храм святителя николая на берсеневке сайт
Храм святителя николая на берсеневке сайт
Церковь Николы Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии.
Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежность её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, – от него и закрепилось это название (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).
В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1656-1657 гг. по его заказу была возведена новая каменная церковь Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Изначально это был четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объема рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками, кроме того оформленные аркатурным поясом.
Центральный барабан – световой. Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.
С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери.
Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание.
В 1775 г. с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная – хороший, добротный пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью кажется совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры, ровные, лишенные декора фронтоны, окна без наличников, – резко контрастируют с основным объемом храма.
Храм горел во время войны 1812 года, после пожара был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела — святителя Николы Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.
В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские. В 1930-е Б. Иоффе, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизма, добивался сноса храма. В 1932 г. по заявлению от представителей мастерских снесли колокольню, «мешавшую хорошему освещению», а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958 г. в стенах храма разместился НИИ музееведения.
С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николе Чудотворцу. Храм был возвращён верующим.
Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсёневке, в Верхних Садовниках
Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Именно так следует правильно называть храм, который все по привычке именуют «Никола на Берсенёвке». Он стоит на Берсенёвской набережной Москва-реки напротив храма Христа Спасителя и входит в комплекс усадьбы Аверкия Кириллова.
Любопытно, что возведение храма совпадает по времени с постройкой палат XVII века — 1656-1657 годы. Очевидно, что заказчиком новой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы был Аверкий Кириллов. Наверное поэтому во многих советских источниках (напр. «Памятники архитектуры Москвы») её принято считать домовым храмом рода Кирилловых. Более поздние источники указывают на то, что вокруг храма существовало кладбище. Из этого напрашивается вывод, что церковь была не домовой, а приходской. Кроме того, Николай Чудотворец на Берсенёвке, как и многие другие храмы Москвы, построен на месте древней деревянной церкви конца XIV столетия.
Церковь св. Николая на Берсенёвке стоит настолько близко к палатам Аверкия Кириллова, что в конце XVII века существовал крытый переход, соединявший храм с палатами. Логично, что знатная семья Кирилловых считала его своей домовой церковью. Сам Аверкий и его супруга похоронены в северном притворе храма.
В конце XVIII века к церкви св.Николая пристроили новую классицистическую трапезную. Она выглядит совсем чужеродной по сравнению с церковью, выполненной в традиционном для середины XVII века стиле русского узорочья.
Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке
До 1932 года в комплекс храма также входила колокольня.
Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Старая фотография церкви св.Николая на Берсенёвке с колокольней из альбома Н.А.Найдёнова. Снимок с сайта https://sobory.ru/photo/217864
Её снесли по просьбе сотрудников реставрационных мастерских, они ссылались на то, что колокольня препятствовала правильному освещению мастерских. В настоящее время с южной стороны церкви возвели временную деревянную звонницу.
Б.Иофан, советский архитектор, автор неосуществлённого проекта Дворца Советов на месте разрушенного храма Христа Спасителя, добивался сноса и самой церкви св.Николая на Берсенёвке, но, слава Богу, разрушить её то ли не успели, то ли не посчитали нужным.
С 1958 года в храме размещались помещения научно-исследовательского института музееведения. Богослужения возобновились с 1992 года.
Чаще всего мы подходим к храму с набережной и сразу видим северную часть церкви с нарядным крыльцом. Поднимем глаза вверх и полюбуемся пятиглавием храма.
Центральный барабан красиво убран тройным рядом аркатуры.
Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада Верхний ряд аркатуры — непрерывный, два нижних имеют разрывы, это так называемый расчленённый ряд аркатурного пояса.
Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада). Такая аркатура состоит из деталей которые наложены на поверхность стены. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был типичен для храмовой архитектуры Владимиро-Суздальского княжества.
Четверик храма с внешней стороны оформлен двумя рядами кокошников. Это бесстолпный храм, поэтому на нём нет закомар. Нижний ряд кокошников украшен накладными ромбами и змейками. В верхнем ряду увидим витые валики, перехваченные жгутами, розетки.
Торжество убранства продолжается на северной стене. Три больших окна убраны замысловатыми навершиями.
Теперь рассмотрим интересное крыльцо. Оно примыкает к небольшой галерее-паперти.
Разнообразные архитектурные элементы храма отличаются ярким многоцветием. Раскрашенные детали крыльца сразу привлекают внимание. Розовым цветом выделен внешний килевидный валик свода и полуколонки по бокам, вислый камень или «дынька», обрисован контур двойной арки. Зелёным цветом подчёркнута дуга над входом, жёлтым — капители полуколонок. Внизу, на основаниях и капителях кувшинообразных столбов есть вкрапления голубой краски.
Интересно, что на старых чёрно-белых фотографиях храм кажется или монохромным (белым), или двухцветным. (Нижний снимок взяты с сайта соборы.ру http://sobory.ru/photo/178223)
Бочкообразная кровля крыльца уникальна и не имеет аналогов в московском каменном зодчестве. Бочкообразное перекрытие крыльца хорошо видно с некоторого расстояния.
Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке
Из-за покрытия в виде бочки понадобилось возвести и килевидное завершение кровли крыльца.
Внутри над дверью едва видны остатки росписи.
Крыльцо примыкает к галерее-паперти. Она также очень нарядна. С северной стороны большие арочные окна галереи обрамлены ширинками с изразцами.
Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Северный фасад
Изразцы хорошо сохранились.
Наличие двуглавых орлов на изразцах свидетельствует о государственной службе главного вкладчика храма Аверкия Кириллова.
Далее рассмотрим восточную стену церкви. Три апсиды церкви невысоки, в каждой из них проделаны по два окошка — большое и малое.
Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь фасада. Апсиды храма
На левой апсиде малое окошко отличается от двух соседних — вокруг него нет валика, нет и треугольного навершия, как на центральном и правом малых окошках. Скорее всего, эти детали утрачены. Сравните два снимка.
Три большие окна на апсидах нарядно обрамлены полуколонками с бусинами, которые опираются на кронштейны. В центре треугольных наверший помещаются украшения в виде кувшинчиков.
Чтобы рассмотреть верхнюю часть восточной стены лучше чуть-чуть отойти назад. Ряды килевидных кокошников мы уже рассматривали на северной стене. Их верхний ряд здесь гораздо проще, по сравнению с парадной северной стороной.
Церковь Николая Чудотворца на Берсёневке. Деталь северного фасада
Верхняя часть четверика по всему периметру выделена причудливым карнизом. Восточная стена разделена двойными полуколонками.
Ещё раз обратим внимание на пятиглавие. Главы церкви посажены на высокие барабаны. В нижней части они украшены килевидными кокошниками. Центральный барабан является световым, в нём прорезаны узкие длинные окошки. Четыре боковые барабана глухие. Их стенки украшены рядом аркатурно колончатого пояса.
Детали восточной стены в основном раскрашены в ярко-розовый цвет с небольшими вкраплениями голубой, зелёной и жёлтой красок.
Обратим внимания на две малые главки над апсидами церкви. Они возведены над двумя приделами во имя святителя Николая и преподобного Феодосия Великого.
Одна из малых главок церкови Николая Чудотворца на Берсёневке.
Южная сторона четверика также очень нарядна. Здесь особенно интересны окна верхнего уровня. Особенно замысловато выглядит среднее окно с двойной рамкой по боковым сторонам, разделённое вислым камнем, с причудливым тройным навершием.
Килевидные навершия боковых окон повторяют форму закомар.
К западной стене церкви в первой четверти XIX века (1823г.) добавлена просторная классицистическая трапезная.
Трапезная палата церкви Николы на Берсенёвке
На её западной стене изображены святые, их имена написаны рядом с ликами.
Слева — св.Марк Эфесский, справа — св. архиепископ Геннадий.
Слева — преподобный Иосиф Волоцкий, справа — св. Максим Исповедник.
Внешняя реставрация трапезной ещё не закончена, реставрируют правое окно.
Войти в храм мне не удалось, в середине буднего дня он был закрыт. Подлинного убранства в церкви не сохранилось. На официальном сайте храма есть фотографии особо чтимых икон. http://bersenevka.info/sanctuary.shtml
Набережные палаты
Кроме церкви и собственно палат, усадьба Аверкия Кириллова включала в себя так называемый Набережный корпус или Набережные палаты. Первоначально на рубеже XVII-XVIII веков на границе церковного участка появился ряд построек для причта и богадельни. После пожара 1812 года их разобрали и объединили в одно знание. Поскольку строение удлинили, то проездная арка в нём расположена асиметрично.
Набережные палаты. Вид с южной стороны.
В основе Набережных палат — колокольня церкви 1690 года с проездной аркой и надвратной церковью Казанской Божией матери. Её разобрали в XVIII веке и выстроили новую, которая тоже не сохранилась.
Со стороны реки на Набережных палатах видны наличники, повторяющие формы XVII века. К подлинным деталям XVII столетия они отношения не имеют, это поздняя стилизация в духе русского узорочья.
Продолжим знакомство с московскими храмами XVII века:
Церковь Живоначальной Троицы в Никитниках
Церковь Георгия Победоносца на Псковской горке.
Литература:
“Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье”. М., “Искусство”, 1994 г.
«Сорок сороков», т.2 Составитель П.Г.Паламарчук, М., 1994 г.
И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач «Москва. Архитектурный путеводитель». М, Стройиздат, 2001 г.
П.В.Сытин «Из истории московских улиц», М., 1952 г.
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Николая Чудотворца на Берсеневке (Москва)
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Якиманка, составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова.
Содержание
История [ править ]
Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).
В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» — к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.
В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.
Храм святителя николая на берсеневке сайт
Главный престол освящён во имя Святой Живоначальной Троицы, боковые приделы — в честь святителя Николая Мирликийского и преподобного Феодосия Великого.
В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1931 году, колокольня снесена.
В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, и в том же году приходу было передано бывшее здание храма.В правом приделе почти полностью сохранился двухцветный (серый с розовым) итальянского мрамора иконостас 1913 года.
Храм награжден дипломом Правительства города Москвы за организацию реставрационных работ.
Чтимая икона Казанской Божией Матери. Икона праведного Симеона Верхотурского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Антония Великого с мощами этих святых угодников Божиих.
Субботние и воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников – начало Божественной литургии в 8.00, накануне Всенощное бдение в 16.00
Молебны святителю Николаю по четвергам.
Ежедневное богослужение: утром в 6.30, вечерня 17.00
| Игумен Кирилл (Сахаров Александр Сергеевич), настоятель Родился 22 октября 1957 года Образование: 12 июля1985 года рукоположен в сан иеродиакона, |
119072 г. Москва, Берсеневская наб., 18-22
М. Кропоткинская (выход к храму Христа Спасителя), перейти через Патриарший мост
На машине: повернуть на Болотную наб. возле к-т Ударник. Повернуть направо возле клуба «RАЙ». Потом еще раз направо возле клуба «Фанки Мама». Ехать прямо и после Патриаршего моста будет виден храм.
Пешком: общественным транспортом до храма не доехать. Подробности прохождения на карте. Ближе и удобней идти от м. Кропоткинская.
Рядом проходят маршруты: 6-го автобуса и 1к, 4, 62, 1, 33 троллейбусов
2012 © Центральное Викариатство города Москвы
Храм святителя николая на берсеневке сайт
Чтимая икона Казанской Божией Матери. Икона праведного Симеона Верхотурского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Антония Великого с мощами этих святых угодников Божиих.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
Субботние и воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников – начало Божественной литургии в 8.00, накануне Всенощное бдение в 16.00
Молебны святителю Николаю по четвергам.
Ежедневное богослужение: утром в 6.30, вечерня 17.00
ДУХОВЕНСТВО
Игумен Кирилл (Сахаров Александр Сергеевич), настоятель
Родился 22 октября 1957 года
Образование:
— Исторический факультет МГПИ,
— Московская духовная семинария,
— Московская духовная академия,
— Аспирантура при ОВЦС. Кандидат богословия.
12 июля1985 года рукоположен в сан иеродиакона,
04 октября 1987 года рукоположен в сан иеромонаха
09 июня 1992 года назначен настоятелем храма с оставлением в числе братии Свято-Данилова монастыря
119072 г. Москва, Берсеневская наб., 18-22
М. Кропоткинская (выход к храму Христа Спасителя), перейти через Патриарший мост
На машине: повернуть на Болотную наб. возле к-т Ударник. Повернуть направо возле клуба «RАЙ». Потом еще раз направо возле клуба «Фанки Мама». Ехать прямо и после Патриаршего моста будет виден храм.
Пешком: общественным транспортом до храма не доехать. Подробности прохождения на карте. Ближе и удобней идти от м. Кропоткинская.
Рядом проходят маршруты: 6-го автобуса и 1к, 4, 62, 1, 33 троллейбусов