храм пресвятой живоначальной троицы кантаурово
Храм во имя Живоначальной Троицы с. Кантаурово
Официальный приходской сайт
Контактная информация
Церковь была построена в 1647 году. Она была взорвана в годы богоборческой власти (1937 год). Работы по восстановлению начались в 1995 году и ведутся до сего дня силами прихожан.
Особого внимания заслуживает восстановленная колокольня храма: высота только её кладки — 26 метров, кроме того, она увенчена десятиметровым шпилем, так что высота её достигает 36 метров.
Во исполнение постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года (2-5.02.2013г.), основываясь на «Программе обеспечения мест для молитвы в населенных пунктах Нижегородской Епархии и формирования территориального принципа организации Приходов» настоящим благословляется:
определить границы Прихода Храма во имя Живоначальной Троицы
с. Кантаурово Борского района Нижегородской области в пределах следующих территориальных образований Борского района:
п. Железнодорожный, с. Кантаурово, д. Каликино, п. Шпалозавод,
д. Зуево, д. Запрудное, д. Линда-Пустынь, д. Филипповское,
д. Васильково, д. Подрезово, д. Ситниково, д. Сырохватово, д. Попово,
д. Большое Содомово, д. Киселиха, п. станции Киселиха, д. Уткино,
д. Ульяново, д. Дроздово, д. Белкино, д. Тюрино, д. Березовка,
д. Королево, д. Яблонное, с. Развилье, д. Доенки, д. Мешково,
д. Першино, д. Крутец, д. Минино, п. Нагорный, д. Петухово,
д. Соловково, д. Дерябино, д. Малое Ситниково, д. Узлово, д. Наумово,
д. Подкопайки, д. Свободное, д. Нагаевод. д. Линдо-Усад,
д. Охлобыстино, д. Соловьево, д. Быково, д. Долгово, д. Косарево,
д. Никольское, д. Тюлени, д. Богдашево, д. Елькино, д. Малое Содомово, д. Приклонное, д. Санда.
возложить ответственность за полноценное вовлечение в церковную жизнь жителей всех без исключения населенных пунктов в границах Прихода, регулярное отправление богослужений в местах для молитвы на настоятеля Прихода Храма во имя Живоначальной Троицы с. Кантаурово Борского района Нижегородской области.
Храм во имя Святой Живоначальной Троицы (с. Кантаурово)
Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Кантаурове – один из самых древних в Борском благочинии. Деревянный Троицкий храм был построен в 1647 году. К тридцатым годам XVIII века старая рубленая церковь обветшала. Прихожане били челом епископу Питириму перебрать ее «с новыми бревнами и поставить на том же церковном месте» на высоком берегу Линды, прямо над спуском к воде. Разрешение было дано, и 1 мая 1737 года восстановленную церковь освятили. В конце XVIII века приход Троицкого храма составлял 215 дворов.
Для наставления паствы в Троицкую церковь по праздникам неоднократно приезжал епископ Моисей, занимавший нижегородскую кафедру с 1811 по 1825 годы. Чтобы укрепить людей в вере, он приказал возвести в Кантаурове вместо старого храма боголепную каменную церковь. К проектированию ее пригласили губернского архитектора Ивана Межецкого. Планы-фасады были им составлены в 1821 году. В 1825-м освящен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1830-м — во имя святителя Николая Чудотворца. Главный престол – во имя Пресвятой Живоначальной Троицы – освящен только в 1844 году.
В 1896 году при церкви была создана церковно-приходская и воскресная школы.
Богослужения в храме совершались до 1937 года, затем церковь взорвали. Работы по ее восстановлению начались в 1994 году. Особого внимания заслуживает восстановленная колокольня храма: высота ее кладки 26 метров, она увенчана десятиметровым шпилем, так что общая высота достигает 36 метров.
17 сентября 2019 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма.
Вторник:
8:00 – у треня, исповедь, часы, Божественная литургия, молебен
Пятница:
9:00 – служба с акафистом Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Киселихинском областном терапевтическом госпитале для ветеранов войн
13:30 – вечерня, утреня, 1 час
Суббота:
8:00 – исповедь, часы, Божественная литургия, панихида
13:30 – Всенощное бдение
Воскресенье:
8:00 – исповедь, часы, Божественная литургия, молебен, лития
13:00 – таинство Крещения
Место, объединяющее всех
На высоком берегу Линды раскинулось древнее село Кантаурово. С 1597 года ведет оно свою историю, а именем своим обязано основателю села — бортнику Кандауру. В 1647 году здесь появилась первая церковь — деревянная, во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. В 1820‑х годах на смену ей началось строительство каменного храма. Шло оно с великим трудом: главный престол освятили только в 1844 году. А еще в храме два придела: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь святителя Николая Чудотворца.
Великое освящение
Под горой — Линда, речка хоть и небольшая, но с характером. А на горе — храм с золотыми куполами: в нежно-зеленых тонах, с колокольней, увенчанной 10‑метровым шпилем, на вершине которого — крест. Он издалека виден. Как издалека слышен и колокольный звон. Если идешь — остановишься, послушаешь. Настоящий мастер звонит! Храм в Кантаурове — место притяжения не только жителей этого села. Сюда приезжает немало борчан и нижегородцев.
17 сентября, несмотря на будничный день, храм был переполнен прихожанами. Для них и их настоятеля — протоиерея Александра Мужиченкова — этот день стал историческим. Впервые за свою 372‑летнюю историю Троицкий храм был освящен полным архиерейским чином. Митрополит Георгий, который возглавил Великое освящение, а затем совершил Божественную литургию, обратился к прихожанам с пожеланием:
— Пусть этот храм послужит путеводной звездой каждому человеку, приходящему сюда, чтобы найти дорогу к Богу в своем сердце.
— Сейчас, когда митрополит говорил о встрече с Богом, я вспоминала, как это произошло со мной, и именно здесь, — делится своими переживаниями Дарья Китаева. Ее корни отсюда, но уже много лет она живет в Нижнем Новгороде. — Шесть лет назад мама перед Пасхой уговаривала меня сходить на исповедь и причастие. Я не хотела. Но так как весь пост постилась, все-таки согласилась. Пошла в Нижнем Новгороде в один храм — чувствую, не идет молитва. Пошла в другой — он закрыт. Поехала сюда, в Кантаурово. Первый раз в жизни осталась на службе до конца, потом пришла на вторую службу, третью.
А потом Дарье захотелось помогать храму. Она стала прибираться, готовить. Это притом, что является генеральным директором крупной ландшафтной компании.
— В этом и есть предназначение: не возвышаться, не гордиться, а делать все, что нужно, — говорит Дарья. — Конечно, помимо простой работы я воплощаю здесь свои идеи как ландшафтный дизайнер, наводим здесь красоту вместе с батюшкой.
Территория вокруг храма действительно поражает красотой и ухоженностью, какие не в каждой столичной церкви увидишь. Не зря владыка Георгий вручил Дарье архиерейскую грамоту во внимание ко вкладу в дело созидания храма во имя Святой Живоначальной Троицы. Грамоты и благодарности от архиерея получили еще пять прихожан: Николай Лебедев, Николай Миронов, Сергей Котов, Андрей Шлыков и Алена Бодеева. А генеральный директор Борского силикатного завода Павел Лебедев был награжден учрежденной в Нижегородской епархии медалью святого благоверного князя Георгия Всеволодовича III степени. Завод, который он возглавляет, внес огромный вклад в восстановление храма.
С миру по нитке
— Где мы стоим, 25 лет назад было грязи по колено, склады и одна маленькая хибарка, которая считалась конторой райпо. — Возле входа в храм мы разговариваем с директором местной школы Валерием Кашиным. Он пришел на освящение храма с учениками кадетского класса, который в этом году впервые открылся на базе школы. Ребята чувствуют себя здесь уверенно, видно, что не первый раз на территории храма.
— Сегодня, конечно, исторический день для нашего села, — говорит Валерий Александрович, — поэтому так много школьников здесь. Детей не приходится уговаривать, церковь стала частью села, частью нашей жизни. Здесь работает воскресная школа, многие ребятишки с малых лет бегают к батюшке, он почти всех их знает.
Эти дети только со слов взрослых знают о том, что когда-то на месте храма были руины. Его взорвали в 1937 году: устояли только три с половиной стены трапезной части, сам же храм и колокольня были разрушены до основания. Когда в 1995 году отец Александр появился в Кантаурове, началось восстановление храма, благо к тому времени в селе были люди, которые жили этой идеей и были готовы во всем поддерживать своего настоятеля.
— Мы видели старания батюшки, и хотелось ему помочь, — вспоминает события почти 25‑летней давности прихожанка храма и его бухгалтер Людмила Метелькова. — Не хватало денег, людей, среди сельчан было немало тех, кто был категорически против восстановления. Нам пришлось много от них выслушать. И только благодаря усилиям, терпению и молитвам батюшки Александра все это перетерпели, и началась работа.
Первая почти за 60 лет служба состоялась 13 марта 1995 года. В разрушенном храме было очень холодно, но это не мешало верующим собираться вновь и вновь — молиться, работать.
— Мы с утра до ночи здесь пропадали, — продолжает рассказ Людмила Аркадьевна. — Работы было много: и мусор убирали, и мыли, и стирали, и красили, и на кухне готовили. Когда начали храм с колокольней строить, очень помогал кирпичом Павел Григорьевич Лебедев. И до сих пор помогает.
Мы вместе!
Сейчас кантауровский храм не только место молитвы. Он стал объединяющим центром села. Нет такого мероприятия в Кантаурове, к участию в котором не был бы приглашен отец Александр. Его рады видеть и в местном клубе, и в школе.
— Батюшка не наш, не кантауровский, — говорит директор школы Валерий Кашин, — он борский, но село его приняло, он стал нашим. Все дела, которые здесь происходят, мы делаем вместе: школа, ДК, администрация и, конечно, церковь. В пятницу, например, мы здесь, возле храма, принимали районный слет старшеклассников, и в его организации участвовали все эти четыре составляющие. Ребятам, по их словам, очень понравилось. Они здесь целый день были, как батюшка сказал, «пять самоваров выпили». А у него самовар пятиведерный.
— Вначале было трудно воссоединить всех: храм, культура, администрация, школа, — говорит Людмила Метелькова. — Я удивляюсь, как отцу Александру удалось это сделать, у нас все друг друга понимают. К нам очень много людей приезжают. Эта созданная красота притягивает всех.
О своем батюшке кантауровцы готовы рассказывать часами.
— Батюшка у нас уникальный! — говорит Дарья Китаева. — А мы стараемся ему помогать. Раньше спрашивала себя, почему к нему так люди тянутся, а потом поняла: он очень сильный человек, не идет на компромиссы. Он знает, как правильно, и не сворачивает со своего пути. А люди всегда чувствуют, где правда.
Оксана Москвина
Фото Александра Чурбанова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Троицкая церковь в Кантаурове
Церковь Троицы Живоначальной над Линдой в селе Кантаурово
Церковь Троицы Живоначальной в Кантаурове — это православная церковь в честь Троицы Живоначальной в селе Кантаурово г.о. Бор.
Представляет собой церковь типа восьмерик на четверике, завершенное мелким пятиглавием, с трапезной с двумя приделами и колокольней.
История храма
Деревянный Троицкий храм был построен в 1647 году. К тридцатым годам XVIII века старая рубленая церковь обветшала. Прихожане били челом епископу Питириму перебрать ее «с новыми бревнами и поставить на том же церковном месте» на высоком берегу Линды, прямо над спуском к воде. Разрешение было дано, и 1 мая 1737 года восстановленную церковь освятили. В конце XVIII века приход Троицкого храма составлял 215 дворов.
Для наставления паствы в Троицкую церковь по праздникам неоднократно приезжал епископ Моисей, занимавший нижегородскую кафедру с 1811 по 1825 годы. Чтобы укрепить людей в вере, он приказал возвести в Кантаурове вместо старого храма боголепную каменную церковь. К проектированию ее пригласили губернского архитектора Ивана Межецкого. Планы-фасады были им составлены в 1821 году. В 1825-м освящен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1830-м — во имя святителя Николая Чудотворца. Главный престол – во имя Пресвятой Живоначальной Троицы – освящен только в 1844 году.
В 1896 году при церкви была создана церковно-приходская и воскресная школы.
В 1937 году церковь в Кантаурове закрыли, а затем взорвали.
Нынешний храм был построен между 1994-м и 2000-м годом.
Расписание богослужений
Вторник:
8:00 – утреня, исповедь, часы, Божественная литургия, молебен
Пятница:
9:00 – служба с акафистом Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Киселихинском областном терапевтическом госпитале для ветеранов войн
13:30 – вечерня, утреня, 1 час
Суббота:
8:00 – исповедь, часы, Божественная литургия, панихида
13:30 – Всенощное бдение
Воскресенье:
8:00 – исповедь, часы, Божественная литургия, молебен, лития
13:00 – таинство Крещения
Где находится и как доехать, время работы, цена
Адрес: Нижегородская область, городской округ Бор, пос. Кантаурово, ул. Кооперативная., 61
Время работы: по датам
Стоимость: бесплатно
Троицкая церковь в Кантаурове на карте
GPS координаты: 56.489134, 44.043069
Отзывы посетителей
В этой статье ещё нет отзывов посетителей. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.
Храм пресвятой живоначальной троицы кантаурово
Под горой — Линда, речка хоть и небольшая, но с характером. А на горе — храм с золотыми куполами: в нежно-зеленых тонах, с колокольней, увенчанной 10‑метровым шпилем, на вершине которого — крест. Он издалека виден. Как издалека слышен и колокольный звон. Если идешь — остановишься, послушаешь. Настоящий мастер звонит! Храм в Кантаурове — место притяжения не только жителей этого села. Сюда приезжает немало борчан и нижегородцев.
17 сентября, несмотря на будничный день, храм был переполнен прихожанами. Для них и их настоятеля — протоиерея Александра Мужиченкова — этот день стал историческим. Впервые за свою 372‑летнюю историю Троицкий храм был освящен полным архиерейским чином. Митрополит Георгий, который возглавил Великое освящение, а затем совершил Божественную литургию, обратился к прихожанам с пожеланием:
— Пусть этот храм послужит путеводной звездой каждому человеку, приходящему сюда, чтобы найти дорогу к Богу в своем сердце.
— Сейчас, когда митрополит говорил о встрече с Богом, я вспоминала, как это произошло со мной, и именно здесь, — делится своими переживаниями Дарья Китаева. Ее корни отсюда, но уже много лет она живет в Нижнем Новгороде. — Шесть лет назад мама перед Пасхой уговаривала меня сходить на исповедь и причастие. Я не хотела. Но так как весь пост постилась, все-таки согласилась. Пошла в Нижнем Новгороде в один храм — чувствую, не идет молитва. Пошла в другой — он закрыт. Поехала сюда, в Кантаурово. Первый раз в жизни осталась на службе до конца, потом пришла на вторую службу, третью.
А потом Дарье захотелось помогать храму. Она стала прибираться, готовить. Это притом, что является генеральным директором крупной ландшафтной компании.
— В этом и есть предназначение: не возвышаться, не гордиться, а делать все, что нужно, — говорит Дарья. — Конечно, помимо простой работы я воплощаю здесь свои идеи как ландшафтный дизайнер, наводим здесь красоту вместе с батюшкой.
Территория вокруг храма действительно поражает красотой и ухоженностью, какие не в каждой столичной церкви увидишь. Не зря владыка Георгий вручил Дарье архиерейскую грамоту во внимание ко вкладу в дело созидания храма во имя Святой Живоначальной Троицы. Грамоты и благодарности от архиерея получили еще пять прихожан: Николай Лебедев, Николай Миронов, Сергей Котов, Андрей Шлыков и Алена Бодеева. А генеральный директор Борского силикатного завода Павел Лебедев был награжден учрежденной в Нижегородской епархии медалью святого благоверного князя Георгия Всеволодовича III степени. Завод, который он возглавляет, внес огромный вклад в восстановление храма.
— Где мы стоим, 25 лет назад было грязи по колено, склады и одна маленькая хибарка, которая считалась конторой райпо. — Возле входа в храм мы разговариваем с директором местной школы Валерием Кашиным. Он пришел на освящение храма с учениками кадетского класса, который в этом году впервые открылся на базе школы. Ребята чувствуют себя здесь уверенно, видно, что не первый раз на территории храма.
— Сегодня, конечно, исторический день для нашего села, — говорит Валерий Александрович, — поэтому так много школьников здесь. Детей не приходится уговаривать, церковь стала частью села, частью нашей жизни. Здесь работает воскресная школа, многие ребятишки с малых лет бегают к батюшке, он почти всех их знает.
Эти дети только со слов взрослых знают о том, что когда-то на месте храма были руины. Его взорвали в 1937 году: ус
— Мы видели старания батюшки, и хотелось ему помочь, — вспоминает события почти 25‑летней давности прихожанка храма и его бухгалтер Людмила Метелькова. — Не хватало денег, людей, среди сельчан было немало тех, кто был категорически против восстановления. Нам пришлось много от них выслушать. И только благодаря усилиям, терпению и молитвам батюшки Александра все это перетерпели, и началась работа.
Первая почти за 60 лет служба состоялась 13 марта 1995 года. В разрушенном храме было очень холодно, но это не мешало верующим собираться вновь и вновь — молиться, работать.
— Мы с утра до ночи здесь пропадали, — продолжает рассказ Людмила Аркадьевна. — Работы было много: и мусор убирали, и мыли, и стирали, и красили, и на кухне готовили. Когда начали храм с колокольней строить, очень помогал кирпичом Павел Николаевич Лебедев. И до сих пор помогает.
Сейчас кантауровский храм не только место молитвы. Он стал объединяющим центром села. Нет такого мероприятия в Кантаурове, к участию в котором не был бы приглашен отец Александр. Его рады видеть и в местном клубе, и в школе.
— Батюшка не наш, не кантауровский, — говорит директор школы Валерий Кашин, — он борский, но село его приняло, он стал нашим. Все дела, которые здесь происходят, мы делаем вместе: школа, ДК, администрация и, конечно, церковь. В пятницу, например, мы здесь, возле храма, принимали районный слет старшеклассников, и в его организации участвовали все эти четыре составляющие. Ребятам, по их словам, очень понравилось. Они здесь целый день были, как батюшка сказал, «пять самоваров выпили». А у него самовар пятиведерный.
— Вначале было трудно воссоединить всех: храм, культура, администрация, школа, — говорит Людмила Метелькова. — Я удивляюсь, как отцу Александру удалось это сделать, у нас все друг друга понимают. К нам очень много людей приезжают. Эта созданная красота притягивает всех.
О своем батюшке кантауровцы готовы рассказывать часами.
— Батюшка у нас уникальный! — говорит Дарья Китаева. — А мы стараемся ему помогать. Раньше спрашивала себя, почему к нему так люди тянутся, а потом поняла: он очень сильный человек, не идет на компромиссы. Он знает, как правильно, и не сворачивает со своего пути. А люди всегда чувствуют, где правда.
ИСТОРИЯ НАШЕГО СЕЛА КАНТАУРОВА (более развернутрый вариант)
На высоком берегу, Линды в Борском районе раскинулось древнее село Кантаурово. Правда, сначала, оно именовалось Кандауровым, сохраняя в своем топониме имя первопоселенца – мордвина-бортника Кандаура, и отражая важный этап освоения земель Нижегородского Заволжья, связанного с Толоконцевским Спасским монастырем.
Монастырь в Толоконцеве был основан в начале 16 века Василием Ивановичем (отцом Ивана Грозного) как место упокоения на старости лет заволжских бортников – дар великого московского князя «за их прадедов и детей, их бортничья службу, и за их кровь», т.е. за участие в защите русской земли.
Но ситуация изменилась, когда в 1597 году игумен Толоконцевского Спасского монастыря Калист записал обитель в подчинение (сделал приписным) властей Нижегородского Печерского монастыря которые сразу же предприняли энергичные усилия не только для освоения вековых природных богатств Заволжья, но и основали несколько новых селений. В раменье красного (соснового) бора над песчаными осыпями высокого берега Линды бортник Кандаур в 1597 году завел свое ухожье, окраины деревья которого были помечены врубками в виде рисунка «сорочья нога». С тех пор от ухожья в сторону Толоконцева и переправы через Волгу стала прокладываться сначала тропа, а затем и проселочная торная дорога, которая, со временем станет одним из самых главных путей вглубь Заволжья.
Изначально Кандауровское ухожье брали на оброк бобыли починка Рекшинского. Но селения стояли друг от друга на десяток верст, поэтому довольно быстро возле заимки Кандаура было поставлено еще несколько жилых дворов – Ортюшки Григорьева и Богдашки Павлова, которых вместе с Кандауром мы и можем считать первопоселенцами Кантаурова. В 1601 году Кандаурово в официальных актах называлось бортным ухожьем, а спустя несколько лет – уже деревней. Правда, в разруху времени Смуты развитие весей Заволжья приостановилось, но в 1604 году в Кандауровском починке оказалось уже 4 жилых двора, крестьяне, которых возделывали 2 чети пашни.
Сбор меда диких пчел в начале 17 века оставался главным занятием кандауровцев, поэтому Богдашко Павлов содержал не только старое, но и разработал новое ухожье, обозначив его границы знамением – «крестец о двух столбцах» и обязуясь ежегодно вносить в казну оброк – пуд меда и куницу.
В 1613 году по требованию иноков Толоконцевского Спасского монастыря и земской избы Нижнего Новгорода заволжские земли были отобраны у властей Печерского монастыря в казну, но ненадолго. Во время нашествия 1618 года польско–литовских войск королевича Владислава-претендента на русский престол в защите Москвы от интервентов особо активно себя проявил думный дьяк Иван Тарасов сын Грамотин, за что ему и были пожалованы в 1619 году Толоконцево с приписными землями, в том числе «деревня Кандаурово на Линде, пониже ее мельница». С тех пор деревня, а затем село, стало официально называться Кантауровым. Установившиеся относительно мирные условия жизни Заволжья благотворно сказались на развитии Кантаурова.
В 1623 году в деревне стояло удел 8 крестьянских и 4 бобыльских дворов. Бобыли Потапко Григорий, Онтонко Ортемьев и другие занимались по традиции бортничеством. Крестьяне же, выжигая мелколесье, на удобренных таким образом «горях» возделывали пашни.
Наработанное «изделье» (хлеб, пушнину, мед, железо, резную деревянную посуду) заволжане крупными партиями поставляли на рядом действующую Макарьевскую ярмарку. Все это способствовало довольно интенсивному развитию хозяйства Кантаурова.
Под Кантауровом на Линде теперь стояло уже две водяных мельницы. Река в течение всего лета здесь имела широкий разлив и значительную глубину. Поэтому пришлось налаживать через нее постоянную паромную переправу: большой плот переплаву с берега на берег телеги с лошадями, ладья – людей.
Оказавшись на оживленной дороге Заволжья, Кантаурово быстро превратилось в крупный экономический центр Нижегородского края.
В 1678 году в селе уже стояло 39 крестьянских дворов, а в 1692 году – 54 жилы
2 часть истории нашего села ) продолжение )
В 1678 году в селе уже стояло 39 крестьянских дворов, а в 1692 году – 54 жилых усадьбы собственно в Кантаурове и 15 бобыльских дворов в Кантауровской слободке на переправах через Линду, на левом берегу.
Постоянное движение через село значительных масс людей привело к тому, что в конце 17 века в Кантаурове появилось много ремесленников: пирожник Илюшка Михайлов, иконник Ивашко Трофимов, несколько Сапожников, ведерник, рогожник, кожевник Степка Минин и бердник Алешка Ануфриев. Последнее особо важно, ибо наличие в селе производителя основных элементов ткацких станков – берд – свидетельствовало о налаженном тогда в Кантаурово прядильно-ткацком производстве, но и о постоянном спросе здесь на ткацкие станы. Трудная доля всей России Петровская эпоха начала 18 столетия с затяжными войнами и реформами коренным образом менявшими не только государственное устройство и экономику страны, но и быт и нравы русского общества, пагубно отразилась и на жизни Кантаурова.
Если в конце 17 века приход его Троицкого храма, состоявший из самого села и 24 деревень (Содомовой, Свиньиной, Поповой и др.) насчитывал 243 жилых двора, то в 1722 году их оказалось 173, хотя два местных священника и почитались весьма состоятельными – владели 9 десятинами пахотной земли.
В конце 18 столетия жизнь в селе нормализовалась. Население стало постепенно восстанавливаться: в 1772 году приход Троицкого храма составил 207 дворов, через 20лет – 215 дворов. Одновременно в округе росло и число старообрядцев. Для наставления паствы в Троицкую церковь по праздникам неоднократно приезжал сам епископ Моисей (служил с 1811 по 1825), но результатов это не дало. В 1825 году в окрестностях Кантаурова насчитывалось уже официально записавшихся 511 старообрядцев.
Что бы укрепить людей в вере, епископ Моисей указал возвести в Кантаурове вместо старого храма, каменную боголепную церковь. К проектированию ее пригласили губернского архитектора И.И. Межецкого. Планы – фасады были им составлены в 1821 году.
Здание, должно быть, стать величественным, просторным (42 метра длины), пятиглавым с трехъярусной колокольней, завершенной стройным шпилем.
Но строительство шло с великим трудом: к 1828 году сумели отделать лишь придел, главный, же освятили только в октябре 1844 года.
Тогда в Кантаурове уже стоял 41 крестьянский двор, а в них жили 90 мужчин и 107 женщин. Каждое воскресенье в селе устраивался базар, а 6 декабря – ежегодная сельская ярмарка, на которую съезжалось все окрестное население и купечество Н. Новгорода, Балахны, Лыскова.
С таким крупным торгово-промысловым и духовным центром с 375 душами село вступило в 20 век, в столетие бурных социальных потрясений и революций.
Как и большинство церквей округи, храм был разрушен в 1930-е годы.
В 1994 году за его восстановление взялись верующие. В 1995 году приехал на постоянное место службы священник с большой семьей. Для детей прихожан была организована воскресная школа.
История Кантауровской школы.
В 90-х годах 19 века крупный купец и пароходчик Николай Александрович Бугров, будучи старовером-беспоповцем, построил в д. Попово, что в трёх километрах от села Кантаурова, учебный комплекс из трёх зданий, где готовили «начётников», необходимых для старообрядцев. Учеников в эту школу собирали со всей европейской части России.
В противовес влиянию сторонников старой веры в 1896 году решением Нижегородского епархионального совета и губернских властей в Кантаурове была организована второклассная с 5-летним обучением учительская школа. На всё Заволжье таких школ было две – в Семёнове и в Кантаурове. Она выпускала учеников с присвоением им звания учителя школы начальной грамоты. Обучалось в школе 80 человек, принимались в них юноши 14-15 лет по рекомендации приходских священников. Учительская школа была учебным заведением полузакрытого типа, учащиеся обязаны были целый день находиться в школе. 30 учеников жили в общежитии при школе, остальные на частных квартирах.
Рабочий день в школе начинался в семь часов утра. Дети умывались, завтракали, в 8-30 собирались в классе на общую молитву, а в девять часов начинались уроки, продолжавшиеся до 14 часов. Перемены между уроками были по 15 минут, одна перемена 30 минут, а в 12-00 был второй завтрак, а после окончания уроков – обед. Затем была предусмотрена самоподготовка домашнего задания, обязательно в классной комнате, как интернатские ребята, так и сельские. В 21 час занятия заканчивались, затем ужин, до 22 часов личное время на отдых. В 10 часов вечера давался звонок на вечернюю молитву, после которой учащиеся расходились спать. Всё это время с ними был дежурный учитель.
В первые десятилетия учителей в обеих школах было только трое: старший учитель и еще двое. Первыми учителями с момента открытия школ были Пётр Павлович Платонов – старший учитель преподавал математику и отвечал за весь учебно-воспитательный процесс. Русский язык и географию преподавал Пётр Геннадьевич Альбицкий, пришедший в Кантауровскую школу из Борской церковно-приходской школы, человек необычно увлечённый. Чтобы лучше преподавать географию в летние каникулы посещал разные страны: был в Англии, Франции, Финляндии, был на Кавказе, планировал поездку в Японию, но помешала её осуществить Русско-Японская война 1904 года. Третьим учителем был Александр Владимирович Виноградов, учитель пения, руководил школьным хором, но проработал только один год и стал священником.
Каждый учитель преподавал несколько предметов, коими были: Закон Божий, церковная история, общая и русская, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественная история, география, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, чистописание, начальные практические сведения по гигиене.