храм спиридона тримифунтского на ржевке
Храм свт. Спиридона Тримифунтского СПБ
Добро пожаловать в группу
Храма святителя Спиридона Тримифунтского в посёлке Детскосельский!
Храм расположен по адресу: СПб, Колпинское шоссе, 111, Пушкин
в стороне от городской суеты, в живописном уединенном месте рядом с парком.
на картах храм можно отыскать так же по адресу6 Пушкинский район, Пос. Шушары, пос. Детскосельский, Центральная 17 А.
Храм открыт ежедневно с 8:30 до 18.00, а также в богослужебное время в соответствии с расписанием. Расписание богослужений на текущую неделю выложено в ленте событий храма и в разделе «Расписание богослужений».
тел. храма 8 960 233-19-40
e-mail:
Храм свт. Спиридона Тримифунтского СПБ запись закреплена
Жизнь Православия
Вы не представляете, как больно священнику служить Божественную литургию в пустом храме.
Потому что обессмысливается, выхолащивается литургическая суть этой величественной службы. Некоторые считают, что богослужение – это служение человека, адресованное Богу. Но это совершенно неправильное понимание. Ведь Христос открытым текстом сказал, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).
Показать полностью.
Центр литургии – это таинство Евхаристии, в котором Спаситель даёт нам, христианам, Свои Тело и Кровь.
И вот Господь призывает на Свою Царскую Трапезу, а мы, как в той притче о званных на брачный пир, отвечаем: у меня важная встреча, у меня неотложное дело, а у меня запланирован отдых в Турции или в Египте, мне важно в воскресенье проехаться в Архыз, Домбай или Приэльбрусье. И выносится Чаша в пустой храм, где никто не ожидает Причастия. Выйдет священник на амвон, окинет церковь сиротливым взглядом, да и зайдёт обратно в алтарь. Невольно печальные мысли наваливаются, ведь на дворе пандемия, казалось бы – всенародное бедствие должно к молитве сподвигать, но нет.
Святитель Иоанн Златоуст называет литургию великим, чудным даром, который дан человечеству, от чего в недоумении пребывают даже Ангелы, которые с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица, и в славословии прославляя великую тайну. Ведь эта служба прообразует Тайную вечерю, где каждый благоговейный причастник уподобляет наперснику Христа, и, вкушая Святых Таин, припадает к самому сердцу Спасителя.
Нам нужно стремиться в храм Божий на литургию точно так же, как навстречу к важному начальнику, от которого зависит вся наша дальнейшая судьба, потому что нет важнее Начальника, чем Бог. Нам необходимо спешить в церковь на службу, как к неотложному делу, не совершив которое мы непременно погибнем, потому что нет важнее дела – спасения в вечности. Нам необходимо поторопиться на богослужение в свой приход так же, как будто мы опаздываем на самолёт, который унесёт нас на чудесный отдых в сказочные места, потому что нет ничего важнее Святых Таин Христа, который обещал дать нам такой сказочный покой душам нашим, что нам и не снилось.
МОСКОВСКИЙ СПИРИДОНОВСКИЙ ХРАМ НА КОЗЬЕМ БОЛОТЕ
Московский храм Спиридона Тримифунтского, что на Козьем болоте. Фотография 1881 года |
Московский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами свт. Спиридона, свт. Николая и первоверховных апостолов Петра и Павла, на Козьем болоте (разрушен в 1930 году)
Документально известен с 1627 года, когда на Козихе появился деревянный храм. В 1633-1639 годах храм отстроен в камне по указанию патриарха Филарета. Как это часто бывало, храм в народе называли не по главному престолу (он был посвящен Рождеству Богородицы), а по приделу свт. Спиридона. Ещё один придел был освящён во имя святителя Николая. В XVII-XIX веках церковь не раз перестраивалась и расширялась, на линию улицы выходила высокая колокольня в классическом стиле. В старину она была главным слободским храмом Патриаршей слободы на Козихе.
Сама улица появилась не ранее середины XVI века незадолго до основания здесь слободской церкви – тогда эта топкая пустынная болотистая местность считалась «загородьем». Есть свидетельства иностранцев, посещавших средневековую Москву, что здесь водились дикие козы – отсюда произошло старинное название местности «Козье Болото». Когда часть этих коз приручили и занялись их разведением, здесь образовалась Патриаршая слобода, откуда для Патриаршего двора поставляли дорогую шерсть и молоко, а в местных прудах разводили простую рыбку для каждодневного стола.
В 1717 году, в петровскую эпоху, в храме был устроен новый придел во имя св. апостолов Петра и Павла.
Церковь серьезно пострадала в 1812 году, во время великого московского пожара, а потом была заново восстановлена.
Древнее ядро церкви сохраняло драгоценные черты древнерусской архитектуры. Кубическое здание храма было увенчано единственной главой, покоившейся на круглом барабане с аркатурно-колончатым поясом (деталь, свидетельствовавшая о верности традициям зодчества эпохи Владимирской Руси). Под поздней четырехскатной кровлей сохранялись ряды превосходных килевидных кокошников, завершавших все четыре фасадные стены.
В марте 1929 года жители соседнего дома обратились к властям с письмом, содержащим просьбу закрыть церковь свт. Спиридона и приспособить ее под клуб работниц. Активисты собрали 21 подпись. Сотрудники Химико-технологического института им. Менделеева написали в апреле 1930 года ходатайство в Моссовет о сносе церкви для постройки здания для института. Резолюция Моссовета была положительной. Голоса защитников московской старины, заступавшихся за древнюю церковь, не были приняты во внимание (от первой половины XVII века в Москве остались считанные здания, в те годы, когда Россия зализывала раны Смуты, из камня строили весьма редко). Им разрешили только сделать архитектурные обмеры, архитекторы-реставраторы П.Д. Барановский и Б.Н. Засыпкин успели зафиксировать его формы в обмерных чертежах.
Снос храма Спиридона Тримифунтского, что на Козьем болоте, в Москве, 1930 г. |
В августе 1930 года храм был уничтожен.
В 1932-1934 гг. на месте храма был выстроен из экспериментального «теплобетона» огромный дом с аллегорическими барельефами «Техника», «Искусство» и «Наука», стоящий там до сих пор.
Московская церковь святителя Спиридона на Козьем Болоте
Сама улица появилась не ранее середины XVI века незадолго до основания здесь слободской церкви – тогда эта топкая пустынная болотистая местность считалась «загородьем». Есть свидетельства иностранцев, посещавших средневековую Москву, что здесь водились дикие козы – отсюда произошло старинное название местности «Козье Болото». Когда часть этих коз приручили и занялись их разведением, здесь образовалась Патриаршая слобода, откуда для Патриаршего двора поставляли дорогую шерсть и молоко, а в местных прудах разводили простую рыбку для каждодневного стола.
Церковь св. Спиридония появилась на Козихе в XVII веке. Это была вторая слободская церковь после Ермолаевской, которую устроил фактический основатель Патриаршей слободы, святитель Гермоген по своим именинам – до принятия монашества он носил имя Ермолай (см. 8 августа). Освящение новой церкви во имя св. Спиридона было связано с тем, что слобода нуждалась в патрональном храме, а св. Спиридон в молодости сам был пастухом и почитался покровителем пастухов и сельского хозяйства.
Был св. Спиридон и христианским мудрецом, и служителем Церкви, и исцелителем, и защитником простых людей. Однажды несчастная мать принесла ему своего мертвого младенца, вопия о помощи. По молитве святого младенец ожил, но пала бездыханной мать, не выдержав радости. Святой вновь начал читать молитву, и к женщине тоже вернулась жизнь. В другой раз его друг невинно попал под суд по навету и был приговорен к смерти. Святитель поспешил к нему на помощь, но путь ему преградил разлившийся ручей. Тогда святой приказал воде остановиться волею Христовой, так как он спешит спасти невинного человека. Вода чудесным образом остановилась, святитель благополучно переправился на сушу, и когда пришел в суд, там уже знали о случившемся чуде. Судья с почетом отпустил друга святого Спиридона.
Однажды в Великий Пост в дом к нему постучался усталый путник. Святитель, увидев, что человек крайне истомлен, велел дочери накрыть на стол. В доме ничего не оказалось, кроме зимних запасов солонины, и странник отказался отведать мясо, сославшись на то, что он христианин и должен соблюдать закон. Тогда св. Спиридон сел за стол и сам начал вкушать солонину, убеждая гостя подражать ему – ибо он видел, что этот человек изможден и нуждается в хорошем подкреплении сил. А когда воры задумали украсть у св. Спиридона овец и ночью забрались к нему в овчарню, то неожиданно оказались связанны веревкой. Утром обнаруживший их святитель развязал непрошеных гостей по молитве и долго уговаривал оставить неправедные дела, подарив им в напутствие по овце со словами: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Чудеса сопровождали жизнь св. Спиридона, свидетельствуя о нем. Когда святитель однажды служил с дьяконами в пустой церкви, зазвучал невидимый великий хор, «сладкоголосее всякого пения человеческого», и этот хор слышали люди на улице, думая, что церковь полна молящихся… По молитвам святого на его родной Кипр в засуху шли дожди, а в сырую погоду, опасную для урожая, наступали солнечные дни. По молитве его сокрушались языческие идолы. Однажды в Александрии был созван церковный собор: священнослужители молились о том, чтобы исчез с их земли мрак языческий, и по их молитве местные идолы сокрушались один за другим, кроме главного. И было Александрийскому патриарху видение, что этот идол должен быть повержен св. Спиридоном, святителем Тримифунтским. Узнав о том, св. Спиридон немедленно сел на корабль и как только ступил на землю Александрии, идол повергся в прах.
В молитве Св. Спиридон отдал душу Богу. Он скончался около 348 года. Святые мощи его упокоены на острове Корфу в храме, освященном во имя святителя, а десная рука хранится в Риме.
Сохранилось еще одно предание. Однажды поклониться святым мощам Спиридона Тримифунтского приехал Н.В.Гоголь. Он стоял в толпе ожидавших подойти к гробнице и услышал, как один англичанин рассуждал, может ли человеческое тело так хорошо и долго сохраняться, и, наконец, пришел к выводу, что оно просто прекрасно забальзамировано. И будто бы колыхнулось тело святого Спиридона, оборотившись в сторону нечестивого. Потрясенный Гоголь, ставший свидетелем чуда, рассказывал о нем потом в Оптиной пустыне.
На Руси день праздника святого сопровождали многочисленные народные приметы. Он выпадает на время зимнего солнцестояния, когда наступают самые короткие дни и самые долгие ночи, но природа уже поворачивается к солнцу, и с этого времени дни начинают удлиняться: «После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек». По этому дню в старину гадали и о встрече нового года: «Если на Спиридона светло, новогодье предстоит морозным и ясным; если хмуро и деревья покроет иней – на праздник будет тепло и пасмурно».
Сюжеты и образы скульптур и барельефов, используемых при оформлении архитектурных сооружений, полностью соответствовали поставленной цели. В основном, это был утопический образ нового человека «будущего», жителя социалистического города, идеал для «развития» реальности, который прошел насквозь через всю эпоху социалистического строительства. Фасад дома, выходящий на Спиридоновку, украшают ранние, нелепые, еще не развитые аллегорические барельефы «Техника», «Искусство», «Наука» с изображением трех стилизованных фигур. Под надписью «Техника» помещен юноша с моделью дирижабля в руках. «Искусство» символизирует тоже юноша античного телосложения, сидящий на каменной глыбе перед мольбертом. «Наука» – девушка, неестественно изогнувшаяся над столом с книгами: при очень внимательном рассмотрении выясняется, что она наблюдает за чем-то в микроскоп.
Ради этого уродства был снесен старинный московский храм. И теперь Спиридоньевскую церковь помнят лишь ее исторические соседи. А как хотелось бы, чтобы она была восстановлена, дабы исчез мрак языческий с Российской земли.
Храм cв.Спиридона Тримифунтского (г.Ораниенбаум)
Единственный, сохранившийся в Санкт-Петербургской епархии храм, посвященный святителю Спиридону Тримифунтскому. Святитель Спиридон был Небесным покровителем Лейб-гвардии Волынского полка.
Показать полностью. Для нужд военных и был в 19 веке выстроен храм. С тех пор довелось ему побывать и складом, и Домом пионеров, и городским спортзалом.
Сейчас завершается полная реконструкция храма, начатая в 2008 году, но службы в новом храме уже совершаются.
Адрес храма:
СПб, Ломоносов, Иликовский просп., д.1.
До Ломоносова можно доехать на маршрутках:
● от м.Автово — 424а, 300, автобус 200;
● от м.Просп.Ветеранов — 343.
Телефоны:
● Храм: 423-27-44
● Настоятель храма — протоиерей Олег Емельяненко: 8 (911) 137 05 70
Подайте записку или особые прошения с нашего сайта:
http://spyridon.spb.ru/zapiska2
Пожертвовать можно с помощью банковской карты, QIWI кошелька, Яндекс.Кошелька, а так же банковским переводом. Подробнее: http://www.spyridon.spb.ru/donate
Ниже представлено базовое расписание. В дни великих и двунадесятых праздников порядок служб может изменяться. Подробное расписание смотрите на сайте
Понедельник
11:00 — молебен с акафистом св. Спиридону Тримифунтскому.
Вторник
11:00 — молебен с акафистом св. Спиридону Тримифунтскому.
Среда
11:00 — молебен с акафистом св. Спиридону Тримифунтскому.
Четверг
11:00 — молебен о страждущих недугом винопития или наркомании.
Пятница
11:00 — благодарственный молебен.
Суббота
11:00 — молебен о даровании супруга, чад и благополучии семьи
17:00 — Всенощное бдение.
Воскресенье
10:00 — Литургия.
Храм свт.Спиридона Тримифунтского
Малый храм святителя Спиридона Тримифунтского, что на подворье в честь преподобного Сергия Радонежского.
Адрес: г.Ярославль, улица Клубная, напротив дома 25. Тел.+7-999-786-68-97
Храм свт.Спиридона Тримифунтского запись закреплена
Храм-Прп-Сергия Радонежского
Храм свт.Спиридона Тримифунтского запись закреплена
Воскресная школа «Росток»
Расписание воскресной школы на 2021г.:
Младшие (до 12 лет):
31 октября
7,14, 28 ноября
5,12, 26 декабря
Показать полностью.
Старшие (12-17 лет):
21 ноября
19 декабря
Чтение каждую субботу с 13 30 до 14 30.
Возможно изменение расписания в декабре.
На следующее занятие, 31 октября, возьмите, пожалуйста, фартуки (если есть). Будем лепить из соленого теста.
Храм свт.Спиридона Тримифунтского запись закреплена
Воскресная школа «Росток»
Храм свт.Спиридона Тримифунтского запись закреплена
Храм свт.Спиридона Тримифунтского запись закреплена
Храм-Прп-Сергия Радонежского
Храм свт.Спиридона Тримифунтского запись закреплена
Храм-Прп-Сергия Радонежского
Храм свт.Спиридона Тримифунтского запись закреплена
25 декабря Святителя Спиридона Тримифунтского
Все ближе дни солнцеворота,
От мрака к свету поворот…
И я, как друга, за ворота
Хожу встречать солнцеворот.
Показать полностью.
Я верю: как во время оно,
И нынче расточится мгла!
На Чудотворца Спиридона
Творятся чудные дела.
Как раньше ждали почтальона,
Жду – да во мне произойдет
На Чудотворца Спиридона
От мрака к свету поворот!
15.12.09 (из книги «Глубинная радость моя»)
Храм свт.Спиридона Тримифунтского запись закреплена
Храм свт.Спиридона Тримифунтского запись закреплена
Храм свт.Спиридона Тримифунтского запись закреплена
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!
ИЛИ НАУЧИЛА ЛИ НАС ЧЕМУ НИБУДЬ ВОЙНА?
22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз.
Показать полностью.
Начало Великой Отечественной войны попало не просто на воскресенье. Это был церковный праздник Всех святых, в земле Российской просиявших.
Тогда еще никто не знал, что в историю человечества она войдет как самая кровопролитная. Никто не догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие испытания, пройти и победить. Избавить мир от фашизма, показав всем, что дух солдата Красной Армии не дано сломить захватчикам. Никто и предположить не мог, что названия городов-героев станут известны всему миру, что Сталинград станет символом стойкости наших людей, Ленинград — символом мужества, Брест — символом отваги. Что, наравне с мужчинами-воинами, землю от фашисткой чумы геройски станут защищать старики, женщины и дети.
К началу Великой Отечественной войны духовенство Русской Православной Церкви было почти уничтожено. Безбожная пятилетка была в разгаре. Закрыты и разрушены тысячи храмов и монастырей. Расстреляны более 50 тысяч священнослужителей. Сотни тысяч сосланы в лагеря.
К 1943 году на территории СССР не должно было остаться ни одного действующего храма и ни одного действующего священника. Однако этим планам не суждено было сбыться. Разгул воинствующего безбожия остановила война.
Узнав о нападении фашистской Германии, патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) благословил верующих на борьбу с фашистским захватчиком.
Свое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» он сам напечатал на пишущей машинке и обратился с ним к народу. Он сделал это раньше, чем Сталин. Несколько дней после начала войны главнокомандующий Красной армией молчал. Оправившись от шока, он также выступил с обращением к народу, в котором назвал людей, как называют их в Церкви, «братия и сестры».
С первых дней войны руководство страны отменило столь явный богоборческий курс и на время приостановило борьбу с Православием. Атеистическая пропаганда была переведена на новые, более тихие рельсы, а Союз воинствующих безбожников демонстративно распущен.
Прекратились гонения на верующих – люди снова могли свободно посещать церковь. Из ссылок и лагерей возвращались выжившие священнослужители. Открывались закрытые ранее храмы. Так, в 1942 году в Саратове, где к началу войны не осталось ни одной действующей церкви, верующим был передан (поначалу в аренду) Свято-Троицкий собор, а после открылась Духосошественская церковь. Возобновляются богослужения и в других храмах Саратовской епархии.
Перед лицом опасности Сталин ищет поддержки у Церкви. Приглашает духовенство к себе в Кремль, где обсуждает положение Русской Православной церкви в СССР и возможность открытия духовных школ и академий. Еще один неожиданный шаг навстречу Церкви – Сталин разрешает провести Поместный Собор и выборы Патриарха. Так, упраздненное православным царем Петром I патриаршество было восстановлено при богоборческом советском режиме. Главой Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 года становится митрополит Сергий (Страгородский).
БАТЮШКИ НА ПЕРЕДОВОЙ
Одни битвы шли в Кремле, другие – на линии огня. Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А скольких еще награды обходили стороной?
Архимандрит Леонид (Лобачев) в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной. Дошел до Праги, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После демобилизации снова вернулся к служению в священном сане и был назначен первым руководителем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после ее открытия в 1948 году.
Многие священнослужители уходили на фронт, отбыв срок в лагерях и ссылках. Вернувшись из заключения, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) дослужился на войне до звания майора. Многие, избежав смерти на фронте, становились священниками после победы. Так, будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), прошедший от Москвы до Берлина и награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», вспоминал: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». Посвятить свою жизнь Богу решил и кавалер орденов Славы трех степеней Борис Крамаренко, после войны став диаконом в храме под Киевом.
А бывший пулеметчик Коноплев, награжденный медалью «За боевые заслуги», стал впоследствии митрополитом Калининским и Кашинским Алексием.
Человек удивительной судьбы, хирург с мировым именем, бывший некогда земским врачом в селе Романовка Саратовской губернии, епископ Русской Православной Церкви Лука (Войно-Ясенецкий) встретил войну в ссылке в Красноярске.
В город приходили эшелоны с тысячами раненых бойцов, и святитель Лука вновь взял скальпель в руки. Он был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя, делал сложнейшие операции.
Когда срок ссылки закончился, епископ Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Но, возглавляя кафедру, он, как и раньше, продолжал работу хирурга. После операций профессор консультировал врачей, проводил прием больных в поликлинике, выступал на научных конференциях (всегда в рясе и клобуке, чем неизменно вызывал недовольство властей), читал лекции, писал медицинские трактаты.
В 1943 году опубликовал второе, переработанное и значительно дополненное издание своего знаменитого труда «Очерки гнойной хирургии» (позже за него он получит Сталинскую премию). После перевода на Тамбовскую кафедру в 1944 году продолжил работу в госпиталях и после окончания Великой Отечественной войны был награжден медалью «За доблестный труд».
В 2000 году епископ-хирург был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. В Саратове на территории клинического городка Саратовского государственного медицинского университета строится храм, который будет освящен в его честь.
Во время войны православные люди не только воевали и ухаживали за ранеными в госпиталях, но и собирали деньги для фронта. Собранных средств хватило на комплектацию танковой колонны имени Димитрия Донского, и 7 марта 1944 года в торжественной обстановке митрополит Коломенский и Крутицкий Николай (Ярушевич) передал 40 танков Т-34 войскам – 516-му и 38-му танковым полкам. Статья об этом появилась в газете «Правда», а Сталин просил передать духовенству и верующим благодарность от Красной Армии.
Церковь собирала также средства на постройку самолетов «Александр Невский».
Машины передавались в разное время в разные части. Так, на средства прихожан из Саратова было построено шесть самолетов, носящих имя святого полководца. Огромные средства были собраны и в помощь семьям воинов, которые лишились своих кормильцев, в помощь детям-сиротам, собирались посылки для красноармейцев, которые отправлялись на фронт. В годы испытаний Церковь была едина со своим народом, и вновь открытые храмы не пустовали.
НЕ СВАСТИКА, А КРЕСТ
На первую военную Пасху впервые за годы советской власти вновь было разрешено провести крестный ход во всех крупных городах страны. «Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство», – писал митрополит Сергий в пасхальном послании того года.
Разрешения провести крестный ход вокруг города с Казанской иконой Божией Матери просил у Жукова Ленинградский митрополит и будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский).
В тот день, 5 апреля 1942 года, исполнялось 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в ледовом побоище святым князем Александром Невским – небесным покровителем города на Неве. Крестный ход был разрешен. И случилось чудо – танковые и моторизованные дивизии, необходимые группе армий «Север» для взятия Ленинграда, были переброшены по приказу Гитлера группе «Центр» для решительного броска на Москву. Москву отстояли, а Ленинград оказался в кольце блокады.
Митрополит Алексий не покинул блокадный город, хотя голод не щадил духовенство – не пережили зиму 1941–1942 года восемь клириков Владимирского собора. Во время богослужения скончался регент Никольского собора, умер келейник митрополита Алексия инок Евлогий.
В дни блокады в ряде храмов были устроены бомбоубежища, в Александро-Невской лавре разместился госпиталь. Но главное – в вымирающем от голода городе ежедневно совершалась Божественная литургия.
В храмах молились о даровании победы нашему воинству. Служился особый молебен «в нашествие супостатов, певаемый в Отечественную войну 1812 года». На богослужениях иногда присутствовало командование Ленинградского фронта во главе с маршалом Леонидом Говоровым.
В дни войны не прекращал своей молитвы о спасении страны преподобный Серафим Вырицкий, прославленный в лике святых в 2000 году.
Иеросхимонах Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев) до того как принять сан, был крупным петербургским купцом. Приняв монашество, он стал духовным руководителем Александро-Невской лавры и пользовался огромным авторитетом у народа – к нему ехали за советом, помощью и благословением из самых дальних уголков России.
В 30-е годы старец переезжает в Вырицу, куда к нему продолжает стекаться народ.
Великий утешитель и подвижник говорил:
«Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши». Сам старец возносил постоянную молитву не только в своей келье, но и в саду на камне перед устроенной на сосне иконой преподобного Серафима Саровского. В этом уголке, который святой старец называл Саровом, он провел много часов, молясь на коленях о спасении России,– и вымолил. И один молитвенник за страну может спасти все города и веси…
Нательный крест на одной цепочке с жетоном «смертника», спрятанная в нагрудный карман гимнастерки иконочка Божией Матери, переписанный дрожащей рукой девяностый псалом «Живый в помощи Вышняго», который солдаты называли «живые помощи», – полуистлевшие свидетельства веры поисковики находят на полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками.
А сколько рассказов «как Бог спас» передавались из уст в уста! Как, уходя в разведку, шептали:
«С Богом!», как молились втайне перед началом наступления и крестились уже в открытую, поднимаясь в атаку, и как пронзало радиоэфир предсмертное: «Господи, помилуй!». Хорошо известен афоризм: «На войне атеистов не бывает». 1418 дней и ночей войны унесло свыше 26 миллионов человеческих жизней. Спасибо всем кто сражался в годы Великой Отечественной войны!
Вечная память героям!
– 22 июня 1941 года Русская Православная Церковь отмечала день всех святых, в земле Российской просиявших;
– 6 декабря 1941 года в день памяти Александра Невского наши войска начали успешное контрнаступление и отбросили немцев от Москвы;
– 12 июля 1943 в день апостолов Петра и Павла начались бои под Прохоровкой на Курской дуге;
– на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1943 года советскими войсками был взят Киев;
– Пасха 1945 года совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца, отмечаемым Церковью 6 мая.
9 мая – на Светлой седмице – к возгласам «Христос воскресе!» добавился долгожданный
. «С днем победы!»
– Парад Победы на Красной площади был назначен на 24 июня – День Святой Троицы.
МОЛИТВА ОБ УПОКОЕНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОИНОВ, ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО НА ПОЛЕ БРАНИ УБИЕННЫХ