12 октября того же года сообщил об этом архиерею, и Г. С. Жижину было преподано архипастырское благословение. Ремонт церкви продолжался ещё в течение нескольких лет.

Храм во имя Покрова Божией Матери был вновь освящён 25 февраля 1869 г.; 12 января 1870 г. был освящён возобновлённый холодный храм во имя Успения Божией Матери. 22 ноября 1872 г. освящён (новоустроенный?) придел во имя мч. Власия.

Источник

2. Церковь Покрова на Лузе: заброшенный памятник архитектуры среди лесов

Маршрут к заброшенному храму Покрова на Лузе, найденный Димой на одном форуме, начинается с понтонного моста за Лальском. Большое спасибо доброму человеку, который подробно расписал и сфотографировал всю дорогу: мы распечатали его пост и без проблем доехали, хотя накануне в музее нас заверили, что мы не доберемся.

На самом деле дорога оказалась совсем не сложной. Если вкратце, сначала нужно ехать через лес, минуя множество развилок, но наша инструкция помогла нам безошибочно выбрать правильные повороты. Погода была сухая, а почва в лесу песчаная, так что особых препятствий мы не встретили. Удивительно, что в деревню Большое Заборье ведет только эта лесная дорога, а там, между прочим, еще остался один житель! После Большого Заборья дорога выходит из леса на берег и становится видна цель путешествия — заброшенная Покровская церковь конца XVIII века, ни много ни мало памятник архитектуры федерального значения.

Адрес церкви — урочище Буркино. Когда-то оно было нормальным селом, да и места вокруг не пустовали. Разницу между «тогда» и «сейчас» прекрасно иллюстрирует картина «Крестный ход» художника-передвижника И. М. Прянишникова, написанная в 1893 и хранящаяся в Государственном русском музее (теперь хочется посмотреть в живую!). Помимо церкви и деревни, интересно взглянуть на толпу: в ней есть не только крестьяне, но и очень галантные дамочки с зонтиками.

Далее по маршруту — Малое Заборье. Оно полностью заброшено. Мы зашли в пару разваливающихся изб. Очень уж интересно, что внутри!

Внутри — противно, поломано и нет пола.

Если что-то и есть интересное, так это деревянные кадушки — такие мы видели в Лальском музее.

У деревни предлагалось переезжать речку вброд, но мы не стали, поскольку подъем на ту сторону был очень крутой и разбитый. Поэтому оставили машины здесь и пошли пешком.

храм покрова на лузе. Смотреть фото храм покрова на лузе. Смотреть картинку храм покрова на лузе. Картинка про храм покрова на лузе. Фото храм покрова на лузе

Дорога через луг и лес показалась бы легкой приятной прогулкой, если бы не насекомые. Одного аэрозоля явно мало: наверное, лучше надеть шапку с сеткой, как у пчеловодов. По крайней мере, нам встретились по пути двое крепких парней именно в таком облачении. В руках они несли непонятные черные мешки и топоры. Парни поздоровались, мы ответили на приветствие и как-то не стали уточнять, зачем они ходили в лес.

Наконец сосны расступились и открыли нашему взору церковь Покрова на Лузе. Архитектура церкви в основном типична для Русского Севера: нижний этаж — зимняя церковь, верхний — летняя. Тем не менее, в ней есть и индивидуальные черты, не встречающиеся в российском зодчестве XVIII века. Правда, для неспециалиста это не очень заметно: нетипичная форма алтарей, более удлиненный основной восьмерик, заниженная колокольня.

Фасад церкви очень богато украшен и комбинирует местные традиции с элементами московской послепетровской архитектуры.

И еще одна интересная деталь для тех, у кого хорошее зрение — флюгер в виде ангела.

Церковь окружена кладбищем, таким же заброшенным, как и она сама.

Оптимистичная табличка гласит, что в 2012 году начнутся работы по консервации храма. Судя по посту за 2013 год, тогда они как начались, так и закончились. Сейчас Лальский музей снова начал работы по консервации и собирает на это средства. Рядом с храмом стоит их бытовка и сложены стройматериалы. Будем надеяться, в этот раз все получится!

Внутри есть импровизированный алтарь, куда тоже можно кинуть денежку (основная копилка — в музее).

В остальном здесь разруха и печаль.

Справа внизу можно увидеть дыру в полу верхней церкви (он же — потолок нижней).

Так что, конечно, страшно, но в то же время страшно интересно.

Осмотрев церковь, мы вернулись обратно тем же путем. Пообедать решили в столовой в Лузе. Луза встретила нас более современными заброшками, еще раз подтвердив, что Рудничный не уникален.

храм покрова на лузе. Смотреть фото храм покрова на лузе. Смотреть картинку храм покрова на лузе. Картинка про храм покрова на лузе. Фото храм покрова на лузе

После обеда мы покинули Лузский район и попали в Подосиновский — малую родину маршала С. И. Конева.

Источник

Храм покрова на лузе

В 2016 году главы администраций Лузского района, Лальского городского поселения и Лальский краеведческий музей вновь обратились с ходатайством к епископу Яранскому и Лузскому Паисию за содействием в сохранению Покровского храма. В результате обращения благочинному северного округа было поручено инициировать создание рабочей группы и возглавить ее. Иерей Роман Заяц, исполняющий обязанности благочинного Северного округа: «Елена Евгеньевна Симахина, директор Лальского Краеведческого музея, болеет душой за Покровскую церковь. Самостоятельно ищет благотворителей, часто выезжает в д. Заборье, навещает свою «подопечную». Но на реставрационные работы нужны средства колоссальные! А в таком объёме нам самостоятельно финансирование не найти! Работы такой сложности и стоимости – Федеральный уровень! Сейчас только прошли выборы в законодательные органы власти всех уровней. Когда депутаты вступят в должности и начнут полноценную работу, тогда по благословению Преосвященнейшего Паисия будет создана рабочая группа по сохранению церкви Покрова на Лузе. Я твердо верю в то, что Господь Бог милостью Своей и неисчерпаемой любовью поможет нам в этом святом деле!» Пожертвования на реставрацию церкви Покрова на Лузе можно перечислить на расчетный счет:
Местная православная религиозная организация Приход Благовещенского храма поселка Лальск Яранской Епархии
При перечислении денег в графе «Наименование получателя» указывайте название прихода полностью! В графе «Назначение платежа» укажите «Благотворительное пожертвование для Покровской церкви».
ИНН 4316001706
КПП 431601001
ОГРН 1034300004595
БИК 043

Источник

Уникальная, но забытая всеми церковь Покрова на Лузе

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

храм покрова на лузе. Смотреть фото храм покрова на лузе. Смотреть картинку храм покрова на лузе. Картинка про храм покрова на лузе. Фото храм покрова на лузе

Уникальный храм, который приличествует, может быть, столичному или хотя бы губернскому городу – но не небольшому селу. Какими удивительными, особенными должны были быть люди, задумавшие это здание, а потом осуществившие то, что мечталось. Таково первое впечатление всякого, кто видит церковь Покрова. Ну а вторая мысль – как же так? Как вышло, что красота погибает, забытая всеми?

История строительства

Луза находится сейчас на расстоянии около 60 км от Великого Устюга, 27 км от районного центра, некогда – города Лальска, с XVI в. основанного новгородскими поселенцами. Первые упоминания о Лузе, ее церкви относятся к 1625 г., когда здесь, согласно документам, был деревянный храм. Писцовые книги того времени свидетельствуют, что в 1683 г. прихожане «обновляли» эту церковь, делая ремонт. А еще через несколько десятилетий – решили построить каменное здание.

Точно известны имена жертвователей, построивших уникальное здание – это купцы из Лальска, Пестовские Максим и Симеон. Строительство началось с 1729 г. Нижний храм, отапливаемый, освятили во имя Трех Святителей, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, в 1740 г. Строительство верхней церкви с главным престолом Покрова Пресвятой Богородицы, завершилось только к 1751 г.

Архитектура

храм покрова на лузе. Смотреть фото храм покрова на лузе. Смотреть картинку храм покрова на лузе. Картинка про храм покрова на лузе. Фото храм покрова на лузе

Она – во многом загадка для современных специалистов, так как:

Результат сочетания стилей – разнообразное, яркое убранство фасада. Здесь сочетаются фигурная кирпичная кладка, лепнина.

Убранство

храм покрова на лузе. Смотреть фото храм покрова на лузе. Смотреть картинку храм покрова на лузе. Картинка про храм покрова на лузе. Фото храм покрова на лузе

В отличие от имен архитекторов, создатели здешних росписей хорошо известны, ведь это были наиболее именитые иконописцы. Приход, куда входило до 30 достаточно богатых деревень, имел возможность приглашать самых лучших:

Святыня

Особо почиталась храмовая икона Покрова Богородицы – она считалась местночтимой. На 9 неделю после Пасхи она торжественным крестным ходом переносилась в Лальск, где пребывала две недели. Затем образ возвращался на место пребывания.

Крестный ход, по сохранившимся воспоминаниям, был очень многолюдным, торжественным. Жители местных деревень специально варили к этому дню квас для подкрепления сил крестоходцев.

Описания шествия сохранились не только словесные: многие местные жители и краеведы уверены: именно «крестный ход у Покрова» изобразил на своей картине художник И.М.Прянишников (1893 г.). На картине видна многотысячная масса народа, несущего иконы, хоругви, и, конечно, главную святыню. А вдали безошибочно узнается силуэт Покровской церкви.

Клир, приход

Хотя церковь считалась сельской, документы прихода говорят о том, что молиться сюда ездили даже из Лальска – мещане городка часто встречаются в списках прихожан. На приходе действовала школа, где обучались около 20 детей.

Сохранились также многочисленные свидетельства заботы прихожан о церковном благоустройстве. Например, в 1869-1870 гг. один из них, крестьянин Григорий Жижин полностью на свои средства сделал капитальный ремонт нижнего и верхнего храмов, заменил кровлю, обновил фундамент, за что ему, согласно документам, «было преподано архипастырское благословение».

Много десятилетий при Покровской служили священники рода Ермолиных. Например, на 1884 г. настоятелем здесь был иерей Прокопий, а его дочь, «девица Надежда», трудилась учительницей приходской школы.

Последним настоятелем церкви стал священник Василий Ермолин. Последний год существования прихода был сложным. Во время богослужения могла войти атеистически настроенная молодежь, начать петь под гармонику мирские песни. Служители были корректны, но тверды: «Вы, ребятушки, идите да пойте на улице…».

Когда был разрушен

Считается, что в 1938 г. о. Василий был арестован, после чего церковь закрыта. Его дочь отдали в детский дом Лальска.

После закрытия церкви она побывала магазином, складом, наконец, здесь была сделана конюшня. Здание теряло былое великолепие, а вместе с церковью буквально за 20 лет умерло село: его последние жители уехали в 1958 г. Сейчас исчезли также почти все деревни, когда-то составлявшие приход.

Современное состояние

храм покрова на лузе. Смотреть фото храм покрова на лузе. Смотреть картинку храм покрова на лузе. Картинка про храм покрова на лузе. Фото храм покрова на лузе

Сейчас здание в аварийном состоянии, но… можно сказать, что Покровская имеет своих прихожан. Бывшие жители села, чьи родные похоронены на местном кладбище, приходят ухаживать за могилами, а еще – зажечь свечи, помолиться на месте, которое веками любили их предки.

Планы на восстановление и их реализация

С 2010 г. внимание к погибающему памятнику архитектуры пытается привлечь музей Лальска. В 2014 г. удалось добиться комплексного обследования здания областным департаментом культуры, которое показало неутешительные результаты, критическое состояние церкви. Прихожане, просто неравнодушные жители, не раз обращались к Министерству культуры.

Однако, так как у здания не было собственника, включить его в федеральную программу реставрации объектов культурного наследия оказалось невозможно. Правительство Кировской области отказалось брать памятник «на баланс», первоначально отказалась делать это также Яранская епархия, не имеющая денег на восстановление.

Однако, к настоящему времени церковь все-таки считается относящейся к ее Северному благочинию. Средства на восстановление собирает приход церкви Благовещения близлежащего Лальска. Волонтеры своими силами провели первичные работы по уборке здания, но на реставрацию нужны колоссальные средства. Высказывается идея, что Покровский мог бы стать центром иноческой обители или скита, ведь теперь это очень уединенное место, а деревни поблизости больше не существуют.

«Неужели перевелись православные подвижники в России, готовые принять в наследство этот храм, это бесценное достояние! А Покровский храм достоин того, чтобы жить, он является и должен остаться настоящей жемчужиной русского Севера!».

Такое обращение к неравнодушным можно увидеть на интернет-странице Яранской епархии. Люди, по кирпичикам пытающиеся восстановить поруганную святыню, верят: не перевелись. Не попустит и Господь погибнуть Своему дому, возведенному трудами поколений верующих.

Источник

Илларион Прянишников. Крестный ход.

храм покрова на лузе. Смотреть фото храм покрова на лузе. Смотреть картинку храм покрова на лузе. Картинка про храм покрова на лузе. Фото храм покрова на лузе

Памятник архитектуры федерального значения. В настоящее время церковь заброшена и медленно разрушается.

Многие ли из вас друзья знают, что на этой прекрасной картине русского художника Иллариона Прянишникова изображена церковь, которая находится у нас, на территории Кировской области?
Это храм Покрова-на-Лузе, заброшенная церковь в Лузском районе Кировской области, в бывшем селе Покровский погост, недалеко от города Лальска (в 17 километрах), на другом берегу реки Лузы.
Илларион Прянишников (1840-1894) часто бывал в Лальске, в гостях у своего старшего брата Сергея. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам городок Лальск, бумажную фабрику, директором которой был его брат; на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова-на-Лузе.

храм покрова на лузе. Смотреть фото храм покрова на лузе. Смотреть картинку храм покрова на лузе. Картинка про храм покрова на лузе. Фото храм покрова на лузе

Церковь Покрова на Лузе, Покровская и Трёхсвятительская церковь — недействующий православный храм в Лузском районе Кировской области. Памятник архитектуры федерального значения. Расположен на левом берегу реки Лузы в лесу вдали от населённых пунктов. Ближайший населённый пункт — деревня Заборье — находится примерно в трёх километрах, Лальск — в 17 километрах на другом берегу реки. Формальный адрес — урочище Буркино, отсюда также название Буркинский погост. К церкви есть дорога, проходимая для автомобилей, и добраться до неё можно как пешком, так и на автомобиле.

Строительство было начато в 1729 году по заказу лальских купцов Семёна и Максима Пестовских. В 1740 году был освящён нижний, зимний храм (Трёхсвятительская церковь), в 1750 году — верхняя летняя Покровская церковь. Обстоятельства строительства неизвестны.

Церковь представляет собой типичную для Русского севера двухэтажную структуру, соединяющую зимнюю и летнюю церкви. Храм завершён восьмериком. Тем не менее, церковь Покрова на Лузе несёт и индивидуальные черты, не встречающиеся более в российском зодчестве XVIII века. Алтарь нижней церкви состоит из двух полукругов, однако в верхней церкви алтарь пятигранный. Основной восьмерик храма крупнее и удлинённее, чем обычно, а пристроенная в конце XVIII века к церкви с запада колокольня намеренно занижена, чтобы подчеркнуть основной объём церкви.

Фасадное убранство церкви очень богато для русского Севера и комбинирует как местные элементы, встречающиеся в Лальске и Великом Устюге, так и следы, например, в структуре окон верхнего ряда, московской пост-петровской архитектуры.

В настоящее время церковь заброшена и медленно разрушается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *