храм святителя гурия казанского
Храм святителя Гурия Казанского (Петъял)
Мiръ Россия Республика Марий Эл Храм святителя Гурия Казанского (Петъял)
Свято-Гурьевская церковь села Азъял-Петьял построена в 1896 году по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и освящена 28 сентября архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым). В советские годы церковь была закрыта на 10 лет. При этом храм не был поруган и разграблен. Со всей округи свозили сюда иконы из соседних закрытых храмов.
Содержание
История [ править ]
Свято-Гурьевская церковь села Азъял-Петьял построена в 1896 году по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и освящена 28 сентября архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым). Пирамидальная композиция сделала сооружение легким и стройным. С востока к кубу примыкала алтарная апсида, а с запада — трапезная. Над входом — трехъярусная колокольня. Обшитый тесом и выкрашенный в белый цвет, декорированный голубыми лопатками и фризами, Свято-Гурьевский храм удивительно гармонировал с окружающей природой. При храме действовали церковно-приходские школы в деревнях Петъял и Азъял.
Благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского спасло храм от разорения в лихую годину. В советское время петъяльская церковь стала одним из центров православия в Марийском крае. Богослужения в церкви прекратились в 1937 году. Но церковь была закрыта лишь на 10 лет. При этом храм не был поруган и разграблен. Со всей округи свозили сюда иконы из соседних закрытых храмов.
Святыни [ править ]
Сегодня Свято-Гурьевская церковь является хранительницей одного из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Ее принесли в храм из Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в 35 км от Петъял. После закрытия монастыря в 20-е годы верующие, стремясь сохранить чудотворный образ, привезли его в Свято-Гурьевскую церковь.
С тех пор чудотворный образ Царицы Небесной находится в Петъялах. Когда икону внесли в церковь и служили над ней молебен, со склона холма начал бить ключ — святой источник. Это было знамение Богородицы. С тех пор не иссякает сюда людской поток. Оклад Седмиезерной Смоленской иконы выложен бисером, лики потемнели от времени. Поклониться ей в Петъяльский храм приезжают из Йошкар-Олы, Волжска, Звенигова, Зеленодольска и других регионов России.
С 2000 года возобновлены крестные ходы с этой чудотворной иконой по территории Северного, Восточного, Волжского и Лугово-марийского благочиний. Маршрут его ежегодно расширяется, чтобы к чудотворному образу Седмиезерной Смоленской иконы могло приложиться как можно больше верующих.
В настоящее время в Петъялах находятся так же чудотворный деревянный крест и икона с частицей мощей святителя Гурия Казанского. Рядом с храмом располагаются чудотворные источники, освященные в честь Смоленской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского.
В ограде храма находится могила протоиерея Владимира Аллина — одного из самых почитаемых подвижников благочестия Марийского края, прибывшего на приход 1 июня 1964 года и служившего здесь до самой кончины 25 февраля 1998 года. Это был удивительный человек. Его проповедь излечивала души. По его молитвам люди исцелялись от болезней.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Республика Марий Эл, Волжский район, с.Азъял-Петъял
Благословенные Петъялы † Азъялы †
Свято-Гурьевская церковь села Азъял-Петьял построена в 1896 году по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и освящена 28 сентября архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым). Пирамидальная композиция сделала сооружение легким и стройным. С востока к кубу примыкала алтарная апсида, а с запада — трапезная. Над входом — трехъярусная колокольня. Обшитый тесом и выкрашенный в белый цвет, декорированный голубыми лопатками и фризами, Свято-Гурьевский храм удивительно гармонировал с окружающей природой. При храме действовали церковно-приходские школы в деревнях Петъял и Азъял.
Благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского спасло храм от разорения в лихую годину. В советское время петъяльская церковь стала одним из центров православия в Марийском крае. Богослужения в церкви прекратились в 1937 году. Но церковь была закрыта лишь на 10 лет. При этом храм не был поруган и разграблен. Со всей округи свозили сюда иконы из соседних закрытых храмов.
