храм покрова пресвятой богородицы абхазия
Гагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы
Гагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы относится к числу древнейших культовых сооружении на территории Абхазии. Наиболее прост по композиции этот храм в Старых Гаграх, выстроенный на берегу реки Жоэвара, внутри древней цитадели.
Основательно отремонтирован в XIX в. (древняя кладка выделяется разметками тесаных, не вполне правильно очерченных камней, скреплена известковым раствором со значительной примесью мелкого и крупного морского песка), он, тем не менее, в основном сохранил древний облик. Небольшого размера здание состоит из расположенных один рядом с другим продолговатых «залов», северный из которых несколько короче двух других.
Среднее и северное помещение с востока завершается апсидами, вписанными в прямоугольник внешнего очертания. Эти три сводчатых помещения связываются между собой дверьми, устроенными в продольных стенах. Кроме того, центральный зал имеет еще западную дверь. Основной вход – в южной стене храма (западная дверь северного «храма» безусловно не первоначальна).
Гагрский храм не выделяется особенными художественными достоинствами, но, в то же время, чрезвычайно важен в историческом отношении. Простотой своей структуры и соотношением частей, при котором лишь ненамного выделен средний «храм», он примыкает к древнейшим образам «трехцерковных базилик».
На раннее время постройки указывает и такая черта, как нерасчлененные, гладкие продольные стены интерьеров, равно и крест на западном тимпане, и что самое главное, характер кладки, идентичный таковой Гагрской крепости, время постройки которой устанавливается по письменным источникам. Все это позволяет отнести храм к VI веку.
Овеянный тайнами храм Святого Ипатия в Гагре
Sputnik, Астанда Ардзинба.
Храм святого Ипатия в крепости Абаата у въезда в Старую Гагру имеет древнюю и захватывающую историю. Простая в своей архитектуре небольшая церковь овеяна тайнами. И чем дальше вглубь столетий, тем больше переплетается реальность и легенды.
Гагрская крепость
Крепость Абаата у въезда в Старую Гагру — одна из самых известных достопримечательностей города-курорта. Это древнее оборонительное сооружение Абхазии и всего Черноморского побережья Кавказа, остатки которого примыкают к знаменитому гагрскому Приморскому парку.
Кем и когда именно крепость была построена, историкам доподлинно неизвестно. Разные источники датируют это событие от II до XI веков. Тем не менее, большинство ученых придерживаются мнения, что сооружение появилось в V веке, в период ослабления Византийской империи и зарождения раннеабхазских княжеств.
Крепость, расположенная у входа в Жоэкварское ущелье у одноименной реки, фактически ограничивала беспрепятственный доступ к восточным землям. Строительство оборонительного сооружения разные ученые приписывают то римлянам, то абазгам.
На протяжении своего существования крепость переходила из рук в руки. В частности, в XIV веке Абаату заняли генуэзцы. Они основали на территории современного города Гагра факторию Какара, которая значится на средневековых картах, составленных Пьетро Висконти. Выходцы из Генуи разместились в одной из частей Абааты, чтобы вести торговлю с древними абхазскими племенами. Впоследствии эту прибрежную башню назвали Генуэзской.
Узник Абаата, или служба писателя-декабриста
Генуэзцев из крепости вытеснили турки, а в период позднего Средневековья цитадель стала убежищем абхазских племен. Но уже в 1830 году ее заняли русские войска, которые построили здесь бастионы и заново возвели крепостные стены с бойницами для ружей и пушек. В этот период служить в Гагрскую крепость отправили писателя Александра Бестужева-Марлинского.
«Я переведен в ужасный климат Абхазии. Есть на берегу Черного моря, в Абхазии, впадина между огромных гор. Туда не залетает ветер; жар там от раскаленных скал нестерпим, и, к довершению удовольствий, ручей пересыхает и обращается в зловонную лужу. В этом ущелье построена крепостишка, в которую враги бьют со всех сторон в окошки, где лихорадка свирепствует до того, что полтора комплекта в год умирает из гарнизона, а остальные не иначе выходят оттуда, как со смертоносными обструкциями или водянкою. Там стоит 5-й Черноморский батальон, который не иначе может сообщаться с другими местами как морем, и, не имея пяди земли для выгонов, круглый год питается гнилью солонины».
Так нелицеприятно о своем пребывании в крепости Абаата он писал в июне 1836 года.
В письме издателям журнала «Московский телеграф», братьям Полевым Бестужев-Марлинский отмечал, что «за вал нельзя высунуть носа, а в самой крепости ходить — пули врагов с окрестных скал бьют людей даже на койках. Полтора комплекта в год поедается там цингою и лихорадками, и не было примера, чтобы кто-нибудь выжил там более двух лет или после двух лет без страданий до конца жизни, — а жизнь коротка после Гагр».
Тем примечательней, что полвека спустя Гагра, которую писатель наряду с Пицундой называл самыми «гробовыми местами на побережье» превратилась в дорогостоящий рентабельный курорт на побережье. В чем непосредственная заслуга небезызвестного принца Ольденбургского.
Создав из городка русский Монте-Карло, представитель царской семьи, тем не менее, не стал церемониться со средневековой крепостью и приказал разрушить крепостные стены, чтобы построить на этом месте комфортабельную гостиницу.
Как ни парадоксально, крепость, пережившая многие военные сражения, была разрушена по приказу мецената и созидателя, создавшего современный облик знаменитой Гагры.
Храм, первобытный и простой
Несмотря на то, что в настоящий момент в первозданном виде Абаата не сохранилась, храм, расположенный на территории крепости, остался нетронутым. Ему оказались нипочем многочисленные сражения, смена хозяев крепости и то, как после Крымской войны вернувшиеся в гарнизон русские военные превратили его в пороховой погреб.
«Это самая первобытная, самая простая крепость, какую только можно видеть среди церквей первых веков христианства», — писал о нем швейцарский этнограф Фредерик Дюбуа де Монпере.
К небольшому каменному строению ведет живописная кипарисовая аллея. Пройдя по мощенной известняковыми плитами дорожке, мы оказываемся у входа в средневековый храм, над которым изображен Мальтийский Крест, установленный, как сообщает предание, по желанию покровительницы этого храма принцессы Ольденбургской.Стены храма выложены из отесанных известняковых блоков разной величины. Базилика состоит из трех продолговатых залов, северный несколько короче двух других. Эти три сводчатых помещения связаны между собой дверями в продольных стенах.
Как отмечает ряд исследователей, храм не выделяется особенными художественными достоинствами, простотой своей структуры и соотношением частей, при котором лишь немного выделен средний зал. Он является древнейшим образцом трехцерковных базилик.
Путаница в именах
Храм покрова Божьей матери в крепости Абаата возвели в VI-VIII веках. Позже он был освящен во имя Святого Ипатия по одной из версий Гангрского, по другой Гагрского.
Епископ Гангры, сейчас это город Чанкыры в Турции, Святой Ипатий участвовал на I Вселенском Соборе в городе Никее в 325 году. Его убили по возвращении домой, еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Жители города, которые почитали своего главу, похоронили его в городе. Позже, как отмечают многочисленные христианские авторы, на могиле святого случалось много чудес, в частности, исцелялись больные.
Однако, по другой версии, которой придерживается известный абхазский краевед и этнограф Симон Басария, в этих краях жил святой Ипатий Гагрский из рода Званба, чьи мощи предположительно покоятся в этом храме. Именно в честь него, по мнению ученого, и был переименован гагрский храм.
В одной из своих книг Басария писал: «В часе ходьбы от Гагры, на значительной высоте в живописном ущелье есть большая пещера, где, по преданию, скрывался Гагринский епископ Ипатий во время гонений на христиан”.
Посетивший Гагрскую крепость в 1833 году Дюбуа де Монпере пишет, что, несмотря на то, что Гагра всегда была местом ссылки, в особенности во времена греческой империи, эти места даже породили своих святых. Однако ученый и путешественник из-за незнания языка называет имя собственное в женском роде «Ипатия».
Храм покрова пресвятой богородицы абхазия
Весной 1876 г. монахи, прибывшие в Абхазию со Святой Горы Афон (Греция), заложили на месте будущего Нового Афона свой первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство было завершено 1 октября 1876 г. 17 октября 1876 г. состоялось освящение храма. 27 апреля 1877 г. в ходе Русско-турецкой войны храм был сожжен. В октябре 1878 г. начались восстановительные работы. 3 февраля 1879 г. состоялось повторное освящение храма Покрова Богородицы.
Церковь имела предел в честь св. Архистратига Михаила (сейчас там располагается городская библиотека). В центральном зале храма находился резной позолоченный иконостас с живописными иконами. У левого клироса располагался кивот с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Избавительница» в дорогой, покрытой серебром ризе. Это икона была привезена из Святой Горы Афон (Греция). В другом эмалевом кивоте размещалась икона с образом св. апостола Симона Кананита и св. великомученика Пантелеимона во весь рост, которые держат в руках икону Богоматери. У правого клироса икона св. апостола Симона Кананита с ризой покрытой серебром. Все иконы были созданы в Новом Афоне в академическом стиле той эпохи. Только иконы местного ряда были написаны в Свято-Пантелеимоновым монастыре Святой Горы Афон (Греция). Кроме того, в Покровском храме стоял и кивот с частицей Животворящего Креста Господня. В деревянной галерее с правой стороны была устроена сень, под которой в мраморном ковчеге хранились частицы мощей св. великомученика Пантелеимона.
Рядом с Покровской церковью были расположены монастырский сад и экипажная дорога, названа «Царской» в честь приезда царя Александра III и его семьи в 1888 г. Сохранилась часть плиты с надписью о посещении Покровской церкви императорской семьей.
С 1924 по 1992 гг. здание церкви являлось собственностью совхоза «Псырцха» и использовалось под киноклуб. За это время были разрушены купол и колокольня, уничтожены иконостас и церковная утварь. Колокольня с часовым механизмом была демонтирована, а башенные часы установлены на здание центрального универмага г. Гудаута, которое украшено этими часами по настоящее время. Позднее с восточной стороны к храму было пристроено помещение открытого летнего кинотеатра
Восстановление церкви было начато Новоафонским движением «Возрождение» весной 1992 г. Оно уплатило кооперативу, ставшему владельцем здания церкви, 15 000 рублей. В марте 1992 г. решением Исполкома Новоафонского Горсовета здание Покровского храма было передано православным верующим г. Нового Афона. В связи с этим 17 апреля 1992 г. директор Совхоза «Псырцха» Б. Г. Аргун издал приказ (№ 26) о прекращении существования при здании Покровской церкви детского музыкального хореографического ансамбля и сокращении из штата руководителя этого ансамбля Ф. И. Гатулиной. В это время при Покровском храме была открыта небольшая церковная библиотека. 20 марта 1995 г. Община Новоафонской церкви Покрова Богородицы была зарегистрирована в Минюсте РА. Однако, в силу отсутствия закона о религии в РА, регистрация Община Покровской церкви была отменена приказом Министерства юстиции РА № 64 от 4 июля 1995 г. С этого момента Община Покровской церкви юридический не существовало и исключена из государственного реестра РА. В 2002 г. согласно приказу главы администрации Нового Афона, В. К. Смыр, здание Покровской церкви было передано Новоафонскому монастырю.
С 2002 по 2006 гг. храм Покрова Богородицы функционировал в качестве приходского храма для жителей г. Новый Афон. В этот период в нем проходили постоянные богослужения, совершались таинства крещения и венчания. Служащим священником был иеромонах Дорофей (Дбар).
С 2003 по 2006 гг. при храме Покрова Богородицы функционировала Регентская школа Абхазской Епархии.
После пожара 2006 года в здании городской библиотеки Нового Афона часть здания храма Покрова Богородицы (предел св. архистратига Михаила) была выделена для размещения городской библиотеки, которая функционирует в здании храма по сей день.
С 2011 по 2014 гг. богослужения временно в храме не проводились.
Осенью 2014 г. на пожертвования жителей Нового Афона и при участии монастыря св. апостола Симона Кананита была произведена замена кровли с целью консервации здания. В октябре 2015 г. прилегающая к храму территория была приведена в порядок.
В настоящее время здание храма Покрова Богородицы нуждается в серьезной реставрации.
Храм находится в ведении Священной Митрополии Абхазии.
Богослужения в храме проводятся ежегодно, 13 и 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Архим. Дорофей (Дбар)
Современный вид Покровского храма в Новом Афоне (2014 г.)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г.Гагре
Оценка: 0 / 0 участников / 0 рекомендации / (+0) (-0) качество
В г.Гагре (Абхазия) по улице Апсны, 22 расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Это храм современной постройки и не представляет какой-либо исторической ценности.
Покров Пресвятой Богородицы – праздник, отмечаемый преимущественно в русском православии; в Русской Церкви считается одним из великих. Имеет фиксированную дату празднования – 1 октября по юлианскому календарю (14 октября по новому стилю).
В основу праздника положено предание о явлении Божией матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году.
В этом году (по некоторым источникам, в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами – мусульманами (в иных источниках – с племенами руссов и болгар), и Константинополю угрожала опасность.
В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, в числе которых был Андрей, Христа ради юродивый — славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых; Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
Богоматерь молилась за предстоящий народ, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии покрывало и распростерла его над всем стоящим народом. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там людям.
Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.
Храмы Абхазии – 10 главных святынь
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_93900″>
Маленькая страна на юго-востоке черноморского побережья на языке коренной народности – абхазов называется Апсны. Переводится это слово как «страна души». Трудно поспорить с таким названием. Подтверждением этому являются многочисленные храмы Абхазии. Пребывание на фоне изумительной красоты природы, отдых на галечных пляжах – праздник для души.
Невозможно не залюбоваться живописными горами, занимающими 70% территории. На весь мир известны знаменитое озеро Рица, Новоафонская пещера, гора Домбай-Углея и др. Недаром бытует легенда о происхождении страны: бог отдал абхазам место, которое оставлял для себя. Непременные объекты посещения туристами – древние храмы Абхазии.
Пицундский храм
Расположенный на территории заповедника «Великий Питиунт» в центре Пицунды собор Андрея Первозванного – ярчайший памятник христианства. Его возвели в 4 веке н. э. в честь святого апостола, проповедовавшего веру Христа в 1 столетии н. э. Он считается основателем Абхазской церкви наряду с Симоном Кананитом. Их мощи покоятся в соборной усыпальнице.
Современный вид Патриарший собор (другое его название) получил в 10 в. Великолепное сооружение поражает своей могучей архитектурой, напоминающей крепость. Толстые стены, сложенные из дикого камня и кирпича, впечатляют мощью. Внизу здания находится усыпальница, расписанная изумительными фресками.
В 1975 г. собор переоборудовали в концертный зал. Иконы, мозаику, кресты вывезли в музей Тбилиси. В помещении установили раритетный орган немецкого производства, с уникальным звучанием. Толпы людей приходят сюда, чтобы осмотреть собор, руины других древних строений и послушать органную музыку. Внутри святилища сохранились средневековые росписи, купол украшен фреской с ликом Христа.
Посетители поднимаются вверх, располагаясь на небольших балкончиках, с которых хорошо видна сцена с органом. Звучание настолько сильное, что от вибраций осыпается краска с фресок. Сейчас решается вопрос о переносе инструмента в другое место, чтобы сохранить ценные росписи.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Признанный шедевр архитектуры, воплотивший в себе христианскую религию. Единственный в стране сохранил свой аутентичный вид. Уникальное сооружение 10 века находится в пос. Лыхны, на поляне Лыхнашты. Прошедшее тысячелетие практически не отразилось на церкви, но во избежание повреждений религиозный памятник сейчас защитили от дождя навесом.
Он ценен как образец северокавказской церкви, которые строили абхазские архитекторы по указу епископов. В эпоху насаждения в стране язычества оставался православным, находясь под защитой князей Шервашидзе. Один из сыновей князя похоронен в церкви. После 10 лет забвения (1820-30 гг.), когда российская армия вошла в село, церковь опять стала функционировать.
Интересна архитектура церковного строения. По виду это крестово-купольный собор, но в отличие от других сооружений подобного типа, у него маленький диаметр купола, узкие нефт и трансепт. Так же необычны 2 пристройки, с запада и с юга, некий синтез притвора и портика. Сегодня этот объект активно посещается туристами и жителями республики.
Нельзя не изумляться тысячелетними стенами, выстоявшими 1000 лет. Они выложены из обтёсанного известняка и кирпича. Богатая роспись (14 в) покрывающая внутренние стены, поражает воображение. Выразителен облик Богоматери с младенцем на руках в окружении 2-х ангелов (в центре аспиды). Талантливо изображены ангелы и святители, Иисус Христос, Авраам, Иоанн Предтеча и т. д.
Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь
Всемирно известная достопримечательность, религиозный комплекс и объект паломничества – мужской монастырь расположился на горе Афон. Он создан греческими иноками в 1875 г. и назван в честь апостола Симона Кананита. Его как проповедника христианства убили в 1 в. н. э. римские легионеры. Место, где обитал Симон в маленькой пещере, почитается святым.
Полностью строительство монастыря завершилось в начале 20 века. За эти годы был создан целый комплекс религиозных построек с обустроенной территорией. Появились вымощенные мостовые, пристань, парковые аллеи, оформлены подходы и подъезды к объекту.
Всего здесь выстроено 6 храмов, среди которых главенствует Пантелеймоновский собор. Это истинная архитектурная жемчужина среди других святилищ. Возведённый в 1900 г. в честь святого Пантелеймона он выполнен в неовизантийском стиле. Гордо высятся его 5 куполов, самый высокий из них (40 м) центральный.
К собору ведёт Тропа грешников, пройдя которую, освобождаешься от грехов. Внутреннее оформление необыкновенно красиво: фрески, иконы – настоящие произведения искусства. По периметру 4-угольника расположены другие 5 храмов: Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иеронима, преподобных отцов Афонских и Божьей Матери Избавительницы.
Благовещенский собор
Архитектурное украшение центра Сухума – Благовещенский собор привлекает внимание изяществом линий и красотой. Его сияющий купол с крестом хорошо виден со стороны моря. Он был возведён в 1909 г. греческими монахами в честь св. Николая. Позже стал именоваться Благовещенским, приобретя статус Кафедрального собора Сухумо-Абхазской епархии.
Здесь пребывают сегодня абхазские митрополиты, рукополагаются клирики. Построенное в неовизантийском стиле здание белого цвета выглядит великолепно после реконструкции 2010 г. Установлен новый купол, изготовленный по самым современным технологиям.
Ячейки купола сделаны из нержавеющей стали, покрытой нитротитановым слоем, имитирующим позолоту. Внутри хранятся уникальные православные святыни. Прихожане поклоняются иконописным образам святых, среди которых Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст и др.
Есть здесь истинный раритет – икона Пантелеймона с мощами святого целителя. До 1990 г. в соборе хранился прах Иоанна Златоуста, перенесённый позже в Каманский храм. Особо почитают прихожане иконописные лики святого Симона Кананита, Иверской Богородицы. В знак памяти о Николае Чудотворце в приделе его имени проходят службы. При соборе функционирует воскресная школа.
Абаата
Популярный туристический объект расположен в Гагре, на территории приморского парка. Это древняя крепость Абаата (4-5 в), построенная абхазами как оборонительное сооружение. Неоднократно оно подвергалось значительным разрушениям и вновь восстанавливалось. Два века (14-15 в) крепостью владели генуэзцы, основавшие факторию Какара (Гагра).
В настоящее время памятник средневековья продолжает ветшать. Стена, обращённая к морю, практически полностью разрушена штормами. Территория сегодня используется бизнесменами для привлечения туристов. Здесь выстроены отель, магазины, ресторан.
Центром внимания туристов и местных жителей является хорошо сохранившаяся христианская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Абаата). Она входит в число древнейших памятников страны и находится под патронажем неканонического православия. Здесь проходят все богослужения и обряды.
Внешне строение выглядит скромно и просто, его архитектура лишена всяких излишеств. На сложенном из известняковых плит западном фасаде вырезан Болнисский крест – символ грузинского стиля 5 века. Внутри нет богатых росписей и украшений, но это не умаляет достоинства аутентичного памятника.
Храм Симона Кананита
Большой интерес отдыхающих в Новом Афоне (в древности Анакопия) вызывает памятник церковного зодчества 10 в – церковь Симона Кананита. Именно здесь обосновался проповедник христианства после странствий в середине 1-го века, здесь был казнён римлянами. На месте его захоронения, сохранённого в памяти верующими, позже вырос храм в его честь.
После официального признания православия церковь Симона Кананита стала религиозным центром Анакопийской епархии. Сооружение греческого типа, выложенное из дикого камня, не один раз разрушалось и перестраивалось. В 1875-82 гг. церковь подверглась основательной реставрации силами монахов.
Последняя реконструкция объекта после периода забвения прошла в 1956 г. Были частично восстановлены настенные фрески. В настоящее время открыт для посетителей. Проходят богослужения, венчания, крещения. Симон Кананит слывёт покровителем семейного счастья и брака. Сотни паломников стремятся под его своды 23 мая (день рождения святого).
Они принимают участие в крестном ходе, просят о благополучии и любви в семье. На стенах святыни сохранилось 2 надписи на греческом языке – одна над южным портиком, вторая – на восточном фасаде. Они котируются как этнографические памятники. Изящные опоры, арки, своды, выразительная пластика стен придают церкви великолепный вид.
Цандрипшский храм
Уникальный памятник древности (5-6 в) – одно из первых святилищ находится в пос. Цандрипш. В византийскую эпоху это селение было столицей Санигии, государства, позже присоединённого к Абхазии. Сооружение, спрятанное в густых зарослях, вызывает огромный интерес специалистов и любителей старины. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковыми нефами, апсидой не позволяет точно определить стиль и найти его аналог.
Густые заросли пальм, кипарисов, кустарников окружают седые руины. Несмотря на многочисленные разрушения, могучие стены с арками производят неизгладимое впечатление. Здесь хорошо сохранилась апсида, ниша алтаря, южная стена и придел. От полукруглого свода остались лишь фрагменты. Перед центральным входом видны остатки некогда мощных колонн.
Хорошо выглядит центральный элемент 3-частной апсиды. По фрагментам северного придела можно восстановить его полный вид. Остатки внутренних стен позволяют представить великолепие интерьеров. Сегодня алтарь для сохранности отделён деревянной перегородкой. Изредка здесь проводятся службы. Величественные останки раритетного сооружения просто кричат о восстановлении.
Илорский храм
Популярный среди верующих религиозный объект расположен в Илорах, небольшом посёлке. Возведён в XI в. и носит имя Георгия Победоносца. С момента его возведения он слыл образцом богатого убранства внутренних интерьеров. Ёмкости для литургии из золота и серебра, золотая престольная чаша, серебряный меч-складень, кованые иконы с серебряными окладами хранились в роскошной ризнице.
Одна из серебряных икон с изображением Георгия Илорского считается чудотворной. Сюда на поклонение ей прибывали паломники и миссионеры из разных стран. Чудодейственной силой, по мнению прихожан, обладает и икона Евстафия Апсильского, замученного в арабском городе Харане (738 г.).
В 19 веке в обветшавшей церкви сделали железную крышу, покрыли стены слоем штукатурки. Мастера сохранили все барельефы и надписи на фасадных стенах, воссоздали аутентичную булыжниковую ограду. После советского периода закрытия церковь обрела прежнее величие, пользуясь необыкновенной популярностью верующих и туристов.
Каждый год в день Св. Георгия (21 октября) при большом стечении народа здесь организовывают торжественную литургию. Внешняя красота белоснежного строения не может не восхищать.
Анакопийский храм
Прикоснуться к древней истории, ощутить дыхание далёкого прошлого в настоящем могут все, кто хоть однажды посетит Иверскую гору. Она расположена в окрестностях Нового Афона. Но не сама гора столь интересна путешественникам, а старая Анакопийская крепость – первый центр христианства в стране.
Возвели цитадель на вершине горы в 4 веке на высоте 345 м над уровнем моря и назвали Анакопией. За мощными каменными стенами располагались 2 башни, осадный колодец и Анакопийский храм. Он был посвящён великомученику Феодору Тирону. В своё время он был знаменит нерукотворным образом Пресвятой Богородицы. Об иконе сложена легенда, повествующая о её чудесном появлении в крепости.
Религиозный объект зиждится на возвышении в центре территории. Он сложен из известняковых блоков и крупной гальки, с вкраплениями кирпича. Последним отделаны оконные ниши. Церковь почти полностью утратила свой первоначальный облик в результате неоднократных перестроек. Хорошо сохранилась алтарная ниша в форме широкой апсиды.
Здесь хранятся известняковые плиты с греческими надписями и изображениями кипарисов, рыб, крестов, символизирующих раннее христианство. Эти фрагменты были сняты со стен здания. Факты, запечатленные в средневековых рукописях, свидетельствуют о чудесах исцеления, даруемых образом Пресвятой Богородицы. Сегодня сюда приходит множество посетителей, чтобы осмотреть благородные руины.
Бедийский собор
Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).
Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.
Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.
Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.