храм святого буддизма и просветления
Храм Махабодхи — Главная Святыня Буддизма в Индии
Храм Махабодхи – одна из четырех главнейших святынь буддизма в Индии, он же – один из самых древних кирпичных храмов. Возле него растет известное любому буддисту дерево Бодхи (или Боди)
Одна из четырех главнейших святынь буддизма в Индии
Храм Махабодхи – знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (Бодхгай), расположенный в том месте, где Гаутама Сиддхартха, который уже 6 лет к этому времени занимался духовной практикой, но все еще не знал ответа на многие вопросы, достиг пробуждение и стал Буддой, проведя в медитации 49 суток на берегу реки Фалгу.
Храм Махабодхи в индийском штате Бихар
Бодх-Гая находится в индийском штате Бихар, в 96 км от Патны. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи (Боди). Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи в Шри-Ланке, которое в свою очередь произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл просветление Будда.
В 2002 г. храм Махабодхи получил статус охраняемых объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Штат Бихар
Индийский штат Бихар примыкает к северным границам страны, протянувшись вдоль Непала. Северная часть штата находится в пределах Индо-Гангской равнины, иссеченной густой сетью рек, и пересекается рекой Ганг с запада на восток.
Лишь на крайний юг штата заходит окраина плоскогорья Декан — плато Чхота-Нагпур и предгорная возвышенность Раджмахал. Бихар — край безбрежных тропических лесов и зарослей множества разновидностей бамбука.
Штат Бихар на карте Индии
Штат Бихар находится в зоне повышенной сейсмической активности. Один из крупнейших городов штата — Музаффарпур — дважды почти-полностью был разрушен землетрясениями силой свыше 8 баллов — в 1934 и 1988 гг.
Название штата в переводе с санскрита означает «обитель», в данном случае — «буддийский монастырь»: ряд исследователей полагают, что именно на территории штата Бихар в VI в. до н. э. возник буддизм.
Люди появились на землях нынешнего Бихара еще во времена мезолита — 1015 тыс. лет назад, о чем свидетельствуют рисунки на стенах пещер в районе города Навада.
Археологи отмечают определенное сходство этих рисунков, изображающих сцены охоты, с другими, найденными во французской пещере Ласко. Все эти пещеры являются культурным достоянием Юнеско.
О ранних государствах на территории Бихара — царствах Анга и Видеха — можно узнать из древнеиндийских эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». Позднее всем им суждено было быть поглощенными могучим царством Магадха.
История царства Магадха насчитывает несколько веков. За долгую историю сменилось множество династий Магадхи, она казалась несокрушимой благодаря мощной армии и системе оборонительных укреплений. В VI—III вв. до н. э. империя Магадхи стала центром объединения древнеиндийских государств со столицей сначала в Раджа-грихе, затем — в Паталипутре.
Империю разрушил царь Чандрагупта в 321 г. до н. э. Он же стал основателем новой династии Маурьев.
Буддизм и джайнизм, зародившиеся на землях Бихара в эпоху империи Магдха, при Маурьях получили еще большее распространение. Этот период истории индийской цивилизации целиком связан именно с Бихаром и носит название «Золотой век».
Весь этот период Бихар оставался самой экономически и культурно развитой частью Индии. Именно здесь проповедовали Гаутама Будца и основатель джайнизма Махавира. Город Паталипутра — нынешняя столица штата Патна — был поочередно столицей империй Маурьев и Гуптов.
Сиддхартх Пробуждение. Начало учения Буддизма
Легенда гласит, что наследник престола царства Шакья в северной Индии Сиддхартха Гаутама отказался от власти и богатства, чтобы понять, способен ли простой смертный освободиться от страданий при жизни.
Оказавшись на берегу реки Надрапанджар (Фалгу), он сказал:
« Пусть моя плоть увянет, пусть застынет моя кровь, но я не сдвинусь с этого места пока не получу полное просветление» и сел под деревом Бо.
После долгих поисков и экспериментов со своим телом и сознанием, в результате трехдневной медитации, Гаутама стал Буддой (пробудившийся, просветленный) — он обрел ТО, что искал.
Затем еще семь недель Будда закреплял свой опыт просветления медитациями. После этого Будда отправился в город Сарнатх, где и начал вещать о своем бесценном опыте.
Буддизм Сиддхартх Гаутанама
Брамин Дона хотел понять — кто же это перед ним. Он спросил человека с просветленным лицом:
«Нет» — ответил человек. Дона не успокаивался:
«Ты гандхарва?» (небесный музыкант).
«Нет» — повторил тот. Дона спросил снова:
«Ну, тогда ты, наверное, дэва?» (божественное существо).
«Нет» — последовал ответ.
« В таком случае ты человек».
«Нет» — снова ответил странник. Тут Дона окончательно растерялся:
«Тогда кто же ты?». В ответ услышал:
«Все эти духовные состояния, о которых ты спрашиваешь, уже разрушены мной. Следовательно, я — Будда».
После этой беседы прошло более 2500 лет.
Паломничество к Храмам
Когда Будда оставил этот мир, резонанс его учения распространился по всему миру и стал религией. Люди стали возводить Просветленному величественные храмы и статуи.
И в наше время число последователей учения растет и соответственно желающих поклониться Великому Будде и посетить места жизнедеятельности учителя тоже. Пожалуй, самым привлекательным является место Просветления Будды – дерево Бодхи.
В соответствии с буддийской традицией около 500 г. до н. э. принц Сиддхартха Гаутама, странствующий как монах, достиг берегов реки Фалгу около города Гая. Там он расположился для медитации под деревом Бодхи.
После трёх дней и трёх ночей медитации он добился просветления и нашёл ответы на все вопросы, которые у него были.
После этого он провёл семь недель в медитациях, закрепляя свой опыт просветления. Далее он направился в Сарнатх, где стал обучать людей буддизму.
Император Ашока и Храмовый Комплекс Махабодхи
Через 250 лет после Великого события Бодх — Гая посетил царь Ашока. Его и считают основателем храма Махабодхи.
Но это был еще не тот храм, который знают современники. Храм был перестроен в I веке нашей эры во времена Кушанского царства. В V — VI веке он был святыней не только для индусов но и буддистов Шри Ланки, Бирмы и Аракана.
Считается, что именно с этого времени храм сохраняет вид, соответствующий сегодняшней архитектуре.
В XII веке храм был затоплен при наводнении.
В XIX веке, по решению Британского Археологического Общества, храм пришлось, буквально, откапывать из-под слоя песка и почвы, перед тем как его начали восстанавливать.
В 1884 году храм был реконструирован на основе миниатюрной модели, найденной при раскопках.
Каменный Центр Буддизма
Сегодня город Бодх – Гая — это центр с развитой инфраструктурой, гостиницами, центрами для медитаций. В 1956 году здесь проходила Международная конференция, посвященная 2500 годовщине буддизма.
Собрались верующие со всех стран мира, было принято решение развивать город как Международный центр Буддизма. В связи с этим, кроме тибетского храма, построенного еще в 1938 году, появились еще несколько буддистских монастырей и храмов, отражающих традиции Японии, Шри Ланки, Таиланда и Китая. Паломничество продолжается.
Дерево Баньян
Религиозный фикус, так еще называют дерево баньян (пипал), под которым медитировал Будда, сегодня не совсем оригинал, а пятое поколение дерева — прародителя (5 раз пересаживали ростки), но именно таким способом удалось сохранить связь времен. Это дерево занесено во всемирное наследие Юнеско.
Такие деревья теперь растут во многих храмах и монастырях последователей Будды и, говорят, обладают они какой-то энергетической силой, способствующей духовному озарению. Ведь неспроста сам Кришна говорил, что «Среди деревьев я — пипал».
Все паломники считают настоящей удачей — привезти домой реликвию — листочек, упавший с этого дерева и поэтому часами сидят под ним в надежде на фортуну.
Можно также прикоснуться к самому стволу Бодхи, правда, под пристальным взглядом охранника.
Башня Храмового Комплекса
Вход в храм расположен ниже самого строения. А склоны стен украшены резьбою времен царя Ашока. Самая высокая башня, которая находится в центре комплекса, вокруг нее четыре подобных, но меньших по размеру.
Башни расписаны сценами из жизни Будды и Бодхисатв – людей, достигших совершенства. Вход в храм освещен огромными лампами.
Поднявшись по лестнице, вы входите в храм, где возвышается скульптура Будды сидящего в лотосоподобной позе, глаза его полузакрыты и улыбка позолоченной скульптуры вот-вот оживет и сам Будда скажет, что и вам, дорогой посетитель при желании откроются все секреты Просветления.
Будда смотрит на восток, как бы предлагая искать ответ именно там. Удары колокола и пристальное всматривание в священные знаки, символизирующие жизнь Будды – дают ощущение потери времени.
Место Силы храма — 8 знаков
Каждый из восьми знаков можно рассматривать как отдельную тему для осмысления.
Знамя победы — символизирует торжество учения, зонт – силу стремления.
Раковина – изначальный звук, пробуждающий сознание.
При виде двух золотых рыб, невольно возникает ассоциация с учением другого Великого Учителя Иисуса Христа, и означают они воскрешение и вечную жизнь.
Сети – говорят нам о том, что каждый способен выловить из океана жизни жемчужины мудрости, Дхармачакра (Колесо Закона) – экспансия учения Будды,
Ваза Бессмертия содержит в себе нектар, амриту, вечную жизнь.
Цветок лотоса символ высшей цели – просветления.
Трон Сиддхартх Гаутанама. Храм Махабодхи
В месте, которое Будда избрал для медитации, между храмом и священным деревом помещен « бриллиантовый трон».
Это плоская, высеченная из камня и орнаментированная плита — часть трона «Ваджрапанджар» императора Ашоки, символизирует несокрушимость веры и ее незыблемость.
Рядом расположен камень Буддапада с изображением стоп Учителя в круговом орнаменте.
В южной части храма находится водоем с лотосами, в котором купался сам Будда. Говорят, что где ступала нога просветленного, расцветали лотосы.
Семь дней он ходил по дорожке, названной затем Чанкарамана.
Сейчас ее украшают цветы из камня. Среди нескольких ступ, установленных у хр ама, есть одна особенная – «Открытые глаза», здесь Будда созерцал дерево Махабодхи. Храм Махабодхи поражает своей красотой и величием.
Говорят, что все святые места пропитаны энергией Просветленных Учителей. Возможно, это поможет искателям истины получить опыт трансцендентального переживания.
Благая весть учителя пропитана Вечностью и Любовью и говорит нам о том, что любой стремящийся познать при очень сильном желании сможет увидеть мир глазами Будды.
Считается, что первое священное строение на этом месте построили еще в III в. до нашей эры, примерно через два с половиной столетия после просветления Гаутамы.
Исторические сведения о храмовом комплексе — Храм Махабодхи
Некоторые историки считают, что храм был построен или перестроен во времена Кушанского царства в I в.
Нынешний храм стоит со времен V–VI вв. н. э. В те времена он был важнейшей святыней, его курировали буддисты не только Индии, но и Бирмы, Шри-Ланки, Аракана. Махабодхи был целью паломничества, священным местом.
Но с упадком буддизма в Индии храм был заброшен. Причем настолько, что его занесло песком, покрыло почвой.
Восстановлен он был уже англичанами. С 1883 г. Александр Каннингэм, Дж. Д. Беглар и доктор Раджендралал Миитра вели здесь тщательные археологические раскопки в рамках Британского археологического общества. В результате храм был восстановлен в прежнем виде.
Сейчас храм снова принимает паломников
Вход в храм расположен несколько ниже площади, на которой он стоит, а склоны «стен» украшены резьбою еще времен царя Ашока, основателя первого строения Махабодхи.
Возле храма растет и дерево Бодхи, даже более знаменитое, чем сам храм.
Но каждый новый выращен из ростков старого фикуса, поэтому хранит священную традицию буддизма.
Далай-лама. Паломничество в храм Махабодхи видео
Четыре самых священных места буддизма
Четыре самых священных места буддизма находится в Индии и Непале. Они связаны с рождением, жизнью и смертью основателя буддизма — Будды Гаутамы (563 г. до н.э. — 483 г. до н.э.). Они включают место рождения Будды (Лумбини, Непал), место просветления Будды (Бодхгая, Индия), место первых проповедей Будды после достижения им нирваны (Сарнатх, Индия), место смерти Будды (Кушинагар, Индия). Прочитав статью, вы узнаете больше про эти священные места буддизма.
1. Лумбини (Непал) — место рождения Будды
Лумбини — это место рождения Господа Будды или Сиддхартхи Гаутамы Будды. Многие люди думают, что Лумбини является частью Индии, но это святое место буддизма на самом деле находится в западном регионе Непала, в 322 км от Катманду, столицы страны.
Храм Майя Деви — это место, где родился Будда. Святыня Майя Деви расположена в деревне Лумбини, которая находится в западном регионе Непала. Она является одним их главнейших святых мест буддизма и датируется 2200 годами. Определено, что в этом храме в саду Лумбини находится место, где появился на свет Будда. Археологами был обнаружен «маркерный камень», достоверно указывающий на место рождения будущего Господа Будды.
В Золотом храме не разрешается ходить в обуви. Её оставляют на обувном стенде снаружи. Сам храм довольно скромный снаружи. Что это такое, можно понять лишь при попадании внутрь.
А там находятся руины старого дворца, построенного царём Ашокой вокруг места рождения Будды.
Колонна снаружи также относится к временам Ашоки. Она была обнаружена в 1896 году вместе с руинами дворца на этом месте. Храм Майа Деви находится рядом со священным бассейном и садом.
Рождение произошло в красивой роще Сал, которая теперь является центром сада Лумбини. Царица Шакьи Царь Суддходхана из Капилвасту, проходя через сад, в день Байшаха Пурнима (день полнолуния мая в 623 году до н. э.) приняла ванну в Пушкарини (священный пруд) и вскоре после этого родила принца Сиддхартху, который стал Буддой.
Говорят, что новорождённый принц Сиддхартха (позже ставший Буддой) здесь сделал свои первые семь шагов и передал свое послание мира человечеству. В этом месте можно прогуляться по саду и найти тихое место для созерцания.
Одной из достопримечательностей также является колонна Ашока. Она была построена буддийским новообращённым, великим индийским императором Ашокой во время посещения места рождения Будды еще в 249 году до нашей эры.
Храм Майя Деви является самым священным местом для буддистов со всего мира. Это также считается лучшим местом в мире для медитации.
Являясь объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, Лумбини имеет множество древних ступ, датируемых 2000 годами, и монастырей, построенных отдаленными общинами со всего мира. Люди приезжают сюда со всего мира, приезжают в эту обитель буддизма, чтобы изучать священные писания, медитировать, практиковать йогу, путешествовать, узнать больше о буддизме и обрести внутренний покой. «Лумбини» буквально означает «прекрасный» на санскрите, и он верен своему названию! Лумбини — одно из важных мест в буддизме.
Читайте подробнее здесь:
2. Бодхгая (Индия) — место достижения Буддой просветления
Бодхгая — это важное священное буддийское место (одно из трёх) в Индии. На берегу реки Неранджана (индийский штат Бихар) находится городок Бодхгая или Будда-Гая с населением около 30000 человек. Этот город является священным местом для буддистов всего мира. Именно здесь принц Сиддхартха стал Буддой, просветлённым.
Этот город назывался Самбодхи, когда император Ашока совершил паломничество к этому месту в 260 году до нашей эры, на 10-м году своего правления. Он решил построить храм в память о «просветлении Будды». Первое храмовое сооружение представляло собой открытый павильон, поддерживаемый колоннами, а посередине находился трон Ваджрасаны, изначальное место, на котором, как считается, сидел и медитировал Будда.
На протяжении многих лет храм неоднократно перестраивался, и нынешняя структура относится к периоду Гупты в 6 веке нашей эры. Говорят, что китайский путешественник Хиун Цан, посетивший город в 7 веке, записал о существовании храма.
Однако к 13 веку буддизм начал приходить в упадок, интерес к городу угас, а храм затерялся в руинах. В конце 19-го века город Бодхгая был вновь открыт благодаря масштабным раскопкам и реконструкциям, проведенным Александром Каннингемом, отставным инженером британской армии, интересующимся археологией и древностью. На этот раз город был назван Будда-Гая или Бодхгая.
В музее, открытым здесь в 2010 году, хранятся артефакты, найденные во время обширных раскопок в этом районе.
Бодхгая славится главным образом храмом и комплексом Махабодхи, о котором подробнее будет дальше…
Бодхгая изобилует монастырями и храмами, построенными почти каждой буддийской страной, чтобы отметить своё присутствие здесь.
Монастыри, сооружённые здесь различными буддийскими странами, каждый из которых пытается превзойти друг друга, являются большой достопримечательностью во всем Бодхгае. Из многих известных мест здесь выделяются тайский и бутанский монастыри. Тайский монастырь, построенный в 1956 году, известен своей золотой статуей Будды, в то время как бутанский монастырь известен своей сложной резьбой. Тибетский монастырь известен своим гигантским молитвенным колесом.
В Бодхгае находится статуя великого Будды. Известная, как «24-метровый Будда, сидящий в медитации на лотосе», она является самой большой статуей Будды в Индии. Построенная в течение семи лет с помощью 12 000 каменщиков, она была открыта Далай-ламой в 1989 году. Расположенная рядом с храмовым комплексом Махабодхи, эта статуя заставляет вас чувствовать себя «пятнышком в пространстве».
Бодхгая так же важен для буддизма, как Иерусалим и Мекка для других великих религий мира. Из четырёх самых известных мест буддийского паломничества Бодхгая является самым посещаемым.
Потомки дерева Бодхи, под которым Будда достиг просветления, всё ещё можно увидеть здесь.
Здесь есть некоторые организации, предлагающие программы и дисциплины по буддийской философии. Центр Дхаммы Бодхи Випассаны, расположенный в этом районе, также предоставляет 10-дневные курсы по медитации Випассаны, начиная с 1-го и 16-го числа каждого месяца, и может иметь 80 студентов одновременно. Это один из самых известных объектов буддийского наследия Индии.
Читайте подробнее здесь:
3. Сарнатх (штат Уттар-Прадеш) — место первых проповедей Будды
Сарнатх — священное место для буддистов всего мира. Оно расположено в Варанаси (штат Уттар-Прадеш, Индия). Здесь Буддой впервые была произнесена проповедь после достижения им просветления в возрасте 35 лет. Тем самым была заложена основа для одной из величайших религий мира — буддизма.
История Сарнатха началась с прибытия Гаутамы Будды в это место в 528 году до н. э. после того, как он достиг просветления в Бодхгае в возрасте 35 лет. Здесь, в Парке оленей, он произнес свою первую речь перед пятью бывшими товарищами. Это событие описывается в буддийских текстах как «дхармачакра-правартана», что означает «поворот колеса закона». Будда учил их всему, что он узнал, и, таким образом, они также стали просветлёнными.
Последователи, присутствующие там, впервые узнали о пути, который «заканчивается печалью, ведет к внутреннему миру и окончательному погружению в нирвану». Господом Буддой в его первой проповеди были изложены Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь.
Истины заключались в том, что «страдание имеет причины, начало, конец, а также восьмикратный (восьмеричный) путь к его прекращению». Восьмеричный путь состоит из «правильного взгляда, правильного намерения, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильного усилия, правильной внимательности и правильного сосредоточения».
Эта проповедь знаменовала основание первой буддийской общины (Сангхи), или общины монахов.
Китайский путешественник Хиуэн Тхсанг упоминал, что Парк оленей в Сарнатхе был лесом, который королём Бенареса Джатака был объявлен местом, где олени могли бродить целыми и невредимыми.
История Сарнатха Индии также упоминает, что первая проповедь, произнесенная Буддой в Сарнатхе, известна как Дхаммаккхапаватхана сутта (сутта — свод высказываний). Другие сутты в этом месте включают Анатталакхана сутту и Саккавибханга сутту. После первой проповеди в Сарнатхе Будда провёл следующий сезон дождей в Мулагандхакути Вихара в Сарнатхе. К тому времени число буддийских общин (Сангх) возросло до 60. Затем Будда послал членов Сангхи проповедовать его учение повсюду.
Таким образом Сарнатх является одним из четырех священных буддийских мест в Индии с такими сооружениями, как ступа Дхамех и ступа Чаукханди, которые отмечают его историческое значение.
Читайте подробнее здесь:
4. Кушинагар (штат Уттар-Прадеш) — место смерти Будды
Кушинагар — одно из священных буддийских мест в Индии. Именно здесь в возрасте 80 лет скончался Будда. Это также место его последней проповеди перед учениками… Здесь Господь Будда решил «провести свою последнюю проповедь и, конечно, свою смерть». Говорят, что причиной смерти Будды было то, что он заболел, съев неизвестный вид грибов.
Примерно за 3 месяца до паринирваны, Господь Будда сказал своему ближайшему помощнику Анандхе, что его светлость встретится с паринирваной (согласно буддизма конечной стадии бессмертия). Господь Будда ждал, что Ананда скажет остаться ещё на несколько лет. Но из-за того, что Ананда на тот момент ещё не достиг всех четырёх стадий просветления (Сотапанны, Сакадагами, Анагами и Архатства), Дьявол (Мара Дхивья Путра) не позволил ему понять то, что говорил Господь Будда.
Через некоторое время Ананда попросил Господа Будду остаться ещё на несколько лет, но Господь Будда сказал, что уже слишком поздно. Так в империи маллов Кусинар (Кушинагар) Господь Будда столкнулся с паринирваной (освобождение духа от земного тела).
События происходили следующим образом. В день своего 80-летия Будда присутствовал на празднике в свою честь, где ему дали большое блюдо с едой… В одних источниках говорится, что это был рис с мясом, в других речь шла о рисе с грибами. Будде не очень нравилось то, что ему только что подали. Однако он всё равно ел, чтобы не позорить мужчину, чьим гостем он был.
Через пару часов, во время праздника, Будда начал чувствовать себя плохо. Вскоре он уже не мог ходить, и его усадили на стул. Он обильно потел и постепенно слабел.
Его отвели на кровать, куда он позвал своих учеников. Будда спросил, есть ли у них какие-либо вопросы относительно природы Дхармы (высшей истины) и пути избежать колеса перевоплощения. Вопросов не было. Затем он попросил привести кузнеца Кунда. Это человек, который дал ему «отравленное блюдо». Будда благословил его, сказав, что «это великое дело — дать джняни (запредельному мудрецу) его последнюю вечерю».
Затем Будда снова собрал монахов, пересказал Основы буддийской доктрины и дал свой последний совет: «Всё должно пройти. Разложение присуще всем вещам.». Затем он упал, а через несколько минут умер или, согласно буддизму, достиг паринирваны. Паринирвана — это состояние «окончательной нирваны после смерти физического тела человека, достигшего при жизни просветления».
Большинство аналитиков считают, что возможно Будда умер от несварения желудка. В последнем его блюде было мясо, которое было слишком слизистым для его постаревшего тела. До этого момента Будда не ел мяса уже 60 лет. Не исключается версия, что в еде оказался ядовитый гриб. Будде, на самом деле, было уже всё равно, так как он уже был отделён от тела в любом случае. Он «оставил своё тело в совершенной медитации, оно сияло более ярко, чем золотые одежды, которые он носил».
После паринирваны, когда цветы ближайших деревьев падали на неподвижного Будду, Малла-Короли империи Кусинар (Индия) кремировали его тело. Останки вместе с тем немногим, что у него было, были разделены на 8 частей и помещены в ступы. Некоторые из них, как полагают, сохранились до настоящего времени.
В этом районе находится ступа Рамбхар, которая, как говорят, была построена на том же месте, где был кремирован Будда. Существует также храм Махапаринирваны, в котором находится великолепная статуя Будды в полулежачем положении. Кроме них, здесь есть несколько храмов, ступ, святилищ и музей. Это одно из самых важных буддийских мест в Индии.
Читайте подробнее здесь:
Вот такие четыре самых священных места буддизма находятся в Индии и Непале! Читайте также:
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте про «святыни разных религий» на страницах сайта «Мир увлечений»!