храм согласия в риме
Храм Согласия
За аркой Септимия Севера, у западной границы Форума, находится бетонная насыпь — часть фундамента здания, которое занимало гораздо большую площадь, чем видно сейчас, и частично уходило вглубь, туда, где теперь лестница и Палаццо Сенаторио. Этот бетон, возможно, самый старый в Риме — остатки храма Согласия (Aedes Concordiae). Легенда относит его основание к 367 году до н. э. Овидий пишет об этом так:
Фурий поклялся тогда, победитель этрусков, поставить
Древний твой храм и свое он обещанье сдержал;
Дело в том, что с оружьем в руках отложилась от знати
Чернь, и грозила уже римская Риму же мощь.[8]
(Выбранное переводчиком слово «чернь» по-русски звучит более резко, чем латинское vulgus, «простой народ».) Действительно, в этот момент римские плебеи взбунтовались против существующего государственного порядка и грозили уйти из города, основать собственное государство и так далее. После напряженной борьбы был принят ряд законов, обеспечивших плебеям доступ к высшим государственным должностям, в том числе консульству; более того, по этим законам как минимум один из консулов каждого года должен был представлять плебейское сословие. Прославленный полководец и государственный муж Фурий Камилл объявил об этом решении народу, был встречен ликованием и дал обет воздвигнуть храм в честь согласия сословий.
Храм Согласия несколько раз упоминается в литературных источниках в связи с разного рода знамениями: один раз в стоящую на крыше статую богини Победы попала молния, в другой раз возле храма наблюдали кровавый дождь. В бурные годы, которые у историков получили название «римской революции» (хотя можно ли называть революцией период в сто с лишним лет — спорный вопрос), в этом храме неоднократно собирался Сенат, особенно во времена государственных кризисов. Именно здесь Цицерон произнес свою заключительную, четвертую речь против Катилины с призывом казнить заговорщиков. Храм перестроил и украсил император Тиберий за счет добычи, полученной в германском походе.
В храме Согласия был организован своего рода музей: старый Август затребовал для него статую богини Весты с острова Пароса; там же разместилось множество других греческих статуй и римских картин, четыре диковинных слона из обсидиана (вулканического стекла), подаренные храму самим Августом, и перстень, который отдала в коллекцию супруга Августа Ливия. По легенде, это был тот самый знаменитый перстень, что когда-то принадлежал самосскому тирану Поликрату.
Очень любил Поликрата.
Когда Поликрат его бросил в море,
Он хотел обидеться,
Но решил, что любовь — превыше,
И вернулся к Поликрату на перст.
Когда Поликрата распяли,
Потом он был в музее у Августа
И казался посредственной работы.
Так об этом сказано у Плиния.
Клара Лемминг, Пер. М. Л. Гаспарова
Из-за сложного ландшафта архитектурное решение здания было необычным: вопреки классической традиции, он был больше вытянут в ширину, чем в длину. Во время тибериевской перестройки его хотели увеличить, но длина храма была ограничена Табуларием сзади и Комицием спереди, поэтому увеличили его в основном в ширину, и к получившемуся широкому фасаду вели узкая лестница и пронаос. Монеты свидетельствуют, что храм был украшен многочисленными скульптурами: Геркулес и Меркурий по бокам у входа и еще не меньше семи фигур (среди них, вероятно, богиня согласия Конкордия, Тиберий и его брат Друз и т. д.) на крыше. Фрагмент богато украшенного антаблемента (той части здания, которая находится над колоннадой и состоит из архитрава, непосредственно опирающегося на колонны, фриза и карниза) можно увидеть в Капитолийских музеях, примыкающих к месту расположения храма со стороны Капитолия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Шаблоны для выражения согласия
Шаблоны для выражения согласия • Я согласен с тем, что разнообразие в студенческой среде полезно для образования, так как это подтверждается моим опытом работы в Центральном университете.• Х определенно прав по поводу ____, так как, хотя он сам, возможно, об этом не знает,
Шаблоны для одновременного выражения согласия и несогласия
Шаблоны для одновременного выражения согласия и несогласия «И да и нет», «Да, но…», «Хотя я и поддерживаю это, но все же хочу отметить…» – вот лишь некоторые из способов сделать ваши аргументы более сложными и тонкими, в то же время сохранив простую и ясную для читателя
Шаблоны для частичного согласия с оппонентами
Шаблоны для частичного согласия с оппонентами • Хотя я согласен с тем, что книга плохо организована, я все-таки хочу отметить, что в ней поднимаются очень важные вопросы.• Защитники Х справедливо утверждают, что ____. Однако они преувеличивают, заявляя, что ____.• Хотя,
Различные варианты согласия
Различные варианты согласия До публикации научное исследование подвергается критическому анализу на нескольких уровнях. Ученые получают обратную связь, обсуждая работу с коллегами, представляя свои открытия на конференциях и знакомясь с рецензиями на свои рукописи.
Различные варианты согласия (главы: 4, 13)
Различные варианты согласия (главы: 4, 13) • Я согласен с тем, что ____, так как это подтверждается моим опытом работы ____.• Х определенно прав по поводу ____, так как, хотя он сам, возможно, об этом и не знает, последние исследования подтвердили, что ____.• Теория ____ Х очень полезна,
Одновременное выражение согласия и несогласия (главы: 4, 13, 14)
Одновременное выражение согласия и несогласия (главы: 4, 13, 14) • Хотя я в принципе согласен с выводами Х, мне все же претит его мысль о том, что ____.• Хотя многое из того, о чем говорит Х, я не поддерживаю, мне все же очень нравится его последнее замечание о том, что ____.• Хотя я
Портик богов Согласия
Портик богов Согласия За храмом Веспасиана, напротив храма Сатурна, расположен странный памятник, на который редко обращают внимание. Это колоннада из двенадцати невысоких коринфских колонн, образующих неловкий тупой угол «спиной» к Капитолию. Обычно сдержанные авторы
Площадь Согласия
Площадь Согласия Площадь Согласия (Place de la Concorde) – центральная площадь Парижа, выдающийся памятник градостроительства эпохи классицизма. Изначально она носила имя Людовика XV и была разбита между Елисейскими полями и садом дворца Тюильри в 1755 году по заказу самого короля
Храм Девы Марии перед Тыном — Тынский храм
Храм Девы Марии перед Тыном — Тынский храм Kostel Panny Marie p?ed Т?пет — T?nsk? chr?m Адрес: Прага 1, Старе Место, Староместская площадь. Как добраться: станция метро «Staromestska». Храм Девы Марии перед Тыном расположен в Старом Месте пражском. Изначально оно складывалось из поселений
25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения
25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях
Молчание — знак согласия
Молчание — знак согласия С латинского: Silentium videtur confessio [силенциум видэтур конфэссио].Из послания папы римского Бонифация VIII (1294—1303), которое вошло в каноническое право (свод постановлений высшей власти в римско-католической церкви).Возможный первоисточник этого
Так храм оставленный — всё храм, / Кумир поверженный — всё Бог!
Так храм оставленный — всё храм, / Кумир поверженный — всё Бог! Из стихотворения «Я не люблю тебя» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814— 1841).Иносказательно: даже если какая-либо святыня, авторитет и т. п. и развенчаны, тем не менее есть люди, у которых они по-прежнему вызывает уважение, и
*Площадь Согласия
*Площадь Согласия Лучший вид на оживлённую *площадь Согласия (Place de la Concorde) (19) открывается с террас сада Тюильри. Площадь была заложена во времена правления Людовика XV. На месте, где в эпоху Великой французской революции стояла гильотина, теперь возвышается Обелиск,
Площадь Согласия
Площадь Согласия Большая площадь, к которой спускаются Елисейские Поля, имеет символическое название. Когда-то здесь была торговая площадь. В 1755-1775 годах ее перепроектировали, и в центре была установлена статуя Людовика XV, чье имя площадь некоторое время носила. Во время
Храм согласия в риме
Храм Согласия (aedes Concordiae (2), также templum Concordiae) (рис. 19) — храм у подножия северо-восточного склона Капитолийского холма, стоявший в конце Священной дороги и открывавшийся на Римский форум. Сообщается, что Камилл дал обет построить его в 367 г. до н. э. во время беспорядков, с. 99 связанных с принятием Лициниевых законов (Plut. Cam. 42. 3). На следующий день Камилл был освобождён от своего обета, когда народ, добившись своей цели, дал обет построить храм вместо него (Plut. Cam. 42. 4; Ovid. Fast. I. 641— 644). Но этот храм, видимо, так никогда и не был возведён, хотя Плутарх уточняет, что под него было выделено именно то место, где в его время стоял храм. Этот участок назывался площадью Согласия (Liv. XXXIX. 56. 6, XL. 19. 2; Obseq. 4) и находился между Вулканалом и подножием Капитолия, рядом с лестницей, ведущей к храму Юноны Монеты (Gradus ad Monetam) (Ovid. Fast. I. 637— 638). Первым сооружением здесь, видимо, стало святилище Согласия (см. Aedicula Concordiae), построенное Гнеем Флавием в 304 г. до н. э., которое в 121 г. до н. э. заменил храм, возведённый Опимием.
В 121 г. до н. э. после смерти Гая Гракха сенат приказал Луцию Опимию построить этот храм (App. BC. I. 26; Plut. C. Gracch. 17. 6). Днём его посвящения, вероятно, было 22 июля (Degrassi A. Fasti Anni Numani et Iuliani (Inscriptiones Italiae 13. 2). Rome, 1963. P. 486). Позднее в храме очень часто проводились заседания сената, особенно посвящённые обсуждению гражданских раздоров или беспорядков (ср., напр.: Cic. Cat. III. 21, Sest. 26, Dom. 11, Phil. II. 19; Cass. Dio LVIII. 11. 4). Иногда здесь заседали также арвальские братья (Henzen, W. Acta Fratrum Arvalium Quae Supersunt. Berlin, 1874. Reprint. Berlin, 1967. P. iv). См. также: Basilica Opimia.
В 7 г. до н. э. в рамках празднования триумфа Тиберий взялся за восстановление храма на средства из германской добычи (Cass. Dio LV. 8. 2). Строительство финансировалось очень щедро, и после его окончания храм был посвящён от имени Тиберия и его покойного брата Друза 16 января (Ovid. Fast. I. 637— 638; Degrassi A. Op. cit. P. 398— 400) 10 г. н. э. (Cass. Dio LVI. 25. 1) или 12 г. н. э. (Suet. Tib. 20). Более вероятно, что верна последняя датировка.
Храм Тиберия отличался необычной планировкой ввиду ограничений, накладываемых его местоположением. Целла шириной 45 м и глубиной 24 м имела поперечную ось; при этом ширина гексастильного пронаоса составляла всего 34 м, а глубина 14 м. Задняя стена плотно примыкала к основанию Табулярия. Войти в храм можно было по широкой лестнице во всю ширину пронаоса. Исследование внутренней части подиума показывает, что храм Опимия имел такие же размеры и пропорции. В целле ряд мраморных колонн на общем цоколе, выступавшем из стены, делил стены на одиннадцать пролётов, в каждом из которых находилась ниша. В центральной нише северо-западной стены, видимо, стояла культовая статуя богини Согласия, изображённой на троне с патерой и рогом изобилия. Коринфские колонны внутри храма были весьма элегантными; место угловых волют на них занимали скачущие бараны. Вдоль стен стояли соответствующие колоннам пилястры такого же дизайна (von Mercklin E. Antike Figuralkapitelle. Berlin, 1962. S. 201— 204 Anm. 494). Внешний карниз с модильонами, большой фрагмент которого хранится в открытой галерее Табулярия, часто считается прекраснейшим архитектурным фрагментом эпохи Августа, образцом классических декоративных мотивов, гармоничных и сдержанных. Из украшений храма на своём месте сохранились только порог целлы из двух блоков мрамора портасанта (Porta Santa) и несколько фрагментов напольного покрытия. Снаружи храм был полностью облицован мрамором, а крышу украшал необыкновенно сложный комплекс скульптур, хотя фронтон, видимо, оставался пустым. Этот храм изображён на монетах Тиберия (BMCRE. I. 137, 139 №№ 116, 132— 134). Статуи на крыше идентифицированы как Капитолийская триада в центре, Церера и Диана по сторонам от неё и Виктории по углам крыш пронаоса и целлы. По бокам от лестницы, ведущей в храм, стояли статуи Геркулеса и Меркурия.
Тиберий украсил свой храм произведениями искусства, и он, видимо, стал музеем. Статую Весты Тиберий вывез с Пароса (Cass. Dio LV. 9. 6), а Плиний упоминает Аполлона и Юнону работы Батона (HN. XXXIV. 73), Латону с близнецами работы Эвфранора (XXXIV. 77), Эскулапа и Гигиею работы Никерата (XXXIV. 80), Марса и Меркурия работы Пистона (XXXIV. 89) и Цереру, Юпитера и Минерву работы Стеннида (XXXIV. 90). Были в храме и картины: « Связанный Марсий » работы Зевксида (XXXV. 66), « Отец Либер » работы Никия (XXXV. 131) и « Кассандра » работы Теодора (XXXV. 144). Кроме того, в храме стояли два обсидиановых слона, подаренных Августом (XXXVI. 196), и сардоникс, принадлежавший Поликрату Самосскому, — дар Ливии (XXXVII. 4). В руинах найдены посвятительные надписи (CIL VI. 90— 94, 30856— 30857; ILS. 153, 3782— 3783), а также надписи с упоминанием смотрителя (aedituus) храма (CIL. VI. 2204— 2205, 8703; ILS. 4998).
Храм изображён на монетах Орбианы, жены Александра Севера (BMCRE. VI. 144, № 307), а в надписи, сохранённой только в Айнзидельнском сборнике (CIL VI. 89 = ILS. 3781) упоминается его реставрация, произведённая после того, как он обветшал. В IV в. н. э. храм ещё стоял и упоминается в каталогах районов в VIII районе, но ко временам папы Адриана I (772— 795 гг.), видимо, обрушился (Duchesne L. Liber Pontificalis. Paris, 1886. Vol. 1. P. 512, 522).
Rebert H. F., Marceau H. The Temple of Concord in the Roman Forum // MAAR. Vol. 5. 1925. P. 53— 77;
Momigliano A. Camillus and Concord // CQ. Vol. 36. 1942. P. 111— 120;
Guarducci M. Il Tempio della dea Concordia in un bassorilievo dei Musei Vaticani // RPAA. Vol. 34. 1961— 1962. P. 93— 110;
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. 2d ed. London, 1968. Vol. 1. P. 292— 294;
Richardson L. Concordia and Concordia Augusta: Rome and Pompeii // Parola del passato. Vol. 33. 1978. P. 260— 272.
Храм согласия в риме
Храм Сатурна. Гравюра Джованни Баттисты Пиранези.
Плиний Младший писал другу, что он отвел себе на вилле отдельный кабинет, чтобы не мешать своим домашним справлять сатурналии – и чтобы праздничное веселье не мешало его ученым занятиям. Некоторые исследователи считают, что на исходе античности христианские богословы постановили считать временем рождения Иисуса конец декабря именно для того, чтобы переформатировать и ввести в благочестивое русло празднование языческих сатурналий, которые никак не хотели сдавать свои позиции.
Храм Согласия
Фурий поклялся тогда, победитель этрусков, поставить
Древний твой храм и свое он обещанье сдержал;
Дело в том, что с оружьем в руках отложилась от знати
Чернь, и грозила уже римская Риму же мощь. [8]
Поликратов перстень
Очень любил Поликрата.
Когда Поликрат его бросил в море,
Он хотел обидеться,
Но решил, что любовь – превыше,
Залез в рыбу
И вернулся к Поликрату на перст.
Когда Поликрата распяли,
След его теряется.
Потом он был в музее у Августа
И казался посредственной работы.
Так об этом сказано у Плиния.
Храм Веспасиана
Практика обожествления императоров началась с Юлия Цезаря и ко времени Веспасиана стала настолько привычной, что циничный и трезвомыслящий император, которому мы обязаны поговоркой «деньги не пахнут», счел возможным иронизировать на эту тему: по свидетельству историка Светония, когда он почувствовал приближение смерти, то промолвил: «Увы, кажется, я становлюсь богом» [9] (Vae, puto deus fio).
Портик богов Согласия
Ученый-энциклопедист Варрон в трактате «О земледелии» тоже упоминает «двенадцать согласных богов – только не тех городских, чьи позолоченные образы стоят на Форуме, шесть мужских и столько же женских, но тех двенадцать богов, что больше всего помогают земледельцам». У него это Юпитер и Теллус (богиня почвы), Солнце и Луна, Церера и Вакх, Робиг (отвратитель болезни злаков) и Флора, Минерва и Венера, Лимфа (богиня пресной воды) и Эвентус (бог благополучного исхода).
Археологи предполагают, что изображения богов стояли между колоннами портика. Не совсем понятно, для чего служили семь небольших помещений в глубине, – может быть, шесть из них были предназначены для шести пар богов, может быть, помещений было двенадцать, просто пять из них еще не удалось обнаружить. Дошедшие до нас обломки относятся ко времени правления династии Флавиев. Но портик неоднократно реставрировали и реконструировали.
Последняя античная реконструкция отмечена надписью на архитраве портика, и из нее мы знаем, кто и когда ее организовал: префект города Веттий Агорий Претекстат в 367 году нашей эры. Это очень неожиданная дата для реставрации такого откровенно языческого памятника: в 341 году запретили жертвоприношения, в 356 году языческие храмы были официально закрыты. Тем не менее многие римляне, особенно из числа наследственной аристократии, сопротивлялись победоносному натиску христианства. Претекстат был из числа таких несгибаемых консерваторов (как и его младший друг Симмах – тот, что пытался защитить статую богини Победы в здании Сената). Сохранилась бронзовая табличка, на которой справа отмечены все государственные должности Претекстата (губернатор Лузитании, проконсул Ахайи, префект города), а слева – его религиозные титулы (жрец Весты, жрец Солнца, авгур, иерофант, Отец мистерий).
Как и Симмах, Претекстат явно не относился к пассивным противникам новой религии. Христианство к концу IV века уже не было исключительно верой обездоленных провинциалов – оно все решительнее шло к тому, чтобы стать тоталитарной государственной доктриной, и от взгляда тогдашних ученых язычников не ускользало стремление христианского священства к роскоши, которое позже таким пышным цветом расцвело именно на римской почве. «Сделайте меня папой римским, и я немедленно покрещусь», – иронизировал Претекстат. Христиане отвечали ему взаимной неприязнью: блаженный Иероним после его смерти с удовлетворением отмечал, что «выбранный консул этого года теперь находится в аду».
В свете этой непримиримой борьбы история восстановления памятника в новое время выглядит парадоксом: его раскопки проводились под эгидой папы Григория XVI, а нынешней его формой мы обязаны папе Пию IX, который в 1858 году приказал собрать колонны из обломков зеленоватого мрамора, а недостающие заменить новыми, уже не из мрамора, а из травертина (это пять колонн без желобков с правой стороны портика). Вклад обоих пап отмечен мемориальными досками.
Две базилики
Портик Гая и Луция. Рисунок Джулиано да Сангалло.
Храм согласия в риме
ХРАМ КОНКОРДИИ
Небольшое расстояние отделяет храм Веспасиана и Тита от величественного подиума, который так же, как и храм, упирается в стену Табулария. Можно с уверенностью утверждать, что это храм Конкордии (он, к тому же, изображен рядом с храмом Сатурна на фрагменте мраморной карты эпохи Северов, — Forma Urbis). Построенный в 367 г. до н. э. Камиллом, храм был посвящен прекращению борьбы между патрициями и плебеями, завершившейся принятием законов Лициния Секстия, уравнивающих политические права обоих классов.
Храм был впервые отреставрирован Л. Опимием в 121 г. до н. э., после убийства Гая Гракха и его сторонников, а потом Тиберием (между 7 г. до н. э. и 10 г. н. э.). Во время последней реставрации были существенно изменены размеры целлы чтобы по возможности максимально использовать узкое пространство. Здание было расширено за счет находившейся прежде на этом месте базилики Опимия, построенной возле храма в 121 г. до н. э., о которой больше не вспоминали. Перед целлой были расположены шесть колонн. От величественного здания эпохи Тиберия не осталось ничего, кроме подиума и входа в целлу, сделанного из двух огромных мраморных блоков (portasanta), на которых был высечен кадуцей. Часть богатого фриза хранится в Табуларии, в то время как одна из капителей целлы (коринфская капитель с изображением нескольких пар баранов) находится в Антиквариуме Римского Форума.
Тиберий превратил это здание в настоящий музей: перечень находившихся там произведений искусства нам передал Плиний Старший. Речь, в основном, шла о греческих скульптурах эллинистического периода.
В республиканскую эпоху храм, в котором иногда проводились заседания Сената, стал театром важных исторических событий. Здесь Цицерон произнес свою четвертую речь против Катилины и здесь Сенат приговорил к смертной казни Сеяна.
Храм согласия в риме
ПОРТИК БОЖЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ
Согласно Варрону, составной частью Римского Форума являлись также двенадцать позолоченных статуй Богов Согласия (dei consentes), — шесть богов и шесть богинь, — очевидно, римский вариант двенадцати греческих божеств (dodekátheon). В 1834 г., над храмом Сатурна, на склонах Капитолия, было обнаружено очень странное здание, включающее в себя восемь кирпичных помещений, размещенных по обе стороны формируемого ими тупого угла, перед которым находились руины колоннады портика, поднятой и отреставрированной в 1858 г. Портик стоит на возвышении, на нижнем уровне которого находятся другие семь помещений. Возможно, что в шести из них и были размещены, по двое в каждом, статуи двенадцати божеств. Действительно, надпись на архитраве портика гласит, что статуи Богов Согласия, вместе со зданием, в котором они находились, были отреставрированы Веттием Агорием Претекстатом, префектом города в 367 г. Помещения внизу, архитрав и капители (коринфские капители с изображением трофеев) принадлежали, правда, предшествующему периоду, — вероятно, периоду Флавиев. Речь идет об одном из последних свидетельств возрождения язычества в IV веке, во время правления одного из исторических персонажей, известного нам своей неприязнью к христианству, уже доминировавшему в тот период.