храм святителя николая чудотворца шанхай

Шанхай. Церковь Николая Чудотворца.

Свято-Николаевский храм

Карта и ближайшие объекты

храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть фото храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть картинку храм святителя николая чудотворца шанхай. Картинка про храм святителя николая чудотворца шанхай. Фото храм святителя николая чудотворца шанхай

Статьи

По договору между СССР и Китаем, в 1956 году собственность РПЦ в Китае перешла правительству КНР. После чего богослужение в храме прекратилось.

В настоящее время в Свято-Николаевском храме расположился французский ресторан.

Информация с сайта www.wikimapia.org

Военно-приходская церковь свт. Николая Чудотворца, сооруженная и освященная в начале 1934 г. в Шанхае, стала первым храмом-памятником царю Николаю II в истории русского зарубежья. По воспоминаниям бывших русских шанхайцев после 1947 г. Свято-Николаевская церковь стала считаться советской, а после отъезда русских была закрыта китайскими властями и использовалась под склад. Все иконы и церковная утварь были уничтожены. Сейчас здание бывшей Свято-Николаевской церкви тесно окружено современной застройкой, не имеет крестов, несколько изменило свой внешний облик, в киоте на фронтоне колокольни – портрет Мао Цзэдуна, и используется под французский ресторан. Интерьер храма претерпел значительные изменения: появились межэтажное перекрытие, новые росписи со светскими сюжетами. Но сохранились частично прежняя стенопись, мозаичное изображение Пантократора, паникадило и цветные витражи. Сооружение охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник архитектуры.

Сведения об авторе проекта шанхайского храма, который современники считали шедевром современного церковного искусства – архитекторе Александре Ивановиче Яроне фрагментарны и относятся исключительно к российскому периоду. Знаем мы о нем весьма немного. Напротив, в Русском Зарубежье Ярона знали очень хорошо, о чем говорит публикация в сан-францисской газете «Русская жизнь» к 25-летию со дня смерти архитектора.

В Шанхай А. И.Ярон (1874, Санкт-Петербург – 1935, Шанхай) прибыл из Владивостока в 1922 г. Со страниц альманаха “Врата” предстает одаренная и энергичная личность, выделяющаяся своей исключительностью не только в среде русского Шанхая, но и во всей русской эмиграции Дальнего Востока. Он был организатором и председателем первого в Шанхае литературно-художественного объединения “Аполлон”, одним из инициаторов и лектором местного Технического Центра. Профессия архитектора оказалась востребованной в Шанхае: Ярон открыл собственную мастерскую, построил много крупных общественных сооружений, ставших достопримечательностями города, доминантами в городском ландшафте.

Свято-Николаевская церковь служивших в российской армии и флоте памяти царя-мученика Николая II и его августейшей семьи была ключевой в творческой судьбе А. И. Ярона, несравнимо более значимой в духовном смысле, чем все остальное. Храм, завершенный почти за год до смерти архитектора, был поистине любимым детищем его создателя, вложившего в свое последнее творение всю душу и талант. Будучи одним из главных вдохновителей создания храма, он безвозмездно разработал эскизный проект, выполнил рабочие чертежи и возглавил строительство, оплачивая из собственных средств работу всего технического состава.

Идея о сооружении в центре французской концессии Шанхая православного храма-памятника принадлежит генерал-лейтенанту Ф.Л.Глебову. Текст выпущенного в 1932 г. обращения с призывом вносить свою лепту в «возвышенное дело» содержит и смысл особого посвящения храма-памятника: “…созданный нами здесь, на чужбине, храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, будет и памятником великого русского несчастья, памятником наших страданий, нашей тоски по Родине, нашего сердечного раскаяния в содеянных грехах, веры в Бога и в воскресение святой Руси”.

Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 г. Остальной проектно-сметной документации не обнаружено, как и фотоснимка общего вида сооружения, сделанного во второй половине 1930-х гг. и позже. Закладку храма-памятника 18 декабря 1932 г. журнал “Рубеж” прокомментировал как “исключительное в истории Шанхая русское православное торжество”.

Новые веяния в искусстве России в конце XIX – начале ХХ века соотносились в первую очередь с неорусским стилем – национально-романтической версией модерна. Это яркое направление, особенно активно проявившееся в религиозном искусстве – культовом зодчестве, церковной живописи, музыке, продолжило свое бытие за пределами России. Шанхайский храм-памятник, возведенный через полтора десятка лет после “смерти” неорусского стиля в России, творчески развивал его эстетику.

Архитектура храма стоит в одном ряду со многими известными в России храмовыми сооружениями начала ХХ в. в нерусской стилистике, но особенно явно перекликается с одним менее известным конкурсным проектом часовни-памятника в честь 300-летия Дома Романовых в Каменец-Подольске (арх. Д. А. Васильев и М. А. Адамович. Не реализован), будучи при этом оригинальным сооружением.

Оригинальное конструктивное решение с открытым внутрь шатрообразным пространством усиливает в интерьере впечатление устремленности ввысь. Интерьер храма-памятника был тщательно продуман и высокопрофессионально исполнен ведущими мастерами живописи Шанхая. Ярон разработал проекты иконостаса, киотов-памятников, эскизы паникадил, изразцов, мозаичного орнамента плит пола, витражей, дверей, аналоев, подсвечников и т.д. – все в древнерусском стиле. Мозаичное изображение Пантократора в своде центрального купола, иконы по двум сторонам царских врат были также его работы.

Многообразие художественной отделки интерьера: величественные образы святых, лепной декор, изразцы, блеск гравировки и филиграни иконных риз – не разрушало эстетику условности внутреннего пространства храма, воплощавшего современным языком форм заветы аскетичной духовности русской православной церкви. Чудесная красота храма не была подавляющей, а была уютной и теплой. Символичным, как и каждая деталь в этом храме, было цветовое решение куполов: центральный – покрыт мозаикой сине-бирюзового цвета, четыре малых купола темно-синего цвета с золотыми звездами, купол колокольни трех цветов Дома Романовых: белого, оранжевого и черного.

На сегодняшний день можно констатировать незавидное, даже убогое, положение некогда высоко почитаемого русской колонией Шанхая Свято-Николаевского храма-памятника. Включение его в научный оборот явится первым шагом в разрушении пелены незаслуженного забвения замечательного памятника духовно-общественной мысли и созидательной деятельности российской эмиграции на Дальнем Востоке.

С. Левошко. Источник: информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке»

Закладка военно-приходской церкви Свт. Николая Чудотворца в память Николая II в Шанхае состоялась 18 декабря 1932. Это был первый эмигрантский храм в Шанхае. На строительство потребовалось всего 15 месяцев, и 31 марта 1934 храм был освящен. Идея сооружения храма-памятника принадлежала генерал-лейтенанту Ф. Л. Глебову, возглавившему строительный комитет. В сборе пожертвований на строительство храма участвовали как русские эмигранты, так и иностранцы, жившие в Шанхае.

Автором проекта являлся военный инженер и архитектор А. И. Ярон. Церковь построена в неорусском стиле. Композиция и стилистика храма основаны на интерпретации нескольких прототипов, уже ставших традиционными для практики неорусского стиля: древнерусских образцов новгородско-псковской архитектуры XIV–XV вв., а также московской XVI в. Прототип прочитывается ассоциативно, ярко выражена принципиальная установка на вертикализм композиции и башнеобразность силуэта. Образ храма-памятника не суров, его скульптурно-пластичный объем изящен, эмоционально светел и жизнеутверждающ.

Центричный объем состоит из четверика, трехкратно повторяющихся восьмериков, постепенно сужающихся в диаметре и уменьшающихся по высоте, выделенных в самостоятельные объемы прямоугольных притворов со всех сторон, и колокольни. Оригинальное конструктивное решение с открытым внутрь шатрообразным пространством усиливает в интерьере впечатление устремленности ввысь. Бесстолпную схему перекрытия обеспечили оригинальные железобетонные конструкции, разработанные Яроном.

Интерьер храма-памятника был тщательно продуман и высокопрофессионально исполнен. А. И. Ярон сам разработал проекты иконостаса (образ православного города с пятью куполами), киотов-памятников, эскизы паникадил, лепного орнамента, изразцов, мозаичного орнамента пола, прорисовал витражи, двери, ручки, аналои, подсвечники и т.д. – все в древнерусском стиле.

В формировании художественного пространства храма участвовали ведущие русские художники Шанхая. Двенадцать апостолов в простенках между окнами барабана исполнены художником В. А. Засыпкиным. Ниже, в четырех парусах расположены евангелисты в медальонах работы М. А. Кичигина. А. Н. Харитонов расписал иконами и растительным орнаментом аркады, отделяющие приделы. Двунадесятые праздники верхнего яруса иконостаса работы иконописца А. С. Березина.

Справа от иконостаса в правом приделе была создана большая икона Николая Чудотворца, образ которого окружали с двух сторон архангелы Гавриил и Михаил, последний своим пылающим мечом охранял боевые цвета артиллерийских дивизий, находившихся некогда под командованием великих князей Михаила Павловича, Михаила Николаевича и Сергея Михайловича.

Многообразие художественной отделки интерьера не разрушало эстетику условности и декоративизма внутреннего пространства храма, воплощавшего современным языком форм заветы аскетичной духовности русской православной церкви.

Символичным было цветовое решение экстерьера: центральный купол покрыт мозаикой сине-бирюзового цвета, четыре малых купола темно-синего цвета с золотыми звездами. Купол колокольни — трех цветов Дома Романовых: белого, оранжевого и черного. Уникальной была и наружная отделка. Для стен использовался высококачественный облицовочный камень цвета слоновой кости, для деталей – камень серого цвета. Между лопатками четверика – изразцы, в окнах – цветные витражи. На фасаде храма на русском, английском, французском языках большая мраморная доска: «Храм-Памятник Царю Мученику Императору Николаю II-му».

Церковь стала первым храмом-памятником Николаю II и его семье в истории Русского зарубежья. По воспоминаниям бывших русских шанхайцев, после 1947 Свято-Николаевская церковь стала считаться советской, а после отъезда русских была закрыта китайскими властями и использовалась под склад. Все иконы и церковная утварь были уничтожены.

Сейчас храм тесно окружен современной застройкой. Утрачены четыре из девяти куполов. Оставшиеся пять куполов без крестов изменены по форме и цвету, что свидетельствует о проводившейся реконструкции. Еще большие изменения претерпел интерьер. Появилось межэтажное перекрытие на уровне пят подпружных арок, храмовое пространство разделено на два этажа. Сохранились лишь паникадило и цветные витражи. До середины 2000-х здание храма использовалось под престижный в городе ресторан.

После реконструкции здания в конце 2000-х, его внешний облик и интерьер, если и не вернулся к прежнему, то явно изменился к лучшему. Главным фактором положительных изменений стала договоренность между Россией и КНР в отношении использования здания верующими по его прямому назначению хотя бы большим церковным праздникам. Появилась возможность для православных прихожан, русских и китайских, посещать службы на русском языке. Сооружение признано памятником архитектуры и охраняется Шанхайским муниципалитетом. Можно сказать, что памятник духовно-общественной мысли и творческой деятельности русской эмиграции в 1930-е на Дальнем Востоке понемногу возвращается из незаслуженного забвения.

Источник

Храм в честь памяти царя Николая Второго – в центре Шанхая

храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть фото храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть картинку храм святителя николая чудотворца шанхай. Картинка про храм святителя николая чудотворца шанхай. Фото храм святителя николая чудотворца шанхай

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Свято-Николаевский храм-памятник

Адрес: 16 Gaolan Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1934
Нынешнее состояние: статус не определен

Русский православный храм на тихой улочке Gaolan Road почти незаметен: летом его голубые купола полностью скрывает листва разросшихся платанов, а сбоку примостилось кафе с террасой. Между тем этот храм – одно из немногих сохранившихся характерно русских сооружений Шанхая, к тому же расположен он в центре бывшего Французского района, где проживало большинство русских эмигрантов.

