храм примирения востока и запада в мюнхене
Помирить Восток и Запад: Зачем русский отшельник построил церковь в Олимпийской деревне в Мюнхене
В 1972 году в Мюнхене была Олимпиада. Та самая печальная Олимпиада, которая известна похищением и убийством израильской сборной. Когда палестинские джихадисты украли часть израильских спортсменов, и там были смерти. И та славная Олимпиада, о которой снят фильм «Движение вверх», где советская сборная сенсационно, на последних двух секундах матча обыграла американскую непобедимую сборную.
И в том же Мюнхене в 1972 году, когда строили олимпийские объекты, власти столкнулись со странной вещью. Какой-то старый мужик построил небольшой храм. Храм с таким названием — Церковь мира Востока и Запада. Она была из хлама сделана, фольгой покрыта. Он там молился. Звали его Тимофей Прохоров.
А там нужно было строить олимпийские объекты, какую-то трассу прокладывать. И трассу проложили в другую сторону. Прохорова защитил местный народ. И он там прожил до 110 лет.
Этот человек не имел немецкого паспорта, не имел гражданства. Тимофей Прохоров был уроженцем города Шахты в Ростовской области. Случилась война, и его как-то занесло на Запад, в Австрию. И там, судя по его жизнеописанию, ему было явление Божией Матери, и Она сказала: «Построй храм». Но в Австрии он храм построить не смог. Тогда Матерь Божия сказала ему: «Иди в Мюнхен». Прохоров пошёл в Мюнхен.
Вообще, Мюнхен — это родина фашизма. Под Мюнхеном учился Геббельс. «Пивной путч» там был. До сих пор поклонники «Октоберфеста» — все эти чудаки наши, любители хмельного — ездят туда, где Гитлер зажигал в 1923 году… Там была Баварская советская Республика. Потом там был реванш, нацистские движения. Фашизм, в общем-то, южный характер имеет. Там рядом Италия. А в Италии — Муссолини. Всё это на юге гоношилось.
И вот там, в Мюнхене, почему-то Матерь Божия говорит ему, Тимофею Васильевичу, построить церковь. И он построил. Из подручного материала, из всяких брошенных вещей он сделал небольшую часовню. Она и сейчас есть и занесена в реестр памятников культуры — местных баварских, а может быть, даже в целом германских или европейских.
Я знаю людей, которые были у него. У меня был товарищ, он недавно умер, Василий Жданкин. Он говорил: «Я узнал православную веру, побывав в Мюнхене у этого отшельника». Его называли «олимпийский анахорет» — значит, человек, который отшельничает в Олимпийской деревне. Там рядом стадионы, бассейны, велотреки. А он отшельничает.
Он, конечно, не очень стандартный, по-нашему — подвижник. Он был несколько раз женат. Уже в зрелом возрасте женился на женщине, которая вместе с ним покинула Россию. Но дело не в этом. Дело в том, что это такой интересный человек, который является одной из достопримечательностей баварской земли. Русский человек, Тимофей Васильевич, которому, как он утверждал, Матерь Божия сказала, чтобы он построил храм в честь примирения Востока и Запада.
Эта вражда Востока и Запада — давнишняя, мы получили её в наследство от Византии. Византийцы нас научили молиться, в Христа веровать, Божию Матерь любить, причащаться нас научили и не любить Запад. Потому что византийцы находились в контрах с Западом уже очень долгое время к тому времени, к XX веку. И мы получили в наследство эту ненависть к Западу.
Мы и сейчас имеем вполне твёрдую аргументацию, почему мы не можем любить Запад. У нас есть много оснований для того, чтобы его не любить. Но вместе с тем и там, и там живут люди, и там, и там Христа Господом признают.
Сегодня на Западе живёт огромное количество наших людей. И западный экзархат, недавно присоединившийся к Русской Православной Церкви — во Франции, в Италии, в Швейцарии. У нас есть сотни тысяч русских людей, или иностранцев, по-нашему, по-русски молящихся Богу.
Так что кто будет из вас в Мюнхене, постарайтесь найти эту церковочку — примирения Востока и Запада, находящуюся недалеко от олимпийских зданий времён 1972 года, самой печально и славно известной Олимпиады.
Наша история не заканчивается, в ней есть и подвижники, и юродивые, и преподобные, и монахи, и благоверные князья, и святые воины, и мученики, и праведные пастыри, и великие святители. Всё в нашей истории продолжается. Твёрдо в это верьте.
Он родился 22 января в 1894 году в станице Бахаевской на Дону. В лихие годы после Гражданской войны советская власть раскулачила его, и он, спасаясь от преследования чекистов, подался со своей семьей в город Шахты. Там до войны он занимался извозом угля на шахте «Завет Ильича» в городе Шахты. За помощь с углем благодарили его кто как мог. Во время оккупации мало что изменилось.Тимофей развозил уголь, а свободное время проводил в семье. Зимой 43-го, когда австрийские части Вермахта отступали с территории Донбасса, Тимофея мобилизовали в обоз вместе с его двумя ломовыми лошадьми.
В 1952 году они дошли до немецкого Мюнхена. Американская союзная авиация превратила город в руины. Большой разрушенный аэродром стал местом городской свалки, куда свозили остатки разрушенных домов. Материала для строительства было много, и донской казак Тимофей с Натальей начали строительство церквушки прямо на месте свалки. Много раз лишенные фантазии немецкие чиновники пытались снести церковь, в которой видели лишь «самовольную постройку». Защищал свое детище донской казак решительно. Мюнхенские бюрократы устали с ним бороться, плюнули и оставили Тимофея в покое. Так он и жил здесь. По-немецки не говорил. Немецкое гражданство не принимал. Выращивал овощи и фрукты, разводил пчел. Построил себе казачью хатку.
Рядом с церковью раскинулся теперь знаменитый Олимпийский стадион. История его строительства также необыкновенна. Согласно проекту, стадион должен был находиться именно там, где жил Тимофей. Он, однако, остался непоколебимым и сказал: «Я не уйду. Матерь Божья указала мне это место». Возник конфликт, разрешить который взялся господин Бениш, руководитель проекта. Долго они тогда с архитектором беседовали, и выпили даже вместе по маленькой. Уходил Бениш от Тимофея уже с другими мыслями. Но нужно было заручиться поддержкой города.
Тимофей Прохоров пережил свою Наташу больше, чем на три десятка лет. Он умер в 2004 году, когда ему стукнуло 110 лет. На прощании было много народа. Немцы и русские. Православные и католики. Дети и взрослые. Надо сказать, что со временем немцы прониклись к старику таким уважением, что не просто внесли его в список «самых пожилых жителей Мюнхена», но и дали-таки ему вид на жительство! Правда, почти перед самой смертью. Отпевал Тимофея отец Николай, протоирей Мюнхенского Православного Храма. Так вспоминает он о знаменитом мюнхенском старце:
Взято у Лены Лаудэ и из других открытых источников
Новое в блогах
Дедушка Тимофей из-под Мюнхена
Дедушка Тимофей из-под Мюнхена
Он родился 22 января в 1894 году в станице Бахаевской на Дону. В лихие годы после Гражданской войны советская власть раскулачила его, и он, спасаясь от преследования чекистов, подался со своей семьей в город Шахты. Там до войны он занимался извозом угля на шахте «Завет Ильича» в городе Шахты. За помощь с углем благодарили его кто как мог. Во время оккупации мало что изменилось.Тимофей развозил уголь, а свободное время проводил в семье. Зимой 43-го, когда австрийские части Вермахта отступали с территории Донбасса, Тимофея мобилизовали в обоз вместе с его двумя ломовыми лошадьми.
В 1952 году они дошли до немецкого Мюнхена. Американская союзная авиация превратила город в руины. Большой разрушенный аэродром стал местом городской свалки, куда свозили остатки разрушенных домов. Материала для строительства было много, и донской казак Тимофей с Натальей начали строительство церквушки прямо на месте свалки. Много раз лишенные фантазии немецкие чиновники пытались снести церковь, в которой видели лишь «самовольную постройку». Защищал свое детище донской казак решительно. Мюнхенские бюрократы устали с ним бороться, плюнули и оставили Тимофея в покое. Так он и жил здесь. По-немецки не говорил. Немецкое гражданство не принимал. Выращивал овощи и фрукты, разводил пчел. Построил себе казачью хатку.
Рядом с церковью раскинулся теперь знаменитый Олимпийский стадион. История его строительства также необыкновенна. Согласно проекту, стадион должен был находиться именно там, где жил Тимофей. Он, однако, остался непоколебимым и сказал: «Я не уйду. Матерь Божья указала мне это место». Возник конфликт, разрешить который взялся господин Бениш, руководитель проекта. Долго они тогда с архитектором беседовали, и выпили даже вместе по маленькой. Уходил Бениш от Тимофея уже с другими мыслями. Но нужно было заручиться поддержкой города.
Тимофей Прохоров пережил свою Наташу больше, чем на три десятка лет. Он умер в 2004 году, когда ему стукнуло 110 лет. На прощании было много народа. Немцы и русские. Православные и католики. Дети и взрослые. Надо сказать, что со временем немцы прониклись к старику таким уважением, что не просто внесли его в список «самых пожилых жителей Мюнхена», но и дали-таки ему вид на жительство! Правда, почти перед самой смертью. Отпевал Тимофея отец Николай, протоирей Мюнхенского Православного Храма. Так вспоминает он о знаменитом мюнхенском старце:
Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел
Есть в Мюнхене особая церковь – она не блещет великолепием, а над проектом ее строительства не корпел великий архитектор. Церковь построил русский старец Тимофей. Девять лет назад он умер, а легенда живет по сей день.
Может, и не была бы Церковь Примирения Востока и Запада примечательна, если бы не история ее строительства. А соорудил ее русский еремит Тимофей Васильевич Прохоров, или, как называли его в Баварии, батюшка Тимофей. И было ему на то Божье видение. По крайней мере, так говорится в легенде.
Основоположник немецкой церкви родом из Ростовской области. Когда именно батюшка Тимофей появился на свет, достоверно неизвестно. Предполагается, что это был январь 1894 года. Во время Второй мировой он зарабатывал на хлеб тем, что развозил по домам жителей оккупированного города уголь. А когда немцы стали отступать перед Красной Армией, они заставили его вывозить на своей повозке раненых. Не дали даже перед отъездом попрощаться с беременной женой и детьми. Супругу с тех пор он не видел, а вот дети приезжали много лет спустя в Германию – повидаться с отцом.
Немецкие солдаты отпустили Тимофея только в Ростове. И было там ему видение Богородицы, повелевшей ему идти на Запад и построить там церковь. И Тимофей отправился в путь.
Проскитавшись много месяцев, он добрался до Вены и решил, что возведет свою церковь там – но местные власти строительство категорически запретили. И тогда вновь явилась Богородица и сказала: «Иди в Мюнхен и строй там». Монах послушался, но из Вены они уходили уже вдвоем: там он встретил Наташу – любовь всей своей последующей жизни. Они познакомились на железнодорожном вокзале. Позже старец говорил, что Наташа была помощницей, посланной ему с небес. Это был 1952 год.
В Мюнхене Тимофей с Наташей обосновались неподалеку от взлетного поля аэропорта Обервизенфельд. Это место указала старцу Божья матерь в 14-й день Поста. Чета сразу же приступила к строительству: они возвели жилой дом и часовню, а позже – и саму церквушку. Строили из того, что было под рукой – неподалеку как раз была свалка, на которую свозили груды мусора, образовавшегося после бомбежек. Сложнее было с куполом. Это в России купола кроют чистым золотом, а у отшельников была в распоряжении только фольга. С ее помощью и посеребрили маковку.
К летней Олимпиаде эту местность присмотрели городские власти: они решили провести аккурат на территории церкви трассу для конно-спортивных соревнований. За батюшку Тимофея вступились всем миром, и в итоге чиновники строительство перенесли в сторону. После этого события городские газеты вышли с заголовками: «Первый победитель Мюнхенской олимпиады», а за Тимофеем закрепилось прозвище «олимпийского еремита».
В этом же «олимпийском» году Тимофей, наконец, женился на Наташе. А спустя пять лет она умерла. Ей было 82 года. Последним желанием спутницы батюшки Тимофея было быть похороненной рядом с их церковью – но еремит так и не смог добиться на это разрешения от чиновников. Фактическое захоронение находится на одном из городских кладбищ, а на том месте, что указала Наташа, старец устроил символическую могилу.
Меж тем, время шло, Тимофей, завоевавший людскую любовь, стал считаться «символом города Мюнхен». Ведь он дожил до 110 лет и был на тот момент еще и самым пожилым горожанином. Его церквушка и сегодня считается достопримечательностью Мюнхена. А обербургомистр баварской столицы Кристиан Уде, бывавший у старца, окрестил ее однажды «самой очаровательной из незаконных городских построек». Беседовали с батюшкой Тимофеем и другие знаменитые личности. Среди них был, например, архитектор Фриденсрайх Хундертвассер.
Люди до сих пор не решили, кто был этот батюшка Тимофей. Святой? Или просто долгожитель? Но то, что церковь магическая – зайдешь, и сразу окутывает тебя спокойствием и умиротворения – это признают все.
Христиане Востока и Запада нуждаются друг в друге
Русская Церковь призывает христиан объединиться перед общими мировыми угрозами.
Делегация Московского Патриархата приняла участие в совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии (ЕЦГ), проходившей в Мюнхене и посвященной 70-летию окончания Второй мировой войны. Делегацию возглавил председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский Иларион.
На конференции приводились примеры христианских дел милосердия и мученических подвигов во время войны, а также вклада христианских церквей в послевоенное примирение России и Германии. Митрополит Иларион обратился к памяти жертв минувшей войны, среди которых были представители всех конфессий и религий. Он остановился на наследии казненного фашистами протестантского богослова, пастора Дитриха Бонхёффера. Подчеркивалось, что в первую очередь именно церкви в наших странах приняли на себя долг служения примирению.
Президент Народного союза Германии по уходу за воинскими захоронениями Маркус Мекель считает, что одной из общих задач для христианских церквей и общин России и Германии является сохранение могил павших воинов в обеих странах.
Также на конференции обсуждались отношения между христианами Востока и Запада, точки соприкосновения и различия. К сожалению, даже в рамках сугубо научного мероприятия разногласия между церквями выглядели достаточно остро.
По окончании конференции все ее участники посетили музей-мемориал «Дахау». Память замученных в этом скорбном месте почтили в мемориальной протестантской «Церкви примирения» и в православной часовне-памятнике в честь Воскресения Христова, где была совершена заупокойная лития.
Справочно
По материалам Синодального информационного отдела Московского Патриархата