храм свт николая в щепах
Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы
Новости
ХРАМ ОТКРЫТ С 8.00 ДО 20.00, каждый день.
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).
Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Заупокойное Богослужение будет совершаться в пятницу в 17.00 и в субботу в 9.00.
Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий
(третье воскресенье ноября / третье воскресенье после 18 октября по ст. ст.)
— лития сразу после окончания Литургии о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф.
Фотографии с прошедших Крестных ходов можно посмотреть по ссылкам: 2019 г.; 2018 г.; 2017 г.; 2016 г.; 2015 г.; 2014 г.; 2013 г.; 2012 г.; 2011 г.; 2010 г.; 2009 г.; 2007 г.; 2006 г. Также сделана презентация по результатам хождения в Крестный ход в 2005-2012 гг. (внимание: объем 44 Мб, содержит более 400 фотографий и охватывает весь путь паломников).
2 августа 2018 г. после тяжелой непродолжительной болезни ушла из жизни прихожанка храма свт. Николая на Щепах Иулия Шушунова. Она была тихим, скромным и очень светлым человеком, ни в чем не выделялась, но всегда были видны ее доброта и отзывчивость. В храме послушанием Юли было украшение икон и составление букетов. Мы ее очень любили. Вечная ей память!
40-дневное поминание приходится на 10 сентября.
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить и освящать в храме.
Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери.
В этот день празднуется память сщмч. Николая (Померанцев Николай Петрович). Это священник, который до своего рукоположения служил в храме свт. Николая на Щепах (1914 г.).
Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты, поэтому в народе данный праздник называется Яблочным Спасом. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа
Молебен перед началом нового учебного года.
После Литургии совершается молебен о сохранении творения Божия
13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.).
После Литургии совершается молебен о страждущих недугом винопития.
25 июля 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви восстановил ежегодное празднование Дня трезвости в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В неделю 19-ю по Пятидесятнице будет совершаться Божественная Литургия, которую возглавит Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В этот день настоятель храма свт. Николая на Щепах митрофорный прот. Стефан Пристая отмечает свой 70-летний юбилей.
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).
Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Заупокойное Богослужение будет совершаться в пятницу в 18.00 и в субботу в 9.00.
Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий
(третье воскресенье ноября / третье воскресенье после 18 октября по ст. ст.)
— лития сразу после окончания Литургии о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф.
Память сщмч. Сергия (Сергей Михайлович Успенский).
Протоиерей, служил в храме свт. Николая на Щепах с 1932 по 1933 гг.
Память сщмч. Алексия (Рождественский Алексей Иванович).
Протоиерей, служил в храме свт. Николая на Щепах с 19.05.1932 по 16.05.1934 гг.
Объявления
Занятия в Воскресной школе проходят по воскресным дням, после окончания Литургии. Проводится набор в иконописный кружок. Дети принимаются с 10 лет и старше, одновременно могут записаться и взрослые не старше 65 лет (для прихожан храма свт. Николая на Щепах). Можно записаться за свечным столиком. Занятия начинаются сразу, по мере укомплектования групп.
Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы
Святые нашего храма
Священномученик Николай (Померанцев Николай Петрович), священник
Память 16 августа и в собор новомучеников и исповедников Российских (память в воскресный день, выпадающий на 7 февраля, или же в ближайшее последующее воскресенье).
Служил в храме святителя Николая на Щепах в 1914 г.
Священномученик Николай (Гаварин Николай Иванович), иерей
Память 24 апреля (11 апреля по ст. ст.), в собор новомучеников и исповедников Российских (память в воскресный день, выпадающий на 7 февраля, или же в ближайшее последующее воскресенье) и в Соборе Белорусских святых (празднуется в 3-ю неделю по Пятидесятнице).
Служил в храме святителя Николая на Щепах с 1915 по 1930 гг.
Священномученик Николай родился 23 декабря 1870 года в городе Якобштадте Курляндской губернии в семье священнослужителя Иоанна Гаварина. Николай окончил в 1893 году Рижскую Духовную семинарию по первому разряду и один курс Духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно. Во время Первой мировой войны в 1915 году, в связи с военными действиями, причт храма был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади.
Спустя десятилетие после революции, в 1930 году советские власти стали выселять из Москвы тех, кого они считали социально чуждыми, а к ним в первую очередь принадлежало духовенство. Потеряв место жительства, отец Николай уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.
Храм в Немчиновке появился в 1918 году, когда община верующих попросила местного домовладельца Немчинова пожертвовать под храм свою летнюю дачу. Тот согласился, но с условием, что верующие сами ее отремонтируют, чтобы она могла служить церковью. Местные власти дали разрешение на устройство православного молитвенного дома, и верующие принялись за ремонт. Дача, построенная шестьдесят лет назад, была без фундамента, с одинарным полом, одинарными дверями и окнами и к этому времени сильно обветшала. Верующие произвели капитальный ремонт, полностью заменили сгнивший правый угол здания, пристроили колокольню и выстроили рядом небольшой дом для священника. Однако, несмотря на ремонт, температура в храме в зимние месяцы не поднималась выше трех градусов.
В конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.
2 апреля 1935 года живший на покое в Немчиновке сподвижник по миссионерской деятельности митрополита Макария (Невского) архиепископ Иннокентий (Соколов) направил ходатайство на имя сестры Ленина Марии Ильиничны.
«Я, нижеподписавшийся, – писал владыка, – проживаю в поселке Немчиновка с 1927 года в качестве частного лица под кровом и на иждивении одного моего сына, протоиерея Алексия Константиновича Соколова. Ранее этого времени, в течение полувека, трудился я на миссионерском поприще, приводя из тьмы неведения к познанию Христовой истины идолопоклонников, кочевников горного Алтая… сначала в звании простого миссионера-священника, потом в должности начальника Миссии в сане епископа. В настоящее время по преклонности лет (родился 13 февраля 1846 года) нахожусь в полной отставке. Состою не у дел. Однако имею благословение Священного Патриаршего Синода на совершение церковного богослужения в немчиновском храме. Пользуясь этим правом, я совершаю здесь Божественную литургию по праздникам. И это доставляет мне величайшее духовное утешение, так что я готов и кости сложить при подножии сего храма. Но вот горе. 25 марта сего года Президиум Мособлисполкома вынес постановление о закрытии нашей церкви по ходатайству председателя Немчиновского поссовета гражданина Куликова, мотивируемое крайне малым количеством верующих Немчиновского прихода, число коих якобы не превышает двадцати человек, тогда как на самом деле число верующих при здешней церкви простирается до двух тысяч душ.
Ввиду изложенного и зная притом Вашу христианскую готовность оказывать посильную помощь всем нуждающимся в оной, обращаюсь к Вам, добрейшая Мария Ильинична, с покорнейшей просьбой поддержать ходатайство православных, поданное в Отдел Культов ВЦИКа об оставлении нам молитвенного здания для совершения необходимых треб».
Ответа на это письмо не последовало. Общиной были написаны и отправлены еще несколько прошений, но ответа и на них не последовало. Все это время в храме, однако, продолжались богослужения.
20 сентября 1935 года было отдано окончательное распоряжение о закрытии храма. В течение трех дней верующие попытались обжаловать это решение, добавляя, что если невозможно оставить им храм, то они просят разрешения снять для богослужений сарай, который у них для этой цели уже найден. Но власти стояли на своем: храм закрыть и не разрешать взять другого помещения.
Весь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова, священника Николая Гаварина и служившего в этом же храме диакона Елисея Штольдера, вынужден был перейти служить в Николаевский храм в селе Ромашково.
После выхода в 1937 году секретной сталинской директивы о массовых репрессиях следователь Кунцевского отделения НКВД составил списки тех, кого он предполагал арестовать, а также списки «свидетелей», которые могут подписать лжесвидетельства, и начертил схемы – какой «свидетель» какой эпизод антисоветской деятельности обвиняемого должен был подтвердить, а поскольку набор таких эпизодов был невелик, то они тщательно перетасовывались, чтобы создать видимость достоверности.
В августе 1937 года следователь вызвал одного из жителей Кунцево, некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на священника Николая Гаварина. Свидетель был со священником незнаком и отказался от подлой роли, и тогда следователь пустился в длинные рассуждения о современном политическом положении и задачах коммунистической партии, которая одной из первых задач поставила посадить всех попов. «То, что ты здесь покажешь, – заключил следователь, – об этом никто не будет знать, и на суд тебя вызывать не будут». Затем следователь вручил свидетелю чистые бланки протоколов допросов, чтобы тот заполнил их дома. Бланки свидетель взял, но не заполнил их, и не зная, чем заполнять, и боясь ответственности.
Следователь, видя, что свидетель не торопится прийти к нему с показаниями, два раза заходил к нему на квартиру сам, но тот, избегая встречи, прятался от него. Тогда следователь снова вызвал его, а также одного из его приятелей, некоего Илью Тимофеевича, в районный отдел НКВД. Первым он позвал к себе в кабинет Александра Ивановича. Дал ему бланки протоколов допросов и предложил заполнить их собственноручно. Увидев через некоторое время, что свидетель ничего не пишет, следователь составил небольшой конспект и на основании этого конспекта предложил свидетелю написать показания. Когда протокол был написан, следователь прочитал его, но он ему не понравился, и, разорвав его, он сам заполнил бланк протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, не читая, и сделал. Затем следователь позвал к себе Илью Тимофеевича, которому также предложил подписать заранее написанные протоколы «свидетельских показаний». Увидев на его лице колебание, следователь стал его убеждать, что в этом ничего страшного нет, и сослался на бывшего тут только что Александра Ивановича, и таким образом убедил и его подписать, не читая, протокол. Впоследствии, когда следователю понадобились лжесвидетельства против других людей, он, зайдя к Илье Тимофеевичу домой, попросил его подписать еще три пустых бланка протоколов, что тот и сделал.
Той же осенью оба лжесвидетеля случайно встретили на улице следователя, и тот предложил им дойти до села Ново-Ивановского, где, по его словам, ему нужно было кое-кого допросить, и те согласились. Когда они пришли в село, следователь попросил лжесвидетелей подождать его, а сам вошел в здание клуба. Выйдя оттуда через некоторое время, он вручил лжесвидетелям в награду за оказанные ими услуги спиртное, но сам пить с ними не стал и ушел.
Для более эффективного ведения дел следователь привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, который согласился вместе со следователем писать протоколы допросов от лица лжесвидетелей, как хорошо знавший людей, проживающих в этом районе. Следователь сначала составлял конспект об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета – тех, за кого он писал протоколы. Так в течение короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов показаний лжесвидетелей.
На основании подобного рода лжесвидетельств 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
– Беседовали ли вы со Штольдером на политические темы? – спросил священника следователь.
– Мы беседовали о церковных делах, как сейчас нам, священнослужителям, живется плохо при советской власти. Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением.
– Значит, вы находились на стороне фашистских войск?
– Я этого не могу сказать: мы считали, что фашистские войска сильны своей техникой и организованностью; кроме того, им помогают такие сильные государства, как Германия и Италия.
– Расскажите о своих антисоветских разговорах, которые вы вели вместе со Штольдером.
– Мы беседовали о том, что советская власть неправильно делает, что закрывает церкви, устраивает гонения на церковнослужителей, давит налогами.
– Расскажите о содержании антисоветских бесед подробнее.
– Не могу. Забыл.
– Расскажите о вашем отношении к советской власти.
– Мое отношение к советской власти отрицательное. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим.
– Следствием установлено, что вы состояли в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и вели активную агитацию против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии. Дайте показания по этому вопросу.
– Я был недоволен советской властью по вопросу ее отношения к религии и к нам, священнослужителям. Но в контрреволюционной группе я не состоял.
15 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Николая к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Ухтпечлаг.
В это время некоторые родственники осужденных вместе со священником стали жаловаться на неправый приговор, доказывая их невиновность; было затеяно новое следствие и передопрошены свидетели, которые поначалу держались прежних показаний, боясь ответственности за лжесвидетельство, а затем все же заявили, что они оболгали людей. Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо. Однако в силу того, что перед безбожниками верующие люди, и тем более священнослужители, оставались все теми же врагами коммунистической власти, приговор относительно них отменен не был.
Священник Николай Гаварин скончался в Ухтпечлаге 24 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Определением Священного Синода от 24 декабря 2004 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
На состоявшемся 12 января 2012 года заседании Синода Белорусского экзархата был заслушан рапорт архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия, председателя Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви о включении в Собор Белорусских святых священномученика Николая Гаварина, пресвитера (1870-1938), клирика Свято-Софийского кафедрального собора г. Гродно и законоучителя частной женской 7-классной гимназии г. Гродно (1906-1915 гг.). Итогом заседания стало включение в Собор Белорусских святых имени священномученика Николая Гаварина.
Величание
Величаем вас, / святии Белорусския земли, / и чтим святую память вашу, / вы бо молите о нас // Христа Бога нашего.
Тропарь
Почти Господь Белорусский край / святыми, Ему благоугодившими: / святители, мученики, преподобными и праведными, / верно Господеви послужившими / и мзду трудов приявшими. / К тем же ныне и мы вопием: / о нас молитеся ко Господу, // да в вере и делех плод добр принесём.
Священномученик Сергий (Сергий Михайлович Успенский), протоиерей
Память 19 декабря (6 декабря по ст. ст.), в собор новомучеников и исповедников Российских (память в воскресный день, выпадающий на 7 февраля, или же в ближайшее последующее воскресенье) и в собор Бутовских новомучеников (4-ю субботу по Пасхе).
Служил в храме святителя Николая на Щепах с 1932 по 1933 гг.
Священномученик Алексий (Рождественский Алексей Иванович), протоиерей
Память 26 декабря и в собор новомучеников и исповедников Российских (память в воскресный день, выпадающий на 7 февраля, или же в ближайшее последующее воскресенье).
Служил в храме святителя Николая на Щепах с 19.05.1932 по 16.05.1934 гг.
Алексий Иванович Рождественский родился 22 марта 1865 года в селе Введенском Тарусского уезда Калужской губернии. Он происходил из семьи священника и получил образование в Вифанской духовной семинарии. По окончании ее по второму разряду в 1888 году он в течение года учительствовал в Московской женской школе ведомства императрицы Марии Феодоровны. В 1890 году Алексий Иванович был рукоположен сначала во диаконы, а 20 июня того же года – во священники.
Новопоставленный священник начал служить во Введенской церкви родного села Введенского и при этом состоял законоучителем Левшинской земской школы. В 1892 году его перевели в церковь Песочного Завода Жиздринского уезда Калужской губернии, где он впоследствии стал попечителем Песочнозаводской и Савинской церковно-приходских школ и членом приходского попечительства. 3 августа 1897 года последовал перевод в Калугу, в церковь святителя Алексия. В ней будущий священномученик прослужил до 3 февраля 1900 года. Он не оставлял преподавательской деятельности и состоял законоучителем Калужского епархиального училища.
В 1900 году священник был переведен в Калужскую церковь вмч. Георгия за Лавками, где он прослужил до 1923 года. Отец Алексий Рождественский не раз был отмечен священноначалием высокими наградами, а 19 мая 1909 года его возвели в сан протоиерея. Деятельность отца Алексия помимо священнического служения была разнообразной: можно назвать множество мест, в которых он трудился – состоял законоучителем IV Калужского женского приходного училища (1901–1907) и образцовой школы при епархиальном училище (1902), был депутатом Калужской епархии (1905 1912), состоял председателем ревизионного комитета Калужского епархиального училища (1906–1912), законоучителем в женской общине сестер милосердия (1907–1911), членом правления Калужской духовной семинарии (1907–1913).
Так же велико число храмов, в которых служил отец Алексий. После церкви вмч. Георгия за Лавками он был переведен в село Ольхи Юхновского уезда Калужской губернии. Во время пожара церковь в Ольхах сгорела, и отец Алексий с семьей 19 февраля 1927 года переехал в Москву. С 1927 по 1929 год он служил в церкви во имя Ржевской иконы Божией Матери на Пречистенском бульваре, с 1929 по 1931 гг. – в церкви Рождества Христова в Кудрине. С 1931 по 1932 он был настоятелем церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Большом Новинском переулке, а с 19.05.1932 по 16.05.1934 гг. прослужил в церкви святителя Николая на Щепах. Из московских храмов можно назвать еще церковь Благовещения на Бережках.
С 1934 по 1935 год он служил в Мытищах, а в 1935–1936 – в церкви вмч. Георгия на Озере в Клинском районе Московской области. Последним местом служения отца Алексия стала церковь святителя Николая Чудотворца в селе Никольское Кунцевского района Московской области.
17 сентября 1937 года отца Алексия Рождественского арестовали органы НКВД с обвинением в «проведении контрреволюционной агитации провокационно-пораженческого характера». Виновным себя он не признал. Последовал приговор: 10 лет исправительно-трудового лагеря. Здоровье 72-летнего священника не вынесло испытания тяжелыми условиями. Отец Алексий Рождественский отошел ко Господу 26 декабря 1937 года в местах лишения свободы. По устному сообщению в управлении ГУЛАГАа он скончался в лагере строгого режима «Тайшет».
Канонизирован определением Священного Синода от 17 июля 2006 г.