Свято-Николаевский храм-памятник (上海圣尼古拉堂) был выстроен чуть более, чем за год, в 1932–1934 годах, на деньги русского сообщества. Главную роль в сборах средств сыграла инициатива русского офицерства во главе с генералом-лейтенантом Глебовым, а также добровольный труд архитектора и инженеров. Проект и сооружение храма увенчало долгую и плодотворную карьеру архитектора Александра Ивановича Ярона, чьи творения (многоквартирные дома и особняки) до сих пор украшают центральные улицы Шанхая. Спустя год после завершения работ над храмом Ярон умер в возрасте 60 лет.

Храм увенчали девять малых темно-синих и позолоченных куполов и главный мозаичный, бирюзового цвета. Купол колокольни, выходящей на Rue Corneille (Gaolan Lu), был окрашен в цвета рода Романовых – белый, оранжевый и черный. Ведущие художники и иконописцы Шанхая, включая М. Кичигина, В. Засыпкина, А. Березина, А. Харитонова и А. Ярона (сына архитектора) приложили руку к росписи внутреннего пространства.

Во время второй мировой войны, когда в русском сообществе Шанхая обозначились лагеря «пораженцев» и «оборонцев», храм возведенный в честь памяти царя Николая Второго стал оплотом и центром деятельности монархистов. А в 1955 году, после исхода русской диаспоры из Шанхая, храм закрылся. В годы Культурной революции в нишу для иконы на колокольне вписали портрет Великого Кормчего, с целью отвести от храма внимание хунвэйбинов. Но за годы коммунизма была закрашена вся настенная декоративная роспись и работы русских иконописцев, пропали все купола.

В 2000-е годы снесенные купола частично восстановили в упрощенном виде, но нанесли ущерб другого рода: храм был адаптирован под устройство в нем ресторана Ashanti Dome. Подкупольное пространство разделили поперечно на два этажа, а на месте бывшей росписи расположили картины в псевдо-итальянском стиле. Ресторана больше нет, и в течение последних нескольких лет храм открывался для богослужений дважды в год, на Рождество и на Пасху.

Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).
Для заглавной иллюстрации использована фотография храма в 1990-е. Фото: Tess Johnston.

Источник

Православная Жизнь

Храм святителя Николая Чудотворца (Николаевская церковь, кит. 圣尼古拉堂) — храм Китайской Автономной Православной Церкви, расположенный в Шанхае. Построен в 1935 году как военно-приходская церковь, получил статус храма-памятника императору Николаю II. Сооружение охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник архитектуры.

храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть фото храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть картинку храм святителя николая чудотворца шанхай. Картинка про храм святителя николая чудотворца шанхай. Фото храм святителя николая чудотворца шанхай

После революции в Китай устремился поток русских беженцев из России. Немало оказалось их и в Шанхае.

Инициатором строительства первого православного храма в Шанхае был генерал-лейтенант Фаддей Глебов, который и организовал сбор средств. Текст выпущенного в 1932 году обращения с призывом вносить свою лепту в «возвышенное дело» содержит и смысл особого посвящения храма-памятника: «созданный нами здесь, на чужбине, храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, будет и памятником великого русского несчастья, памятником наших страданий, нашей тоски по Родине, нашего сердечного раскаяния в содеянных грехах, веры в Бога и в воскресение святой Руси». Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 года. Проект храма был безвозмездно составлен архитектором Александром Яроном, который не только руководил работами, но и оплачивал из собственных средств работу всего технического персонала.

храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть фото храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть картинку храм святителя николая чудотворца шанхай. Картинка про храм святителя николая чудотворца шанхай. Фото храм святителя николая чудотворца шанхай

В 1949 года большая часть русских эмигрантов покинули Шанхай. В августе 1955 года церковь была закрыта.

В 1965 году, после смерти последнего православного архиерея Китайской Православной Церкви епископа Шанхайского Симеона (Ду), все православные храмы в Шанхае были закрыты китайскими властями, храмовые здания были национализированы, объявлены архитектурными памятниками и взяты под охрану. Во времена «культурной революции» в Китае в закрытом храме размещалась прачечная. Уцелеть во время бесчинств хунвэйбинов храму помог размещённый неизвестным в киоте на фронтоне колокольни портрет Мао Цзэдуна. По словам православного китайца Иоанна Чена «некто сказал мне, что во времена культурной революции фрески были не сбиты, а покрыты побелкой. Позже стены оштукатурили. Возможно, фрески подлежат восстановлению, но я не уверен».

На протяжении более 20 лет Николаевский храм использовался как склад. Позднее в самом соборе разместилась биржа, а в конце 1990-х годов в притворе собора был устроен ресторан итальянской кухни и ночной клуб. В 2002 году Иоанн Чен так описывал это: «Француз — владелец ресторана заштукатурил все фрески, и кто-то нарисовал поверх раздетых языческих богинь. Один христианин рассказывал мне, что когда он и несколько его товарищей вошли туда, они перекрестились со словами: „Господи, помилуй, что же это случилось? Здесь была икона святителя Николая, здесь была Матерь Божия, но что здесь теперь — женщины без одежды!“. Хозяин также поставил стол в алтаре. Странно, но этот стол более дорогой, чем другие. Когда я беседовал с ним обо всем этом, он сказал: „Я заплатил правительству за это здание. Если вы хотите получить его, то должны заплатить вдвое больше“»; «Здание разделено на два этажа, но не составит особого труда убрать этот фальшивый потолок. В алтаре все осталось нетронутым, кроме, разумеется, иконостаса и престола — они отсутствуют».

храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть фото храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть картинку храм святителя николая чудотворца шанхай. Картинка про храм святителя николая чудотворца шанхай. Фото храм святителя николая чудотворца шанхай

В 2002 году Русский клуб в Шанхае при поддержке генерального консульства России организовал сбор подписей с просьбой о выселении увеселительных заведений из помещений Никольского храма и собора иконы Божией Матери «Споручница грешных». Просьба соотечественников, поддержанная руководством Русской Православной Церкви и российского государства, была частично удовлетворена: из кафедрального собора был выведен ночной клуб, сам собор после реставрации превращён в выставочный зал.

В 2005 году в Шанхае сформировалась православная община, в Генеральном консульстве России начали проводиться регулярные богослужения, которые возглавил приехавший из Москвы протоиерей Алексий Киселевич. Переговоры о возобновлении церковной деятельности в двух оставшихся в Шанхае православных храмах серьёзно продвинулись после принятия в 2007 году закона, разрешающего коллективные богослужения иностранцев на территории КНР.

Вопрос о возобновлении богослужений в одном из исторических храмов Шанхая в период Всемирной выставки ЭКСПО-2010 поднимался и в ходе посещения города делегацией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации во главе с архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) 20 декабря 2009 года. Тогда члены делегации совершили в Никольском храме краткую молитву и пропели песнопения в честь Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. После этого визита православными жителями Шанхая были собраны сотни подписей под просьбой о предоставлении храма для совершения служб. В сборе подписей приняли участие не только россияне, но и граждане Украины, Белоруссии, Сербии, Румынии, Болгарии и других стран.

С мая по ноябрь 2010 года, на период проведения в Шанхае Всемирной выставки ЭКСПО, церковь была передана шанхайской общине Русской Православной Церкви в аренду на выходные и праздничные дни, по будням в храме по-прежнему работал ресторан. 9 мая 2010 года протоиерей Алексий Киселевич впервые после полувекового перерыва совершил в Никольском храме-памятнике богослужение.

храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть фото храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть картинку храм святителя николая чудотворца шанхай. Картинка про храм святителя николая чудотворца шанхай. Фото храм святителя николая чудотворца шанхай

15 апреля 2012 года после годового перерыва, связанного с отсутствием разрешения со стороны властей, храме состоялось праздничное Пасхальное богослужение. В храм пришло более 300 «русских шанхайцев», из них причастников более 160 человек. Впервые за все с момента возобновления служб, храм не смог вместить всех желающих. К 11 часам дня часть из них из-за недостатка места переместилась даже на проезжую часть. Несмотря на это, судьба храма остаётся под вопросом. В том же году году в его помещениях возобновило свою работу кафе.

23 июня 2012 года в храме совершил богослужение председатель РВЦС Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), которому сослужили настоятель православной общины Шанхая протоиерей Алексий Киселевич и клирики Китайской Автономной Православной Церкви иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. После Литургии митрополит Иларион обратился со словами благодарности к иерею Михаилу и другим православным китайским верующим, «которые, несмотря на все трудности и препятствия, твердо пронесли по жизни православную веру».

В настоящее время регулярные богослужения в храме не проводятся.

Источник

Храм святителя Николая Чудотворца (Шанхай)

храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть фото храм святителя николая чудотворца шанхай. Смотреть картинку храм святителя николая чудотворца шанхай. Картинка про храм святителя николая чудотворца шанхай. Фото храм святителя николая чудотворца шанхай

Храм святителя Николая Чудотворца (Николаевская церковь, кит. 圣尼古拉堂) — храм Китайской Автономной Православной Церкви, расположенный в Шанхае. Построен в 1935 году как военно-приходская церковь, получил статус храма-памятника императору Николаю II. Сооружение охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник архитектуры.

Содержание

История [ править ]

После революции в Китай устремился поток русских беженцев из России. Немало оказалось их и в Шанхае.

Инициатором строительства первого православного храма в Шанхае был генерал-лейтенант Фаддей Глебов, который и организовал сбор средств. Текст выпущенного в 1932 году обращения с призывом вносить свою лепту в «возвышенное дело» содержит и смысл особого посвящения храма-памятника: «созданный нами здесь, на чужбине, храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, будет и памятником великого русского несчастья, памятником наших страданий, нашей тоски по Родине, нашего сердечного раскаяния в содеянных грехах, веры в Бога и в воскресение святой Руси». Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 года. Проект храма был безвозмездно составлен архитектором Александром Яроном, который не только руководил работами, но и оплачивал из собственных средств работу всего технического персонала.

В 1949 года большая часть русских эмигрантов покинули Шанхай. В августе 1955 года церковь была закрыта.

В 1965 году, после смерти последнего православного архиерея Китайской Православной Церкви епископа Шанхайского Симеона (Ду), все православные храмы в Шанхае были закрыты китайскими властями, храмовые здания были национализированы, объявлены архитектурными памятниками и взяты под охрану. Во времена «культурной революции» в Китае в закрытом храме размещалась прачечная. Уцелеть во время бесчинств хунвэйбинов храму помог размещённый неизвестным в киоте на фронтоне колокольни портрет Мао Цзэдуна. По словам православного китайца Иоанна Чена «некто сказал мне, что во времена культурной революции фрески были не сбиты, а покрыты побелкой. Позже стены оштукатурили. Возможно, фрески подлежат восстановлению, но я не уверен».

На протяжении более 20 лет Николаевский храм использовался как склад. Позднее в самом соборе разместилась биржа, а в конце 1990-х годов в притворе собора был устроен ресторан итальянской кухни и ночной клуб. В 2002 году Иоанн Чен так описывал это: «Француз — владелец ресторана заштукатурил все фрески, и кто-то нарисовал поверх раздетых языческих богинь. Один христианин рассказывал мне, что когда он и несколько его товарищей вошли туда, они перекрестились со словами: „Господи, помилуй, что же это случилось? Здесь была икона святителя Николая, здесь была Матерь Божия, но что здесь теперь — женщины без одежды!“. Хозяин также поставил стол в алтаре. Странно, но этот стол более дорогой, чем другие. Когда я беседовал с ним обо всем этом, он сказал: „Я заплатил правительству за это здание. Если вы хотите получить его, то должны заплатить вдвое больше“»; «Здание разделено на два этажа, но не составит особого труда убрать этот фальшивый потолок. В алтаре все осталось нетронутым, кроме, разумеется, иконостаса и престола — они отсутствуют».

В 2002 году Русский клуб в Шанхае при поддержке генерального консульства России организовал сбор подписей с просьбой о выселении увеселительных заведений из помещений Никольского храма и собора иконы Божией Матери «Споручница грешных». Просьба соотечественников, поддержанная руководством Русской Православной Церкви и российского государства, была частично удовлетворена: из кафедрального собора был выведен ночной клуб, сам собор после реставрации превращён в выставочный зал.

В 2005 году в Шанхае сформировалась православная община, в Генеральном консульстве России начали проводиться регулярные богослужения, которые возглавил приехавший из Москвы протоиерей Алексий Киселевич. Переговоры о возобновлении церковной деятельности в двух оставшихся в Шанхае православных храмах серьёзно продвинулись после принятия в 2007 году закона, разрешающего коллективные богослужения иностранцев на территории КНР.

Вопрос о возобновлении богослужений в одном из исторических храмов Шанхая в период Всемирной выставки ЭКСПО-2010 поднимался и в ходе посещения города делегацией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации во главе с архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) 20 декабря 2009 года. Тогда члены делегации совершили в Никольском храме краткую молитву и пропели песнопения в честь Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. После этого визита православными жителями Шанхая были собраны сотни подписей под просьбой о предоставлении храма для совершения служб. В сборе подписей приняли участие не только россияне, но и граждане Украины, Белоруссии, Сербии, Румынии, Болгарии и других стран.

С мая по ноябрь 2010 года, на период проведения в Шанхае Всемирной выставки ЭКСПО, церковь была передана шанхайской общине Русской Православной Церкви в аренду на выходные и праздничные дни, по будням в храме по-прежнему работал ресторан. 9 мая 2010 года протоиерей Алексий Киселевич впервые после полувекового перерыва совершил в Никольском храме-памятнике богослужение.

15 апреля 2012 года после годового перерыва, связанного с отсутствием разрешения со стороны властей, храме состоялось праздничное Пасхальное богослужение. В храм пришло более 300 «русских шанхайцев», из них причастников более 160 человек. Впервые за все с момента возобновления служб, храм не смог вместить всех желающих. К 11 часам дня часть из них из-за недостатка места переместилась даже на проезжую часть. Несмотря на это, судьба храма остаётся под вопросом. В том же году году в его помещениях возобновило свою работу кафе.

23 июня 2012 года в храме совершил богослужение председатель РВЦС Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), которому сослужили настоятель православной общины Шанхая протоиерей Алексий Киселевич и клирики Китайской Автономной Православной Церкви иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. После Литургии митрополит Иларион обратился со словами благодарности к иерею Михаилу и другим православным китайским верующим, «которые, несмотря на все трудности и препятствия, твердо пронесли по жизни православную веру».

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Китай, 16 Gaolan rd., Luwan district, Shanghai, China

Паломнику [ править ]

В настоящее время регулярные богослужения в храме не проводятся.

Еженедельные богослужения в Шанхае проводятся в помещении Генерального консульства России в Шанхае.

Адрес: Генеральное консульство РФ в Шанхае, 黄埔路20号, (20, Huangpu rd.)

Для связи: Протоиерей Алексий Киселевич, клирик РПЦ МП, телефон 13052172738

В связи с особенностями китайского законодательства, для участия в богослужениях приглашаются только российские и иностранные граждане. При себе необходимо иметь действительный загранпаспорт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *