храм спаса на крови расписание богослужений
Храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Каждый раз приезжая в Питер, как-то по-новому рассматриваешь давно знакомые места. Какие-то объекты реставрируются, какие-то просто начинаешь замечать, чего не делал прошлый раз. С подобным столкнулся, когда в прошлый раз посетил СПб: удивился, как раньше не замечал храм Спаса на Крови, видимо, из-за нехватки времени. Знаменит храм своим архитектурным решением, привлекает многих своей историчностью и уникален своей символичной высотой – 81 метр. Сегодня расскажу, как найти храм Спаса на Крови в Петербурге и какие его архитектурные особенности.
Где находится храм Спаса на Крови
Церковь Спаса на Крови была возведена в интересном историческом районе Санкт-Петербурга и находится в очень красивом и живописном месте города – на берегу канала Грибоедова. Неподалеку можно увидеть Михайловский сад и Конюшенную площадь рядом с Марсовым полем. Хорошим ориентиром может стать известный Казанский собор.
Как лучше добраться к храму Спаса на Крови
Храм располагается в историческом центре Питера, поэтому к нему можно добраться несколькими видами городского транспорта или на личном авто.
Режим посещения и часы работы храма Спаса на Крови
В храме Спаса на Крови действуют стандартные правила поведения и стиля одежды, как при посещении любого культового здания. Посетителям запрещена спортивная и пляжная одежда. Для женщин нежелательны брюки и мини-юбки, и они всегда должны быть с покрытой головой, а для мужчин – шорты.
При посещении храма нельзя:
Стоимость билетов
Посещение собора Спас на Крови обойдется:
Расписание богослужений в храме Спаса на Крови
Суббота
7:20 – Проводится литургия и часы;
18:00 – Проходит всенощное бдение.
Воскресение
7:20 — Проводится литургия и часы;
Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.
Где рядом можно остановиться
К сожалению, ни в самом соборе, ни поблизости нет паломнических гостиниц, готовых принять к себе путешествующих верующих. Однако, рядом с храмом находится довольно много отелей, которые разнятся как ценовой политикой, так и комфортабельностью.
История создания храма Спаса на Крови
Архитектурные и культурные достопримечательности
Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад. С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом. С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери. С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.
«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного. В ее внешнем оформлении использовалось мозаичное панно, выполненное по рисункам знаменитых художников, таких как Васнецов.
Также в отделке храма Спаса на Крови можно увидеть:
Помимо всего прочего, цоколь церкви украшен 20 гранитными досками, рассказывающими о важных событиях при царствовании Александра II и его реформах, а колокольня имеет изображения гербов губерний и областей России.
Фото храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Фасад храма выполнен различной мозаикой в самых ярких цветах.
Декоративная люстра внутри собора поражает своей величественностью, хотя, впрочем, она соответствует храмовому предназначению.
Одна из реставрированных храмовых икон – «Сошествие во ад», изображающая освобождение людей от уз смерти и греха и передающая смысл Воскресения Христа.
На фото представлена часть мозаики внутри храма Спаса на Крови, впечатляющая как божественностью, так и мастерством ее создателей.
Храм Спаса на Крови — видео
Кажется, что Питерский храм Спаса на Крови – один из красивейших соборов не только города, но и страны. Увидев немалое количество различных мозаичных картин и икон как внутри храма, так и снаружи, понимаешь, какая огромная работа была проделана, чтобы все довести до такого совершенства. Посетители теперь лишь наслаждаются осмотром этих шедевров и заряжаются определенной духовностью.
Спас-на-крови
Спас-на-крови запись закреплена
Спас-на-крови запись закреплена
Спас-на-крови запись закреплена
Жизнь и Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
=========================
После Вознесения Господа матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.
Показать полностью. Беседуя с ними, матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессемейного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою приходили даже из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян.12:1–3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43-м году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».
Благоговение древних христиан к матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита (13 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца (20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренночерные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные. Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, 12 мая 403 г.; Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.
