храм рождества предтечи на каменном острове

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (Санкт-Петербург)

храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть фото храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть картинку храм рождества предтечи на каменном острове. Картинка про храм рождества предтечи на каменном острове. Фото храм рождества предтечи на каменном острове

Церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в 1776-1778 годах в стиле псевдоготики.

Содержание

История [ править ]

Цесаревич Павел Петрович оказался оригинален в выборе художественных форм для своей церкви, — неоготическая стилизация под западноевропейскую средневековую капеллу была с большим изяществом воплощена в постройке выдающимся архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном, в то время директором Академии Художеств. Церковь заложили 17 мая 1776 года и по окончании строительства освятили в память Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1778 года.

Возведена церковь, как писалось в путеводителе по Санкт-Петербургу 1839 года, «собственным иждивением императора Павла I» в бытность его еще наследником престола. Государю угодно было во время своего пребывания на любимом им Каменном острове иметь молитвенный дом для своей особы, а вместе с тем удовлетворить необходимой душевной потребности обывателей Каменного острова, состоявших из придворных служителей, воинских нижних чинов, живших в казармах на сем острове и пансионеров, содержавшихся в Каменноостровском Инвалидном доме на адмиральском жаловании цесаревича».

После возведения на Каменном острове дворцового комплекса облик острова значительно изменился. Из почти неосвоенного пригорода он в течение нескольких десятилетий постепенно превратился в благоустроенное место отдыха петербургской знати. Чтобы представить себе, как происходило превращение его в красивейший архитектурно-парковый ансамбль, небезынтересно взглянуть на историю Каменного острова со дня основания Санкт-Петербурга.

До императора Павла I владельцев у острова было два: в 1704 году по повелению Петра I первым владельцем стал граф Гаврила Иванович Головкин, бывший при Петре первым российским канцлером, а затем президентом Коллегии Иностранных дел. На обширном, местами заболоченном, зелёном острове он имел загородный дом, куда, по преданию, приезжал к нему в гости сам Пётр I, посадивший в память этого события молодой дуб в усадьбе своего сподвижника и родственника (Г.И. Головкин приходился троюродным дядей Петру по материнской линии). При первом канцлере России Каменный остров, однако, всё ещё оставался на большей части своей территории в первозданном состоянии. В густом лесу было пробито лишь несколько просек и проведена дорога вниз по Малой Невке. В таком виде в 1746 году остров был продан жене графа А.П. Бестужева-Рюмина. Канцлер А.П. Бестужев-Рюмин очень много сделал для благоустройства Каменного острова, потратив на это значительные суммы. В середине 18-го века здесь была создана великолепная парадная загородная резиденция в стиле барокко и целый комплекс изящных парковых строений и гидротехнических сооружений, устроен дворцовый сад и обширный парк для общественных гуляний. До нашего времени ни одной из этих построек не сохранилось, так как все они были деревянными.

После покупки в 1765 году Каменного острова императрицей Екатериной II в подарок своему сыну великому князю Павлу Петровичу здесь впервые началось каменное строительство. Идея перестройки бывшего дворца канцлера для цесаревича не получила своего воплощения, хотя готовились соответствующие чертежи. Но средств у казны не было, так как в 1768-1774 гг. Россия вела войну с Турцией.

Одним из первых каменных зданий на Каменном острове стал возведенный в 1766 году по проекту архитектора Ивана Кербера Инвалидный дом, расположенный вдоль набережной Большой Невки. Он предназначался для престарелых и увечных воинов нижних чинов, находившихся на содержании его высочества наследника престола. В 1772 году цесаревич Павел Петрович был назначен императрицей Инспектором Российского флота в чине генерал-адмирала. После победоносного для России морского Чесменского сражения несколько десятков одиноких матросов-инвалидов, отдавших свое здоровье за Веру, Царя и Отечество и оставшихся без попечения родных и близких, стали жителями Инвалидного дома, получая здесь лечение и уход. Инвалиды, среди которых были и награжденные высшими орденами Российского государства, продолжали по мере сил служить отечеству: по охране порядка при императорском Каменноостровском дворце и церкви Рождества Иоанна Предтечи. Инвалидный дом, столетие которого было торжественно отпраздновано в 1866 году, к сожалению, в целости не сохранился до сегодняшнего дня. В 1979 году при подготовке к Олимпийским играм он был разобран, и на его фундаменте построен спортивный комплекс.

храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть фото храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть картинку храм рождества предтечи на каменном острове. Картинка про храм рождества предтечи на каменном острове. Фото храм рождества предтечи на каменном острове

Павел уделял большое внимание качеству и быстроте каменноостровского строительства. Ещё за год до постройки церкви он обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с просьбой заранее определить в новый храм священника, «которого не столько знание, как поведение было хорошо и притом не навлекало бы стыда месту». Просьба была в точности удовлетворена. После освящения храма Павел часто посещал его, иногда сам поднимался на хор, и пел вместе с певчими. Заботами его о благолепии церковь была богато украшена в стиле того времени. Из путеводителя по Санкт-Петербургу 1839 года известно, что многие иконы были пожертвованы в неё из личного владения Павла I. «Вообще император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Все церковные сосуды (с изображением на некоторых начальной буквы его имени) устроены его благочестивым иждивением; многие одежды священные, его времени, были очень богаты, как можно видеть из оставших и доселе употребляемых».

При церкви имелась богатая библиотека. В течение 19-го столетия были сделаны ценные пожертвования прихожанами, в частности, на собранные средства в конце 19-го века был заказан «художнику первой степени по архитектуре Николаю Дмитриевичу Прокофьеву. престол из серебра» скульптурной работы. Таким образом, на всём протяжении 19-го века церковь постоянно благоукрашалась.

. Случалось, что обедню певали вольноприходящие из крестьян и его величество не только не изволил пренебрегать сими певчими, но иногда изъявлял свое удовольствие, одаривая их серебряными рублями. Вообще, император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Александр I также любил в Каменноостровской церкви изливать свои теплые молитвы». Таковы свидетельства современников.

С восшествием на престол Александра I Каменноостровский дворец становится любимой его резиденцией. В начальный период его царствования здесь собирается «Негласный комитет», обсуждаются проекты преобразования России. Александр I, как человек глубоко верующий, часто молился в церкви Рождества Иоанна Предтечи. В Отечественную войну 1812 года здесь ему была поднесена икона Толгской Божией Матери, которая сопровождала его во всех походах. В своём дворцовом кабинете 6 августа 1812 года император поручил М.И. Кутузову командование русской армией, и, надо думать, что великий полководец не уехал с Каменного острова, не испросив у Господа и Божией Матери помощи в столь трудный для Отечества и ответственный для него самого час. Весть о Бородинском сражении Александр I получил также в церкви, находясь на молитве.

С историей храма Рождества Иоанна Предтечи связаны судьбы многих выдающихся людей России. В 19-м веке Каменный остров наряду с Елагиным и Крестовским стал престижным дачным местом отдыха петербуржцев. Начало этому было положено ещё Павлом I, который ввиду необжитости острова и быстрейшего его благоустройства пришёл к мысли давать своим приближённым участки земли в вечное и наследственное пользование под строительство дач. Причём владелец имел право закреплённый за ним участок, кроме передачи по наследству, продавать, дарить и закладывать (однако, с ведома императора, как собственника земли). Владельцы дач не платили в казну никаких налогов. В 1808 году были введены лишь «шоссейные деньги», платившиеся владельцам острова и назначавшиеся для поддержания в порядке дорог и мостов. К 1828 году на острове был уже 21 участок с дачами, благоустроенный их владельцами. В первой четверти 19-го века Каменный остров превратился в красивейшее место отдыха, содержавшееся в образцовом порядке. Специальными правилами, введёнными в это время и обязательными для исполнения всеми собственниками дач, поддерживались благопристойность и чистота на протяжении всего 19-го века.

Близкая ко двору петербургская знать и чиновничество, среди которых немало было вершителей судеб Отечества, имея свои летние резиденции на Островах, не могли не посещать близрасположенной церкви, в которой к тому же часто молились царские особы, становившиеся иногда, по сохранившимся архивным данным, восприемниками от купели детей своих приближённых. В церковь ходили молиться Г.Р. Державин, А.В. Суворов, А.С. Пушкин и другие великие люди. Известно, что в ней были крещены старший и младший сыновья А.С.Пушкина, а также младшая дочь поэта Наталья, названная в честь матери и родившаяся летом 1836 года на даче Доливо-Добровольской, где поэт вместе с семьёй провёл два летних сезона — 1834 и 1836 гг. На Каменном острове в 1836 году Пушкин создал небольшой «Каменноостровский цикл» стихов, отчасти связанный, как полагают литературоведы, с событиями Страстной недели Великого поста.

В конце XIX века на острове вновь произошли изменения: проложили линию конки, провели водопровод и канализацию. В 1912 году в церкви было устроено электрическое освещение.

В 1990 году образовалась община верующих христиан, которым руководство военного санатория в лице начальника Михаила Николаевича Симчука пошло навстречу. Молитвами, стараниями общины, в частности её председателя Лукиной Наталии Александровны церковь была передана православным христианам.

Современное состояние [ править ]

храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть фото храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть картинку храм рождества предтечи на каменном острове. Картинка про храм рождества предтечи на каменном острове. Фото храм рождества предтечи на каменном острове

В день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1990 года впервые после более чем полувекового перерыва произошло богослужение в храме Рождества Иоанна Предтечи, проложившего путь самому Иисусу Христу призывом народа к покаянию и крестившего Господа в реке Иордан. Так было угодно Богу, что храм, как и во времена своего создания вблизи Инвалидного дома для моряков-ветеранов, и ныне находится рядом с Военно-морской академией им. Н.Г. Кузнецова, военным санаторием МО РФ, городским онкологическим диспансером, другими медицинскими учреждениями, располагающимися в бывшем дворце и зданиях Каменного острова и Петроградской стороны. Поэтому церковь, особо молясь Господу и Божией Матери об исцелении от телесных недугов, не перестаёт возносить ежедневные молитвы к Богу о нашем православном Отечестве.

Церковь открыта каждый день с 9 до 19 часов, в ней ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. Рядом с храмом находится часовня во имя иконы Божией Матери «Всецарица». В ней ежедневно, кроме вторника и четверга, в 15 часов служатся молебны пред этой чудотворной иконой. По вторникам и четвергам молебны «Всецарице» совершаются в храме, с малым освящением воды и пением акафиста; начало — в 17 часов. Духовенство храма посещает все близко расположенные лечебные учреждения, исповедуя и причащая людей, прикованных болезнью к постели. Многие врачи и медицинский персонал являются прихожанами церкви. В Институте мозга человека РАН создана и на протяжении нескольких лет ежедневно действует часовня во имя святого Иоанна Предтечи, духовенством храма постоянно окормляются тяжелобольные прикованные к постели люди в городском онкологическом диспансере и других больницах города, а также дети Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия», где также создана православная часовня. Для решения своих духовных проблем приходят в храм военнослужащие и курсанты Военно-морской академии.

Учащиеся и прихожане совершают паломничества к святыням Санкт-Петербургской епархии. Воскресная школа принимает ежегодное участие в епархиальных Рождественских и Пасхальных выставках. Для детей прихода устраиваются Рождественские ёлки и Пасхальные концерты. При храме есть церковный дом и часовня во имя иконы Божией Матери «Всецарица».

Источник

История церкви Рождества Иоанна Предтечи

храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть фото храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть картинку храм рождества предтечи на каменном острове. Картинка про храм рождества предтечи на каменном острове. Фото храм рождества предтечи на каменном острове

Возведена церковь, как писалось в путеводителе по Санкт-Петербургу 1839 года, «собственным иждивением императора Павла I»1 в бытность его еще наследником престола. Государю угодно было во время своего пребывания на любимом им Каменном острове иметь молитвенный дом для своей особы, а вместе с тем удовлетворить необходимой душевной потребности обывателей Каменного острова, состоявших из придворных служителей, воинских нижних чинов, живших в казармах на сем острове и пансионеров, содержавшихся в Каменноостровском Инвалидном доме на адмиральском жаловании цесаревича».

После возведения на Каменном острове дворцового комплекса облик острова значительно изменился. Из почти неосвоенного пригорода он в течение нескольких десятилетий постепенно превратился в благоустроенное место отдыха петербургской знати. Чтобы представить себе, как происходило превращение его в красивейший архитектурно-парковый ансамбль, небезынтересно взглянуть на историю Каменного острова со дня основания Санкт-Петербурга.

До императора Павла I владельцев у острова было два: в 1704 году по повелению Петра I первым владельцем стал граф Гаврила Иванович Головкин, бывший при Петре первым российским канцлером, а затем президентом Коллегии Иностранных дел. На обширном, местами заболоченном, зелёном острове он имел загородный дом, куда, по преданию, приезжал к нему в гости сам Пётр I, посадивший в память этого события молодой дуб в усадьбе своего сподвижника и родственника (Г.И. Головкин приходился троюродным дядей Петру по материнской линии). При первом канцлере России Каменный остров, однако, всё ещё оставался на большей части своей территории в первозданном состоянии. В густом лесу было пробито лишь несколько просек и проведена дорога вниз по Малой Невке. В таком виде в 1746 году остров был продан жене графа А.П. Бестужева-Рюмина. Канцлер А.П. Бестужев-Рюмин очень много сделал для благоустройства Каменного острова, потратив на это значительные суммы. В середине 18-го века здесь была создана великолепная парадная загородная резиденция в стиле барокко и целый комплекс изящных парковых строений и гидротехнических сооружений, устроен дворцовый сад и обширный парк для общественных гуляний. До нашего времени ни одной из этих построек не сохранилось, так как все они были деревянными.

После покупки в 1765 году Каменного острова императрицей Екатериной II в подарок своему сыну великому князю Павлу Петровичу здесь впервые началось каменное строительство. Идея перестройки бывшего дворца канцлера для цесаревича не получила своего воплощения, хотя готовились соответствующие чертежи. Но средств у казны не было, так как в 1768-1774 гг. Россия вела войну с Турцией.

Одним из первых каменных зданий на Каменном острове стал возведенный в 1766 году по проекту архитектора Ивана Кербера Инвалидный дом, расположенный вдоль набережной Большой Невки. Он предназначался для престарелых и увечных воинов нижних чинов, находившихся на содержании его высочества наследника престола. В 1772 году цесаревич Павел Петрович был назначен императрицей Инспектором Российского флота в чине генерал-адмирала. После победоносного для России морского Чесменского сражения несколько десятков одиноких матросов-инвалидов, отдавших свое здоровье за Веру, Царя и Отечество и оставшихся без попечения родных и близких, стали жителями Инвалидного дома, получая здесь лечение и уход. Инвалиды, среди которых были и награжденные высшими орденами Российского государства, продолжали по мере сил служить отечеству: по охране порядка при императорском Каменноостровском дворце и церкви Рождества Иоанна Предтечи. Инвалидный дом, столетие которого было торжественно отпраздновано в 1866 году, к сожалению, в целости не сохранился до сегодняшнего дня. В 1979 году при подготовке к Олимпийским играм он был разобран, и на его фундаменте построен спортивный комплекс.

Павел уделял большое внимание качеству и быстроте каменноостровского строительства. Ещё за год до постройки церкви он обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с просьбой заранее определить в новый храм священника, «которого не столько знание, как поведение было хорошо и притом не навлекало бы стыда месту». Просьба была в точности удовлетворена. После освящения храма Павел часто посещал его, иногда сам поднимался на хор, и пел вместе с певчими. Заботами его о благолепии церковь была богато украшена в стиле того времени. Из путеводителя по Санкт-Петербургу 1839 года известно, что многие иконы были пожертвованы в неё из личного владения Павла I. «Вообще император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Все церковные сосуды (с изображением на некоторых начальной буквы его имени) устроены его благочестивым иждивением; многие одежды священные, его времени, были очень богаты, как можно видеть из оставших и доселе употребляемых.»

. Случалось, что обедню певали вольноприходящие из крестьян и его величество не только не изволил пренебрегать сими певчими, но иногда изъявлял свое удовольствие, одаривая их серебряными рублями. Вообще, император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Александр I также любил в Каменноостровской церкви изливать свои теплые молитвы». Таковы свидетельства современников.

С восшествием на престол Александра I Каменноостровский дворец становится любимой его резиденцией. В начальный период его царствования здесь собирается «Негласный комитет», обсуждаются проекты преобразования России. Александр I, как человек глубоко верующий, часто молился в церкви Рождества Иоанна Предтечи. В Отечественную войну 1812 года здесь ему была поднесена икона Толгской Божией Матери, которая сопровождала его во всех походах. В своём дворцовом кабинете 6 августа 1812 года император поручил М.И. Кутузову командование русской армией, и, надо думать, что великий полководец не уехал с Каменного острова, не испросив у Господа и Божией Матери помощи в столь трудный для Отечества и ответственный для него самого час. Весть о Бородинском сражении Александр I получил также в церкви, находясь на молитве.

С историей храма Рождества Иоанна Предтечи связаны судьбы многих выдающихся людей России. В 19-м веке Каменный остров наряду с Елагиным и Крестовским стал престижным дачным местом отдыха петербуржцев. Начало этому было положено ещё Павлом I, который ввиду необжитости острова и быстрейшего его благоустройства пришёл к мысли давать своим приближённым участки земли в вечное и наследственное пользование под строительство дач. Причём владелец имел право закреплённый за ним участок, кроме передачи по наследству, продавать, дарить и закладывать (однако, с ведома императора, как собственника земли). Владельцы дач не платили в казну никаких налогов. В 1808 году были введены лишь «шоссейные деньги», платившиеся владельцам острова и назначавшиеся для поддержания в порядке дорог и мостов. К 1828 году на острове был уже 21 участок с дачами, благоустроенный их владельцами. В первой четверти 19-го века Каменный остров превратился в красивейшее место отдыха, содержавшееся в образцовом порядке. Специальными правилами, введёнными в это время и обязательными для исполнения всеми собственниками дач, поддерживались благопристойность и чистота на протяжении всего 19-го века.

В конце XIX века на острове вновь произошли изменения: проложили линию конки, провели водопровод и канализацию. В 1912 году в церкви было устроено электрическое освещение.

В 1990 году образовалась община верующих христиан, которым руководство военного санатория в лице начальника Михаила Николаевича Симчука пошло навстречу. Молитвами, стараниями общины, в частности её председателя Лукиной Наталии Александровны церковь была передана православным христианам.

В день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1990 года впервые после более чем полувекового перерыва произошло богослужение в храме Рождества Иоанна Предтечи, проложившего путь самому Иисусу Христу призывом народа к покаянию и крестившего Господа в реке Иордан. Так было угодно Богу, что храм, как и во времена своего создания вблизи Инвалидного дома для моряков-ветеранов, и ныне находится рядом с Военно-морской академией им. Н.Г. Кузнецова, военным санаторием МО РФ, городским онкологическим диспансером, другими медицинскими учреждениями, располагающимися в бывшем дворце и зданиях Каменного острова и Петроградской стороны. Поэтому церковь, особо молясь Господу и Божией Матери об исцелении от телесных недугов, не перестаёт возносить ежедневные молитвы к Богу о нашем православном Отечестве.

Учащиеся и прихожане совершают паломничества к святыням Санкт-Петербургской епархии. Воскресная школа принимает ежегодное участие в епархиальных Рождественских и Пасхальных выставках. Для детей прихода устраиваются Рождественские ёлки и Пасхальные концерты. При храме есть церковный дом и часовня во имя иконы Божией Матери «Всецарица».

Источник

Храм рождества предтечи на каменном острове

храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть фото храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть картинку храм рождества предтечи на каменном острове. Картинка про храм рождества предтечи на каменном острове. Фото храм рождества предтечи на каменном острове

Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Маленький храм в готическом стиле, построенный при императоре Павле для солдат-инвалидов. Здесь Кутузов молился перед тем, как отправиться на войну с Наполеоном, сюда заезжал Пушкин перед дуэлью, и в этом храме крестили его детей. С 1937 по 1990 годы церковь была закрыта, но разрушить её не решились – исторический памятник. Я несколько лет был прихожанином этого петербургского храма. Долгие службы, дружный приход, прекрасное византийское пение. У нас был, как мне кажется, лучший хор в городе. В Пасху все прихожане целовались – старая питерская традиция, которую я не встречал в других епархиях.

Нового настоятеля храма, отца Вадима Буренина, я не знал, лишь много лет спустя – прошлой весной – решился, наконец, восполнить этот пробел. Надо сказать, что о приходе на Каменном острове наша газета уже писала («Непреложные свидетельства», № 549, октябрь 2007 г. и «Что интересно читателю», № 671, ноябрь 2012 г.), но там мало говорилось о самом батюшке. Было начало июня, а пишу я об этой встрече только сейчас – в середине зимы: все материалы после командировки одновременно выдать в газету невозможно – одни пишешь, другие ждут своего часа.

Итак, начало июня. Отец Вадим обрадовался, когда я спросил, как он отпраздновал семидесятый День Победы. Оказалось, на Святой Земле. – Там много наших соотечественников, ветеранов войны, – сказал он, – некоторые приезжают на 9 Мая в Россию, в Петербург. Но и в Израиле этот день особый, все гуляют, торжествуют, много людей на улице. Я всегда совершаю 9 мая панихиду, и было радостно, что на сей раз смог сделать это в тех местах, где Спаситель одержал Победу над смертью, что мог помянуть там людей, без которых мы бы с вами не сидели сегодня здесь – на Каменном острове.

– Среди ветеранов на Святой Земле есть православные?

– Есть разные люди: и православные, и неправославные, с кем мне довелось повстречаться в праздник, для кого память о войне священна. Они ощущают связь с Россией, это для них очень важно. И не только ветераны, но их дети и внуки, которые чувствуют сопричастность тому, что делали их дедушки и бабушки. Нас объединяет радость. Если говорить о ветеранах, то о войне они рассказывать не любят, и я к этому давно привык. Мои родственники тоже не любили вспоминать о войне, о фронте, о блокаде. «Не дай Бог вам это пережить», – вот о чём они обычно говорили. Каждую крупицу воспоминаний приходилось просто вытягивать.

храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть фото храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть картинку храм рождества предтечи на каменном острове. Картинка про храм рождества предтечи на каменном острове. Фото храм рождества предтечи на каменном острове

Преображенский собор в Санкт-Петербурге

– Дедушка вообще ничего не рассказывал о войне?

– Рассказывал, как в декабре 43-го у них с бабушкой родился сын – мой отец. Это был подвиг. Представьте появление младенца в блокадном городе. К счастью, блокада уже подходила к концу. Благодаря тому, что дедушка не пил и не курил, можно было на папиросы и спиртное что-то выменять из еды. Бабушка работала бухгалтером в воинской части, получала сравнительно хороший паёк.

– У вас в семье было много верующих?

– Верующей была вся семья, до войны очень большая. Десятки моих родственников упокоились на Пискарёвском кладбище, погибнув от холода и голода. Бабушка старалась навещать родных и однажды, придя в квартиру, увидела, что вся семья уже мертва. Среди них маленький Лёвушка, его ей было особенно жалко. Когда я учился в школе, мне приходилось стоять на Писка-рёвском в почётном карауле. Потом, став священником, я возил туда детей из нашей воскресной школы. У многих там лежат родные, как и у меня. И хотя о войне у нас дома говорили нечасто, в памяти картины, о которых рассказывала бабушка: как ходили к Неве за водой, замачивали старый горчичный порошок, потом долго его вываривали и ели такой суп, как город всё время бомбили. Я спрашивал про людоедство, но бабушка говорила, что особо не видела, хотя однажды за ней кто-то увязался с явно недобрыми намерениями, но она успела забежать в дом.

– Как давно Буренины поселились в Петербурге?

– Судя по захоронениям, в XIX веке. У нас был один участок и дом на Чёрной речке, второй – на Выборгском шоссе, где сейчас метро «Озерки». Прежде там располагался наш большой Буренинский яблочный сад, который снабжал город. А в доме на Чёрной речке бывал в гостях праведный Иоанн Кронштадтский. Там батюшка держал когда-то на руках моего деда Алексия. Память святого Иоанна наша семья чтила все советские годы.

Хотя построенная им обитель была закрыта, мы всей семьёй ходили около неё помолиться – снаружи, у усыпальницы. И знаете, у нас никто в роду после революции в Ленинграде не был репрессирован, такая удивительная милость Божия, при этом все посещали храм, молились, были глубоко верующими людьми. Хотя вызывали, угрожали.

– В вашей семье сохранились предания?

– Моя бабушка жила на канале Грибоедова, помнит, как ходила в храм Спаса-наКрови ещё до его закрытия. И много лет мечтала, что там когда-нибудь снова совершится служба. Представьте её радость, когда это случилось.

– Бабушка во время блокады ходила в храм?

– Бабушка София ходила в церковь регулярно, всю свою жизнь. Мой дедушка, её отец Константин, был старостой одного из петербургских храмов. У нас все были верующие. И другой дедушка, по маме, меня просил, чтобы я не участвовал в советских праздниках, не ходил на демонстрации. Но никаких антисоветских разговоров не было.

– Отец Вадим, а пионером вы были?

– Да, был, хотя так получилось, что меня приняли без меня. Я тогда заболел, вдруг приходят полкласса меня навестить, сообщают: «Ой, мы тебя приняли в пионеры». Потом, когда поправился, принятие торжественно утвердили на Марсовом поле. Дул холодный сильный ветер, я вспоминал рассказ бабушки Софии, что здесь во время блокады стояли наши зенитные установки. Возникло чувство какой-то неестественности, искусственности происходящего.

– В школе знали, что вы из верующей семьи, сами верите в Бога?

– Я в школе говорил о Боге, цитировал Священное Писание. Мне угрожали, точнее, предупреждали, что я никогда не поступлю в высшее учебное заведение. Но никаких преследований не было. Тут нужно понимать, что это была центральная часть Петербурга, где верующих было очень много, а массовый атеизм отсутствовал. Я учился в 210-й школе на Невском проспекте, той самой, на которой можно увидеть табличку: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле». Говорил одноклассникам о Нагорной проповеди, кому-то объяснял, что перед контрольными можно попросить Бога о помощи, какие молитвы можно читать. Это не было каким-то дивом, у многих учеников нашей школы дома висели иконы. У нас, в коммуналке, тоже. И Священное Писание было, и молитвослов, по которому молилась наша семья. Окормлялась она в Преображенском соборе, там меня и крестили.

Сейчас, посещая прихожан, я с радостью обнаруживаю, что они росли, формировались в схожих условиях. Можно было услышать в советское время, что верующие – это такие тёмные существа, но между тем в Ленинграде в храме можно было увидеть образованнейших людей. Как и сейчас. Из тех, кто почил, вспоминаю академика Наталью Петровну Бехтереву. Мне посчастливилось с ней общаться. Оказалось, что она обладает богатым духовным опытом, которым щедро со мной поделилась. К нам на Каменный остров Наталья Петровна не раз приходила помолиться. Просила, чтобы мы открыли часовню в её Институте мозга, и мы эту часовню там обустроили, она действует по сей день. Бехтерева – выдающаяся личность, оставившая по себе самую светлую память.

Сейчас среди наших прихожан есть профессор СПбГУ Нина Александровна Любимова. Она известнейший специалист по фонетике, психолингвистике и продолжает преподавать, хотя ей уже за восемьдесят. Всю жизнь была верующей.

– После школы вы не сразу решили стать священником?

– Мы должны доверяться Богу – когда и к чему Он нас призовёт, только Ему и известно. Когда я был молодым, у меня и мыслей не появлялось, что стану священником. Закончив школу, решил поступать на исторический факультет, но постепенно начал понимать, в чём моё настоящее призвание. Это произошло благодаря общению с праведниками, например блаженной Любушкой в Сусанино и архимандритом Наумом в Троице-Сергиевой лавре.

– Можно об этом подробнее?

– Они учили, что главное – это служение Богу и людям. Скажем, блаженная Любушка постоянно говорила, что священнический путь является очень тяжёлым, нужно быть готовым к скорбям и испытаниям. Понятно, что говорила не просто так. А у отца Наума был такой настрой, что мне стоит принять монашество. Было два разных мнения, ведь у нас Церковь – святая соборная, бывают разные точки зрения. После беседы отца Наума с Любушкой (а тем летом старец приезжал в Сусанино) он благословил меня послушаться её и поступить в Санкт-Петербургскую семинарию. Затем я окончил и академию, защитил кан-дидатскую по богословию. С 96-го года служу настоятелем здесь, на Каменном острове. Вот уже двадцать лет. У нас прекрасный приход, что позволяет делать много хороших дел. Например, окормляем Дом ветеранов на Крестовском острове, Господь через нас даёт людям исповедаться и причаститься. То, что имеем церковный дом, – большое счастье. Его передали нам в 2000 году, в 2003-м мы его отреставрировали. Правда, иногда кажется, что ремонт никогда не прекращается.

– Насколько прихожане советского времени отличались от нынешних?

– Думаю, что отличия очень большие. В советское время активная общинная жизнь отсутствовала. Раньше приходили только на службу, потом, немножечко поговорив, расходились. Сейчас прихожане общаются очень активно и в храме, и по телефону, и в Интернете, ездят вместе в паломнические поездки, на приходах проводится много мероприятий. С другой стороны, в прежние времена уже само участие в службе нередко было подвигом. Я знал людей, которые отказывались от карьеры, соглашались на понижение в должности, лишь бы ходить в церковь. Я не слышал от них никакого ропота, наоборот, радовались, что сподобились немного пострадать. Были живы прихожане, заставшие и куда более жестокие времена, когда за веру сажали в лагеря. Ещё запомнилось вот какое обстоятельство. Прежде люди много читали Священное Писание, для них было очень важно.

– Нынешнее поколение, увы, читает меньше. Поэтому я стараюсь напоминать прихожанам о преподобном Серафиме Саровском, который за неделю прочитывал Новый Завет. Прошу, чтобы каждый день хоть немного читали.

– Как познакомились ваши родители?

– У ваших родных не было сложностей на работе в советское время, из-за того что они ходили в церковь?

– К тому, что они ходили в храм, на работе у них относились спокойно, ведь они были беспартийными. Особых претензий быть не могло. На первую и Страстную седмицы Великого поста мои бабушка и тётя брали отпуск, чтобы посещать службы, вся семья молилась, потом встречали торжественно Пасху. Мы с братом, конечно, посещали школу. Меня тоже иногда брали. Это одно из первых моих воспоминаний о церкви: очень много народа и очень хорошее пение. Хорошее пение сопровождало меня всё детство и в церкви, и в Малом театре оперы и балета, куда позже я приходил практиковаться на фортепиано, ведь дома инструмента не было.

– Кем были ваши мама и папа?

– Мама работала на «Скорой помощи», а папа инженером-конструктором. У него было много изобретений, которые имели отношение к оптическим приборам для подводных лодок. Каждое лето мы ездили в Севастополь, и я мальчиком бродил среди подводных лодок, а папа испытывал оптику. Для нас служба Отечеству, любовь к родине были совершенно естественным. Мама была для меня образцом нравственности, удивительным на фоне нынешних нравов. До встречи с моим отцом она ни с кем никогда не целовалась. Ждала, когда Господь дарует ей настоящую любовь.

Меня она родила почти в 36 лет, ещё через три года – моего брата. У нас многие девушки думают, что в восемнадцать лет они почти старушки, стараются всё успеть, отсюда распущенные нравы. Мама никуда не спешила и всё успела, прожила сложную, но счастливую жизнь. Несмотря на многие испытания, смогла остаться человеком милосердным и жизнерадостным. Она была не просто верующим человеком где-то в глубине души, но помогала всем, совершенно бескорыстно могла отдать последние вещи. Ушла из медицины в совсем преклонном возрасте, только когда ей предложили противные её совести махинации.

Мамы не стало в августе 2014-го, было ей почти восемьдесят лет. Перед тем она соборовалась, исповедовалась, причастилась. Папа умер сразу после майского празднования памяти святителя Николая Чудотворца, его покровителя. У него в комнате была икона святого, которому он постоянно молился. Я видел, как уходили в мир иной мой дед Владимир, бабушка София. Мне хотелось бы последние минуты провести столь же достойно. Лик человека в такие моменты говорит о многом. У дедушки был обширный инфаркт, сильные боли, но перед смертью лицо его прямо просияло, стало таким светлым. Я бы даже сказал, что боль уступила место жизни. Его последние фразы были твёрдыми и чёткими, хотя до этого говорил с трудом. Я посещаю больницы, вижу многое. Иные уходят с проклятьями, злобой, ненавистью, а тут – радость. Это было откровением для меня, я убедился, что в душе человека может царить подлинный мир. Господь даровал мне счастье вырасти в удивительной семье.

храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть фото храм рождества предтечи на каменном острове. Смотреть картинку храм рождества предтечи на каменном острове. Картинка про храм рождества предтечи на каменном острове. Фото храм рождества предтечи на каменном острове

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове

Беседа с батюшкой завершена. С любовью думаю о нашем Иоанно-Рождественском храме под сенью старых деревьев, между которыми я ходил крестным ходом. Рядом течёт Большая Невка, где крестили с полным погружением даже на раннюю Пасху, когда ещё не все льдины уплывали в Финский залив. По субботам я выходил из метро «Чёрная Речка» и шёл на всенощную. Потом возвращался обратно на Васильевский…

Так продолжалось несколько лет, самых важных в истории моего воцерковления. После беседы с отцом Вадимом прохожу мимо своей церковки скрепя сердце – так хочется снова вернуться. Уже после моего отъезда в Сыктывкар прихожанином этого храма стал мой близкий друг – поэт и журналист Костя Крикунов, ныне покойный. Он не догадывался, что это моя церковь, но почему-то ноги привели его именно сюда. Только сейчас задумался я над одной странностью. Мимо храма, буквально метрах в двадцати, проходит оживлённая трасса между Петроградкой и Чёрной речкой. При этом в памяти моей церковка стоит чуть ли не в лесу, не в двадцать первом веке, а в восемнадцатом. Храм – это словно крепость, защищающая то время, в которое он был построен. А отца Вадима Буренина Господь назначил новым её комендантом. Наверное, что-то в его прошлом, его характере оказалось соответствующим ей. Я так думаю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *