храм софии в стамбуле фото внутри и снаружи святой
Собор Святой Софии.Внутреннее убранство.Стамбул.Турция.2 часть.
Всем привет!
Давайте зайдём во внутрь Собора и хорошенько всё там рассмотрим, а я Вам расскажу.Опираясь на информацию с соц.сетей.Сам узнал и Вас просветил.
Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляюще чем её внешний образ. Сразу скажу — это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать – внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами – это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит…
Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам – Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание.
В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами — исламской и христианской.
И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии – первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.
В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его еще увидим.
Мы с вами в экзонартексе — внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс…
Нартекс сохранил изначальный, юстиниановский декор — потолки выложены золотой мозаикой, а на стенах — уникальный византийский мрамор с зеркальным узором. Предположительно, мраморные пластины распиливались на тонкие слои, разворачивавшиеся подобно переплету книги.
Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
Семья мусульман проходя этот порог, наступали на след и говорили Мухамед…Что это значит?След пророка…Я остановился и задумался.
На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя — высшие сановники.
Проходим Царские врата и мы — в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
Первое что ощущаешь — это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны — их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.
Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон — Храм Девы-Афины.
Как мы помним это удивительное сооружение — продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев…
Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий «Пуп Земли» или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София — самая ресурсозатратная византийская постройка.
Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса – это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую — Мухаммеда, по бокам — имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа — имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
Мы снова вышли в нартекс и сейчас пройдем к «плачущей колонне», что находится в левом нефе к которой невозможно сейчас добраться сразу из главного.
Последняя литургия в Святой Софии началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Когда на следующий день в храм, выломав двери, ворвались янычары, священник с чашей в руках чудесным образом скрылся в этом мраморном столбе в северо-западном углу здания.
…и вот она — «плачущая колонна»!
Обычно к ней стоит большая очередь чтобы исполнить три своих самых заветных желания… Надо вставить в отверстие в медном листе закрепленном на колонне большой палец ощутив влагу и «прокрутить» свою ладонь на 360 градусов касаясь медных листов колонны не отрывая ее от поверхности меди и сделать это трижды произнося про себя нужные просьбы. Реально исполняется ритуал довольно затейливо. Говорят загаданные желания непременно сбудутся.
Отполированные временем плиты пола пандуса добавляют в сознание мысли о том какое бесчисленное количество людей поднималось здесь по этим выложенных плинфой галереям почти за две тысячи лет.
Теперь самое время подняться на второй этаж собора, на второй его уровень — будет любопытно. Там мы увидим внутренние объемы Айя-Софии с высоты императорской ложи, восхитительные мозаики и узнаем о других загадках и тайнах Айя-Софии.
Нам как раз сюда…
Подниматься по пандусу довольно комфортно, гораздо легче чем просто по ступеням. Уклон устроен таким образом, что ты поднимаешься с удовольствием и еще предвкушаешь, — что же будет за следующим поворотом?!
Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще – здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.
На этом пока всё, а я продолжу.Всем спасибо и до встречи.
Собор (мечеть) Святой Софии в Стамбуле: тайны, мистика, история (Ayasofya-ı Kebir Camii)
Собор Святой Софии в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света».
Собор назван в честь мудрости Божьей (от греческого sofia — мудрость).
Собор (Мечеть) Святой Софии включает в себя две религии: христианскую и мусульманскую. Построенный в 537 году, собор много раз подлежал ремонту и восстановлению, а до 2020 года являлся музеем. Его официальное название звучало, как «Музей Айя-Софья».
Буквально недавно, в июне 2020 г., был поднят вопрос о том, чтобы снова сменить статус Айя Софии на мечеть. Государственный совет Турции аннулировал решение от 1934 года, в котором Святая София становилась музеем. Уже 10 июля, статус собора был изменен, и с июля 2020 года — Собор Святой Софии стал мечетью.
Официально, новое название собора, теперь звучит как Ayasofya-ı Kebir Camii (Мечеть Айя Софья-и Кебир).
Уникальный собор величественно возвышается над площадью Ипподром. Ощутить многовековую атмосферу этого места и увидеть великолепный интерьер, сохранившийся до наших дней, стоит каждому.
Собор Святой Софии: история возведения
Собор Святой Софии
В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.
Для строительства этого уникального храма византийский правитель Юстиниан нанял двух великих зодчих того времени – Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. На помощь этим талантливым мастерам была привлечена еще сотня архитекторов, под управлением каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего строительством собора занимались 10 000 рабочих (по 5000 человек на каждой стороне). Юстиниан не жалел средств на возведение храма. Он ежедневно облачался в простое полотняное одеяние и лично контролировал ход стройки. Работники получали жалованье каждый день.
Чтобы строительство святыни не останавливалось, денежную дань собирали со всех византийских сословий. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не смогла покрыть затраты. Известно, что лишь на хоры и амвон потратили бюджет Египта за год! Император приказал поставлять в столицу мрамор и каменные развалины разнообразных построек со всех концов страны. Например, из Рима, Афин и Эфеса были привезены уникальные колонны, по сей день восхищающие своим величием и статью. Белоснежные мраморные плиты были присланы из Проконеса. Из Фригии привозили розовый мрамор, из Ясоса – красно-белый, из Каристора – нежно-зеленый. Огромные мраморные камни распиливали так, чтобы из прожилок получались различные изображения – фигурки животных, людей, деревья, растения, фонтаны и т.д.
Собор Святой Софии
Это была, наверное, самая необычная стройка за всю истории Византийской империи. Большую часть строительных материалов привозили из святынь, относящихся практически ко всем языческим религиям. К примеру, порфировые колонны нижнего яруса собора доставили из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баальбеке. Известковый состав готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла. Верхнюю престольную доску вообще изготовили из вновь изобретенного состава – смеси золота и драгоценных камней.
Чего стоила одна задумка строительства — храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить известный храм царя Соломона в Иерусалиме.
Большая часть мрамора, использованного при возведении храма, привезли в Константинополь из анатолийских месторождений, бассейна Средиземноморья, еще нескольких древнейших каменоломен, а также со знаменитейшей афинской горы Пентеликон, из мраморных плит которой за 10 столетий до появления церкви Святой Софии строили акропольский Парфенон в честь Богини Афины.
Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.
По историческим сведениям, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, храм Святой Софии стал самым дорогостоящим проектом за все время существования Византийской Империи.
Строительство храма Святой Софии было осуществлено при одном из самых известных правителей Византии — Юстиниане. Именно с его деятельностью связывают усиление могущества Византийской империи.
Храм строился, приблизительно в течение пяти лет, над ним трудилось порядка десяти тысяч рабочих и 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. Строительными материалами служили мрамор, камень и кирпич, также материал привозился и с далеких церквей, которые были по всей Византии. При строительстве собора особое внимание было уделено куполу — для того, чтобы он не разрушался при землетрясениях, был использован специальный кирпич, легкий и прочный, который изготавливался из материалов на острове Родос. Внутри собор украшался дорогими камнями. С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен.
Интерьер собора Святой Софии
Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, они сделали храм католическим и выгнали православных священников. В то время из храма варварски было вывезено большое количество сокровищ.
В 1453 году Византийскую империю захватили турки — османы. Именно в этот период, Фатих Султан Мехмет (1451-1481) сделал из собора мечеть для мусульман, которая была основной мечетью до 1935 года.
1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, открывшего свои двери для посещения местным и заграничным туристам.
15 июля 2020 года, статус музея был снова изменен на мечеть.
Во все времена, пока собор существует, он был всегда в центре внимания всех религий мира. Собор был и православным, и католическим, а потом стал и мусульманским. Собор до сегодняшнего времени является святыней для религиозных людей, но на данный момент он выступает как музей.
Айя-Софья: архитектура
Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.
Купол собора Святой Софии
Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.
Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).
Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.
Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.
Мозаики в Соборе Святой Софии
В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.
Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.
На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:
Икона Девы Марии в соборе Святой Софии
Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.
Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры — 75х68 метров.
Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.
В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.
В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).
Легенды и интересные факты
В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них — плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора — это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.
Символом собора и местной знаменитостью стал кот по имени Гли (Gli), которого вы могли встретить во время посещения Святой Софии. Это один из самых известных котов Стамбула, поближе познакомиться с которым, можно было через его профиль в Инстаграм @hagiasophiacat. К сожалению, в ноябре 2020 года, кот умер.
В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.
Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана). Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги. К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.
Фото собора Святой Софии
Загадки подземелий собора Святой Софии
Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн. Исторические документы гласят, что для закладки фундамента собора рабочим пришлось вырыть огромный 70-метровый котлован. Также некоторые летописцы утверждают, что подземная часть Айя-Софии испещрена десятками тоннелей и скрывает несколько цистерн, предназначенный для сбора и хранения пресной воды. Вероятно, конструировали их по образу и подобию знаменитой Цистерны Базилика, расположенной вблизи от собора.
С течением столетий подземелья Святой Софии заполнились водой, и добраться в них было очень сложно. Первую попытку совершили американские исследователи в 1945 году. Было решено поставить мощные глубинные насосы и выкачать воду из неизведанных тоннелей. Тщательно разработанный план с треском провалился. Оборудование работало на полную мощность, но уровень воды в подземелье оставался на прежнем уровне. Когда насосы не выдержали и перегорели, американцы свернули неудавшуюся операцию.
Более внушительных успехов удалось добиться турецким исследователям, которые не стали заниматься откачиванием воды, а организовали несколько подводных экспедиций с аквалангами. Последнее погружение специалистов было совершено в 2013 году. Часть информации, полученной из древних летописей, подтвердилась, а часть оказалась преувеличением.
В частности, во время исследования была обнаружена территория, предназначенная для захоронения. Удалось неплохо изучить колодец, расположенный рядом с главным входом в собор, глубина которого составляет 12 метров. Из колодезных недр извлекли фрагменты огромной старинной люстры. В каменных стенах нашли крепкие, плотно закрытые двери. Конечно, отворить их не представлялось возможным. Но существует предположение, что эти двери открывают доступ к цистернам для воды. Подтверждением этой теории служат данные, полученные с мощных сканеров: приборы показали, что под полом колодца и за стенами имеются огромные пустоты.
Еще был тщательно обследован сухой каменный тоннель, который разделяется на две части: первая часть тоннеля – это проход к площади Ипподром, а вторая – ко дворцовому комплексу Топкапы. Подземные коридоры имеют ответвления. Некоторые из них ведут наружу, а некоторые способны завести в тупик.
Собор Святой Софии: видео
Совершить онлайн-прогулку по Собороу Святой Софии вы можете прямо сейчас, вместе с Travel Forever
Собор Святой Софии (Мечеть Святой Софии): как добраться, часы работы и стоимость посещения в 2021 году
С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию
В связи с тем, что с 10.07.20 статус Святой Софии был изменен на мечеть, поменялись и условия ее посещения.
Часы для посещения: доступно для посещения постоянно, кроме часов молитвы (Намаза). Для посещения, как и любой мечети, женщинам необходимо прикрыть голову платком.
Собор Святой Софии можно легко найти, стоя на площади Ипподром (остановка трамвая Т1 Султанахмет). В собор можно попасть при помощи групповой экскурсии или самостоятельно.
Если вы предпочитаете гулять самостоятельно, тогда наш нескучный аудиогид на русском языке, который включает все основные исторические памятники Султанахмет отлично подойдет для обзорной экскурсии. Это не только экономия времени, в отличие от экскурсии с группой, но и денежная выгода. Доступен для андроид и iOS.
К Собору Святой Софии также можно доехать на скоростном трамвае линии Т1, который проходит через Султанахмет. Собор видно издалека по его куполу.