храм согласия в риме

Храм Согласия

За аркой Септимия Севера, у западной границы Форума, находится бетонная насыпь — часть фундамента здания, которое занимало гораздо большую площадь, чем видно сейчас, и частично уходило вглубь, туда, где теперь лестница и Палаццо Сенаторио. Этот бетон, возможно, самый старый в Риме — остатки храма Согласия (Aedes Concordiae). Легенда относит его основание к 367 году до н. э. Овидий пишет об этом так:

Фурий поклялся тогда, победитель этрусков, поставить

Древний твой храм и свое он обещанье сдержал;

Дело в том, что с оружьем в руках отложилась от знати

Чернь, и грозила уже римская Риму же мощь.[8]

(Выбранное переводчиком слово «чернь» по-русски звучит более резко, чем латинское vulgus, «простой народ».) Действительно, в этот момент римские плебеи взбунтовались против существующего государственного порядка и грозили уйти из города, основать собственное государство и так далее. После напряженной борьбы был принят ряд законов, обеспечивших плебеям доступ к высшим государственным должностям, в том числе консульству; более того, по этим законам как минимум один из консулов каждого года должен был представлять плебейское сословие. Прославленный полководец и государственный муж Фурий Камилл объявил об этом решении народу, был встречен ликованием и дал обет воздвигнуть храм в честь согласия сословий.

Храм Согласия несколько раз упоминается в литературных источниках в связи с разного рода знамениями: один раз в стоящую на крыше статую богини Победы попала молния, в другой раз возле храма наблюдали кровавый дождь. В бурные годы, которые у историков получили название «римской революции» (хотя можно ли называть революцией период в сто с лишним лет — спорный вопрос), в этом храме неоднократно собирался Сенат, особенно во времена государственных кризисов. Именно здесь Цицерон произнес свою заключительную, четвертую речь против Катилины с призывом казнить заговорщиков. Храм перестроил и украсил император Тиберий за счет добычи, полученной в германском походе.

В храме Согласия был организован своего рода музей: старый Август затребовал для него статую богини Весты с острова Пароса; там же разместилось множество других греческих статуй и римских картин, четыре диковинных слона из обсидиана (вулканического стекла), подаренные храму самим Августом, и перстень, который отдала в коллекцию супруга Августа Ливия. По легенде, это был тот самый знаменитый перстень, что когда-то принадлежал самосскому тирану Поликрату.

Очень любил Поликрата.

Когда Поликрат его бросил в море,

Он хотел обидеться,

Но решил, что любовь — превыше,

И вернулся к Поликрату на перст.

Когда Поликрата распяли,

Потом он был в музее у Августа

И казался посредственной работы.

Так об этом сказано у Плиния.

Клара Лемминг, Пер. М. Л. Гаспарова

Из-за сложного ландшафта архитектурное решение здания было необычным: вопреки классической традиции, он был больше вытянут в ширину, чем в длину. Во время тибериевской перестройки его хотели увеличить, но длина храма была ограничена Табуларием сзади и Комицием спереди, поэтому увеличили его в основном в ширину, и к получившемуся широкому фасаду вели узкая лестница и пронаос. Монеты свидетельствуют, что храм был украшен многочисленными скульптурами: Геркулес и Меркурий по бокам у входа и еще не меньше семи фигур (среди них, вероятно, богиня согласия Конкордия, Тиберий и его брат Друз и т. д.) на крыше. Фрагмент богато украшенного антаблемента (той части здания, которая находится над колоннадой и состоит из архитрава, непосредственно опирающегося на колонны, фриза и карниза) можно увидеть в Капитолийских музеях, примыкающих к месту расположения храма со стороны Капитолия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Шаблоны для выражения согласия

Шаблоны для выражения согласия • Я согласен с тем, что разнообразие в студенческой среде полезно для образования, так как это подтверждается моим опытом работы в Центральном университете.• Х определенно прав по поводу ____, так как, хотя он сам, возможно, об этом не знает,

