храм священномученика игнатия богоносца валуйки

Храм священномученика Игнатия Богоносца (Валуйки)

Мiръ Россия Белгородская область Храм священномученика Игнатия Богоносца (Валуйки)

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

Храм священному́ченика Игна́тия Богоно́сца освящен 22 сентября 2007 года. Расположен на месте Преображенского скита Валуйского Никольского монастыря. В храме находится вход в меловые пещеры, в которых раньше располагался подземный монастырь. На месте древнего подземного храма регулярно совершаются молебны. Для паломников проводятся экскурсии.

Содержание

История [ править ]

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

Остаётся неуточнённой дата основания пещерного скита во имя святого Игнатия Богоносца, составляющего единое целое с надземными постройками Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря и расположенного на расстоянии 1 км от основной территории монастыря за рекой Оскол на уступе меловой горы.

С 1897 года монахи Валуйского монастыря начали увеличивать пещеры и обустраивать их, расчистка была завершена к 1910 году. В заключении осмотревшего пещеры архитектора они были признаны безопасными, а грунт крепким. 4 мая 1914 года был освящён подземный храм во имя святого Игнатия Богоносца, имевший круглую форму, диаметр около 6 м и высоту до 3 м, вмещавший во время богослужений более 30 человек. В 1916 году на холме над пещерами началось строительство деревянного храма Преображения Господня, который так и не был завершён и освящён: в 1917 году здание церкви было сожжено.

В 1926 году Валуйский Успенский Николаевский монастырь был закрыт. Пещерный скит был разграблен, монахи из него изгнаны. Позднее подземные ходы были взорваны и засыпаны.

В 2005 году был создан попечительский совет по восстановлению святынь монастыря. Надземный деревянный храм священномученика Игнатия Богоносца сооружён в 2005—2007 годы на вершине Лысой горы над пещерами. В это же время были расчищены подземные переходы и пещерный храм, обустроена смотровая площадка и прилегающие к храму территории, разбита парковая зона. Верхний храм Игнатия Богоносца освящён 22 сентября 2007 года.

Описание [ править ]

Деревянный ярусный одноэтажный храм в русском стиле с шатровой колокольней.

Внутри храма находится вход в меловые пещеры протяжённостью до 640 м, в которых раньше располагался подземный скит и подземный храм Игнатия Богоносца.

Вокруг церкви оборудована смотровая площадка, с высоты которой видны валуйские окрестности.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 309990, Россия, Белгородская обл., г. Валуйки, Валуйское лесничество, в границах урочища Симоново-Яблоново, квадрат 70.

Паломнику [ править ]

На месте древнего подземного храма регулярно совершаются молебны. Для паломников проводятся экскурсии.

Источник

Пещерный монастырь. Валуйки.

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

В продолжении темы «Пещерные монастыри».

Традиция создания пещерных монастырей уходит своими корнями в историю раннего христианства во времена Римской империи. В связи с гонениями на христиан в Империи, они вынуждены были уходить из городов и селений, создавать храмы вдали от чужих глаз.

Основание пещерных монастырей в Придонье и Приосколье можно объяснить влиянием византийского отшельничества, развивавшегося в XIV в. Хотя по некоторым источникам пещеростроительство в этом регионе началось намного ранее указанного периода.

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

Меловые холмы. Валуйский район Белгородской области.

Как известно Белгородская засечная черта была образована в XVI-XVII вв, а пещерные монастыри были созданы или ранее её строительства, или уже после её строительства, но вне её защиты!

Что могло заставить основателей монастыря построить его рядом с оборонительной линией, а не под защитой крепостных стен, тем самым навлекая на себя многочисленные опасности? Возможно, иноками руководило желание возобновить пещерные святыни существовавшие в этих местах ранее.

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

Вид с реконструированной крепостной стены на территорию монастыря. Кружочком отмечено место подземного скита.

Пещерный скит Валуйского Успенского Николаевского монастыря тоже находился за пределами крепости Валуйки. Монастырь расположен в красивом месте: у слияния рек Оскола и Валуя и окружен рощами с одной стороны и лесистыми холмами с другой.

О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Первое упоминание о монастыре относится к Смутному времени, а по данным «монастырских записок» годом основания принято считать 1613 год.

Точное время основание пещерного скита не установлено. Однако, по местному преданию первые пещеры появились ещё в VI-VII в.в. На территории нынешних Валуек славянские поселения существовали ещё с домонгольских времен, это подтверждают многочисленные археологические находки. Есть сведения, что при нападении половцев и печенегов жители укрывались в каких-то пещерах.

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

На фото Преображенская церковь, расположенная у входа в подземный комплекс.

После революции, в пещерах скита прятались махновцы, в начале Великой Отечественной войны — дезертиры и беглые заключенные. За это время пещеры скита несколько раз взрывали, а после войны в них уничтожали боеприпасы. Храм Преображения Господня был сожжён в 1917 году.

В начале 2000-х начинаются работы по восстановлению монастыря и пещерного комплекса.

К сожалению, до нашего времени скит сохранился не полностью. Вход в пещеры начитается надземном храме Игнатия Богоносца на вершине холма, а сам монастырь расположен в глубине мелового холма.

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

Нужно преодолеть более 100 ступеней вниз по довольно крутой и узкой лестнице, чтобы попасть в подземный скит.

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

Центральным местом монастыря является храм во имя Игнатия Богоносца, в котором совершались богослужения. Вокруг пещерного комплекса существует система ходов для совершения крестного хода. Во многих местах сохранились специальные ниши для установки икон. В ските было 2 кельи: ближняя и дальняя. Дальняя келья сейчас недоступна для посещения.

В отличие от пещер Холковского монастыря, монахи здесь не жили постоянно. Говорят, что монахи сюда спускались и молились в одиночестве по нескольку недель в трудные для Отечества времена.

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

Общая протяженность пещер составляет более 650 метров на высоте свыше 100 метров над уровнем реки Оскол. По данным источников, существовал подземный ход под рекой с выходом на другом берегу. К сожалению, до наших дней он не сохранился, после Великой Отечественной Войны его взорвали.

В 90-х гг. 20 века пещеры, в то время разрушенные, были обследованы спелеологами. Ими были отмечены некоторые особенности: конфигурация ходов арочная, ходы достаточно извилисты, а в некоторых местах сохранились остатки грубой штукатурки, которой затирали трещины в камне. Судя по всему, хода разрабатывались по природным трещинам.

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

В настоящее время большая часть подземного скита восстановлена. Пещеры доступны для посещения в выходные дни после утренней службы. За экскурсию денег не берут, но лучше сделать пожертвование.

Источник

Как за день посетить самый большой белгородский храм, пещерный скит и «Новый Иерусалим»

Церкви на Валуйской земле начали строить с момента основания в конце XVI века крепости Валуйка, которая стала стратегическим пунктом обороны южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар.

В условиях постоянной внешней угрозы со стороны Крымского ханства и набегов кочевников православие стало тем, что объединило местное население в борьбе с врагами.

Накануне событий 1917 года на территории Валуйского уезда насчитывалось уже более 50 храмов. Однако после революции немало святынь было утрачено, в том числе и городской собор в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Эту церковь, построенную в 1853 году, взорвали в 1932-м.

В последние годы Валуйская земля стала обретать новые храмы, не менее красивые и величественные. Посетить сразу несколько церквей, а также услышать их историю, можно, отправившись на экскурсию, которую проводит Валуйский историко-художественный музей.

Свято-Николаевский собор

Сейчас территория церкви граничит с исправительной колонией для осуждённых женщин, а когда‑то храм относился к Валуйскому Успенскому Николаевскому мужскому монастырю – одному из древнейших в Белгородской епархии – и находился на его земле.

В 1920-е годы храм закрыли, а в 1935-м на территории монастыря и в здании храма разместили детскую трудовую колонию. В 2005 году церковь начали восстанавливать, в 2011-м торжественно открыли после ремонтно-реставрационных работ и освятили к 100-летию канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского.

Интересна подземная часть храма, в которой расположен нижний храм и музей церкви. Здесь можно увидеть ещё первую кирпичную кладку и оценить толщину стен здания.

И действительно, здание успешно пережило тяжёлые годы, в том числе Великую Отечественную войну.

Теперь здесь в витринах выставлены те крохи, которые остались от прежнего храма, например фрагменты керамического бело-голубого иконостаса.

Храм священномученика Игнатия Богоносца

Второй точкой экскурсии стал Храм священномученика Игнатия Богоносца. Здесь, в пригороде Валуек, к деревянной церкви ведёт тихая аллея. За зданием широким кругом проходит смотровая площадка, откуда открывается восхитительный вид с холма на город и место слияния рек Оскол и Валуй. Именно в этом меловом холме возникли скит и подземный храм.

Раньше при многих русских монастырях существовали скиты – места уединения и безмолвия для монахов-отшельников. Так и монахи валуйского монастыря сначала построили в лесу деревянный дом, а позднее обустроили скит в меловых пещерах в 1 км от монастыря. Вырубать подземные гроты не пришлось: спелеологические исследования, проведённые в конце XX века, показали, что у них естественное происхождение.

Установить точное время основания пещерного скита не удалось. По некоторым косвенным признакам это середина XVII века. Зато известно, что в начале XX века в пещерах проводили восстановительные работы. Наиболее опасные места стен и потолка пещер укрепили, трещины и щели заделали штукатуркой.

Обустройство проходило в основном на пожертвования прихожан. Работы велись силами как самой монастырской братии, так и с привлечением доверенных людей из местных жителей. В 1910 году подземные галереи осмотрел архитектор и признал грунт крепким, а пещеры – безопасными.

«До революции над скитом построили церковь ПреображенияГосподня. К сожалению, 1917 год внёс свои коррективы. Церковь не достроили и не освятили, после революции и вовсе сожгли. Позднее входы в пещеры засыпали», – рассказала наш гид.

Расчистка пещер началась в 2005 году, одновременно с началом работ по восстановлению Свято-Николаевского собора. На месте бывшего Преображенского храма построили храм во имя священномученика Игнатия Богоносца. В 2007 году храм был освящён, и пещеры открылись для посетителей.

Через храм по крутым ступенькам можно спуститься вниз в подземную часть, а наружу выйти уже в живописном лесу.

Храмовый комплекс «Град Новый Иерусалим »

Последней точкой нашего путешествия стало село Сухарево в 30 км от Валуек. Здесь на Михеевской горе с потрясающим видом на меловые откосы возвышается колоритный комплекс храмов.

И вот мы на месте перед деревянной изгородью и большими воротами. Возле входа на территорию в специальном шкафчике можно бесплатно взять платок и юбку.

Внутри Нового Иерусалима с 2001 года идёт возведение храмового комплекса – аналога священного города. Началось всё с установки на горе обетного креста из дуба, вырезанного инициатором строительства отцом Феодором (в миру Александр Маньшин ). По его версии, в древние времена последователи апостола Андрея Первозванного основали здесь селение, так как эти места напомнили им Святую землю. Поселение назвали Сихем, или Сихарь, откуда и произошло нынешнее название села – Сухарево.

Год за годом здесь появляются всё новые сооружения. Обетных крестов теперь восемь, располагаются они на окрестных холмах, и в церковные праздники по ним проходит крестный ход. В центре комплекса стоит большая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи с колокольней. Рядом с ней две часовни, в одной из которых можно увидеть икону скорбящей Божьей Матери, в другой – икону святой равноапостольной Марии Магдалины. Есть тут и Камень помазания, и даже Кувуклия – небольшая часовня, которая заключает в себе Гроб Господень.

Сейчас настоятель храмов града обительного схииеромонах Феодор живёт неподалёку от «Нового Иерусалима», рядом с домом, построенным специально для паломников. Здесь же купель и пруд, где разводят форель, вольеры для косуль и белочек, а также конюшни: старец очень любит лошадей. Эта территория ничем не огорожена и доступна всем желающим.

Что ещё посмотреть в Валуйском округе

В валуйском музее можно заказать экскурсию как по всем трём храмам, так и посетить с гидом один из них на выбор. Туристам предлагают и другие выездные маршруты и экскурсии (на транспорте гостей). Например, можно посетить дом-музей генерала армии Николая Ватутина в названном в его честь селе.

В 1950-е годы родственники Николая Фёдоровича собрали личные вещи полководца, предметы сельского быта, семейные фотографии. Первая экспозиция расположилась в родовом доме, построенном в 1849 году. А сейчас дом-музей имеет два здания: дом, в котором родился генерал, и дом его матери, возведённый солдатами первого Украинского фронта в 1944–1945 годах.

Ещё один новый кольцевой маршрут позволит познакомиться с пятью самыми живописными родниками Валуйского округа, в том числе с родником в Хохловском поселении, расположенным в красивом сосновом бору, и с источником в Вериговке, который несколько лет назад занял первое место во всероссийском конкурсе по благоустройству родников.

Если своего транспорта нет, можно посмотреть Валуйки на одной из двух пеших экскурсий. Экскурсовод расскажет о старинных и интересных городских постройках, в том числе о храмах, здании МЧС, построенном на старинном фундаменте, и школе искусств, где раньше располагались «нумера».

Узнать подробнее можно по телефонам Валуйского историко-художественного музея: (47–236) 3–13–89, 3–22–11.

Источник

Валуйки. Успенский Валуйский монастырь. Пещерный скит.

Храмы скита:

Карта и ближайшие объекты

храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Смотреть картинку храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Картинка про храм священномученика игнатия богоносца валуйки. Фото храм священномученика игнатия богоносца валуйки

Статьи

Валуйский пещерный храм Игнатия Богоносца

История Валуйского края имеет особую страницу – духовную, православную. К сожалению, долгое время о православном прошлом было известно довольно мало. Роль православия в жизни наших предков сознательно умалчивалась. С момента основания крепости Валуйки в конце XVI века как стратегического пункта обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы. В условиях постоянной внешней угрозы православие стало стержнем объединением местного населения, воодушевлявшим людей и в горе, и в радости.

Особое место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относившийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. Название «Успенский» связано с главным храмом, а «Николаевский» — с известной чудотворной иконой, обнаруженной в расположенной поблизости кринице. На протяжении его долгой истории менялись и названия: «Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки», «Пристанский монастырь на Валуйке», «Валуйский Успенский монастырь». Название «Пристанский» историки связывали с тем, что около монастыря при слиянии рек Оскола и Валуя была пристань. Однако уже в конце XIX ст. это название не употреблялось.

О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Всё это породило неисчислимые слухи и легенды, окутывавшие прошлое монастыря ореолом таинственности и легендарности. Основателем монастыря считается старец Корнилий, положивший начало святой обители в XVII веке в период кровавых событий Смутного времени. В монастыре находились высокочтимые православные святыни — икона Божьей Матери Троеручицы и икона святого Николая Чудотворца, привлекавшая немало паломников способностью врачевать и исцелять душевные и физические раны. Как и во многих старинных монастырях, при святой обители был устроен пещерный скит.

Традиция создания пещерных монастырей уходит своими корнями в историю раннего христианства и связана как с духовными аспектами монашеской жизни, ориентированной на полное отрешение от окружающего мира для сосредоточения на общении с Богом, строгом соблюдении канонов православия, достижении состояния глубокого смирения, так и с реальными событиями общественно-политической жизни, оказывавшими влияние на Церковь, особенно в период становления христианства в Римской империи, выразившимися в масштабных гонениях на христиан и потребовавшими скрытно проводить церковные обряды в пещерах и катакомбах.

Точное время основания Свято-Игнатьевского пещерного скита не установлено. На территории нынешних Валуек славянское поселение существовало еще с домонгольских времен, и есть сведения о том, что при нападении на поселение половцев, печенегов или иных других бандитов жители скрывались в каких-то пещерах.

Идея устройства пещерного храма возникла в 1897 году, во время пастырского служения архимандрита Игнатия (Алексеевского). Осуществление этой цели стало возможным именно в 90-х годах XIX века, когда вокруг обители возникло «Братство Святителя Николая». Особой заботой отца Игнатия сначала был устроен скитский домик в отдалении от монастыря для монахов, желающих уединения и безмолвия. Недалеко от монашеского дома находился вход в меловую пещеру, где иноки совершали уединенную молитву. Настоятель архимандрит Игнатий, а также члены этого братства собрали средства на строительство пещерного монастыря. Тогда и начались активные работы: в связи с неудовлетворительным состоянием ряда подземных галерей был проведён комплекс восстановительных работ. Наиболее опасные места стен и потолка пещер были укреплены, образовавшиеся трещины и щели заделаны.

Место для пещерного скита святого Игнатия Богоносца было выбрано весьма удобно для соблюдения главного условия — уединения монахов-отшельников, затруднённости сюда доступа мирян — в километре от основной территории монастыря за рекой Оскол на уступе меловой горы. Весть об этом строительстве разлетелась по всему городу и окрестностям, появились желающие немедленно посетить пещеры. Однако это было, во-первых, небезопасно, а во-вторых, противоречило замыслу пещерного монастыря – уединенному пребыванию… и монашеской сосредоточенной молитве. Поэтому вход в пещеры после начала строительства был закрыт для посторонних, но монахи и нанятые строители могли проникать туда по тайным ходам для обеспечения продолжавшихся работ строительными материалами, водой и т.д. Рабочие, трудившиеся в пещерах, были хорошо известные порядочные люди, способные хранить тайну от любопытных чужаков. Эти строители с помощью кирок и долот (видны следы засечек на стенах и потолке) смогли прорубить в меловой горе коридоры до 300 саженей (650 м), высотой приблизительно 50 сажень (106 м) выше над уровнем реки Оскол. Ширина вырытых пещер 5 четвертей (89 см), а высота 4 аршина (3 м). В этих пещерах был устроен храм, который имел в длину 11 аршин (8 м), ширину 9 аршин (6,5 м) и высоту 8 аршин (5,5 м). К 1910 году работы были закончены, осмотрены архитектором епархии, который признал в пещерах «грунт земли крепким и сами пещеры безопасными».

Спелеологи, побывавшие в разрушенных пещерах уже в девяностые годы двадцатого века, отметили некоторые особенности их устройства. Конфигурация ходов арочная. Ходы достаточно извилисты. Местами встречаются остатки старой грубой штукатурки, которой затирали трещины в камне и места выхода колотой породы. Судя по всему, хода разрабатывались по природным трещинам.

Официальное открытие пещерного комплекса после реконструкции состоялось 4 мая 1914 года. В это время пещерный монастырь представлял собой комплекс из надземного скита, где в летнее время пребывало до 10 человек монашеской братии; часовни при входе в пещеры и пещерного храма во имя святого Игнатия Богоносца. Монастырь расположен в глубине пещер, вырытых в меловой горе, к которому с верхнего входа ведут более 100 ступеней. Во многих местах сохранились ниши, специально сделанные для установки икон. В пещерах горели лампады и фонари, в нишах размещалось множество икон, с правой стороны в келейках на меловых лежанках стояли раки с мощами. Само помещение пещерного храма вытесано так, что повторяет внутреннее убранство любого надземного храма, а вокруг него сделаны проходы для совершения крестного хода. На входе в пещеры со стороны реки Оскол и дороги от села Старая Симоновка была устроена часовня, к которой вела деревянная лестница. Наверху горы было начато строительство деревянной церкви во имя Преображения Господня. Однако события октября 1917 года привели к уничтожению ещё неосвящённого храма, который был сожжён.

Вскоре завязалась Империалистическая война и духовные дела отошли на второй план. В 1920-х годах здесь прятались махновцы. В те же годы подземный храм был разграблен. Позже вход в храм взорвали, а подземные лабиринты засыпали. Официальное закрытие Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря, а вместе с ним и пещер, было совершено в 1926 году. Сколько монахи продолжали свое тайное служение после разгона монастыря, неизвестно. Всё то, что недосмотрели в пещерах невежды-грабители 30-х годов, подобрала банда Солосина, состоявшая из бывших зэков и дезертиров. Она скрывалась в этих пещерах в начале Великой Отечественной войны, терроризируя население ближайших сёл. Кроме того, сразу после войны в пещерах уничтожались боеприпасы, собранные с близлежащих полей, что нанесло значительный урон внутреннему состоянию монастыря.

Начался многолетний период запустения монастыря, и к исходу прошлого века о нём практически забыли. Второе рождение пещерный комплекс Игнатия Богоносца пережил в июне 2005 года. В этом году начались восстановительные работы – расчищены и укреплены подземные ходы, облагорожена прилежащая территория, возведен храм. В октябре 2007 года, при большом стечении народа, в день освящения погода не благоприятствовала: лил дождь, грохотал гром, сверкала молния. Но лишь только началась Божественная литургия – все прекратилось. Облака раздвинулись, и солнце осветило торжество. Так официально был открыт пещерный комплекс с деревянным храмом в честь и славу Игнатия Богоносца.

Гацуцин В.В. В память вечную будет праведник…(Историко-краеведческие очерки о жизни новомученика священноисповедника Игнатия Валуйского (Бирюкова). – Белгород: изд-во БелРИПКППС, 2009. С. 76.
А.О. Морозова / История Валуйского Николопристанского Успенского монастыря в исследовании Т.М. Олейникова. http://valeparh.ru/2016/07/29/valujskij-peshhernyj-xram-ignatiya-bogonosca.html

При многих русских монастырях существовали скиты – места для уединения и безмолвия для монахов-отшельников. Так и монахами Валуйского монастыря изначально в лесу был построен деревянный дом, но в дальнейшем скит был обустроен в меловых пещерах в километре от монастыря за рекой Оскол. Спелеологические исследования, проведенные в конце XX века, показали, что пещеры в Белгородской области имеют естественное происхождение. Точное основание пещерного скита установить достаточно сложно. По ряду косвенных признаков его можно датировать серединой 17 века. В начале 20 века в связи с неудовлетворительным состоянием подземных галерей в пещерах был проведен комплекс восстановительных работ. Наиболее опасные места стен и потолка пещер были укреплены. Образовавшиеся трещины и щели заделаны штукатуркой. Обустройство скита началось в 1890 году, в основном на пожертвования прихожан. Работы велись как силами самой монастырской братии, так и с привлечением наиболее доверенных людей из местных жителей. Пещеры были расчищены, расширены и укреплены, в 1910 году осмотрены архитектором, признавшим «грунт земли крепким и пещеры безопасными», также в них был создан храм во имя священномученика Игнатия Богоносца. Пещеры расположены на высоте 106 метров выше уровня воды в реке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *