храм рождества предтечи на каменном острове
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (Санкт-Петербург)
Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (Санкт-Петербург)
Церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в 1776-1778 годах в стиле псевдоготики.
Содержание
История [ править ]
Цесаревич Павел Петрович оказался оригинален в выборе художественных форм для своей церкви, — неоготическая стилизация под западноевропейскую средневековую капеллу была с большим изяществом воплощена в постройке выдающимся архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном, в то время директором Академии Художеств. Церковь заложили 17 мая 1776 года и по окончании строительства освятили в память Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1778 года.
Возведена церковь, как писалось в путеводителе по Санкт-Петербургу 1839 года, «собственным иждивением императора Павла I» в бытность его еще наследником престола. Государю угодно было во время своего пребывания на любимом им Каменном острове иметь молитвенный дом для своей особы, а вместе с тем удовлетворить необходимой душевной потребности обывателей Каменного острова, состоявших из придворных служителей, воинских нижних чинов, живших в казармах на сем острове и пансионеров, содержавшихся в Каменноостровском Инвалидном доме на адмиральском жаловании цесаревича».
После возведения на Каменном острове дворцового комплекса облик острова значительно изменился. Из почти неосвоенного пригорода он в течение нескольких десятилетий постепенно превратился в благоустроенное место отдыха петербургской знати. Чтобы представить себе, как происходило превращение его в красивейший архитектурно-парковый ансамбль, небезынтересно взглянуть на историю Каменного острова со дня основания Санкт-Петербурга.
До императора Павла I владельцев у острова было два: в 1704 году по повелению Петра I первым владельцем стал граф Гаврила Иванович Головкин, бывший при Петре первым российским канцлером, а затем президентом Коллегии Иностранных дел. На обширном, местами заболоченном, зелёном острове он имел загородный дом, куда, по преданию, приезжал к нему в гости сам Пётр I, посадивший в память этого события молодой дуб в усадьбе своего сподвижника и родственника (Г.И. Головкин приходился троюродным дядей Петру по материнской линии). При первом канцлере России Каменный остров, однако, всё ещё оставался на большей части своей территории в первозданном состоянии. В густом лесу было пробито лишь несколько просек и проведена дорога вниз по Малой Невке. В таком виде в 1746 году остров был продан жене графа А.П. Бестужева-Рюмина. Канцлер А.П. Бестужев-Рюмин очень много сделал для благоустройства Каменного острова, потратив на это значительные суммы. В середине 18-го века здесь была создана великолепная парадная загородная резиденция в стиле барокко и целый комплекс изящных парковых строений и гидротехнических сооружений, устроен дворцовый сад и обширный парк для общественных гуляний. До нашего времени ни одной из этих построек не сохранилось, так как все они были деревянными.
После покупки в 1765 году Каменного острова императрицей Екатериной II в подарок своему сыну великому князю Павлу Петровичу здесь впервые началось каменное строительство. Идея перестройки бывшего дворца канцлера для цесаревича не получила своего воплощения, хотя готовились соответствующие чертежи. Но средств у казны не было, так как в 1768-1774 гг. Россия вела войну с Турцией.
Одним из первых каменных зданий на Каменном острове стал возведенный в 1766 году по проекту архитектора Ивана Кербера Инвалидный дом, расположенный вдоль набережной Большой Невки. Он предназначался для престарелых и увечных воинов нижних чинов, находившихся на содержании его высочества наследника престола. В 1772 году цесаревич Павел Петрович был назначен императрицей Инспектором Российского флота в чине генерал-адмирала. После победоносного для России морского Чесменского сражения несколько десятков одиноких матросов-инвалидов, отдавших свое здоровье за Веру, Царя и Отечество и оставшихся без попечения родных и близких, стали жителями Инвалидного дома, получая здесь лечение и уход. Инвалиды, среди которых были и награжденные высшими орденами Российского государства, продолжали по мере сил служить отечеству: по охране порядка при императорском Каменноостровском дворце и церкви Рождества Иоанна Предтечи. Инвалидный дом, столетие которого было торжественно отпраздновано в 1866 году, к сожалению, в целости не сохранился до сегодняшнего дня. В 1979 году при подготовке к Олимпийским играм он был разобран, и на его фундаменте построен спортивный комплекс.
Павел уделял большое внимание качеству и быстроте каменноостровского строительства. Ещё за год до постройки церкви он обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с просьбой заранее определить в новый храм священника, «которого не столько знание, как поведение было хорошо и притом не навлекало бы стыда месту». Просьба была в точности удовлетворена. После освящения храма Павел часто посещал его, иногда сам поднимался на хор, и пел вместе с певчими. Заботами его о благолепии церковь была богато украшена в стиле того времени. Из путеводителя по Санкт-Петербургу 1839 года известно, что многие иконы были пожертвованы в неё из личного владения Павла I. «Вообще император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Все церковные сосуды (с изображением на некоторых начальной буквы его имени) устроены его благочестивым иждивением; многие одежды священные, его времени, были очень богаты, как можно видеть из оставших и доселе употребляемых».
При церкви имелась богатая библиотека. В течение 19-го столетия были сделаны ценные пожертвования прихожанами, в частности, на собранные средства в конце 19-го века был заказан «художнику первой степени по архитектуре Николаю Дмитриевичу Прокофьеву. престол из серебра» скульптурной работы. Таким образом, на всём протяжении 19-го века церковь постоянно благоукрашалась.
. Случалось, что обедню певали вольноприходящие из крестьян и его величество не только не изволил пренебрегать сими певчими, но иногда изъявлял свое удовольствие, одаривая их серебряными рублями. Вообще, император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Александр I также любил в Каменноостровской церкви изливать свои теплые молитвы». Таковы свидетельства современников.
С восшествием на престол Александра I Каменноостровский дворец становится любимой его резиденцией. В начальный период его царствования здесь собирается «Негласный комитет», обсуждаются проекты преобразования России. Александр I, как человек глубоко верующий, часто молился в церкви Рождества Иоанна Предтечи. В Отечественную войну 1812 года здесь ему была поднесена икона Толгской Божией Матери, которая сопровождала его во всех походах. В своём дворцовом кабинете 6 августа 1812 года император поручил М.И. Кутузову командование русской армией, и, надо думать, что великий полководец не уехал с Каменного острова, не испросив у Господа и Божией Матери помощи в столь трудный для Отечества и ответственный для него самого час. Весть о Бородинском сражении Александр I получил также в церкви, находясь на молитве.
С историей храма Рождества Иоанна Предтечи связаны судьбы многих выдающихся людей России. В 19-м веке Каменный остров наряду с Елагиным и Крестовским стал престижным дачным местом отдыха петербуржцев. Начало этому было положено ещё Павлом I, который ввиду необжитости острова и быстрейшего его благоустройства пришёл к мысли давать своим приближённым участки земли в вечное и наследственное пользование под строительство дач. Причём владелец имел право закреплённый за ним участок, кроме передачи по наследству, продавать, дарить и закладывать (однако, с ведома императора, как собственника земли). Владельцы дач не платили в казну никаких налогов. В 1808 году были введены лишь «шоссейные деньги», платившиеся владельцам острова и назначавшиеся для поддержания в порядке дорог и мостов. К 1828 году на острове был уже 21 участок с дачами, благоустроенный их владельцами. В первой четверти 19-го века Каменный остров превратился в красивейшее место отдыха, содержавшееся в образцовом порядке. Специальными правилами, введёнными в это время и обязательными для исполнения всеми собственниками дач, поддерживались благопристойность и чистота на протяжении всего 19-го века.
Близкая ко двору петербургская знать и чиновничество, среди которых немало было вершителей судеб Отечества, имея свои летние резиденции на Островах, не могли не посещать близрасположенной церкви, в которой к тому же часто молились царские особы, становившиеся иногда, по сохранившимся архивным данным, восприемниками от купели детей своих приближённых. В церковь ходили молиться Г.Р. Державин, А.В. Суворов, А.С. Пушкин и другие великие люди. Известно, что в ней были крещены старший и младший сыновья А.С.Пушкина, а также младшая дочь поэта Наталья, названная в честь матери и родившаяся летом 1836 года на даче Доливо-Добровольской, где поэт вместе с семьёй провёл два летних сезона — 1834 и 1836 гг. На Каменном острове в 1836 году Пушкин создал небольшой «Каменноостровский цикл» стихов, отчасти связанный, как полагают литературоведы, с событиями Страстной недели Великого поста.
В конце XIX века на острове вновь произошли изменения: проложили линию конки, провели водопровод и канализацию. В 1912 году в церкви было устроено электрическое освещение.
В 1990 году образовалась община верующих христиан, которым руководство военного санатория в лице начальника Михаила Николаевича Симчука пошло навстречу. Молитвами, стараниями общины, в частности её председателя Лукиной Наталии Александровны церковь была передана православным христианам.
Современное состояние [ править ]
В день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1990 года впервые после более чем полувекового перерыва произошло богослужение в храме Рождества Иоанна Предтечи, проложившего путь самому Иисусу Христу призывом народа к покаянию и крестившего Господа в реке Иордан. Так было угодно Богу, что храм, как и во времена своего создания вблизи Инвалидного дома для моряков-ветеранов, и ныне находится рядом с Военно-морской академией им. Н.Г. Кузнецова, военным санаторием МО РФ, городским онкологическим диспансером, другими медицинскими учреждениями, располагающимися в бывшем дворце и зданиях Каменного острова и Петроградской стороны. Поэтому церковь, особо молясь Господу и Божией Матери об исцелении от телесных недугов, не перестаёт возносить ежедневные молитвы к Богу о нашем православном Отечестве.
Церковь открыта каждый день с 9 до 19 часов, в ней ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. Рядом с храмом находится часовня во имя иконы Божией Матери «Всецарица». В ней ежедневно, кроме вторника и четверга, в 15 часов служатся молебны пред этой чудотворной иконой. По вторникам и четвергам молебны «Всецарице» совершаются в храме, с малым освящением воды и пением акафиста; начало — в 17 часов. Духовенство храма посещает все близко расположенные лечебные учреждения, исповедуя и причащая людей, прикованных болезнью к постели. Многие врачи и медицинский персонал являются прихожанами церкви. В Институте мозга человека РАН создана и на протяжении нескольких лет ежедневно действует часовня во имя святого Иоанна Предтечи, духовенством храма постоянно окормляются тяжелобольные прикованные к постели люди в городском онкологическом диспансере и других больницах города, а также дети Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия», где также создана православная часовня. Для решения своих духовных проблем приходят в храм военнослужащие и курсанты Военно-морской академии.
Учащиеся и прихожане совершают паломничества к святыням Санкт-Петербургской епархии. Воскресная школа принимает ежегодное участие в епархиальных Рождественских и Пасхальных выставках. Для детей прихода устраиваются Рождественские ёлки и Пасхальные концерты. При храме есть церковный дом и часовня во имя иконы Божией Матери «Всецарица».
История церкви Рождества Иоанна Предтечи
Возведена церковь, как писалось в путеводителе по Санкт-Петербургу 1839 года, «собственным иждивением императора Павла I»1 в бытность его еще наследником престола. Государю угодно было во время своего пребывания на любимом им Каменном острове иметь молитвенный дом для своей особы, а вместе с тем удовлетворить необходимой душевной потребности обывателей Каменного острова, состоявших из придворных служителей, воинских нижних чинов, живших в казармах на сем острове и пансионеров, содержавшихся в Каменноостровском Инвалидном доме на адмиральском жаловании цесаревича».
После возведения на Каменном острове дворцового комплекса облик острова значительно изменился. Из почти неосвоенного пригорода он в течение нескольких десятилетий постепенно превратился в благоустроенное место отдыха петербургской знати. Чтобы представить себе, как происходило превращение его в красивейший архитектурно-парковый ансамбль, небезынтересно взглянуть на историю Каменного острова со дня основания Санкт-Петербурга.
До императора Павла I владельцев у острова было два: в 1704 году по повелению Петра I первым владельцем стал граф Гаврила Иванович Головкин, бывший при Петре первым российским канцлером, а затем президентом Коллегии Иностранных дел. На обширном, местами заболоченном, зелёном острове он имел загородный дом, куда, по преданию, приезжал к нему в гости сам Пётр I, посадивший в память этого события молодой дуб в усадьбе своего сподвижника и родственника (Г.И. Головкин приходился троюродным дядей Петру по материнской линии). При первом канцлере России Каменный остров, однако, всё ещё оставался на большей части своей территории в первозданном состоянии. В густом лесу было пробито лишь несколько просек и проведена дорога вниз по Малой Невке. В таком виде в 1746 году остров был продан жене графа А.П. Бестужева-Рюмина. Канцлер А.П. Бестужев-Рюмин очень много сделал для благоустройства Каменного острова, потратив на это значительные суммы. В середине 18-го века здесь была создана великолепная парадная загородная резиденция в стиле барокко и целый комплекс изящных парковых строений и гидротехнических сооружений, устроен дворцовый сад и обширный парк для общественных гуляний. До нашего времени ни одной из этих построек не сохранилось, так как все они были деревянными.
После покупки в 1765 году Каменного острова императрицей Екатериной II в подарок своему сыну великому князю Павлу Петровичу здесь впервые началось каменное строительство. Идея перестройки бывшего дворца канцлера для цесаревича не получила своего воплощения, хотя готовились соответствующие чертежи. Но средств у казны не было, так как в 1768-1774 гг. Россия вела войну с Турцией.
Одним из первых каменных зданий на Каменном острове стал возведенный в 1766 году по проекту архитектора Ивана Кербера Инвалидный дом, расположенный вдоль набережной Большой Невки. Он предназначался для престарелых и увечных воинов нижних чинов, находившихся на содержании его высочества наследника престола. В 1772 году цесаревич Павел Петрович был назначен императрицей Инспектором Российского флота в чине генерал-адмирала. После победоносного для России морского Чесменского сражения несколько десятков одиноких матросов-инвалидов, отдавших свое здоровье за Веру, Царя и Отечество и оставшихся без попечения родных и близких, стали жителями Инвалидного дома, получая здесь лечение и уход. Инвалиды, среди которых были и награжденные высшими орденами Российского государства, продолжали по мере сил служить отечеству: по охране порядка при императорском Каменноостровском дворце и церкви Рождества Иоанна Предтечи. Инвалидный дом, столетие которого было торжественно отпраздновано в 1866 году, к сожалению, в целости не сохранился до сегодняшнего дня. В 1979 году при подготовке к Олимпийским играм он был разобран, и на его фундаменте построен спортивный комплекс.
Павел уделял большое внимание качеству и быстроте каменноостровского строительства. Ещё за год до постройки церкви он обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с просьбой заранее определить в новый храм священника, «которого не столько знание, как поведение было хорошо и притом не навлекало бы стыда месту». Просьба была в точности удовлетворена. После освящения храма Павел часто посещал его, иногда сам поднимался на хор, и пел вместе с певчими. Заботами его о благолепии церковь была богато украшена в стиле того времени. Из путеводителя по Санкт-Петербургу 1839 года известно, что многие иконы были пожертвованы в неё из личного владения Павла I. «Вообще император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Все церковные сосуды (с изображением на некоторых начальной буквы его имени) устроены его благочестивым иждивением; многие одежды священные, его времени, были очень богаты, как можно видеть из оставших и доселе употребляемых.»
. Случалось, что обедню певали вольноприходящие из крестьян и его величество не только не изволил пренебрегать сими певчими, но иногда изъявлял свое удовольствие, одаривая их серебряными рублями. Вообще, император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Александр I также любил в Каменноостровской церкви изливать свои теплые молитвы». Таковы свидетельства современников.
С восшествием на престол Александра I Каменноостровский дворец становится любимой его резиденцией. В начальный период его царствования здесь собирается «Негласный комитет», обсуждаются проекты преобразования России. Александр I, как человек глубоко верующий, часто молился в церкви Рождества Иоанна Предтечи. В Отечественную войну 1812 года здесь ему была поднесена икона Толгской Божией Матери, которая сопровождала его во всех походах. В своём дворцовом кабинете 6 августа 1812 года император поручил М.И. Кутузову командование русской армией, и, надо думать, что великий полководец не уехал с Каменного острова, не испросив у Господа и Божией Матери помощи в столь трудный для Отечества и ответственный для него самого час. Весть о Бородинском сражении Александр I получил также в церкви, находясь на молитве.
С историей храма Рождества Иоанна Предтечи связаны судьбы многих выдающихся людей России. В 19-м веке Каменный остров наряду с Елагиным и Крестовским стал престижным дачным местом отдыха петербуржцев. Начало этому было положено ещё Павлом I, который ввиду необжитости острова и быстрейшего его благоустройства пришёл к мысли давать своим приближённым участки земли в вечное и наследственное пользование под строительство дач. Причём владелец имел право закреплённый за ним участок, кроме передачи по наследству, продавать, дарить и закладывать (однако, с ведома императора, как собственника земли). Владельцы дач не платили в казну никаких налогов. В 1808 году были введены лишь «шоссейные деньги», платившиеся владельцам острова и назначавшиеся для поддержания в порядке дорог и мостов. К 1828 году на острове был уже 21 участок с дачами, благоустроенный их владельцами. В первой четверти 19-го века Каменный остров превратился в красивейшее место отдыха, содержавшееся в образцовом порядке. Специальными правилами, введёнными в это время и обязательными для исполнения всеми собственниками дач, поддерживались благопристойность и чистота на протяжении всего 19-го века.
В конце XIX века на острове вновь произошли изменения: проложили линию конки, провели водопровод и канализацию. В 1912 году в церкви было устроено электрическое освещение.
В 1990 году образовалась община верующих христиан, которым руководство военного санатория в лице начальника Михаила Николаевича Симчука пошло навстречу. Молитвами, стараниями общины, в частности её председателя Лукиной Наталии Александровны церковь была передана православным христианам.
В день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1990 года впервые после более чем полувекового перерыва произошло богослужение в храме Рождества Иоанна Предтечи, проложившего путь самому Иисусу Христу призывом народа к покаянию и крестившего Господа в реке Иордан. Так было угодно Богу, что храм, как и во времена своего создания вблизи Инвалидного дома для моряков-ветеранов, и ныне находится рядом с Военно-морской академией им. Н.Г. Кузнецова, военным санаторием МО РФ, городским онкологическим диспансером, другими медицинскими учреждениями, располагающимися в бывшем дворце и зданиях Каменного острова и Петроградской стороны. Поэтому церковь, особо молясь Господу и Божией Матери об исцелении от телесных недугов, не перестаёт возносить ежедневные молитвы к Богу о нашем православном Отечестве.
Учащиеся и прихожане совершают паломничества к святыням Санкт-Петербургской епархии. Воскресная школа принимает ежегодное участие в епархиальных Рождественских и Пасхальных выставках. Для детей прихода устраиваются Рождественские ёлки и Пасхальные концерты. При храме есть церковный дом и часовня во имя иконы Божией Матери «Всецарица».
Храм рождества предтечи на каменном острове
Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Маленький храм в готическом стиле, построенный при императоре Павле для солдат-инвалидов. Здесь Кутузов молился перед тем, как отправиться на войну с Наполеоном, сюда заезжал Пушкин перед дуэлью, и в этом храме крестили его детей. С 1937 по 1990 годы церковь была закрыта, но разрушить её не решились – исторический памятник. Я несколько лет был прихожанином этого петербургского храма. Долгие службы, дружный приход, прекрасное византийское пение. У нас был, как мне кажется, лучший хор в городе. В Пасху все прихожане целовались – старая питерская традиция, которую я не встречал в других епархиях.
Нового настоятеля храма, отца Вадима Буренина, я не знал, лишь много лет спустя – прошлой весной – решился, наконец, восполнить этот пробел. Надо сказать, что о приходе на Каменном острове наша газета уже писала («Непреложные свидетельства», № 549, октябрь 2007 г. и «Что интересно читателю», № 671, ноябрь 2012 г.), но там мало говорилось о самом батюшке. Было начало июня, а пишу я об этой встрече только сейчас – в середине зимы: все материалы после командировки одновременно выдать в газету невозможно – одни пишешь, другие ждут своего часа.
Итак, начало июня. Отец Вадим обрадовался, когда я спросил, как он отпраздновал семидесятый День Победы. Оказалось, на Святой Земле. – Там много наших соотечественников, ветеранов войны, – сказал он, – некоторые приезжают на 9 Мая в Россию, в Петербург. Но и в Израиле этот день особый, все гуляют, торжествуют, много людей на улице. Я всегда совершаю 9 мая панихиду, и было радостно, что на сей раз смог сделать это в тех местах, где Спаситель одержал Победу над смертью, что мог помянуть там людей, без которых мы бы с вами не сидели сегодня здесь – на Каменном острове.
– Среди ветеранов на Святой Земле есть православные?
– Есть разные люди: и православные, и неправославные, с кем мне довелось повстречаться в праздник, для кого память о войне священна. Они ощущают связь с Россией, это для них очень важно. И не только ветераны, но их дети и внуки, которые чувствуют сопричастность тому, что делали их дедушки и бабушки. Нас объединяет радость. Если говорить о ветеранах, то о войне они рассказывать не любят, и я к этому давно привык. Мои родственники тоже не любили вспоминать о войне, о фронте, о блокаде. «Не дай Бог вам это пережить», – вот о чём они обычно говорили. Каждую крупицу воспоминаний приходилось просто вытягивать.
Преображенский собор в Санкт-Петербурге
– Дедушка вообще ничего не рассказывал о войне?
– Рассказывал, как в декабре 43-го у них с бабушкой родился сын – мой отец. Это был подвиг. Представьте появление младенца в блокадном городе. К счастью, блокада уже подходила к концу. Благодаря тому, что дедушка не пил и не курил, можно было на папиросы и спиртное что-то выменять из еды. Бабушка работала бухгалтером в воинской части, получала сравнительно хороший паёк.
– У вас в семье было много верующих?
– Верующей была вся семья, до войны очень большая. Десятки моих родственников упокоились на Пискарёвском кладбище, погибнув от холода и голода. Бабушка старалась навещать родных и однажды, придя в квартиру, увидела, что вся семья уже мертва. Среди них маленький Лёвушка, его ей было особенно жалко. Когда я учился в школе, мне приходилось стоять на Писка-рёвском в почётном карауле. Потом, став священником, я возил туда детей из нашей воскресной школы. У многих там лежат родные, как и у меня. И хотя о войне у нас дома говорили нечасто, в памяти картины, о которых рассказывала бабушка: как ходили к Неве за водой, замачивали старый горчичный порошок, потом долго его вываривали и ели такой суп, как город всё время бомбили. Я спрашивал про людоедство, но бабушка говорила, что особо не видела, хотя однажды за ней кто-то увязался с явно недобрыми намерениями, но она успела забежать в дом.
– Как давно Буренины поселились в Петербурге?
– Судя по захоронениям, в XIX веке. У нас был один участок и дом на Чёрной речке, второй – на Выборгском шоссе, где сейчас метро «Озерки». Прежде там располагался наш большой Буренинский яблочный сад, который снабжал город. А в доме на Чёрной речке бывал в гостях праведный Иоанн Кронштадтский. Там батюшка держал когда-то на руках моего деда Алексия. Память святого Иоанна наша семья чтила все советские годы.
Хотя построенная им обитель была закрыта, мы всей семьёй ходили около неё помолиться – снаружи, у усыпальницы. И знаете, у нас никто в роду после революции в Ленинграде не был репрессирован, такая удивительная милость Божия, при этом все посещали храм, молились, были глубоко верующими людьми. Хотя вызывали, угрожали.
– В вашей семье сохранились предания?
– Моя бабушка жила на канале Грибоедова, помнит, как ходила в храм Спаса-наКрови ещё до его закрытия. И много лет мечтала, что там когда-нибудь снова совершится служба. Представьте её радость, когда это случилось.
– Бабушка во время блокады ходила в храм?
– Бабушка София ходила в церковь регулярно, всю свою жизнь. Мой дедушка, её отец Константин, был старостой одного из петербургских храмов. У нас все были верующие. И другой дедушка, по маме, меня просил, чтобы я не участвовал в советских праздниках, не ходил на демонстрации. Но никаких антисоветских разговоров не было.
– Отец Вадим, а пионером вы были?
– Да, был, хотя так получилось, что меня приняли без меня. Я тогда заболел, вдруг приходят полкласса меня навестить, сообщают: «Ой, мы тебя приняли в пионеры». Потом, когда поправился, принятие торжественно утвердили на Марсовом поле. Дул холодный сильный ветер, я вспоминал рассказ бабушки Софии, что здесь во время блокады стояли наши зенитные установки. Возникло чувство какой-то неестественности, искусственности происходящего.
– В школе знали, что вы из верующей семьи, сами верите в Бога?
– Я в школе говорил о Боге, цитировал Священное Писание. Мне угрожали, точнее, предупреждали, что я никогда не поступлю в высшее учебное заведение. Но никаких преследований не было. Тут нужно понимать, что это была центральная часть Петербурга, где верующих было очень много, а массовый атеизм отсутствовал. Я учился в 210-й школе на Невском проспекте, той самой, на которой можно увидеть табличку: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле». Говорил одноклассникам о Нагорной проповеди, кому-то объяснял, что перед контрольными можно попросить Бога о помощи, какие молитвы можно читать. Это не было каким-то дивом, у многих учеников нашей школы дома висели иконы. У нас, в коммуналке, тоже. И Священное Писание было, и молитвослов, по которому молилась наша семья. Окормлялась она в Преображенском соборе, там меня и крестили.
Сейчас, посещая прихожан, я с радостью обнаруживаю, что они росли, формировались в схожих условиях. Можно было услышать в советское время, что верующие – это такие тёмные существа, но между тем в Ленинграде в храме можно было увидеть образованнейших людей. Как и сейчас. Из тех, кто почил, вспоминаю академика Наталью Петровну Бехтереву. Мне посчастливилось с ней общаться. Оказалось, что она обладает богатым духовным опытом, которым щедро со мной поделилась. К нам на Каменный остров Наталья Петровна не раз приходила помолиться. Просила, чтобы мы открыли часовню в её Институте мозга, и мы эту часовню там обустроили, она действует по сей день. Бехтерева – выдающаяся личность, оставившая по себе самую светлую память.
Сейчас среди наших прихожан есть профессор СПбГУ Нина Александровна Любимова. Она известнейший специалист по фонетике, психолингвистике и продолжает преподавать, хотя ей уже за восемьдесят. Всю жизнь была верующей.
– После школы вы не сразу решили стать священником?
– Мы должны доверяться Богу – когда и к чему Он нас призовёт, только Ему и известно. Когда я был молодым, у меня и мыслей не появлялось, что стану священником. Закончив школу, решил поступать на исторический факультет, но постепенно начал понимать, в чём моё настоящее призвание. Это произошло благодаря общению с праведниками, например блаженной Любушкой в Сусанино и архимандритом Наумом в Троице-Сергиевой лавре.
– Можно об этом подробнее?
– Они учили, что главное – это служение Богу и людям. Скажем, блаженная Любушка постоянно говорила, что священнический путь является очень тяжёлым, нужно быть готовым к скорбям и испытаниям. Понятно, что говорила не просто так. А у отца Наума был такой настрой, что мне стоит принять монашество. Было два разных мнения, ведь у нас Церковь – святая соборная, бывают разные точки зрения. После беседы отца Наума с Любушкой (а тем летом старец приезжал в Сусанино) он благословил меня послушаться её и поступить в Санкт-Петербургскую семинарию. Затем я окончил и академию, защитил кан-дидатскую по богословию. С 96-го года служу настоятелем здесь, на Каменном острове. Вот уже двадцать лет. У нас прекрасный приход, что позволяет делать много хороших дел. Например, окормляем Дом ветеранов на Крестовском острове, Господь через нас даёт людям исповедаться и причаститься. То, что имеем церковный дом, – большое счастье. Его передали нам в 2000 году, в 2003-м мы его отреставрировали. Правда, иногда кажется, что ремонт никогда не прекращается.
– Насколько прихожане советского времени отличались от нынешних?
– Думаю, что отличия очень большие. В советское время активная общинная жизнь отсутствовала. Раньше приходили только на службу, потом, немножечко поговорив, расходились. Сейчас прихожане общаются очень активно и в храме, и по телефону, и в Интернете, ездят вместе в паломнические поездки, на приходах проводится много мероприятий. С другой стороны, в прежние времена уже само участие в службе нередко было подвигом. Я знал людей, которые отказывались от карьеры, соглашались на понижение в должности, лишь бы ходить в церковь. Я не слышал от них никакого ропота, наоборот, радовались, что сподобились немного пострадать. Были живы прихожане, заставшие и куда более жестокие времена, когда за веру сажали в лагеря. Ещё запомнилось вот какое обстоятельство. Прежде люди много читали Священное Писание, для них было очень важно.
– Нынешнее поколение, увы, читает меньше. Поэтому я стараюсь напоминать прихожанам о преподобном Серафиме Саровском, который за неделю прочитывал Новый Завет. Прошу, чтобы каждый день хоть немного читали.
– Как познакомились ваши родители?
– У ваших родных не было сложностей на работе в советское время, из-за того что они ходили в церковь?
– К тому, что они ходили в храм, на работе у них относились спокойно, ведь они были беспартийными. Особых претензий быть не могло. На первую и Страстную седмицы Великого поста мои бабушка и тётя брали отпуск, чтобы посещать службы, вся семья молилась, потом встречали торжественно Пасху. Мы с братом, конечно, посещали школу. Меня тоже иногда брали. Это одно из первых моих воспоминаний о церкви: очень много народа и очень хорошее пение. Хорошее пение сопровождало меня всё детство и в церкви, и в Малом театре оперы и балета, куда позже я приходил практиковаться на фортепиано, ведь дома инструмента не было.
– Кем были ваши мама и папа?
– Мама работала на «Скорой помощи», а папа инженером-конструктором. У него было много изобретений, которые имели отношение к оптическим приборам для подводных лодок. Каждое лето мы ездили в Севастополь, и я мальчиком бродил среди подводных лодок, а папа испытывал оптику. Для нас служба Отечеству, любовь к родине были совершенно естественным. Мама была для меня образцом нравственности, удивительным на фоне нынешних нравов. До встречи с моим отцом она ни с кем никогда не целовалась. Ждала, когда Господь дарует ей настоящую любовь.
Меня она родила почти в 36 лет, ещё через три года – моего брата. У нас многие девушки думают, что в восемнадцать лет они почти старушки, стараются всё успеть, отсюда распущенные нравы. Мама никуда не спешила и всё успела, прожила сложную, но счастливую жизнь. Несмотря на многие испытания, смогла остаться человеком милосердным и жизнерадостным. Она была не просто верующим человеком где-то в глубине души, но помогала всем, совершенно бескорыстно могла отдать последние вещи. Ушла из медицины в совсем преклонном возрасте, только когда ей предложили противные её совести махинации.
Мамы не стало в августе 2014-го, было ей почти восемьдесят лет. Перед тем она соборовалась, исповедовалась, причастилась. Папа умер сразу после майского празднования памяти святителя Николая Чудотворца, его покровителя. У него в комнате была икона святого, которому он постоянно молился. Я видел, как уходили в мир иной мой дед Владимир, бабушка София. Мне хотелось бы последние минуты провести столь же достойно. Лик человека в такие моменты говорит о многом. У дедушки был обширный инфаркт, сильные боли, но перед смертью лицо его прямо просияло, стало таким светлым. Я бы даже сказал, что боль уступила место жизни. Его последние фразы были твёрдыми и чёткими, хотя до этого говорил с трудом. Я посещаю больницы, вижу многое. Иные уходят с проклятьями, злобой, ненавистью, а тут – радость. Это было откровением для меня, я убедился, что в душе человека может царить подлинный мир. Господь даровал мне счастье вырасти в удивительной семье.
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове
Беседа с батюшкой завершена. С любовью думаю о нашем Иоанно-Рождественском храме под сенью старых деревьев, между которыми я ходил крестным ходом. Рядом течёт Большая Невка, где крестили с полным погружением даже на раннюю Пасху, когда ещё не все льдины уплывали в Финский залив. По субботам я выходил из метро «Чёрная Речка» и шёл на всенощную. Потом возвращался обратно на Васильевский…
Так продолжалось несколько лет, самых важных в истории моего воцерковления. После беседы с отцом Вадимом прохожу мимо своей церковки скрепя сердце – так хочется снова вернуться. Уже после моего отъезда в Сыктывкар прихожанином этого храма стал мой близкий друг – поэт и журналист Костя Крикунов, ныне покойный. Он не догадывался, что это моя церковь, но почему-то ноги привели его именно сюда. Только сейчас задумался я над одной странностью. Мимо храма, буквально метрах в двадцати, проходит оживлённая трасса между Петроградкой и Чёрной речкой. При этом в памяти моей церковка стоит чуть ли не в лесу, не в двадцать первом веке, а в восемнадцатом. Храм – это словно крепость, защищающая то время, в которое он был построен. А отца Вадима Буренина Господь назначил новым её комендантом. Наверное, что-то в его прошлом, его характере оказалось соответствующим ей. Я так думаю.