храм преподобного сергия радонежского навои
Храм преподобного Сергия Радонежского, г. Навои
Храм преподобного Сергия Радонежского, г. Навои запись закреплена
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало;
Показать полностью. 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря.
Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть». В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных». В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.
По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу», оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».
В июне 1684 года талантливый и трудолюбивый инок начал этот подвиг всей своей последующей жизни: составление истории святых, или корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам (в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» прославленных святых Вселенской Православной Церкви), — так называемых «Четьих-Миней». Первый из четырех томов вышел из печати в январе 1689 года. В это время Димитрий вновь игуменствовал — в уже упоминавшемся батуринском Николаевском монастыре.
Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.
Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».
В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали», и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.
Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам».
Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество». Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.
Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).
Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».
Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию, и порой даже представители духовенства не знали толком порядка библейских событий. К сожалению, труд этот остался незавершенным: святитель, как пишет его биограф, сей книги «за частыми недугованиями совершити не возможе: но токмо по леточислению четвертыя тысящи шестаго ста лет (то есть до 4600 г. от сотворения мира, или до 908 г. до н. э. — д. Г.М.) деяния написаны».
Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).
Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.
Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:
«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит».
Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.
Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:
«От юности и до приближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М.) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М.). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь».
Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях.
Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.
Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.
В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:
О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.
После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.
Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».
Храм Преподобного Сергия Радонежского (Навои)
Храм преподобного Сергия Радонежского
История [ править ]
Решение о строительстве храма было принято в 1991 году.
В 1994 году был заложен краеугольный камень. В 2002 году храм был освящён митрополитом Владимиром.
Храм имеет богато украшенный иконостас. При храме есть колокольня. Купол необычен тем, что имеет 5 маковок. В храме проводятся регулярные богослужения.
Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе
Сергий Радонежский (1314 или 1322 — 1392) — духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще).
Среди учеников Сергия Радонежского был Андроник, принявший постриг в 1353 году. Как-то Сергия Радонежского посетил митрополит Алексий, то ему понравился Андроник и он забрал его в Москву, определив его для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля на Яузе.
В 1361 году была воздвигнута церковь, освященная митрополитом в честь Нерукотворного образа Спасителя, вокруг которой затем вырос Свято-Андрониковский монастырь. На месте церкви Легендарный митрополит Алексий и храм в его честь находилась палатка, где митрополит Алексий наблюдал за строительством монастыря. По другой версии в этой палатке остановился преподобный Сергий Радонежский, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник.
Современная церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе находится между монастырём и Алексеевским храмом.
Сергиевский храм был неким ориентиром для меня, когда я гулял по вечерней Москве.
Когда я подошёл к нему ближе, то оказалось, что идёт ремонт и с одной стороны к храму невозможно было подойти из-за ограды и строительного мусора, а со стороны улицы Николоямской ходили строители и косились на меня.
Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской ямской слободе в начале XVII века, а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году, после того как деревянный храм сгорел в 1721 году.
Главный престол храма был освящён в честь Святой Троицы. Сейчас в храме три престола: главный престол освящён в честь Святой троицы, придел и в честь преподобного Сергия Радонежского и в честь святителя Николая. Но с давних времён церковь называют на по главному престолу, а в честь Сергия Радонежского, который, как я писал выше, бывал многократно в этих местах. Другим названием храма было церковь Николы, что в Ямах, или на Яме. Это название дало имя улице Николоямской.
Части храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе построены в разное время. Самой старой частью храма является считается трапезная, построенная в 1796 году.
К ней пристроены приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.
3—4 сентября 1812 года храм ограбили воины Бонапарта, а 5 сентября 1812 года большая часть храма сгорела. Большая часть храма появилась в ходе реконструкции 1833–1834 годов.
Современная трехъярусная колокольня была построена в 1864 году взамен прежней шатровой.
Часто святые различных христианских конфессий не признаются друг другом.
Сергий Радонежский — один из немногих, кого почитают не только православные.
С древних времён почитается старообрядцами.
В 1940 году папа Пий XII признал допустимым почитание святых Восточной церкви, канонизированных до Ферраро-Флорентийского собора, включая Сергия Радонежского.
С 1969 года по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия включено в богослужебный календарь римско-католической церкви.
В 1938 году храм закрыли, многие древние иконы были просто изрублены. Долгое время храм стоял и ветшал,
В 1990 году храм был возвращен в лоно православной церкви и 4 декабря 1991 года был заново освящен
Хотя я не смог обойти и посмотреть весь храм, но тем не менее нашел ряд мозаичных икон: в честь Святой Троицы
Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (Москва)
Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, что в Гонной — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии.
Содержание
История [ править ]
Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г.
В списках 1722 и 1727 гг. церковь значится уже каменной, шатровая колокольня этого здания сохранялась до 1864 г. Однобокая трапезная разобрана в 1796 году и вместо нее к 1800 г. выстроили новую с двумя престолами: Сергиевским и св. Николая.
В 1812 году при нашествии французов церковь была разграблена, затем при пожаре храм сгорел, утварь же, зарытая в землю, была спасена. Находившийся рядом со старообрядческим районом, храм имел уникальное собрание древней иконописи. В 1876 г. стены были расписаны А.С.Рогожкиным.
2 ноября 1899 г. состоялось освящение аудитории для собеседования со старообрядцами, духовных концертов и религиозно-нравственных чтений.
В 1916-1918 годах в храме служил псаломщиком сщмч. Иосиф Сченснович (+ 1937).
В 1920-х годах храм на какое-то время стал обновленческим.
С 1920-х годов прихожанином храма был мч. Иоанн Малышев (+ 1940), в декабре 1937 года он стал членом церковной двадцатки.
Осенью 1937 года были арестованы настоятель храма сщмч. Петр Никотин, певчий мч. Николай Кузьмин (+ 1937)
В 1938 году храм был закрыт. Все древние иконы храма безвозвратно исчезли (в т.ч. Иерусалимская икона Божией Матери). Долгое время храм стоял с ободранными куполами и сбитыми крестами. В конце 1950-х гг. остатки старых покрытий сняли, положили взамен крашеное железо. Здание использовалось под мастерские и склад.
До 1984 года церковь так и оставалась безкрестной. Внутри в 1984 году в главном помещении находилась скульптурная мастерская Художественного фонда. Реставрация храма не планировалась, хотя он находился в скверном состоянии.
В 1985 году храм передан в качестве филиала Центральному гос. музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. К 1990 году проведена реставрация.
31 августа 1990 года храм был возвращен верующим.
4 декабря 1991 года еп. Солнечногорским Сергием (Фоминым) было совершено малое освящение главного престола.
Действует воскресная школа. Проводятся огласительные беседы для детей и взрослых.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 109004, Москва, ул. Николоямская 57/59
Паломнику [ править ]
Храм открыт ежедневно с 8-00 до 20-00.
Литургия ежедневно кроме понедельника (за исключением праздников) в 8-00 часов.
Всенощное бдение в 18-00 часов по субботам и накануне праздников, в остальные дни кроме понедельника 18-00 часов вечерня, утреня.
Акафист прп. Сергию Радонежскому — по вторникам после вечерни (за исключением праздников).
Акафист свт. Николаю Чудотворцу — по четвергам после вечерни (за исключением праздников).
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы ея «Утоли моя печали» — по воскресеньям после вечерни.
Фото [ править ]
Икона «Утоли моя печали» (особо чтимый образ)
Ковчежец с мощами cвятых
Крест с частицей Животворящего Древа
Икона Иоанна Кронштадтского с частицей мощей (прядью волос)