Шаблоны для одновременного выражения согласия и несогласия

Шаблоны для одновременного выражения согласия и несогласия «И да и нет», «Да, но…», «Хотя я и поддерживаю это, но все же хочу отметить…» – вот лишь некоторые из способов сделать ваши аргументы более сложными и тонкими, в то же время сохранив простую и ясную для читателя

Шаблоны для частичного согласия с оппонентами

Шаблоны для частичного согласия с оппонентами • Хотя я согласен с тем, что книга плохо организована, я все-таки хочу отметить, что в ней поднимаются очень важные вопросы.• Защитники Х справедливо утверждают, что ____. Однако они преувеличивают, заявляя, что ____.• Хотя,

Различные варианты согласия

Различные варианты согласия До публикации научное исследование подвергается критическому анализу на нескольких уровнях. Ученые получают обратную связь, обсуждая работу с коллегами, представляя свои открытия на конференциях и знакомясь с рецензиями на свои рукописи.

Различные варианты согласия (главы: 4, 13)

Различные варианты согласия (главы: 4, 13) • Я согласен с тем, что ____, так как это подтверждается моим опытом работы ____.• Х определенно прав по поводу ____, так как, хотя он сам, возможно, об этом и не знает, последние исследования подтвердили, что ____.• Теория ____ Х очень полезна,

Одновременное выражение согласия и несогласия (главы: 4, 13, 14)

Одновременное выражение согласия и несогласия (главы: 4, 13, 14) • Хотя я в принципе согласен с выводами Х, мне все же претит его мысль о том, что ____.• Хотя многое из того, о чем говорит Х, я не поддерживаю, мне все же очень нравится его последнее замечание о том, что ____.• Хотя я

Портик богов Согласия

Портик богов Согласия За храмом Веспасиана, напротив храма Сатурна, расположен странный памятник, на который редко обращают внимание. Это колоннада из двенадцати невысоких коринфских колонн, образующих неловкий тупой угол «спиной» к Капитолию. Обычно сдержанные авторы

Площадь Согласия

Площадь Согласия Площадь Согласия (Place de la Concorde) – центральная площадь Парижа, выдающийся памятник градостроительства эпохи классицизма. Изначально она носила имя Людовика XV и была разбита между Елисейскими полями и садом дворца Тюильри в 1755 году по заказу самого короля

Храм Девы Марии перед Тыном — Тынский храм

Храм Девы Марии перед Тыном — Тынский храм Kostel Panny Marie p?ed Т?пет — T?nsk? chr?m Адрес: Прага 1, Старе Место, Староместская площадь. Как добраться: станция метро «Staromestska». Храм Девы Марии перед Тыном расположен в Старом Месте пражском. Изначально оно складывалось из поселений

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях

Молчание — знак согласия

Молчание — знак согласия С латинского: Silentium videtur confessio [силенциум видэтур конфэссио].Из послания папы римского Бонифация VIII (1294—1303), которое вошло в каноническое право (свод постановлений высшей власти в римско-католической церкви).Возможный первоисточник этого

Так храм оставленный — всё храм, / Кумир поверженный — всё Бог!

Так храм оставленный — всё храм, / Кумир поверженный — всё Бог! Из стихотворения «Я не люблю тебя» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814— 1841).Иносказательно: даже если какая-либо святыня, авторитет и т. п. и развенчаны, тем не менее есть люди, у которых они по-прежнему вызывает уважение, и

*Площадь Согласия

*Площадь Согласия Лучший вид на оживлённую *площадь Согласия (Place de la Concorde) (19) открывается с террас сада Тюильри. Площадь была заложена во времена правления Людовика XV. На месте, где в эпоху Великой французской революции стояла гильотина, теперь возвышается Обелиск,

Площадь Согласия

Площадь Согласия Большая площадь, к которой спускаются Елисейские Поля, имеет символическое название. Когда-то здесь была торговая площадь. В 1755-1775 годах ее перепроектировали, и в центре была установлена статуя Людовика XV, чье имя площадь некоторое время носила. Во время

Источник

Храм согласия в риме

Храм Согла­сия (aedes Con­cor­diae (2), так­же templum Con­cor­diae) (рис. 19) — храм у под­но­жия севе­ро-восточ­но­го скло­на Капи­то­лий­ско­го хол­ма, сто­яв­ший в кон­це Свя­щен­ной доро­ги и откры­вав­ший­ся на Рим­ский форум. Сооб­ща­ет­ся, что Камилл дал обет постро­ить его в 367 г. до н. э. во вре­мя бес­по­ряд­ков, с. 99 свя­зан­ных с при­ня­ти­ем Лици­ни­е­вых зако­нов (Plut. Cam. 42. 3). На сле­дую­щий день Камилл был осво­бож­дён от сво­его обе­та, когда народ, добив­шись сво­ей цели, дал обет постро­ить храм вме­сто него (Plut. Cam. 42. 4; Ovid. Fast. I. 641— 644). Но этот храм, види­мо, так нико­гда и не был воз­ведён, хотя Плу­тарх уточ­ня­ет, что под него было выде­ле­но имен­но то место, где в его вре­мя сто­ял храм. Этот уча­сток назы­вал­ся пло­ща­дью Согла­сия (Liv. XXXIX. 56. 6, XL. 19. 2; Ob­seq. 4) и нахо­дил­ся меж­ду Вул­ка­на­лом и под­но­жи­ем Капи­то­лия, рядом с лест­ни­цей, веду­щей к хра­му Юно­ны Моне­ты (Gra­dus ad Mo­ne­tam) (Ovid. Fast. I. 637— 638). Пер­вым соору­же­ни­ем здесь, види­мо, ста­ло свя­ти­ли­ще Согла­сия (см. Aedi­cu­la Con­cor­diae), постро­ен­ное Гне­ем Фла­ви­ем в 304 г. до н. э., кото­рое в 121 г. до н. э. заме­нил храм, воз­ведён­ный Опи­ми­ем.

В 121 г. до н. э. после смер­ти Гая Грак­ха сенат при­ка­зал Луцию Опи­мию постро­ить этот храм (App. BC. I. 26; Plut. C. Gracch. 17. 6). Днём его посвя­ще­ния, веро­ят­но, было 22 июля (Deg­ras­si A. Fas­ti An­ni Nu­ma­ni et Iulia­ni (Inscrip­tio­nes Ita­liae 13. 2). Ro­me, 1963. P. 486). Позд­нее в хра­ме очень часто про­во­ди­лись заседа­ния сена­та, осо­бен­но посвя­щён­ные обсуж­де­нию граж­дан­ских раздо­ров или бес­по­ряд­ков (ср., напр.: Cic. Cat. III. 21, Sest. 26, Dom. 11, Phil. II. 19; Cass. Dio LVIII. 11. 4). Ино­гда здесь заседа­ли так­же арваль­ские бра­тья (Hen­zen, W. Ac­ta Frat­rum Ar­va­lium Quae Su­per­sunt. Ber­lin, 1874. Rep­rint. Ber­lin, 1967. P. iv). См. так­же: Ba­si­li­ca Opi­mia.

В 7 г. до н. э. в рам­ках празд­но­ва­ния три­ум­фа Тибе­рий взял­ся за вос­ста­нов­ле­ние хра­ма на сред­ства из гер­ман­ской добы­чи (Cass. Dio LV. 8. 2). Стро­и­тель­ство финан­си­ро­ва­лось очень щед­ро, и после его окон­ча­ния храм был посвя­щён от име­ни Тибе­рия и его покой­но­го бра­та Дру­за 16 янва­ря (Ovid. Fast. I. 637— 638; Deg­ras­si A. Op. cit. P. 398— 400) 10 г. н. э. (Cass. Dio LVI. 25. 1) или 12 г. н. э. (Suet. Tib. 20). Более веро­ят­но, что вер­на послед­няя дати­ров­ка.

Храм Тибе­рия отли­чал­ся необыч­ной пла­ни­ров­кой ввиду огра­ни­че­ний, накла­ды­вае­мых его место­по­ло­же­ни­ем. Цел­ла шири­ной 45 м и глу­би­ной 24 м име­ла попе­ре­ч­ную ось; при этом шири­на гек­са­стиль­но­го про­на­оса состав­ля­ла все­го 34 м, а глу­би­на 14 м. Зад­няя сте­на плот­но при­мы­ка­ла к осно­ва­нию Табу­ля­рия. Вой­ти в храм мож­но было по широ­кой лест­ни­це во всю шири­ну про­на­оса. Иссле­до­ва­ние внут­рен­ней части поди­у­ма пока­зы­ва­ет, что храм Опи­мия имел такие же раз­ме­ры и про­пор­ции. В цел­ле ряд мра­мор­ных колонн на общем цоко­ле, высту­пав­шем из сте­ны, делил сте­ны на один­на­дцать про­лё­тов, в каж­дом из кото­рых нахо­ди­лась ниша. В цен­траль­ной нише севе­ро-запад­ной сте­ны, види­мо, сто­я­ла куль­то­вая ста­туя боги­ни Согла­сия, изо­бра­жён­ной на троне с пате­рой и рогом изоби­лия. Коринф­ские колон­ны внут­ри хра­ма были весь­ма эле­гант­ны­ми; место угло­вых волют на них зани­ма­ли ска­чу­щие бара­ны. Вдоль стен сто­я­ли соот­вет­ст­ву­ю­щие колон­нам пиляст­ры тако­го же дизай­на (von Mercklin E. An­ti­ke Fi­gu­ral­ka­pi­tel­le. Ber­lin, 1962. S. 201— 204 Anm. 494). Внеш­ний кар­низ с моди­льо­на­ми, боль­шой фраг­мент кото­ро­го хра­нит­ся в откры­той гале­рее Табу­ля­рия, часто счи­та­ет­ся пре­крас­ней­шим архи­тек­тур­ным фраг­мен­том эпо­хи Авгу­ста, образ­цом клас­си­че­ских деко­ра­тив­ных моти­вов, гар­мо­нич­ных и сдер­жан­ных. Из укра­ше­ний хра­ма на сво­ём месте сохра­ни­лись толь­ко порог цел­лы из двух бло­ков мра­мо­ра пор­та­сан­та (Por­ta San­ta) и несколь­ко фраг­мен­тов наполь­но­го покры­тия. Сна­ру­жи храм был пол­но­стью обли­цо­ван мра­мо­ром, а кры­шу укра­шал необык­но­вен­но слож­ный ком­плекс скульп­тур, хотя фрон­тон, види­мо, оста­вал­ся пустым. Этот храм изо­бра­жён на моне­тах Тибе­рия (BMCRE. I. 137, 139 №№ 116, 132— 134). Ста­туи на кры­ше иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны как Капи­то­лий­ская три­а­да в цен­тре, Цере­ра и Диа­на по сто­ро­нам от неё и Вик­то­рии по углам крыш про­на­оса и цел­лы. По бокам от лест­ни­цы, веду­щей в храм, сто­я­ли ста­туи Гер­ку­ле­са и Мер­ку­рия.

Тибе­рий укра­сил свой храм про­из­веде­ни­я­ми искус­ства, и он, види­мо, стал музе­ем. Ста­тую Весты Тибе­рий вывез с Паро­са (Cass. Dio LV. 9. 6), а Пли­ний упо­ми­на­ет Апол­ло­на и Юно­ну работы Бато­на (HN. XXXIV. 73), Лато­ну с близ­не­ца­ми работы Эвфра­но­ра (XXXIV. 77), Эску­ла­па и Гиги­ею работы Нике­ра­та (XXXIV. 80), Мар­са и Мер­ку­рия работы Писто­на (XXXIV. 89) и Цере­ру, Юпи­те­ра и Минерву работы Стен­нида (XXXIV. 90). Были в хра­ме и кар­ти­ны: « Свя­зан­ный Мар­сий » работы Зевк­сида (XXXV. 66), « Отец Либер » работы Никия (XXXV. 131) и « Кас­сандра » работы Тео­до­ра (XXXV. 144). Кро­ме того, в хра­ме сто­я­ли два обсиди­а­но­вых сло­на, пода­рен­ных Авгу­стом (XXXVI. 196), и сар­до­никс, при­над­ле­жав­ший Поли­кра­ту Самос­ско­му, — дар Ливии (XXXVII. 4). В руи­нах най­де­ны посвя­ти­тель­ные над­пи­си (CIL VI. 90— 94, 30856— 30857; ILS. 153, 3782— 3783), а так­же над­пи­си с упо­ми­на­ни­ем смот­ри­те­ля (aedi­tuus) хра­ма (CIL. VI. 2204— 2205, 8703; ILS. 4998).

Храм изо­бра­жён на моне­тах Орби­а­ны, жены Алек­сандра Севе­ра (BMCRE. VI. 144, № 307), а в над­пи­си, сохра­нён­ной толь­ко в Айн­зидельн­ском сбор­ни­ке (CIL VI. 89 = ILS. 3781) упо­ми­на­ет­ся его рестав­ра­ция, про­из­ведён­ная после того, как он обвет­шал. В IV в. н. э. храм ещё сто­ял и упо­ми­на­ет­ся в ката­ло­гах рай­о­нов в VIII рай­оне, но ко вре­ме­нам папы Адри­а­на I (772— 795 гг.), види­мо, обру­шил­ся (Duches­ne L. Li­ber Pon­ti­fi­ca­lis. Pa­ris, 1886. Vol. 1. P. 512, 522).

Re­bert H. F., Mar­ceau H. The Temple of Con­cord in the Ro­man Fo­rum // MAAR. Vol. 5. 1925. P. 53— 77;
Mo­mig­lia­no A. Ca­mil­lus and Con­cord // CQ. Vol. 36. 1942. P. 111— 120;
Guar­duc­ci M. Il Tem­pio del­la dea Con­cor­dia in un bas­so­ri­lie­vo dei Mu­sei Va­ti­ca­ni // RPAA. Vol. 34. 1961— 1962. P. 93— 110;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Lon­don, 1968. Vol. 1. P. 292— 294;
Richardson L. Con­cor­dia and Con­cor­dia Augus­ta: Ro­me and Pom­peii // Pa­ro­la del pas­sa­to. Vol. 33. 1978. P. 260— 272.

Источник

Храм согласия в риме

Храм Сатурна. Гравюра Джованни Баттисты Пиранези.

Плиний Младший писал другу, что он отвел себе на вилле отдельный кабинет, чтобы не мешать своим домашним справлять сатурналии – и чтобы праздничное веселье не мешало его ученым занятиям. Некоторые исследователи считают, что на исходе античности христианские богословы постановили считать временем рождения Иисуса конец декабря именно для того, чтобы переформатировать и ввести в благочестивое русло празднование языческих сатурналий, которые никак не хотели сдавать свои позиции.

Храм Согласия

Фурий поклялся тогда, победитель этрусков, поставить
Древний твой храм и свое он обещанье сдержал;
Дело в том, что с оружьем в руках отложилась от знати
Чернь, и грозила уже римская Риму же мощь. [8]

Поликратов перстень
Очень любил Поликрата.
Когда Поликрат его бросил в море,
Он хотел обидеться,
Но решил, что любовь – превыше,
Залез в рыбу
И вернулся к Поликрату на перст.
Когда Поликрата распяли,
След его теряется.
Потом он был в музее у Августа
И казался посредственной работы.
Так об этом сказано у Плиния.

Храм Веспасиана

Практика обожествления императоров началась с Юлия Цезаря и ко времени Веспасиана стала настолько привычной, что циничный и трезвомыслящий император, которому мы обязаны поговоркой «деньги не пахнут», счел возможным иронизировать на эту тему: по свидетельству историка Светония, когда он почувствовал приближение смерти, то промолвил: «Увы, кажется, я становлюсь богом» [9] (Vae, puto deus fio).

Портик богов Согласия

Ученый-энциклопедист Варрон в трактате «О земледелии» тоже упоминает «двенадцать согласных богов – только не тех городских, чьи позолоченные образы стоят на Форуме, шесть мужских и столько же женских, но тех двенадцать богов, что больше всего помогают земледельцам». У него это Юпитер и Теллус (богиня почвы), Солнце и Луна, Церера и Вакх, Робиг (отвратитель болезни злаков) и Флора, Минерва и Венера, Лимфа (богиня пресной воды) и Эвентус (бог благополучного исхода).
Археологи предполагают, что изображения богов стояли между колоннами портика. Не совсем понятно, для чего служили семь небольших помещений в глубине, – может быть, шесть из них были предназначены для шести пар богов, может быть, помещений было двенадцать, просто пять из них еще не удалось обнаружить. Дошедшие до нас обломки относятся ко времени правления династии Флавиев. Но портик неоднократно реставрировали и реконструировали.
Последняя античная реконструкция отмечена надписью на архитраве портика, и из нее мы знаем, кто и когда ее организовал: префект города Веттий Агорий Претекстат в 367 году нашей эры. Это очень неожиданная дата для реставрации такого откровенно языческого памятника: в 341 году запретили жертвоприношения, в 356 году языческие храмы были официально закрыты. Тем не менее многие римляне, особенно из числа наследственной аристократии, сопротивлялись победоносному натиску христианства. Претекстат был из числа таких несгибаемых консерваторов (как и его младший друг Симмах – тот, что пытался защитить статую богини Победы в здании Сената). Сохранилась бронзовая табличка, на которой справа отмечены все государственные должности Претекстата (губернатор Лузитании, проконсул Ахайи, префект города), а слева – его религиозные титулы (жрец Весты, жрец Солнца, авгур, иерофант, Отец мистерий).

Как и Симмах, Претекстат явно не относился к пассивным противникам новой религии. Христианство к концу IV века уже не было исключительно верой обездоленных провинциалов – оно все решительнее шло к тому, чтобы стать тоталитарной государственной доктриной, и от взгляда тогдашних ученых язычников не ускользало стремление христианского священства к роскоши, которое позже таким пышным цветом расцвело именно на римской почве. «Сделайте меня папой римским, и я немедленно покрещусь», – иронизировал Претекстат. Христиане отвечали ему взаимной неприязнью: блаженный Иероним после его смерти с удовлетворением отмечал, что «выбранный консул этого года теперь находится в аду».
В свете этой непримиримой борьбы история восстановления памятника в новое время выглядит парадоксом: его раскопки проводились под эгидой папы Григория XVI, а нынешней его формой мы обязаны папе Пию IX, который в 1858 году приказал собрать колонны из обломков зеленоватого мрамора, а недостающие заменить новыми, уже не из мрамора, а из травертина (это пять колонн без желобков с правой стороны портика). Вклад обоих пап отмечен мемориальными досками.

Две базилики

Портик Гая и Луция. Рисунок Джулиано да Сангалло.

Источник

Храм согласия в риме

ХРАМ КОНКОРДИИ

Неболь­шое рас­сто­я­ние отде­ля­ет храм Вес­па­си­а­на и Тита от вели­че­ст­вен­но­го поди­у­ма, кото­рый так же, как и храм, упи­ра­ет­ся в сте­ну Табу­ла­рия. Мож­но с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что это храм Кон­кор­дии (он, к тому же, изо­бра­жен рядом с хра­мом Сатур­на на фраг­мен­те мра­мор­ной кар­ты эпо­хи Севе­ров, — For­ma Ur­bis). Постро­ен­ный в 367 г. до н. э. Камил­лом, храм был посвя­щен пре­кра­ще­нию борь­бы меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми, завер­шив­шей­ся при­ня­ти­ем зако­нов Лици­ния Секс­тия, урав­ни­ваю­щих поли­ти­че­ские пра­ва обо­их клас­сов.

Храм был впер­вые отре­ста­ври­ро­ван Л. Опи­ми­ем в 121 г. до н. э., после убий­ства Гая Грак­ха и его сто­рон­ни­ков, а потом Тибе­ри­ем (меж­ду 7 г. до н. э. и 10 г. н. э.). Во вре­мя послед­ней рестав­ра­ции были суще­ст­вен­но изме­не­ны раз­ме­ры цел­лы чтобы по воз­мож­но­сти мак­си­маль­но исполь­зо­вать узкое про­стран­ство. Зда­ние было рас­ши­ре­но за счет нахо­див­шей­ся преж­де на этом месте бази­ли­ки Опи­мия, постро­ен­ной воз­ле хра­ма в 121 г. до н. э., о кото­рой боль­ше не вспо­ми­на­ли. Перед цел­лой были рас­по­ло­же­ны шесть колонн. От вели­че­ст­вен­но­го зда­ния эпо­хи Тибе­рия не оста­лось ниче­го, кро­ме поди­у­ма и вхо­да в цел­лу, сде­лан­но­го из двух огром­ных мра­мор­ных бло­ков (por­ta­san­ta), на кото­рых был высе­чен каду­цей. Часть бога­то­го фри­за хра­нит­ся в Табу­ла­рии, в то вре­мя как одна из капи­те­лей цел­лы (коринф­ская капи­тель с изо­бра­же­ни­ем несколь­ких пар бара­нов) нахо­дит­ся в Анти­ква­ри­уме Рим­ско­го Фору­ма.

Тибе­рий пре­вра­тил это зда­ние в насто­я­щий музей: пере­чень нахо­див­ших­ся там про­из­веде­ний искус­ства нам пере­дал Пли­ний Стар­ший. Речь, в основ­ном, шла о гре­че­ских скульп­ту­рах элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да.

В рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху храм, в кото­ром ино­гда про­во­ди­лись заседа­ния Сена­та, стал теат­ром важ­ных исто­ри­че­ских собы­тий. Здесь Цице­рон про­из­нес свою чет­вер­тую речь про­тив Кати­ли­ны и здесь Сенат при­го­во­рил к смерт­ной каз­ни Сея­на.

Источник

Храм согласия в риме

ПОРТИК БОЖЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ

Соглас­но Варро­ну, состав­ной частью Рим­ско­го Фору­ма явля­лись так­же две­на­дцать позо­ло­чен­ных ста­туй Богов Согла­сия (dei con­sen­tes), — шесть богов и шесть богинь, — оче­вид­но, рим­ский вари­ант две­на­дца­ти гре­че­ских божеств (do­dekátheon). В 1834 г., над хра­мом Сатур­на, на скло­нах Капи­то­лия, было обна­ру­же­но очень стран­ное зда­ние, вклю­чаю­щее в себя восемь кир­пич­ных поме­ще­ний, раз­ме­щен­ных по обе сто­ро­ны фор­ми­ру­е­мо­го ими тупо­го угла, перед кото­рым нахо­ди­лись руи­ны колон­на­ды пор­ти­ка, под­ня­той и отре­ста­ври­ро­ван­ной в 1858 г. Пор­тик сто­ит на воз­вы­ше­нии, на ниж­нем уровне кото­ро­го нахо­дят­ся дру­гие семь поме­ще­ний. Воз­мож­но, что в шести из них и были раз­ме­ще­ны, по двое в каж­дом, ста­туи две­на­дца­ти божеств. Дей­ст­ви­тель­но, над­пись на архит­ра­ве пор­ти­ка гла­сит, что ста­туи Богов Согла­сия, вме­сте со зда­ни­ем, в кото­ром они нахо­ди­лись, были отре­ста­ври­ро­ва­ны Вет­ти­ем Аго­ри­ем Пре­текста­том, пре­фек­том горо­да в 367 г. Поме­ще­ния вни­зу, архит­рав и капи­те­ли (коринф­ские капи­те­ли с изо­бра­же­ни­ем тро­фе­ев) при­над­ле­жа­ли, прав­да, пред­ше­ст­ву­ю­ще­му пери­о­ду, — веро­ят­но, пери­о­ду Фла­ви­ев. Речь идет об одном из послед­них свиде­тельств воз­рож­де­ния язы­че­ства в IV веке, во вре­мя прав­ле­ния одно­го из исто­ри­че­ских пер­со­на­жей, извест­но­го нам сво­ей непри­яз­нью к хри­сти­ан­ству, уже доми­ни­ро­вав­ше­му в тот пери­од.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *