храм святителя николая чудотворца шанхай
Шанхай. Церковь Николая Чудотворца.
Свято-Николаевский храм
Карта и ближайшие объекты
Статьи
По договору между СССР и Китаем, в 1956 году собственность РПЦ в Китае перешла правительству КНР. После чего богослужение в храме прекратилось.
В настоящее время в Свято-Николаевском храме расположился французский ресторан.
Информация с сайта www.wikimapia.org
Военно-приходская церковь свт. Николая Чудотворца, сооруженная и освященная в начале 1934 г. в Шанхае, стала первым храмом-памятником царю Николаю II в истории русского зарубежья. По воспоминаниям бывших русских шанхайцев после 1947 г. Свято-Николаевская церковь стала считаться советской, а после отъезда русских была закрыта китайскими властями и использовалась под склад. Все иконы и церковная утварь были уничтожены. Сейчас здание бывшей Свято-Николаевской церкви тесно окружено современной застройкой, не имеет крестов, несколько изменило свой внешний облик, в киоте на фронтоне колокольни – портрет Мао Цзэдуна, и используется под французский ресторан. Интерьер храма претерпел значительные изменения: появились межэтажное перекрытие, новые росписи со светскими сюжетами. Но сохранились частично прежняя стенопись, мозаичное изображение Пантократора, паникадило и цветные витражи. Сооружение охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник архитектуры.
Сведения об авторе проекта шанхайского храма, который современники считали шедевром современного церковного искусства – архитекторе Александре Ивановиче Яроне фрагментарны и относятся исключительно к российскому периоду. Знаем мы о нем весьма немного. Напротив, в Русском Зарубежье Ярона знали очень хорошо, о чем говорит публикация в сан-францисской газете «Русская жизнь» к 25-летию со дня смерти архитектора.
В Шанхай А. И.Ярон (1874, Санкт-Петербург – 1935, Шанхай) прибыл из Владивостока в 1922 г. Со страниц альманаха “Врата” предстает одаренная и энергичная личность, выделяющаяся своей исключительностью не только в среде русского Шанхая, но и во всей русской эмиграции Дальнего Востока. Он был организатором и председателем первого в Шанхае литературно-художественного объединения “Аполлон”, одним из инициаторов и лектором местного Технического Центра. Профессия архитектора оказалась востребованной в Шанхае: Ярон открыл собственную мастерскую, построил много крупных общественных сооружений, ставших достопримечательностями города, доминантами в городском ландшафте.
Свято-Николаевская церковь служивших в российской армии и флоте памяти царя-мученика Николая II и его августейшей семьи была ключевой в творческой судьбе А. И. Ярона, несравнимо более значимой в духовном смысле, чем все остальное. Храм, завершенный почти за год до смерти архитектора, был поистине любимым детищем его создателя, вложившего в свое последнее творение всю душу и талант. Будучи одним из главных вдохновителей создания храма, он безвозмездно разработал эскизный проект, выполнил рабочие чертежи и возглавил строительство, оплачивая из собственных средств работу всего технического состава.
Идея о сооружении в центре французской концессии Шанхая православного храма-памятника принадлежит генерал-лейтенанту Ф.Л.Глебову. Текст выпущенного в 1932 г. обращения с призывом вносить свою лепту в «возвышенное дело» содержит и смысл особого посвящения храма-памятника: “…созданный нами здесь, на чужбине, храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, будет и памятником великого русского несчастья, памятником наших страданий, нашей тоски по Родине, нашего сердечного раскаяния в содеянных грехах, веры в Бога и в воскресение святой Руси”.
Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 г. Остальной проектно-сметной документации не обнаружено, как и фотоснимка общего вида сооружения, сделанного во второй половине 1930-х гг. и позже. Закладку храма-памятника 18 декабря 1932 г. журнал “Рубеж” прокомментировал как “исключительное в истории Шанхая русское православное торжество”.
Новые веяния в искусстве России в конце XIX – начале ХХ века соотносились в первую очередь с неорусским стилем – национально-романтической версией модерна. Это яркое направление, особенно активно проявившееся в религиозном искусстве – культовом зодчестве, церковной живописи, музыке, продолжило свое бытие за пределами России. Шанхайский храм-памятник, возведенный через полтора десятка лет после “смерти” неорусского стиля в России, творчески развивал его эстетику.
Архитектура храма стоит в одном ряду со многими известными в России храмовыми сооружениями начала ХХ в. в нерусской стилистике, но особенно явно перекликается с одним менее известным конкурсным проектом часовни-памятника в честь 300-летия Дома Романовых в Каменец-Подольске (арх. Д. А. Васильев и М. А. Адамович. Не реализован), будучи при этом оригинальным сооружением.
Оригинальное конструктивное решение с открытым внутрь шатрообразным пространством усиливает в интерьере впечатление устремленности ввысь. Интерьер храма-памятника был тщательно продуман и высокопрофессионально исполнен ведущими мастерами живописи Шанхая. Ярон разработал проекты иконостаса, киотов-памятников, эскизы паникадил, изразцов, мозаичного орнамента плит пола, витражей, дверей, аналоев, подсвечников и т.д. – все в древнерусском стиле. Мозаичное изображение Пантократора в своде центрального купола, иконы по двум сторонам царских врат были также его работы.
Многообразие художественной отделки интерьера: величественные образы святых, лепной декор, изразцы, блеск гравировки и филиграни иконных риз – не разрушало эстетику условности внутреннего пространства храма, воплощавшего современным языком форм заветы аскетичной духовности русской православной церкви. Чудесная красота храма не была подавляющей, а была уютной и теплой. Символичным, как и каждая деталь в этом храме, было цветовое решение куполов: центральный – покрыт мозаикой сине-бирюзового цвета, четыре малых купола темно-синего цвета с золотыми звездами, купол колокольни трех цветов Дома Романовых: белого, оранжевого и черного.
На сегодняшний день можно констатировать незавидное, даже убогое, положение некогда высоко почитаемого русской колонией Шанхая Свято-Николаевского храма-памятника. Включение его в научный оборот явится первым шагом в разрушении пелены незаслуженного забвения замечательного памятника духовно-общественной мысли и созидательной деятельности российской эмиграции на Дальнем Востоке.
С. Левошко. Источник: информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке»
Закладка военно-приходской церкви Свт. Николая Чудотворца в память Николая II в Шанхае состоялась 18 декабря 1932. Это был первый эмигрантский храм в Шанхае. На строительство потребовалось всего 15 месяцев, и 31 марта 1934 храм был освящен. Идея сооружения храма-памятника принадлежала генерал-лейтенанту Ф. Л. Глебову, возглавившему строительный комитет. В сборе пожертвований на строительство храма участвовали как русские эмигранты, так и иностранцы, жившие в Шанхае.
Автором проекта являлся военный инженер и архитектор А. И. Ярон. Церковь построена в неорусском стиле. Композиция и стилистика храма основаны на интерпретации нескольких прототипов, уже ставших традиционными для практики неорусского стиля: древнерусских образцов новгородско-псковской архитектуры XIV–XV вв., а также московской XVI в. Прототип прочитывается ассоциативно, ярко выражена принципиальная установка на вертикализм композиции и башнеобразность силуэта. Образ храма-памятника не суров, его скульптурно-пластичный объем изящен, эмоционально светел и жизнеутверждающ.
Центричный объем состоит из четверика, трехкратно повторяющихся восьмериков, постепенно сужающихся в диаметре и уменьшающихся по высоте, выделенных в самостоятельные объемы прямоугольных притворов со всех сторон, и колокольни. Оригинальное конструктивное решение с открытым внутрь шатрообразным пространством усиливает в интерьере впечатление устремленности ввысь. Бесстолпную схему перекрытия обеспечили оригинальные железобетонные конструкции, разработанные Яроном.
Интерьер храма-памятника был тщательно продуман и высокопрофессионально исполнен. А. И. Ярон сам разработал проекты иконостаса (образ православного города с пятью куполами), киотов-памятников, эскизы паникадил, лепного орнамента, изразцов, мозаичного орнамента пола, прорисовал витражи, двери, ручки, аналои, подсвечники и т.д. – все в древнерусском стиле.
В формировании художественного пространства храма участвовали ведущие русские художники Шанхая. Двенадцать апостолов в простенках между окнами барабана исполнены художником В. А. Засыпкиным. Ниже, в четырех парусах расположены евангелисты в медальонах работы М. А. Кичигина. А. Н. Харитонов расписал иконами и растительным орнаментом аркады, отделяющие приделы. Двунадесятые праздники верхнего яруса иконостаса работы иконописца А. С. Березина.
Справа от иконостаса в правом приделе была создана большая икона Николая Чудотворца, образ которого окружали с двух сторон архангелы Гавриил и Михаил, последний своим пылающим мечом охранял боевые цвета артиллерийских дивизий, находившихся некогда под командованием великих князей Михаила Павловича, Михаила Николаевича и Сергея Михайловича.
Многообразие художественной отделки интерьера не разрушало эстетику условности и декоративизма внутреннего пространства храма, воплощавшего современным языком форм заветы аскетичной духовности русской православной церкви.
Символичным было цветовое решение экстерьера: центральный купол покрыт мозаикой сине-бирюзового цвета, четыре малых купола темно-синего цвета с золотыми звездами. Купол колокольни — трех цветов Дома Романовых: белого, оранжевого и черного. Уникальной была и наружная отделка. Для стен использовался высококачественный облицовочный камень цвета слоновой кости, для деталей – камень серого цвета. Между лопатками четверика – изразцы, в окнах – цветные витражи. На фасаде храма на русском, английском, французском языках большая мраморная доска: «Храм-Памятник Царю Мученику Императору Николаю II-му».
Церковь стала первым храмом-памятником Николаю II и его семье в истории Русского зарубежья. По воспоминаниям бывших русских шанхайцев, после 1947 Свято-Николаевская церковь стала считаться советской, а после отъезда русских была закрыта китайскими властями и использовалась под склад. Все иконы и церковная утварь были уничтожены.
Сейчас храм тесно окружен современной застройкой. Утрачены четыре из девяти куполов. Оставшиеся пять куполов без крестов изменены по форме и цвету, что свидетельствует о проводившейся реконструкции. Еще большие изменения претерпел интерьер. Появилось межэтажное перекрытие на уровне пят подпружных арок, храмовое пространство разделено на два этажа. Сохранились лишь паникадило и цветные витражи. До середины 2000-х здание храма использовалось под престижный в городе ресторан.
После реконструкции здания в конце 2000-х, его внешний облик и интерьер, если и не вернулся к прежнему, то явно изменился к лучшему. Главным фактором положительных изменений стала договоренность между Россией и КНР в отношении использования здания верующими по его прямому назначению хотя бы большим церковным праздникам. Появилась возможность для православных прихожан, русских и китайских, посещать службы на русском языке. Сооружение признано памятником архитектуры и охраняется Шанхайским муниципалитетом. Можно сказать, что памятник духовно-общественной мысли и творческой деятельности русской эмиграции в 1930-е на Дальнем Востоке понемногу возвращается из незаслуженного забвения.
Храм в честь памяти царя Николая Второго – в центре Шанхая
Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.
Свято-Николаевский храм-памятник
Адрес: 16 Gaolan Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1934
Нынешнее состояние: статус не определен
Русский православный храм на тихой улочке Gaolan Road почти незаметен: летом его голубые купола полностью скрывает листва разросшихся платанов, а сбоку примостилось кафе с террасой. Между тем этот храм – одно из немногих сохранившихся характерно русских сооружений Шанхая, к тому же расположен он в центре бывшего Французского района, где проживало большинство русских эмигрантов.
Свято-Николаевский храм-памятник (上海圣尼古拉堂) был выстроен чуть более, чем за год, в 1932–1934 годах, на деньги русского сообщества. Главную роль в сборах средств сыграла инициатива русского офицерства во главе с генералом-лейтенантом Глебовым, а также добровольный труд архитектора и инженеров. Проект и сооружение храма увенчало долгую и плодотворную карьеру архитектора Александра Ивановича Ярона, чьи творения (многоквартирные дома и особняки) до сих пор украшают центральные улицы Шанхая. Спустя год после завершения работ над храмом Ярон умер в возрасте 60 лет.
Храм увенчали девять малых темно-синих и позолоченных куполов и главный мозаичный, бирюзового цвета. Купол колокольни, выходящей на Rue Corneille (Gaolan Lu), был окрашен в цвета рода Романовых – белый, оранжевый и черный. Ведущие художники и иконописцы Шанхая, включая М. Кичигина, В. Засыпкина, А. Березина, А. Харитонова и А. Ярона (сына архитектора) приложили руку к росписи внутреннего пространства.
Во время второй мировой войны, когда в русском сообществе Шанхая обозначились лагеря «пораженцев» и «оборонцев», храм возведенный в честь памяти царя Николая Второго стал оплотом и центром деятельности монархистов. А в 1955 году, после исхода русской диаспоры из Шанхая, храм закрылся. В годы Культурной революции в нишу для иконы на колокольне вписали портрет Великого Кормчего, с целью отвести от храма внимание хунвэйбинов. Но за годы коммунизма была закрашена вся настенная декоративная роспись и работы русских иконописцев, пропали все купола.
В 2000-е годы снесенные купола частично восстановили в упрощенном виде, но нанесли ущерб другого рода: храм был адаптирован под устройство в нем ресторана Ashanti Dome. Подкупольное пространство разделили поперечно на два этажа, а на месте бывшей росписи расположили картины в псевдо-итальянском стиле. Ресторана больше нет, и в течение последних нескольких лет храм открывался для богослужений дважды в год, на Рождество и на Пасху.
Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).
Для заглавной иллюстрации использована фотография храма в 1990-е. Фото: Tess Johnston.
Православная Жизнь
Храм святителя Николая Чудотворца (Николаевская церковь, кит. 圣尼古拉堂) — храм Китайской Автономной Православной Церкви, расположенный в Шанхае. Построен в 1935 году как военно-приходская церковь, получил статус храма-памятника императору Николаю II. Сооружение охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник архитектуры.
После революции в Китай устремился поток русских беженцев из России. Немало оказалось их и в Шанхае.
Инициатором строительства первого православного храма в Шанхае был генерал-лейтенант Фаддей Глебов, который и организовал сбор средств. Текст выпущенного в 1932 году обращения с призывом вносить свою лепту в «возвышенное дело» содержит и смысл особого посвящения храма-памятника: «созданный нами здесь, на чужбине, храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, будет и памятником великого русского несчастья, памятником наших страданий, нашей тоски по Родине, нашего сердечного раскаяния в содеянных грехах, веры в Бога и в воскресение святой Руси». Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 года. Проект храма был безвозмездно составлен архитектором Александром Яроном, который не только руководил работами, но и оплачивал из собственных средств работу всего технического персонала.
В 1949 года большая часть русских эмигрантов покинули Шанхай. В августе 1955 года церковь была закрыта.
В 1965 году, после смерти последнего православного архиерея Китайской Православной Церкви епископа Шанхайского Симеона (Ду), все православные храмы в Шанхае были закрыты китайскими властями, храмовые здания были национализированы, объявлены архитектурными памятниками и взяты под охрану. Во времена «культурной революции» в Китае в закрытом храме размещалась прачечная. Уцелеть во время бесчинств хунвэйбинов храму помог размещённый неизвестным в киоте на фронтоне колокольни портрет Мао Цзэдуна. По словам православного китайца Иоанна Чена «некто сказал мне, что во времена культурной революции фрески были не сбиты, а покрыты побелкой. Позже стены оштукатурили. Возможно, фрески подлежат восстановлению, но я не уверен».
На протяжении более 20 лет Николаевский храм использовался как склад. Позднее в самом соборе разместилась биржа, а в конце 1990-х годов в притворе собора был устроен ресторан итальянской кухни и ночной клуб. В 2002 году Иоанн Чен так описывал это: «Француз — владелец ресторана заштукатурил все фрески, и кто-то нарисовал поверх раздетых языческих богинь. Один христианин рассказывал мне, что когда он и несколько его товарищей вошли туда, они перекрестились со словами: „Господи, помилуй, что же это случилось? Здесь была икона святителя Николая, здесь была Матерь Божия, но что здесь теперь — женщины без одежды!“. Хозяин также поставил стол в алтаре. Странно, но этот стол более дорогой, чем другие. Когда я беседовал с ним обо всем этом, он сказал: „Я заплатил правительству за это здание. Если вы хотите получить его, то должны заплатить вдвое больше“»; «Здание разделено на два этажа, но не составит особого труда убрать этот фальшивый потолок. В алтаре все осталось нетронутым, кроме, разумеется, иконостаса и престола — они отсутствуют».
В 2002 году Русский клуб в Шанхае при поддержке генерального консульства России организовал сбор подписей с просьбой о выселении увеселительных заведений из помещений Никольского храма и собора иконы Божией Матери «Споручница грешных». Просьба соотечественников, поддержанная руководством Русской Православной Церкви и российского государства, была частично удовлетворена: из кафедрального собора был выведен ночной клуб, сам собор после реставрации превращён в выставочный зал.
В 2005 году в Шанхае сформировалась православная община, в Генеральном консульстве России начали проводиться регулярные богослужения, которые возглавил приехавший из Москвы протоиерей Алексий Киселевич. Переговоры о возобновлении церковной деятельности в двух оставшихся в Шанхае православных храмах серьёзно продвинулись после принятия в 2007 году закона, разрешающего коллективные богослужения иностранцев на территории КНР.
Вопрос о возобновлении богослужений в одном из исторических храмов Шанхая в период Всемирной выставки ЭКСПО-2010 поднимался и в ходе посещения города делегацией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации во главе с архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) 20 декабря 2009 года. Тогда члены делегации совершили в Никольском храме краткую молитву и пропели песнопения в честь Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. После этого визита православными жителями Шанхая были собраны сотни подписей под просьбой о предоставлении храма для совершения служб. В сборе подписей приняли участие не только россияне, но и граждане Украины, Белоруссии, Сербии, Румынии, Болгарии и других стран.
С мая по ноябрь 2010 года, на период проведения в Шанхае Всемирной выставки ЭКСПО, церковь была передана шанхайской общине Русской Православной Церкви в аренду на выходные и праздничные дни, по будням в храме по-прежнему работал ресторан. 9 мая 2010 года протоиерей Алексий Киселевич впервые после полувекового перерыва совершил в Никольском храме-памятнике богослужение.
15 апреля 2012 года после годового перерыва, связанного с отсутствием разрешения со стороны властей, храме состоялось праздничное Пасхальное богослужение. В храм пришло более 300 «русских шанхайцев», из них причастников более 160 человек. Впервые за все с момента возобновления служб, храм не смог вместить всех желающих. К 11 часам дня часть из них из-за недостатка места переместилась даже на проезжую часть. Несмотря на это, судьба храма остаётся под вопросом. В том же году году в его помещениях возобновило свою работу кафе.
23 июня 2012 года в храме совершил богослужение председатель РВЦС Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), которому сослужили настоятель православной общины Шанхая протоиерей Алексий Киселевич и клирики Китайской Автономной Православной Церкви иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. После Литургии митрополит Иларион обратился со словами благодарности к иерею Михаилу и другим православным китайским верующим, «которые, несмотря на все трудности и препятствия, твердо пронесли по жизни православную веру».
В настоящее время регулярные богослужения в храме не проводятся.
Храм святителя Николая Чудотворца (Шанхай)
Храм святителя Николая Чудотворца (Николаевская церковь, кит. 圣尼古拉堂) — храм Китайской Автономной Православной Церкви, расположенный в Шанхае. Построен в 1935 году как военно-приходская церковь, получил статус храма-памятника императору Николаю II. Сооружение охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник архитектуры.
Содержание
История [ править ]
После революции в Китай устремился поток русских беженцев из России. Немало оказалось их и в Шанхае.
Инициатором строительства первого православного храма в Шанхае был генерал-лейтенант Фаддей Глебов, который и организовал сбор средств. Текст выпущенного в 1932 году обращения с призывом вносить свою лепту в «возвышенное дело» содержит и смысл особого посвящения храма-памятника: «созданный нами здесь, на чужбине, храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, будет и памятником великого русского несчастья, памятником наших страданий, нашей тоски по Родине, нашего сердечного раскаяния в содеянных грехах, веры в Бога и в воскресение святой Руси». Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 года. Проект храма был безвозмездно составлен архитектором Александром Яроном, который не только руководил работами, но и оплачивал из собственных средств работу всего технического персонала.
В 1949 года большая часть русских эмигрантов покинули Шанхай. В августе 1955 года церковь была закрыта.
В 1965 году, после смерти последнего православного архиерея Китайской Православной Церкви епископа Шанхайского Симеона (Ду), все православные храмы в Шанхае были закрыты китайскими властями, храмовые здания были национализированы, объявлены архитектурными памятниками и взяты под охрану. Во времена «культурной революции» в Китае в закрытом храме размещалась прачечная. Уцелеть во время бесчинств хунвэйбинов храму помог размещённый неизвестным в киоте на фронтоне колокольни портрет Мао Цзэдуна. По словам православного китайца Иоанна Чена «некто сказал мне, что во времена культурной революции фрески были не сбиты, а покрыты побелкой. Позже стены оштукатурили. Возможно, фрески подлежат восстановлению, но я не уверен».
На протяжении более 20 лет Николаевский храм использовался как склад. Позднее в самом соборе разместилась биржа, а в конце 1990-х годов в притворе собора был устроен ресторан итальянской кухни и ночной клуб. В 2002 году Иоанн Чен так описывал это: «Француз — владелец ресторана заштукатурил все фрески, и кто-то нарисовал поверх раздетых языческих богинь. Один христианин рассказывал мне, что когда он и несколько его товарищей вошли туда, они перекрестились со словами: „Господи, помилуй, что же это случилось? Здесь была икона святителя Николая, здесь была Матерь Божия, но что здесь теперь — женщины без одежды!“. Хозяин также поставил стол в алтаре. Странно, но этот стол более дорогой, чем другие. Когда я беседовал с ним обо всем этом, он сказал: „Я заплатил правительству за это здание. Если вы хотите получить его, то должны заплатить вдвое больше“»; «Здание разделено на два этажа, но не составит особого труда убрать этот фальшивый потолок. В алтаре все осталось нетронутым, кроме, разумеется, иконостаса и престола — они отсутствуют».
В 2002 году Русский клуб в Шанхае при поддержке генерального консульства России организовал сбор подписей с просьбой о выселении увеселительных заведений из помещений Никольского храма и собора иконы Божией Матери «Споручница грешных». Просьба соотечественников, поддержанная руководством Русской Православной Церкви и российского государства, была частично удовлетворена: из кафедрального собора был выведен ночной клуб, сам собор после реставрации превращён в выставочный зал.
В 2005 году в Шанхае сформировалась православная община, в Генеральном консульстве России начали проводиться регулярные богослужения, которые возглавил приехавший из Москвы протоиерей Алексий Киселевич. Переговоры о возобновлении церковной деятельности в двух оставшихся в Шанхае православных храмах серьёзно продвинулись после принятия в 2007 году закона, разрешающего коллективные богослужения иностранцев на территории КНР.
Вопрос о возобновлении богослужений в одном из исторических храмов Шанхая в период Всемирной выставки ЭКСПО-2010 поднимался и в ходе посещения города делегацией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации во главе с архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) 20 декабря 2009 года. Тогда члены делегации совершили в Никольском храме краткую молитву и пропели песнопения в честь Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. После этого визита православными жителями Шанхая были собраны сотни подписей под просьбой о предоставлении храма для совершения служб. В сборе подписей приняли участие не только россияне, но и граждане Украины, Белоруссии, Сербии, Румынии, Болгарии и других стран.
С мая по ноябрь 2010 года, на период проведения в Шанхае Всемирной выставки ЭКСПО, церковь была передана шанхайской общине Русской Православной Церкви в аренду на выходные и праздничные дни, по будням в храме по-прежнему работал ресторан. 9 мая 2010 года протоиерей Алексий Киселевич впервые после полувекового перерыва совершил в Никольском храме-памятнике богослужение.
15 апреля 2012 года после годового перерыва, связанного с отсутствием разрешения со стороны властей, храме состоялось праздничное Пасхальное богослужение. В храм пришло более 300 «русских шанхайцев», из них причастников более 160 человек. Впервые за все с момента возобновления служб, храм не смог вместить всех желающих. К 11 часам дня часть из них из-за недостатка места переместилась даже на проезжую часть. Несмотря на это, судьба храма остаётся под вопросом. В том же году году в его помещениях возобновило свою работу кафе.
23 июня 2012 года в храме совершил богослужение председатель РВЦС Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), которому сослужили настоятель православной общины Шанхая протоиерей Алексий Киселевич и клирики Китайской Автономной Православной Церкви иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. После Литургии митрополит Иларион обратился со словами благодарности к иерею Михаилу и другим православным китайским верующим, «которые, несмотря на все трудности и препятствия, твердо пронесли по жизни православную веру».
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Китай, 16 Gaolan rd., Luwan district, Shanghai, China
Паломнику [ править ]
В настоящее время регулярные богослужения в храме не проводятся.
Еженедельные богослужения в Шанхае проводятся в помещении Генерального консульства России в Шанхае.
Адрес: Генеральное консульство РФ в Шанхае, 黄埔路20号, (20, Huangpu rd.)
Для связи: Протоиерей Алексий Киселевич, клирик РПЦ МП, телефон 13052172738
В связи с особенностями китайского законодательства, для участия в богослужениях приглашаются только российские и иностранные граждане. При себе необходимо иметь действительный загранпаспорт.