Ко времени Своего Блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против. Враги покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Пресвятую Деву.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно Блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Неба, заключавший Ее молитву словом «аминь». Божия матерь заметила, что этот голос означает скорое пребытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией матери настало время отойти ко Господу. Войдя к матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного Блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия матерь воскликнула: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея», – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата и сию премирно подымите, Присносущнаго матерь Света; тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на «Господи, воззвах»). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святое и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святое апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и выкликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». (Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Спас на Крови
Аудиогид
Фотографии
Режим работы 2021
Индивидуальное посещение
Вечерние программы музея
С 23 июля по 30 сентября:
Посещение выставки
«Гимн солнечному камню. Янтарь. А. М. Крылов» в Часовне-музее «Спаса на Крови»:
В дни каникул и праздников
Посещение богослужений
Стоимость билетов 2021
Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:
Полная стоимость
Комплексный билет
Входной билет в вечернее время
Льготные билеты
Бесплатное посещение
Бесплатно посещать музей-памятник «Спас на Крови» могут следующие посетители:
Важно знать!
Льготное/бесплатное посещение музея возможно только в основное время работы музейных объектов и не распространяется на дополнительные услуги:
Адрес и как добраться
Собор Воскресения Христова расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью.
Официальный сайт
Эту идею поддержал сын погибшего императора, Александр ІІІ.
И уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня, спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа. В этой часовне ежедневно служили панихиду об упокоении души императора. На этом месте часовня просуществовала до начала возведения храма — 1883 года.
В конкурсе проектов храма принимали участие лучшие архитекторы Петербурга, однако, при рассмотрении работ, лучшего найти не удалось.
28 апреля 1882 года комиссия приступила к рассмотрению работ второго конкурса. Среди всех очень отличалась совместная работа архимандрита Игнатия, настоятеля Троице-Сергиевой пустоши и архитектора Альфреда Александровича Парланда.
Несмотря на победу, проекту, под влиянием Александра ІІІ, было суждено неоднократно меняться. Окончательное одобрение проект получил лишь в 1887 году.
Собор был заложен 6 октября 1883 года в присутствии императора Александра ІІІ и императрицы Марии Федоровны. Первый камень был возложен самим императором. Строительство собора было растянуто почти на два с половиной десятилетия, на что было потрачено более 4,6 миллиона рублей. Кроме всего прочего, темпам строительства мешала близость канала. При строительстве храма впервые в России был использован фундамент вместо традиционных свай.
Год за годом возводились и, одновременно, украшались стены храма. К 1894 году были сомкнуты своды купола, а в 1896 – выполнены металлические каркасы девяти глав собора. Спустя год, в 1897 году состоялась установка креста на центральную главу храма. Высота установленного креста составляла 4,5 метра. В течение последующих десяти лет велись отделка и мозаичные работы. Высота центральной шатровой главы составила 81 метр. Место трагедии было выделено колокольней, высота которой равнялась 62,5 метра.
История Спаса на Крови
Православный Собор Воскресения Христова, или как его в народе нарекли Спас на Крови, был сооружён в память того, что на этом месте 14 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II. Новый император, сын погибшего, Александр III, поддержав решение Думы, пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Был объявлен конкурс на создание проекта храма над местом трагедии.
Однако 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала была освящена деревянная шатровая часовня, сооруженная по проекту Л. Н. Бенуа на средства купца И. Ф. Громова. В ней ежедневно совершали панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Через стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови. Часовня простояла до начала строительства храма в 1883 году, потом её перенесли на Конюшенную площадь и впоследствии разобрали.
Храм-памятник царю-мученику
Выражение на крови указывает на кровь царя. Мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова возвели как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм Спаса на Крови является одним из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.
Современный храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.
Проект выполнен в «русском стиле», храм Спаса на Крови несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года, 19 августа 1907 года собор был освящён.
Послереволюционные перемены
После революции 1917 года финансирование храма царской семьей было прекращено. В связи с этим храму Воскресения приходилось выживать на скудные пожертвования прихожан. Как и другие прекрасные строения царского периода, храм был разграблен и лишен большинства своих уникальных ценностей.
Более того, в 1922 году «экспертами» новой власти сооружение было признано «не представляющим художественной и архитектурной ценности», что привело к еще большему разграблению и упадку храма. Дошло до того, что храм, как «не представляющий ценности», решено было снести, к чему были проведены соответствующие приготовления. Этому событию помешала другая трагедия – война.
Собор во время блокады
Часть повреждённых во время Великой Отечественной войны стен собора восстанавливать не стали, сохранив их в качестве живого свидетельства испытаний, которые выпали на долю ленинградцев.
Восстановление храма
19 августа 1997 года собор был открыт, как музей в составе музейного комплекса «Исаакиевский собор». Спустя годы, 23 мая 2004 года храм был заново освящён и в нём состоялась первая за долгое время литургия. С сентября 2010 года в храме проходят постоянные богослужения.
В настоящее время православный Собор Воскресения Христова имеет статус музея, входит в музейный комплекс Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Архитектура
Спас на Крови выделяется на фоне торжественной и утонченной архитектуры центральной части Петербурга. Храм похож на сказочный теремок с витыми колоннами, резными изразцами, расписными кокошниками над крылечками и окнами. Его разноцветные купола играют на солнце, притягивая взоры прохожих. Вид этого наряднейшего собора из русской сказки вызывает восхищение и улыбку.
В основе композиции Собора Воскресения Христова положен компактный четверик, который увенчан пятиглавием. Спас на Крови — это четырехстолпный храм, свод которого зиждется на четырех опорах. В основе строения — четверик. Над храмом расположены пять глав: в середине шатровая, а по бокам — луковичные.
Место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего собор Воскресения Христова венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу. Часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
Центром храма является восьмигранный шатер, который устремлён ввысь. В основании его устроены 8 продолговатых окон, украшенных резными кокошниками. Над ними шатер сужается, в нём прорезаны 8 выступов с окошками.
Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Венчает шатер фонарь с главкой и крестом. Это самый высокий купол храма. Но он меньше окружающих его куполов, отчего создаётся впечатление, словно храм уходит в глубину небесного свода.
Пять глав покрыты ювелирной эмалью, причём, узор каждой главки не повторяется. От этого облик храма получился сказочным и лёгким. Впервые для покрытия куполов использовали медные пластины с нанесением на них эмали. До того времени эмали использовались только в небольших ювелирных произведениях. Площадь покрытия в храме превышает тысячу квадратных метров.
Именно этот разноцветный хоровод куполов делает Спас на Крови схожим с Московским собором Василия Блаженного. Но это сходство лишь видимое. В архитектурно-стилистическом плане храмы очень сильно отличаются друг от друга.
Восточная часть храма украшена тремя небольшими золочеными куполами, венчающими полукруглые алтарные аспиды. В западной части обустроена колокольня над местом трагической гибели императора. Вверху — самый большой купол. Всего на храме установлено 9 куполов разных размеров.
Колокольня выполняет особую роль в архитектуре храма. Именно на этом месте был убит император. Внутри сохранилась брусчатка и фрагмент забора, у которого произошла трагедия. Колокольня немного выдвинута за границы набережной и словно врезана в русло канала. Из-за такого решения в храме отсутствует традиционный центральный вход, а с боковых сторон колокольни устроены крыльца-притворы, выполненные в стиле русских теремов.
В архитектуре храма очень много символизма. Это отражается и в узорах на стенах и в пропорциях церкви. Центральный шатёр поднимается над землей на 81 метр, что соответствует году, когда погиб император. Массивный купол над колокольней имеет высоту 63 метра по числу лет жизни Александра II. Длину храма с запада на восток составляет 56,7 метров, ширина по центру равна 30,1 метрам, в западной части — 44,1 метра.
Спас-на-Крови являет собой лучший образчик русской самобытности. Архитектору удалось так органично вписать его в окружающий ландшафт, что он не выглядит чужеродным или неуместным. Напротив, он украшает и оживляет панораму улиц.
Архитектура Спаса на Крови являет собой образец так называемого «позднего русского стиля». Этому направлению присущи декоративность, сложные силуэты, большое количество деталей. Характерными особенностями стиля являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов. Парадоксальный факт состоит в том, что «русский стиль» зародился в архитектурной школе Петербурга, однако в самом городе до возведения Спаса на Крови не было ни одного строения, выполненного по его «канонам».
Главный архитектор искренне полагал, что преобразования Петра Великого несколько «затёрли» исконную “русскость” в зодчестве, поэтому свою главную задачу усматривал в её возрождении. Он скрупулезно отбирал самобытные элементы декоративной отделки. Парланд использовал в проекте увиденные составляющие русской архитектуры и культуры.
Но его шедевр получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов. Здание собора Воскресения Христова представляет собой собирательный образ русского православного храма. В нём прослеживаются архитектурные черты церквей Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
В целом, архитектура собора Василия Блаженного оказала большое влияние на внешний облик храма Спаса на Крови. С внешней стороны собора можно увидеть надписи, отражающие достижения России в период правления императора Александра II. В отделке собора применён разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмаль, позолоченная медь и мозаика.
Внешний вид
Внешний вид храма Спаса на Крови очень примечателен благодаря благородным отделочным материалам. Нижний цоколь отделан темно-серым гранитом, верхняя часть, колонны, двухлопастные арки над крылечками сделаны из более светлого гранита, привезенного с острова Германа, что в Ладожском озере. Подкупольные барабаны, наличники и обрамляющие окна кокошники выполнены из эстляндского мрамора. Облицовано здание немецким кирпичом. Цветовая гамма выдержана в строгих «петербургских» тонах.
Но фасады храма богато украшены сложным орнаментом, присущим ярославским и московским храмам. Помимо этого весь фасад украшен фарфоровыми и керамическими вставками-изразцами, которые можно увидеть и в углублениях стен, на кровле, в арках и на колоннах. На фоне кирпичной кладки все эти элементы выглядят очень нарядно.
Каждый элемент в отделке церкви не только выполняет декоративную функцию, но и несёт сакральный смысл. Эти символы встречаются и в православии и в культурах других народов. Распускающийся бутон означает зарождение Вселенной. Сердцевина бутона – мир, вращающийся вокруг центра. Равносторонний крест внутри круга – символ равномерного расширения Вселенной.
Наружный декор
Спас на Крови богато украшен мозаикой как внутри, так и снаружи. Впервые в России при строительстве храма так широко была использована мозаика в оформлении фасадов, их площадь составляет более 400 квадратных метров.
К изготовлению мозаичных полотен были привлечены специалисты как российских, так и зарубежных компаний. Но большая часть работ выполнялась в мастерской Фроловых, находящейся в Санкт-Петербурге. В период с 1895 по 1900 годы были выполнены почти все фасадные и большая половина интерьерных мозаичных сюжетов.
В западной части храма расположена колокольня. Эта часть более других украшена мозаикой и другими декоративными элементами. Колокольня была построена непосредственно над местом совершения теракта, унесшего жизнь императора.
В небольших квадратных нишах с трёх сторон колокольни находятся 134 мозаичных герба. Это геральдические знаки всех губерний, областей и некоторых уездных городов России. Они стали символом того, что храм возводился всем миром, а также знаком народной скорби по почившему императору. Под куполом можно прочесть слова молитвы Василия Великого, выложенные мозаикой: «Сам безсмертный Царю. «.
Центром западного фасада служит открытая часовня, в которой можно увидеть мозаичное полотно «Распятие». Его автором стал сам архитектор Парланд. Над распятым Христом можно увидеть изображение Бога Отца в окружении шестикрылых серафимов. Рядом с распятием находятся образы святого Зосима, в день поминовения которого родился император, и святой Евдокии, в день памяти которой он трагически погиб. До революции здесь всегда горела лампада.
Над часовней располагаются мозаичные картины, украшающие полукруглое окно. Вверху — образы ангелов со Христом, а по обеим сторонам — молящиеся Дева Мария и апостол Иоанн. Выше на цоколе — мозаичный образ Александра Невского – небесного покровителя города на Неве.
Северный и южный фасады колокольни отражают сцены из жизни Христа. С южной стороны видна икона «Божья Матерь, Иоаким и Анна». Богородица сидит на троне с Младенцем на руках. С северной стороны находится икона «Деисус», изображающая Христа с Девой Марией и Иоанном Крестителем.
Кокошники, которыми украшена колокольня, заполнены мозаичными образами святых, просиявших в земле русской, а также небесных покровителей императорской семьи. Особого внимания заслуживают треугольные тимпаны над четырьмя крыльцами, расположенные по обеим сторонам колокольни.
Они украшены мозаичными картинами, созданными по эскизам Васнецова. Здесь изображены самые страшные моменты в жизни Христа. Каждое из этих изображений передаёт муки, выпавшие на долю Спасителя, и заставляет задуматься о том, что жизнь коротка, а душа вечна.
Южный фасад украшен мозаикой «Христос во славе», автором которого является художник Кошелев. На нем помимо Спасителя, от которого исходит золотое сияние, пронизывающее всю картину изображены святитель Николай и Александр Невский. В руках у святого макет храма. Мозаичист Фролов считал, что эта композиция одна из лучших его работ.
Северный фасад украшает панно «Воскресение Христово», автором которого стал художник Нестеров. Здесь Христос изображён в белоснежной плащанице. В руках он держит красный крест. Весь его облик – с одной стороны воплощение смирения, а с другой – торжество жизни.
Центральная аспида храма украшена мозаикой «Благословляющий Спаситель», эскиз которой создал Парланд. Всё мозаичное украшение фасадов отображает земные страдания Иисуса и его победу над смертью, даруя всем живущим надежду на спасение.
Летопись правления на фасаде
В 1905 году во впадинах цоколя были установлены пластины из привезённого из Норвегии красного гранита. Изначально на них планировалось высечь имена жертвователей, которые внесли свою лепту в строительство храма. Но, в итоге, список оказался не слишком большим, и все имена можно было уместить на одной доске. Поэтому на плитах высекли летопись жизни императора Александра II, который слыл великим реформатором.
Мемориальные доски повествуют о рождении императора, о его венчании и о восшествии на престол. А также описаны реформы, увековечившие его имя: отмена крепостного права, развитие железных дорог в стране, отмена телесных наказаний, введение образования для простого народа, а также достижения императора на международной арене: окончание Восточной войны, присоединение к российским землям Уссурийского и Амурского края, покорение Кавказа и окончание Кавказской войны, и многое другое.
Деяния царя уместились на двадцати памятных досках. Последняя, двадцатая повествует о трагической смерти государя, на месте которой возведён храм. Строительство храма длилось 24 года. Итогом кропотливой работы стал восхитительный собор, ставший отражением широкой и загадочной русской души.
Интерьер собора
Интерьер собора – это великолепное сочетание мозаичного и каменного убранства. Площадь, которую покрывают мозаичные работы, равна 7 тыс. квадратным метрам. Храм является неоспоримым рекордсменом Европы по количеству мозаик. Большинство мозаичных работ были выполнены мозаичной мастерской Александра Александровича Фролова.
Мозаичные произведения были строго продуманы. Так, в центральной части представлен земной путь Спасителя: от рождения младенца до чудес и исцелений. Над алтарем расположен образ «Спас в силах», выполненный по эскизам Николая Николаевича Харламова.
Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м. Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.
Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Фёдоровны.
Собор внутри – фото
Храм Спаса на Крови отличает богатая, многогранная отделка. На работу ушло более 10 лет. Были использованы медь, кирпич, гранит, русские самоцветы, итальянский мрамор, ценные минеральные камни, эмали. Мозаичная коллекция занимает более семи тысяч квадратных метров площади храма. Ею расписано почти всё внутри, включая иконы и киоты.
Кроме изумительного мозаичного оформления, уникальность собору придаёт использование ценных минералов, что делает его настоящим музеем камня. Его создавали знатнейшие отечественные и заграничные мастера.
Камень — второй по значимости материал после смальты, сделавший собор отличным от других. Стены внутри храма на высоту 2,5 метров радуют глаз изумрудными переливами. По одной версии, это калабрийский мрамор, по другой — итальянский серпентинит. Из этого же материала вырезаны скамьи и солея иконостаса.
Нижняя часть пилонов в центре отделана житомирским лабрадоритом. Этому минеральному камню приписывают мистические свойства — умение отгонять злых духов, очищать энергетику, даже снимать порчу и сглаз. Он обладает свойством иризации — из глубины камня проступают яркие искры.
Цоколь панелей сочетается со строгим античным орнаментом пола. Набранный из итальянской мраморной плитки, он занимает более 600 квадратных метров помещения. Толщина верхнего слоя мрамора — 5 мм. Правда, «родное» покрытие, изготовленное компанией Джузеппе Нови, храм утратил. Но современные реставраторы смогли воссоздать дорогую копию.
В храме 3 иконостаса, главный — расположен по центру, южный и северный — по бокам и симметрично к первому. Магнетическое место — центральный иконостас, человек несведущий может принять его отделку за резьбу по дереву. Но это образец гениальной работы с мрамором итальянских мастеров. Следуя эскизам Парланда, иконостас от красно-коричневого цвета органично восходит к нежнейшим солнечным тонам. Парадный камено-резной иконостас храма — самая выдающаяся его достопримечательность.
Подобная контрастность — от тёплого «древесного» мрамора, переходящего к изумрудным стенам, делает антураж целостным произведением искусства. Иконостас разделен колонками с неповторяющимися узорами. Карниз венчают кокошники с крестами, 3 по центру выполнены из горного хрусталя, боковые — мраморные.
Киоты, места для расположения самых почитаемых икон, представляют собой ценнейшую коллекцию отечественного цветного поделочного камня. Их создавали гранильные мастера Екатеринбурга. Орнамент каменных киотов придумал автор проекта Спаса на Крови архитектор и художник Парланд. Над воплощением дивного узора гранильная фабрика трудилась 12 лет, причём полным составом.
Цоколь киотов выполнен из ревневской яшмы, а эффектные колонки в цоколе — из темно-красного коргонского порфира, верхняя часть — из родонита, или, как его называют на Урале и в Сибири — орлеца. По легенде, «кровавый» цвет камня привлекал орлов. Принимая его за что-то съестное, они таскали его в свои гнезда.
Название «родонит» берёт начало от греческого «родона», что означает «роза». Для храма был выбран его лучший сорт — сочно-розовый. Вдобавок, эффектный родонит инкрустирован резьбой из яшмы пастельных тонов, все вместе создающие восхитительные растительные узоры.
Общая цветовая картина киотов и окружения складывается из различных минералов контрастных цветов, что смотрится весьма гармонично и идеально. Посетители всему тут диву даются. Великолепия и величия Спасу на Крови не занимать, и храм будет пожизненно волновать и приятно поражать, радовать и назидать.
Мозаика храма
Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе. Мозаичные работы на 10 лет задержали освящение. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Освящение Спаса на Крови Митрополит Антоний (Вадковский) совершил 19 августа 1907 года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома.
Сегодня внутреннее убранство храма Спаса на Крови способно покорить сердце. Собор рассчитан на более полутора тысяч верующих, а его пространство устроено достаточно уютно. Важно, что всё вокруг радует глаз и блистает неподражаемым великолепием.
Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры собора. Не зря его мозаичное оформление причисляют к самым крупным в нашей стране образцам мозаичного искусства. Поэтому его величают “музеем мозаики”. Снаружи здания мозаика делает акцент на его главных элементах. Внутри же мозаичные композиции повсюду, к примеру, на папертях в виде растительного орнамента.
Мозаикой обустроены арочные проходы и оформлены ветхозаветными сюжетами с двунадесятыми праздниками. На пилонах и пилястрах стен можно увидеть мозаичные изображения святых Церкви, апостолов, мучеников, пророков.
Центральные стены и своды занимают картины земной жизни Христа, выложенные мозаикой. В западной части находятся мозаичные полотна — сцены страдания Спасителя. Восточная сторона посвящена явлению Господа после Воскресения и имеет мозаичное оформление.
Над оформлением внутреннего убранства c 1895 года трудились различные отечественные и заграничные иконописцы и живописцы. По изначальным задумкам главного архитектора Альфреда Александровича Парланда мозаичное авторство должно принадлежать прославленному мастеру религиозной живописи — Виктору Михайловичу Васнецову.
Но из-за занятости он создал лишь эскизы — «Спасителя» и «Богоматери с Младенцем» и к 5-ти фасадным мозаикам. К данной работе был привлечён художник Андрей Петрович Рябушкин. Ему принадлежат 17 мозаик внутреннего убранства и 7 наружного.
Главенствующее пространство было отведено творчеству большого художника-монументалиста Николая Николаевича Харламова. Этому мастеру обязан интерьер изобретением 42-х мозаик, масштабнейшей из которых является — образ Христа Вседержителя.
В мозаичном обустройстве участвовал художник Николай Андреевич Кошелев. Он разработал панно для храма. Сорок восемь заготовок для мозаик создал художник Василий Васильевич Беляев. Его золотых рук дела: «Нагорная проповедь», «Вход в Иерусалим», «Благословение детей», «Сошествие Святого Духа».
На плечи этого мастера легла самая серьёзная работа по сотворению полотен на месте смертельного ранения Александра II. Тема мученичества и сохранение памяти императора явилась самой главной концепцией возведения Спаса на Крови. Поэтому здесь мозаичные композиции имеют тесную связь со Страстями Христа и Голгофской трагедией, и являются самыми главными.
Мозаичные святые лики и сюжеты создавались — по творениям великих художников: Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Николая Корнилиевича Бодаревского, Николая Павловича Шаховского, Николая Александровича Бруни и прочих, а также Мозаичным отделением Академии художеств и мастерской Фроловых, немецкими и итальянскими фирмами.
В начале ХХ века работы по картонам интерьерной живописи были закончены. Мозаика Исаакия создавалась на масляной живописи, в Спасе на Крови упор делался на их изготовление в смальте. Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры –огромнейшая заслуга архитектора Парланда и 32 гениальных мастеров.
Каждый из них отличался своей манерой исполнения. Иконы Рябушкина, Кошелева и Бодаревского отражают академизм, в творениях Нестерова и Бруни явно прослеживается модерн, у Васнецова и Харламова доминируют признаки византийской иконописи.
Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства.
Мозаичные композиции Спаса на Крови представляют большую художественную ценность, также их масштабность поражает всякое воображение. Мозаикой снаружи выложено 400 квадратных метров фасадов, внутри ею оформлено 7065 квадратных метров.
По площади мозаичного убранства Собор Воскресения Христова занимает первое место среди православных сооружений у нас и является одним из крупнейших в Европе. Профессор Покровский сравнил его с храмами византийскими, римскими, равеннскими и сицилийскими, и признал, что даже в них нет такого мозаичного богатства.
К мозаике обратиться вынудил петербургский климат. И строили святое сооружение на века, не жалея ни сил, ни средств. Зодчие старались создать шедевр. Если сравнивать с росписями, мозаика обходится намного дороже, но её прочность и долговечность с годами «окупает» себя.
Как доказала история, использование мозаики помогло собору выстоять во времена тяжелейших испытаний, и чтобы мы сегодня им любовались и в нем было приятно находиться. Впервые в России был применён передовой и быстрый «обратный» или «венецианский» мозаичный метод мастером Александром Александровичем Фроловым.
Далее разбивали нарисованный сюжет на участки. Впоследствии наклеивали на каждый из них смальту. Готовые блоки обрамляли и заливали цементным раствором. Их крепили к стенам, заполняя швы мастикой. Завершалась работа «добиранием» изображения на месте.
Сень над местом гибели Александра II
По его настоянию храм был спроектирован таким образом, чтобы место ранения находилось внутри монументального здания. Архитектор храма – Альфред Александрович Парланд выделил для «памятного места» особое положение. Подлинные плиты и булыжники тротуара, обагренные царской кровью, часть решетки Екатерининского канала и перила набережной были уложены на 7 ступенек пониже пола всего собора.
Поскольку поначалу шатёр охраняла часовенка, выстроенная в 1881 году и освященная в день рождения Александра II, во время строительства великого храма, который мы видим сегодня, эти реликвии были сняты и бережно хранились в укромном тайнике. По завершению работ они были заново установлены на свои места.
Так, над трагическим фрагментом мостовой возникла изумительная по красоте и величию сень, сразу над которой колокольня с большим золотым куполом. Парланд создал 14-метровое сооружение по образу и подобию «царских мест» XVII века. Они обычно выполнялись из дерева и украшались ажурной резьбой.
Сень, символизирующую присутствие духа убитого императора под сводами церкви, оформили по-особенному богато и искусно из драгоценных и поделочных камней, привезенных сюда со всех концов России.
Основанием сооружения послужили уральские и алтайские самоцветы. Резьбу выполнили мастера Колыванской камнерезной фабрики и мастерских Екатеринбурга и Петергофа по эскизу Парланда. Сень выстроена в виде шатра, опирающегося на 4 колонны из фиолетовой яшмы. По углам он украшен каменными вазонами.
Резной подзор выполнен из уральского змеевика. На колоннах есть изображения святых покровителей Романовых. Кокошники и розетки из разноцветной яшмы увенчаны массивным крестом из 112 драгоценных топазов (или хрусталя). Он установлен на пирамиде из уральских камней.
Внутренний свод был украшен флорентийской мозаикой из бухарского лазурита, агата, яшмы, и топазовыми звездами. Убранство церкви отличается роскошной позолотой и драгоценной каменной резьбой. Но изготовление сени пошло почти столько же средств, сколько было израсходовано на весь храм.
Вход в сень защищает позолоченная решетка, встроенная в балюстраду из родонита. Ее установили в 1911 году, тогда, как сама сень была возведена в 1907 году. В дальнейшем сень была практически разрушена.
Чтобы потомкам чтить память погибшего царя и лицезреть святой шатёр в том виде, в котором он был изначально устроен, восстановление проводилось достаточно тщательно и буквально недавно закончилось.
Интересные факты
Собор Спаса на Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.
Как известно, Санкт-Петербург строился по самым строгим архитектурным правилам и канонам, но и здесь храм не вписывается в общие правила. Его расположение, в буквальном смысле, «нависает» над каналом, разрывая набережную.
После освящения храма Спаса-на-Крови появились мистические легенды. Некоторые горожане говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. Многие люди верили, что новый храм может уберечь от бед. В народе ходила такая молитва-заговор:
От волка, от дурака,
Во время блокады в храме был размещён морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Однако снаряды и бомбы невероятным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным.
В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса – он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.
Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 80-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.
Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.
Легенды Спаса на Крови
В свое время месторасположение храма Спаса на Крови сыграло немаловажную роль в его истории. Поговаривают, что в советское время дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошёл любопытный случай.
Прохожий, знавший легенду, подошёл к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно — ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.
В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса — он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.
Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 1980-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.
Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это — например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а ещё одно число 63 — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.
Официальный сайт Собора Воскресения Христова
Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата имеет официальный сайт: spas.spb.ru
Храм Спаса на Крови также имеет статус музея, относится к музейному комплексу «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», который имеет сайт: cathedral.ru и музей Спас на Крови отдельную страницу: cathedral.ru/ru/spas/building
Экскурсии в храме
Экскурсии в Спасе на Крови достаточно популярны. В них участвуют многие туристы, чтобы побольше узнать о храме и получить незабываемые впечатления. Экскурсии проводятся по следующим маршрутам:
Евангельские сюжеты в мозаиках собора
Мозаики Спаса на крови представляют крупнейшее собрание христианских персонажей, насчитывающее 277 имен; 68 сюжетов на библейские и евангельские темы. Посетители музея могут подробно ознакомиться с их тематикой и христианской символикой.
Мозаика храма-памятника
Посетители музея услышат увлекательный рассказ о крупнейшем мозаичном ансамбле Европы, занимающем важное место в контексте мирового мозаичного искусства. Любуясь светоносными мозаиками храма, они узнают о художниках – авторах эскизов для мозаичных икон, о мастерах-мозаичистах, о технике и технологии мозаичного набора.
Архитектура и наружное убранство
«Спас на Крови» в Белые ночи
Построенный в традициях допетровского культового зодчества, Спас на крови вобрал в себя наиболее выразительные черты московских церквей XVI-XVII веков. Яркие эмалевые купола, уносящийся ввысь шатёр, покрытый полихромной черепицей, обилие цветных изразцов на фасадах и фигурные кокошники с живописными мозаиками придают храму красочный неповторимый облик, столь не характерный для Северной столицы.
В музее-памятнике Спас на Крови проводятся экскурсии на русском и иностранных языках.
Экскурсии на русском языке
Экскурсии на иностранном языке
Стоимость услуги указана в рублях РФ.
Музей-памятник сегодня: что рядом
Собор Воскресения Христова расположен в самом сердце Санкт-Петербурга, в его историческом центре, на набережной канала Грибоедова. Рядом находятся — один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I.
В пешей доступности — все самые главные достопримечательности города на Неве — Исаакиевский собор, Государственный Эрмитаж, Зимний дворец, а также Петропавловская крепость и многие другие. Рядом — центральная улица Северной столицы — Невский проспект, сам по себе — кладезь замечательных мест великого города на Неве.