храм святителя николая в тушино расписание богослужений
Патриаршее Подворье при храме святителя Николая Мирликийского в Тушине города Москвы
Духовный центр Моряков и Речников России
Расписание богослужений
РАСПИСАНИЕ НАШЕГО ХРАМА ДОСТУПНО ЧЕРЕЗ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
ДАТА | ВРЕМЯ | СЛУЖБА | МЕСЯЦЕСЛОВ |
3 ноября (ср) | 17:00 | Всенощное бдение | Прп. Илариона Великого |
4 ноября (чт) | 7:30 | Исповедь. Часы. Литургия | Иконы Божией Матери «Казанская» |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен | ||
15:45 | Беседа священника с прихожанами | ||
17:00 | Молебен и акафист свт. Николаю | ||
5 ноября (пт) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Молебен | Апостола Иакова |
17:00 | Исповедь. Вечернее заупокойное богослужение | ||
6 ноября (сб) | 8:30 | Панихида | Димитриевская родительская суббота. Иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. По окончании Панихида | ||
17:00 | Исповедь. Всенощное бдение | ||
7 ноября (вс) | 7:30 | Исповедь. Часы. Литургия | Неделя 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Маркиана и Мартирия |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен. Панихида | ||
16:00 | Исповедь. Вечернее богослужение | ||
10 ноября (ср) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Молебен | Свт. Димитрия Ростовского, прп. Иова Почаевского |
11 ноября (чт) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Панихида | Прмц. Анастасии Римляныни |
17:00 | Молебен и акафист свт. Николаю | ||
17:45 | Беседа священника с прихожанами | ||
12 ноября (пт) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Молебен | Сщмч. Зиновия |
17:00 | Исповедь. Вечернее богослужение | ||
18:30 | Беседа с дежурным священником | ||
13 ноября (сб) | 8:45 | Исповедь. Часы. Литургия. | Апп. От 70-ти |
17:00 | Исповедь. Всенощное бдение | ||
14 ноября (вс) | 7:30 | Исповедь. Часы. Литургия | Неделя 21-я по Пятидесятнице. Бессребников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен. Панихида | ||
16:00 | Вечернее богослужение. Исповедь | ||
17 ноября (ср) | 17:00 | Вечернее богослужение. Исповедь | Прп. Иоанникия Великого |
18 ноября (чт) | 8:45 | Исповедь. Часы. Литургия | Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Престольный Праздник |
17:00 | Молебен и акафист свт. Николаю | ||
17:45 | Беседа священника с прихожанами | ||
19 ноября (пт) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Молебен | Прп. Варлаама Хутынского |
17:00 | Исповедь. Вечернее богослужение | ||
18:30 | Беседа с дежурным священником | ||
20 ноября (сб) | 8:45 | Исповедь. Часы. Литургия. Панихида | Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших |
17:00 | Исповедь. Всенощное бдение | ||
21 ноября (вс) | 7:30 | Исповедь. Часы. Литургия | Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен. Панихида | ||
16:00 | Вечернее богослужение. Исповедь | ||
24 ноября (ср) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Молебен | Мчч. Мины, Виктора, Викентия и мц. Стефаниды |
25 ноября (чт) | 8:45 | Исповедь. Утреня. Литургия. Панихида | Свт. Иоанна Милостивого, Александрийского |
16:00 | Молебен и акафист свт. Николаю | ||
17:00 | Исповедь. Всенощное бдение | ||
8:45 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен | Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского | |
17:00 | Исповедь. Вечернее богослужение | ||
18:30 | Беседа с дежурным священником | ||
27 ноября (сб) | 8:45 | Исповедь. Часы. Литургия. Панихида | Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский пост |
17:00 | Исповедь. Всенощное бдение | ||
28 ноября (вс) | 7:30 | Исповедь. Часы. Литургия | Неделя 23-я по Пятидесятнице. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива |
9:00 | Исповедь. Часы. Литургия. Молебен. Панихида | ||
16:00 | Исповедь. Вечернее богослужение |
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Патриаршее Подворье при храме святителя Николая Мирликийского в Тушине города Москвы
Духовный центр Моряков и Речников России
О храме
Храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца
По инициативе работников и руководства Морского и Речного транспорта был выбран участок на ул. Лодочная для строительства приходского храма моряков и речников и всех тружеников отрасли нашей страны.
30 марта 2016 года Чин освящения закладного камня в основание храма возглавил управляющий Северо-Западным викариатством епископ Бронницкий Парамон, в сослужении митрополита Рязанского и Михайловского Марка, настоятеля прихода и духовенства ближайших храмов.
21 ноября 2016 года начались работы по рытью котлована будущего храма.
8 апреля 2018 года в Пасхальную ночь была отслужена первая Литургия в строящемся храме.
С 10 ноября, в связи с поджогом временного храма, в строящемся храме начались богослужения, совершаемые в Праздничные и воскресные дни. Силами прихода перед каждым богослужением проводилась колоссальная работа по уборке всего храма, установки временного иконостаса, икон, аналоев, благоустройству Алтаря. После каждой службы церковная утварь, облачения и богослужебные принадлежности уносились на хранение до следующей службы. Строительство на время богослужений останавливалось, чтобы прихожане могли помолиться в стенах строящегося храма.
24 апреля 2019 года закончилась отделка храма и были установлены иконы в иконостас. К этому дню настоятель иерей Олег Яньшин совместно с иконописцами, церковными историками и литургистами, дизайнерами и проектировщиками создали уникальную храмовую мебель, киоты и иконы, бра, хоросы, иконостас и подсвечники. Каждый элемент убранства храма имеет морскую символику — кресты-штурвалы, кресты-компасы, переплетенные якоря и символ «Храма на Лодочной»- крест в лодке.
5 июля 2019 года в день работников морского и речного флота России новопостроенный храм был освящен викарием Святейшего Патриарха епископом Бронницким Фомой в сослужении сонма духовенства. За богослужением молились руководители и работники Росморречфлота, благотворители, курсанты и прихожане.
В храме имеются чтимые иконы с частицами мощей блаженной Матроны Московской, благоверного князя Александра Невского и священноисповедника Сергия Касимовского (Правдолюбова).
Временный храм
Временный храм был освящен в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Чин молебного пения перед началом строительства деревянного храма состоялся 2 августа 2014 года. С начала августа настоятель строящегося храма служил молебны на которые собирались первые члены будущего прихода.
Богослужения во временном храме совершались до 6 ноября 2018 года. Часть оставшихся после пожара бревен и Крест венчавший временную церковь были использованы при строительстве храма в другом районе Первопрестольного града. В ознаменовании того, что святыни поругаемы не бывают.
Чин освящения новопостроенного временного храма совершил архиепископ Егорьевский Марк 9 октября 2014 года.
После освящения и первой Литургии Владыка обратился с архипастырским словом к пришедшим на богослужение: «Апостола Иоанна называют апостолом любви потому, что вся его жизнь явилась проповедью истинной христианской любви, — сказал Владыка Марк в своем слове к верующим. – Все слова, с которыми апостол обращался к своим ученикам и последователям, были слова о любви. Даже когда он стал совсем немощным старцем, и ученики носили его на руках, потому что святой уже не мог ходить, и говорить ему было также очень трудно, он неустанно повторял всего лишь одну фразу: «Дети, любите друг друга».
К сожалению, спустя XX веков в нашем обществе изрядно померкла эта главная составляющая всех человеческих отношений. Даже у нас, православных христиан.
Как часто верующие пытаются привести своих близких ко Христу, и как часто у них это получается. Слова их остаются не услышанными. Тогда люди расстраиваются, а порой и раздражаются, а потом и ругаются с теми, кого собирались спасать. И выходит еще хуже.
Почему же так получается? А происходит это по той простой причине, что слова «проповедников» не имеют той убедительности, которую имели слова апостола. Эти слова не наполнены подлинной христианской любовью. Не хватает снисхождения, милосердия, ясного понимания того, что у каждого свой путь к Богу. Нет и терпения.
Так что, дорогие братья и сестры! Мы в самую первую очередь должны с вами научиться добрым человеческим взаимоотношениям. Не высокому богословию, не душеспасительным беседам, а строгости к себе, и, если не любви, то для начала – элементарному уважению к личности другого человека. К тому, что у другого тоже может быть свое мнение. И он имеет на это право, такое же, как и вы.
Многие христиане говорят о возвышенной любви, но при этом не умеют выстраивать самые простые человеческие взаимоотношения. Поэтому я вам от всей души желаю создать добрую дружную общину, которая будет основана на главной заповеди Христа и в которой каждый будет готов оказать любую помощь и поддержку своему ближнему, причем не только советом, но и делом. Храни всех Господь!»
В субботу 13 сентября 2014 года состоялся чин освящения креста, который был воздвигнут на купол нашего храма. Чин молебного пения совершил благочинный Спасского округа иеромонах Даниил (Бушуев) в сослужении настоятеля прихода иерея Олега Яньшина и священника Григория Геронимуса.
2 августа был отслужен молебен при начале строительства нашего храма:
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.yevart.hramapp
iOS: https://apps.apple.com/ru/app/богослужения/id1439296212
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
Почему мы выказываем недовольство другими? Почему раздражаемся на них, злимся? На то есть несколько причин. Вопервых, мы меряем другого человека своей меркой. Когда мы здоровы, когда у нас ровно бьется сердце, нормальное давление, когда оба глаза видят и оба колена гнутся, мы не можем понять другого человека, который чувствует себя плохо.
Показать полностью. У нас характер ровный, а тот человек холерик, или наоборот – он спокойней и прагматичней, чем мы. «Я», которое царит в нашем сердце, заставляет нас смотреть на других людей сквозь призму собственных физических, психических и душевных свойств, и мы невольно считаем себя трафаретом, образцом для других. От этого в душе начинается буря: я делаю, а он не делает; я не устаю, а он жалуется, что утомлен; я сплю пять часов, а ему, понимаете ли, восьми часов мало; я работаю не покладая рук, а он отлынивает и рано уходит спать. Именно это характерно для человека гордого; именно гордый говорит: «Почему я это делаю, а он не делает? Почему я это соблюдаю, а он не соблюдает? Почему я могу, а он не справляется?» Но Господь создал всех людей разными. У каждого из нас своя жизнь, свой жизненный путь, свои жизненные ситуации. Сытый голодного не разумеет, здоровый больного никогда не поймет. Человек, который не проходил через беды и искушения, не поймет скорбящего. Счастливый отец не поймет осиротевшего, потерявшего своего ребенка. Новобрачный не поймет разведенного. Человек, у которого живы родители, не поймет того, кто только что схоронил мать. Можно теоретизировать, но есть практика жизни. Мы часто не обладаем жизненным опытом, а когда мы начинаем его обретать, то вспоминаем тех, кого осуждали, с кем были строги, и начинаем понимать, что в тот момент были как пустышки. Мы не понимали, что ощущал этот человек. Старались назидать его, а ему было не до замечаний. У него от горя опустились руки, у него скорбела душа, ему не нужны были нравоучения и высокопарные слова. Все, что ему нужно было в тот момент – сочувствие, сострадание и утешение, но мы этого не понимали. И когда Господь нас проводит через то же самое, мы начинаем чувствовать то, что ощущал другой человек. Вот один из признаков гордости – мы меряем других людей своей меркой. Когда мы поступаем так, это показывает, что в нас нет великодушия. А всего-то и нужно, что постараться не осудить другого человека, не раздражаться, а принять его таким, какой он есть, и постараться впустить в свое сердце. Но это сложно.
Протоиерей Сергий Филимонов
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
Каждый верующий сталкивается с опасностью привыкания к словам молитв и рассеянности во время молитвы. Чтобы этого не происходило, человек должен постоянно бороться с собой или, как говорили Святые Отцы, “стоять на страже своего ума”, учиться “заключать ум в слова молитвы”.
Показать полностью.
Как этого достичь? Прежде всего, нельзя позволять себе произносить слова, когда и разум и сердце на них не отвечают. Если вы начали читать молитву, но в середине ее ваше внимание отклонилось, вернитесь к тому месту, где внимание рассеялось, и повторите молитву. Если нужно, повторите ее три раза, пять, десять раз, но добейтесь того, чтобы все ваше существо на нее откликнулось.
Однажды в храме ко мне обратилась женщина: “Батюшка, я много лет читаю молитвы — и утром, и вечером, но чем больше их читаю, тем меньше они мне нравятся, тем меньше я чувствую себя верующей в Бога. Мне настолько приелись слова этих молитв, что я на них уже не реагирую”. Я ей сказал: “А вы не читайте утренние и вечерние молитвы”. Она удивилась: “То есть как?” Я повторил: “Бросьте, не читайте их. Если на них ваше сердце не отзывается, вы должны найти другой способ молитвы. Сколько времени занимают у вас утренние молитвы?” — “Двадцать минут”. — “Вы готовы каждое утро посвящать двадцать минут Богу?” — “Готова”. — “Тогда возьмите одну утреннюю молитву — на выбор — и читайте ее в течение двадцати минут. Прочитайте одну ее фразу, помолчите, подумайте, что она значит, потом прочитайте другую фразу, помолчите, задумайтесь над ее содержанием, повторите ее снова, подумайте, соответствует ли ей ваша жизнь, готовы ли вы жить так, чтобы эта молитва стала реальностью вашей жизни. Вы произносите: “Господи, не лиши мене небесных Твоих благ”. Что это означает? Или: “Господи, избави мя вечных мук”. В чем опасность этих вечных мук, действительно ли вы боитесь их, действительно ли надеетесь их избежать?” Женщина стала так молиться, и вскоре молитвы ее начали оживать.
Молитве надо учиться. Нужно работать над собой, нельзя позволять себе, стоя перед иконой, произносить пустые слова. На качестве молитвы сказывается и то, что ей предшествует и что за ней следует. Невозможно сосредоточенно молиться в состоянии раздражения, если, например, мы перед началом молитвы с кем-то поссорились, на кого-то накричали. Значит, в то время, которое предшествует молитве, мы должны внутренне к ней готовиться, освобождаясь от того, что мешает нам молиться, настраиваясь на молитвенный лад. Тогда и молиться нам будет легче. Но, конечно, и после молитвы не следует сразу же погружаться в суету. Окончив молитву, дайте себе еще какое-то время, чтобы услышать ответ Бога, чтобы что-то в вас прозвучало, откликнулось на присутствие Божие.
Молитва только тогда ценна, когда мы чувствуем, что благодаря ей в нас что-то меняется, что мы начинаем жить по-иному. Молитва должна приносить плоды, и эти плоды должны быть ощутимы.
Митрополит Иларион (Алфеев)
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов перед принятием Святых Христовых Таин:
канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,
канона молебного ко Пресвятой Богородице,
канона Ангелу-Хранителю
Пост
Перед Причастием положен приуготовительный пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3–7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий(Евхаристический) пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.
Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойства характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в Литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала Литургии. После окончания Литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда Литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.
Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Св. Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
Православный портал «Азбука веры»
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
Неблагодарность и перед человеками есть самый грубый и нетерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет нас к благодарению своего благодетеля. И бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность к благодеящему им человеку.
Показать полностью. Если наша природа влечет нас выражать благодарность человеку, оказавшему нам свое благодеяние, то во сколько раз больше мы должны выражать благодарность Богу, от Которого все получаем!
И горы, и моря, птицы, рыбы, земля, воздух – все служит по Божию определению к нашей пользе и наслаждению. Его божественная присносущная сила поддерживает нас и хранит нашу жизнь среди всего враждебного нам в мире. Им мы живем и движемся.
Не чувствовать всех этих неисчислимых благодеяний Божиих значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно бесчувственным камнем и безжизненным человеком.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ТУШИНЕ запись закреплена
ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВА ПРИЧАЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА. Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.
Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.
Установление таинства причащения
Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.
Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.
Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).
Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство.
Реальность таинства
Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.
В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную»[1].
Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).
Необходимость причащения для православных христиан
Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца – Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы самиимеем твое счастье – подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем большее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем».
Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.
Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.