храм покровской божьей матери
Храм Покрова Божией Матери
Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.
Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.
Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.
Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».
Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.
Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.
Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.
Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.
Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.
Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.
Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.
Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.
Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.
Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.
Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».
В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.
Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.
При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.
В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.
Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.
В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Иустинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.
В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.
После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз. » – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место. »
Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.
А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.
В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13–14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей…
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Построен в 1806-1810 гг.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Построен в 1806-1810 гг.
По описи 1763 года храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с придeлом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806, совершена в 1810 году, иждивением доброохотных дателей и старанием строителя Ионы. Здeсь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой сторонe св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом.
В 1929 г. вышло постановление о закрытии монастыря. В советское время в Покровском храме располагались различные организации: банки, конторы, Министерство топлива и энергетики и другие.
В 1994 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении Покровской обители как женского монастыря, а в начале 1995г. его настоятельницей была назначена монахиня Феофания (Мискина).
Первым помещением, которое было передано матушке-настоятельнице и первым насельницам, стал нижний (цокольный) этаж Покровского храма. Он был наполовину засыпан землей, перегорожен на несколько комнат и мало напоминал храм Божий. Не было даже самого необходимого, окна были забиты фанерой, спали на чем придется. Алтарь отгородили фанеркой, приклеили бумажные иконы. Уже на Покров, 14 октября, была отслужена первая литургия в приделе преподобного Нила Столобенского – там, где сейчас находятся мощи блаженной Матроны Московской. Мало-помалу 1-й этаж Покровского храма расчистили, приспособили для жилья алтарную часть, а служили также в левом приделе.
К началу 1998 года 1-й этаж был отреставрирован, и уже 4 апреля 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. Матушка Феофания вспоминала:
«Святейший Патриарх Алексий II назначил освящение первого этажа Покровского храма на 4 апреля 1998 года – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. А мы же ничего не знали – первый раз у нас служил Патриарх, да и вообще, впервые была архиерейская служба.
Очень волновались, мать Каллисфения, благочинная, регентовала и вела устав. И во время Божественной литургии Патриарх возвел меня в сан игумении, в указе сказано: «во внимание к усердным трудам по возрождению монашеской жизни в обители, освобождению храмов и зданий монастыря от прежних арендаторов и их реставрации».
Такая погода прекрасная в тот день стояла – солнышко, снега уже не было, мы еще кресты на Покровский и Воскресенский храмы приготовили поднимать, 5 крестов, Святейший их освящал. Праздничная трапеза была уже в новой трапезной в освобожденном сестринском корпусе».
22 ноября 1999 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение трех приделов 2-го этажа храма Покрова Пресвятой Богородицы.
На первом этаже Покровского храма, в приделе преподобного Нила Столобенского, находится главная святыня монастыря – честные мощи блаженной Матроны Московской.
Ежедневно после Божественной литургии у мощей совершается молебен.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Москва)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево — православный храм в московском районе Ясенево (ЮЗАО). Решение о строительстве храма было принято в августе 2001 года, строительство началось осенью 2008 года. Проекты, осуществляемые в храме Покрова Пресвятой Богородицы, поистине уникальны. Здесь в одном месте собраны точные копии пяти величайших христианских святынь – Гроба Господня, Камня Помазания, Гробницы Божией Матери, Голгофы и Вифлеемской Звезды, а также Темницы, Водоноса из Каны Галилейской и Колонны Святого Огня.
Содержание
История [ править ]
Благословение на созидание новой святыни в первопрестольном граде было дано приснопамятным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Им был подписан указ о назначении настоятелем строящегося храма игумена (ныне архимандрита) Мелхиседека (Артюхина), являющегося также настоятелем храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь.
Уже в июне 2009 года Святейший Патриарх Кирилл, с особыми молитвами, совершил торжественный чин основания Покровского храма в Ясеневе.
Архитектурный ансамбль Покровского храма сочетает древнерусскую и византийскую традиции XI-XII вв. Тип храма — крестово-купольный. В своем плане он представляет собой обширное крестообразное пространство, куда свет проникает через высокие узкие окна. Главный купол, покрыт золотом, символизирует небесную славу. Малые купола синего цвета, украшенные звездами, говорят о том, что храм посвящен Богородице. Для прилегающей территории московским Институтом экологии был разработан проект благоустройства и озеленения, который подчеркнет величие храмового комплекса и позволит окружить его подобающей красотой и благолепием.
Общая площадь храма с притворами составляет 1425 кв. м. Таким образом, он может вместить одновременно до 800 человек. Новый храм, безусловно, станет архитектурной жемчужиной не только района Ясенево, но и всей Москвы. Уже сейчас он притягивает взор своим величием и радует великолепием внутреннего убранства. На данный момент полностью закончен и уже принимает прихожан нижний придел храма — в честь Архангела Михаила. Внешняя отделка храма практически завершена. Ведутся работы по устройству храмового двора, в котором возводится часовня в честь Моления о чаше. Подходят к концу работы и по внутреннему украшению стен верхнего — Покровского — храма византийской мозаикой.
Храм, стены которого полностью выложены мозаикой, — мечта всех церковных художников-монументалистов. В истории культуры таких памятников сохранилось немного. Их можно буквально пересчитать по пальцам. Объясняется это трудоемкостью и сложностью процесса выкладки мозаики, высокой стоимостью мозаичных работ. Покровский храм ждет своих спонсоров и меценатов, чье имя войдет в историю, как, например, имя византийского придворного деятеля Феодора Метохита, без активной благотворительной и организаторской деятельности которого не существовали бы столь высокого уровня мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе.
Для мозаичных работ в верхнем храме (а их фронт поистине огромен) приглашены специалисты высочайшего уровня. Достаточно сказать лишь, что его предполагается украсить величественным образом Христа Пантократора (Вседержителя) из собора Преображения сицилийского города Чефалу (1148 г.), созданный приглашенными византийскими мастерами. Этот образ XII столетия принадлежит к лучшим произведениям византийской мозаической школы и является одним из самых прекрасных изображений Господа Иисуса в христианском монументальном искусстве. Пальцы правой руки Спасителя сложены для благословения, в левой руке Он держит Евангелие, открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Совершенно очевидно, что новая жемчужина церковного зодчества сможет воссиять во всей красе лишь благодаря общим усилиям неравнодушных людей.
В настоящее время, внутреннее пространство верхнего, Покровского, храма еще полностью в строительных лесах. Но, несмотря на это, в нем иногда проводятся торжественные богослужения. Доброй традицией стала соборная молитва прихожан и духовенства нового храма перед началом всех значимых этапов строительных работ.
Покровский храм задуман как многофункциональный духовно-просветительский центр. Поэтому в его цокольном этаже предусмотрены помещения для воскресной школы, конференц-зала, книжной лавки. Однако и здесь основная часть — это тоже храм, о котором необходимо рассказать отдельно.
Нижняя, крестильная церковь Покровского храмового комплекса в Ясеневе освящена в честь святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В соответствии с предназначением этого малого храма в его центре устроена мраморная купель в византийском стиле.
Остальное пространство Михаило-Архангельской церкви отдано под реализацию уникального архитектурного проекта, получившего название «Икона Святой Земли». Согласно замыслу, получившему одобрение и всемерную поддержку Святейшего Патриарха Кирилла, здесь в одном месте собраны точные копии восьми величайших христианских святынь — Вифлеемской Звезды, Водоноса из Каны Галилейской, Темницы Господа, Голгофы, Гроба Господня, Камня Помазания, Гробницы Божией Матери, Колонны Схождения Благодатного Огня. Этот проект обладает огромным духовным и культурно-просветительным потенциалом, он позволяет каждому желающему прикоснуться к святыням Святой Земли в Москве — в самом сердце России!
Современное состояние [ править ]
Проекты, осуществляемые в храме Покрова Пресвятой Богородицы, поистине уникальны. В верхнем храме воссоздана византийская мозаика.
Особенность нижнего храма в том, что все его пространство отдано под реализацию уникального архитектурного проекта, получившего название «Икона Святой Земли». Согласно замыслу, получившему одобрение и всемерную поддержку Святейшего Патриарха Кирилла, здесь в одном месте собраны точные копии пяти величайших христианских святынь – Гроба Господня, Камня Помазания, Гробницы Божией Матери, Голгофы и Вифлеемской Звезды, а также Темницы, Водоноса из Каны Галилейской и Колонны Святого Огня.
Особенность нижнего храма в том, что все его пространство отдано под реализацию уникального архитектурного проекта, получившего название «Икона Святой Земли». Согласно замыслу, получившему одобрение и всемерную поддержку Святейшего Патриарха Кирилла, здесь в одном месте собраны точные копии пяти величайших христианских святынь – Гроба Господня, Камня Помазания, Гробницы Божией Матери, Голгофы, Вифлеемской Звезды, также Водоноса из Каны Галилейской, Колонны Святого Огня. Этот проект, значительная часть которого уже воплощена в жизнь, обладает огромным духовным и культурно-просветительским потенциалом, он позволяет каждому желающему прикоснуться к святыням Святой Земли в городе Москве — в самом сердце России!
Стены Покровского храма будут полностью украшены византийской мозаикой, общей площадью 2500 м². Главным мозаичным образом станет величественный образ Христа Пантократора (Вседержителя) в конхе алтарной апсиды. Этот образ станет, возможно, одним из самых уникальных изображений Спасителя в христианском монументальном искусстве. Под ним в алтарной апсиде располагается второй по значимости образ — ростовая Божия Матерь Оранта с предстоящими ей Архангелами.
Деятельность прихода [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: г. Москва, Литовский бульвар, д.7а
Телефон: +7 495 425 28 81 (дежурный в Покровском храме) Электронная почта: secretary@hrampokrov.ru
Паломнику [ править ]
В нижнем храме имеется баптистерий.
Богатая экскурсионная программа Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе познакомит посетителей с историей Храма и откроет уникальный мир этого поистине величественного памятника Русской Православной Церкви.
Запись на экскурсии по телефону +7 967 025 98 53 или через форму на официальном сайте храма.