храм покрова на нерли 8 класс изложение
Сочинение. «Церковь покрова на Нерли», 8 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сочинение. «Церковь покрова на Нерли»
Художник-пейзажист С.В. Герасимов создал знаменитое произведение «Церковь покрова на Нерли», на картине изображён один из памятников культуры, который находится под защитой ЮНЕСКО. Белый храм олицетворяет собой русскую культуру, православие, духовную красоту. Это не просто памятник архитектуры, это один из символов России.
Центральным образом на картине является белый храм, он величественно смотрится на пригорке, его красивые золотые купола поднимаются ввысь. Бескрайнее небо подчеркивает красоту храма и его масштабность, деревья рядом с храмом показывают его величие. Мелкие детали храма не видны взору читателя, но художник, на мой взгляд, пытался передать в первую очередь величие церкви с помощью деревьев и окружающей природы.
На полотне запечатлена и дама с собачкой, которая прогуливается вдоль берега, ее безмятежная фигура говорит нам о том, что человек может жить в гармонии с природой и чувствовать себя счастливо. Более всего после храма привлекает внимание река Нерли. Ее воды расписаны разными красками, от светло-голубого до фиолетового, в водах отражается образ церкви, краски насыщенные и яркие. Белый храм, который отражается в водах Нерли также изобилует красками разных оттенков: от черного, коричневого до мраморного, берёзового цветов.
Пейзаж вызывает радость, счастье и единение с природой. Мы чувствуем гармонию и гордость, что в России такие замечательные церкви и красивая природа, что есть художники, которые могут передать все это в мгновении кисти, мазков на полотне.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Изложения
О храме Покрова на Нерли из кн. «Живая Древняя Русь» (Осетров)
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.
На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами.
Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов.
Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.
Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.
Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.
(445 слов) (По Е. И. Осетрову.
Живая Древняя Русь)
Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?»
Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о вашем любимом архитектурном памятнике.
Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли».
Содержимое разработки
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли».
Цель урока: учиться письменно передавать содержание текста по плану.
Образовательная: составлять предложения и правильно их оформлять на письме, составлять план текста, развивать орфографические и пунктуационные умения, формировать умение орфографического самоконтроля.
Развивающая: развивать связную устную речь и письменную учащихся, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификацию, развивать орфографическую зоркость и фонематический слух, обогащать словарный запас;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда, позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: умеют письменно передавать содержание текста по плану. составляют предложения и правильно их оформляют на письме, составляют план текста, применяют умение орфографического самоконтроля.
Познавательные – осознанно строят речевые высказывания в устой и письменной форме; осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям, находят и воспринимают информацию в учебнике;
Коммуникативные: аргументировано выражают свое мнение; оказывают помощь товарищу в случаях затруднения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: понимают личностный смысл учения; проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): презентация.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
1.Подготовка к восприятию
Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык. (Слайд)
— Как вы понимаете это высказывание?
— Сегодня вы будете продолжать учиться использовать свои знания и умения по русскому языку.
Высказывают свое мнение.
2. Знакомство с текстом
— Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение.
— О ком будет текст, вы узнаете, посмотрев на изображение. (Слайд)
— Правильно, ребята. Сегодня мы будем писать изложение о храме. Тема урока звучит таким образом: Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли».
— Какую цель мы поставим перед собой?
— Какие задачи мы выполним, чтобы достичь цели?
— Попробуйте по заголовку определить, о чём или о ком пойдёт речь в тексте?
— Что мы можем узнать о данном храме?
Знакомятся с темой урока.
Учиться письменно передавать содержание текста по плану.
1.Строить предложения и правильно их оформлять на письме.
2. Составлять план текста.
3.Развивать орфографические и пунктуационные умения.
4. Учиться проверять написанное
3. Проверка восприятия, вопросы по содержанию
— Кто из вас был прав в своих рассуждениях, мы узнаем, прослушав текст. (с.27, упр.57)
«Храм Покрова на Нерли».
5 сочинений по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Пример сочинения 1
Картина «Церковь Покрова на Нерли» была написана художником С. В. Герасимовым (1885-1964 п.)
Чаще всего он рисовал пейзажи, одним из которых является замечательная картина «После дождя», отражающая блеск и красоту природы, омытой летним дождём. На картине «Церковь Покрова на Нерли» вместе с природными красотами мы видим изображение церкви. Эта церковь является одним из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Также эту церковь изобразил С. А. Баулин, его картина носит название «Храм Покрова на Нерли».
На картине Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» среди светло-зелёной травы ярко выделяется река синего цвета с фиолетовыми проблесками, она немного отражает пушисто-белоснежные облака За счёт облаков небо выглядит ярким и насыщенным, в нём виднеются и розовые, и синие, и голубые оттенки. Облака очаровывают своей формой и беспорядочностью. Большие, пушистые и могучие деревья создают полноту картины, украшая собой церковь. Они такие же высокие, как она. Если бы не было этих деревьев, то церковь стояла бы в полном одиночестве на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Собор расположился в центре картины, поэтому в первую очередь обращаешь внимание именно на него. Храм белокаменный, имеет изящные формы и фиолетовые купола, но в этой картине они показаны золотыми, потому что отражают яркие солнечные лучи.
Ещё на берегу мы видим молодую маму, гуляющую с ребёнком. Девочка играет и собирает цветы, а мама просто находится рядом. Эта деталь делает картину более доброй и тёплой.
Мне очень понравилась картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», потому что она выполнена в тёплых и ярких тонах красок. Здесь очень точно показана ясная погода, спокойная обстановка и необыкновенная, чуткая тишина.
Пример сочинения 2
На картине «Церковь Покрова на Нерли» художник Герасимов изобразил белый храм в окружении природы. На переднем плане мы видим реку Нерль, она четко отражает все растущие вокруг деревья, небо и саму церковь. Видно, что на реке играют мелкие волны от слабого ветерка. Рядом с холмом раскачивается одинокая пустая лодка.
На ближайшем берегу стоит женщина с маленьким ребенком и любуются видом напротив. Малыш, видимо, срывает для мамы желтые цветочки, которые усыпали весь этот берег.
На противоположной стороне на небольшой возвышенности расположена белоснежная церковь Покрова. Это довольно высокое сооружение с высокой колокольней и синим куполом. На куполе отражаются лучи солнца и он играет самыми разными цветами. Церковь украшена высокими узкими окнами. Храм выглядит очень величественно и создается впечатление, что он парит в воздухе. Здание церкви окружено деревьями с пышными кронами и зеленой листвой. Вся трава вокруг сочного насыщенного цвета. Сразу становится ясно, что это летнее время – июль или август. Художник не пожалел красок, чтобы передать все оттенки и цвета лета. Не трудно догадаться, что Герасимов очень любил природу и родную землю.
Деревья расположены с обеих сторон холста. Сразу за церковью виднеется домик с синей крышей. Поодаль видны фигурки прихожан, которые возвращаются из церкви.
Летнее небо дополняет эту красоту, на нем плавают огромные белые облака.
Картина «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у меня самые светлые чувства. Я ощущаю какой-то уют и спокойствие, исходящие от этого пейзажа. Теперь мой список желаний пополнился ещё одной мечтой – увидеть своими глазами в это же летнее время «Церковь Покрова на Нерли».
Пример сочинения 3
При первой встрече с картиной В.С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», она показалась мне необычайно легкой и просторной. Вглядываясь в прекрасное полотно, меня переполняют радостные, и даже торжественные чувства. Настолько эта великая работа потрясла мой внутренний мир.
В центре картины изображена церковь Покрова. Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река. Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купала ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей.
На своем полотне автор использует и другие приятные глазу тона. Это голубоватый оттенок прекрасного неба, по которому раскидисто плывут белоснежные облака. Гармонично с небом сливается линия горизонта, которая соединяет два мира. Земля покрыта свежей, молодой травой. Она настолько сочная и яркая, что до нас доносится ее аромат. Художник использует приятные салатные и зеленые оттенки, чтобы показать зрителю, насколько все живое радуется и веселится благодати расположенной рядом церкви.
На заднем плане картины нарисованы одинокие деревья и группка растений, которые образовали небольшую рощу. Возле храма растет большое и могучее зеленое дерево. Скорее всего, ему столько же лет, сколько и храму. Думаю, дерево было посажено именно по окончанию строительства церкви.
На переднем плане мы обращаем внимание на женщину, которая стоит на берегу реки и вглядывается вдаль. Думаю, она произносит молитву внутри своей души, глядя на храм Покрова. Она молится о своих близких, о детях. Она просит Божьей благодати для себя и своей семьи.
Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.
Пример сочинения 4
Об авторе: Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964)- советский живописец. Среди его работ множество сюжетных, исторических полотен, портретов, натюрмортов и различных иллюстраций. По картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли можно судить и о его пейзажах. Здесь соединены нежное отношение автора к русской природе и духовная связь с божественным миром.
На картине Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» перед нами предстает белоснежный храм в устье реки Нерль. Художник живописно и красочно изобразил сам храм, его отражение в воде и окружающую его природу. Всё это делает полотно настолько интересным и притягательным, что его хочется долго рассматривать. На своей палитре автор почти не использует мрачные и темные краски, все цвета яркие и бросающиеся в глаза.
На переднем плане живописец изобразил берег и саму реку Нерль. Сочная трава изумрудного цвета и яркое солнце рассказывают нам, что сейчас середина лета. По берегу гуляют женщина с ребенком. Малыш наклонился и что-то рассматривает под ногами.
В водах синей реки отражается голубое небо с плывущими по нему облаками. Также можно разглядеть в неспокойной воде нечёткие очертания храма. Они изображены автором в бело-розовых тонах. Немного дальше видна небольшая лодка, причалившая к берегу.
Церковь расположена на противоположном берегу реки на возвышенности. Это довольно высокое белокаменное строение с двумя порталами и узкими вытянутыми окнами. Фасад здания украшен декоративными арками. Купол храма и куполообразная крыша изображены в синих тонах. Но под солнечными лучами они переливаются розовыми, оранжевыми и красными бликами.
Рядом с храмом посажены несколько деревьев. Их зеленые кроны красиво вырисовываются на фоне бело-голубого с розоватым оттенком неба. За деревьями виден дом желтого цвета с синей крышей. Скорее всего, там живут служители церкви.
На заднем плане слева изображен ряд деревьев. Они растут на узкой полосе земли между двумя протоками реки. С правой стороны мы видим четыре темных силуэта. Наверное, это прихожане заходили в церковь, а теперь идут к себе домой. Вдали у самого горизонта виднеется полоска темного леса.
Глядя на картину, понимаешь, что художник вложил в нее всю свою душу. Он тщательно подбирает краски, изображая необыкновенно красивое небо с бледно-розовыми облаками. На его фоне белоснежный храм выглядит нарядным и величественным. Лирический пейзаж Герасимова вызывает чувства спокойствия и умиротворения. Очень хочется оказаться сейчас на берегу Нерли и увидеть эту красивую церковь.
Пример сочинения 5
Холст “Церковь Покрова на Нерли” был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст “Церковь Покрова на Нерли”.
Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском.
Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками.
Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение.
Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком.
Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте.
Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.
Конспект урока с презентацией. Р.Р. Описание архитектурного памятника. Описание Храма Покрова на Нерли. 8 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Дополнительный материал. Церковь Покрова на Нерли.docx
Тема урока: «Изложение. Описание архитектурного памятника». (2 часа)
Тема урока: Изложение. Описание архитектурного памятника.
Цель урока: на примере описания храма Покрова на Нерли подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием архитектурного памятника.
Оборудование: проектор, презентация, книги по архитектуре, книга С.Голицына «Сказание о белых камнях».
Церковь Покрова на Нерли – тема нашего урока. Воздвигнута Андреем Боголюбским в ХII веке в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода.
Краткое объяснение архитектурных деталей церкви:
Аркатурный пояс – узкие полуколонки, соединённые арочками, как будто шнуры, свисающие вниз. Каждый шнур заканчивается подвеской – либо женской, либо львиной головой. Этот пояс шёл по всем четырём сторонам храма.
Под крышей – композиция (каменная картина с сюжетами из древних сказаний и священного писания.)
Приготовьте черновики. Во время чтения записывайте себе незнакомые или малознакомые слова.
Чтение текста изложения.
«Сказания о белых камнях»
Сергей Михайлович Голицын
Как только пересечешь железнодорожные пути, так издали из-за рощицы показывается небольшая беленькая церковь. Я назвал ее — Златокудрая царевна. Раньше купол ее был золотым и ярко горел на солнце. За долгие годы золото потускнело,
Впрочем, и сейчас, с темно-серым куполом, до чего она хороша! Стоит одиноко возле вязовой рощи, на небольшом холмике невдалеке от реки Нерли, на берегу тихого озерка-старицы.
Церковь Покрова на Нерли была построена по велению Андрея в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода. Построена она была, по словам летописца, «единым летом» (за один год).
Стройными были все храмы, воздвигнутые при Андрее Боголюбском, но до нас дошло от них немногое. А эту церковь, стоявшую в стороне от проезжих дорог, от городов и селений, враги грабили мимоходом, и пожары ее щадили. Потому и дожила она до нашего времени, претерпев не столь тяжкие невзгоды.
Зодчий, строивший ее, сумел соединить необыкновенную простоту в частях с удивительной легкостью. Она точно белая голубка, готовая взлететь на небо. Этой легкости зодчий достиг многими вертикальными линиями стен, будто не имеющих никакого весу.
В молодой березовой рощице все стволы тянутся к небу, к солнцу. И по замыслу зодчего все линии стен, колонки аркатурного пояса устремлены вверх. Так здание кажется выше, воздушнее, легче.
На северной, южной и западной стенах над каждым средним окном помещена одна и та же композиция: библейский юноша — царь царей Давид восседает на троне. А над каждым боковым оконцем изображен четырехлапый грифон. А под каждым грифоном еще по две женские маски.
Праздник Покрова отмечался 1 октября, когда после уборки урожая повсюду в крестьянских дворах играли свадьбы. И надо думать, изображали мастера на стенах церкви головы деревенских девушек-невест.
Так зодчий, вставив в стены столько женских масок, углубил ощущение поэзии и проникновенной женственности, приблизил свое белокаменное творение к простому народу.
— Какого типа речи текст? (Описание).
— Какое это описание? (Художественное, так как его цель – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей)
— Какие языковые средства использованы в тексте? (Сравнения)
-Какие слова вы записали?
— Какие можете объяснить сами?
История слова « зодчий» (подготовленный ученик).
История царя Давида. Ветхий завет (подготовленный ученик).
5) Чтение и языковой анализ текста, составление плана.
На берегу озерка – старицы.
По велению князя Андрея.
В стороне от проезжих дорог.
Композиции на стенах.
Близость белокаменного творения к простому народу.
6) Словарно – орфографическая работа.
7)Чтение текста третий раз.
8) Выполнение изложения (черновик).
В словарях современного русского языка слово даётся с пометой «книжное, устаревшее».
У писателя Сергея Никитина есть такие строки о храме Покрова на Нерли: «Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук, одним лишь вдохновением, равным чародейской силе сказочных волшебников. Есть в нём что-то непостижимое, действующее не на глаз, а на душу, начинающую как-то торжественно, возвышенно и грустно томиться при виде этой белокаменной поэмы древних времён. Увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут».
Выбранный для просмотра документ Храм Покрова на Нерли.docx
Беседа по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Недалеко от Владимира есть село Боголюбово, а в полутора километрах от него и стоит храм Покрова на реке Нерль, в том месте, где она сливается с Клязьмой.
―Именно этот храм изобразил на своём полотне художник Сергей Васильевич Герасимов. [Сл.1] Репродукция с картины помещена у вас в учебнике. Откройте её. // Как вы думаете, почему именно эту церковь он нарисовал? (Ожидаемый ответ уч-ся: совершенно очевидно, что храм произвёл на художника сильное впечатление.)
Во многих пейзажах художника значительную роль играет изображение древнерусской архитектуры. Одним из таких полотен и является «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Васильевич считал, что в величавых и гармоничных формах древнего храма отразился характер русского народа. [Сл.3] Вот она, репродукция с картины С.В.Герасимова, и чудо-храм, о котором мы сегодня говорим.(Работа с «Опорной карточкой»).
Церковь Покрова на Нерли воздвигнута по велению Андрея Боголюбского в 12 веке в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода. Построена она была, по словам летописца, «единым летом» (за один год).
― Каждая картина рождена определённым замыслом художника. А на раскрытие этого замысла «работают» все детали картины и её композиция.
В. Что такое композиция? (Построение).
В. Какие элементы композиции выделяют, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).
― И, конечно, мы не должны забывать о названии картины! У Герасимова есть картина, которая называется «Пейзаж с церковью», а эта называется «Церковь Покрова на Нерли». [Сл.5] Сравните.
В. О чём говорят названия? // (Что является главным на 1-й картине, судя по названию, да и по расположению церкви? И что – на 2-й?) (На 1-ой главным является пейзаж, а церковь его дополняет, на 2-й – церковь главная).
― В таком случае начнём наш разговор о картине с церкви.
В. Какими словами можно описать храм, изображённый здесь? (Белокаменный, ослепительно белый, красивый, изумительный, чудесный, изящный, гармоничный, устремлённый ввысь, лёгкий и др.) (Работа с «Опорной карточкой»).
В. Где изображена церковь? (На заднем плане, но в центре картины.)
― Смотрите, как интересно получается: поместив храм в центр картины, художник словно говорит нам: «Вот что тут главное! Полюбуйтесь этим замечательным храмом!» А отнеся его на задний план, художник словно говорит нам: «Но посмотрите, где он стоит! Это заслуживает не только внимания, но и восхищения и, возможно, размышления». (Работа с опорной карточкой).
В. Так где же он стоит? Расскажите, что является фоном для храма? (Храм изображён на фоне чудесного пейзажа. Большу́ю часть картины занимает лазурное (синее) небо с бело-розовыми облаками. Рядом с храмом высокие деревья. От переднего плана его отделяет река; в её тёмно-синей воде отражаются и сама церковь, и деревья, и облака. И вокруг – луговое среднерусское раздолье с ярко-зелёной сочной травой и жёлтыми цветами, наверно, одуванчиками. (Работа с «Опорной карточкой»).
В. Буду ли я права, если скажу, что храм удивительно гармонирует с окружающей его природой? Или он производит впечатление чего-то чужеродного здесь? ( Храм точно и естественно вписывается в окружающий его пейзаж, он гармонирует с ним). (Работа с «Опорной карточкой»).
В. Изящный храм, удивительный пейзаж… Да ещё можно представить свежий ветерок, который образует лёгкую рябь на воде, травяной и цветочный аромат, да нескончаемую песню жаворонка, который непременно поёт в такой солнечный день над луговым раздольем… Какие чувства вызывает эта картина? (Светлые, добрые). (Работа с «Опорной карточкой»).
В. Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).
В. Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).
В. Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие-то мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди? // Причём, видно, что на заднем плане люди постарше, женщина молодая, девочка совсем ещё малышка.
― Готового ответа здесь нет и быть не может. Наверное, у каждого человека возникнут свои ассоциации, свои размышления. У меня, например, философские мысли возникают: более 8 веков стоит этот храм на Нерли… Сколько же воды пронесла река мимо этих стен! Сколько поколений людей сменилось, сколько событий свершилось на этой земле! А красота-то эта уцелела! Ни у кого не поднялась рука на неё. Может быть, потому, что из поколения в поколение передавались любовь и уважение к этой красоте. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом. А может быть, наоборот, эта красота спасала людей от озлобления, от потери нравственности, вселяла в души любовь, веру, надежду. И люди берегли её. Мне кажется, что эти вещи связаны друг с другом. (См. «Опорную карточку». Может быть, сейчас вы ничего не напишете в последней части карточки, а дома постарайтесь подумать над последним вопросом и что-то написать.)
Хочу вернуть вас к строчкам из стихотворения Льва Болдова, уже звучавшим на уроке:
Поле безлюдное. Речка неспешная.
Край, всем открытый ветрам.
Путь потерявшие, лишние, грешные –
Все мы придем в этот храм!
В. Как вы думаете, какой смысл вложил поэт в последнюю строчку? Какой приход он имел в виду? Все непременно побывают в этом храме? Или речь идёт о чём-то другом? (Ответы уч-ся)
― Речь идёт об исторической памяти: поэт говорит о том, что мы должны знать свою историю, народ, к которому принадлежим, его мировидение, его представление о красоте, должны ощутить духовность русского народа, прикоснуться к ней. Если этого не случится с каждым из нас, у нас не будет будущего. Или оно будет очень неважным.
В. Как вы считаете, можно ли считать созвучными замысел картины С.В.Герасимова и стихотворение Льва Болдова? (Конечно. И художник, и поэт призывают нас сохранять русскую культуру).
В. Состоялось ваше знакомство с храмом? А с картиной С.В.Герасимова?
― Дома вы напишете сочинение. Тема обозначена в «Опорной карточке» (прочитайте вслух), материалы к сочинению собраны.
В. Какую основную мысль вы будете раскрывать в сочинении? (Храм Покрова на Нерли – удивительный памятник древнерусской архитектуры, который гармонично вписан в окружающий пейзаж. И это память о великих делах наших предков, сумевших построить такое чудо, которое надо сохранить.)
В. В каком стиле речи будет написано сочинение? (В публицистическом // в художественно-публицистическом).
В. А тип речи какой выберете? (Описание с элементами рассуждения).
― Знаю, что вам всегда трудно начать сочинение, поэтому предлагаю возможное начало… [Сл.8].
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Моё знакомство с храмом Покрова на Нерли и картиной С.В.Герасимова», используя материалы «Опорной карточки».
«Опорная карточка»
Материал для сочинения «Моё знакомство с храмом Покрова на Нерли и картиной С.В.Герасимова».
1. А) Храм Покрова на Нерли находится (где?) во _________________________ области, недалеко от
посёлка ______________________ ________на реке _ __ _
Он построен (когда?) ___________________ (кем?) _________________ _____ ____
Б) Историки связывают это (с каким событием?) ___________ ________________ ____
_________________________ _________________________________ _____________
2. А) На первый взгляд храм (какой?) ____________________ ____ __________________
Мы видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _____ ___ _
Поэты сравнивают храм (с чем?) _________ __________________________________
Б) (Почему именно этот храм изобразил С.В.Герасимов?) ________ __ ______________
___________________________________ _________________ ___________________
Какими словами можно описать храм, изображённый здесь? __________ ____ _____
3. А) Где изображена церковь? Почему? __________ _____ __________________________
__________ ____________________ _________________________________________
__________________ ____ _________________________________________________
Б) Что является фоном для храма? ________ __________________________________
В) Как связан храм с окружающим пейзажем? ______________ __________________
4. А) Какие чувства вызывает эта картина? _________ ____________ _______________
Б) Зачем на картине изображены люди? (Ваши размышления). __________ _________