храм романа чудотворца в москве
Москва: от креста ко кресту. Таганка
Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.
Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.
В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.
Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.
Сила в немощи
Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.
Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».
В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…
Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.
Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923–1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.
Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.
Афон в центре столицы
Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.
Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Христе. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…
Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.
Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.
Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.
Главное — жизнь души
В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телесные силы. В 1907–1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.
Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».
В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…
Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 21 (569)
Чудотворные иконы в Москве
Чудотворные иконы в Москве: где находятся?
Чудотворная икона — это иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера. Образ признается чудотворным после удостоверения духовными властями, случаев чудесной помощи по молитвам перед иконой. В Москве множество храмов, где верующие могут помолиться перед чудотворными иконами и получить по вере своей помощь, исцеление и утешение.
Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери очень почитаема в России, особенно в Москве, так как чудо именно от этой иконы помогло освободить город от польских интервентов в 1612 году. В Москве на Красной площади находится Казанский собор, посвященный этой иконе. Перед иконой молятся об исцелении от болезней, о защите дома от бедствий, о рождении детей, об избавлении от вражеских нашествий. Этой чудотворной иконой венчают молодых, ее помещают возле детских кроваток.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
По преданию зимой 1941 года, во время наступления немцев на Москву, Сталин приказал облететь на самолёте с этой иконой вокруг города. Вскоре после этого Красная Армия перешла в успешное наступление. Перед иконой молятся о прозрении слепых, об исцелении детей, о защите от нашествия иноплеменников. Чудотворная икона Божией Матери находится в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.
Владимирская икона Божией Матери
С давних пор эта икона считается святой покровительницей и заступницей Руси. Согласно преданию ее написал евангелист Лука. Перед ней венчали на царство русских правителей, избирали первосвятителей. Трижды образ спасал Русь от нашествия врагов. Перед чудотворной иконой молятся об укреплении веры, об исцелении от недугов (особенно от болезней глаз и сердца), о мире и благополучии в семье. Перед этой иконой молились во времена эпидемий и смуты. Владимирская чудотворная икона Божией Матери — это наша национальная святыня, перед которой возносят молитвы о благополучии страны. Находится она в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Чудотворная икона «Утоли моя печали»
Явление образа произошло в 1640 году, тогда молитва перед ней исцелила тяжелобольную женщину. Перед иконой молятся о преодолении физических и душевных немощей, об укреплении веры, об избавлении от пагубных страстей. Люди обращаются к иконе в надежде на заступничество Матери Божией, способной утолить всякие печали. Она находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе.
Икона «Нечаянная радость»
В старину «нечаянной радостью» называли радостное событие, на которое уже и не надеялись. Чудотворный образ прославился многими исцелениями. Перед ней молятся о пропавших без вести, о прощении грехов, о здоровье и счастье детей. Она находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
Чудотворная икона «Милостивая»
Перед этой иконой бесплодные пары молятся о рождении ребенка. Молитва перед иконой помогает в исцелении больных, в обретении семейного счастья. Верующие обращаются и с просьбой помочь своим заблудшим родным. Икона находится в Зачатьевском Ставропигиальном женском монастыре. Сестры монастыря в специальной книге записывают многочисленные свидетельства чудесной помощи иконы в самых различных ситуациях.
Икона Божией Матери «Всецарица»
Чудотворная икона в Москве — это список иконы XVII века. Оригинал хранится в Ватопедском монастыре. Перед образом молятся об исцелении от онкологических заболеваний, о защите от колдовства. Икона находится в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Икону почитал преподобный Серафим Саровский. Перед ней молятся об исцелении.
Список Казанской иконы Божией Матери
Перед этой иконой молятся вступающие в брак.
Икона «Млекопитательница»
Перед этой чудотворной иконой молятся кормящие матери, беременные женщины о благополучном разрешении от бремени. Эти три иконы находятся в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.
Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
Перед чудотворной иконой в Москве молятся страдающие телесными и душевными немощами.
Икона Божией Матери «Иерусалимская»
Перед этим образом просят о защите от пожара, об исцелении от слепоты, паралича. Обе иконы находятся в храме во имя пророка Божия Илии в Черкизово.
Чудотворная икона Николая Чудотворца
Николай Чудотворец — один из самых любимых и чтимых Святых на Руси. В Москве много храмов, где есть иконы этого Святого. Самый известный чудотворный образ находится в Храме Христа Спасителя. Эта чудотворная икона необычна тем, что она украшена аппликациями из полудрагоценных камней. Россия получила эту икону в дар от Италии. Николай Чудотворец считается покровителем моряков и путешественников. Перед образом молятся во всех трудных жизненных ситуациях.
Новоспасский Мужской Монастырь
Новоспасский монастырь был основан в 13 веке святым князем Даниилом Московским, сыном князя Александра Невского. Изначально монастырь был основан на месте, где сегодня расположен Данилов монастырь, потом, сын Даниила, Иван Калита, ставший великим князем в 1328 году, перенес монастырь на Боровицкий холм, ближе к своему дворцу.
В период правления княза Иоанна III, по инициативе его супруги Софии Палеолог, была начата постройка обширного великокняжеского дворца. Спасский монастырь мешал строительству, и его решили перенести на Васильевский стан на берегу Москвы-реки. По своему новому месторасположению, Спасский монастырь стал называться монастырем Спаса на Новом (месте) или Новоспасским. Новое место для монастыря было выбрано не случайно — на этом месте Василий Темный стоял против татарского хана.
Изначально, все постройки монастыря были деревянными, только храм в честь Преображения Господня, заложенный в 1491 и освященный в 1497 году был каменным. При Иване Грозном монастырь превратился в неприступную крепость — были усилены крепостные стены с башнями, и проведены прочие работы, в том числе, вырыт ров.
Вид на монастырь с площади Крестьянская застава.
Монастырь сыграл немаловажную роль в защите Москвы от нападения татар. В 1521 году монастырь оборонялся от набега хана Махмет-Гирея, в 1571 году к его стенам подступил Давлет-Гирей. По врагам били из пушек и вели ружейный огонь, как с крепостных башен и стен, так и из нижних бойниц. По тревоге, стрельцы поднимались на стены к бойницам, а монахи разводили костры и готовили кипяток или горячую смолу, что бы вылить ее со стен на подступающих врагов. При обороне Москвы от хана Казы-Гирея в 1591 году, Новоспасский монастырь стал рубежом, далее которого татарской войско уже не смогло пройти. Крымская орда понесла в этом бою огромные потери, и с тех пор уже не подходила в Москве.
Однако воинские подвиги монастыря на этом не закончились. В начале 17 века монастырь выдержал осаду польских войск. «У стен Новоспасского в 1612 году князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы».
Вид на Спасо-Преображенский собор с площади Крестьянская Застава.
В 1613 году после вступления на престол царя Михаила Федоровича Романова, в истории Новоспасского монастыря началась эпоха процветания. В далеком 1498 году рядом с храмом Преображения Господня был похоронен предок Романовых, основатель династии — боярин Василий Захарьин, а позже и другие представители рода Романовых. К их могилам в определенные дни совершались царские «выходы». Монастырь стал местом великокняжеского и царского богомолья. Российские государи покровительствовали обители на протяжении всей ее дальнейшей истории. Даже Петр I, не испытывающий особой «любви к монастырям», велел в 1689 году украсить собор росписями, а в 1717 году отлить тысячепудовый колокол.
Вид на Спасо-Преображенский собор и Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Благодаря царским пожертвованиям, к концу 17 века Новоспасский монастырь стал одним из богатейших в Москве. Однако, после переноса столицы в Петербург, монастырь постепенно стал приходить в упадок. Здания монастыря сильно пострадали от многочисленных пожаров, часть из них сгорела дотла. При Екатерине II монастырь лишился своих поместий. Во время эпидемии чумы в 1771 году монастырь стал карантинной зоной, куда стекались жители Москвы и окрестностей.
Вид на Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1913 году, в год 300-летия Дома Романовых, монастырь в третий раз посетил Николай II. В начале века монастырь становится центром религиозно-нравственного просвещения населения, простые люди обучались грамоте, проводились миссионерские занятия.
Купол Спасо-Преображенского собора.
Вид на Спасо-Преображенский собор.
После войны, на территории уцелевшего монастыря располагались различные учреждения, в том числе, в Знаменском храме был медвытрезвитель. В 1986 году территория храма была освобождена, и был создан «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», что явно лучше, чем расстрельный лагерь и вытрезвитель.
Вид на Спасо-Преображенский собор из-под арки Колокольни.
4 декабря 1990 года, ровно 500 лет спустя закладки Спасо-Преображенского собора, Новоспасский монастырь был возвращен Московской Патриархии.
Небольшой колокол на Спасо-Преображенском соборе.
Храмы и постройки Новоспасского монастыря.
Спасо-Преображенский собор (1645—1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)
Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900—1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, воссоздан в 1995—2002 гг.).
1491 году Иоанн III заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645—1647 гг. над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.)
Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673—1675 гг. храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году. Храм освящали 3 раза. Впервые — по завершению строительства — в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз — в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых (1795 г.).
Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на средства графа Шереметьева, на месте церкви начала XVII века. Строительство велось по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В. И. Баженова. Знаменский храм стал усыпальницей графов Шереметевых. В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н. П. Шереметева. В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых — преподобного Романа Сладкопевца.
В 1812 году французы превратили храм в конюшню, а при Советской власти тут была женская тюрьма, потом исправительно-трудовой лагерь. В тридцатые года, во время репрессий, в храме рассреливали людей. После войны храм превратили в медвытрезвитель.
Храм святителя Николая Чудотворца, бывший больничный, братский (1652 г.).
В северо-западном углу братских келий стоит одноглавый храм во имя святителя Николая. Храм был построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице. В подвальном этаже под церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, куда сажали преступников. После революции Никольский храм не закрывался вплоть до 1926 года, дольше других храмов. В 30-е годы храм превратили в склад конфискованной мебели и картофелехранилище.
Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
Инокиня Досифея умерла 4 февраля 1810 года. На отпевание прибыла вся знать во главе с главнокомандующим Московским гарнизоном гр. Гудовичем, присутствовали генералы, сенаторы и прочие. Инокиню Досифею похоронили справа от ворот у стены. На плите написали: «Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет, а скончавшейся февраля 4, 1810 года. Всего ея жития было 64 года. Боже, всели ее в вечных Твоих обителях!» В 1910 году на могиле поставили частовню.
Часовня 300-летия дома Романовых.
В 1913 г. в России торжественно отмечалось 300-летие царствующей династии. В Новоспасском монастыре, исторически тесно связанном с домом Романовых, это событие отметили строительством часовни. Небольшая, квадратная в плане шатровая часовня в псевдорусском стиле расположена у северной стены Спасо-Преображенского собора.
Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
На территории Новоспасского монастыря находится крест — памятник Великому князю Сергею Александровичу Романову, убитому в 1905 году на выезде из Кремля. Изначально крест-памятник был установлен на месте гибели генерала-губернатора Москвы С. А. Романова. В советское время был разрушен. Крест-памятник был восстановлен на новом месте в 1998 году, он выглядит так же, как и стоявший ранее на месте гибели С. А. Романова, выполненный по эскизам художника В. М. Васнецова.
Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век).
Колокольня была построена в 1759–85 годах зодчим Иваном Жеребцовым. После смерти он был погребен в первом ярусе колокольни. В середине 18 века были построены первые два этажа колокольни, затем, в связи с нехваткой средств, ее строительство было приостановлено на 20 лет. Когда колокольня была достроена, то на средства московского купца Васильева, была позолочена ее глава. Общая смета постройки — около 80 тысяч рублей, сумма, по тем временам, очень внушительная. Высота колокольни 80,41 метра, что лишь немногим ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, высота которой составляет 81 метр. Во втором ярусе колокольни, в 1787 году, на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной, был устроен храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского.
В 1812 году с храме выгорели все деревянные части, и каменные своды обрушились, в следствие падения двух колоколов весом 1100 и 425 пудов. Четыре года спустя колокольня и храм были восстановлены. На верху колокольни установлены часы с боем, в основании — главные ворота монастыря.
Крепостные стены монастыря (XVII век).
В 1640 году, по указу царя Михаила Федоровича, деревянная стена была заменена на каменную. Стена, высотой 7,5 метров, толщиной в два, длинной 650 метров в восемью башнями, была оборудована множеством бойниц разного предназначения. Каменщики, строящие стену, поселились вблизи монастыря, и образовали слободу под названием Каменщики, именно она дала название двум улицам Москвы, ведущим от монастыря к Таганской площади — улицы Большие и Малые Каменщики.
Башни монастыря (XVII век).
Помимо военных функций, в мирное время, башни использовались по хозяйству — в них были кладовые, мастерские, и жилье служителей монастыря.
Братский корпус (XVII век).
В 1619 году, Патриарх Филарет «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келийное строение денег сто рублей». На эти средства был построен корпус келий, в котором разместились баня, пекарня, кухня и прочие помещения.