храм симеона богоприимца в великом новгороде
Храм симеона богоприимца в великом новгороде
До 15 ноября закрыт
ул. Бредова-Звериная, д.20
Билеты
Как добраться
О музее
Церковь Симеона Богоприимца расположена на территории Зверина монастыря. Она возведена за один день в 1467 году как «обетная», т.е. в надежде на то, что благодаря стройке прекратится эпидемия чумы, опустошившая новгородские земли. Год спустя это небольшое, деревянное сооружение было заменено каменным храмом. Славу ему принесли росписи, созданные два-три года спустя по заказу новгородского архиепископа Ионы. В них доминирует цикл Минология (Церковного календаря), включавший изображения святых, представленных по порядку их чествования в течение года. «Чтение» росписи начинается с сентября и разворачивается по часовой стрелке на стенах и столбах храма. Образы святых расположены фризами и выполнены в иконописной манере. Они обращены к молящимся и незримо участвуют в общей молитве.
В ХVІІ и ХVІІІ веках некоторые плохо сохранившиеся изображения были «освежены», а образ Христа Пантократора в куполе – заново написан. В ХІХ веке первоначальный стенописный ансамбль был закрыт новой росписью, которая была почти полностью снята во время реставрационных работ. Ее оставили только там, где живопись ХV века не сохранилась.
Храм пострадал во время взятия Новгорода Иваном ІІІ Васильевичем в 1471 году, а во время шведской оккупации был разорен. В XVII – XVІІІ веках произошли некоторые перестройки, а столетие позднее с запада было добавлено двухэтажное здание. В годы Великой Отечественной войны памятник получил повреждения. Несмотря на все это он сохранил в значительной степени свой первоначальный облик. Еще ближе к нему храм стал после проведенной в 1960-1970-е годы архитектурной реставрации (руководитель арх. Г.М. Штендер), ориентированной на максимальное восстановление первоначальных форм с сохранением поздних элементов.
Находится на Софийской стороне Великого Новгорода.
o_apankratov
И Свет во тьме светится, и тьма Его не объят (Ин., зач. 1).
Фрески новгородских церквей Симеона Богоприимца и Рожества Христова «на кладбище»
Внешний вид храма, он самый маленький в Зверином монастыре.
Архиепископ Иона держит в руке, созданный им храм.
Граффити на стене. Текст повествует о новгородцах, умерших во время эпидемии.
Поновления 19 века выглядят как всегда нелепо, и вроде все тоже самое, а за душу не берет.
Церковь была построена в 1382 году. Одним из основателей храма в поминальной книге был упомянут сам великий князь Дмитрий Донской.
Церковь Рождества и церковь Симеона Богоприимца роднит то, что это два «погребальных» храма. В скудельнице Рождественского монастыря, к которому относился храм на Красном поле, тоже массово хоронили умерших от разных эпидемий,так что здешнему кладбищу более 700 лет. При церкви Рождества столетиями находили свой вечный покой: странники, нищие, казненные и прочие несчастные. Подобные кладбища назывались «убогими домами».
Храм был расписан лишь в верхней части.
Возможно в росписи церкви на Красном поле участвовали мастера из Сербии.Тогда, в конце 14 века, на Русь бежало много выходцев с Балкан, под давлением наступавших турок.
Благовестие пастухам из композиции Рождество Христово.
Святитель Симеон Иерусалимский.
Святитель Елевферий Иллирийский.
Ангел благовествующий волхвам.
Часть композиции Успение Богоматери.
Церковь Симеона Богоприимца
Церковь Симеона расположена на месте ныне не действующего Зверино-Покровского Монастыря. Она является музейным объектом, её двери всегда открыты для посетителей. В поздней пристройке работает интересная выставка, которая рассказывает об архитектурных памятниках Неревского конца.
Здание церкви, воздвигнутое в 1467, является замечательным образцом новгородской архитектуры 15-го века. Оно схоже с церковью Двенадцати Апостолов на Пропастех, которую построили немного раньше — в 1454 году.
Внутри церкви отлично сохранилась роспись, выполненная в 15-том веке, она уникальна. Весь живописный комплекс образует собой церковный календарь, состоящий из погрудных изображений святых. Начинает их сам Симеон Богоприимец. Каждый образ связан с определённым днём и месяцем года и располагается согласно календарному циклу. В большинстве своём роспись выполнена в манере станкового письма, ею почти сплошь покрыты стены церкви, своды, колонны. В одно время всё это было побелено, но при реставрационных работах побелку удалили.
История церкви связана с трагическими страницами. В то время по земле новгородской ползла страшная чума или мор, названый в народе «Симеоновский». Погибли тогда около 55 000 человек. Люди умирали целыми родами — мужчины, женщины, дети и их хоронили в одном специальном месте — скудельнице. Там на её месте за один день в 1465 году и была срублена церковь. Через год на месте деревянного храма построили каменный, который сегодня является памятником новгородского зодчества.
Церковь Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде
Фресковый ансамбль
Архитектурные особенности
Церковь Симеона Богоприимца – последний датированный храм независимого Новгорода. Он совсем небольшой (8 на 8 м), кубический, одноглавый, с одной апсидой и деревянным межэтажным перекрытием, отделяющим подцерковье от основного объема. Столбы переменного сечения – квадратные в подцерковье, в храме западные – круглые, а восточные – полукруглые.
Рисунки из книги: Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской земли (СПб., 2008.)
Фасады делятся на три части узкими лопатками и декорированы бровками с зубцами, поясками бегунца и поребрика в тимпанах.
Некоторое выводы относительно внешнего вида церкви в древности можно сделать по ктиторской фреске, где архиепископ Иона держит в руках модель храма с необычным завершением фасадов – шестнадцатискатным, нигде больше в Новгороде не отмеченным. Однако роспись эта поновлена в позднее время (возможно, даже в XVIII веке), а при изучении храма архитекторы-реставраторы не смогли обнаружить следы ни такого, ни какого-то другого завершения. Поэтому сейчас восстановлено восьмискатное завершение, характерное для других новгородских храмов этого периода.
Архиепископ Иона с моделью Симеоновского храма
После шведской оккупации Зверин монастырь, видимо, долго стоял разрушенным. Именно ко времени обновления храма в 1654 году следует отнести все главные перестройки – переложение сводов и купола, алтарной конхи, растеску окон.
В XVII или XVIII веке в храме появились хоры, что стало причиной утраты большей части фресок на западной стене.
Сейчас вход в храм устроен из западной пристройки середины XIX века, а изначально на второй этаж, в церковь, заходили по деревянному крыльцу с западной стороны, упомянутому в описи.
Южную стену украшает большая ниша с полуфигурным изображением святого Симеона с младенцем Христом на руках. Эта фреска, по-видимому, написана уже в позднее время и сходна с чудотворной иконой, которая хранилась в церкви до революции. А вот на ктиторской фреске в храме изображен иной ее извод, традиционный для изображений праведников – св. Симеон держит в руках свиток с надписью «Ныне отпущаеши…».
Великий Новгород. Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
По материалам: http://www.visitnovgorod.ru/cities/novgorod/sights/6418.html
Каменный храм Святого Симеона Богоприимца воздвигнут в Зверине монастыре в 1467 году на месте обыденной деревянной церкви при участии Архиепископа Ионы, изображение которого увековечено на фресках храма. Прекрасно сохранившиеся фрески изображений святых представляют единственный в России церковный календарь (живопись XV века).
Церковь Симеона Богоприимца одноапсидная, четырехстолпная, одноглавая, без хор с подцерковьем и восьмискатным пофронтонным покрытием. С запада примыкает притвор XIX века. В древности вход был только с западной стороны. В былые времена на второй этаж поднимались по деревянному крыльцу. Вход в подцерковье был с запада под крыльцом, а в XVIII веке появляется вторая дверь с севера. На стены и столбы опираются своды, подпружные арки и барабан. Все окна украшены «бровками». Основной декор сконцентрирован в верхней части центральной трети фасада. Церковь была оштукатурена и побелена. Покрытием церкви является листовая сталь.
Двухэтажное построение является архитектурной особенностью храма. Размеры же самого храма сравнительно небольшие. Сама церковь, собственно говоря, располагалась на 2-ом этаже, а первый этаж являлся служебным помещением. Разделение постройки внутри на два этажа не выражено на фасадах, имеющих традиционное трехчастное членение по вертикали. Первоначальное трехлопастное завершение храма при последующих перестройках заменили на восьмискатное.
В процессе реставрации церкви в 1960-е годы (архитектор Г. М. Штендер) сохранили восьмискатное покрытие XVII века. В это же время были раскрыты и восстановлены первоначальные формы окон, портала, декор.
«В лето 6975 (1467 г.) Бысть мор во Пьскови и Новигороде и по волостем Новгородцким; и поставиша церковь древяну святаго Семеона Богоприемца во Зверинцах, но новом месте, единого дни…» (Четвёртая Новгородская летопись). «А на ту весну месяца июня того же лета, свершиша церковь камену Семеона Богоприимца, и священа на Покров Святей Богородици, октября в 1 день, на память святого апостола Анании, повелением и тщанием архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Ионы и всего Великого Новагорода во славу Богу и святым его угодником» (Летопись Авраамки).
Церковь Симеона Богоприимца построена в 1468 г. в Покровском Зверине монастыре, находящемся на Софийской стороне Новгорода, к северу от вала Окольного города. Покровским монастырь назван по главному храму Покрова Богородицы, Звериным – по месту существовавшего здесь в XI в. зверинца, то есть, заповедных угодий для проведения княжеской охоты. Дата основания монастыря неизвестна, впервые летописи упоминают о нем под 1148 г. в связи с пожаром, в котором погибла деревянная Покровская церковь.
Самый древний храм из сохранившегося комплекса построек Зверина монастыря – Покровская церковь, возведенная в камне в 1399 г.; позднее она неоднократно перестраивалась и поновлялась. Церковь реставрирована в 1970-е гг. в формах XVII в. с сохранением первоначальных элементов, в том числе и декора XIV в. В 1899-1901 гг. на месте западного придела церкви был возведен большой пятиглавый каменный Покровский собор.
К северу от Покровской располагается церковь Симеона Богоприимца, обетная, построенная на месте деревянного обыденного (однодневного) храма. Письменные источники – летописи и граффити на восточной стене диаконника – подробно повествуют о событиях, связанных со строительством церкви. В 1466 г. на Новгородской земле начался «мор желвою или железою» (Вторая Новгородская летопись) – сильнейшая эпидемия чумы, унесшая жизни около 56000 горожан. Во время скорбной молитвы архиепископ Иона услышал голос, повелевающий построить в течение одного дня церковь в Зверине монастыре, где для погребения умерших от чумы горожан была устроена скудельня – большая общая могила.
Из Софийского собора в Зверин монастырь, где чудесным образом явилась икона св. Симеона Богоприимца, 1 октября 1467 г. был совершен крестный ход. В честь этого святого владыка Иона освятил поставленный новгородцами в один день храм. К марту эпидемия прекратилась, а на следующий год деревянную церковь заменили на каменную. Вскоре после этого храм был расписан.
Церковь Симеона Богоприимца – последний сохранившийся датированный памятник периода новгородской независимости. Храм представляет собой типичную постройку своего времени, когда архитектура шла по пути создания миниатюрных камерных церквей. Небольшой объем, предназначенный для немноголюдных монастырских служб, отличается целостностью и компактностью. Церковь возведена из кирпича, без использования местного камня, что было новым словом в новгородской строительной традиции. Это прямоугольная в плане постройка с сильно выступающей высокой полукруглой апсидой, динамичной восьмискатной кровлей и одной массивной, расширяющейся книзу световой главой. С запада к основному объему примыкает двухэтажная каменная пристройка, появившаяся в XIX в. на месте деревянной паперти. Узкими лопатками, стянутыми в верхней части многолопастной аркой, фасады церкви разделены на три прясла: примерно равные узкие боковые и широкое центральное.
На протяжении веков церковь неоднократно ремонтировалась и поновлялась. Через несколько лет после возведения, в 1471 г., при подходе войск Ивана III «в Зверинцах церковь новая святыи Семион огоре» (Четвертая Новгородская летопись). Серьезные ремонтные работы проводились в конце XVII-XIX вв.
В годы Великой Отечественной войны в результате бомбардировок пострадали и были частично разрушены кровли, оконные и дверные заполнения, разобрано междуэтажное перекрытие. Комплекс научно-исследовательских и ремонтно-восстановительных работ осуществлен в 1960-1970 гг. под руководством Г.М. Штендера. Памятник отреставрирован на первоначальную дату с сохранением некоторых поздних элементов: завершения фасадов выполнены в формах XVII в., главы – XVIII в.; сохранена западная пристройка XIX в. В процессе работ по следам раскрыты или реставрированы все окна, порталы, декор, восстановлена связевая система и междуэтажное перекрытие, проведено инженерное укрепление, устроено отопление; в основном объеме церкви выложен кирпичный пол, разобраны поздние хоры.
Многочисленные ремонты затронули и древнюю стенопись. Живопись восполнялась в 1654 и 1771 гг., в 1845 г. храм был полностью записан клеевыми красками, с изменением иконографической программы. Пробные расчистки были проведены в 1923 г. московским реставратором П.И. Юкиным, в послевоенный период эти работы были продолжены. В 1970-е гг. художники-реставраторы новгородской реставрационной мастерской раскрыли и укрепили росписи XV в., сохранив в местах утрат слои живописи XVII и XIX вв.
Декорация верхней зоны вполне традиционна: в скуфье купола – медальон с погрудным изображением Христа Пантократора; в верхнем ярусе барабана – архангелы в рост и серафимы (слой живописи XVII в.). Во втором регистре – фигуры праотцев в рост: между северным и восточным окнами помещены Адам и Ева, между восточным и южным – юный Авель и Ной с ковчегом; по другую сторону от южного окна представлены Авраам и Исаак, на северо-западном простенке – молодой Иаков и Сиф с диском, символизирующим Вселенную. В основании барабана – двенадцать полуфигур пророков. В парусах изображены восседающие на фоне палат евангелисты (в юго-западном парусе – живопись XIX в.). Роспись алтаря пострадала в большей степени; основная часть композиций была либо полностью переписана в 1845 г. (композиция «Отечество» в конхе, медальонные изображения), либо с частичными восполнениями (пять фигур святителей). На склонах арки перед апсидой сохранились первоначальные изображения самых крупных в храме фигур – первосвященников в рост, ниже, на лопатках помещены архидиаконы.
Ансамбль стенописи основной части храма принадлежит к редчайшему типу храмовой декорации: состав его изображений построен на основе месяцеслова («Менология») или календаря: фронтальные полуфигуры святых в регистрах и медальонах расположены в календарной последовательности праздничных служб и дней памяти святых годового минейного цикла. Авторы росписи отобразили масштаб страшного бедствия, постигшего новгородцев в эти годы, создав памятник – мемориал, годовой помянник умерших во время эпидемии. Пояса живописи смыкались с иконами алтарной преграды, составляя с ними единое целое. Ансамбль росписей сохранил почти полный первоначальный состав изображений – всего в храме было около 400 поясных фигур и 33 фигуры в рост; около двадцати изображений сохранили подписи с частичными утратами под записями XVII в. События христологического и богородичного цикла (великие праздники церковного календаря) обозначены фигурами Христа или Богоматери.
Чтение месяцеслова начинается 1 сентября (все даты даны по старому стилю) в южной части; далее годовой цикл разворачивается по часовой стрелке, спускаясь вниз по стенам и граням столбов. Из наиболее известных святых узнаются полуфигуры Симеона Столпника в челе южной подпружной арки, представленная в пару с молодым мучеником Мамантом (память 1 и 2 сентября), между изображениями евангелистов Матфея и Марка. Праздник Рождества Богородицы (8 сентября) отмечен полуфигурой Богоматери – первой с запада на подпружной арке. Святой Иоанн Богослов (26 сентября) изображен в люнете южной стены (крайняя восточная полуфигура нижнего пояса). Изображения, иллюстрирующие октябрь, располагались на западной стене, однако практически все они утрачены в связи с устройством в XVIII в. в этой части церкви хор. Ноябрь открывается на челе северной подпружной арки изображениями целителей Косьмы и Дамиана; далее, среди изображений в люнете вторая с запада полуфигура в верхем поясе – Богородица, обозначающая праздник Введение Богоматери в храм (21 ноября); крайняя восточная полуфигура нижнего пояса – апостол Андрей. Декабрь проиллюстрирован в восточной части. Среди фигур на южном склоне подпружной арки узнается святитель Николай (6 декабря).
Чтение января начинается в средней зоне южной стены: восточная полуфигура верхнего пояса – святитель Василий Великий; в среднем поясе среди полуфигур – Крещение (Спаситель с крестчатым нимбом); крайняя западная полуфигура нижнего пояса – мученица Татьяна. Далее месяц разворачивается в верхней зоне юго-западного столба: на восточной плоскости в нижнем поясе – преподобный Максим Исповедник, рядом – апостол Тимофей. Февраль, с храмовыми праздниками, проиллюстрирован в верхней зоне юго-западного компартимента: на восточном склоне западной подпружной арки юго-западного столба – фигура Богоматери с младенцем в рост – Сретение Господне; рядом, на четвертном своде была дана фигура святого Симеона Богоприимца (изображение не сохранилось).
Чтение марта начинается на северо-западном столбе в верхней зоне; на плоскости, примыкающей к северной стене, привлекает внимание группа из трех полуфигур в верхнем поясе, изображающая сорок мучеников Севастийских. Среди фигур северной стены в верхнем поясе – Алексий Человек Божий; рядом – святитель Кирилл. Апрель проиллюстрирован с севера на юг в верхней зоне по четвертным сводам, аркам и на восточной стене; изображения сохранились со значительными утратами. Святые, дни памяти которых приходятся на май, изображены в юго-западной части: на южной стене в нижнем поясе первый с востока – праведный Иов, в верхнем поясе, с запада читаются фигуры св. Пелагеи, мученицы Ирины. На восточной плоскости юго-западного столба представлены равноапостольные Константин и Елена (21 мая).
Июньские святые размещены в северо-западном компартименте церкви и на гранях северо-западного столба: на южной плоскости – праведная Елизавета с младенцем Иоанном в руках, отмечающая праздник Рождество Иоанна Крестителя; на восточной плоскости – целитель Павел, апостол Петр. Изображения святых, поминаемых в июле, располагаются на круглых плоскостях западных столбов: на юго-западном – целители Козьма и Дамиан, Богоматерь перед киворием (праздник Положения ризы Богоматери); на северо-западном столбе – князь Владимир и отрок Кирик, чья память отмечается в один день, 15 июля. Чтение месяца заканчивается в жертвеннике: на восточной стене изображения князей Бориса и Глеба. Изображения на скругленных плоскостях восточных столбов соответствуют августу; среди них – Спаситель с крестчатым нимбом, фигура которого обозначает праздник Преображения Господня (на северо-восточном столбе). Фигуры святых, обозначающих конец месяца, изображены в диаконнике: на южной стене в верхнем поясе – Успение Богородицы; в нижнем поясе – мученик Андрей Стратилат.
Особое место в программе росписей занимают фигуры в рост, обрамляющие окна и портал. На южной стене западнее окна изображен ктитор – архиепископ Иоана в предстоянии Господу, с моделью созданной им церкви святого Симеона Богоприимца. Его роль как сторонника мирного преодоления кризиса, возникшего в эти годы между Москвой и Новгородом, и духовного целителя раскрывается благодаря размещенной напротив, на северной стене, фигуре целителя телесных недугов – святого Христофора. Усиливая тему примирения и духовного единения, на южной и северной стенах восточнее окон даны изображения святых, особо чтимых в Новгороде и Москве – Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского.
На западной стене по сторонам от входа помещены изображения архангелов Михаила и Гавриила – грозных стражей, олицетворяющих приближающийся конец Света и напоминающих о личной готовности каждого предстать перед троном грозного Судии. В палитру художников входят достаточно яркие цветовые сочетания зеленого, коричневого; красный и синий цвета используются для звучных декоративных акцентов; светло-желтые охры являются основой для письма ликов и имитируют золото нимбов.
Особую роль в системе росписей играют орнаментальные фризы, разделяющие календарные циклы. Верхний регистр стенописи очерчен растительным орнаментом, состоящим из диагонально расположенных и разнонаправленных листьев, обрамляющих лилиевидные цветы. Следующий орнаментальный пояс состоит из тонких, изящно вьющихся стеблей и мелких цветов желтого, зеленого и голубого оттенков и белых длинных тычинок на голубовато-сером фоне. На столбах в местах перехода граней в своды помещен фриз с охристыми и голубоватыми штрихами на красно-коричневом фоне; цокольные скругленные части украшены диагональными полосами красно-коричневого, желтого, серо-бежевого и синего цветов. В цокольной зоне наоса проходит декоративная панель в виде белой подвесной пелены – «полотенца» со стилизованным орнаментом.
Иконографическая программа росписей уникальна и необычна для русских храмов. Традиция изображения календарного цикла в стенописи известна в балканских церквах XIII-XV вв., однако в этих памятниках месяцеслов занимает незначительную часть внутреннего пространства, играя подчиненную роль в общем ансамбле. Единственный ансамбль, сохранивший иконографическую схему изображения святых по месяцеслову – это росписи церкви в Козии, на территории Румынии, XIV в.
Столь сложный заказ выполнили местные мастера, артель архиепископского двора, приблизившиеся и в технике письма – с использованием яичной темперы, и в характере художественных приемов к иконописи. Они соединили значительное количество не связанных сюжетно изображений, используя ограниченный набор приемов и иконографических типов: на основе мерного рядоположения полуфигур, представленных отдельно или в медальонах. Фигуры с крупными головами и узкими покатыми плечами показаны несколько обобщенно, драпировки выполнены в основном схематично либо черным контурными линиями, либо веерообразно расходящимися пробелами. Лики трактованы более тщательно, строгий и сдержанный взгляд крупных глаз святых направлен в сторону. Изображения органично сочетаются с небольшими размерами храма – фигуры не кажутся мелкими и не производят впечатления тесноты, достаточно отчетливо читаются на расстоянии.
Элитарность храма нашла отражение и в архитектурных особенностях. Памятник, завершая период самостоятельного развития новгородского зодчества, вобрал в себя наиболее яркие черты архитектуры предшествующего периода, и в то же время оказал заметное влияние на дальнейшее развитие местного зодчества.