Сегодня Свято-Гурьевская церковь является хранительницей одного из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Ее принесли в храм из Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в 35 км от Петъял. После закрытия монастыря в 20-е годы верующие, стремясь сохранить чудотворный образ, привезли его в Свято-Гурьевскую церковь.
С тех пор чудотворный образ Царицы Небесной находится в Петъялах. Когда икону внесли в церковь и служили перед ней молебен, со склона холма начал бить ключ — святой источник. Это было знамение Богородицы. С тех пор не иссякает сюда людской поток. Оклад Седмиезерной Смоленской иконы выложен бисером, лики потемнели от времени. Поклониться ей в Петъяльский храм приезжают из Йошкар-Олы, Волжска, Звенигова, Зеленодольска и других регионов России.
С 2000 года возобновлены крестные ходы с этой чудотворной иконой по территории Северного, Восточного, Волжского и Лугово-марийского благочиний. Маршрут его ежегодно расширяется, чтобы к чудотворному образу Седмиезерной Смоленской иконы могло приложиться как можно больше верующих.
В настоящее время в Петъялах находятся также чудотворный деревянный крест и икона с частицей мощей святителя Гурия Казанского. Рядом с храмом располагаются чудотворные источники, освященные в честь Смоленской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского.
В ограде храма находится могила протоиерея Владимира Аллина — одного из самых почитаемых подвижников благочестия Марийского края, прибывшего на приход 1 июня 1964 года и служившего здесь до самой кончины 25 февраля 1998 года. Это был удивительный человек. Его проповедь излечивала души. По его молитвам люди исцелялись от болезней.
Чудотворный Крест Петъяльского храма
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
В Крестопоклонную неделю Великого поста хотим рассказать Вам, дорогие наши читатели, об удивительном месте чистого, заповедного марийского края и его великой святыни – чудотворном Кресте!
Храм святителя Гурия Казанского
Храм святителя Гурия Казанского – особо благодатное место. Место, которое являлось и поныне является духовным сердцем нашего Марийского края.
В храме хранятся великие святыни – благодатный чудотворный Крест, чудотворный образ Смоленской Седмиезерной Божией Матери, чудотворные иконы преподобного Серафима Саровского, свт. Гурия, свт. Николая и многие другие святыни, которые в годы гонений на Православие по промыслу Божию были здесь собраны. И чудодейственная сила этих святынь невидимо, но ощутимо оказывает свое воздействие на всех входящих в эту духовную обитель Пречистой Богоматери. Нет человека, который бы ушел из этого храма духовно не утешенным.
Благодатный Чудотворный Крест
Однажды в сентябре 2002 года, стоя перед Петъяльским храмом, мне пришлось рассказывать его историю, – пишет Николай Пирогов. Когда зашла речь о Чудотворном Кресте, я заметил, что одна пожилая женщина кивает головой в такт моему рассказу. После того, как мы поднялись в храм и подошли к Кресту, она сказала: «Это он!» и заплакала. В ответ на свои расспросы я услышал историю Чудотворного Креста, как говорится, из первых рук.
Рассказ Натальи Ефремовой
Наталья Георгиевна Ефремова (г. Волжск):
«Село Исаково, в котором прошло мое детство, стоит на берегу реки Свияги недалеко от Свияжского острова, известного своими монастырями. В нашем селе был большой каменный храм с колокольней.
Однажды, в году 25-м или 26-м, в апреле, когда сошел лед и разлилась Свияга, по реке приплыл Крест и остановился около самого храма. Вода в апреле бывает очень холодная, поэтому мужики решили вытащить Крест на берег, зацепив его баграми. Но Тот им не давался. Он, как живой, уходил под воду и отплывал на безопасное расстояние, как будто ему было больно от багров. Тогда мальчишки 6-7 лет сняли обувь, закатали штаны и зашли в воду. Крест сам поплыл к ним навстречу. Они только ухватились за него, и Крест на прибрежной волне вышел на берег. Восемь мужчин подняли его на плечи и занесли в храм. Установили, как сейчас помню, слева от алтаря, у ка- нунника.
Церковь закрыли в 30-х годах. Священник куда-то уехал вместе с семьей и больше не вернулся. Когда началась война, народ, боясь, что все пропадет, стал разбирать иконы по домам. В 1946 году, уже после войны, приехали военные, человек двадцать, скинули колокола на землю и куда-то их увезли, наверное, на переплавку. Лет пять после снятия колоколов церковь была закрыта. В ней оставался один только Крест.
В начале 50-х годов в церкви сделали зернохранилище. Кто видел, говорили, что Крест стал плакать, у Христа из глаз текли слезы. А зерно стало гнить. Ранее богатое село начало беднеть, народ разъезжался. Чтобы удержать в деревне молодежь, в церкви решили сделать клуб. Там устраивали танцы, показывали кино, проводили колхозные собрания. Крест мешал, и его решили спилить. Когда стали пилить, из надпила брызнула кровь, и все присутствовавшие с криком выбежали на улицу.
Спасти Крест пришли верующие: вынули его из пола, положили на сани, запряженные лошадьми. Все, кто провожал Крест, плакали. И Крест тоже плакал. Я сама видела, как из глаз Спасителя текли слезы».
Рассказ Анны Ивановны
О дальнейшей судьбе Креста рассказывает прихожанка Петьяльского храма Анна Ивановна:
«В деревне Моркиялы священником служил отец Тимофей. Когда он узнал о Кресте, стоящем в закрытой церкви, то стал хлопотать о том, чтобы перевезти его в Моркияльскую церковь, и ему разрешили. Перед праздником Крещения Господня он вместе с помощниками поехал на санях за Крестом. По пути, углубившись в молитву, он не заметил приближающейся навстречу машины. Произошло столкновение. Отец Тимофей вылетел из саней. Ударом ему помяло грудь, сломало ребро. Батюшку положили в сани и все же доехали до Креста. Но их нельзя было везти вместе. Помощники отца Тимофея договорились с исаковскими, что заберут Крест позднее, и вернулись домой. Батюшка после этого долго и тяжело болел, не служил в церкви. Со временем его здоровье поправилось. А Крест уже без него привезли и поставили в церкви.
Когда у нас в Моркиялах появилось электричество, батюшка провел его в церковь, лампочки повесил прямо над алтарем. Вскоре после этого церковь сгорела. К счастью, из нее все успели вынести: и Крест, и все иконы, и престол, и даже Царские врата. Всю ночь иконы и Крест пролежали на снегу. Потом все иконы перенесли в сторожку, а Крест отвезли к служащему батюшке, поставили к нему в чулан и прикрыли соломой. Иконы потом увезли в Звенигово, а Крест остался. Носили его обычно по двое, хотя такой большой, тяжелый Крест никак не могут нести два человека, то есть Он как бы сам ходил.
Потом Крест скрылся от всех. Но однажды про него узнал весь народ. Случился пожар у соседки, и она закричала: «Если у меня дом сгорит, то и Крест может сгореть». Вскоре после этого решили его отнести в какую-нибудь церковь. Я испросила благословение у батюшки, служащего в Петьялах. Он согласился сразу же и сказал: «Как мы можем не взять такую святыню?» И в Великий пост Крест перевезли от старой матушки отца Тимофея из Моркиял в Петьялы и поставили возле кануна с левой стороны».
Петъяльский Крест сделан из кипарисового дерева. От времени он потемнел, но на нем четко видно изображение Спасителя с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Богословом. На тыльной стороне Креста можно увидеть образ Божией Матери. От Креста временами исходит благоухание, изображение распятого Спасителя иногда просветляется, открываются глаза и текут слезы. Как бы во исполнение пророчества о распятом Христе – «Кость Его да не сокрушится» (Ин. 19,36), Крест имеет особую благодать исцеления болезней опорно-двигательного аппарата.
Рассказ Петра Павлова
Петр Павлович Павлов (д. Азъял):
«В храм привезли «порченого» человека. Он совершенно не владел ногами. Ноги у него были как плети, сам он ходить не мог, и его приходилось водить как маленького ребенка. Когда его привезли в храм, то он, не дав сопровождающим его людям вести его ко Кресту, встал на корточки и сам пополз к нему. Приблизившись ко Кресту, он обнял его и со слезами на глазах стал молиться. Родственники не подходили к нему, чтобы он мог вволю выплакаться. Через какое-то время он затих и потом неожиданно для всех встал на ноги и самостоятельно пошел».
Рассказ Елизаветы Р.
Елизавета Р. (г. Волжск):
«У меня была опухоль в груди, и меня должны были положить на операцию. Наступала Пасха, и я вместе с другими паломниками приехала в Петьялы на праздник.
Всем нехватало места – многие перед службой спали прямо на полу храма. Я лежала около самого Креста и так крепко уснула, что проспала всю пасхальную службу. Меня пытались будить, говорили «Вставай, вставай, батюшка идет с кадилом!», но я спала как убитая.
После службы поутру я явилась домой, но муж отказался пускать меня, потому что у меня был очень странный внешний вид: все платье от груди до низа у меня было в крови – опухоль прорвалась и сама истекла наружу.
Так я исцелилась у чудотворного Креста Господня».
Рассказ Матушки Анфисы Захаровой
Матушка Анфиса Захарова (г. Козьмодемьянск):
«У одной бабушки, которой было 84 года, умерли сын и сноха, которые работали геологами. Она очень тяжело переживала эту утрату. Ее боль усугублялась еще и тем, что она страдала эпилепсией, а таким людям, как она, никак нельзя сильно волноваться, иначе у них сразу наступает приступ. Приехав в Петьялы, она искупалась в источнике Смоленской иконы Божией Матери. Затем она зашла в храм и была удивлена тем, что Крест, обычно черный, представился ей как благословляющий. Помолившись и приложившись ко Кресту, она пошла на автобус. Времени оставалось мало, и пришлось бежать.
Только в автобусе она ужаснулась, поняв, что от нагрузки у нее прямо в поле мог случиться приступ эпилепсии. Раздумывая, почему этого не произошло, она пришла к выводу, что ее благословил Господь с Чудотворного Креста. После этого случая она прожила еще около десяти лет и ни разу у нее не было приступов эпилепсии».
Церковь святителя Гурия Казанского (д. Петъял) 9215
Свято-Гурьевская церковь села Азъял-Петьял построена в 1896 году по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и освящена 28 сентября архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым). Пирамидальная композиция сделала сооружение легким и стройным. С востока к кубу примыкала алтарная апсида, а с запада — трапезная. Над входом — трехъярусная колокольня. Обшитый тесом и выкрашенный в белый цвет, декорированный голубыми лопатками и фризами, Свято-Гурьевский храм удивительно гармонировал с окружающей природой. При храме действовали церковно-приходские школы в деревнях Петъял и Азъял.
Благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского спасло храм от разорения в лихую годину. В советское время петъяльская церковь стала одним из центров православия в Марийском крае. Богослужения в церкви прекратились в 1937 году. Но церковь была закрыта лишь на 10 лет. При этом храм не был поруган и разграблен. Со всей округи свозили сюда иконы из соседних закрытых храмов.
Сегодня Свято-Гурьевская церковь является хранительницей одного из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Ее принесли в храм из Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в 35 км от Петъял. После закрытия монастыря в 20-е годы верующие, стремясь сохранить чудотворный образ, привезли его в Свято-Гурьевскую церковь.
С тех пор чудотворный образ Царицы Небесной находится в Петъялах. Когда икону внесли в церковь и служили перед ней молебен, со склона холма начал бить ключ — святой источник. Это было знамение Богородицы. С тех пор не иссякает сюда людской поток. Оклад Седмиезерной Смоленской иконы выложен бисером, лики потемнели от времени. Поклониться ей в Петъяльский храм приезжают из Йошкар-Олы, Волжска, Звенигова, Зеленодольска и других регионов России.
С 2000 года возобновлены крестные ходы с этой чудотворной иконой по территории Северного, Восточного, Волжского и Лугово-марийского благочиний. Маршрут его ежегодно расширяется, чтобы к чудотворному образу Седмиезерной Смоленской иконы могло приложиться как можно больше верующих.
В настоящее время в Петъялах находятся также чудотворный деревянный крест и икона с частицей мощей святителя Гурия Казанского. Рядом с храмом располагаются чудотворные источники, освященные в честь Смоленской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского.
В ограде храма находится могила протоиерея Владимира Аллина — одного из самых почитаемых подвижников благочестия Марийского края, прибывшего на приход 1 июня 1964 года и служившего здесь до самой кончины 25 февраля 1998 года. Это был удивительный человек. Его проповедь излечивала души. По его молитвам люди исцелялись от болезней.
Настоятель: епископ Волжский и Сернурский Феофан
Адрес и контактные сведения:
425020, РМЭ, Волжский район,
с. Азъял.
Петьялы
Уютная деревня Петьялы недалеко от Казани – это место паломничества и прекрасный способ отдохнуть от повседневной суеты. Среди зеленых крон берез и кленов, под пение птиц, наслаждаясь чистейшим воздухом и уединенной атмосферой, вы сможете весело и непринужденно провести время.
Селение находится в северо-восточной части Волжского района. Рядом проходит небольшая река Петьялка. Место тихое, спокойное. Численность населения около 700 человек. Развито сельское хозяйство, есть дом культуры, библиотека, почта, детский сад, школа и техникум.
Поселок связан с большим количеством легенд. В летописях упоминания присутствуют с 1763 года. На тот период здесь проживало около 170 человек. Необычное место рядом с Казанью в республике Марий Эл известно немногим. Тем не менее, здесь много удивительных объектов, достойных внимания.
Как добраться?
Если вы будете ехать по трассе Йошкар-Ола – Казань, то вы сначала доберетесь до села Помары. За ним будет следовать деревня Петьялы.Длительность расстояния ровна 91 километру. Продолжительность поездки составляет 1-2 часа. Также удобно сюда заказывать автобусные экскурсии. В сопровождении гида вы сможете узнать много исторических фактов и послушать красивые легенды о святых, почитаемых образах. Что касается кафе и ресторанов, то в самом поселке вы их не найдете. Есть небольшой магазин. Поэтому, еду рекомендуется брать с собой. При желании можно организовать пикник на природе.
Свято-Гурьевский храм – история, архитектура, интерьер
Прогулку по деревни можно начать с посещения церкви святителя Гурия Казанского. Она находится вблизи трассы, рядом с холмом, среди деревьев. Бело-голубой храм украшает территорию и прекрасно гармонирует с окружающей природой. История появления обители является необычной. Как-то раз архиепископ Владимир возвращался из ближайшего города. Его восхитили местные красоты безмолвием, уютом. Он принял решение о возведении церкви. Но вскоре в суете повседневности забыл о задумке.
Прошло немало лет. Проезжая мимо, тут остановился на ночлег отец Иоанн Кронштадтский. Чудотворец был всеми любимым на Руси. Он тоже был покорен живописными пейзажами и призадумался о возведении обители. Так, в 1896 году появился храм. С этого момента численность населения началась только увеличиваться. Местные жители всей душой полюбили церковь. Если следовать надписи на стенах, то автором возведения обители был протоиерей Михаил Талантов. Его могилу можно встретить за оградой храма. Свято-Гурьевский храм – это традиционная «клетская» обитель.
В роли основы использовался сруб-четверик. Купол состоит из восьми граней, есть два небольших барабана и главка. Композиция имеет форму пирамиды. Поэтому, она смотрится легко и воздушно. С восточной стороны виднеется алтарная апсида, с запада открывается трапезная. Возле входа стоит колокольня, состоящая из трех ярусов. Ее стиль схож с основным зданием. Храм обшит тесом и дополнен декором из лопаток и фрез. Голубоватый цвет обрамлений на фоне белых стен смотрится красиво и утонченно. Такое цветовое решение прекрасно гармонирует с обилием зелени вокруг.
Интерьер был создан еще в начале 90-х годов. Иконостас появился в 1913 году, использовались деньги приходского попечительства. Утвари много, на стенах иконы. Есть церковная библиотека, состоящая из 67 томов книг. Ранее тут была еще приходская школа. В 1936 году церковь закрыли, к правлению пришла советская власть. Данная участь настигла все храмы. Икона Божией Матери для сохранения была перевезена в Свято-Гурьевскую церковь.
Во время службы перед иконой чудесным образом неподалеку образовался родник. Его облагородили и открыли для прихожан. С этого момента люди приезжают сюда со всех регионов России, за водой, оздоровлением, поиска истины и смирения души. Оклад Седмиезерной Смоленской иконы красиво украшен с использованием бисера.
С 2000 года с образом проводятся крестные ходы. Сюда приезжают из таких городов, как Йошкар-Ола, Казань и т.д. Источник отличается целительными свойствами. Многие, приезжая к нему, смогли излечиться от тяжелых болезней. Также при церкви на протяжении длительного времени проводил службы Владимир Аллин. Чудотворец помогал людям исцелять души.
Недалеко от храма есть языческая роща, все деревья в ней украшены разноцветными ленточками. Православие в здешних местах появилось в 16 веке. В данных лесах находились монахи-миссионеры. Они возвели скиты и пропагандировали свою религию. До крещения племена являлись языческими. Поэтому, многие верования до сих пор сохранились среди населения. Здесь до сих пор проживают невоцерковленные современные чимарийцы. Они проводят в священных рощах моления.
Язычники своей верой демонстрируют любовь к матери-природе. Они поклоняются девяти богам. Говорят, в лесу водятся всевозможные высшие и низшие духи. Старейшины говорят, что паломничество последователей чимарий никогда не приостанавливалось и проводится в настоящее время.
Святые источники
Возле храма много чудотворных объектов. Так, животворящий крест помогает излечиться от проблем с опорно-двигательным аппаратом, святые источники исцеляют душу и тело. Здешние чудеса местные жители называют Восьмым чудом света.
Крест в церкви ориентировочно появился в 1925 году. Во время половодья святыня приплыла сюда по реке. Людям с трудом удалось его вытащить из вод. После извлечения сначала святыня была монтирована в храме деревни Искаково. Храм в советский период разгромили, иконы разобрали местные жители по домам, а вот крест остался никому ненужным. Он простоял здесь до 1950 года.
Святой источник Смоленской Божьей Матери – самый часто посещаемый объект. Здесь можно набрать святой воды, поэтому рекомендуется заранее позаботиться о таре. Однажды клуб молодежи принял решение об уничтожении и спиливании креста. Его спили под самый корень и доставили в церковь Казанской иконы Божьей Матери. Ходит легенда, что при спиливании креста источалась кровь, будто он плакал. Сегодня святыня находится в Свято-Гурьевском храме.
Также в деревне популярен Святой источник Серафима Саровского. О роднике тоже ходит легенда. Название ключ приобрел из-за одного необычного случая. В деревне жил мальчик. У него были серьезные проблемы со зрением. Ребенок испытывал сильную боль. Однажды мальчику привиделся во сне старец. Он сказал прийти ему в обозначенное место и умыться водой. Ребенок поступил так, как повелел старец.
После омовения проблемы со зрением исчезли. У ребенка спросили, как выглядел старик. В ответ мальчик указал рукой на образ. Это был лик Серафима Саровского. С этого момента за родником закрепилось данное название. Родник благоустроен для прихожан и сделан в виде купели. Необходимо окунуться в резервуар три раза. Температура воды составляет всего шесть градусов. Поэтому, омовение необходимо проводить быстро и не забывать о наличии теплых полотенец.
На роднике всегда многолюдно, вход является свободным и бесплатным. Единственное, заранее необходимо позаботиться о питании. Еду лучше взять с собой. В прохладную погоду пригодиться термос с горячим чаем.
Озеро Морской глаз
Недалеко от деревни находится водоем под названием Морской глаз, которые тоже очень любят посещать туристы. Поэтому, отдыхая в Петьяле, если останется время, то посетите и это место. Удивительное название у водоема появилось благодаря интересной форме круга. Если смотреть с обрыва, то водоем действительно похож на Морской глаз.
Местность безумно красивая – вековые сосны, равнины и возвышенности. Резервуар имеет внушительную глубину. Она составляет 35 метров. Вода холодная и не превышает двух градусов тепла. Порой на поверхности в жару она способна прогреться до 20-22 градусов. На дне много разнообразных пещер и подземных ключей. За счет них и осуществляется питание озера. По версии ученых резервуар имеет карстовое происхождение.
Есть люди, которые верят в мистику и придерживаются поучительного сказания о мальчике. Он влюбился в девочку. Возлюбленные любили друг друга всей душой. Но оказалось не все так гладко, как им хотелось. Накануне свадьбы жених и невеста узнали, что они брат и сестра. Но несмотря на этот факт пара решила все-таки пожениться. Богам этот факт не понравился. Они разгневались и во время свадебного пира обрушили на пару свое негодование. Земля раскололась и возлюбленные ушли под землю. На месте трагедии вскоре образовалось озеро. Лунными и темными ночами со дна доносятся странные стоны и плач. Хотя ученые в один голос утверждают, что всему виной подземные пустоты под водой.
Река Петьяла или Пёт
Об удивительном водном объекте хочется рассказать подробнее. Общая протяжённость реки составляет 58 километров. Она проходит мимо деревни и принадлежит Верхневолжскому бассейновому округу. Побережье является живописным. Питание осуществляется за счет снега и родников. Половодье является высоким и наступает быстро, затопляя все вокруг.
Местность возле водозабора наполнена сельскохозяйственными угодьями и полями. Много лугов и пастбищ. Левым притоком является речка Люлька. По виду она похожа на небольшой ручеек. Также есть притоки Тош и Пижан. Самый большой подъем воды приходится на вторую половину апреля. Побережье живописно, вокруг красиво, как в сказке. Особенно восхитительна долина Пёткис Сотнурского нагорья. Вокруг много лесов. В них водятся медведи, лисы, зайцы, лоси, белки, куницы. Обитает немало пернатых – голубей, глухарей, рябчиков, бекасов.
Растительный мир является не менее многообразным. А если добраться до устья, то можно попасть на небольшую пасеку. Здесь можно приобрести вкусный мед.
Река Петка популярна тема, что на ней нередко организуются сплавы на байдарках и лодках. Можно воспользоваться катамараном. Но нем далеко не уплывешь. Маршрут начинается от Петьяльского моста и протягивается до самого конца. Сплав начинается с апреля, длится до первой декады мая. Те, кто здесь бывал, говорят, что маршрут проходим. Но новичкам лучше пользоваться помощью инструктора. Местные иногда сплавляются здесь на самодельных плотах на небольшие расстояния.
Путешествие в мир красоты и уединения непременно станет одним из ярких событий в вашей жизни. Деревушка Петьялы недалеко от Казани на карте кажется неприметной, навигатор ее не сразу обнаруживают. Однако здешние места являются по истине уникальными и святыми. Если вы давно находитесь в поисках уединения, хотите насладиться чистым воздухом и окунуться в провинциальную атмосферу, то непременно стоит тут побывать.