храм село михайловское домодедовский район расписание богослужений
Главная
Адрес: Московская область, Домодедовский район, с. Михайловское, стр. 28А
Статус: действующий
Язык богослужений: церковнославянский
Расписание богослужений (общее кратко):
В субботу и накануне великих праздников всенощное бдение — 16:00 (15:40 — молитвы к исповеди)
В воскресенье водосвятный молебен — 8:30. Исповедь — 9:00. Божественная литургия — 9:30
В праздничные дни Божественная литургия — 9:00 (исповедь — 8:30)
Престольные праздники
•21 ноября — Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил
•19 декабря — Память святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца
•Неделя 3-я по Пасхе — святых Жен-Мироносиц
Храмовые праздники
•22 мая — Перенесение честных мощей святителя Николая, чудотворца, из Мир Ликийских в Бар-град
•19 сентября — Чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех
•4 августа — Память святой равноапостольной Марии Магдалины
Святыни
В храме находится множество святынь. В 1950 г. сюда была перенесена икона Божией Матери «Отрада и Утешение», написанная на Афоне, — чтимый образ из одноименного местного монастыря, упраздненного в начале 1930-х гг. Также у нас находятся:
•Частица Животворящего Креста Господня;
•Частица ризы Господней;
•Плащаница с частицей Гроба Господня;
•Икона святителя Николая с частицей мощей;
•Икона священномученика Ермогена с частицей мощей;
•Два Распятия с частицами дуба Мамврийского;
•Частицы мощей святых угодников, числом более 80-ти.
Среди икон особым почитанием пользуются образы Божией Матери «Всепетая Мати», «Тихвинская», «Скоропослушница».
Краткая историческая справка
Село Михайловское упоминается в книгах Патриаршего приказа за 1627—1628 гг. Деревянная церковь во имя Архангела Михаила просуществовала в селе до начала XIX в. В Писцовых книгах 1675—1677 гг. содержится ее описание: «древяная клетцки, на паперти два всхода, церковь и паперть крыты тесом, на паперти колокольня на столбе, на ней два колокола, по смете в них пуда с три, в церкви образ Архангела Михаила обложен серебром, оклад золочен, венцы белые серебряные…».
Каменный храм во имя Архангела Михаила с приделами во имя святителя Николая и святых Жен-мироносиц, существующий доныне, возведен в 1816—1822 гг. благочестивой графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской (в монашестве Агнией). Здание построено в стиле ампир, возможно, по проекту архитектора Доменико Жилярди. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня. На ней было установлено шесть колоколов, самый большой из них весил 104 пуда (около 1670 кг). Современный храму центральный иконостас по художественным достоинствам в настоящее время уникален. Освящен храм 9 ноября 1824 г.
В 1848 г. при священнике С.И. Фелищеве по проекту архитектора Литвинова храм обнесли изящной кирпичной оградой на белокаменном фундаменте, с коваными решетками; был сооружен и дом причта.
В 1857 г. настоятелем церкви во имя Архангела Михаила стал протоиерей Тимофей Розанов. При нем стены храма были расписаны артелью Сафонова, славившейся своим уникальным стилем. Со Святой Горы Афон в храм привезли иконы целителя Пантелеимона, Божией Матери «Скоропослушница», сделали список «Черниговской» иконы Божией Матери, центральное паникадило было вызолочено, изготовлены и богослужебные сосуды, сохранившиеся до наших дней, заново настелен пол из каменных плит. В эти же годы в храме на правом клиросе пел единственный на юге Московской губернии детский хор, составленный из учеников местной школы.
В советское время богослужения в храме не прекращались, и лишь с 1941 по 1944 г. храм был закрыт.
В настоящее время храм приобрел первоначальное благолепие.
Духовенство
О служивших
во святем храме сем…
Первое упоминание о духовенстве, служившем в храме, находим в Переписных книгах 1646 г., где читаем: «село Михайловское на речке Раменка, у церкви поп Иван Андреев, да в селе крестьян десять дворов…»
Фото из архива храма Священник Василий Ремизов с матушкой и детьми
Писцовые книги за 1675-1677 гг., при описании михайловской церкви упоминают и о духовенстве: «При дворе (церковном) поп, дьячок, место пономарево, место просвирницыно. Под дворами и огородами усадебной церковной земли десятина без четверти десятины, животинный выпуск общий с крестьянским. Сена на кладбище и на усадебной земле 100 копен, церковной землею владеет поп михайловский, Семен, с причетниками…»
Исторические документы, относящиеся к 1687 году, снова упоминают о михайловском духовенстве, и вот по какому случаю… Михайловский поп Федор Семенов подал тяжбу патриарху Иоакиму: «… у церкви Михаила Архангела приход мал и церковной землей, и сенным покосом скуден. В 1675-1677 годах приписана к нему пустая земля Маслово. И с 1680 года пустошь, что было село Маслово, находилась в приходе церкви Михаила Архангела. Но владеет ей Ф.С. Мещерский!… » Федор Семенов просит разрешить тяжбу и вернуть землю в приход церкви, что и исполнилось в 1732 г.
Известно также, что в 1769 г. при священнике Григории Иванове и диаконе Иоанникии Макарове в деревянной церкви Архангела Михаила произошел сильнейший пожар. Священник, диакон и церковный староста вынесли из церкви всю утварь, саму же церковь спасти не удалось…
1848 г. Одним из первых священнослужителей в новом каменном храме Архангела Михаила был священник С.И.Фелищев. При нем по проекту архитектора Литвинова храм был обнесен изящной кирпичной оградой с коваными решетками, был сооружен и дом причта
В 1857 г. настоятелем храма Архангела Михаила был назначен протоиерей Тимофей Павлович Розанов, один из выдающихся людей своего времени, прекрасный знаток церковного устава. Надпись на стене храма гласит: «Украшен храм сей при священнике Тимофее Розанове, диаконе Димитрии Машкове и псаломщиках Косме Рождественском и Михаиле Юрасове, церковном ктиторе Стефане Насокине. Работы в храме исполнены мастером Николаем Михайловичем Сафоновым…» О.Тимофей прослужил в храме 52 года, был награжден за свои труды на поприще церковного и общественного служения несколькими наградами от Духовной Консистории, среди которых ордена Св. Анны III степени и Св. Владимира IV степени
После перерыва во время Великой Отечественной войны, службу в храме возобновил о.Михаил, фронтовой офицер
В 1950 г. при священнике Сергии Харламове, выпускнике Московской духовной академии, сюда была перенесена икона Божией Матери «Отрада и Утешение», писанная на Афоне — чтимый образ из одноименного женского монастыря. За выдающиеся успехи в области церковной проповеди о. Сергий был переведен в Москву, а затем два года прослужил в русской миссии в Иерусалиме
С 1966 по 2004 г. настоятелем храма был протоиерей Андрей Усков (+ 12.02.2005 г.). С его именем связано второе обновление храма, в годы его служения храм обрел первоначальное благолепие
2004 — 2007 гг. настоятелем храма являлся иеромонах Никон (Головко)
Апрель 2007 г. — август 2016 г. настоятелем храма являлся священник Константин (Михайлов)
Сентябрь 2016 г. — октябрь 2017 г. настоятелем храма являлся священник Алексий (Сизинцев)
С ноября 2017 года настоятель храма Архангела Михаила священник Димитрий (Саввотеев)
Храм Архистратига Михаила (Михайловское)
Михаило-Архангельский храм построен в 1822 году по заказу владелицы села А.А. Орловой-Чесменской вместо деревянной церкви XVII века. Кирпичное здание, с белокаменными деталями, является характерным образцом московского ампира.
Содержание
История [ править ]
На южной границе Домодедовского района Московской области размещается небольшое село Михайловское, история которого уходит корнями в далекий XIV век. Вдоль широкой улицы расположены несколько десятков домов, а в центре на берегу обширного пруда возвышается величественный храм Архистратига Божия Михаила. Известно, что до конца XVIII века храм был деревянным, не раз перестраивался и располагался на окраине села.
Современный храм в Михайловском связан с именем помещицы графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Желая возвести в своем селе каменную церковь, она получила в 1816 г. от архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) храмозданную грамоту. Церковь благословлено было строить «на собственный Ея Сиятельства кошт», что означало нести расходы как на строительство храма, так и на последующее его содержание.
Для строительства и оснащения храма требовались большие деньги, и графиня дважды закладывала свое имение в Московском опекунском совете, взяв там ссуды в 400 и 266 тыс. рублей.
Новый храм сооружался в виде четверика размерами 30х30 аршин. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Храм являет собой характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Северный и южный фасады украшены дорическими портиками, стены покрыты квадровым рустом. Определенное своеобразие сообщает композиции здания отсутствие трапезной. С большой уверенностью можно утверждать, что проект храма принадлежит знаменитому Доменико Жилярди.
Внутри храм очень просторный и светлый. Центральный иконостас, современный храму, по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален: чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой. Радовал глаз двухъярусный иконостас с 12 местными иконами, окрашенный голубою краскою и покрытый лаком. Царские врата с позолоченной резьбой и изображением Благовещения Богородицы и евангелистов закрывала шелковая с бахромою завеса. На южных дверях алтаря был изображен Св. Архидиакон Лаврентий, а на северных – Св. Архидиакон Стефан.
Уже в то время в храме имелось 14 новых местных икон, большое паникадило с 32 подсвечниками в 4 ярусах и два поменьше, каждое на 16 подсвечников. По обе стороны клироса находились штофные, шитые золотом и обложенные кругом золотыми листьями, хоругви с изображением на одной — Воскресения Христова, а на обороте — свт. Николая Чудотворца; на другой – Богоявления Господня, а на обороте – Пресвятой Богородицы.
Наиболее почитаемыми были иконы Воскресения Христова с праздниками двунадесятыми в золоченой раме за стеклом и Архистратига Михаила в позолоченной серебряной ризе. Среди Богослужебных книг имелись Минеи месячные, напечатанные в Киеве в 1811 году.
На колокольне установили шесть колоколов: самый большой весил 104 пуда (более 1600 кг.), второй – 24 пуда и еще четыре малых.
Чуть позже храм по проекту архитектора Литвинова был обнесен изящной кирпичной на белокаменном фундаменте оградой с коваными решетками, был сооружен и дом причта.
Во второй половине XIX века, годы служения отца Тимофея Розанова храм сильно преобразился. Стены расписала артель Сафонова, славившаяся своим уникальным стилем. Со Святой Горы Афон были привезены иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Специально для Михайловской церкви сделали список Черниговской иконы Божией Матери, позолотили центральное паникадило; были изготовлены богослужебные сосуды, заново настелен пол из каменных плит.
Бурные события начала XX в., гонение на веру коснулось и этого отдаленного села. В 1930-е с колокольни храма были сняты колокола. До сих пор старожилы вспоминают, как сброшенный с колокольни полуторатонный колокол глубоко врылся в землю, и солдатам пришлось расколоть его на несколько частей, чтобы вынуть из земли, погрузить на подводы и вывезти. Однако, Михаило – Архангельский храм не постигла судьба большинства церквей. В советские годы его не закрыли, не осквернили, в нем постоянно совершались богослужения. Лишь в первый период ВОВ были прерваны службы.
С 1966 г. по 2005 г. настоятелем храма являлся протоиерей Андрей Усков, стараниями которого храм был во многом восстановлен. В это время храм Архистратига Михаила был признан памятником архитектуры федерального значения.
Среди Святынь Храма Архистратига Михаила стоит обратить внимание на некоторые особо чтимые иконы, с которыми связаны чудесные события, неразрывно связанные с историей храма.
В 1950г. при настоятеле священнике Сергии Харламове при закрытии Христорождественского храма с.Щеглятьево сюда была перенесена икона Божией Матери «Отрада и Утешение» — чтимый образ одноименного женского монастыря в с.Добрыниха попавшая в Щеглятьево после его упразднения. В Михайловском икона была встречена большим стечением народа, очевидцы же этого события рассказывают, что последние 2-3 километра эту большую и массивную икону Божией Матери доверили нести детям, так как она, явив несомненное чудо, стала совершенно невесома.
Об одном чудесном случае рассказала Татьяна Максимовна Манухина. В годы когда Татьяна Максимовна была старостой с ней случилась беда: пока она шла домой, потеряла ключи от храма. Она была в ужасе: от Михайловского до с.Мансурово, где она тогда жила – восемь километров, на дворе стоит дождливый октябрь, кругом грязь и лужи – где же их теперь найти! А утром – Литургия. И вот она стала молиться Божией Матери «Скоропослушница»: «Матерь Божия, помоги мне найти ключи, а я Тебе рушничок вышитый подарю!» Так она молилась и заснула, и вот увидела во сне следующее: около железнодорожного переезда, мимо которого ей приходится ходить, она видит куст, а под кустом в грязи маленькая лужица от коровьего копыта, и вот в этой лужице – ключи. Утром она побежала сразу к этому месту и действительно нашла ключи именно в этой лужице!
Наряду с этими иконами есть в храме ещё одна – великомученика и целителя Пантелеимона так же заказанная в конце XIX века искусным иконописцам со святой горы Афон. Надпись, помещённая на обороте этих трёх икон гласит: «Икона сия писана и освящена на Святой горе Афонской в Русском Святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана…в благословение Христолюбивым жителям, в благодатную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящимся пред честным Его образом. 1897 года.» На иконах Богородицы соответственно: «к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 1896 года.»
Необыкновенный храм с необыкновенной историей, в которую вплетены имена людей, трудами и молитвами своими созидавшие и сохранившие Святыню. Особое место в Подмосковье, где происходит подлинное чудо — единение человека с Богом.
Описание [ править ]
Всех, кто впервые видит этот храм, поражает одна и та же мысль: «Мы ожидали увидеть что угодно, но… здесь — такой величественный и прекрасный храм и в такой глуши?! Как он оказался здесь? Он словно бы из другого мира, прекрасно мог бы украсить бы и одну из столичных улиц или площадей, и совершенно не сочетается с окружающим пустынным ландшафтом! Что же за места здесь такие были, или все дело в самой графине Анне — ведь это она не пожалела средств на такой храм в селе…»
Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах.
С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Определенное своеобразие сообщает композиции отсутствие трапезной. Лаконичная архитектура памятника выразительна и монументальна. Шестиколонные дорические портики боковых фасадов подчеркивают значимость гладких плоскостей стен, оживленных квадровым рустом. Трактовка деталей упрощена. Пластику верхних частей здания обогащают табернакли на барабане, выполненные из дерева.
Просторный и светлый храм представляет модификацию крестово-купольного сооружения. Повышенные ветви креста перекрыты парусными сводами, более низкие закрестовья – плоскими куполами. Стены и столбы опоясаны широким антаблементом ампирного рисунка, который вместе с архивольтами подпружных арок выявляет тектонику сооружения.
Современный храму центральный иконостас по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален. Чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой. Иконостасы в приделах, конца 1830-х гг., более ординарны. Плоские четырехъярусные, с золочеными деталями на белом фоне, они еще связаны с искусством ампира. Черты стиля ощутимы в рисунке металлического ограждения солеи. Паникадило, киоты и настенная масляная живопись – конца XIX – начала XX в. Пол из каменных плит.
Святыни [ править ]
В храме находится множество святынь. В 1950 г. сюда была перенесена икона Божией Матери «Отрада и Утешение», написанная на Афоне, — чтимый образ из одноименного местного монастыря, упраздненного в начале 1930-х гг. Также в храме находятся:
Среди икон особым почитанием пользуются образы Божией Матери «Всепетая Мати», «Тихвинская», «Скоропослушница».
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Домодедовский район, с. Михайловское, стр. 28 А. Михаило-Архангельский храм.
Паломнику [ править ]
В субботу и накануне великих праздников всенощное бдение — 16:00 (15:40 — молитвы к исповеди)
В воскресенье водосвятный молебен — 8:30. Исповедь — 9:00. Божественная литургия — 9:30
В праздничные дни Божественная литургия — 9:00 (исповедь — 8:30)
Храм архангела Михаила с. Михайловское Рузского
Группа для прихожан храма архангела Михаила. Храм в селе Михайловском Рузского уезда Московской губернии построили в 1857 году на пожертвования прихожан (на сайте Храмы России указан 1837 год).
Показать полностью.
Каменная церковь, с колокольней и оградой, имела три престола: Архистратига Михаила, пророка Илии и святителя Николая.
К концу XIX века храм стал центром благочиннического округа. Последний настоятель церкви, Николай Виноградский, был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне 15 декабря 1937 года (прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских РПЦ МП).
Во время Отечественной войны здание было сильно повреждено, в последующие годы практически полностью разрушено.
До нынешнего времени сохранилась только находящаяся в аварийном состоянии колокольня — в таком состоянии храм передан верующим, богослужения совершаются летом один раз в месяц.
На сегодняшний день от некогда величественного трехпрестольного храма осталась одна полуразрушенная колокольня. Но здесь служатся молебны и панихиды. Идет подготовка к строительству на месте разрушенного храма небольшой церкви и реставрации колокольни. Будем рады любой помощи.
Храм архангела Михаила с. Михайловское Рузского запись закреплена
Храм архангела Михаила с. Михайловское Рузского запись закреплена
Марина Ермакова
Храм архангела Михаила с. Михайловское Рузского запись закреплена
Храм архангела Михаила с. Михайловское Рузского запись закреплена
Храм архангела Михаила с. Михайловское Рузского запись закреплена
Храм архангела Михаила с. Михайловское Рузского запись закреплена
Храм архангела Михаила с. Михайловское Рузского запись закреплена
Показать полностью.
Священномученик Николай родился 3 сентября 1873 года в Москве в семье священника Троицкой в Зубове церкви Василия Ильича Виноградского. Как это часто бывало в семьях духовенства, Николай Виноградский решил пойти по стопам отца. Он поступил в Волоколамское Духовное училище, а после его окончания в 1887 году продолжил образование в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1894 году. С 1895 года Николай Васильевич работал учителем в церковноприходской школе Спасского на Песках в Каретном ряду храма в Москве. Через два года он был рукоположен во священника и направлен в Крестовоздвиженский храм села Крестовоздвиженское Клинского уезда Московской губернии. В 1899-1901 годах отец Николай служил в городе Москве, затем, в течение 17 лет, с 1901 по 1918 год, в селе Рюховское Волоколамского уезда.
Революция и последовавшие гонения на Церковь многое изменили в жизни отца Николая. Ему пришлось сменить много приходов: в 1918 году его направили в город Волоколамск, в 1924 году перевели в село Егорье Волоколамского района, затем в 1929 году – в село Лехачево Московского района, в 1931 году – в село Федоскино Дмитровского района. В двадцатые годы отец Николай был лишен избирательных прав как священнослужитель.
В мае 1937 года он был переведен на последнее место своего служения – в село Михайловское Рузского района Московской области, где стал настоятелем храма в честь Архангела Михаила. К этому времени за ревностное служение Церкви отец Николай был возведен в сан протоиерея.
Отец Николай Виноградский являл собою образец нестяжательного пастыря – у него никогда не было никакого имущества. И на последнем месте своего служения он жил в приходском доме, а заботу о его пропитании взяла на себя церковная община.
Отец Николай жил одиноко, семьи у него не было. В неотправленном письме от 27 октября 1937 года он писал: «Живу теперь я один… вот так по-монашески с Богом».
У отца Николая и его новой паствы сложились самые хорошие отношения. В этом же письме он пишет: «Приходской церковный совет очень заботится обо мне». Из материалов дела видно, что самоотверженное служение отца Николая привлекало в храм много людей. За короткое время новому настоятелю удалось завоевать любовь и уважение прихожан, что особенно раздражало власти. По словам свидетеля обвинения, председателя колхоза, «Виноградский… в дни религиозных праздников созывает в церкви многолюдные собрания верующих, задерживая последних по целым дням и тем самым срывая полевые работы». Очевидно, что новая волна репрессий 1937 года не могла обойти стороной такого пастыря.
Арестовали отца Николая 27 ноября 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации и заключили под стражу в Бутырскую тюрьму. На допросе следователь потребовал назвать людей, с которыми отец Николай поддерживал тесные связи. Понимая, что это может иметь самые трагические последствия, отец Николай ответил: «Связи я ни с кем не поддерживаю». Обвинения в контрреволюционной деятельности он не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 5 декабря 1937 года протоиерей Николай Виноградский был приговорен к расстрелу. Казнь священника состоялась 15 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, где он и был погребен в безвестной общей могиле.
Протоиерей Олег Митров
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века
Московской епархии. Декабрь»
Тверь, 2004 год, стр. 17-19.
контакты
Престольные праздники
Архангела Михаила (21 ноября, 19 сентября)
иконы Божией Матери Боголюбская (1 июля)
блгв. кн. Александра Невского (12 сентября, 6 декабря)
телефон: +7 985-427-48-47
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО ХРАМА СЕЛА МИХАЙЛОВСКОЕ ОДИНЦОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИНН: | 5032072952 |
КПП: | 503201001 |
ОГРН: | 1035000033034 |
ОКПО: | 56887937 |
Расчетный счет: | 40703810940290100245 |
Банк: | ПАО СБЕРБАНК |
БИК: | 044525225 |
Корр. счет: | 30101810400000000225 |
Юридический адрес: | 143057, Московская обл, Одинцовский р-н, Михайловское с, дом № 71 |
Телефон: | +7(985)4274847 |
Поделиться:
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.