храм рождества богородицы в подмоклово серпуховского района
Богородицерождественский храм с. Подмоклово
Престольный праздник: Рождества Богородицы (21 сентября)
Настоятель: протоиерей Дионисий Витальевич Крюков, 1969
Святыни храма: на приходе особо почитается Владимирская икона Божией Матери в память об избавлении села от эпидемии холеры в 1848 г.
При храме существует библиотека, действует благотворительная столовая.
Из истории
В 1714 г. князь Григорий Федорович Долгоруков в своем селе Подмоклове начал сооружение каменного храма Рождества Богородицы. Закончил строительство внук Г.Ф.Долгорукого князь Николай Сергеевич Долгоруков. Храм был освящен в 1754 г.
По некоторым предположениям, автором проекта является итальянский архитектор Карло Фонтано. Редкий по красоте и оригинальности замысла, храм стоит особняком в русской архитектуре XVIII в. и отражает черты западноевропейского барокко. Он имеет форму ротонды с пристроенной аркадой. На балюстрадах аркады на западный манер были установлены скульптуры 12-ти святых апостолов, выполненные местными мастерами. Храм украшен искусной резьбой по камню.
В советское время храм закрыли, внутреннее убранство уничтожили, здание использовали как склад. В 1993 г. — возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время совершаются регулярные богослужения, ведутся восстановительные работы.
Точка наблюдения 414. Необыкновенная история храма Рождества Богородицы в селе Подмоклове.
На майские, кроме Питера, посетил еще и будущее родное село Подмоклово Серпуховского района.
Храм наш, отмечающий в этом году 300-летие начала строительства, спрятался под лесами.
А начиналось все гораздо раньше:
Но времена оны не оставили нам достоверных письменных источников, так что документированная история начинается с.
1628-29г.
«Первое по времени упоминание о церкви Рождества Богородицы в с. Подмоклом: деревянной, с приделом во имя Святителя Николая,
построенной владельцами села кн. Голицыными.»
1709 г.
Княгиня Мария Ивановна Долгорукова (ур. Голицина, ум. после 1735г., в монашестве Маргарита) составила завещание, по которому
с. Подмоклое, бывшее ее приданным в браке с кн. Григорием Федоровичем, должно перейти к ее сыну кн. Сергею Григорьевичу.
1716 г.
Управляющим кн. Г.Ф. Долгорукова С.Г. Брянчениновым, для достройки храма в с. Подмоклово приглашается уроженец Амстердама Елизарий
Давидов сын Краффорт (Краферман) – как оказалось впоследствии, простой каменщик, выдававший себя за архитектора. Он осмотрел
начатое здание и нашёл «расседины», уже появившиеся в стенах, неопасными – вскоре же после его отъезда постройка развалилась
Вместе с этим, согласно документу 1735 г., именно 1716 г. был началом строительства нынешнего церковного здания.
1717 г. 28 мая
Кн. Г.Ф. Долгоруков заключил новый подряд на строительство каменной церкви в с. Подмоклово – с каменщиком московской Каменной
слободы Андреем Антоновым сыном Опуриным и крестьянами Александровой пустыни дер. Поповской Ярославского
уезда Алексеем Дмитриевым «с товарищи»: 49 чел.
5 мая
Им же заключен подряд с московскими государевыми записными (т. е. высшей квалификации) каменщиками Иваном Ивановым сыном Каландиным
с 10-ю товарищами и, кроме того – с 26-ю крестьянами г. о. из Ярославского и Костромского уездов – на строительство храма в с. Подмоклово,
согласно имеющимся чертежам и под руководством «иноземца капитана Андрея Шульца»
1720 г. 9 апреля
Им же заключён подряд с записными (высшей квалификации) московского Приказа Каменных дел резчиками Иваном Афанасьевым сыном Зиминым,
Петром Дмитриевым, Дмитрием и Гавриилом Васильевыми, Тимофеем и Кондратием Марковыми и Иваном Петровым сыном Говором – на работы
по украшению церковного здания в с. Подмоклово резьбою и скульптурами свв. Апостолов и Евангелистов.
1723 г. 15 августа
Смерть кн. Г. Ф. Долгорукова. Строительство церкви останавливается.
1725 г.
После смерти отца и, вероятно, пострига в монашество матери кн. Сергей Григорьевич Долгорукий наследует три четверти с. Подмоклое.
По документам 1730-1731гг. за ним числился 41 двор. При нем почти уже законченное строительство местной церкви совершенно заброшено.
В 1730г. стеклянные окончины, приготовленные для нее, так и не вставлены и стоят в чулане дома. Из 50 дворовых людей 30 отправлены
в другие имения – Горенки и Хатунь, приобретенные благодаря тесному сближению кн. Долгоруковых с Петром II. С. Подмоклово не вызывает
прежнего интереса у наследника.
1730 г.
Воцарение Анны Иоанновны. Кн. Долгоруковы подвергаются опале; их имения, в т. ч. Подмоклово конфискованы и отнесены к дворцовым владениям.
Осиротелые крестьяне испытывают притеснения от соседних помещиков.
1742 г. июнь
Церковь Рождества Богородицы в с. Подмоклово упомянута в числе приходов Серпуховского духовного правления – хотя с. Подмоклово
и впоследствии относилось к Тарусскому уезду (1754 г.), а затем к Алексинскому уезду Тульского наместничества (1770 г.).
1770 г.
Имение принадлежит Затрапезнову Алексею Ивановичу. Очевидно, после смерти единственного сына Петра Николай Сергеевич продает имение.
1785 г. 3 июля
Епископом Коломенским и Каширским Феодосием дана храмозданная грамота на строительство колокольни при храме Рождества Богородицы в
с. Подмоклово. Это строительство велось крайне медленно, к 1853 г. был готов только нижний ярус колокольни, над которым на столбах были
вывешены колокола.
1786 г. декабрь
В Алексинском уезде село Подмоклово упоминается как вотчина поручика Фадея Петровича Тютчева
1789 г.
Село Подмоклово переходит к его сыну гвардии поручику Петру Фадеевичу Тютчеву
1806 г. 20 июня
Гвардии поручик Петр Фадеевич Тютчев объявлен безумным. Его имения в Подольской и других губерниях, в том числе и с. Подмоклово,
по Указу Московского Губернского Правления состоят под опекой. Среди опекунов его сестра штабс капитанша Анна Фадеевна Лишкевичева
(ур. Тютчева). В 1813г. он владел 2895 душам мужского пола. В 1833 г. с. Подмоклово значится за ним.
1848 г.
С этого времени в приходе с. Подмоклово особо почитается храмовая икона Владимирской Божьей Матери: как защита от холеры;
ежегодно в день памяти этой иконы, 23 июня, после утрени проводился Крестный ход.
Общий вид с востока
2-я пол. XIX в.- 1910-е гг.
С. Подмоклово куплено у Васильчиковых серпуховским фабрикантом Петром Трофимовичем Рябовым, затем перешло к его сыну Николаю Петровичу.
1853 г.
Епископом Тульским и Белёвским Димитрием разрешено в с. Подмоклово местным священно- и церковнослужителям, церковному старосте
и прихожанам помещикам Васильчиковым достраивать колокольню с предназначением в нижнем её этаже придельного храма во имя Владимирской
иконы Богоматери.
1861 г.
Церковь Рождества Богородицы в с. Подмоклово обнесена каменной оградою с воротами в формах «русского национального стиля».
1870 г
В с. Подмоклово открыта земская школа.
Кстати, не её ли развалины мы обнаружили в другом конце села? Можно ли по кладке стен и оконных проемов достоверно датировать годы постройки?
1882 г. 11 мая
Архиепископом Тульским и Белёвским Никандром, по прошению церковного старосты с. Подмоклова Т.И. Каштанова,
разрешено ему, на собственные средства, окрасить и расписать «картинами священно-историческими» внутренние стены храма.
1898 г. 23 января
Указом Тульской Духовной Консистории служителям, старосте и прихожанам Богородицерождественской церкви с. Подмоклова
вменяется разобрать обветшавшую недостроенную колокольню при храме и обратиться к сооружению новой звонницы как к
первоочередной задаче.
Внешний вид церкви Рождества Богородицы в с. Подмоклово.
Дата: 1890-е гг.
Автор: И. П. Никитин, личный фонд Якушевых.
1900 г.
В газете «Северный курьер» (Санкт-Петербург) – в ряде публикаций обсуждается изображение Страшного суда в притворе,
а внутренней стене паперти Богородицерождественского храма с. Подмоклово: присутствие там фигуры грешника с портретными
чертами поэта М.Ю. Лермонтова.
А вот и он, крайний справа внизу 🙂
«Фотография фрески сделана бывшим заведующим научно-технического отдела Пущинского научного центра Агавеловым В.Г.
по просьбе местного краеведа Беспалова Ю.В. в Музее истории религии и атеизма г. Ленинград по официальному письму
администрации города к Музею в 1980-х годах в Казанском соборе. Сейчас она хранится в фондах Государственного музея
истории религии в С.-Петербурге.»
1903 г.
При храме с. Подмоклово построена каменная, покрытая железом звонница фундаментом 2 х 2 сажени (4,26 х 4,26 м) и высотою 6 сажен (12, 78 м).
Она была разобрана в 1930-е гг.
Церковь с. Подмоклово (с колокольней и воротами)
Фотография начала 1920 г. (Пересъемка с частного собрания)
Церковь села Подмоклаго Тульской губернии (1754 г.)
Фото Поленова В.Д. 1913 г.
опубликовано в журнале «Старые годы» №12 1913 г.
Церковь с.Подмоклово
Фото 1914 г. (с народом)
1930 г. 6 января
При реорганизации административно-территориального деления СССР: образовании областей, с. Подмоклово,
прежде Алексинского уезда Тульской губернии, отнесено к Серпуховскому району Московской обл
1931 г. 14 октября
Общее собрание жителей с. Подмоклово по вопросу о закрытии церкви и использовании её здания под клуб местного колхоза.
Большинство собравшихся поддерживает это решение – однако были и возражавшие. О Богородицерождественской церкви известно,
что в то время она «работает без попа».
1932 г.
28 февраля
Постановление президиума Серпуховского горсовета о закрытии церкви с. Подмоклово
2 июня
Постановление президиума Московского областного исполнительного комитета Советов, утверждающее предыдущее постановление.
14-17 июня
Группа верующих с. Подмоклова подаёт в Мособлисполком Советов жалобу на закрытие местной церкви.
20 октября
Постановлением президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов постановление Мособлисполкома от
2 июня 1932 г. отменяется, храм с. Подмоклово оставлен в пользовании верующих.
1934 г. январь февраль
По требованию Постоянной комиссии по вопросам культа при президиуме Всероссийского центрального исполнительного комитета
Советов стенная роспись «Страшный суд» из притвора Богородицерождественской церкви с. Подмоклово изъята из храма и передана
реставрационным мастерским. Ныне она находится в фондах Государственного музея истории религии, в С.-Петербурге.
1935 г. 20 марта
Богородицерождественская церковь с. Подмоклово решением Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов взята
на государственную охрану как историко-культурный памятник.
1940 г. ноябрь
По извещению руководства Серпуховского музея: о том, что Подмокловский сельсовет, в чьём распоряжении находится недействующая
сельская церковь, не только не обеспечивает её сохранности, но и чинит разорение храмового убранства – Музейно-краеведческий
отдел Наркомата просвещения РСФСР обратился к Мособлисполкому с просьбою принять срочные меры против этих злоупотреблений.
Актом, составленным 28 ноября комиссией во главе с работником Серпуховского музея Петром Николаевичем Соловьёвым
(вероятно, уроженцем с. Подмоклово), зафиксированы неудовлетворительное состояние церковного здания: протекание крыши,
разбитые окна, осыпь штукатурки; самочинная разборка сельсоветом иконостаса, вывоз и выброс им церковной утвари, книг и
архивных документов.
При этом необходимые работы по приспособлению церковного здания под сельский клуб так до того времени и не проводились.
Церковь в Подмоклово заброшена: здание, вплоть до балюстрады паперти заросло кустарником – что видно по фотоснимку Петухова А.И.
Начало 1980-х гг
Церковное здание в с. Подмоклово подверглось нападению неизвестных вандалов – сбросивших статуи Апостолов Андрея и Иакова,
Евангелистов Иоанна, Марка и Луки с высоты паперти на землю – вследствие чего скульптуры разбиты на куски.
1988-1995 гг
Пять повреждённых вандалами статуй, украшавших храм с. Подмоклово, восстановлены во Всероссийском художественном
научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря: реставраторами Антоняном А.С, Любченко Ю.А., Черемхиным В.А.
(Ныне они находятся в фондах СИХМ и хранятся в Троицком соборе г. Серпухова. Стоит вопрос об установке на здании храма их копий).
1992 г.
Храм Рождества Богородицы с. Подмоклово передан в пользование Русской Православной церкви.
«Подмосковная Италия»: красивейшая церковь и легенда о царской свадьбе
Старинное село Подмоклово расположилось на границе Московской и Тульской областей на правом берегу Оки. Собственно, название как раз и происходит из-за весенних разливов этой реки, когда село заливалось и подмокало.
И как же такой красавице, совсем не обычной по архитектуре для Московской области, стоять без легенд?
Рассказывают, что в этой церкви должен был венчаться 15-летний император Пётр II, внук своего великого тёзки.
Почему же якобы здесь должно было пройти венчание? Потому, что Подмоклово принадлежало князю Григорию Долгорукову, сподвижнику Петра l и кузену Екатерины. По его заказу и была построена церковь.
От усадьбы Долгоруковых, кроме храма, сейчас мало, что осталось. Главный дом не сохранился, постройки разрушились, сады одичали. Кое-то время перед революцией в качестве усадебного дома использовался вот этот флигель усадьбы времён Екатерины, но сейчас и он не в лучшем виде.
Правда, я читал, что усадьба сдана в аренду за символическую цену с условием восстановления флигеля-усадебного дома, но что из этого выйдет, покажет время.
Проходим заброшенный дом и тут нам показывается она.
Церковь поражает красотой уже издалека! Глядя на эту аллею, я твёрдо решил вернуться в Подмоклово осенью, когда тут будет всё играть яркими красками.
Почему же здесь, довольно далеко от Москвы, появилась постройка, явно своим видом напоминающая Европу?
Князь Григорий Долгоруков бывал по государственным делам за границей, в частности в Италии. Видимо, там так вдохновился местной архитектурой, что приказал построить в своей вотчине храм-ротонду в итальянском стиле.
В 1714 году работы закипели. Говорят, храм построен «по чертежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина«, шведского военнопленного.
Однако в работы сначала вмешался указ Петра о запрете каменного строительства вне Петербурга, а затем и смена зодчего. Произошло это вероятно из-за того, что фон Фикину не хватило квалификации достроить такое сложное сооружение. В итоге за дело принялась артель московского каменщика Ивана Каландина под руководством иностранца Андрея Шульца.
В итоге к моменту смерти Долгорукова в 1723 году храм был почти полностью готовым, но увидеть его действующим князь не успел.
У храма потрясающие декор и скульптуры. Выполнены они артелью резчиков мастера Ивана Зимина. Кстати, это самая ранняя, точно задокументированная работа такого высокого уровня, которую выполнили русские мастера.
Статуи апостолов и евангелистов, словно часовые на своих постах, встречают гостей Подмоклово. Кажется, они охраняют храм.
Если говорить о прототипах этой церкви, то скорее всего это несохранившаяся оратория Санта Мария дельи Анджели во Флоренции (15 век) и Темпьетто архитектора Донато Браманте в Риме (1502 год).
Детали же можно рассматривать долго, обходя храм по кругу.
Скульптурам, как и храму в целом, в буквальном смысле повезло. В 1980 из-за варварского отношения к церкви 5 из 16 статуй были разрушены. Позже их восстановили мастера Реставрационного центра имени Грабаря, но на свои места их вернули только пару лет назад.
Также за последние годы прошла масштабная реконструкция самого храма. Как было «до» легко можно найти в Яндексе, однако результат заставляет восхититься вложенным трудом и быть более уверенным, что уникальному памятнику не грозит гибель.
А прудик здесь, кажется, специально для фотографов)) Чтобы снять и без того архитектурный шедевр в ещё более красочном и парадном виде.
Сейчас храм снова действуют, а на территории вокруг него проходят концерты под открытым небом. Их организаторами выступает семья настоятеля, члены которой имеют консерваторское образование.
Надеюсь, что туристическая слава Подмоклово (учитывая ещё и возможность восстановления флигеля усадьбы) лишь набирает обороты.
А потом пришли времена Анны Иоанновны, когда Долгорукие попали в опалу, а все их вотчины отошли государству. Лишь Елизавета Петровна, спустя 20 лет, возвращает Долгоруковым их поместья.
Внук Григория, Николай Сергеевич Долгоруков, получает Подмоклово и в 1754 году достраивает храм. Спустя 40 лет после начала работ красивейшую церковь наконец освящают. До 1930-х годов она была действующей, пока не была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды.
Обязательно побывайте в Подмоклово!
Вокруг тихо, зелёно и уютно. Приезжайте вечером, когда свет станет мягким и вокруг всё будет в ещё более запоминающимся виде.
Гарантирую, что от всего этого точно улучшится настроение, а может быть придут в голову и ещё какие мысли. Может найдётся ответ на давно мучающий вопрос или подскажется наиболее оптимальный путь его решения.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Подмоклово)
Мiръ Россия Московская область деревня Подмоклово Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Подмоклово)
Церковь Рождества Богородицы — наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени от первой половины XVIII века ротонд. Важность церкви состоит ещё и в том, что, в ходе научных изысканий по изучению церкви, было доподлинно установлено, что работы по декоративной резьбе и созданию скульптур были выполнены русскими мастерами под руководством Ивана Афанасьева Зимина.
Один из подмосковных православных храмов начала XVIII века, которые обозначили радикальный разрыв с древнерусской архитектурной традицией. Вотчинный храм князя Григория Фёдоровича Долгорукова представляет собой двусветную ротонду, в современном итальянском стиле, более радикальном чем голицынское барокко, перекрытую высоким куполом с люкарнами и световым барабаном, завершённым полусферой. Ротонда окружена шестнадцатипролётной аркадой, на которой установлены выполненные в человеческий рост, статуи двенадцати апостолов и четырёх евангелистов. Построен в 1714 — 1722 годах в усадьбе Подмоклово Городецкого стана Тарусского уезда Калужской губернии (ныне деревня Серпуховского района, Московской области). Архитектором храма на начальном этапе был Лоренц фон Фикин, основные работы по строительству храма были выполнены Андреем Шульцом.
Содержание
История [ править ]
Первое упоминание церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово содержится в тарусских писцовых книгах от 1628 — 1629 годов. В книгах церковь значится как «деревяна клецки» с приделом святителя Николая.
Заказчиком нового каменного храма стал князь Григорий Фёдорович Долгоруков — успешный дипломат, ближайший сподвижник Петра I. Идея создания храма пришла к Г. Ф. Долгорукову, вероятнее всего, во время его поездок по странам Европы в составе «Великого посольства» в 1697—1699 годов. Вместе с другими сподвижниками Петра Долгоруков побывал в Германии, Голландии, Франции и Италии. Как результат поездки, был написан «Журнал путешествий», авторство которого до сих пор не удалось установить, но в числе претендентов на авторство значится и Долгоруков.
Разрешение на постройку каменного храма на месте обветшавшей деревянной церкви было получено 22 июня 1714 года Указом Митрополита Рязанского и Муромского Стефана. Просителем выступал сам Григорий Фёдорович Долгоруков.
Первый контракт на постройку храма-ротонды был заключён с артелью Андрея Опурина 1 мая 1714 года: «. подрядились они построить из ево товару в Таруском уезде в селе Подмоклом церковь по церклюлю круглую по чертежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина». Лоренц фон Фикин — военнопленный, был квартирмейстером в шведской армии Карла XII.
Но строительство храма было остановлено в том же году с связи с выходом царского указа от 9 октября 1714 года о запрещении во всем государстве кроме Санкт-Петербурга каменного строительства. Остановка строительства храма произошла на уровне перемычек сводов галереи первого яруса.
Однако уже в 1717 году Долгорукову удалось получить разрешение у государя на «достройку» храма и уже 28 мая он заключил новый контракт на строительство с прежней артелью.
Вероятнее всего Лоренц фон Фикин не обладал достаточной квалификацией для строительства столь сложных сооружений. Поэтому 5 мая 1718 года Долгоруков заключил контракт с новой артелью строителей — записного московского каменщика Ивана Каландина, который к тому времени имел большой опыт возведения каменных построек. Руководство строительными работами осуществлял иноземец Андрей Шульц.
Декор храма и скульптуры были выполнены из местного окского известняка. Известняк был поставлен крестьянином Максимом Васильевым из подмосковной деревни Нижнее Мячково к 19 мая 1719 года.
Декоративная резьба и скульптуры храма были выполнены артелью резчиков по камню под руководством Ивана Зимина. Важность этого факта состоит в том, что это самая ранняя, достоверно задокументированная работа такого высокого уровня, выполненная руками русских мастеров. Работы производились непосредственно на месте строительства по рисункам и чертежам заказчика. В пользу этой версии говорит то, что рядом с храмом впоследствии были обнаружены испорченные, вследствие неудачных, каменные блоки.
В 1723 году Г. Ф. Долгоруков умер, так и не дождавшись освящения храма. На момент его смерти храм был почти построен, из невыполненных работ остались только: иконы, иконостас, столярные работы.
Его сын Сергей Григорьевич, которому по наследству перешло село Подмоклово, своей вотчиной не занимался. Строительство храма так и не было завершено, несмотря на то, что он находился на последних стадиях постройки.
В 1730 году после воцарения на троне императрицы Анны Иоановны, род Долгоруковых попадает в опалу. Все вотчины Долгоруковых, в том числе и село Подмоклово переходят в дворцовое ведомство. В связи с чем, храм остаётся недостроенным и его окончательная отделка задерживается на несколько лет. В 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоановны, Долгоруковы вновь становятся владельцами своих бывших поместий, в том числе и своей подмосковной вотчины, села Подмоклово. Внук Г. Ф. Долгорукова, Николай Сергеевич, после вступления во владение селом распоряжается завершить строительство храма, и в 1754 году, после завершения строительных и отделочных работ, подаёт прошение в Синод на имя императрицы Елизаветы Петровны о разрешении освятить храм. В этом же году, после того, как разрешение было получено, храм торжественно освещают.
В 1779 году имение принадлежит Затрапезному Алексею Ивановичу. Вероятнее всего, что после смерти своего единственного сына Николай Сергеевич Долгоруков продал имение Затрапезному.
В 1785 году рядом с храмом началось строительство колокольни. Строительство колокольни так и не было закончено и 1898 году, она была разобрана «по ветхости». В дальнейшем у имения Подмоклово менялись хозяева.
В разное время село принадлежало Тютчевым (1830-ые года), Васильчиковым (с 1840-ые года).
В 1861 году к церкви пристраивают колокольню и каменную ограду с воротами в формах «Русского национального стиля».
В 1875 году уроженец села Подмоклово церковный староста Тимофей Иванович Каштанов, возобновил храм. В 1882 году на его же средства были выполнены работы по росписи храма, а в церковном притворе была выполнена картина «Страшный суд». Картина получила скандальную известность из-за портретного сходства одного из изображённых на картине грешников на М. Ю. Лермонтова.
В 1883—1893 годы храм ремонтировался: заложили часть арочных проемов, галерей и пробили в стенах каналы калориферного отопления. К началу XX века была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркады.
В 1903 году при храме была сооружена каменная звонница, которая была разобрана в 1930-ые годы, в хозяйственных целях.
К началу XX века уже была утрачен балюстрада над карнизом круговой аркадной галереи. В начале 1910 годов было проведены ремонтные работы ненадлежащего качества, в результате чего храм утратил свой прежний вид. Сводчатые арки вокруг церкви были заложены кирпичом, статуи апостолов раскрашены яркими красками.
В конце XIX века приход церкви состоял из 525 мужчин и из 575 женщин. В состав прихода входило село Подмоклово и часть сельца Прокшино. В 1915 году в храме служил один священник и псаломщик.
Последним владельцем усадьбы был серпуховский фабрикант Н.П. Рябов.
Несмотря на проводимую советскими властями политику гонения на церковь, церковные богослужения в храмы выполнялись вплоть до 1936 года. Но уже в 1937 году храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды, как зернохранилище.
В начале 1980-х годов храм подвергся посягательству вандалов, 5 из 16 украшающий храм статуй были разрушены. Впоследствии разрушенные статуи были восстановлены специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Восстановление статуй проводилось с 1988 по 1995 год. Восстановленные статуи хранились в Серпуховском Историко-художественным музее, но в 2016 году были возвращены на свои первоначальные места.
С 1983 по 1994 год здание храма реставрировалась силами специалистов треста «Мособлреставрация». После завершения реставрационных работ у храма были вновь открыты арки кольцевой паперти. После реставрации церкви в ней планировалось организовать музей русской скульптуры, однако уже в 1992 год храм был передан Русской Православной церкви, а с 1993 года вновь стал действующим храмом.
В 2009 году в храме вновь начались реставрационные работы, которые продолжаются уже 7 лет. В этом же году были начаты мероприятия по внесению храма в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2015 году, в ходе аукциона, у усадьбы в Подмоклово определился её хозяин, им стал Дмитрий Малофеев, родной брат Константина Малофеева. Согласно губернаторскому проекту «Усадьбы Подмосковья», в рамках которой и был проведён аукцион, новый хозяин усадьбы обязан к 2022 году полностью отреставрировать здание флигеля. Храм в рамках аукциона реализован не был, так как находится в ведении Русской Православной Церкви.
Описание [ править ]
Архитектурные прототипы храма обнаруживаются в первую очередь в Италии, где наиболее ранним вариантом развития восьмигранной ротонды в 16-столпную кольцевую галерею была несохранившаяся оратория Санта Мария дельи Анджели Ф. Брунеллеско во Флоренции (1427-1436 годы). Архитектурная близость к храму обнаруживается и у Темпьетто архитектора Браманте в Риме (1502 года).
В России, ближайшей аналогии храма, является Знаменская церковь в Дубровицах, которая был построена Борисом Алексеевичем Голицыным, двоюродным братом супруги Григория Фёдоровича Долгорукова, Марии Ивановне Голицыной.
Святыни [ править ]
Особо почитаемая икона в церкви — старинная икона Владимирской Божьей матери.
В честь иконы, по случаю избавления от холеры в 1848 году, ежегодно 23 июня после утрени совершается крёстный ход.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Серпуховской район, село Подмоклово
далее автобусом №28 «Серпухов-Ланьшино» до ост. «Подмоклово»
2. Электричкой «Москва-Тула» до станции «107 км», далее автобусом №28 «Серпухов-Ланьшино» до ост. «Подмоклово»
3. Электричкой «Москва-Тула» до станции «Приокская», далее пешком 6 км
Телефон настоятеля: +7-985-212-70-09 (протоиерей Дионисий Крюков)
Паломнику [ править ]
Летом при храме действует молодежный палаточный лагерь «Подмоклово».
По субботам в 16.00 Всенощное бдение
По воскресеньям в 9.00 Часы, Божественная Литургия
ИСПОВЕДЬ совершается на вечернем богослужении в субботу и в воскресенье с 9.00 до начала Литургии
В двунадесятые праздники (если не совпадает с воскресеньем) служится молебен в 14.00