храм скоропослушницы на октябрьском поле официальный сайт
Храм скоропослушницы на октябрьском поле официальный сайт
Средства на строительства храма пожертвовал московский купец Тимофей Павлович Городничев.
Помещение почти целиком занятое алтарем, было крохотным и вмещало всего 15-20 молящихся. К концу 1899 года количество живущих в летних лагерях возросло до трехсот человек. И 31 января 1901 года начальник штаба Московского военного округа генерал – лейтенант Л.Соболев просит протопресвитера Александра Желобовского утвердить план уже каменного храма. Проект каменного храма был утвержден (чертежи храма не сохранились и архитектор неизвестен) и 8 июля 1901 года благочинный церквей Первой гренадерской дивизии протоиерей Иоанн Орлов совершает чин закладки храма. 17 июля из духовной консистории был получен освященный антиминс. Храм строился попечением статского советника Ивана Андреевича Колесникова в память об избавлении от болезни Государя Императора.
Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» был освящен 1/14 августа 1902 года протопресвитером армии и флота А. А. Желобовским соборно с многочисленным военным духовенством. Освящение храма ознаменовалось парадом войск в присутствии Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
После революции 1917 года здание церкви было закрыто. Оно использовалось для размещения различных складов. Деревянная церковь великомученика Пантелеимона была снесена, звонница каменного храма разобрана, а главка с крестом разрушена. Внутреннее убранство храма было утрачено. Храм не ремонтировался. Его помещения и прилегающая территория пришли в сильное запустение. Последний арендатор здания – объединение «Роскварцсамоцветы», приспособившее храм под склад полудрагоценных камней поставило последнюю точку: стены внутри были заштукатурены, надстроен второй этаж, в алтаре устроен душ и туалет. Окна и двери переделаны по светским образцам.
Решением правительства Москвы от 22 сентября 1992 года храм был передан верующим. К этому времени территория вокруг храма была плотно застроена жилыми домами.
В день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница» 22 ноября 1992 года, в храме был совершен первый молебен после его передачи верующим. С этого памятного дня в храме было возобновлено постоянное богослужение.
Первый подсвечник, а также купель для крещения были пожертвованы храмом Пресвятой Троицы в Хорошеве, где раньше отец Алексий был настоятелем.
В Великую субботу 14 апреля 2001 года, совершая предпасхальный объезд храмов города Москвы, Святейший Патриарх Алексий II посетил храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.
Храм скоропослушницы на октябрьском поле официальный сайт
Настоятель храма — иерей Сергий Елисеев
Настоятель — иерей Сергий Елисеев. Родился 20 декабря 1973 года в городе Электросталь Московской области.
Крестился в младенчестве в храме Рождества Христова села Заозерье Павлово-Посадского района Московской области.
В 1995 году закончил Московскую духовную семинарию.
В 1999 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив работу на тему: «Гносеологические и метафизические предпосылки теодицеи князя Е. Н. Трубецкого».
1 апреля 2010 года, в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом рукоположен в сан пресвитера.
Преподаватель Магистратуры Московской духовной академии. Ведет дисциплины: Религиозно-философские взгляды поздних славянофилов (спецкурс) и Старокатоличество, История русского богословия.
Первый приход – храм Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии.После священнического рукоположения получил указ о временном служении в храме великомученика Пантелеимона при ЦКБ №1 ОАО «РЖД», а с 2011 года – настоятель данного храма.Женат. Имеет 4 детей. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 23 января 2018 года назначен исполняющим обязанности настоятеля храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.
Иерей Сергий Творогов
Священник Сергий Творогов родился 01 ноября 1986 года в Москве. Таинство Крещения принял 23 мая 1997 года в храме ик. Б.М. «Скоропослушница» на Ходынском поле в Москве.
В сентябре 1997 года начал посещать занятия в воскресной школе, а в декабре 1998 года прислуживать в алтаре храма ик. Б.М. «Скоропослушница».
Диакон Вячеслав Алешкевич
Родился 22 февраля 1975 года в Москве.
С 1990 по 1994 год обучение в Московском Электро-Механическом Колледже. Крещен 18 сентября 1992 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
В 1997 и 1998 годах — чтец храма Воскресение Словущего в ДаниловойСлободе.
В 1998 — 2002 годах учился в Московской Духовной Семинарии.
14 января 2001 года рукоположен в сан диакона Высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским в храме Покрова Богородицы МДА.
С апреля 2003 года штатный диакон храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.
Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле
Контактные данные
Адрес: 123060, Москва, ул. Маршала Рыбалко, д.8, к.2.
Телефон: +7 (499) 190-5333
Проезд: м. «Октябрьское поле», первый вагон из центра, далее пешком 8 мин.
м. «Сокол», далее троллейбус 19, 59, 61, автобус 691 до остановки «Кинотеатр «Юность».
Расписание богослужений:
— ежедневно: 17-00 — Вечернее богослужение.
— с понедельника по субботу: 8-00 — Божественная Литургия.
— по средам: 17-00 — акафист иконе Божией Матери «Скоропослушница».
— воскресные и праздничные дни: 07-00 и 09-00 — Божественная Литургия.
— по воскресеньям: 17-00 — акафист вмч. Пантелеимону.
Духовенство
Настоятель:
иерей Сергий Елисеев
Клирики:
священник Сергий Творогов
диакон Вячеслав Алешкевич
Храм на карте
О храме
Престольные праздники
— Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
(22 ноября);
— Вмч. Пантелеимона (9 августа).
Святыни
— Чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница».
История
В конце 19 столетия на поле около Большой Всехсвятской рощи, вблизи речки Ходынки, располагались летние лагеря 1-ой Гренадерской артиллерийской бригады. По названию речки поле стало называться Ходынским. Здесь проводились учения юнкеров Московского военного и Тверского кавалерийского училищ, а в Николаевских казармах размещалась Первая артиллерийская бригада графа Брюса.
Средства на строительства храма пожертвовал московский купец Тимофей Павлович Городничев.
Помещение почти целиком занятое алтарем, было крохотным и вмещало всего 15-20 молящихся. К концу 1899 года количество живущих в летних лагерях возросло до трехсот человек. И 31 января 1901 года начальник штаба Московского военного округа генерал – лейтенант Л.Соболев просит протопресвитера Александра Желобовского утвердить план уже каменного храма. Проект каменного храма был утвержден (чертежи храма не сохранились и архитектор неизвестен) и 8 июля 1901 года благочинный церквей Первой гренадерской дивизии протоиерей Иоанн Орлов совершает чин закладки храма. 17 июля из духовной консистории был получен освященный антиминс. Храм строился попечением статского советника Ивана Андреевича Колесникова в память об избавлении от болезни Государя Императора.
Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» был освящен 1/14 августа 1902 года протопресвитером армии и флота А. А. Желобовским соборно с многочисленным военным духовенством. Освящение храма ознаменовалось парадом войск в присутствии Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
После революции 1917 года здание церкви было закрыто. Оно использовалось для размещения различных складов. Деревянная церковь великомученика Пантелеимона была снесена, звонница каменного храма разобрана, а главка с крестом разрушена. Внутреннее убранство храма было утрачено. Храм не ремонтировался. Его помещения и прилегающая территория пришли в сильное запустение. Последний арендатор здания – объединение «Роскварцсамоцветы», приспособившее храм под склад полудрагоценных камней поставило последнюю точку: стены внутри были заштукатурены, надстроен второй этаж, в алтаре устроен душ и туалет. Окна и двери переделаны по светским образцам.
Решением правительства Москвы от 22 сентября 1992 года храм был передан верующим. К этому времени территория вокруг храма была плотно застроена жилыми домами.
В день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница» 22 ноября 1992 года, в храме был совершен первый молебен после его передачи верующим. С этого памятного дня в храме было возобновлено постоянное богослужение.
Первый подсвечник, а также купель для крещения были пожертвованы храмом Пресвятой Троицы в Хорошеве, где раньше отец Алексий был настоятелем.
В Великую субботу 14 апреля 2001 года, совершая предпасхальный объезд храмов города Москвы, Святейший Патриарх Алексий II посетил храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.
Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница». запись закреплена
Дмитрий Христов
Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница». запись закреплена
Пенсионеры
Бедный дедушка не мог сдерживать слез собирая вещи. Сын обманом отобрал дом и отвез в дом для престарелых.
— Как же мне надоело его ворчание уже! Делай ты что хочешь с ним!
— А мне что делать?
— У меня и так детям места больше надо! А он ходит постоянно, пыхтит недовольный что-то! Вчера, вообще, воду разлил на пол, малой чуть не поскользнулся! Думай, сестричка, думай! Я же просто выкину его на улицу!
Показать полностью.
Евгений Андреевич и не заметил даже, как на глаза навернулись слёзы. Он слышал, как Веня, его младший сын, разговаривал с Таней, старшей дочерью, и прекрасно понимал, что говорят о нём.
Евгений Андреевич хоть пока и не стал немощным, но доставлял неудобства своим детям. Он давно это чувствовал, понимал он в душе, что у них своя семья, но тяжело было принять это. Евгений Андреевич делал всё самостоятельно, он даже стирал себе сам и кушать мог приготовить, вот только невестка не пускала его к плите, ругалась и говорила, что на кухне ему делать нечего.
— Я вам еду приношу! Что ещё надо? Я не собираюсь за вами плиту потом отмывать и стол!
— Я ведь помою всё за собой! Ты не волнуйся так, Катенька!
Хотелось мужчине макароны по-флотски очень, такие, как в былые годы. Он прекрасно готовил это блюдо, и его жена часто называла его лучшим поваром. Вот только уже пять лет прошло, как не стало жены. Заболела она и покинула тех, кто любил её. Только с небес за ними приглядывала и, наверное, была разочарована, потому что когда-то дружная семья без неё стала разваливаться.
Дочка почти не приезжала, а сын со снохой стали во всю командовать в доме и не обращали на старика практически никакого внимания.
Сын часто косился на отца, когда тот приходил в зал, чтобы посмотреть телевизор. Он демонстративно вставал с дивана и уходил, давая старику понять, что его компания неприятна. А однажды Вениамин принёс отцу какой-то маленький телевизор в комнату и наушники.
— Вот, батя, будешь теперь тут смотреть! И ходить никуда не надо! Еду тебе принесём, а телик теперь тут смотреть можешь. Только наушники включать не забывай, чтобы не мешать нам. Я работаю в кабинете, и бубнёж из-за стены будет только отвлекать.
— Ну есть у тебя телик в комнате, что не сидится-то?
Давно Евгений Александрович почувствовал, что не нужен своей семье, вот только не понимал, за что же они так к нему относятся. Он же всегда ради них жил, всё что ни делал, ради семьи.
Сын после смерти матери сказал, что в квартире им тесно стало, а так как отец в большом доме один остался, то жить они с ним будут. Квартиру решили сдавать. И вот теперь он хотел прогнать отца из собственного дома. Слёзы всё-таки скользнули по щекам.
Знал Евгений Александрович дедушку одного, так у него дочь попросту не могла дать должного ухода отцу из-за проблем со здоровьем. Она потому его и отвезла в дом престарелых, забирала на праздники домой и ездила к нему часто, привозила Евгению Александровичу и его жене приветы от отца.
Вот только давненько никто из знакомых не заходил. Катя дала соседям понять, что не рада их в гостях видеть. Что теперь они тут с Вениамином и детьми живут, и не собираются устраивать проходной двор.
— Надо, так звоните Евгению Александровичу, а шастать сюда не надо. Украдёте ещё что, а мы потом ищи виноватого!
Так и растерял мужчина все связи с теми, кого раньше считал своими друзьями. И не они в этом виноваты были.
Спустя три дня приехала Таня. Она вошла в комнату отца и начала теребить пальцы на руках. Присев на стул рядом с кроватью, на котором он отдыхал, она не решалась посмотреть ему в глаза. Наверное, стыдно стало отказываться от отца. Помнила, наверное, как он её на шее носил, как пел ей колыбельные и рассказывал сказки, возвращаясь с работы, потому что она больше любила проводить время с папочкой и сильно скучала по нему.
— В общем, выбора другого нет. Ты, главное, пойми нас правильно… У каждого из нас своя семья. Не могу я тратить на тебя время, у меня же дети. Да и у Вениамина тоже. В общем, у тебя есть полчаса, чтобы вещи собрать. Я уже обо всём договорилась и записалась, так что опаздывать нам нельзя.
Таня вышла из комнаты. Она разговаривала с братом на повышенных тонах и говорила, что если бы он не подсунул отцу документы, согласно которым дом перешёл в дарение Вениамину, то, возможно, она и не пошла бы на это.
— И домик получил, и отца выкинул на улицу! – возмущалась Таня.
— Ой, а ты бы на моём месте по-другому поступила, да? – почти кричал на неё Вениамин.
— Это совсем не твоё дело!
— Я с ним жил вон сколько лет. Ухаживали, пока он еду ронять на пол не начал и воду проливать. А следующим что будет? В штаны гадить начнёт, а Катьке убирать всё это?
Евгений Александрович не знал даже, что подписал договор дарения.
Ему на подпись приносил Вениамин документы как-то, говорил, что это для того, чтобы он сам коммунальные оплачивать мог, чтобы отца не дёргали, а тот – доверчивая душа – поверил. И ведь не заподозрил неладное даже из-за того, что тогда и Надюшка из нотариальной конторы присутствовала. Ему просто сказали, что так теперь надо, такие законы. Только сейчас понял, что его обвели вокруг пальца. Сколько же, интересно, он ей заплатил за такой обман?
Не было у него ничего теперь оказывается, и спорить теперь было бессмысленно. Просто принять всё, как неизбежное. Слёзы застилали глаза. Евгений Александрович понимал, что выбора ему не оставили, что теперь уже нет дороги назад. Нужно просто собрать вещи. Он взял кольцо своей жены, которое хранил после её смерти, их свадебное фото, на котором счастливые молодые мечтали о жизни до глубокой старости в доме со своими любящими детьми и внуками, и собрал вещи, в которые обычно одевался. Он ничего не сказал сыну на прощание, даже не посмотрел в его сторону.
Сев в машину дочери, мужчина просто опустил голову. Ему горько было прощаться с домом, тяжело потерять то, что возводил по кирпичику, можно сказать. Но тяжелее всего было принять то, что теперь он остался один. Не было у него больше семьи, потому что дети отказались от него, а внуки… Те смотрели на пример своих родителей.
Они ещё были детьми и многого не понимали. Хоть так и случилось с ним, Евгений Александрович молил Бога, чтобы с его сыном и дочерью не поступили бы в итоге точно так же, как и они сейчас.
Выйдя около дома престарелых, мужчина повёл плечами, потому что сильно устал сидеть в одной позе.
— Ну давай уже! Мы опаздываем, а мне ещё надо столько успеть всего! У Юры же День рождения сегодня, если ты не забыл!
Юра и Таня были женаты уже много лет. Вот только о Дне рождения зятя Евгений Александрович забыл совсем. Вылетело у него из головы всё, когда услышал разговор сына по телефону. Готовился он морально к тому, что случится дальше.
— Стойте! Евгений Александрович! – послышался за спиной мужской голос, когда мужчина поднимался по ступенькам крыльца. Он остановился и обернулся. Таня начала нервничать и недовольно цокать языком.
— Как же так! Вы не ходите туда! Поехали ко мне! Если бы я знал, что вы своим детям не нужны, я бы вас к себе забрал! А как услышал разговор Вениамина с женой за забором, узнал куда вас везут, и сразу следом рванул, боялся, что не успею!
Мужчина узнал Пашку, соседского парня. Павлу не повезло с семьёй. Родители у него были алкоголиками, до ребёнка им дела не было никакого. Паша на семь лет моложе Вениамина был, подружиться у них не вышло, Вениамин всё нос воротил.
Но сам Евгений Александрович взял мальчика под своё крыло. Он многому обучал его, заботился о нём. Жена мужчины угощала мальчика вкусными пирожками. А когда он подрос и в армию ушёл, то родителей его не стало. Так даже похороны Евгений Александрович взял на себя. Пашка потом вернулся, отблагодарить всё пытался, деньги вернуть, но мужчина не брал.
Он продолжал всё так же общаться с парнем, помогал ему машину ремонтировать, вместе с ним на рыбалку ходил, потому что у сына тогда уже появились свои интересы, и он не особо стремился общению с родителями. А потом Пашка в город на работу устроился, и общение как-то свелось на нет. И вот теперь он стоял тут и смотрел на Евгения Александровича.
— Так у меня же нет ничего, Паш. Что я могу тебе дать кроме пенсии своей мизерной? Правы дети – мне теперь здесь доживать надо остатки дней своих.
— Не правда! – заступился Павел, а в уголках его глаз блеснули слёзы.
– Вы мне отца заменили. Вы в своё время столько всего дали, сколько никто другой не дал. Вы помогли мне не сломаться, не стать таким как родители! Не знаю, в чём умысел детей ваших, но я вам не просто крышу над головой предлагаю! Я семью предлагаю вам.
Таня уже хотела начать ругаться. Она говорила отцу, что они опаздывают, что он не должен слушать этого психа, потому что он чужой и заботиться о нём не станет.
— Вышвырнет тебя на улицу, а мне опять пороги тут обивать и добиваться того, чтобы тебя приняли? – ворчала дочь.
А Павел смотрел искренне на мужчину и качал головой.
— Вы мне как отец, дядь Жень! Не могу я позволить вам вот здесь оказаться. Вы же тут совсем ослабнете! Жить смысл потеряете! А у меня семья! Дети только рады будут тому, что у них дедушка появится.
Немного посомневавшись, Евгений Александрович спустился вниз и ушёл с Павлом, слушая как дочь кричит, что больше она договариваться не будет, даже если отец окажется на улице.
Мужчина плакал от того, что неродной человек оказался ему куда ближе детей, которых он так сильно любил.
Жена у Павла оказалась такой же доброй, как и он сам. А их детки стали называть Евгения Александровича дедушкой и проводили с ним много времени. Мужчина стал потихонечку крепчать. У него словно появились силы для новой жизни.
Он сам вызывался сходить в магазин и оставался один с детьми Павла. Он рассказывал им сказки о доброте, мире и любви, и они с удовольствием слушали его. А его дети так ни разу даже и не позвонили своему отцу, чтобы узнать, как у него дела.
Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница». запись закреплена
В Православии
Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница». поделился ссылкой
Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница». запись закреплена
Во время принесения казаками в епархии России и пребывания иконы в храмах, было множество свидетельств от прихожан о фактах помощи Богородицы по молитвам к сему честному образу. Кто-то прося Божию матерь получал исцеление и облегчение в болезнях и душевных страданиях, о чем свидетельствуют записи от самих прихожан.
Так р.Б. Александр из с. Ильмино, засвидетельствовал, что находясь в отчаянии найти его пропавшую дочь, а уже долгое время ее искали и полиция и сами родственники, но все было тщетно. И придя в храм, куда была привезена икона «Отрада и Утешение» он слезно молился и просил Богородицу, чтобы помогла вернуть дочь или обнаружить хотя бы ее тело, что бы предать земле по всем христианским канонам. Когда казаки уже уехали из этого храма, то через две недели Александр позвонил и со слезами благодаря Богородицу сообщил, что дочь вернулась домой в целости и сохранности.
Находясь с иконой в г. Ульяновск, и посещая храмы в городе, за казаками следовала одна женщина и приходила каждый день на молебны совершаемые пред иконой «Отрада и Утешение».
Молясь и прося Царицу Небесную об исцелении своего недуга, женщина засвидетельствовала, что по молитвам к Божией Матери у нее прошли сильные боли.
Пребывая с иконой в Чувашии, казаки сами засвидетельствовали, как придя поклониться к образу Богородицы и попросить помощи в здравие своего ребенка, семья цыган привезли отрока на инвалидной коляске и помолясь, приложились к иконе Богородицы. И каково же было изумление родителей, что отрок сам привстал из коляски и поцеловал икону, хотя до этого без посторонней помощи, по словам родителей, он этого сделать не мог.
Святые Петр и Феврония Муромские являются примером того, что и в мирской жизни есть место подвигу святости. Невзирая на заботы можно найти время на молитву, поступать благочестиво, даже занимая высокую должность.
С появлением праздника св. Петру и Февронии, посвященного христианским ценностям в браке, возрос к святым народный интерес. Они стали для многих христиан образцом супружеской верности.
Благоверные князья Петр и Феврония помогают христианам сохранить семью в верности к Богу и друг другу.
Маршрут и график передвижения по Петрозаводской епархии:
Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница». запись закреплена
Творческое Православие
И. А. Ильин. / Аксиомы религиозного опыта (отрывок).
. полноценная и полносильная молитва осуществляется и дается человеку только тогда, когда его обращение к Богу – сосредоточенно, интенсивно, не развлечение, не расколото, цельно и искренно (см. предшествующие главы).
Показать полностью. Пусть это будет сначала краткий или даже кратчайший миг, подобный сверканию молнии; пусть это состояние будет внезапно и, с виду, неуловимо, неописуемо, неповторимо; пусть оно будет бессловесно и вследствие этого покажется как бы «бессодержательным». Существенно не это. Существенно, чтобы это было состояние вострепетавшего сердца, – как бы пронзенного воспринятым совершенством, обрадованного, осчастливленного, узнавшего (хотя и не познавшего) и потому благодарного. Это – главное. Это есть первая, неожиданно «слетающая» к человеку молитва: молитва не преднамеренная, молитва, подобная дуновению блаженства или восторга, молитва – порыв. Она может прийти от молнии в черных облаках; от тихого заката; или, как рассказывал Антоний Великий своим ученикам – от легкого ветерка в пустыне на восходе солнца. Она может состояться от созерцания простейшего цветочка или травинки, при виде снежных гор или улыбки ребенка. Она может быть вызвана глубоким словом или вдохновенным стихом, напевом мелодии, совестным зовом и деянием, чужой добротой, любовью, покаянием или созерцанием Божественного плана в истории. Но эти миги жизни суть как бы «зерна» естественной молитвы, которые нам надлежит ценить, как великую драгоценность, собирать, беречь, повторять и отыскивать вновь и вновь. В молитве сердце «поет» и «горит». И чем властнее эго пение, чем сильнее это горение, чем чаше оно осуществляется и чем сосредоточеннее нам удается предаваться этому «пению» к Богу и этому горению о Боге, тем богаче и глубже становится наш религиозный опыт.
Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница». запись закреплена
Православные бабушки
Мы невольно начинаем относиться к Богу так же, как относимся к себе. Как писал Блез Паскаль, «Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, и человек отплатил Ему той же монетой». Таким образом, если мы ненавидим себя, то думаем, что и Бог относится к нам так же.
Показать полностью.
Но мы не сможем понять, как Он относится к нам, до тех пор, пока не полюбим себя искренне, ревностно и открыто. В образе человека Иисус Христос открыл нам, Кто Такой Бог, а также то, что наше отождествление чувств к себе с чувствами Бога к нам — это заблуждение.
Он показал нам, как избавиться от этих мыслей. Необходимы глубокие внутренние перемены, чтобы понять, что Бог безгранично нежен и сострадателен к нам таким, какие мы есть, не вопреки нашим грехам и неудачам (это было бы неполным пониманием), но независимо от них. Хотя Бог не примиряется со злом и не одобряет его, он не перестает любить нас, несмотря на то что зло находится в нас самих.
По тому, как мы к себе относимся, иногда трудно поверить в то, что Бог нас любит. Как говорили многочисленные христианские авторы, более мудрые и проницательные, чем я, мы не можем принять любовь другого человека, если не любим самих себя, и, тем более, принять любовь Бога.
В опыте старца (архимандрита Софрония Сахарова) молитва была живым общением с Живым Богом, и как таковая, она принимала бесконечно разные формы, соответствующие разным состояниям молящегося. Он говорил: «Всегда начинайте молитву, рассказав Богу о своем положении».
Как глубоко личный и интимный акт, молитва не подлежит никаким внешним законам или ограничениям, она должна быть внутренней бытийной необходимостью и должна совершаться в духовной свободе. Поэтому уставная молитва в его глазах имела лишь предварительное, педагогическое значение, несомненно ценное, особенно в начале, для того, чтобы проникнуться правильным молитвенным духом Православной Церкви, однако далеко недостаточное для того, чтобы довести человека до состояния мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, для того, чтобы Бог был вся во всех.
«Молитва — есть внутренний акт нашего духа. Выражаться он может в самых различных формах. Нередко и даже, может быть, особенно часто в молчании нашем пред Богом. Молчим, потому что Бог ведает всю глубину нашей мысли, все чаяния нашего сердца, а выражать их словами мы не всегда способны. Бог же разумеет тайные движения нашего сердца и отвечает на них…
Предстоять пред Богом — вовсе не значит стоять перед иконами, но чувствовать Его в своем глубоком сознании как наполняющего Собою все. Жить Его как воистину Первую Реальность, после которой следует мир, в порядке низшей, второй, производной, тварной реальности. Для этого может быть пригодным всякое положение тела: лежачее, ходячее, сидячее, стоячее и тому подобное».
Именно поэтому старец не любил давать молитвенных правил. Он до конца доверял каждому человеку, видя в нем совершенные, самые высшие потенциальные возможности, и хотел через эту свободу довести каждого до осознания личной ответственности перед Богом.
«Чтобы найти верный путь, лучше всего просить об этом Бога в молитве: «Господи, Ты Сам научи меня всему. Дай мне радость познания воли Твоей и путей Твоих. Научи меня воистину любить Тебя всем моим существом, как Ты заповедал нам. Устрой мою жизнь так, как Сам Ты в предвечном совете ТВОЕМ мыслил о мне… да, даже о мне, ибо Ты никого не забыл и никого не создал на погибель. Я безумно растратил(а) данные Тобою мне силы, но теперь, при конце моей жизни, Ты все Сам исправь, и Сам всему научи меня, но так, чтобы действительно Твоя воля совершилась в жизни моей, разумею я о том, или не разумею до времени. Не попусти меня ходить чужими путями, ведущими во тьму, но прежде чем усну смертным сном, дай мне, недостойному(ой), увидеть Свет Твой, о Свете мира».
И так своими словами молись все о том же. Пройдет некоторое время, и сила слов этих проникнет во внутрь существа твоего, и тогда потечет жизнь сама собою именно так, как хочет Господь, а внешне рассуждая ничего мы не решим.
Схиигумен Серафим (Барадель-Покровский)
Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница». запись закреплена
Моя христианская семья
ДЕСЯТЬ СЛОВ О ПОКАЯНИИ: СОВЕТЫ АФОНСКИХ ОТЦОВ
1. Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших»? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения.
Показать полностью. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его. Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но в конце концов, когда они покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и соделал его верующим в Бога Небесного. И вот, Кир дарует израильтянам свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да будет позволено сказать, не проявляли даже [сами] израильтяне (1Езд. 1:1 и ниже). И все потому, что народ покаялся и изменился (2 Езд. 8:88–92). Видите, как покаяние содействует исчезновению зла!
.
2. Бывают случаи, когда кто-то нечасто ходит в церковь, но имеет в себе благоговение, доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в нем. Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в жизни духовной. А другие ходят в храм, исповедуются, причащаются, делают все, что нужно, и, однако, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния. Для того, чтобы прийти в надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно, чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!» – а потом продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек становится хоть немного, да лучше.
.
3. Когда человек перестаёт молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться. Чтобы прийти в себя, сердце должно смягчиться, обратиться к покаянию, умилиться.
.
4. Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала, как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.
.
5. Господь милостивый, и нам Дух Святой дает силу быть милостивыми. Братья, смиримся и покаянием стяжем себе милующее сердце, и тогда увидим славу Господню, которая познается душою и умом по благодати Святого Духа.