храм с синей крышей в питере

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Петербургский Троицкий собор является одним из самых монументальных храмов Петербурга. Его ярко-синие купола, украшенные позолоченными звездами, видны на расстоянии 20 км от Троицкой площади, на которой он расположен.

Полное название этого торжественного храма в стиле ампир — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. В обиходе же его обычно называют Троицкий, Троице-Измайловский или попросту Измайловский собор. Храм был сооружен в качестве полкового для одного из старейших российских полков, основанных в 1730 г. императрицей Анной Иоанновной — Измайловского, в связи с чем он и получил свое наименование.

Собор образует композиционный центр Троицкой площади, на которой, помимо него, находится еще одна достопримечательность — состоящий из 108 турецких пушек Памятник Славы, созданный Д. И. Гриммом в честь победы в русской-турецкой войне. В советские годы монумент был утрачен, но воссоздан заново в 2005 г.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Расписание богослужений в Троицком соборе Санкт-Петербурга 2021

Троице-Измайловский собор — это действующий храм, в котором ежедневно проводятся службы, совершаются обряды и таинства. На официальном сайте можно узнать расписание богослужений на каждый день.

Режим работы

Собор открыт каждый день: в будни — с 9:00 до 19:00, в выходные и церковные праздники — с 6:00 до 20:00.

Вход в храм бесплатный.

Архитектор Троице-Измайловского собора

Измайловский собор был построен по проекту одного из отцов русского ампира Василия Стасова. Талантливый архитектор, происходивший из небогатой дворянкой семьи, прошел путь от простого чертежника до академика Петербургской Академии художеств. Будучи приверженцем позднего классицизма, он создавал строения, отличающиеся строгостью линий и парадностью фасада. Ярким представителем такого направления стал Троицкий собор.

Вместе со Стасовым над храмом работал инженер П. П. Базен, которому несколько раз приходилось исправлять ошибки маститого архитектора, допущенные им в расчетах, за что тот не единожды оказывался на гауптвахте. Непосредственное участие в возведении храма принимал Николай I, лично утверждавший все проекты и вносивший в них свои коррективы.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

История

Троицкий собор возведен по инициативе Николая I в память о том времени, когда он командовал Измайловским полком. Деньги на строительство поступили лично от императора. Собор заменил собой деревянный храм, с 1754 г. служивший «домашней» церковью измайловцам. В 1824 г. во время большого наводнения старый храм был затоплен и пришел в негодность.

Строительные работы начались в мае 1828 г., в День Святой Троицы и продолжались 7 лет. В процессе возведения создателям собора пришлось решать многие проблемы, связанные как со сложностью грунта, так и с масштабами сооружения. На момент проектирования храм по своим размерам уступал только Исаакиевскому собору и был способен вместить до 3000 человек. Столь масштабное сооружение требовало серьезных инженерных расчетов, с которыми блестяще справились авторы. Правда, не обошлось без ошибок и происшествий.

На стадии строительства появились трещины в колоннах, поддерживавших массивный центральный купол. А сам купол, спустя пару месяцев после того, как с него сняли леса, сорвало сильным ветром. Уже в наше время большой купол снова постигло несчастье — пожар.

Освященный в 1853 г. Измайловский собор до 1930-х годов служил прихожанам — военным и обычным жителям. В 1867 г. здесь состоялось венчание Ф. М. Достоевского, а в 1894 г. в храме отпевали композитора А. Г. Рубинштейна.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

После революции собор лишился всех своих ценностей, которые были экспроприированы на нужды новой власти. Некоторое время в храме продолжались богослужения, но в 1938 г., в день рождения В. Ленина, его закрыли, превратив в неотапливаемый склад. К счастью, власти под напором ученых не решились реализовать первоначальный план по сносу величественного памятника архитектуры или перестройки его в крематорий. Пережив с определенными потерями Великую Отечественную войну, в 1990 г. собор был снова передан верующим Петербурга.

Сразу же после возвращения храма Русской православной церкви в нем начались ремонтно-восстановительные работы, продлившиеся почти три десятилетия — до 2017 г. В ходе реставрации были восстановлены утраченные в советские годы интерьеры и убранство, отремонтированы находившиеся в аварийном состоянии конструкции, осушен затопленный подвал, по которому можно было кататься на лодках. Сегодня Троицкий собор опять является одним из самых впечатляющих храмов Санкт-Петербурга.

Архитектура

Белоснежный Троице-Измайловский собор построен в стиле ампир (или поздний классицизм). Своими архитектурными формами он повторяет стоявший на этом месте старый деревянный храм Измайловского полка. В плане собор имеет форму равностороннего креста, увенчанного массивным центральным куполом. Еще четыре купола расположены по осям креста, над портиками, что является необычным для православной традиции. Все четыре фасада собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера, в нишах которых размещены бронзовые скульптуры ангелов, выполненные С. И. Гальбергом. Также портики украшены скульптурными фризами авторства И. Леппе.

Высота

Измайловский собор — один из самых высоких православных храмов. Его высота составляет 80 м. На момент освящения он был крупнейшим в России. Сегодня по этому показателю собор занимает 8 место в России и четвертое в Петербурге (вслед за Исаакиевским и Смольным соборами и храмом Спаса на крови).

Купол Троицкого собора

Яркой особенностью Троицкого собора являются виднеющиеся издалека купола насыщенного голубого цвета с золотыми звездами — один большой и четыре малых. Сооружение огромного центрального купола стало для создателей храма настоящим испытанием. Изначально автором проекта был архитектор собора — Стасов. Однако выстроенный по его расчетам купол простоял всего три месяца и был сорван бушевавшим в Петербурге сильным ветром. Разработать новый проект поручили Базену.

Созданный им купол, ставший вторым по величине деревянным куполом в Европе, прослужил 170 лет, благополучно пережив Великую Отечественную войну, но, к несчастью, был уничтожен во время пожара 2006 г. Воссозданная купольная конструкция имеет в основе перекрытия из клееного бруса.

Свой знаменитый цвет купола приобрели по личному распоряжению Николая I. Вместо зеленого, как на старой деревянной церкви, он распорядился покрасить их в голубой и украсить золотыми звездами по образу Архангельского собора в Москве и Тверского собора в Твери.

Вид Троицкого собора в Петербурге сверху: панорама

Интерьер

Интерьер Измайловского собора лаконичный и строгий. Изначально в его стенах располагались многочисленные военные артефакты, что объясняется статусом храма. За счет преобладания белого цвета в интерьере, пяти световых барабанов и огромных окон внутри очень много света, что придает собору торжественность и праздничность.

Главными элементами интерьера являются 24 коринфские колонны, которые используются для организации иконостаса, имеющего изогнутую форму и образующего единую композицию с надпрестольной сенью. Роспись собора выполнена крепостным живописцем из Ярославля Т. Медведевым и его сыном. Иконы для иконостаса первоначально было написаны маститыми художниками-академиками, но в дальнейшем была оставлена только часть их работ. К ним позже добавились образа, выполненные художником-самоучкой Н. Майковым. В дальнейшем собору были переданы иконы Т. Неффа и Д. Бузато, изначально стоявшие в Исаакиевском соборе. Часть икон перешла в Троицкий собор из старого храма.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

На сегодняшний день главной реликвией Троице-Измайловского собора является икона Святой Троицы 1406 г., подаренная возрожденному храму в 2003 г. при личном участии президента России В. В. Путина. Для верующих интерес представляют частицы мощей многочисленных святых и Креста Господня, хранящиеся в соборе.

В подвальном этаже храма сегодня находится зал «Славянский», расписанный художниками из мастерской Владимира Куликова. Главным украшением помещения является мозаика, изображающая образ Господа Вседержителя, выполненная мастерами Екатерины Огородниковой.

Пожар в Троицком соборе

25 августа 2006 г. в Троицком соборе случился сильный пожар, уничтоживший оригинальный 170-летний центральный купол Базена. Возгорание началось с установленных вокруг него строительных лесов. Разгоревшееся пламя быстро перекинулось на чердачные помещения. В результате внешние конструкции купола обрушились на внутренний кирпичный свод, который, к счастью, не обвалился, несмотря на то, что был сильно раскален. Помимо главного купола, в огне пострадали также и четыре малых, которые к тому времени были полностью отреставрированы.

Сразу после того, как пожар потушили, был объявлен сбор средств на восстановление пострадавшего собора. Уже за первые два месяца от простых лиц и организаций поступило более 6 миллионов рублей. Свою лепту внес и глава римско-католической церкви Бенедикт XVI, пожертвовавший петербургскому храму 10 тысяч евро.

Спустя годы по похожему сценарию развивался и пожар в легендарном Нотр-Дам-де-Пари.

Как добраться до Троице-Измайловского собора в Петербурге

Измайловский собор расположен в центре Троицкой площади в Адмиралтейском районе Петербурга. До собора можно доехать на метро, автобусе, троллейбусе, маршрутке и трамвае.

Ближайшая к собору станция метро — Технологическая, расстояние от которой составляет около 800 м.

Выйдя из метро, нужно перейти Московский проспект и продолжить движение по 1-й Красноармейской улице, которая упрется в Измайловский проспект, за которым и возвышается Троицкий собор.

Маршрут от ст. м Технологическая до Троице-Измайловского собора в Петербурге

Прямо около храма со стороны Троицкого проспекта находится остановка «Измайловский проспект», через которую проходят следующие виды общественного транспорта: автобус № 10, троллейбусы № 3 и 8 и маршрутные такси № 115, 177 и 90.

Также до Измайловского собора можно добраться на трамвае № 16: его остановка находится на ул. 1-я Красноармейская, через дорогу от достопримечательности.

Около Троицкого собора есть места для парковки, поэтому можно доехать до него и на автомобиле.

В Петербурге удобно передвигаться на такси: цены на поездку умеренные, а количество предложений такое, что не придется долго ожидать заказ. В городе на Неве работают все известные приложения: Яндекс.Такси, Gett, Uber, Максим, Ситимобил, Рутакси.

Аэросъемка Троицкого собора в Санкт-Петербурге

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Троице-Измайловский собор или Собор Святой Живоначальной Троицы

Соборы и Храмы

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Краткое описание

Белоснежный Измайловский собор, оскверненный во время революции, сумел выстоять и стать самой большой и главной святыней Российского государства. Его ярко-синие купола, щедро украшенные золотыми звездами, гордо возвышаются над городом, прославляя веру православную.

История

13 мая 1828 года переливы колоколов провозгласили о возведении нового храма в честь Святой Живоначальной Троицы

Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была “сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.

Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.

Император остался недоволен росписями стен и иконостасом, дважды просил заменить все, но несмотря на это храм казался очень светлым и просторным. Главными святынями храма считались: образ Воскресения Христова, икона Успения Божьей Матери и икона Божьей Матери “Всех скорбящих радость”.

Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Советское время

Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.

15 марта 1922 года во время Божественной литургии, при большом скоплении прихожан, новые “реформаторы” потребовали у протоиерея Михаила Чельцова выдать главные ценности храма. Они получили твердый отказ, как от настоятеля храма, так и от его прихожан, и опасаясь “большой крови” отступили.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.

Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.

Пожар

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.

Архитектура

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Измайловский Собор — большое здание с пятью куполами, построенное в стиле ампир. Его высота более 80 метров. На фасадах расположены шестиколонные портики, в нишах находятся фигурки ангелов из бронзы.

В 1836 году на стенах были вывешены мраморные доски с именами офицеров, которые погибли в боях под Аустерлицем, Кульме и Фридланде. Главный купол собора виден с любой точки города на расстоянии 20 километров.

Предание гласит, что голубой цвет куполов был выбран согласно цвету Измайловских мундиров

Внутреннее убранство

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Внутри Измайловский собор светлый, просторный. Главный купол собора поднят вверх четырьмя коринфскими колоннами, он словно парит в воздухе. На стенах собора висели турецкие знамёна, которые напоминали о победе в войне с Божьей помощью. В 2005 году перед святыней была восстановлена колонна Славы, основой которой являются трофейные турецкие пушки.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Служители собора

Настоятелем храма является Геннадий Бартов, кроме него здесь служат ещё 5 священников и 2 диакона. На территории храма работает:

Экскурсии

Многочисленные туристические компании России готовы предложить экскурсии в Свято-Троицкий Измайловский храм. Стоимость подобных туров разнится в зависимости от расстояния и продолжительности поездки.

Интересные факты

Режим работы в 2019 году

Измайловский собор открыт для посещения в будние дни с 9 до 19, в праздничные — с 6 до 20. Собор является действующим, поэтому посещение для туристов и паломников абсолютно бесплатное.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Где находится

Адрес

Измайловский проспект, дом 7 а

Метро

Как добраться

Необходимо выйти на станции метро “Технологический институт”, спуститься один квартал по 1-ой Красноармейской. На Измайловском проспекте вы увидите Свято-Троицкого Измайловского храма.

Источник

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питереflackelf

Русский киевлянин пишет из Петербурга.

1. Вид на собор примерно метров за 800, со стороны улицы 1-й Красноармейской, из района станции метро «Технологический институт».
Его так построили, что с любой точки он просто завораживает.

2. Собор ближе, на фоне Измайловского Гостиного двора.

3. Стоит он у перекрестка Измайловского проспекта и Троицкого проспекта. Триумфальную колонну, посвященную Балканской войне 1877-78 годов восстановили после 1991 года.
«Закладку нового храма, спроектированного архитектором В.П. Стасовым, совершил в мае 1828 года митрополит Серафим (Глаголевский). На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе строительства приходилось восстанавливать сорванный бурей купол и переписывать некоторые образа.
25 мая (6 июня) 1835 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) торжественно освятил храм.»

4. Полное историческое наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.
Это не только действующий православный храм, это и памятник русскому оружию.

5. Муляжи орудий 19 века.

6. Памятник Славы был воздвигнут в честь подвигов русских войск, принимавших участие и победивших в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Торжественная церемония открытия памятника перед Троицким собором состоялась в 1886 году.
Памятник был сооружён по проекту Д. И. Гримма и обошёлся в 200 тыс. рублей. Монумент открывал лично Император Александр III.
В 1930 году памятник был уничтожен. В 2005 году восстановлен.

Памятник представлял собой 28-метровую колонну, сложенную из пяти рядов пушек, отбитых в войну у турок. Наверху колонны был расположен гений с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающий победителей. Пьедестал памятника имел вделанные с 4-х сторон бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших в ней участие.

8. Внутри собора мне разрешили сфотографировать вот этот стенд с исторической информацией и военные знамена.

14. Внутреннее убранство храма в советское время пришло в запустение. В 90-е годы началась вялотекущая реставрация, закончившаяся сильным пожаром на куполе храма в 2006 году.
После пожара на восстановление уникального храма были брошены большие деньги и к сегодняшнему дню оно практически закончено.

16. Знамена русских полков 19 века.

26. Скульптуры украшающие главный вход в храм.

30. Элементы наружного убранства храма.

33. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: «купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве.»
Вид на собор со стороны Троицкого проспекта.

35. Южный фасад собора.

39. Это один из крупнейших храмов России.

41. Измайловский проспект.

42. Измайловский мост через Фонтанку.

44. Вознесенский проспект.

46. Знаменитый дом Городских учреждений, на углу с улицей Садовой, о котором у меня был отдельный пост.

Источник

«Здесь молились герои…»

Дорогие братья и сестры!

Результаты тяжелейшей работы безо всякого преувеличения – впечатляют. Но еще мало кто пока знает, что одновременно с восстановлением храма, по поручению настоятеля собора, протоиерея Геннадия Бартова, почти два десятилетия велась не менее кропотливая работа по восстановлению истории собора, судеб клира, реликвий, самого Измайловского полка…

Людям возвращается не только храм, но и его история, полная удивительных событий, подвигов, трагедий и даже загадок. Как вы понимаете, при воссоздании любой уничтоженной временем или богоборцами реликвии приходилось искать ее историю, чертежи, рисунки, свидетельства, будь то «Колонна воинской славы», уникальное паникадило работы «Никольс и Плинке» или музей Измайловского собора. И среди этих историй попадались воистину удивительные, достойные того, что бы рассказать о них людям. Разумеется, история Измайловского полка, его славного собора, и находившихся в нем реликвий так огромна, что архивные работы не закончатся еще много-много лет, но уже сейчас мы располагаем историями интереснейшими, которыми и готовы теперь поделиться с вами на страницах открываемой рубрики…

Огромное количество информации, связанной с собором, находилось и еще находится(!) в многочисленных музеях и архивах Москвы и Санкт-Петербурга, и впервые предпринимается попытка связать их воедино в архиве Измайловского собора. Многое из того, что мы расскажем и даже покажем вам на этих страницах будет возвращено людям впервые, ибо множество любопытных документов, в советское время, по понятным причинам, оставалось забытым, а кое что и вовсе разошлось по частным коллекциям и какие-то фотографии и рисунки, уже вряд ли возможно увидеть где либо кроме тех копий, которые нам удалось сделать. Или другой простой пример: по благословению настоятеля прот. Геннадия Бартова проводится работа по восстановлению для поминания всех сохранившихся имен Измайловского полка (десятки тысяч!), и в их формулярных списках мы имеем возможность не только встретить известнейшие имена, но и прочитать о давно забытых подвигах героев былого… Удалось добыть воспоминания одного из последних (перед революцией) ктиторов собора о сооружении по приказу Императора Николая Второго усыпальницы для павших на поле брани героев (что в новейшей истории практически не озвучивалось), ведется работа по изучению трагических судеб священников собора в годы красного террора, получены копии книг описи имущества собора и музея собора, изучается история воинских знамен, и много, многое другое, о чем сочли бы за честь узнать толстые и солидные академические издания, но первыми узнаете все же вы, дорогие наши друзья и читатели…

Приготовьтесь узнать истории удивительные, вместе со славным собором возвращающиеся буквально из небытия. Истории, собранные для вас…

История собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. XIX век

Строительство

Фасад каменного собора л.-гв. Измайловского полка. В. П. Стасов. 1831 г.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Макет купола Свято-Троицкого Измайловского собора.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Главный иконостас Свято-Троицкого Измайловского собора.

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Троицкий собор Измайловского полка. К. П. Беггров. 1836. Фрагмент

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Измайловцы у собора во имя Святой Троицы л.-гв. Измайловского полка.

Неизвестный художник 1840-е. Фрагмент

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Часовня во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского

на фоне Свято-Троицкого Измайловского собора.

Каждый петербуржец знает величественный белоснежный собор с синими куполами, что находится сразу за Фонтанкой, на Измайловском проспекте. В годы большевистского режима оскверненный а сегодня возрождающийся, украшаемый, этот собор поистине является символом государства Российского.

Солнечным теплым днем 13 мая 1828 года звон колоколов города возвестил о том, что в Петербурге дoлжно быть новому собору. Митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), был торжественно заложен новый храм. Самый большой православный храм в России, один из самых величественных и прекрасных соборов Православной Церкви.

Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, на поле боя не знавшего поражений, – лейб-гвардии Измайловского полка.

Сам полк был сформирован Высочайшим указом Императрицы Анны Иоанновны 22 сентября 1730 года и был третьим после Преображенского и Семеновского полков. Наречен полк был по месту жительства Императрицы – селу Измайловскому, недалеко от Москвы.

Своей церкви полк не имел, так что солдатам и офицерам приходилось посещать другие приходы. В сентябре 1732 года в Петербург была доставлена походная церковь, на лугу у речки Фонтанки собрана и освящена. Но и теперь церковь стояла лишь летом. На зиму, с заморозками, ее разбирали.

В 1743 году в новопостроенной Измайловской слободе была собрана деревянная церковь. Однако церковь оказалось недостаточно просторной.

Руководили строительством три человека: сам император, архитектор Василий Петрович Стасов, автор проекта, и инженер Петр Петрович Базен, глава Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Николай I лично контролировал весь процесс, утверждал проекты, что порой серьезно усложняло работу – уже готовые решения приходилось переделывать, сообразуясь с художественным вкусом государя. Впрочем, иногда зодчим удавалось отстаивать свою точку зрения.

Торжественная церемония закладки Свято-Троицкого Измайловского собора состоялась в день полкового праздника Пятидесятницы 13 мая 1828 года. Ни император, ни его супруга не присутствовали – из-за войны с Турцией Николай I должен был сопровождать войска. Императрица Александра Федоровна путешествовала по югу страны. На торжество пожаловала только вдовствующая императрица Мария Федоровна с внуком, будущим императором Александром II. Военное командование представляли главнокомандующий граф П.А. Толстой, военный генерал-губернатор П. В. Голенищев-Кутузов, бывший командир полка генерал-адъютант М. Е. Храповицкий. Митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) совершил молебен. Первый камень в основание нового храма положила вдовствующая императрица Мария Федоровна. Присутствующие положили в основание храма «приготовленные на сей случай нового чекана платиновые монеты». От Измайловского полка присутствовал только 3-й батальон. Два другие встретили этот день в Турецком походе.

Впереди были семь лет сложной работы.

Разрабатывая проект Свято-Троицкого Измайловского собора, Василий Стасов руководствовался идеей триумфа России и русской армии. Величественный храм своими огромными размерами уступал только Исаакиевскому собору, который уже строился в это время в Петербурге.

Согласно плану, собор представлял собой равносторонний крест с нетрадиционным расположением глав – по осям креста. Венчал постройку массивный центральный барабан, доминирующий над всем зданием.

Весь 1828 год шло устройство фундамента – почвы на месте строительства оказались сложными. Вместо предполагавшихся 5500 было забито 9000 четырехсаженных свай. Фундамент выложили из тосненской плиты на известковом растворе, цоколь – целиком из гранита. Стены и колонны возводились из кирпича с металлическими связями из полосового и брускового железа. К осени 1829 г. здание было возведено до фронтонов портиков. В следующем году началось возведение центрального барабана с куполом, представлявшее наибольшую сложность. Из-за ошибки в расчетах в августе 1830 года 16 колонн, на которые приходилась нагрузка от купола, дали трещину. Из-за этого ЧП Василий Петрович Стасов решением Николая I был отстранен от работы и посажен на сутки на гауптвахту. Петру Базену пришлось решать инженерную задачу по укреплению колонн и устойчивости главного купола. Исправление недочетов продолжалось более года.

Когда в два часа дня на место происшествия прибыл Николай I, вокруг собора еще валялись части разбитого на мелкие кусочки креста, раскиданные ветром листы медной обшивки, обломки стропил и кирпичей, сброшенный с барабана измятый и поврежденный каркас купола едва держался, навалившись на восточную главу. Падением купола была частично повреждена кирпичная кладка.

Началось следствие. Комиссия из знаменитых инженеров, математиков, архитекторов нашла целый ряд конструктивных ошибок, допущенных Стасовым при проектировании купола и послуживших причиной катастрофы. Архитектор снова был наказан – пять суток гауптвахты и внесение записи о случившемся в личное дело.

Разработку нового проекта купола император поручил Базену. Через четыре месяца после катастрофы тот представил проект купола на стропилах из сухого дерева, а также проект устройства колокольни в западном куполе.

Осенью 1834 года новый купол уже был покрыт медью и загрунтован, а весной живописных дел мастер Федор Иванович Брандуков покрыл его кобальтом с золотыми звездами. Купола у прежней деревянной церкви были зелеными. Исторически зеленый был цветом Измайловского полка. В январе 1830 г. Стасов предложил покрыть купола медью с обраткой поверхности кислотою, которая бы придала цвет зеленой патины. Идея была одобрена, однако уже 26 августа 1831 года Николай I пожелал заменить зеленую окраску на голубую с золотыми звездами «как в Москве на Архангельском и в Твери на Тверском соборе».Стасов сдела несколько вариантов проекта. В сентябре он получил резолюцию государя покрыть купола «цветом светло-синим, как на воротниках мундиров Семеновского полка, и звезды сделать сплошь по всему куполу гораздо более, как означено карандашем». 24 октября новый проект окраски был утвержден.

Колокола для собора были отлиты известным ярославским мастером Иваном Оловянишниковым. Больших колоколов было четыре, и еще несколько средних и малых.
В течение 1835 года шла отделка фасадов, выполнялись и устанавливались лепные украшения, скульптуры. Фигуры для ниш в портиках были заказаны скульптору Самуилу Гальбергу. Фигуры ангелов и наружный фриз между гирляндами лепщики отливали по двум моделям, исполненным скульптором Иваном Леппе. Стилизованные античные жертвенники на треножниках из чугуна и штампованного железа для балюстрад вокруг четырех малых барабанов были изготовлены заводчиком Карлом Грейсоном и установлены к 1 мая 1836 г.
Для оформления интерьера Свято-Троицкого Измайловского собора пригласили из Ярославля крепостного живописца Тимофея Медведева, известного своими работами в храмах Поволжья. Вместе со своим сыном Петром он расписал купола. Были расписаны и арки, но их Николай I приказал забелить.

Для написания икон Василий Стасов пригласил маститых художников: ректора Академии художеств Василия Шебуева, профессора Алексея Егорова, бывшего профессора Андрея Иванова (отца знаменитого художника Александра Иванова), академика Василия Сазонова и т.д. Заказ был очень почетный и прибыльный.

Торжественное освящение собора состоялось накануне праздника Святой Троицы, 25 мая 1835 года. Все три престола были освящены в один день. Освящение северного придела в честь св. мч. Иоанна Воина было совершено архимандритом Нилом (Исаковичем) в сослужении духовенства. Освящение южного придела в честь св. равноа. Марии Магдалины было совершено архим. Феодотием (Озеровым) также в сосолужении духовенства. Освящение главного престола и первую Божественную литургию возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) в сослужении наместника Александро-Невской лавры архимандрита Палладия (Белевцова), ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Платона (Городецкого) и столичного духовенства.

По мнению специалистов, причиной неудачи маститых художников стало то, что они не учли специфику места, где были расположены иконы, а также форму иконостаса.

Новые иконы император поручил выполнить художнику Николаю Майкову, самоучке, не имевшему никакого художественного образования. Однако и его работы не всегда удовлетворяли государя. Поэтому часть образов, написанных академиками, остались. Таким образом, в главном иконостасе оказались следующие иконы: в Царских вратах – Благовещение работы Майкова и евангелисты работы Егорова; над иконостасом в круглой раме и резном золоченом сиянии изображение Господа Саваофа работы Майкова; работами Майкова заменены центральные иконы в первом ярусе – Спасителя и Божией Матери и во втором ярусе – свв. Николая Новгородского и княгини Ольги, свв. равноапп. Константина и Елены. Также в иконостасе были: иконы ветхозаветной Святой Троицы (явление Бога Аврааму в виде трех ангелов), св. царицы Александры, свт. Николая Чудотворца, св. Александра Невского, св. апостолов Петра и Павла, Марии Магдалины, свв. архистратига Михаила и Анны Пророчицы, великомученицы Екатерины, свв. Андрея Первозванного и праведной Елисаветы. На Горнем месте находился образ работы Майкова – Взятие Божией Матери на небо с изображением апостолов.

Над алтарем устроители собора утроили сень, которую венчала надпись «Сим знаменем победиши», огромный золоченый крест и символ Духа Святого в виде голубя. Знаменитую фразу «Сим знаменем победиши», которая предрекла победу византийскому императору Константину, написал своей рукой лично император Николай на проекте иконостаса.

В 1859 году в Свято-Троицкий Измайловский собор были переданы огромные иконы работы Тимофея Неффа, предназначавшиеся для Исаакиевского собора, но затем замененные на мозаичные копии. Образы Спасителя, Божией Матери, святого Исаакия Далматского, святого благоверного князя Александра Невского, святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, великомученицы Екатерины окончательно сформировали внутренний облик храма.

Вообще, внутреннее убранство Троицкого собора было предельно лаконично и упорядочено. Старинные полковые образа сгруппировали в особые киоты, не было характерного для небольших храмов беспорядочного скопления маленьких и средних икон. Большинство икон были дарами государей или вкладами военнослужащих.

Сам храм казался очень светлым за счет обилия белого цвета, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон.

Среди особо почитаемых святынь был старинный образ Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами святых Иоанна Златоуста, первомученика архидиакона Стефана, великомученицы Варвары, а также частицей древа Креста Господня. Также прихожане особо чтили икону Успения Божией Матери и икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Освящение собора Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка в 1835 году.

В субботу, 13 мая 1835 года (в канун полкового праздника Лейб-гвардии Измайловского полка), ранним утром, колокольным звоном Санкт-Петербург приветствовал появление в столице одного из самых значимых, (а впоследствии ставших одним из самых прославленных) в Империи храмов: собора Святой Живоначальной Троицы Лейб гвардии Измайловского полка.

Великий князь Николай Павлович (впоследствии Император Николай Первый) был назначен повелением своего Августейшего родителя, шефом Измайловского полка 28 мая 1800 года, и по восшествию на трон, исполнил давнюю мечту измайловцев, повелев отстроить для полка величественный каменный собор. На момент освящения храм являлся самым большим собором Российской Империи.

Деревянный пятиглавый полковой собор, освященный архиепископом Сильвестром в 1756 году, к тому времени обветшал и не мог вместить всех желающих жителей Измайловской слободы и весь личный состав Измайловского полка. Деревянная пяти купольная церковь была выстроена по личному распоряжению Императрицы Елизаветы Петровны, по подобию церкви в имении ее духовника, находившейся в селе Керстово Ямбургского уезда.

2 октября 1827 г. на имя министра Императорского Двора, князя Волконского, был дан нижеследующий Высочайший рескрипт Николая Первого: «Князь Петр Михайлович! В память командования Моего Лейб-Гвардии Измайловским полком, Я желаю, чтобы в сем полку, вместо приходящей ныне в ветхость деревянной церкви, построена была новая на счет кабинета, а потому поручаю Вам строение церкви произвести под собственным Вашим наблюдением чрез посредство строительной комиссии, существующей при Кабинете, с тем, чтобы в оной, сверх настоящих ее членов, присутствовали по части сего строения командир 3 Гвардейской бригады, генерал-адъютант Мартынов и командир Измайловского полка, генерал-майор Анненков».

В дальнейших своих распоряжениях Августейший храмо здатель повелел, чтобы внутреннее расположение новой церкви было «по подражанию деревянной, — церковь была бы в три придела: главный во имя св. Троицы, южный — Марии Магдалины, северный — Иоанна Воина». Вместимостью новый храм должен быть на 3000 человек. И потом Августейший строитель входил во все подробности строящегося храма, посещал постройку, поощрял рабочих денежными наградами.

Закладка происходила после литургии, которую совершал духовник Их Величеств, протопресвитер П. В. Креницкий четырьмя протоиереями. По окончании литургии духовенство с хоругвями, крестами и иконами направилось к месту закладки. Молебен перед закладкой совершал Петербургский митрополит Серафим. На торжестве закладки участвовал только один 3 батальон, остальные два батальона находились в это время в Турецком походе. День, по воспоминаниям присутствовавших выдался великолепный… После закладки с 15 мая деревянную церковь стали разбирать. Церковное имущество перенесли в теплую церковь. Отлиты 11 колоколов общим весом 1066 пудов. (Самый большой — праздничный — весил 500 пудов). Изготавливали колокола всемирно известные мастера Оловянишниковы.

На строительство снарядили 204 каменщика, 30 каменотёсцев, 80 плотников, 24 топорщика, 12 кузнецов и 277 подносчиков, бригаду высотников, а так же множество прочего мастерового люда, и, разумеется, в строительстве принимал участие Измайловский полк. В основание планировалось вбить 5 500 свай, однако на деле их число почти удвоили — до 9 000 четырёхсаженных свай. Причиной был чрезвычайно слабый грунт. Сваи вызвались забивать солдаты третьего батальона Измайловского полка. Фундамент выкладывали тосненской плитой (известняком, добытым по берегам Тосны), цоколь — целиком из гранита. Для связи кирпичных стен и колонн использовали полосовое и брусковое железо. На устройство основания ушёл весь 1828 год.

В 1829 году строительство дошло до портиков, а в 1830 году стали сооружать центральный барабан с шлемообразным куполом, что из-за масштабности конструкции было особенно сложным. В 1832 году купол обшит, увенчан золочёной главой и крестом. Его украшают 280 золотых звёзд, а каждый малый — 208. Когда купол красили, то всё вокруг от собора на расстоянии 100 сажен (более 200 метров) поливали водой, чтобы пыль не испортила чистоту цвета. Центральный купол стал вторым по величине на ту пору куполом из дерева в Европе — в ясные дни его видели, не доезжая 20 километров до города!

По проекту В. П. Стасова садовый мастер Д. Буш разбил вокруг собора сад, обнесенный чугунной решеткой. От Фонтанки к собору проложили новую улицу, что позволило образовать вокруг собора площадь в 100 саженей в длину и 65 саженей в ширину.

Возвратившиеся 29 января 1830 года первый и второй батальоны увидели полковой храм возведенным уже до куполов, а возвратившиеся в феврале 1832 года из компании против польских мятежников батальоны полка застали купола уже законченными.

Собор, как и задумывалось, вмещал 3 000 человек. Огромный ампирный храм стал в России в то время самым большим. Фасады его украсили шестиколонные портики коринфского ордера, в нишах — бронзовые ангелы работы С. Гальберга. Скульптурный фриз выполнил Иван Леппе.

В интерьере также всё поражало сдержанным великолепием и масштабностью. 24 коринфские колонны держали своды, освещаемые бронзовой пятитонной люстрой в 300 свечей, созданной К. Грейсоном. Свет отражался от белого мрамора колонн и пилястров, но едва ли не ослепительнее было созданное чуть позже, по приказу Императора, придворными ювелирами «Никольс и Плинке» паникадило в 370 свечей — самое большое в Европе.

Полукруглый иконостас, оформленный коринфскими колоннами, работали в мастерской А. Тарасова. К ликам, писанным «академиками и мужиком», в 1872 году добавились образа кисти Д. Бузато и Т. Неффа, переданные из Исаакиевского собора. Алтарь укрывала сень с надписью «Сим знаменем победиши»: по преданию, эти слова увидел в небе император Рима Константин I Великий перед битвой с тогдашним итальянским правителем Максенцием.

Щедрый подарок к освящению сделал сам Николай: он передал в собор яшмовые, оправленные в золото сосуды, яшмовую дарохранительницу, исполненную как храм с колоннами из розового агата и множество других ценных даров.

Освящение храма состоялось 25 мая 1835 г. Решено было освятить все три престола в один день, поэтому торжества начались очень рано. Колокольный звон к водосвятию начался как только пробило четыре часа утра. В половине пятого началось освящение северного предела в честь св. мч. Иоанна Воина, совершенное архимандритом Нилом (Исаковичем) с духовенством, архимандрит Феодотий (Озеров) освятил южный придел во имя св. равноапостольной Марии Магдалины в половине восьмого.

Центральный предел собора в честь Святой Живоначальной Троицы должен был освящать митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) в со служении с находящимся в столице митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), но по причине болезни митрополита Серафима, митрополит Филарет, в со служении с наместником Александро-Невской лавры Палладием (Белевцевым) и ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандритом Платоном (Городецким) приступили к освящению главного придела Святой Живоначальной Троицы в десять часов утра.

Все улицы вокруг собора были плотно забиты пришедшими на празднество горожанами. Измайловский полк присутствовал в полном составе. На торжествах присутствовали члены Императорской Семьи, офицеры Генерального штаба, духовенство Санкт-Петербурга, и высшие чиновники Империи. Иначе говоря: вся столица встречала появление одного из самых величественных соборов России.

В седьмом часу вечера Император и Императрица, а так же цесаревич Александр, возвратившиеся из Москвы, осмотрели церковь.

Государь Император изволил изъявить свое высочайшее благоволение архитектору В. Стасову в самых милостивых выражениях. После завершения строительства и оснащения собора его создатель, 65-летний В. П. Стасов, был награжден орденом Святого Станислава и денежной премией.

На следующий день 26 мая, в день Святой Троицы, по случаю полкового праздника, всему полку был первый в этом храме церковный парад в присутствии Императора Николая Первого, с окроплением знамен святой водой и с воинским парадом…

«Гражданские» прихожане Свято-Троицкого собора

Несмотря на то, что Троицкий-Измайловский собор являлся полковым храмом, он был еще и популярным среди гражданского населения: столица Российской империи стремительно росла, расширялось и количество прихожан. Известно, что к концу XIX в. в соборе исповедовалось до 7-8 тысяч человек в год.

В 1867 году в Троицком соборе состоялось венчание Федора Михайловича Достоевского с Анной Григорьевной Сниткиной. Второй для писателя брак оказался счастливым, вместе они прожили до самой смерти классика.

Осенью 1894 года Измайловский собор стал свидетелем прощания с выдающимся композитором и пианистом, первым директором Санкт-Петербургской консерватории Антоном Рубинштейном. Отпевание и похороны состоялись 16 ноября, в день 65-летия композитора.

Клирики и прихожане собора вели активную благотворительную деятельность. В 1845 г. открылся приют для детей-сирот военных с лазаретом. С 1870 г. благотворительная деятельность распространилась не только на солдат Измайловского полка, но и на гражданское население прихода. При соборе было создано Общество вспоможения бедным, в состав которого вошли причт собора, командир и офицеры полка и состоятельные прихожане. Число членов общества в разные годы составляло от 120 до 140 человек. Каждый жертвовал, как мог: кто-то вносил свой вклад безвозмездны трудом, состоятельные благотворители вносили единовременно более 100 рублей. Многие жертвователи ежемесячно выделяли по рублю… Членом-благотворителем Общества с 1893 г. стал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он вносил значительные средства в благотворительный фонд. Активно помогал Обществу и великий князь Константин Константинович.

В 1897 г. Общество обрело свой собственный дом. Официально он имел название «Дом императора Александра III для призрения бедных прихода Троицкой лейб-гвардии Измайловского полка церкви». А в обиходе его так и называли – Измайловский дом. Здание с незначительными перестройками сохранилось и до наших дней по адресу: 10-я Красноармейская улица, 7.
Благотворительная деятельность Общества выражалась в содержании приютов для девочек и мальчиков и в выдаче пособий бедным, а после постройки Измайловского дома – еще и в религиозно-нравственных чтениях и в предоставлении прихожанам в наем комнат по сравнительно недорогим ценам.

К началу XX в. Свято-Троицкий Измайловский собор был крупнейшим в Петербурге духовным, просветительским и социальным центром.

История собора Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка. XX век
20-е годы

храм с синей крышей в питере. Смотреть фото храм с синей крышей в питере. Смотреть картинку храм с синей крышей в питере. Картинка про храм с синей крышей в питере. Фото храм с синей крышей в питере

Свято-Троицкий Измайловский собор зимой. Фрагмент

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *