храм преподобного онуфрия катромского г харовск

Храм преподобного онуфрия катромского г харовск

храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть картинку храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Картинка про храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск

храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть картинку храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Картинка про храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск

Татьяна Удальцова запись закреплена

ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ ОНУФРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

Преподобный Онуфрий основал Николо-Катромский монастырь примерно в XV или в начале XVI в., который находится в 18 км. от Харовска, на юго-западном берегу Катромского озера. Он пришёл на Катромское озеро вероятнее всего со Спасо-Каменного монастыря, что на Кубенском озере. А этот монастырь в XV веке был знаменит высокой духовной жизнью. На Спасо-Каменном острове был строгий устав Святой Горы Афон, который запрещает вход в монастырь лиц женского пола.Подвижники монахи выходили оттуда и основывали новые монастыри.

При императрице Екатерине II в 1764 году Катромский монастырь упразднён, церкви отданы белому священству.
23 апреля 1803 года случился пожар, место запустело.
С весны 1834 года множество народа собирается на место сгоревшего Катромского монастыря. Не проходит ни одних суток, в которые бы не было там богомольцев, а в праздничные дни число приходящих на поклонение почивающему здесь угоднику простирается до тысячи и более человек, а на 12/25 июня 1835 года собралось 4000 людей.
Причина этому: некоторым достойным людям явление преподобного и исцеления от болезней.
«Народ так благоговеет перед этим местом, что толпами стекается к нему, с коленопреклонением и слезами поклоняется, прикладывается к четырём камням тут лежащим, мажется песком из под них, уносит с собой в надежде исцеления недугов своих» ( «Исторические сказания из жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии» Вологда 1880, стр.578)
За 1834-35 годы записаны 56 чудесных исцелений ( а сколько не записанных. ) по молитвам преподобного Онуфрия Катромского.
В 1867 году на месте сгоревшей Николаевской церкви построена деревянная часовня.
В 1868 году усердием настоятеля Семигородней Успенской пустыни архимандритом Нектарием близ часовни построена каменная двухэтажная пятиглавая церковь. Колокольня построена отдельно. Обитель окружает деревянная рубленая стена с башнями.
После революции Николо-Катромский монастырь был закрыт Кадниковской уездной комиссией по ликвидации монастырей в 1926 г.

1 ноября, 2018 г. в Харовском благочинии состоялось освящение часовни в честь прп. Онуфрия Катромского. Часовню построили на месте бывшего Катромского монастыря, где под спудом почивают святые мощи прп. Онуфрия.

Источник

Исторические памятники Харовского района

Более 40 лет назад в Харовском районе стали воздвигать памятники, посвященные павшим в боях сражений. Одним из первых был сооружен обелиск из кирпича и бетона в Михайловском сельсовете. Открытие состоялось 9 мая 1963 года.

Памятники славы в разное время были установлены во всех сельсоветах. В день пионерии 19 мая 1967 года Кумзерская школа вышла на трудовой десант по возведению памятника погибшим землякам. Форму памятника подсказал В.С.Усов, каркас выполнили ветеран войны С.А.Титов и комсомолец С.Феоктистов. Обелиск открыли осенью этого же года, к 50-летию Советской власти, а к 30-летию Победы на обелиск были занесены имена погибших земляков.

Оригинален проект памятника павшим в Шапшинском сельсовете (скульптор С.Г.Павленко), его видно издалека.

В 1974 году поставлен памятник в Пустораменском сельсовете, в 1975 году – в Азлецком сельсовете и в Золотаве, в 1976 году – в Семигородней, в июне 1981 года – в селе Никулинском Шевницкого сельсовета, в октябре 1982 года – в Разинском сельсовете, в 1990 году – в деревне Арзубиха Слободского сельсовета, в мае 1994 года – в деревне Семениха. На личные сбережения соорудил памятник в деревне Афониха Харовского сельсовета В.К.Бурцев. На мемориальной доске увековечены имена его отца, брата и еще фамилии 16 погибших. Г.А.Владиленов увековечил имена 46 воинов-жителей деревень Маньково и Яскино Кубенского сельсовета. Воздвигли обелиски землякам жители деревень Балуковская и Давыдовская Кумзерского сельсовета. В 2005 году школьниками и представителями администрации Разинского сельсовета были восстановлены в Пундуге два обелиска погибшим в Великой Отечественной войне.

В городе Харовске первый памятник был воздвигнут по инициативе учителей и учащихся школы-интерната – памятник Герою Советского Союза В.Н.Прокатову. На площади у районного ДК в 1967 году состоялось его открытие. На высоком гранитном постаменте – черный бюст Героя. Автор проекта – череповецкий скульптор А.В.Щепелкин. Люди чтут память о Василии Прокатове. Наш земляк, уроженец деревни Кузовлево Василий Николаевич Прокатов в середине декабря 1942 года во время боя у д.Березовка закрыл своими телом амбразуру вражеского дзота, дав возможность другим подразделениям перейти Дон и развить начатое наступление. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года В.Н.Прокатову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно (в 2008 году исполнилось 65 лет со дня присвоения Герою высокого звания). Также в годы войны (1944г.) Харовский поселковый Совет переименовывает улицу Кубенскую, а Вологодский горисполком улицу Фабричную – в улицы Прокатова. Постановлением Совета Министров РСФСР от 12 августа 1965 года № 946 Харовской школе № 1 присвоено имя бывшего ученика-Героя.

В 1971 году состоялось открытие памятника-обелиска скульптора М.С.Каменского, посвященного памяти погибших на фронте рабочих бывшего лесозавода № 45 (ныне ООО «Харовсклеспром»).

9 мая 1983 года прошел первый митинг, посвященный дню Победы у стелы по улице Свободы, возведенной в память о погибших воинах Харовского района.

В канун 40-летия Победы, в память о погибших заводчанах, взметнулась ввысь стела у проходной завода «Музлесдрев» и на заводоуправлении была установлена мемориальная доска Герою Советского Союза М.П.Берестовенко, ушедшему на фронт с этого завода. Автор проекта стелы – А.А.Анисимов.

Павлов, Ю. Харовск праздничный /Ю.Павлов //Призыв. – 1967. – 11 ноября

Сняткова, Н. Стоят на ветру обелиски /Н.Сняткова //Призыв. – 2005. – 22 июня

Титова, В. Восстановлен обелиск /В.Титова //Призыв. – 2005. – 6 июля

Хлебников, А. Подвиг Прокатова А.Хлебников //Призыв. – 2008. – 29 марта

(Памятники природы Харовского района)

Храмы и монастыри Харовского района

Храм в честь преподобного Серафима Саровского в Харовске

Первый каменный православный храм в Харовске в честь преподобного Серафима Саровского с благословления архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана был заложен в 2001 году по инициативе директора Харовского шпалопропиточного завода Ивана Сергеевича Серавина. Автором проекта является архитектор Г.И.Виноградов. Место под строительство храма было освящено 15 июня 2001 года иереем Димитрием Фоминым, настоятелем храма Воскресения в Харовске. Освящение построенного храма состоялось 28 января 2005 года.

Семигородняя Успенская пустынь

«Семигородняя пустынь получила свое название от бывшей здесь Семигородской волости, а сама волость – от семи селений, которые были расположены на семи небольших горах…Первоначальная Успенская церковь в Семигородской волости, или на семи горах, основана в начала 15 века иноками Дионисиева Глушицкого монастыря» (из книги И.Савваитова «Описание Семигородной Успенской путсыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря»). Основой монастыря была деревянная церквушка. После одной из массовых эпидемий 15 века почти вся Семигородняя волость вымерла. Церковь осталась без прихожан. Даже в 1630 году церковь все еще в запустении: «Стоит пуста, без пения от Литовского разорения» Имеется в виду печальный итог польской интервенции в Смутное время. Каменные постройки в Семигороднем монастыре появились в 1753 году. Монастырь горел в 1809 и 1851 годах и восстанавливался за счет народных средств. С 1892 года настоятелем монастыря был игумен Антонин. В то время планировалаось строительство железной дороги, которая должна была пройти через монастырь от Морженги и далее на Судова. Но тогда были бы задеты монастырские угодья, и настоятель Антонин не дал разрешения на использование прилегающей к монастырю территории. Поэтому железную дорогу прокладывали по второму, утвержденному и ныне существующему варианту, что сыграло свою историческую роль в возникновении нашего города. Если бы не Семигородняя пустынь, Харовска могло бы и не быть.

Спасо-Преображенский Бережецкий храм

В пятнадцати километрах от Харовска, в местечке Бережок издревле действовала

церковь во имя Преображения Господня. В 1845 году стараниями прихожан и клира на Бережке был выстроен новый белокаменный храм с колокольней. В 1937 году храм был закрыт, колокольня разрушена, кладбище сравняли с землей, все церковное имущество вывезли. В 1938 году помещение Спасо-Преображенской церкви было передано в распоряжение Харовского райздрава для переоборудовния под детский костнотуберкулезный санаторий. В перестроечные времена запустения и разрухи Спасо-Преображенский храм выстоял – не пострадал ни снаружи, ни внутри, но в середине 90-х годов вокруг него царило запустение. Восстановление храма началось с появления в этих местах тогдашнего настоятеля Харовской Воскресенской церкви игумена Арсения. Художники Михаил Абакумов и Виктор Орлов начали возвращать храму досойный вид, и в нем начали проходить службы. Начина с 1997 года ребята с областной станции юных туристов восстанавливают храм. За прошедшие годы ими выполнен большой объем работ: ребята поставили небольшой куполок над алтарной частью церкви, в нижнем (зимнем) храме Святителя Николая Чудотворца настлали полы, установили Царские врата, укрепили потолок, разобрали лишние перегородки и печи, нарушающие целостность пространства.

Николаевский Катромский монастырь

Троицкая церковь (Благовещенская)

Церковь расположена на расстоянии около 1 километра от деревни Лисино на северо-восток (ранее дер. Лесино). Раньше здесь был Иоано-Слободинский погост и дер. Поповка. Церковь находится на небольшой возвышенности и хорошо видна из дер. Давыдовская, Симониха, Семеновская, Лисино, которые ранее и относились к приходу этой церкви. Кроме перечисленных, в приходе были деревни Павловская,Зеленчиха, Малинник, Мокеевская. Старожилы помнят, что последняя служба была в 1934 году. В данный момент церковь находится в полуразрушенном состоянии, длительное время она использовалась для хозяйственных целей, но пожар, который произошел в 1973 году от удара молнии, разрушил ее совсем. В настоящее время рядом с церковью находится действующее кладбище.

Катромская Богородская церковь

Церковь расположена на расстоянии 2 – 2,5 километров от деревни Полутиха на восток. Церковь хорошо видна из дер. Полутиха, Макаровская, Никитинская. Находясб на левом склоне, в пойме реки Катрома, имеет сезонное избыточное увлажнение. В 1934 году церковь начали разрушать, а во время Великой Отечественной войны ее разобрали на кирпичи для строительства печей в бараках катромского лесного участка. Приход составляли деревни Дягилево, Стрелица, Копытиха,, Никитинская, Полутиха, Макаровская, Злобиха, Анисимиха, Арзубиха. Последним священником был отец Николай Панцирев.

Церковь Николая Чудотворца

Церковь находится в 6 километрах от дер. Ваталово, на северо-запад, в 500 м от реки Катрома, на ее левом берегу. Церковь состояла из двух зданий: летнего и зимнего. Деревянное здание разрушено полностью, а в каменном имеются решетки, неплохо сохранились фрески. Интересную легенду о возникновении этой церкви именено на этом месте рассказали старожилы. С самого не\ачала церковь предполагалось строить между деревнями Захариха и Кузьминская, в поле под названием Максимиха. Ставили в поле икону, как бы отмечая место застройки церкви, а на следующий день она оказывалась далеко от этого места, в глухом лесу, за рекой Катрома. Так было несколько раз, и поэтому решили построить Николаевскую церковь там, где указала икона. Есть и другая версия. Говорят, что здесь была хорошая, плодородная земля, и помещикам было жаль расставаться с ней, поэтому и относили икону далеко в лес. Но как бы ни гласили легенды, а церковь была построена там, где угодно Богу, именно такое мнение катровчан о ее строительстве. Приход составляли деревни Ваталово, Захариха, Кузьминская, Тарасовская, Кожинская.

Церковь расположена вблизи села Красково, в 0,2 километра от дороги Харовск – Ваулиха – Конечная. Близлежащие деревни Конечная, Ваулиха, Мишутиха, Халчиха. Эти и еще дер. Ершиха, Терешиха, Митиха и Подрощенье составляли ее приход. По рассказам, церковь была построена в начале 20 века, сначала зимняя (каменная), а затем летняя (деревянная). Деревянную называлицеркковь Святого Петра и служили в ней с Петрова поста до Преображения Господня ( 19 августа), а остальное время служба была в каменном здании. Последние службы были в 1934 году, впоследствие здание испльзовалось колхозом для хозяйственных нужд. В церкви нет полов, решеток, рам, но хорошо сохранились фрески.

Часовня на Пустораменском кладбище

19 ноября 1998 года главой Харовского района В.Ф.Величутиным было подписано постановление о строительстве часовни на Пустораменском кладбище. Было получено благословление архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана. Над разработкой проекта трудился, а в дальнейшем и руководил строительством В.Ф.Лабутин, архитектор района. 9 мая 2001 года на Пустораменском кладбище состоялось освящение новой часовни.

Ивашутина, Г. Всем миром…/Г.Ивашутина //Призыв. – 2005. – 9 февраля

Ивашутина, Г. Освящение храма /Г.Ивашутина //Призыв. – 2005. – 2 февраля

Ивашутина, Г. Строим всем миром /Г.Ивашутина //Призыв. – 2001. – 19 мая

Кнышинский, И. Семигородняя – Катрома /И.Кнышинский //Призыв. – 1967. – 6 апреля

Под сенью родных святынь: Очерк по истории Спасо-Преображенского Бережецкого прихода Харовского района. – Бережок, 2004

Смирнова, Т. Сбереженный «Бережок» /Т.Смирнова //Красный Север. – 2007. – 4 октября

Церкви и часовни //Призыв. – 2001. – 8 сентября

Сорожинской школе Харовского района присвоено имя подводника Ильи Налетова,

В центре города Харовска во дворе жилого дома стоят отслужившие свой срок узкоколейные паровоз и семафор. Паровоз ранее работал на узкоколейке шпалопропиточного завода, а после списания установлен в качестве памятника.

Источник

Храм преподобного онуфрия катромского г харовск

храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть картинку храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Картинка про храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск

Кумзерская Флоро- Лаврская церковь.
Кумзерское с/п, село Кумзеро

Не одно столетие возвышается над Кумзерской землей пятикупольный храм Флора и Лавра. Когда-то он был гордостью всей округи. Уникальный по архитектуре он до сих пор поражает своим величием, не смотря на прохудившиеся купола, поросшие березами стены, исцарапанные и поврежденные дождями росписи стен.
Первое упоминание о Кумзерских церквях относится к 17 веку. В 18 веке значились три деревянных храма, особенно красив был девятиглавый, резной, возведенный местными мастерами. Первая каменная теплая церковь построена была в 1803 году. Вместо сгоревшей в 1816 году холодной деревянной церкви, во имя мучеников Флора и Лавра, в 1850 году начали строить новый каменный холодный храм «по изданному начальством плану и фасаду».
Храм строился на пожертвования прихожан. Сохранились рассказы о том, что две старушки ходили пешком два раза до Киева собирать пожертвования. Ходили по полгода – с весны до осени. В 1856 году церковь достроили. Во вновь построенной церкви было освящено шесть престолов.
Внутренне убранство храма поражало своим великолепием. Настенные росписи, выполненные в классической манере, в сдержанной цветовой гамме, с преобладанием сиреневых, фиолетовых, серо-голубых тонов, оттеняли иконы сияющие позолотой риз. Не смотря на повреждения, и сейчас еще можно рассмотреть пророческий ряд в купольной части храма, образы святителей, первосвященников и пророков на столбах, сюжетные композиции Священной истории на стенах.

храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть картинку храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Картинка про храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск

Преображенская Карачуновская церковь.
Слободское с/п, село Красково.

В 19 веке Спасо-Преображенская церковь была центром духовной и мирской жизни Карачуновской волости. Место расположения церкви вызывает определенный интерес. Это самая высокая точка огромного холма, на склонах которого располагаются «карачуновские» деревни. Возможно, в древности именно здесь находилось языческое святилище.
В 1785 построена была холодная деревянная церковь. В 1830 году завершилось строительство теплой каменной церкови, при ней же в 1841 году была построена и освящена церковь холодная каменная. По воспоминаниям жителей Карачунова, церковь каменная красивая была – беленая. Купола желтой краской покрашены, на верху – кресты. Территорию храма окружала высокая кирпичная ограда.
Последняя служба в храме прошла в 1934 году, в 1935 батюшку сослали. Куда никто не знает. Здание церкви колхоз «Путь Ленина» приспособил под зернохранилище, поэтому и не разрушили его до основания.
До наших дней сохранилась лишь роспись купола. Настенные же росписи были замазаны, «заляпаны» известкой. Роспись выполнена очень яркими насыщенными красками, которые почти не потускнели со временем. Золотисто- желтые лучи, написанные на поверхности купола, являются продолжением света, проникающего в окна барабана, и растворяются в небесно-голубом цвете, окружающем фигуры евангелистов и медальоны, в которые вписан Символ Веры.

НЕОБХОДИМО:
Информация, фотографии, благоустройство территории, покраска кровли, остекление оконных проемов,изготовление дверей, разбор завалов зимней части храма.

храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть картинку храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Картинка про храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск

Катромская Богородицкая церковь.
Слободское с/п, д. Полутиха.

храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть картинку храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Картинка про храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск

Церковь Николая Чудотворца.
Слободское с/п д. Поповка.

храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть картинку храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Картинка про храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск

Ильинская церковь.
Ильинское с/п, д. Ильинская Поповка.

В клировых ведомостях Ильинской Чевецкой церкви за 1850, 1853 годы записано, что церковь теплая каменная, построена и освящена в 1806 году, а холодная каменная в 1833 году. Холодная церковь была надстроена над теплой в качестве второго этажа. В одной связи с колокольней. Кирпичи для строительства производили в соседней деревне Кривовской. Ризы для икон и другие украшения делали тоже на месте в д. Приютино. Жители окрестных деревень считают, что церковь была самой красивой в округе. Двухэтажная, белая с высокой колокольней, окруженная кованой оградой, она являлась центром не только духовной, но и мирской жизни. Особенной торжественностью отличались службы, проходившие в Ильин день.
В 30-е годы в здании храма располагался сельский клуб, затем там хранили корье, позже ссыпали зерно.
Состояние настенной росписи ухудшалось с каждым годом. Если несколько лет назад наблюдалось частичное осыпание красочного слоя, то в 2005 бала полностью утрачена роспись первого этажа, фрагменты стенописи просматривались лишь в алтарной части. Росписи западной, северной и южной стен второго этажа, где изображены сюжеты Священной истории «Рождество Христово», «Беседа с Самарянкой», «Голгофа», «Снятие со креста» подвергнуты сильному разрушению.
Расписывали стены храма дважды, от более поздней росписи остались только фрагменты желтого орнамента.

храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть картинку храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Картинка про храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск

Храм в честь святых мучеников Флора и Лавра — покровителей ветеринарных врачей и домашних животных, расположенный в селе Кумзеро Харовского района, — один из самых красивых и величественных на Вологодчине. Подобных храмов в России единицы, да и те нуждаются в срочном восстановлении, сообщает пресс-служба Вологодской епархии.

Собор расположен в живописном месте, на крутом берегу Кумзерского озера. Его возвели в середине XIX века. В течение 40 лет мастера и жители окрестных деревень, не жалея себя, трудились во славу Божию — вручную готовили весь строительный материал (кирпич, известь), делали кладку, отливали колокола… Храм закладывался на средства прихожан, они всем миром решали вопросы, связанные со строительством, сами принимали участие в работах наряду с наемными каменщиками.
Многолетние старания увенчались успехом — на берегу реки вырос красивейший храм, поражавший своими масштабами, ведь его высота превышает 70 метров! Храм стал центром духовной жизни этого края, «островом спасения» для многих людей. Сюда и в будни, и в праздники стремились для молитвы люди.
В 1934 году, во времена гонений на Православие, храм был закрыт, священники репрессированы. На долгие десятилетия церковь постигла печальная участь, её использовали под хозяйственные нужды колхоза «Красное Знамя». Итогом такого варварства стало разрушение красивейшего здания.
Сейчас у всех, кто бывает рядом с этим поистине уникальным храмом, возникает непреодолимое желание сохранить его для будущих поколений. Для этого необходимы денежные средства.
Обращаюсь ко всем вологжанам, неравнодушным к православной культуре нашего северного края, с просьбой помочь в восстановлении храма в честь святых мучеников Флора и Лавра в Харовском районе. Для сбора средств отрыт специальный расчетный счет:
Получатель:
Местная православная религиозная организация приход храма мучеников Флора и Лавра с. Кумзеро Харовского района Вологодской области Русской Православной Церкви
Вологодское ОСБ № 8638
ИНН 3521100017
КПП 352101001
ОКАТО 19252816001
Р/счет № 40703810112210000101
Вологодское отделение № 8638
ОАО Сбербанка России 8638/0090
БИК 041909644
Мы будем рады любой помощи и поддержке. Давайте вместе поможем восстановить уникальный храм для еще большего укрепления православной веры на Вологодчине, на благо наших земляков!
С любовью о Христе,
настоятель храма, священник Анатолий Савчук

храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Смотреть картинку храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Картинка про храм преподобного онуфрия катромского г харовск. Фото храм преподобного онуфрия катромского г харовск

протоиерей Анатолий Савчук, настоятель прихода Храма Воскресения Христова г. Харовска, назначен настоятелем по совместительству прихода храма свв. мчч. Флора и Лавра с. Кумзеро Харовского р-на.
Харовское благочиние
Благочинный – протоиерей Анатолий Савчук
г. Харовск, храм Воскресения Христова
(817-32) 2-11-32
Харовский, Вожегодский, Верховажский, Сямженский районы

Источник

Катромский Николаевский монастырь и его окрестности

деревни предков по отцовской линии Халчиха,Мишутиха,Конечная,село Красково и еще в округе(фамилии Лопатины,Тупиковы,Киселевы,Шмуровы)

Вологда
Сообщений: 14249
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 13803

Когда-то очень давно на землях этого монастыря жили мои предки

Катромскій Николаевскій монастырь, въ Кадниковскомъ уѣздѣ.

Катромскій монастырь находится въ 70 верстахъ отъ уѣзднаго города Кадникова и въ 105 вер. отъ Вологды. Онъ расположенъ среди лѣса, на берегу большого Катромскаго озера, отъ котораго и получилъ свое наименованіе. Время основанія монастыря съ приблизительною точностью можетъ быть отнесено къ началу XVI столѣтія. Основателемъ его считаютъ препод. Онуфрія, мощи котораго почиваютъ теперь здѣсь подъ спудомъ. Монастырь никогда не отличался благосостояніемъ матеріальнымъ и нѣсколько разъ горѣлъ; однажды, въ 1803 году, отъ всего монастыря осталась лишь одна только деревянная часовня надъ могилой препод. Онуфрія. Но еще раньше этого, при учрежденіи монастырскихъ штатовъ въ 1764 году, монастырь былъ закрытъ, а послѣ 1803 года всѣ его владѣнія и угодья приписаны къ Семигородной пустыни. Возрожденіе обители началось со второй половины прошлаго столѣтія, когда здѣсь возлѣ часовни надъ могилой Онуфрія былъ воздвигнутъ каменный двухъэтажный храмъ во имя Николая Чудотворца съ придѣломъ въ честь того же святителя и во имя преподобнаго Онуфрія Аѳонскаго. Обитель содержится на средства Семигородной пустыни, а игуменомъ ея считается настоятель этой пустыни. Могила препод. Онуфрія пользуется большимъ почитаніемъ среди окрестныхъ жителей и богомольцевъ. Съ разрѣшенія Св. Сѵнода надъ могилой по усердію богомольцевъ совершаются панихиды. При обители имѣется страннопріимный домъ.

Вологда
Сообщений: 14249
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 13803

Николо-Катромский монастырь, как и Семигородняя пустынь, возник как пустынный монастырь, но в отличие от последнего известен его основатель, которым является преподобный Онуфрий. В то же время история не сохранила сведений о времени жизни основателя, о его происхождении и о самом построении им Нико-ло-Катромской обители, в земле которой почиваются его святые мощи и в настоящее время. Предполагается, что по времени построения монастыря Онуфрий вышел из Спасо-Каменного монастыря и, ищя уединения, поселился в безлюдном месте близ вод Катромского озера. Письменные памятники свидетельствуют, что Катромский монастырь существовал еще в конце 15 или в начале 16 века. Из одной грамоты, данной этому монастырю 18 июля 1562 г. царем Иваном IV Грозным, видно, что монастырь существовал еще в 1532 г., потому что в этом году князь Иван Данилович Пеньков дал Катромскому монастырю на память по своим родителям из своей вотчины 19 деревень и починок. Но самого основателя обители в это время уже не было в живых. Следовательно, Онуфрий жил и основал монастырь еще раньше. Память преподобного почитается 12 июня и имя его внесено в число российских святых. Настоятельство в Катромском монастыре было игуменское, а иногда строительское. В управлении монастыря известны следующие игумены и строители:

1.Варлаам 1569
2. Герман 1585
З.ЕВТИХИЙ1599
4.Питирим 1616-1621
5. Дионисий 1630
6. Аврамий11652
7. Капитан 1666-1669
8. Александр 1678-1682
9. Иосиф 1686-1690
10.Кирилл 1697
11.Ефрем 1697-1705
12. Иосиф 1711-1712
13.В.Исайя 1712-1718
14.Н.Никон 1722-1724
15. Варфоломей 1727-1730
16. Иринарх 1731-1734
17.ВаряаамИ1734
18. Аврамий III 737-1743
19. Филарет 1755-1758
20. Иоаким 1758-1764 до упразднения монастыря

После него здесь служили приходские священники: Дмитрий Григорьев 1764-1773, Петр Дмитриев 1773-1781, Андрей Иванов 1781-1803. С 1803 г. монастырь приписан к Семигородней пустыни и находится под управлением его игумена. Преемников Онуфрия, вероятно, устраивала уединенная, спокойная жизнь на берегу красивого озера, богатого рыбой, а окрестности были богаты ягодами и грибами, и они не стремились увеличивать свою обитель и строить новые церкви и храмы. Имея в распоряжении 19 деревень и один починок, а согласно ведомости 1744 г. только в 6 деревнях насчитывалось 168 душ, монастырь на Катромском озере через 200 лет в 1740 г., как и в 1569 г., имел только деревянную церковь Николая Чудотворца и церковь Всех Святых и в них церковное имущество князя Ивана Пенькова. В монастыре шесть келий, живут в них игумен и братия.

В 1764 г. монастырь на Катроме был упразднен в связи с секуляризацией монастырских земель по всей стране. Обе монастырские церкви были обращены в приходские. Угодья бывшего монастыря, т.е. рыбная ловля на Катромском озере и мукомольная мельница на речке Катроме с того времени приписаны Семигородней пустыне, а пашенная сенокосная земля отошла во владения соседних крестьян Карачуновской волости. По всей вероятности, монастырь ликвидирован в связи с борьбой против обогащения монастырей за счет присвоения земель. Еще 15 января 1580 г. церковный собор постановил «. архиереям и монастырям вотчин у служивых людей не покупать, в заклад и по душе не брать и никакими способами своих владений не увеличивать; вотчины, купленные или взятые в заклад у служивых людей архиереями и монастырями до этого приговора, отобрать на государя. ». (В. О. Ключевский. Курс русской истории. Т. 2, М., 1988, с. 269).

В 1803 г. 29 апреля обе церкви сгорели со всем имуществом, и всякая служба была прекращена. Через 30 лет, когда память о монастыре готова была исчезнуть, между жителями окрестных деревень забытая могила преподобного Онуфрия начала отовсюду привлекать к себе тысячи поклонников. Имя преподобного Онуфрия стало переходить из уст в уста, а надгробная плита его сделалась источником исцеления. Всех чудес записано 37. В 1835 г. крестьянин Иван Никитин представил в Вологодскую духовную Консисторию два реестра лиц, получивших исцеление от преподобного Онуфрия. Из них в 12 случаях он сам был свидетелем исцеления. Однако эти данные не были официально проверены и этим лишены качества несомненности. Но с 25 сентября 1835 г. по указу Святого Синода в церкви, построенной святителю Николаю Чудотворцу, стали совершаться молебны по преподобному Онуфрию. В 1869 г. по инициативе настоятеля Семигородней пустыни архимандрита Нектария и с разрешения вологодского епископа Павла близ часовенной церкви построена каменная, двухэтажная, пятиглавая церковь, крытая железом, окрашенная ярьго. К монастырю от Кадникова была проложена оканавленная, добротная дорога, ведущая на Каргополь и далее на Архангельск. На месте исчезнувшего во время ликвидации монастыря поселения вновь возродилась деревня Дедово, как форпост по строительству монастыря. Автор данной статьи с детства помнит дорогу к монастырю, обсаженную высокими соснами и елями, как на картине Шишкина «Рожь», с той лишь разницей, что ржаное поле уходило не до горизонта, как на картине, а упиралось в белоснежную стену монастыря с высоченной колокольней, за которой блестела гладь пятикилометрового озера, обрамленного сплошной лентой хвойного леса. Недаром Нектарий, будучи настоятелем богатой, обширной Семигородней пустыни, повелел похоронить его в Катромском монастыре, где и был погребен.
«Судьба монастырей харовского района»
Константин Смирнов, Вологда, 2003

По описи 5 января 1919 г. Николо-Катромский монастырь имел следующие строения:

Двухэтажная, каменная, пятиглавая церковь, посвященная чудотворцу Николаю. На колокольни 6 колоколов; большой 26 пудов, 12 фунтов, два по семь пудов, прочих вес не известен. В верхнем этаже храма главный престол во имя святителя Николая и придельный в честь преподобного Онуфрия. В верхнюю церковь ведет паперть с высокою лестницей. Двухъярусны й, предалтарный иконостас окрашен белою краскою с семью винтообразными, золочеными полуколоннами и резьбою. Царские врата резные, золоченные. В нижнем этаже находится престол во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

Деревянная часовня, в которой почивают под спудом мощи преподобного Онуфрия и Варлаама.

Монастырь обнесен деревянной, рубленой стеной с каменными башнями. В одной из башен — помещение для привратника.

За стенами монастыря, напротив входа в монастырь, деревянный двухэтажный дом для помещения братии. Деревянный одноэтажный флигель для приема богомольцев, скотный двор, ветряная мельница, баня, водогрейка, овин с гумном, два сеновала, кузница, изба для рыбной ловли и водяная мукомольная мельница.
сведения получены http://harovsk.com/monastyri/nikolo-katromskij-monastyr.html

Вологда
Сообщений: 14249
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 13803

«Судьба монастырей харовского района»
Константин Смирнов, Вологда, 2003

Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Первоначально монастыри идут вслед за русско-христианской жизнью, поэтому они строятся внутри городов или около них. Создаются они обыкновенно набожным усердием высших церковных иерархов, а также князей, бояр, богатых горожан. Город губернский или стол ьно княжеский не считался благоустроенным, если не имел монастыря и собора.

С 14-го века произошла важная перемена в способе распространения монастырей и особенно на севере. Стали появляться пустынные монастыри. Они основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню, там, в безмолвии и уединении, строили часовню, собирая вокруг себя таких же искателей безмолвия и вместе изыскивали средства для построения и содержания монастыря. Строгость жизни, слава подвигов привлекали в монастырь не только богомольцев, но и крестьян, которые селились вокруг богатой обители как религиозной и хозяйственной опоры. Монах и крестьянин были попутчиками в освоении земель северной Руси. За три века, с 14-го по 16-й, в пределах Московской Руси было построены 150 пустынных монастырей.

Бывшие монастыри на территории нынешнего Харовского района: Семигородняя пустынь и Николо-Катромский монастырь возникли именно как пустынные.

Вологда
Сообщений: 14249
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 13803

Декретом Советского правительства от 20 января 1918 г. церковь была отделена от государства и имущество монастырей объявлено народным достоянием. А еще ранее 12января 1918г. ВЦИК издает декрет о золотой и платиновой монополии. Вологодский губернский совет народного хозяйства 18 ноября 1918г. сообщает в уезды, что согласно пункту 8 декрета о золотой и платиновой монополии все государственные музеи, дворцы, церкви, монастыри всех исповеданий должны представить в секцию благородных металлов ВСНХ все находящиеся в них ценности, в каком бы виде они не находились. Опись была составлена 29 декабря 1918 г. с участием семи священников и 21 представителя граждан Кадниковского уезда. Ценности передавались гражданам Кадниковского уезда, а их росписи в актах нет. В мае поступило распоряжение об изъятии золотых и серебряных ценностей в помощь голодающим Поволжья. А письмом от 22.11.1922 г. за подписью председателя губкомиссии Брызгалова строго предлагалось дополнительно полное изъятие золотых и серебряных ценностей с заменой другой утварью для совершения богослужения. В результате данных мероприятий по Кадниковскому уезду было изъято 8 пудов 30 фунтов серебра. 13 злотых 14 д. золотом и 27 бриллиантов.

5 января 1919г. все монастырские здания Семигородней пустыни как внутри стен, так и за ее пределами, вся обстановка всех зданий, межевые книги, процентные бумаги и росписи вологодского банка на сумму 14.714 рублей были отобраны Пустораменским волостным исполнительным комитетом. Монахам оставлено 6 келий в двух полукаменных корпусах. Все земли национализированы, за исключением части земель внутри монастыря, и дано распоряжение на пользование землей по железной дороге.

В тот же день 5 января 1919г. все здания Николо-Катромского монастыря и земли с озером были переданы гражданам Кадниковской волости. Монахам оставлена церковь и часовня внутри ограды. Наличных денег изъято 467 рублей.

В обоих монастырях были организованы коммуны из бедняцкого населения. В отчете настоятель Семигородней пустыни Семион за 1920 г. указывает: «Двор для приема лошадей коммунары сожгли на дрова, два овина и гумно сожжены, кирпичный завод уничтожен». (Опись 1, ф. 496, ед. хр. 18344, с.61)

Из деревни Дедово в монастырь ушли три бедных жителя, правильнее сказать, лодыря. Они в несколько лет богатое, добротное имущество Николо-Катромского монастыря проели и пропили, скот уничтожили, земли запустили и вернулись обратно в деревню, где были инициаторами организации колхозов в деревне Дедово, которая в колхоз вступила последней в районе.

Однако оба монастыря имели огромное влияние на верующих, так как не являлись эксплуататорами крестьян, а жили за счет доходов от собственной работы, от хождения чудотворной иконы Успения Божисй Матери и благотворительных пожертвований. Поэтому по инициативе монастырских служащих в обоих монастырях в соответствии с инструкцией НКЮ и НКВД от 27 апреля 1923 г. Декрета ВЦИК и СНК от 3 августа 1922 г. в октябре 1923 г. были образованы общины верующих. По договору от 8 июня 1924 г. Катромской обшинс была передана двухэтажная церковь и часовня, а Семигородней — одна церковь. В Катромском монастыре было 4 служащих, а в Семигородней — 12 человек.

В то же время созданная при Кадниковском уезде комиссия по ликвидации монастырей в составе председателя Соловьева, члена Коржина при секретаре Бо-духине. обследуя монастыри 26 и 27 января 1926 г., составляет акты, в которых указывает на ряд нарушений договора, как то: списки общин ежегодно не обновляются, не утверждается на общем собрании совета общины, в совет входят бывшие монахи, здания церквей в плохом состоянии. На основании этого комиссия выносит решение о закрытии монастырей. (Опись 1, фонд 243, ед. хр. 507, Вологодский архив)

После решения Кадниковского УИКа от 9 февраля 1926 г. вопроса о возобновлении богослужения в церкви Семигороднего монастыря уже никто не возбуждал, а верующие общины Катромского монастыря с решением УИКа не согласились. Вероятно, по жалобам верующих Вологодский Губисполком дважды по запросу ВЦИКа требует от Кадниковского исполкома сообщить, каким образом используются закрытые ими церкви, и указывает на незаконность принятого им решения. А Председатель Кадниковского УИКа Баранов вынужден писать четыре объяснительных, в которых утверждает, что все помещения заняты сельхозартелями или учебными пунктами, и что вернуть общины церквям уже невозможно. (Опись 1, фонд 343, ед.хр. 623, листы 33-36, Вологодский архив).

Коммуна, а затем сельхозартель разбежались, как я указывал, ранее. 16 июля 1936 г. Харовский райисполком передает церковь Институту эволюционной морфологии и палеозоологии Академии наук СССР под лабораторию на десять лет по договору с условием ремонта церкви и ее переоборудования под лабораторию. Однако институт от ремонта церкви отказался, а построил рядом в сосновом бору жилой дом и лабораторию. Лаборатория существовала до войны с выездом московских ученых, которые развели на озере ондатру, а в речке Черной, бобров (Опись I, фонд 978, ед. хр. 129, с. 103, Вологодский архив).

В это время, неизвестно по чьей инициативе, была вскрыта могила — свинцовый гроб преподобного Нектария — с целью доказательства, что труп истлел и ничего святого и Бога не существует. Автор этих строк бегал смотреть на раскрытый свинцовый гроб. Мощей преподобного уже не было, они были не перезахоронены, а куда-то выброшены. Надгробную плиту основателя монастыря Онуфрия коммунисты не нашли. В настоящее время монастырь окончательно разрушен, никакой постройки не сохранилось.

«Судьба монастырей харовского района»
Константин Смирнов, Вологда, 2003

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *