храм положения ризы господней на донской донская ул 20
Храм Ризоположения на Донской (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Ризоположения на Донской (Москва)
Храм в честь положения честной ризы Господней в Успенском соборе в Москве на Донской — православный храм Донского благочиния Московской городской епархии. Построен в 1701 году, является памятником архитектуры.
Содержание
История [ править ]
Деревянный храм сооружен в 1690 г. на месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар царю Михаилу Федоровичу и Патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу.
Риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля, на месте встречи сооружен деревянный храм, позже — обелиск, сохранившийся поныне. С тех пор в российском церковном календаре появилась новая запись: «Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)». Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью — Русской.
Каменная церковь построена на месте деревянной в 1701-16 гг. в стиле московского барокко. Среди московских храмов XVII-XVIII вв. она выделяется стройными пропорциями четверика, завершенного аттиком и выразительным пятиглавием. В 1886-89 гг. был сооружен придел ап. Иакова Алфеева, а около 1894 г. перестроен верх колокольни. Интерьер церкви сохранил барочное лепное убранство сер. XVIII в., к этому же времени относится замечательный барочный иконостас.
В XX веке храм не закрывался. В 1930-х годах его настоятелем был священномученик Александр Хотовицкий. В 1944-1960 годах в храме находилась кафедра архиепископа Можайского Макария (Даева); в 1949-1963 годах в клире храма состоял протоиерей Николай Голубцов.
Деятельность прихода [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 115419 Москва, ул. Донская, 20/6, стр. 1
Проезд: м. Шaбoлoвcкaя (пешком 5 мин.) или тpaмвaи №14,26,47,A до ocт. «м. Шaбoлoвcкaя» или тpoллeйбycы № 4, 7, 33, 62, 84 до ocт. «Ул. Aкaд. Пeтpoвcкoгo, Тeaтp мyзыки и дpaмы» или м.Oктябpьcкaя (пешком 15 мин.)
Храм Ризоположения на Донской
Контакт
Храм Ризоположения на Донской
Донское Благочиние
Южного викариатства города Москвы
Русской Православной Церкви МП
Адрес Xpaма: 117419, г. Мocквa, yл. Дoнcкaя, д. 20
Телефон: +7 (495) 954-15-31
Реквизиты
Наименование Местная Религиозная организация Православный приход Храма Положения Ризы Господней на Донской гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН/КПП 7725057624/772501001
ОГРН 1037739046355
Юридический и фактический адрес 115419 Москва, ул. Донская, 20.
Р/С 40703810800100000723
Наименования банка ПАО «МИнБанк» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600
Назначение платежа: ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА УСТАВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЕЗД:
м.Шaбoлoвcкaя (пешком 5 мин.) или тpaмвaи №14,26,47, A до ocт. «м. Шaбoлoвcкaя» или тpoллeйбycы № 4, 7, 33, 62, 84 до ocт. «Ул. Aкaд. Пeтpoвcкoгo, Тeaтp мyзыки и дpaмы» или м.Oктябpьcкaя(пешком 15 мин.)
Дорогие братья и сёстры! Для желающих совершить пожертвования, размещаем QR-код, пожать записку можно на странице ПОДАТЬ ЗАПИСКУ
Храм Ризоположения на Донской
Местоположение и строительство
План Донского поля, составленный в 1793г., собрание ГИМ
Вид Храма Положения Ризы Господней с северной стороны чертеж 50-х годов XIXв., собрание ГИМ
В древности район Калужской заставы (в Москве) и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошенными «гостями», пытавшимися овладеть Первопрестольной. В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея. В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского. Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие — наполеоновское. Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала. Из сорока шести дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь. Но сам храм был осквернен неприятелем. Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы. После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения. В XIX веке на местности, прилегающей к храму, возникло несколько довольно крупных промышленных предприятий. В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод «Красный пролетарий»). Робочие и служащие новых предприятий, проживавшие неподалеку, стали ее прихожанами. В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская). В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским (ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук. Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры (память 23 апреля/6 мая) считалась приписной к храму Ризоположения, также как и домовая церковь при Марие-Максимилиановском приюте, освященная в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (здание приюта не сохранилось).
К концу столетия здесь, и южной окраине древней столицы, возникают роскошные усадьбы аристократов: Орловых (Нескучный сад) и Голицыных (ныне 1-я Градская больница). Прихожанином Ризоположенской церкви считался один из самых ярких и одаренных людей екарерининской эпохи граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1787-1807/08) — государственный деятель, дипломат полководец. Алексей Григорьевич — брат Григория Орлова, фаворита Екатерины II, один из пяти братьев Орловых, активно участвовавших в дворцовом перевороте 1762 года, устранившего от Власти императора Петра III и проложившего путь к трону его супруге. А.Г. Орлов командовал русской эскадрой в Средиземном море и за победы у Наварина и Чесмы (1774) получил титул Чесменского. В 1775 году он отошел от дел и поселился в Москве.
Граф А.Г. и графиня А.А. Орловы-Чесменские. Гравюры из собрания ГИМ
Устроив великолепную усадьбу на берегу Москвы-реки, он удивлял москвичей праздниками, шумными гуляньями и театральными постановками. Прекрасный знаток коневодства и любитель лошадей, он вывел всемирно известную породу орловских рысаков и на Донском поле устроил первые в Москве конные бега. Скончался опальный граф в Москве и был отпет в храме Положения Ризы Господней, в числе прихожан которого состояли и его единственная дочь — наследница громадного состояния графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1845). Отвергнув самых блистательных женихов, графиня посвятила себя делам благотворительности, истратив на них значительную часть своих поистине несметных богатств. Анна Алексеевна часто совершала паломничества по святым местам, делала богатые пожертвования в монастыри, способствовала проповеди Православия среди чувашей-язычников, населявших принадлежавшие ей имения в Самарской губернии, строила храмы; вообще вела очень строгий, почти подвижнический образ жизни. Своими добрыми делами графиня стремилась искупить грех отца — участника убийства императора Петра III. Ее особым покровительством пользовался Юрьев монастырь в Великом Новгороде, настоятелем которого был известный архимандрит Фотий (Спасский) — ее духовный наставник, известный своей борьбой с Библейским обществом обер-прокурором Святейшего Синода князем А.Н. Голицыным (1773-1844).
Икона св.вмч.Екатерины из Екатерининского придела, нач.XVIIIв
Впервые (церковь) известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня.
Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах в стиле московского барокко. История этого строительства не совсем обычна. Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины (память 24 ноября/7 декабря). Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года. Освящение, по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского, 1-1722), совершил архиепископ Коломенский и Каширский Антоний (+1716). Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году. Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена. Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.Полным ходом шли Петровские реформы, которые Царь-преобразователь проводил твердой и порой беспощадной рукой. Гигантскими усилиями целого народа на топких берегах реки Невы возводилась новая столица — Санкт-Петербург, и в связи с этим по всей стране было приостановлено каменное строительство. И все же, несмотря на все эти обстоятельства, на южной окраине Первопрестольной, за Калужскими воротами Земляного Города, в местности, носившей в те времена название «Воробьево Поле», москвичи строили храм. Прихожанам «церкви Положения Ризы Господней у Донского монастыря, в Новой слободе» (так тогда именовался храм) одним осилить большую стройку не было возможности. Поэтому храм возводили всем миром, собирая но всей Москве деньги и пожертвования в виде строительного материала. Среди тех, кого до сего дня поминают за богослужением в церкви Ризоположения как «создателей святого храма сего», были люди знатные и богатые, а также — бедные и совсем неимущие, почти нищие, отдавшие, подобно евангельской вдовице (Мк. 12, 43-44), свои скудные сбережения в «сокровищницу церковную», пожертвовавшие последнее на храм Божий. Так, ни особой «Сборной книги», заведенной в 1706 году для записи имен жертвователей, известно, что в их числе была и проживавшая в богадельне вдова Дарья, которая «на строение церковное дала рубль». В «Сборную книгу» вписаны имена представителей царской фамилии — несчастного сына Петра I царевича Алексея Петровича (+1718) и его матери, отвергнутой государем первой супруги царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной (+1731), окончившей свои дни монахиней Московского Новодевичьего монастыря. Возможно, в память о том, что в создании Храма принимали участие царственные особы, крест над центральной главой церкви увенчан короной-венцом. Но этому есть и другое объяснение. Корона или царский венец напоминают о достоинстве Христа как Царя славы. Ведь именно центральная глава пятиглавия традиционно символизирует Спасителя, а четыре боковые — святых апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Венец на главном кресте
В конце 1880-х гг. по проекту А.С. Каминского к трапезной пристроен Яковлевский придел, и она перестала быть однобокой, тогда же к Екатерининскому приделу с запада пристроена ризница. Освящение было 10 сентября 1889 г. В 1923 г. буря сорвала 2 из 5 глав, но их в том же году восстановили под наблюдением Губмузея. Внутри был замечателен покров с шитым изображением Савватия Соловецкого, пожертвованный прихожанином» [2].
«Северный придел вновь пристроен в 1886-1889 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского» [14]. «Ограда с воротами 1897 г., архитектор А.С. Каминский» [15].
Икона св.ап.Иакова Алфеева из Иаковлевского придела, XIXв
Придел св.ап.Иакова Алфеева
Почти через полвека после завершения строительства в храме появился северный придел апостола Иакова Алфеева (память 30 июля/13 июля и 9/22 октября) устроенный в 1763 г. полковником Иаковом Евстафиевичем Дурново в честь своего ангела. Тогда, однако, ограничились лишь постановкой иконостаса на левой стороне трапезной церкви, заложив арку в главный храм, отчего вид в него наполовину закрылся и трапезная имела неправильный вид. Освящение придела 8 октября 1763 года совершил ключарь Успенского собора Московского Кремля протоиерей Петр Алексеев (1731-1801) — один из первых историков Русской Церкви. В 1885-1886 гг. прихожане храма по приглашению настоятеля прот. В.П. Рождественского на своих собраниях решили войти с прошением к митр. Иоанникию о разрешении восстановить церковь в прежнем виде, сделать прикладку с левой стороны трапезной церкви для алтаря и устроить в ней новые иконостасы. В главном храме древний иконостас, лепка и роспись стен почернели при бывшем прежде дурном устройстве печей. Предположено вызолотить иконостас, промыть роспись, причем все произвести без всякого изменения; иконы в иконостасе, как не требующие изменения, оставить в прежнем виде. Иконостасы приделов ветхи и не имеют художественного достоинства, поэтому их предполагается устроить заново применительно к главному иконостасу настоящей церкви, а также сделать соответствующую лепку и росписи на стенах. В сентябре 1886 г. разрешение получено; работы начаты после торжественной закладки нового придела 26 апреля 1887 г.
В создании Ризоположенского храма принимали деятельное участие служившие здесь в первой трети XVIII века приходские священники: Василий Михайлов, Алексий Андреев, Григорий Саввин и диакон Матфей Иванов. В XVIII веке местность вокруг храма была малонаселенной, приход — сравнительно небольшим. В 1722 году в нем значилось 130 домов. Среди прихожан преобладали простолюдины — жители московского предместья: ремесленники и, мелкие торговцы, огородники.
Обозначено в оригинале, что это «Донская улица. Фото 1932г.», хотя это вид с улицы академика Петровского (с 1973), которая до 1917 года была Ризположенским переулком (по церкви), а с 1924 по 1932 года Выставочным переулком (по сельхоз Выставке в Парке Горького). В итоге, «Вид Церкви Ризоположения в Успенском соборе в Москве на Донской с Выставочного переулка 1932г.»
Обновленным встречает Ризоположенский храм — уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 году)со дня своего основания. Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого, кому дорога православная культура, дороги памятники родной истории и искусства нашего славного прошлого. Четверик основного объема храма, увенчанный мощным и одновременно изящным пятиглавием, украшен по красному фону белокаменными порталами, наличниками, обрамляющими окна, расположенные в два яруса, белокаменным карнизом. Под самой кровлей четверика, в больших кокошниках — декоративные белокаменные раковины, придающие всему зданию особенно нарядный, торжественный вид. Декор трапезной лаконичен и сдержан, он словно подчеркивает барочное великолепие четверика. Облик храма дополняет восьмигранная колокольня, завершающийся невысоким шатром с окошечками — «слухами». На колокольне — один из колоколов, отлитый в год московской чумы (1771). Интерьер храма отличается богатством убранства, созданного творческим полетом фантазии мастеров XVIII века. Своды и стены четверика покрыты лепниной высокого рельефа, высокий резной шестиярусный иконостас поражает проработкой сложных деталей узора. Особо чтимыми являются иконы святого апостола Иакова Алфеева и святой великомученицы Екатерины. Замечательны иконы Успения Пресвятой Богородицы (XVIII в.), Нерукотворенного Образа Спасителя (XVIII в.), Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери (XVIII в.). На западной стороне столпа образ Архангела Михаила (XVIII и.), написанный в яркой выразительной манере.
Храм Ризоположения на Донской
Путь Ризы Господней в Москву
Храмовый образ Положения Ризы Господней в Москве, XVII-XVIIIвв.
Распятие Господне.Воины делят одежды Спасителя.Клеймо храмовой иконы
Персидские послы в Москве. Клеймо храмовой иконы
По преданию, один из воинов, бывших при Распятии Спасителя на Голгофе, получил по жребию хитон (по-древнерусски «срачицу») — часть одежды Иисуса Христа.
Как повествует Евангелие от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет; да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19, 23-24).
Воины, стоявшие у Креста Господня, не стали разрывать хитон, который, по преданию, выткала для Своего Божественного Сына Сама Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и он достался воину-наемнику, происходившему родом из Иверии (Грузии). Воин принес святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Грузией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием.
Патриарх Филарет(Романов) Собрание ростовского музея
Царь Михаил Феодорович Романов
В 1617 году персидский шах Аббас I (1571-1629), управлявший Ираном с 1587 года, разорил православную Грузию, на протяжении многих лет страдавшую от иноверных и чужеземных завоевателей. В 1619 году Теймураз I (1589-1663) — царь Кахетинский (1606-1648) и Карталинский (1025-1632), скончавшийся впоследствии в плену у персов, обратился к русскому царю Михаилу Феодоровичу (1596 — 1645) — первому государю из Дома Романовых, с мольбой о помощи и поддержке и подтвердил высказанное еще во дни царствования Феодора Иоанновича (1557-1598) желание грузинского народа жить под «высокой рукой» государей Московских и всея Руси. Правительство России предприняло энергичные меры по облегчению положения единоверной братской державы и ее народа. Шах Аббас I, стремившийся поддерживать дружественные отношения с российским государством, направил в Москву послов с богатыми дарами. Посольство прибыло в Москву в марте 1625 и преподнесло от имени шаха в дар двум «великим государям» царю Михаилу Феодоровичу и его отцу Святейшему Патриарху Филарету (+1633) часть Ризы Господней, взятой персами в качестве военного трофея во время похода на Грузию.
Исцеление недужных.Клеймо храмовой иконы
Положение ризы Господней в Успенском соборе. Клеймо храмовой иконы
Место встречи персидского посольства
Уже в начале XVIII в. (1706 г.) заведена была особая «Сборная книга», по которой и производился сбор пожертвований на построение нового каменного храма от местных «приходских людей» и от посторонних благотворителей (книга эта находилась в ризнице церкви еще в 1887 г. — см. [16]. — [24]). Сперва рядом с обветшавшей деревянной церковью был возведен небольшой каменный храм св. Екатерины (1705 г.). Новый Ризположенский храм строился уже в непосредственной связи с Екатерининским, предназначенным быть при нем придельным. Каменный храм в стиле «московское барокко» был возведен в 1701-1716 гг. на месте деревянного, в 1763 г. пристроен придел ап. Иакова Алефеева. В 1763 г. был пристроен левый придел во имя св. ап. Иакова Алфеева. Освящение главного храма было совершено осенью 1716 г. В конце XIX в. по инициативе местного прот. В.П. Рождественского было произведено капитальное возобновление, устранившее окончательно некоторую асимметричность и разностильность главного храма с приделами. В 1885-1889 гг. придел был перестроен, сооружены ризница и колокольня.
В 1930-е гг. храм не закрывался, в это время в храме был настоятелем новосвященномученик Александр Хотовицкий, колокола остались на колокольне и звонят. Во времена правления Хрущева оба храма обратили в один приход, а собор в Донском монастыре стал действовать только по праздникам.
В 1946 г. верующие отметили 230-летие существования Ризположенского храма» [13].
Ныне здание храма почти полностью скрыто за чересчур разросшимися деревьями.
Донской. Церковь Ризоположения (Положения ризы Христа Спасителя в Успенском соборе в Москве) на Донской.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод «Красный пролетарий»). В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская). В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским, ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук. Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры считалась приписной к храму Ризоположения, как и домовая церковь при Марие-Максимилиановском приюте, освященная в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Впервые (церковь) известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня. Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах в стиле московского барокко. История этого строительства не совсем обычна. Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины. Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года. Освящение, по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворскогого), совершил архиепископ Коломенский и Каширский Антоний. Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году. Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена. Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.
Каменная церковь построена на месте деревянной в 1701-16 гг. в стиле московского барокко. Среди московских храмов XVII-XVIII вв. она выделяется стройными пропорциями четверика. завершенного аттиком и выразительным пятиглавием. В 1886-89 гг. был сооружен придел ап.Иакова Алфеева, а около 1894 г. перестроен верх колокольни. Интерьер церкви сохранил барочное лепное убранство сер.XVIII в., к этому же времени относится замечательный барочный иконостас. Храм не закрывался.
Положения ризы Господней на Донской церковь (Донская улица, дом № 20/6).
Деревянный храм возвели на месте встречи в марте 1625 г. посольства из Персии, которое привезло царю Михаилу Федоровичу и его отцу патриарху Филарету дар от шаха Аббаса – частицу Ризы Господней. Сохранившийся до нашего времени каменный храм с приделом великомученицы Екатерины выстроен рядом со старым в стилистике московское барокко в 1701–1716 гг. на пожертвования царевича Алексея Петровича и состоятельных прихожан. В 1763 г. в нем был устроен второй придел – апостола Иакова Алфеева. В 1885–1889 гг. церковное здание частично перестроили, были сооружены колокольня и ризница (архитектор А.С. Каминский). Своды трапезной украсили лепными фигурами и новой живописью (художник Я.И. Ручкин).
Храм является примечательным памятником московскоо барокко. Кубовидный основной объем венчают пять луковичных глав с ажурными крестами. Фасады богато украшены разнообразными декоративными деталями (наличники, порталы, раковины в кокошниках, колонки). Богатый лепной декор украшает и интерьер храма. Иконостас – барочный, шестияруснный, золоченый. Сохранились также колокола храма, один из которых, Чумной, был отлит в 1771 г. во время эпидемии чумы в Москвы. Храм никогда не закрывался, поэтому сохранил часть своих святынь. В 1944 г. здесь служил свою последнюю литургию патриарх Сергий (Страгородский). В 1951 г. к 250-летию Ризположенской церкви патриарх Алексий I (Симанский) подарил храму аналойную икону «Положение ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и частицей ризы Господней. Другие святыни храма – образ-складень, изображающий храм, над главами которого помещены три иконы «Неделя первая Всех Святых», «Святых Отец» и «Лик Преподобных» с частицами мощей апостола Иакова Алфеева и 70 малыми частицами мощей святых; икона Божией Матери «Взыскание погибших»; икона архистратига Михаила (начало XVIII в.) и другие.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №140, 2015 г.