храм преображения господня вышний волочек

Храм Преображения Господня (Солнечный (Леонтьево))

храм преображения господня вышний волочек. Смотреть фото храм преображения господня вышний волочек. Смотреть картинку храм преображения господня вышний волочек. Картинка про храм преображения господня вышний волочек. Фото храм преображения господня вышний волочек

Храм Преображения Господня (Солнечный (Леонтьево)) — каменный трехпрестольный храм построен в 1891 году по проекту архитектора П. Ф. Федорова в стиле эклектики, расположен в северной части села на высоком, крутом берегу озера Мстино и обращен к нему восточным фасадом.

Содержание

История [ править ]

храм преображения господня вышний волочек. Смотреть фото храм преображения господня вышний волочек. Смотреть картинку храм преображения господня вышний волочек. Картинка про храм преображения господня вышний волочек. Фото храм преображения господня вышний волочек

Село Леонтьево издревле входило в состав Коломенского погоста Деревской пятины. Ещё в 1495 году упоминается здесь «На Мстинском озере: Деревня Левонтеево: двор Степанко Онтонов, двор Левко Матфеев, двор Васко Еремеев, двор Ивашко Семёнов, двор Степанко, двор Мартинко Олфимовы, сеют ржи 14 коробей, а сена косят 90 копен, шесть обеж».

В XVII веке здесь появляется первый деревянный храм. Деревянная церковь в селе Леонтьево неоднократно перестраивалась.

Относительно молодой Леонтьевский приход быстро разрастался. В 1806 году Леонтьевский приход имел приходских дворов 257, в них проживали 889 мужчин и 919 женщин, пашни и сенокосной земли в приходе было 36 десятин.

Вторая половина XIX столетия – это время устройства в селе Леонтьево каменного храма. Начатое в 1860 году строительство завершилось лишь в 1877 году освящением трёхпридельной церкви в честь Преображения Господня. Приделы были освящены в память великомученика Феодора Стратилата и преподобного Варлаама Хутынского. Храм строился на народные деньги: в период с 1863 по 1870 года ежегодно Консистория выдавала на приход очередную сборную книгу, куда записывались пожертвования.

1886 году приход просит разрешения «выстроить кирпичный завод на постройку каменной ограды». В том же году купец Андрей Васильевич Болотин (по другим источникам Болотов) строит при храме новую колокольню и устраивает в зимней церкви два придела в честь великомученика Пантелеимона и мученицы Ирины.

Тот же купец Болотов в 1887 году к освящению зимней церкви жертвует приходу два образа святителя Пантелеимона и мученицы Ирины, приобретённые им на Афоне.

Окончательно облик церкви был сформирован в 1891 году. На храме были устроены четыре купола в дополнение к центральному. По сохранившимся воспоминаниям, купола были окрашены в голубой цвет. Незадолго до этого вокруг храма была устроена каменная ограда. В 1896 году Бежецкий мещанин цеховой мастер Иван Титов заново вызолотил иконостас в летнем храме. Прихожане заказали золочение иконостаса и окраску полов в алтарях и на солее храма в память коронования Императора Николая II и его супруги Императрицы Александры Феодоровны. Курировал работы староста прихода крестьянин Василий Баренок. Он же в 1888 году был представлен к награде вместе с купцом Болотовым.

Современное состояние [ править ]

Возрождение храма началось в 1996 году. При поддержке настоятеля Успенской церкви города Вышнего Волочка о. Сергия Дикого было оборудовано помещение в храме, для совершения богослужений. Вскоре в храм настоятелем был назначен недавно рукоположенный священник о. Александр Смирнов. Первая литургия прошла в храме 24 июня 2001 года.

Так начался трудный путь возрождения прихода. За годы советской власти храм утратил не только колокола, но и саму колокольню, были разобраны купола на церкви. Сейчас Преображенский храм сияет новым куполом, восстановлена в прежних пропорциях и колокольня, ведётся реставрация внутренних помещений. На колокольню снова подняты колокола, один из которых был отлит на средства художников, работающих на соседней с Леонтьевом Академической даче.

Источник

Вышний Волочёк. Церковь Спаса Преображения.

Карта и ближайшие объекты

храм преображения господня вышний волочек. Смотреть фото храм преображения господня вышний волочек. Смотреть картинку храм преображения господня вышний волочек. Картинка про храм преображения господня вышний волочек. Фото храм преображения господня вышний волочек

Статьи

Церковь стояла на овальной или круглой площадке, на пересечении двух взаимно перпендикулярных дорожек. Первоначально во второй этаж храма с запада поднималась крутая лестница, по-видимому наружная. В 1837 г. ее устроили внутри трапезной. В 1866-67 гг. церковь была сильно перестроена: переложены почти все проемы первоначальных объемов, срубленный декор на фасадах заменен новым, с запада пристроены притвор с лестницей и колокольня. Возможно, в те же годы кладбище, к тому времени выросшее почти вдвое, но сохранившее квадратную форму, обнесли каменной оградой с воротами. В кон. 19 — нач. 20 в. высоту ограды увеличили, надложив несколько рядов кирпичей. В советское время разобрана большая часть ограды, сломаны шатровые завершения храма и колокольни. В кон. 20 в. обрушились плоские перекрытия первого и второго этажей, а также лестницы в притворе и колокольне; полностью утрачено внутреннее убранство.

Архитектурная доминанта комплекса — церковь Преображения, стоящая в средней части кладбища, на возвышении. Вдоль западной границы территории сохранился фрагмент ограды с воротами у юго-западного угла кладбища. От них дорожка ведет к церкви. По сторонам дорожки расположены надгробия нач. 20 в. и 1920-30-х гг., составляющие художественный некрополь.

Единственный сохранившийся в Вышнем Волочке храмовый комплекс включает церковь, построенную сразу после преобразования ямского селения в город, и ряд ценных надгробных памятников, в формах которых отразились черты, характерные для эклектики, модерна и неоклассицизма. Церковь Преображения — редкий для провинциального города двухэтажный кладбищенский храм в стиле барокко. После перестройки он приобрел облик, характерный для архитектуры эклектики, с широким использованием мотивов русского стиля. С сентября 2015 года ведется восстановление церкви.

В 2019 г. исполнилось 235 лет с момента освящения Преображенского храма на Пятницком кладбище г. Вышний Волочёк.

Началась история Преображенской церкви на Пятницком кладбище в начале 70х г.г. XVIII в. в разгар работ по устройству города Вышнего Волочка. В 1770 г. Екатерина II подписала Указ Сенату об учреждении Вышневолоцкого яма городом. Работы по приведению будущего города в соответствие со стандартами Российской Империи затянулись на два года. По законам Российской империи с 1771 г. кладбища внутри селений устраивать запрещалось. Поэтому место для кладбища было устроено за пределами города «и то определено было оградою и посажено берёзами и сделана была на первой случай часовня».

27 июля 1772 г. Вышневолоцкая воеводская канцелярия подала прошение в Новгородскую духовную консисторию о разрешении устраивать захоронения на новоотведённом кладбище. Но в ответ Новгородская консистория выслала указ, в котором ссылаясь на указ Императрицы Анны Иоанновны от 1734 г. запрещающий строить часовни внутри городов, в свою очередь предписала «построить на том месте церковь, хотя небольшую деревянную, а не часовню».

21 августа 1772 г. этот указ был направлен и Новгородскому генерал – губернатору Якову Ефимовичу Сиверсу, который в силу своей должности занимался устройством города Вышнего Волочка. Тот в свою очередь 6 сентября 1772 г. получил от вышневолоцких жителей соглашение на постройку церкви на новом кладбище и передал это соглашение в консисторию. А 20 сентября Вышневолоцкое Духовное правление сообщило в Консисторию о том, что «вышневолоцкое мещанство на означенном от его превосходительства для погребения мертвых тел за городом на кладбище деревянную теплую церковь городским коштом построить желают трехпрестольную во именование, а именно: Преображения Господа нашего Иисуса Христа с приделом святаго пророка Илия и святыя мученицы Параскевы нареченныя Пятницы, что празднуется октября 28 дня».

В ноябре 1772 г. Духовное правление сообщило в Консисторию о желании городских жителей разобрать ветхую деревянную Богоявленскую церковь, что стояла на Отмойном острове в центре города близ Казанского и собора и часть этой церкви перенести на кладбище, где из неё устроить новую церковь. В ответ на это, 6 сентября 1773 г. губернатору Я.Е. Сиверсу было сообщено, что церковь разрешается строить каменную. Это же решение было отослано и в Вышневолоцкое Духовное правление. Но прошло два года и священники городского собора, а так же степенной городской голова Сергей Сорокин, снова подали прошение Новгородскому и Санкт-Петербургскому Архиепископу Гавриилу о разрешении разобрать деревянную Богоявленскую церковь и часть её перенести на новое кладбище, в городском же соборе устроить придел во имя Богоявления Господня.

11 мая 1775 г. в Вышневолоцкое Духовное правление последовал указ, где снова, как и в 1773 г. было предписано церковь на кладбище строить каменную, а деревянную Богоявленскую церковь разобрать и употребить на топление тёплого Богоявленского придела в городском соборе. Строительство храма растянулось почти на десять лет. Лишь в декабре 1783 г. вышневолоцкий протоиерей Яков Петров с братиею подал прошение на освящение новоустроенной двухэтажной каменной церкви во имя Преображения Господня с приделом Пророка Божия Илии. 4 января 1784 г. храм было дозволено освятить.

Стоит отметить, что проект Преображенской церкви на Пятницком кладбище послужил образцом для строительства аналогичной двухэтажной церкви в селе Глубокое Вышневолоцкого уезда. Конечно за столетия существования храмов их неоднократно перестраивали. Так на гранях восьмигранного купола кладбищенской Преображенской церкви появились сферические каменные навершия, чего нет в свою очередь на восьмигранном куполе Георгиевской церкви с. Глубокое. Кроме того на колокольне Преображенской церкви появился ещё один третий восьмигранный ярус для звона, когда как Георгиевская церковь не могла себе позволить подобного строительства. Но в целом храмы в своей архитектуре сохранили потрясающее сходство. К тому же Георгиевская церковь в Глубоком сохранила свой первоначальный облик, по которому мы можем судить о том, как выглядела в конце XVIII в. церковь на городском кладбище.

После освящения, богослужения в Преображенской церкви проводились нерегулярно. Особого прихода у храма не было, и он служил больше для отпевания умерших горожан. Хотя в 1790 г. ставился вопрос «о бытии в г. Вышнем Волочке при кладбищенской церкви особливому паки священнику и приходу». Но лишь в 1811 г., когда городской собор поднял вопрос об учреждении при нём четвертого комплекта священнослужителей, городская дума одновременно с ним подала прошение об учреждении при кладбищенской Преображенской церкви своего самостоятельного прихода. В итоге Тверской архиепископ Мефодий 8 мая 1812 г. прошение соборного духовенства оставил без удовлетворения, а при Преображенской церкви повелел учредить самостоятельный приход. При этом новому приходу были приписаны от прихода городского собора 150 городских дворов и 358 душ.

Весь 1812 г. продолжался подбор духовенства к Преображенской церкви. Диаконом в храм планировали рукоположить ученика первого класса Вышневолоцкого духовного училища Ивана Виноградова, но планам не суждено было сбыться. Дьяком в новый приход планировали перевести ученика Тверской семинарии Ивана Миролюбова, но в итоге это решение было отменено. Дьячок Алексей Иванов был прислан в кладбищенскую церковь из Николо – Столпенской пустыни. Пономарь Иван Григорьев был переведён в храм был из с. Заборовья. В итоге первыми священниками Преображенской церкви стали: «священник Алексей Иванов, из учителей, диакон Иван Петров, из учителей, дьячок Алексей Иванов, из риторики, пономарь Иван Григорьев, из пиитики».

К служению назначенные священники приступили, как следует из архивных документов, «с половины генваря 1813 г.». И сразу же вызвали недовольство соборного духовенства. В своём прошении от февраля 1813 г. соборный протопоп и причетники писали следующее о духовенстве Преображенской церкви «вступив в служение в оной, еще в стол первых началах прохождения своей должности уже решительно поставили себя в праве исправлять по кладбищу требы и целого города, и чрез то начали подавать чувствительный повод к разстройству холодности в отношениях к нам прихожан наших».

Конечно, не «расстройство холодности» прихожан беспокоило соборное духовенство, а то, что доход от треб, которые раньше они совершали на кладбище, теперь уходил в другой приход. Поводом к этому прошению, конечно же была не корысть – собор получал немалый доход не только от служб в самом соборе, но и от загородной Казанской часовни, а действительная нехватка средств. За этот период собор потратился на строительство каменной ограды, на роспись стен, кроме того, он вёл строительство каменного Богоявленского собора, а так же дал в займы городской думе деньги на завершение строительства Петропавлоской церкви.

Всё это побудило соборное духовенство просить епархиального архиерея о том, что бы нижний этаж с Ильинским приделом был передан для исполнения треб по кладбищу собору, а верхний оставлен за Преображенским приходом. К слову аналогичное прошение будет некоторое время спустя подано и причтом Петропавлоской церкви, они будут так же требовать своего права совершать отпевание своих прихожан в Преображенской церкви.

14 февраля 1813 г. Тверской архиепископ Мефодий разрешил соборному духовенству совершать отпевание своих прихожан в нижнем Ильинском приделе. Но уже в 1820 г. прихожане Преображенской церкви будут просить вернуть им в пользование нижний этаж храма с приделом Пророка Илии.

В 1826 г. начинается большой ремонт храма, на который выдаётся особая сборная книга сроком на три года. В 1829 г. прихожане переливают разбитый большой колокол. В 1834 г. подаётся прошение о разрешении поправить некоторые вещи и иконы, которые пришли в ветхость. А через три года возобновлённый храм заново освящают. В 1839 г. устраивается новый иконостас, в 1840-м – новый престол, за ним следует его освящение. В 1848 г. на пост церковного старосты избирается купец Михаил Городецкий.

В 1894 г. в храме будет возобновлена живопись. К слову, фрагменты этой живописи можно и сейчас увидеть на стенах храма. К сожалению, живопись почти полностью уничтожена и не сколько погодой – а храм находится вообще без кровли, сколько вандалами, которые целенаправленно выбивают на фресках лики. Последние события, когда из стен храма были выломаны металлические растяжки, привели к гибели изображение Царепророка Давида, и других фрагментов фресок.

В 1897 г. при храме устраивается Кладбищенское попечительство. В 1900 г. священник Вышневолоцкой кладбищенской церкви Михаил Страхов был награждён орденом Св. Владимира III ст.

По данным на 1901 г. в Преображенской церкви служили священник Александр Александрович Петропавловский, 25 лет, кандидат богословских наук, после своего рукоположения в 1900 г. он сменил на посту священника Михаила Страхова, и священник Александр Иванович Львов, 29 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1892 г., священник с 1896 г., состоит законоучителем воскресной школы и катехизатором. Диакон Владимир Васильевич Успенский, 31 год, из первого класса духовной семинарии, в служении с 1888 г., диакон с 1893 г. Псаломщики Фёдор Николаевич Пешехонов, 27 лет, окончил духовное училище, в должности с 1892 г. и Николай Андреевич Лебедев, 23 г., окончил духовную семинарию, с должности с 1899 г. Церковным старостой с 1893 г. был купец Пётр Георгиевич Носков.

В приход храма входили селения Ящинской волости Вышневолоцкого уезда – хутор Великий Двор и сельцо Никольское, где располагались дворянские усадьбы, а так же деревни Старково, Обрез–Заворово и Заворово. Приход был поделен между двумя священниками. Всего прихожан у храма было 80 дворов, 300 мужчин и 314 женщин.

В 1915 г. на приходе продолжал служить священник Александр Львов, вторым священником был Василий Левшин, 44 лет, окончил духовную семинарию, в служении 23 года. Диаконом оставался Владимир Успенский, а вот псаломщиками служили диаконы Павел Богоявленский, 29 лет, из 1 класса семинарии, в служении 10 лет и Иоанн Смирнов, 46 лет, из 3 класса духовного училища, в служении 23 года. Прихожан было 706 мужчин, 752 женщины. При Кладбищенском попечительстве имелся свой собственный телефон.

В сложные послереволюционные годы Преображенская церковь на Пятницком кладбище стала убежищем для многих «врагов» Советской власти. Так в 1935 г. в храме служил псаломщиком высланный из Ленинграда игумен Никон (Белокобыльский). В этот же период при храме служил будущий священномученик Владимир Дмитриевич Мощанский (15 июня 1866 г. – 7 сентября 1938 г.). Постоянного прихода о. Владимир не имел, т.к. находился уже в преклонных летах, но часто совершал богослужения в сторожке Пятницкого кладбища, где крестил и отпевал умерших. На кладбище он служил панихиды по усопшим. Сохранилось свидетельство о том, что после подобных панихид он шёл на пустое место, где долго молился. Видимо, ему было открыто, что погребён после своей мученической кончины в Вышневолоцкой тюрьме он будет не в родовой могиле, а в тюремной. Здесь же в Преображенской церкви последние годы своей жизни служил и отец священника Владимира Мощанского протоиерей Дмитрий Константинович Мощанский.

В Вышневолоцком муниципальном архиве сохранилось несколько документов этого периода, где упоминается Преображенская церковь. Первый из них датирован 4 апреля 1931 г. В этот день председателю церковной двадцатки среди прочих руководителей двадцаток действовавших на тот момент церквей города было объявлено решение Горисполкома от 1 апреля 1931 г. о прекращении с 5 апреля звона во всех храмах города. Вместо подписи под этим решением председатель церковной двадцатки Пятницкой церкви поставил два креста.

В том же 1931 г. прошла компания по изъятию из храмов города и района металлических дверей, решёток, надгробий, а так же колоколов. Не обошло это и решение и храм на городском кладбище. Изымались так же и плиты с могил священнослужителей и дворян. Это и объясняет тот факт, что так мало сохранилось дворянских захоронений на территории Пятницкого кладбища. Не сохранилось и не одного дореволюционного захоронения священнослужителей Преображенской церкви. В числе прочих утрачены могилы таких известных в городе лиц как Михаил Фёдорович Ванчаков – городской голова, дворян Свечиных, Морковниковых, Глазатовых, Путятиных, Менделеевых и многих других. Некоторые надгробия стоят со сбитыми надписями – по-видимому, кто-то из родственников пытался скрыть имена своих предков, боясь преследований. Некоторые уже в советское время приспособлены под памятники другим умершим людям.

Богослужения в Преображенской церкви были прекращены около 1940 г. Как мы видим на архивных фотографиях ноября месяца 1941 г. в интерьере храма уже отсутствуют иконы и иконостас, а так же прочее церковное убранство. Официальное решение Верховного совета РСФСР о закрытии храма датировано 26 февраля 1941 г. В нём Верховный Совет прописывал разместить в стенах церкви школу. Но этому помешала война.

Начиная с 1943 г., верующие Вышнего Волочка безуспешно пытались открыть Богоявленский собор в центре города. Среди альтернативных вариантов решения этой проблемы они предлагали и Пятницкую кладбищенскую церковь. Наконец после долгой переписки, на фоне всеобщего потепления по отношению к верующим со стороны Советского государства Верховный Совет 2 марта 1945 г.разрешил открытие Пятницкой церкви. «2 марта 1945 г. Калининский облисполком Уполномоченному Совета по делам Русской Православной церкви при СНК СССР тов. Хевронову В.И. Сообщаю, что Совет по делам Русской Православной церкви при СНК СССР, согласно заключению Калининского облисполкома и заявлению Верующих, постановлением от 21 февраля 1945 г. разрешил открыть Пятницкую кладбищенскую церковь в г. В. – Волочёк, Калининской области. Решение Совета об открытии Пятницкой кладбищенской церкви в г. В. Волочёк одобрено СНК СССР.Возвращая при этом заявление верующих, Совет предлагает Вам в 3-х дневный срок послать распоряжение Исполнительному Комитету г. Вышний Волочёк о заключении договора на передачу здания церкви и Культового имущества и поставить в известность заявителей – верующих…Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР просит сообщить, с какого числа начала функционировать церковь и кто является настоятелем. Председатель Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Карпов».

28 апреля 1945 г. уполномоченный по делам РПЦ В.И. Хевронов зарегистрировал религиозную общину кладбищенской церкви г. Вышний Волочёк. Преображенская церковь после четырёхлетнего перерыва стала первым действующим храмом Вышнего Волочка. Тогда же «служителем культа» к храму был зарегистрирован Емельянов Фёдор Степанович. Он же был назначен благочинным церквей Вышневолоцкого округа. После своей кончины 17 апреля 1951 г. о. Фёдор он был погребён у стен алтаря своего первого вышневолоцкого храма, теперь поруганного и забытого всеми.

2 ноября 2021 года на Преображенский храм Вышнего Волочка был поднят, практически вручную, колокол весом 240 килограммов. Большой колокол приход храма приобрёл в честь 250-летнего юбилея учреждения Вышнего Волочка как города. Водрузили его на колокольню старейшего кладбищенского храма города, построенного ещё в 1779-1783 годах.

Источник

Храм Преображения Господня (Вышний Волочек)

храм преображения господня вышний волочек. Смотреть фото храм преображения господня вышний волочек. Смотреть картинку храм преображения господня вышний волочек. Картинка про храм преображения господня вышний волочек. Фото храм преображения господня вышний волочек

Храм Преображения Господня (Вышний Волочек) — расположен в центре кладбища, на вершине небольшого холма, построен в 1779 — 1783 годах. Убранство фасадов сочетает мотивы позднего классицизма и русского стиля.

Содержание

История [ править ]

храм преображения господня вышний волочек. Смотреть фото храм преображения господня вышний волочек. Смотреть картинку храм преображения господня вышний волочек. Картинка про храм преображения господня вышний волочек. Фото храм преображения господня вышний волочек

Комплекс Преображенской церкви расположен на северо-восточной окраине исторической территории города, занимает юго-западную часть современного кладбища, ограниченного с запада улицей Рабочей, с юга улицей Марины Расковой, с севера улицей Кооперативной. Место для Пятницкого кладбища было отведено в 1772 году. По распоряжению новгородского губернатора Я.Е. Сиверса территорию следовало обнести оградой, обсадить березами и «на первый случай» поставить часовню. В том же году вместо часовни было решено строить церковь, и в 1773 году Синод дозволил сооружение двухпрестольного храма. Согласно одним источникам, она построена в 1779 году, по другим — в 1783 году. Главный престол Преображения размещался в верхнем этаже, придел Ильи Пророка — в нижнем. Квадратную территорию кладбища (со стороной около 125 м) окружала деревянная ограда с воротами посередине южной стороны. Церковь стояла на овальной или круглой площадке, на пересечении двух взаимно перпендикулярных дорожек. Первоначально во второй этаж храма с запада поднималась крутая лестница, по-видимому наружная. В 1837 году ее устроили внутри трапезной. В 1866-67 годах церковь была сильно перестроена: переложены почти все проемы первоначальных объемов, срубленный декор на фасадах заменен новым, с запада пристроены притвор с лестницей и колокольня. Возможно, в те же годы кладбище, к тому времени выросшее почти вдвое, но сохранившее квадратную форму, обнесли каменной оградой с воротами. В конце 19 — начала 20 века высоту ограды увеличили, надложив несколько рядов кирпичей. В советское время была разобрана большая часть ограды, сломаны шатровые завершения храма и колокольни. В конце 20 века обрушились плоские перекрытия первого и второго этажей, а также лестницы в притворе и колокольне; было полностью утрачено внутреннее убранство.

Архитектурная доминанта комплекса — церковь Преображения, стоящая в средней части кладбища, на возвышении. Вдоль западной границы территории сохранился фрагмент ограды с воротами у юго-западного угла кладбища. От них дорожка ведет к церкви. По сторонам дорожки расположены надгробия начала 20 века и в 1920-30-х годах, составляющие художественный некрополь.

Церковь Преображения Господня это единственный сохранившийся в Вышнем Волочке храмовый комплекс; включает церковь, построенную сразу после преобразования ямского селения в город, и ряд ценных надгробных памятников, в формах которых отразились черты, характерные для эклектики, модерна и неоклассицизма.

Церковь Преображения — редкий для провинциального города двухэтажный кладбищенский храм в стиле барокко. После перестройки он приобрел облик, характерный для архитектуры эклектики, с широким использованием мотивов русского стиля.

Современное состояние [ править ]

С сентября 2015 года ведется восстановление церкви. В храме проходят регулярные богослужения.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: 171158, Тверская область, Вышневолоцкий район, город Вышний Волочек, улица Рабочая

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *