храм рядом с третьяковской галереей
МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В ТОЛМАЧАХ
Московский Никольский храм в Толмачах, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru |
Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца «в Толмачах», домовой храм-музей при Государственной Третьяковской галерее.
Каменный храм был возведен в 1697 году «гостем», прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».
В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М. Демидова. В 1834 году, по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и возведена новая колокольня. В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.
В 1924 году в храме совершил богослужение святитель Тихон (Белавин), жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий (Соловьев).
В 1929 году храм был закрыт.
Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены около 1930 г. Помещение храма было передано Третьяковской галерее.
Восстановление храма началось в 1990 году.
В 1993 году были возобновлены богослужения.
8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Богослужение совершалось перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы, перенесенной в храм.
В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена живопись.
В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской Галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.
Значительная часть убранства храма – экспонаты из собрания музея Государственной Третьяковской галереи. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе икона святителя Николая, икона Сошествия Святого Духа на апостолов, а также заалтарные кресты, литургическая утварь.
В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня – Владимирская икона Божией Матери.
При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых «Основы Православия».
Настоятели
Храм у Третьяковской галереи
Третьяковская галерея: храм
Формально — это домовый храм, что очень необычно. Потому что, как правило, под домовыми церквями подразумеваются те, которые располагаются внутри зданий (например, больниц или вокзалов) — то есть, обычные помещения, переоборудованные или изначально оформленные, как храм: алтарь, иконостас.
Реже встречаются домовые храмы в виде крошечных церквушек на территории, допустим, богатых усадеб. Но церковь у Третьяковской галереи — редкий случай, когда домовым является самый обычный по архитектуре храм. Он, в общем-то и есть, и был всегда обычной приходской церковью формально домовой она сейчас считается, потому что здание принадлежит Третьяковской Галерее располагается, как мы уже сказали, на территории, которая относится к музею.
Храм у Третьяковской галереи освящен в честь Николая Чудотворца, и официально его название: храм Николая Чудотворца в Толмачах. Толмачи — так именовался долго время весь этот район. Как память об этом — Большой и Малый Толмачевские переулки, возле- или на которых расположена церковь.
Храм у Третьяковской Галереи, история
У храма Николы в Толмачах богатая история. Большой материал — настоящий исторический труд, — опубликовал об этом храме сайт pravoslavie.ru.
Сначала — как нередко бывает, — здесь располагалась деревянная церковь. В XVII веке на этом месте возвели каменный храм, который потом несколько раз достраивался и перестраивался.
В 1812 году эта церковь оказалась единственной в округе постройкой, которая уцелела во время «наполеоновского пожара». Уцелела, но затем полгода не действовала — потому в храм было некому ходить, жилые дома все сгорели.
Также церковь у Третьяковской галереи была закрыта в советское время — с 1929 года по 1993.
Вот, так она выглядела в 20-х:
А так — за некоторое время до того, как ее начали восстанавливать.
А так она выглядит сейчас:
С каждый стороны — совершенно иной, свой облик:
Красивая высокая колокольня, которая видная издалека.
Храм у Третьяковской Галереи: расписание богослужения, как добраться
Службы в церкви у Третьяковской Галереи служатся не каждый день. Но литургии по субботам и воскресениям — всегда. Начало — как правило в 9:00.
Самое свежее расписание всегда опубликовано на сайте церкви.
Добраться до храма Николы в Толмачах проще всего на метро: станция «Третьяковская» оранжевой или желтой веток. Пять минут пешком до Третьяковской Галереи.
Адрес храма: Малый Толмачевский переулок, дом.9.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Храм рядом с третьяковской галереей
Протоиерей Николай Соколов (настоятель)
Хиротонии: Николай Владимирович Соколов был хиротонисан 07 апреля 1982 года партриархом Пименом в сан диакона. 08 сентября 1988 года еп. Феофан (Галинский) Берлинский совершил иерейскую хиротонию.
Образование: Московская Государственная Консерватория (1975г.), Московская Духовная Академия (1980г.) кандидат богословия, доцент.
Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, сан протоиерея, палица, крест с украшениями, митра. Орден Благоверного князя Даниила Московского II и III степени, орден кн.Владимира II степени, орден преп.Серафима III степени, орден Дружбы, орден свт.Николая III степени (от дома Романовых).
Является настоятелем патриарших подворий в Афинеево – храм Святителя Николая и Плесково – храм преподобного Сергия Радонежского, а также храмов Покрова Пресвятой Богородицы в Плесково, Всех святых в п. Раздоры, Архангела Михаила на ПТК «Радость моя», храма св. великомученика Димитрия Солунского в д. Сосенки, Калужской области, часовни (бывшего храма) св. великомученика Димитрия Солунского в международном детском фонде (г. Москва).
Иерей Андрей Зуевский
Хиротонии: Андрей Евгеньевич Зуевский был хиротонисан 21 ноября 2002 в сан диакона. 15 января 2004 года рукоположен в сан иерея.
Образование: Московский Авиационный Институт им. С. Орждоникидзе по специальности инженер-технолог по самолетостроению (1991г.), Московская Духовная Семинария (2001г.), Московская Духовная Академия (2005г.).
13 июня 2007 года присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему: «Экзегеза Нового Завета в творениях Дидима Слепца». В настоящее время, помимо служения, проводит катехизаторские беседы на православном телеканале «Радость моя» и занимается переводами творений Святых Отцов с древнегреческого языка.
Диакон Алексей Ряховский
Хиротонии: Алексей Владимирович Ряховский был хиротонисан 17 октября 2004 года еп. Александром (Агриковым) в сан диакона.
Образование: Славянский Деловой Институт (2005г.), Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет (2006г.).
К празднику Святой Пасхи 2012 г. награжден правом ношения двойного ораря.
Храм рядом с третьяковской галереей
Иногда небольшие события становятся началом большой истории. Так, в Патриарших приходных книгах от 8 октября 1625 года сохранилась запись, что иерей Климент церкви Великого Чудотворца Николы, что за Москвой-рекой, заплатил годовой налог сполна. Именно так начинается история «Лучшего места на земле», как называл старец Алексий Зосимовский Толмачевский храм. Вероятно, это упоминание было не о новопостроенном, а о существовавшем гораздо раньше храме, так как к нему (на этом месте) в то время примыкало большое старое кладбище.
Тогда это был деревянный храмик небольших размеров с трапезной – приделом в честь Предтечи Господня. Но недолог век у деревянного храма. За обычай стало на Руси обновлять в камне любимые святыни. Ни одна эпоха не знает такой обширной храмоздательской деятельности, как XVII век. За это время было построено и перестроено столько храмов, сколько не было возведено за всю предшествующую историю христианства на Руси. Только в окрестностях Толмачей за сорок с небольшим лет было выстроено более 15 храмов. Существовал обычай каждому ремесленному или приказному поселению строить свой храм. Бондарей в Кадашах окормлял свой храм – Воскресенский, стрельцов пыжевского приказа – Святителя Николая в Пыжах. Этот строительный бум не обошел стороной и Толмачи. В 1697 году купцы Лонгин и Кондратий Добрынины, сын и отец, возводят кирпичный Сошествинский храм с теплой однопридельной трапезной в честь Святителя и Чудотворца Николая. С этого года до 1770-го храм во всех источниках именуется Сошественским. И хотя престол в честь Иоанна Крестителя был упразднен, в четверике храма по сей день можно увидеть развернутую композицию на тему Крещения Господня, напоминающую о престольном празднике этого храма. Привилегированное положение в обществе и большое состояние Добрыниных позволяли купцам заниматься обширной благотворительностью. Всего лишь двумя годами ранее ими был выстроен великолепный храм Воскресения в Кадашах, отстоящий чуть более ста метров от Никольского прихода. В 1770 году, по ходатайству прихожанки храма Екатерины Лазаревны Демидовой, устроен еще один придел. Он был задуман, чтобы прославить чтимый образ Богоматери «Утоли моя печали», хотя его освящение совершено в память Покрова Богоматери.
Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
Это связано с тем, что в те годы действовало консисторское распоряжение, запрещающее освящать престолы в честь икон Богоматери. Освященный Покровский придел и выглядел как придел. Внутри храма невысоким, но великолепным иконостасом было отгорожено небольшое пространство для алтаря. Подобная асимметрия была общей характерной чертой для зодчества XVII – XVIII веков. Эпоха просвещения обоготворила античную древность, привнесла рационализм, не свойственный душе русского человека. Не осталось в стороне и традиционное зодчество. В 1782 году дивное позакомарное завершение перекрыли более простой и удобной в техническом обслуживании четырехскатной металлической крышей. Так бывает всегда – безмолвные камни вещают о духе времени. Идеи этого времени великих просветителей не замедлили принести свои плоды. Великая Французская революция показала истинное лицо гуманизма в Европе. Нашествие двунадесяти языков в 1812 году принесло в Россию такой свет, от которого еще долго слепило глаза нашему соотечественнику. Одеждами со Св. Престола, покрывали лошадей, духовенство, раздетое и истерзанное, гоняли по зимним московским улицам, монастыри были превращены в дома терпимости. Беда не обошла и Толмачевский приход. На храмовой паперти был убит французами церковный староста.
А. Адам «Наполеон в Москве. 1812 год.»
Но несмотря на то, что окружавшие храм богадельня, дома причетников и прихожан истребил московский пожар, сам Никола чудом избежал огненного испытания. Все ценности храма и его ризница были предусмотрительно спрятаны настоятелем под каменным полом. Но все же храм был осквернен французами, а антиминс центрального алтаря бесследно исчез. Пять месяцев храм простоял без богослужения, и только 12 февраля 1813 года был освящен Никольский придел, а в июле – Покровский. К концу года в Толмачах было заселено девять домов. Почти одновременно были построены дом для причта и богадельня. Медленно обстраивались выгоревшие Толмачи, и потому епархиальными властями было решено приписать их к храму Святителя Григория Неокесарийского на Полянке. И только 5 февраля 1814 года, после рассмотрения прошения благочинным, храму была возвращена самостоятельность. Выяснилось, что придел Николая Чудотворца освящен и священнослужение производится. Дворов выстроенных – 12, жителей обоего пола – 286, а прочие дома готовятся к постройке, в отличие от Григорьевской церкви на Полянке, в которой также производится священнослужение, но при 20 дворах и 273 прихожанах. И хотя храм после вторжения французов уцелел, московский пожар и общая перепланировка улиц, видимо, сказались на его дальнейшей судьбе. К 1832 году колокольня покосилась, а трапезная дала значительные трещины. По благословению святителя Филарета, митрополита Московского, на иждивение прихожан 11 июня 1833 года заложена, а 25 ноября 1834 года освящена новая трехъярусная колокольня и теплая трапезная с двумя симметричными приделами. Проект и наблюдение за работами были осуществлены Федором Михайловичем Шестаковым. На второй ярус колокольни отлит новый праздничный колокол весом 4472 килограмма. Остальные колокола оставлены прежними. Внутренняя отделка была выполнена из искусственного мрамора, но к 1845 году большая его часть была утрачена, и потому отделку заменили росписью, над которой работала артель живописцев под управлением Малахова. За приличие и благолепие всех восстановительных работ отвечал настоятель храма Николай Иаковлевич Розанов. Известный своими духовными дарованиями, он в 1849 году был назначен духовником священнослужителей Замоскворецкого сорока. В эти годы происходят некоторые изменения в составе прихода.
В 1851 году в Лаврушинский переулок переезжает семья Третьяковых, а в начале 60-х усадьбу Демидовых покупает графиня Мария Федоровна Сологуб, урожденная Самарина. Переехавшие сюда Третьяковы оказали большую поддержку обновляемому храму. На средства Третьякова, московского купца Максима Булочкина и братьев Медынцевых с 1854 по 1858 год перестраивается центральный алтарь. В это же время выполнен новый пятиярусный золоченый иконостас (с прежними иконами), а бригадой Степанова расписан четверик и алтарь в честь Сошествия Духа Святаго. Композиция этих росписей сохранилась до наших дней.
Портрет Павла Михайловича Третьякова. (Иван Крамской)
Павел Михайлович Третьяков, ставший прихожанином храма, не был старостой, как предполагают наши современники, но его авторитет выделял владельца галереи из общины. В воспоминаниях о нем старец Алексий Зосимовский писал: «Как дорожили сограждане Иова участием его в народных совещаниях (Иов. 29: 7–25 ), так и здесь. Прибытие Павла Михайловича в приходское собрание каждый считал имеющим большое значение». Его слова ждали и высоко ценили. Неукоснительно посещая праздничные богослужения, он очень огорчался, если кто-то из сотрудников его частной галереи отсутствовал на божественной литургии.
Интересна история обитателей усадьбы Демидовых, которая также была очень тесно связана с Толмачевском приходом. В начале 60-х годов она переходит в руки Марии Федоровны Сологуб. Ее дом становится известным в Москве литературным салоном. В свое время в усадьбе бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. Но истинную славу ей принесло общество славянофилов. Переехавший в это же время в Москву родной брат Марии Федоровны, Юрий Федорович Самарин, проживает в основном в ее имении, в Толмачевском приходе. Он и его сподвижники много способствовали развитию христианской философии, основанной на глубокой укорененности в предании Церкви. Толмачи также были вовлечены в этот процесс возрождения человеческого духа. В 1860 году настоятель Толмачевского храма отец Василий Нечаев вместе со священниками Алексием Ключаревым (впоследствии архиепископ Харьковский Амвросий) и Василием Лебедевым основал журнал «Душеполезное чтение», а с 1866 года остался единоличным его редактором-издателем.
Журнал «Душеполезное чтение»
В этом занятии ему немало помогал диакон Федор Соловьев, в будущем прославленный старец схииеромонах Алексий Зосимовский. Рано овдовевший отец Федор все свои духовные силы направил на христианское просвещение. В 1870 году он издает книгу, посвященную своему родному приходу. В ней он рассказывает историю храма с первого о нем упоминания до последних десятилетий XIX века. Сам отец Василий, рано овдовев, принял монашество с именем Виссарион и в 1889 году был рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. В 1891 году он был переведен на Костромскую кафедру. Скончался владыка Виссарион в 1905 году.
Епископ Виссарион Нечаев
Схииеромонах Алексий Зосимовский (диакон Федор Соловьев)
В конце столетия усадьба Демидовых, с которой так тесно связана жизнь Толмачей, была выкуплена городской администрацией. С 1882 по 1917 году здесь находилась 6-я мужская московская гимназия. В ней учились артист Н.П. Хмелев, кинорежиссер В.И. Пудовкин, писатель И.С. Шмелев, педагог С.Т. Шацкий и известный апологет христианского образа жизни епископ Васильсурский Варнава (Беляев), в советские времена принявший на себя подвиг юродства.
Вид на храм в 1882г.
Новый XX век стал поистине переломным для судеб многих людей и храмов. 6 апреля 1922 года в храме было изъято 157 килограммов золотых и серебряных изделий. Церковь была закрыта в 1929 году. Об этом сохранился подлинный рассказ свидетеля разорения, сына последнего настоятеля храма Н.И. Четверухина:
Последний настоятель храма отец Илья (Четвертухин) 1929г.
«Однажды, когда папа вернулся из храма от литургии, в дверь постучали. Вошедший сказал, что он просит папу открыть храм и достать опись имущества, так как пришла комиссия принимать храм. Папа перекрестился, послал меня за ключами, взял большие конторские книги, где были записаны иконы, облачения, утварь, книги и лампады, принадлежавшие храму, и пошел на паперть. На ступенях, ведущих к храму, стояли незнакомые люди, вошедшие вместе с нами в отпертые матушкой Любовью двери. Не все из них сняли кепки. Мы, войдя, перекрестились. Церковь еще хранила тепло утренней молитвы. Где-то горела непотушенная лампада, пахло ладаном, маслом, воском, и в солнечных лучах клубился голубоватый воздух. …Но люди у входа стряхнули с себя минутное оцепенение, зашевелились, заговорили, что-то сказал папа, отдал им книги, а сам отпер дверцы шкафов и ящиков, открыл вход в ризницу и врата алтаря и началось движение. Вошедшие разбрелись по всему помещению, глядя на иконы, паникадила, подсвечники, что-то считая и отмечая в книгах. Папа то посылал меня в дом отнести его собственные богослужебные книги, находившиеся в церкви, то принести из дома церковные иконы, которые постоянно подновлял папа. Царские врата, раскрытые настежь, превратились в обыкновенные двери, и за ними виделся опустевший престол, и к нему прикасались, что-то ставили на него и, облокотившись, писали чужие неблагоговейные люди. …Наконец формальности закончились, и папа, матушка Любовь и я стали лишними. На пороге я остановился. Пришлось сделать усилие, чтобы не перекреститься. Было очевидно, но в меня не вмещалось, что я все это вижу в последний, последний на земле раз. Что завтра ничего этого не будет. Пока еще стояло на своем месте Распятие, привычно глядели глаза святых на иконах, но вместо ладана уже тянуло откуда-то табаком, постукивал молоток, скрипело отдираемое дерево, и кто-то бесцеремонно окликал другого через все помещение, насвистывал и притоптывал». («Воспоминание о закрытии храма»)
Постановление о закрытии храма
Храм, переделанный под хранилище
Храм вплоть до 1990-х годов занимали службы Третьяковской галереи. Внутри все переделали и разгородили на несколько этажей. Николаевская в Толмачах церковь ушла в небытие, а история этого милого места в Замоскворечье была написана новыми именами. В 1930-е годы в переулке появляется новое здание – писательский дом, выстроенный по проекту архитектора И.И. Николаева. Трудно даже перечислить всех его известных жильцов. Тут жили А. Барто, И. Бехер, И. Ильф, Е. Петров, Э. Казакевич, А. Макаренко, Н. Погодин, Б. Пастернак, М. Пришвин, К. Паустовский, К. Федин и многие, многие другие. Писательский дом – один из самых молодых в древнем переулке, а один из самых старых находится в его дворе – большие каменные палаты. Наиболее древняя их часть находится с юго-западной стороны – одноэтажные палаты, датируемые второй половиной XVII века, возможно, они принадлежали еще думному дьяку при царе Алексее Михайловиче, Семену Степановичу Титову. Сегодня обновленный храм окружает инженерный корпус Третьяковской галереи. В нем находятся системы кондиционирования, поддерживающие температуру и влажность не только в помещениях галереи, но также и в помещении храма. Усадьба Демидовых – теперь Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, дом священника занят магазином «Мебель для дома», приходской дом принадлежит коммерческим структурам, а дом просфорни, находящийся в непосредственной близости от храма, реконструирован одним из московских банков.
Материал подготовил иерей Алексей Лымарев
Приход в Толмачах
Приход в Толмачах запись закреплена
Алексеевская церковь в Садовниках
В эфире обсуждались насущные вопросы христианской жизни: семейные конфликты, когда один из супругов стремится жить церковной жизнью, а второй при этом далёк от веры — как их можно избежать, и не дать им разрушить семейное счастье, оставаясь при этом верным Церкви и Богу.
Приход в Толмачах запись закреплена
Алексеевская церковь в Садовниках
7 января приход Алексеевской церкви встретил праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
В преддверии праздника храм украсился новой иконой — в «небо» поместили новонаписанный образ святого архистратига Иеремиила, внушителя добрых помыслов и возносителя душ к Богу.
Показать полностью. В книге Ездры святой архангел, отвечая на вопрос о кончине мира, говорит: «Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3 Ездр. 4:35-37). Поэтому, в назидание и памятование о грядущем Страшном Суде, на иконе архангел Иеремиил изображается держащим в руке весы.
Эта икона стала не единственным подарком всему приходу ко дню Рождества Спасителя. Накануне гражданского новолетия священник Алексей Лымарев освятил новый колокол, посвященный этому событию. Он украшен изображениями Рождества и пророков, которые предсказали это событие и пришествие в мир Христа. Пророк Даниил изображен со свитком и словами его знаменитого пророчества: «До Христа Старейшины семь и шестьдесят две седмины» (Дан.9:25), то есть 490 лет до дня Рождества Христова. Пророк Михей изрекает: «Исходи же Старейшины из начала от дний века» (Мих.5:2) — это отрывок пророческих слов о рождении Богомладенца в Вифлееме. Наконец, пророк Исаия держит в руке свиток со словами «Отроча родися нам… Сын, Бог крепкий» (Ис.9:6). По верхнему поясу идут слова из Псалтири: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя; проси от Мене и дам Ти языки достояние Твое» (Пс. 2:7-8). Таким образом, колокол символически продолжает повествование о Промысле Божием в мире — если предыдущий колокол напоминал о ветхозаветном законе, этот символизирует явление в мир благодати Господа Иисуса Христа.
В канун Рождества по уставу были совершены великие (царские) часы, чин изобразительных, вечерня и первая в новом году Литургия святителя Василия Великого. Праздничное богослужение совершалось ночью, а утром для тех, кто не мог присутствовать на нем, была отслужена обедница. Настоятель храма огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, затем поздравил общину с Рождеством и обратил внимание, что эта ночь собрала под сводами храма много новых прихожан — тех, кто впервые посетил богослужение в нашем храме. Помимо этого, около 70 человек наблюдало за богослужением в Instagram, где проводилась прямая трансляция службы.
Утром, после совершения обедницы, настоятель прихода отдельно поздравил детей, вручив каждому подарок, а педагоги воскресной школы отдельно поздравили тех, кто участвовал в создании поздравительного видео — читал стихотворение «Божий Дар» Ф. М. Достоевского — а также расписывал шарики для новогодней елки. Ребятам были подарены самодельные угощения, приготовленные преподавательницей Инной Кожевниковой.
Благодарим всех прихожан, сотрудников храма, детей и родителей, потрудившихся для этого дня! Христос рождается — славим Его!