храм рождества христова уланок

Храм Рождества Христова (Уланок)

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланок

Храм Рождества́ Христо́ва — православный храм в селе Уланок Суджанского района Курской области, построенный в 1851—1862 годах в традициях русско-византийского стиля. Памятник архитектуры регионального значения. Храм Рождества Христова примечателен своими росписями, выполненными во второй половине XIX века и сохранившимися примерно на 70 %, которые оформлены по так называемому сюжетно-повествовательному типу и характеризуются необычным порядком расположения сюжетов — хронологическим, а не в соответствии с годовым литургическим календарём.

Содержание

История [ править ]

Со временем, несмотря на часто производимые ремонты, церковное здание сильно обветшало, к тому же стало тесным для прихожан. Необходимость в сооружении нового здания была очевидной. Как свидетельствует церковная летопись, «желание построить новый храм высказывал ещё священник Кирилл Волошинов, но при своих преклонных летах он не решался приступить к такому трудному и великому делу. «. Новый храм был заложен в 1851 г. Строителями его были священник Павел Петровский, церковный староста капитан артиллерии Петр Иванович Никифоров и казенные крестьяне Роман Герасимович Еременко и Андрей Арсеньевич Волков. Храм строился на средства прихожан и добровольные пожертвования. Строительство длилось 11 лет, 17 сентября 1862 г. храм был освящен Преосвященным епископом Сергием.

Расположенный в центре села, на возвышенном месте, он был окружен каменной оградой и обсажен плодовыми деревьями.

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланок

После опубликования декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. храм продолжал действовать в соответствии с договором, заключенным с Уланковским волисполкомом.

Престолов в церкви два: один, главный, в честь Рождества Христова, другой в приделе, в честь Цареградской иконы Божией Матери. Престол в главном алтаре составлял особую гордость храма. Он был сооружен из трех пород дерева: кедра, певга и кипариса, которые были присланы в храм в 1960 г. из Афонского монастыря (обстоятельства приобретения их подробно описаны в церковной летописи).

Святыней храма, особо почитаемой прихожанами, считалась икона Пасовской, или Цареградской, Божией Матери. Ранее она находилась в доме прихожанина помещика Ивана Федоровича Никифорова и составляла собственность рода Никифоровых. Затем, вследствие чудесного исцеления от этой иконы дочери помещика, к ней с молитвой стали обращаться многие из прихожан, прося избавления от болезней. Весть об исцелениях от чудотворного образа Божьей Матери скоро разнеслась по окрестным селам. И так как стало не совсем удобным иметь православную святыню в частном доме, сын помещика Петр Никифоров в 1850 г. перед закладкой храма пожертвовал ее в церковь. На пожертвования для иконы была сооружена серебряная риза весом в 8 ф. стоимостью 400 руб.

В 1896 г. была открыта женская церковно-приходская школа, в ней обучались ежегодно от 45 до 55 чел. В 1916 г. законоучителем в церковно-приходской школе состоял священник Говоров Михаил Андреевич.

В приходе Христорождественской церкви в 1903 г. насчитывалось 309 дворов, в них 2007 жителей: 1006 м., 1001 ж. В 1916 г. Количество дворов состовляло 286, жителей-2048, из них 1056 м., 992 ж.

Известны имена священников, служивших в церкви с. Уланок в следующие годы: Павлов Иоанн (1774), Столяревский Стефан (ранее 1793-1808), Волошинов Матвей Михайлович (1793-1817), Волошинов Кирилл Матвеевич (1817-1848), Петровский Павел Иванович (1848-1885), Невский Николай Никодимович (1886-1898), Пузанов Петр Стефанович (1898-1900), Чужимов Павел Петрович (с 1900 г.).

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланок

В 1924 г. Суджанским волисполкомом перерегистрировано религиозное общество Христорождественской церкви с. Уланок.

До конца 1930-х годов церковь в с. Уланок являлась действующей. На 1 июня 1937 г. количество членов общины верующих составляло 265 чел. Однако в это же время на заседаниях Суджанского райисполкома рассматривался вопрос о расторжении договора с общиной верующих с. Уланок в виду невыполнения ею обязательств по ремонту и охране здания от разрушения.

В 1939- 1-й пол. 1940 гг. поступают сообщения, что церковный совет распался, церковь бездействует, засыпана зерном, имеет место расхищение церковного инвентаря. Решением облисполкома от8 мая 1940 г. Христорождественская церковь была закрыта как бездействующая с передачей здания церкви району для использованию по усмотрению исполкома.

Службы в церкви в с. Уланок были восстановлены в период немецко-фашистской оккупации в январе 1942 г. В мае 1945 г. верующими был подписан договор с Суджанским райисполкомом о передаче им в бессрочное бесплатное пользование здание церкви.

В инвентарной описи имущества Христорождественской церкви с. Уланок, составленной в 1944-1945 гг., указаны: иконостас трехъярусный деревянный с позолоченной отделкой (5 м. в высоту, 3 м. в ширину); 2 боковых двухъярусных иконостасса деревянных с позолоченной отделкой (3 м. в высоту, 2 м. в ширину); 2 престола деревянных в полотняной одежде; крест непрестольный металлический; 5 больших икон и 21 маленькая (деревянные); 6 киотов (один из них позолоченный) и др. имущество.

С мая 1961 г. Христорождественской церкви богослужения прекратились из-за отсутствия священника (переведен в другой приход). 18 декабря 1965 г. Состоялось заседание Суджанского райисполкома, на котором было отмечено, что в с. Уланок осталось очень мало верующих, и они могут посещать ближайшую церковь в с. Борки (находится на расстоянии 3,5 км). Исполком райсовета депутатов трудящихся решил: снять с регистрации общество верующих Рождественской церкви с. Уланок последующей передачей здания церкви колхозу им. Чкалова для переоборудование под колхозный Дом культуры.

13 июля 1966 г. было принято постановление Совета по делам религии при СМ СССР о снятии с регистрации религиозное общество с. Уланок Суджанского района как прекратившего свою деятельность и о закрытии церкви. По решению Суджанского райисполкома от 22 декабря 1967 г. церковное здание вместе с каменной оградой были переданы колхозу им. Чкалова Уланковского сельсовета без права переоборудования.

В 1970-80-х гг. сведения о возобновление богослужений отсутствуют.

10 августа 2003 г. в Хриторождественский храм с. Уланок была возвращена всенародно почитаемая Пасовская (Цареградская) икона Божией Матери, которая с середины XIX в. находилась в храме. В 20-х гг. прошлого века образ из храма исчез, и только благодаря стараниям священника Геннадия Ткача и жертвователей она была выкуплена у частного коллекционера и возвращена под своды родного храма.

Документы церкви в Госархиве Курской области: клировая ведомость за 1916 г.; метрическая книга за 1870-1912 гг.

Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 г. №566 ансамбль церкви Рождества Христова в составе здания самой церкви, ограды с воротами поставлен на охрану как памятник культурной архитектуры регионального значения.

Описание [ править ]

Храм расположен в центре села на видном месте и окружён каменной оградой. Представляет собой одноэтажный каменный пятиглавый храм, построенный в традициях русско-византийского стиля в форме креста и соединённый с трёхъярусной колокольней. Храм имеет три фронтона (южный, северный и западный). Внутри храма четыре поддерживающие каменные колонны, здание имеет 31 окно. Длина и ширина самого храма составляют по 23 аршина, алтаря (апсиды), имеющего полукруглую форму, — 10 и 8 аршинов соответственно, трапезной — 13 и 8 аршинов соответственно, колокольни — 10 и 12 аршинов соответственно. Высота храма 53 аршина, а колокольни — 63 аршина. Церковь оборудована ночной внешней подсветкой.

Изнутри церковь оштукатурена известково-песчаной штукатуркой и расписана масляными красками.

Храмовые росписи Христорождественской церкви, выполненные во второй половине XIX века, сохранились примерно на 70 % (утрачены росписи купола и потолка). Достоверных сведений о мастерах и точном времени выполнения росписей в настоящее время нет. Предположительно, они выполнены в 1870-е годы; имеют черты стиля барокко и обрамление в виде листьев аканта. Росписи оформлены по так называемому сюжетно-повествовательному типу: на стенах храма находятся сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Росписи уланковского храма, в отличие от храмовых стенописей периода средних веков, характеризуются совершенно другим порядком расположения сюжетов. В средневековых купольных храмах изображающие библейские сюжеты росписи размещались не в хронологическом порядке, а в соответствии с годовым литургическим календарём. В храме Рождества Христова, наоборот, росписи расположены хронологически, согласно земной жизни Иисуса Христа. Так как храм в селе Уланок посвящён Рождеству Христову, в нём изображены сюжеты христологического цикла.

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланок

В соответствии с каноном, первой росписью справа от входа является «Рождество Христово» («Поклонение волхвов»), а напротив неё располагается роспись «Избиение младенцев». Эти две первые росписи соответствуют моменту воплощения Бога Сына. Следующие далее росписи, также расположенные друг напротив друга, — «Изгнание торговцев» и «Исцеление расслабленного» — олицетворяют первый год служения Спасителя. Четыре храмовые росписи, размещённые далее, — «Притча о богатом и Лазаре», «Юноша, вопрошающий Спасителя, как наследовать жизнь вечную», «Притча о блудном сыне» и «Положение во гроб» — знаменуют собой третий год служения Иисуса Христа. Ещё далее в боковых приделах храма находятся две настенные росписи, изображающие ветхозаветные сюжеты: «Лествица Иакова» и «Видение пророка Исаии о пришествии Спасителя», которые олицетворяют Ветхозаветные пророчества о приходе Мессии. Расположенные в алтаре росписи «Моление о чаше» и «Воскресение Христово» знаменуют собой начало и окончание Страстей Христовых. В конхе апсиды изображено видение святого апостола Иоанна Богослова о втором пришествии Христа. На западной стене находится изображение Судного Дня — грядущего явления Иисуса Христа (исполнение пророчества Иоанна Богослова). Последняя описанная смысловая пара росписей размещена по оси восток-запад, а все предыдущие — по оси юг-север.

По мнению доцента Харьковской государственной академии дизайна и искусств В. В. Шулики, все росписи, украшающие храм Рождества Христова, были написаны по мотивам гравюр немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (1796—1872), который в середине XIX века изготовил целый сборник из 240 гравюр на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов — «Библию в картинах» (1852—1860). Автор росписи в храме Рождества Христова иногда упрощал заимствованную у Шнорра фон Карольсфельда композицию путём исключения некоторых персонажей или же усиливал напряжение сюжета путём введения дополнительных символов и фигур. Некоторые гравюры мастером, расписывавшим Христорождественскую церковь, были переделаны на другой сюжет, или же в изображения других сюжетов были включены отдельные фрагменты гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.

Между описанными выше сюжетными композициями и на столбах размещены ростовые изображения христианских святых. По всей видимости, изображения на библейские сюжеты и изображения святых были выполнены разными группами мастеров, о чём свидетельствуют стилистические различия росписей. На южной стене находятся изображения святого Леонтия Ростовского, святого Филиппа Московского, святого Димитрия Ростовского. На северной стене размещены изображения святого Митрофана Воронежского, святого Корнилия Сотника, святого Иоанна Александрийского. Располагавшиеся на втором ярусе изображения святых не сохранились. На юго-западном столбе находятся изображения неустановленного святого царя, преподобного Сергия Радонежского, неустановленного святителя, святой Варвары, святого апостола и евангелиста Луки. На северо-западном столбе располагаются изображения неустановленного святого царя, святого Феодора Тирона, святого апостола и евангелиста Марка, святой праведной Анны, неустановленного святителя. На юго-восточном столбе размещаются изображения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; святителя Никифора Константинопольского, святителя Николая Чудотворца. На северо-восточном столбе изображены святой апостол и евангелист Матфей; святой Алексий, Человек Божий; неустановленный святитель. В апсиде между окнами находятся изображения святого Василия Великого, святого Иоанна Златоуста, святого Григория Богослова и святого Григория Нисского. В притворе над входом размещено изображение главной святыни Христорождественского храма — Пасовской (Цареградской) иконы Божией Матери, поддерживаемой двумя ангелами. Над северным входом располагается образ Спаса Нерукотворного, над южным — икона Божией Матери «Скоропослушница». Подпружные арки украшены растительным орнаментом.

Источник

О храме

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланокИстория Храма берет свое начало в конце XVII века. До постройки нынешнего каменного храма в селе Уланок было ещё два деревянных. Первый — купленный, вероятно, в конце XVII века, в гетманской столице городе Батурине, сгорел. Второй, купленный целиком в городе Сумы, был возведён в период между 1774 и 1780 годами в честь Рождества Христова. Он был трёхглавым, с деревянным позолоченным иконостасом, имевшим голубое поле и трое дверей (царские, северные и южные. По обеим сторонам от него располагались два киота: справа находился образ Спасителя и Ахтырская икона Божией Матери, слева — икона святого Николая Чудотворца в драгоценной шитой ризе. Всего в храме было 15 икон, 11 — в самой церкви, три — в алтаре — и ещё одна — в притворе.

Несмотря на часто выполняемые ремонты, с течением времени здание храма сильно обветшало, кроме того, церковь стала тесной для прихожан.

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланокНовый храм был заложен в 1851 году. Строился он священником Павлом Петровским, церковным старостой капитаном артиллерии Петром Ивановичем Никифоровым и казёнными крестьянами Романом Герасимовичем Еременко и Андреем Арсеньевичем Волковым на средства прихожан и добровольные пожертвования. Строительство завершилось через 11 лет, и 17 (29) сентября 1862 года церковь была освящена епископом Курским и Белгородским Сергием. В начале 1870-х годов, когда храм просох и дал усадку, была выполнена внутренняя роспись.
В 1903 году приход церкви Рождества Христова составляли 309 дворов с проживавшими в них 2007 прихожанами, а в 1916 году — 286 крестьянских дворов с 2048 жителями. В 1896 году при храме была открыта женская церковно-приходская школа, в которой ежегодно обучалось от 45 до 55 детей. За церковью числилось 3 десятины усадебной земли с погостом и 33 десятины пахотной. Первоначально приходское кладбище располагалось рядом с церковью, практически в центре села, однако в 1849 году ему было отведено другое место. На церковные средства содержался кладбищенский сторож из местных крестьян.

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланокХристорождественская церковь имела два престола. Главный — был освящён в честь Рождества Христова. А так как к моменту освящения в храм была перенесена почитаемая чудотворной Пасовская (Цареградская) икона Божией Матери, то в честь чтимого образа было решено устроить и освятить северный придел храма. Южный же придел использовался как ризница, так как не был освящён.
Особой гордостью храма был престол в главном алтаре, сооружённый из трёх пород дерева: кедра, певга и кипариса. Эта древесина была прислана в храм из Афонского монастыря в 1860 году: из Греции она было доставлена по морю в Одессу, а затем уже по суше в Суджу.

Второй престол также был деревянным. Главный иконостас — трёхъярусный, с позолоченной отделкой. Два боковых иконостаса также деревянные, двухъярусные и отделаны позолотой.

Изнутри Храм был покрашен масляными красками, а стены расписаны изображениями на священные сюжеты. Снаружи церковь была оштукатурена и побелена, все пять глав храма — покрыты белым железом, на них и на колокольне размещались четырёхконечные позолоченные железные кресты.

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланокПосле принятия декрета СНК РСФСР от 23 января (5 февраля) 1918 года храм Рождества Христова продолжал функционировать на основании договора с Уланковским волисполкомом. Религиозное общество Христорождественской церкви села Уланок было перерегистрировано в 1924 году Суджанским волисполкомом.
Действующей церковь была до конца 1930-х годов, на 1 июня 1937 года в общине верующих насчитывалось 265 человек. Несмотря на это, в Суджанском райисполкоме на заседаниях рассматривался вопрос о расторжении договора с общиной по причине того, что ею не выполняются обязательства по ремонту и охране здания церкви от разрушения. Согласно решению Курского облисполкома от 8 мая 1940 года, Христорождественская церковь была закрыта как бездействующая с передачей здания району для использования по усмотрению исполкома.

Богослужения в храме были восстановлены в период немецко-фашистской оккупации в январе 1942 года, а в мае 1945 года вновь был подписан договор между Суджанским райисполкомом и верующими о передаче последним здания церкви в бесплатное бессрочное пользование.

С мая 1961 года из-за отсутствия священника, который был переведён в другой приход, богослужения в Христорождественской церкви не проводились. На заседании Суджанского райисполкома, состоявшемся 18 декабря 1965 года, было принято решение о снятии с регистрации общества верующих рождественской церкви села Уланок и о последующей передаче церковного здания колхозу имени Чкалова с целью переоборудования под колхозный Дом культуры. Решение райисполкома основывалось на том, что в селе Уланок осталось совсем небольшое количество верующих, которые могли бы посещать ближайшую церковь в селе Борки.

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланок13 июля 1966 года Совет по делам религий при Совете министров СССР принял постановление о снятии с регистрации религиозного общества села Уланок Суджанского района как прекратившего свою деятельность и о закрытии церкви. Согласно решению Суджанского райисполкома от 22 декабря 1967 года здание храма с каменной оградой было передано колхозу имени Чкалова Уланковского сельсовета без права переоборудования.
В 1970—1980-х годах богослужения в храме не проводились. Церковь стояла без купола, окна без стекол, крыша протекала. В результате доступа в помещение свободной влаги были утрачены росписи купола и потолка, а росписи стен сохранились с многочисленными утратами и плотным слоем загрязнений.

19 марта 1990 года была произведена регистрация религиозного общества Русской православной церкви в селе Уланок с передачей здания храма Рождества Христова для молитвенных целей. В 1992 году жители села постепенно стали возвращать в церковь иконы, которые они укрывали дома. А в июне 1997 года в храме вновь начались богослужения. 26 июня 1998 года была возобновлена регистрация православного прихода Рождества Христова.
В соответствии с постановлением губернатора Курской области от 30 октября 1998 года ансамбль храма Рождества Христова, включающий здание самой церкви и ограду с воротами, был взят под охрану в качестве памятника культовой архитектуры регионального значения.

С 1997 года в храме начались внутренние реставрационные работы, проводимые студентами-реставраторами Харьковской государственной академии дизайна и искусств под руководством доцента В. В. Шулики. Помимо непосредственного выполнения консервации и реконструкции стенописей, параллельно проводились исследования материалов монументальной живописи и искусствоведческие исследования.

Первый – основной этап реставрации был завершен к 150-летию Храма. 30 сентября 2012 года митрополит Курский и Рыльский Герман в присутствии множества верующих и прихожан освятил восстановленный Храм. А 28 декабря 2013 года состоялось внесение в храм мощей святых преподобных Киево-Печерских и крестный ход вокруг храма, который возглавил митрополит Курский и Рыльский Герман.

Храм сегодня

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланок

«Рождество Христово» («Поклонение волхвов»)

Храм Рождества Христова построен в традициях русско-византийского стиля в форме креста, соединённого с трёхъярусной колокольней. Храм имеет три входа – на юг, север и запад и два престола: главный – в честь Рождества Христова, второй, в приделе, в честь Цареградской иконы Божьей Матери.

Храмовые росписи Христорождественской церкви, выполненные во второй половине XIX века, сохранились примерно на 70 % (утрачены росписи купола и потолка). Предположительно, они выполнены в 1870-е годы, имеют черты стиля барокко и обрамление в виде листьев аканта. Росписи оформлены по так называемому сюжетно-повествовательному типу: на стенах храма находятся сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Росписи уланковского храма, в отличие от храмовых стенописей периода средних веков, характеризуются совершенно другим порядком расположения сюжетов. В средневековых купольных храмах изображающие библейские сюжеты росписи размещались не в хронологическом порядке, а в соответствии с годовым литургическим календарём. В храме Рождества Христова, наоборот, росписи расположены хронологически, согласно земной жизни Иисуса Христа. Так как храм в селе Уланок посвящён Рождеству Христову, в нём изображены сюжеты христологического цикла.

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланок

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланок

В соответствии с каноном, первой росписью справа от входа является «Рождество Христово» («Поклонение волхвов») (фото), а напротив неё располагается роспись «Избиение младенцев» (фото). Эти две первые росписи соответствуют моменту воплощения Бога Сына. Следующие далее росписи, также расположенные друг напротив друга, — «Изгнание торговцев» (фото) и «Исцеление расслабленного» (фото) — олицетворяют первый год служения Спасителя. Четыре храмовые росписи, размещённые далее, — «Притча о богатом и Лазаре», «Юноша, вопрошающий Спасителя, как наследовать жизнь вечную», «Притча о блудном сыне» и «Положение во гроб» — знаменуют собой третий год служения Иисуса Христа. Ещё далее в боковых приделах храма находятся две настенные росписи, изображающие ветхозаветные сюжеты: «Лествица Иакова» и «Видение пророка Исаии о пришествии Спасителя», которые олицетворяют Ветхозаветные пророчества о приходе Мессии. Расположенные в алтаре росписи «Моление о чаше» и «Воскресение Христово» знаменуют собой начало и окончание Страстей Христовых. В конхе апсиды изображено видение святого апостола Иоанна Богослова о втором пришествии Христа. На западной стене находится изображение Судного Дня — грядущего явления Иисуса Христа (исполнение пророчества Иоанна Богослова).

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланок

Юноша, вопрошающий Спасителя, как наследовать жизнь вечную

По мнению экспертов, все росписи, украшающие храм Рождества Христова, были написаны по мотивам гравюр немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (1796—1872), который в середине XIX века изготовил целый сборник из 240 гравюр на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов — «Библию в картинах». Автор росписи в храме Рождества Христова иногда упрощал заимствованную у Шнорра фон Карольсфельда композицию путём исключения некоторых персонажей или же усиливал напряжение сюжета путём введения дополнительных символов и фигур.

храм рождества христова уланок. Смотреть фото храм рождества христова уланок. Смотреть картинку храм рождества христова уланок. Картинка про храм рождества христова уланок. Фото храм рождества христова уланок

Видение пророка Исаии о пришествии Спасителя

Между описанными выше сюжетными композициями и на столбах размещены ростовые изображения христианских святых. По всей видимости, изображения на библейские сюжеты и изображения святых были выполнены разными группами мастеров, о чём свидетельствуют стилистические различия росписей. На южной стене находятся изображения святого Леонтия Ростовского, святого Филиппа Московского, святого Димитрия Ростовского. На северной стене размещены изображения святого Митрофана Воронежского, святого Корнилия Сотника, святого Иоанна Александрийского. Располагавшиеся на втором ярусе изображения святых не сохранились. На юго-западном столбе находятся изображения неустановленного святого царя, преподобного Сергия Радонежского, неустановленного святителя, святой Варвары, святого апостола и евангелиста Луки. На северо-западном столбе располагаются изображения неустановленного святого царя, святого Феодора Тирона, святого апостола и евангелиста Марка, святой праведной Анны, неустановленного святителя. На юго-восточном столбе размещаются изображения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; святителя Никифора Константинопольского, святителя Николая Чудотворца. На северо-восточном столбе изображены святой апостол и евангелист Матфей; святой Алексий, Человек Божий; неустановленный святитель. В апсиде между окнами находятся изображения святого Василия Великого, святого Иоанна Златоуста, святого Григория Богослова и святого Григория Нисского. В притворе над входом размещено изображение главной святыни Христорождественского храма — Пасовской (Цареградской) иконы Божией Матери, поддерживаемой двумя ангелами. Над северным входом располагается образ Спаса Нерукотворного, над южным — икона Божией Матери «Скоропослушница».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *