храм святого георгия победоносца самарканд

Свято-Георгиевский храм г. Самарканда. Гл. 13

Глава тринадцатая. Из книги: «С любовью к Узбекистану». Храм святого великомученика Георгия Победоносца г. Самарканда

По официальным данным, приход в честь великомученика Георгия Победоносца образован в 1868 году. Проект и смета православного храма были составлены самаркандским архитектором В.А. Лемке. Это была церковь военного ведомства. В июне 1924 года церковь была закрыта. 5 августа 1925 года Георгиевской общине передана часовня на кладбище, в которой начали совершаться богослужения. В 1927 году получено разрешение на постройку летнего молитвенного дама при часовне. В апреле 1928 года произошел пожар часовни. 24 августа 1929 года общине было выдано регистрационное удостоверение. В 1937 году на имя монахини Юнии (Ульиной) куплен дом на месте настоящего нахождения храма (по ул. Бирлик, 66). В 1946 году состоялся акт передачи здания молитвенного дома во владения Георгиевской общине.

Указом архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена от 6 ноября 1958 года Георгиевскому молитвенному дому присваивается наименование храма, который был освящен в честь святого великомученика Георгия Победоносца.
На протяжении многих десятилетий неизменным настоятелем этого храма и долгие годы благочинным Самаркандского округа являлся митрофорный протоиерей Димитрий (Козулин), кстати, сам родом с Киргизии. В те годы он уже был достаточно пожилым человеком.

Вот таковы скупые официальные данные, но между этими датами совершалась богатая и очень интересная и поучительная жизнь прихода. Православного прихода, который на протяжении многих десятков лет воспитал не одно поколение добрых и искренне верующих прихожан.

Прибыв по переводу на Свято-Георгиевский приход, первый, кого я увидел у ворот храма, это настоятель, протоиерей Димитрий. На первый взгляд ничего величавого не было в его виде. В совершенно простой одежде, в соломенной шляпе, в рубахе с коротким рукавом на выпуск, нес в руках какую-то доску. В дальнейшем я понял, что это вообще отличительная черта отца Димитрия – простота во всем. Это простота не наигранная. Ведь так часто напускная величавость и напыщенность, основанная на гордости, тщеславии и высоком мнении о себе мешают для искреннего общения, и добрых плодов не приносят. Он встретил меня как любящий отец и все то время, что мне пришлось прожить на этом приходе, чувствовалась отцовская забота настоятеля. Такую же искреннюю заботу и внимание он проявлял ко всем проживающим на его приходе, это церковному клиру, прихожанам и к гостям, останавливающимся у него при храме.
Храм размещается в частном секторе города. Здание небольшое, с низким потолком. Построен в послевоенное время архимандритом Серафимом, истинным молитвенником и подвижником. Скромный иконостас, очень много старинных икон. Вокруг храма выстроены домики, кажется из саманного кирпича. Эти домики с кельями, часто очень узкими, в них проживают люди, несущие при храме определенные послушания. Протоиерей Димитрий принимает людей нуждающихся, заплутавшихся на жизненных путях, но желающих разобраться в себе, и помогает им.

Городские жители, прихожане с удовольствием спешат на воскресные и праздничные богослужения в этот храм, да и просто для полезного общения с настоятелем. На приходе действовало две воскресные школы, в одном помещении проводились занятия для детей, во втором — для взрослых. Занятия проходят после общего богослужения, всех молебнов и после общей трапезы. Занятия для взрослых проводятся с чаепитием, в свободной братской обстановке.

Проживая в кельи при храме и неся богослужебные послушания, мне посчастливилось познакомиться с замечательными людьми и с интересной историей этого прихода. Было чему поучиться и в общении с батюшкой. На протяжении многих лет, что проживаю уже в России, я благодарю Бога, что Он сподобил меня познакомиться, общаться и молиться вместе с отцом Димитрием, с отцами Самарканда и с этими замечательными, удивительно родными людьми этого города. До тех пор, пока я буду в сознании, имена и образы этих людей останутся в памяти.

Глава четырнадцатая. Удивительная помощь от Святого Георгия Победоносца.

При Свято-Георгиевском храме в свое время служило много интересных священников. Во времена правления Хрущева Н.С. была опасность закрытия храма. Существует интересная история, похожая на первый взгляд, скорее на мифологическое повествование, но тем не менее, в основу этой истории положено историческое событие, конкретный и реальный случай. Эту историю о чудесной помощи святого великомученика Георгия Победоносца в спасении храма от закрытия рассказал в своей книге протоиерей Валентин Бирюков, который служил в свое время на этом приходе. Эту историю знают и рассказывают многие жители г. Самарканда и многие прихожане. Ее знали до написания протоиереем Валентином, он лишь записал в художественной форме то, что было известно. История поучительная и мы приведем ее полностью.

Рассказал об этом событии некий Георгий, учитель по профессии, он пел на клиросе в храме. История случилась во время служения на Свято-Георгиевском приходе архимандрита Серафима (Суторихина).

Этот священник Серафим, в миру Сергей Михайлович Суторихин, родился в 29 июля 1901 года в селе Шестаково Вятской губернии в семье протоиерея. С 1918 года был псаломщиком. В 1927-1928 годах обучался на Высших Богословских Курсах в Ленинграде. В 1929 году архимандритом Львом на Федоровском подворье пострижен в монашество с именем Серафим. Вскоре был рукоположен во иеродиакона и стал служить на Феодоровском подворье. В 1931 году рукоположен во иеромонаха, а в 1932 году назначен настоятелем Тихвинской церкви в Лесном в городе Ленинграде. Через двенадцать дней после этого назначения был арестован и до декабря 1936 года находился в Свирских лагерях. После освобождения стал служить в городе Слободском Кировской области. В июле 1938 года снова арестован и осужден на 10 лет. Срок отбывал в КомиАССР. В день памяти Святителя Феодосия, 18 февраля, в 1943 года во время работы на лесоразработках на него упало дерево. В результате этого он, покалеченный и неспособный к работе, был досрочно освобожден. С августа 1943 года отец Серафим был настоятелем Троицкого храма в селе Быстрицы Кировской области. В ноябре 1948 года по приглашению владыки Гурия приезжает в Ташкент и назначается священником Георгиевского молитвенного дома в г. Самарканд. Поселяется при этом доме, организуется крепкая, хотя и маленькая монашеская община. Большую роль в жизни этого малого монастыря сыграли его насельницы, старицы-монахини Юния и Евдакия. Скончался отец Серафим 21 февраля 1979 года от воспаления легких, похоронен на местном кладбище.

Дальше автор книги протоиерей Валентин повествует так: «… этот священник (речь идет про Серафима), старенький уже был, весь больной, еле сил хватало ходить. Своей теплотой, вниманием он немало молодых людей привлек в храм. Многие стали креститься. Когда кэгэбэшники увидели, что молодежь пошла в храм, быстро нашли повод, чтобы закрыть храм.

Батюшке служить запретили. Службы в храме в храме не было, но тайно она совершалась по ночам, собирались по два-три человека — и служили. Прошло два года, как храм закрыли. Приближался престольный праздник — Георгия Победоносца. Все прихожане сокрушались, что не будет службы в этот день. А власти уже определили: хороший детский садик здесь будет — семь квартир, помещение храма просторное, баня, пекарня, столовая, площадка большая, колодец, два дуба… Всем стало ясно, что храму скоро конец, но накануне 6 мая случилось нечто из ряда вон выходящее. Батюшка в это время у себя в кельи к празднику готовился, каноны читал, а матушка Юния, келейница его, ссыльная монахиня, на церковном дворе подметала. Вдруг увидела: открываются врата церковной ограды, и въезжают два верховых офицера в старинных, невиданных одеждах, на белых конях. Один постарше, другой помоложе. Этот первый — такой величавый, красивый, ловкий. Спрыгивает с коня и, обращаясь к монахини по имени, отдает ей поводок:
— Матушка Юния, подержи повод лошади, я пойду к батюшке Серафиму.
Она, вся в трепете, упала на колени:
— Ох, милый, твоя лошадка сильная, я не удержу ее! — и ручки подняла, будто сдается ему.
Тогда офицер отдал повод своему адъютанту и ничего не спросив, пошел прямо в келью к отцу Серафиму. Увидел его, стоящего на коленях перед иконами, и повелительно говорит ему:
— Отец Серафим, готовься к службе — сегодня храм будет открыт!
Батюшка прямо отпрянул: что за офицер, откуда он появился?! И слова у него такие сильные, богатырские слова. И голос красивый, мощный — чистый баритон, а слова-то — сила, все равно как приказ! И вдруг понял священник, что это был сам Великомученик Георгий. В окно глянул — оба всадника ловко взлетели на коней и поехали, только искры из-под копыт! А направились они после отца Серафима прямо в исполком города Самарканда.
Великомученик Георгий оставил своего «адъютанта» у входа с лошадьми, а сам пошел в исполком, минуя милиционеров, те только встретились с ним глазами, но ни слова ему не сказали, не спросили к кому и откуда. Георгий Победоносец — прямо на второй этаж, мимо секретаря, которая тоже онемела. Ни у кого ничего не спрашивая, открывает дверь в кабинет председателя исполкома и, называя его по имени, говорит:
— Чтобы сегодня же храм великомученика Георгия был открыт! Иначе будете наказаны без помилования.
Председатель исполкома был страшно напуган появлением невиданного офицера и его словами: «Иначе будете наказаны без помилования!». А Тот поворачивается и уходит. Хотел председатель задать ему вопрос: «Кто Вы, откуда?» — но не смог в себя прийти от необыкновенной силы приказа, который отдал незнакомец.
Глянул он в окно, а тот уже в седло садится с необыкновенной легкостью – и только искры из-под копыт! В страхе берет чиновник телефонную трубку, звонит уполномоченному по делам религий:
— Срочно пошлите нарочитого в храм Великомученика Георгия! Чтоб сейчас же открыли храм! А распоряжение напишите после. Некогда было даже писать — такой страх его взял! Уполномоченный немедленно послал своего помощника в храм. Через 15 минут он был у отца Серафима:
— Открывайте храм, служите свободно!
На следующий день председатель исполкома приехал на машине к отцу Серафиму:
— Над Вами есть какой-то начальник?
— А как же? Есть.
— Можно посмотреть на его фотографию?
Батюшка выносит ему фотографию Ташкентского епископа в клобук.
— Не, не тот! А еще кто-нибудь выше у вас есть? У меня вчера ваш начальник был, офицер — о-о-о… С такой властью приказал, чтоб храм срочно открыли, иначе, говорит, будете наказаны без помилования! Сразу видно — начальник…
У батюшки слезы потекли, он слова выговорить не мог… Только вынес старую икону великомученика Георгия Победоносца верхом на белом коне.
Председатель исполкома как глянул:
— Он! У меня вчера он был! — и тоже прослезился».
Вот в таком приблизительном варианте эта история известна прихожанам. Огромная любовь к храму Святого Георгия Победоносца и уважение к архимандриту Серафиму сохраняется и по сей день у жителей города и у автора этих строк.

В завершении рассказа о Свято-Георгиевском храме г. Самарканда, скажем, что прах великого молитвенника и труженика, архимандрита Серафима покоится на православном кладбище. Рядом с его могилой покоится останки протоиерея Петра и иерея Александра, бывшего настоятеля Алексеевского собора.
Эти могилы постоянно посещаются священнослужителями, прихожанами и гостями города. Служатся панихиды.

Источник

Самарканд. Церковь Георгия Победоносца.

Карта и ближайшие объекты

храм святого георгия победоносца самарканд. Смотреть фото храм святого георгия победоносца самарканд. Смотреть картинку храм святого георгия победоносца самарканд. Картинка про храм святого георгия победоносца самарканд. Фото храм святого георгия победоносца самарканд

Статьи

История храма св. вмч. Георгия Победоносца, трижды менявшего место своего расположения, начиналась в 1868 году. Тогда, на территории цитадели, где расположился военный русский гарнизон, был воздвигнут самый первый православный храм в городе Самарканде. Первым настоятелем этого храма был военный священник Высоцкий Н.Г. Правда, эта церковь просуществовал недолго. Позже, на смену ей, в 1882 году в центре города, возле здания Офицерского Собрания был построен новый, красивый и более вместительный храм. Строился он по проекту инженера-архитектора В.А. Лемке для военных городского гарнизона. Между зданиями церкви и Офицерского собрания располагалась церковная площадь, бывшая тогда местом проведения парадов и праздников. Здание этой церкви было выложено из сырцового, необожженного кирпича и оштукатурено. Оно вмещало 600 человек, было богато утварью и ризницею. 21 июля 1896 года, после торжественного молебна, во временном помещении в церковном доме был основан первый музей истории города. Здание этого храма функционировало непрерывно в течение 43 лет. До 1903 года эта церковь была в ведении Туркестанского епархиального Начальства. До 1912 года она числилась уже при Управлении Самаркандского воинского Начальника, а с 1912 года она была учреждена как походная церковь при 5-ом Туркестанском стрелковом полку. Все эти годы настоятели Георгиевского храма были, как правило, ещё и благочинными военных церквей Самаркандской области.

В 1924 году Свято-Георгиевский храм закрывают сначала временно, и община вместе с настоятелем, отцом Евгением Марчевским, оказываются на улице. 20 мая 1925 года постановлением Малого Президиума ЦИК Уз ССР храм был закрыт окончательно и передан военному ведомству. В первых числах августа того же года общине передают в пользование маленькую, старую часовню на центральном городском кладбище. После этого община обращается с просьбой вернуть ей имущество Свято-Георгиевской церкви и уже с 14 августа они начинают совершать Богослужения на новом месте. В декабре 1926 года община обращается с ходатайством о реконструкции летнего молитвенного домика при часовне и уже к августу 1927 года она получает разрешение на постройку. Но, к сожалению, в ночь с 27 на 28 апреля 1928 года произошёл пожар часовни, после чего верующие не могли дальше совершать Богослужения на этом месте. 31 мая общине выдаётся разрешение служить в частном доме, принадлежащей Лисиной на улице Кладбищенской дом № 37. В 1929 году община переходит на новое место — Кладбищенский переулок дом № 19. Община вновь просит разрешения властей на постройку молитвенного дома возле часовни на территории кладбища, но получает отказ. В 1929 году 24 августа, при иерее Филиппе Кальченко, общине было выдано регистрационное удостоверение. В то время службы совершались по домам арендуемым, как правило, у прихожан.

С 1929 и вплоть до 1937 года община заключила договор и арендовала помещение у гражданина Кибиткина. По существующему закону приобрести помещение для богослужений на собственное имя община не имела права. Только в 1937 году верующие нашли выход из сложившейся ситуации. Тогда они решили приобрести жильё вблизи от городского кладбища по улице Бирлик, и оформить его на доверенное частное лицо. Община покупает часть жилья на имя монахини Иунии (Ульиной). 21 марта матушке Иунии были даны деньги в размере 300 рублей для задатка на покупку половины дома у Столяровой. Таким образом, общиной была куплена часть дома, а 4 декабря 1938 года был выкуплен весь дом. Документально всё выглядело так, будто бы община арендует этот дом у матушки Иунии. Это был небольшой, саманный домик с глиняной крышей, который и стал впоследствии основой ныне действующего Георгиевского храма. В 1943 году община Свято-Георгиевского молитвенного дома во главе с настоятелем Петром Княжинским возобновила просьбы о возврате отобранного здания храма, но безуспешно. Церковная площадь, где находился этот храм, уже давно называлась Красной площадью. И только через полгода после войны, 31 октября 1945 года, община смогла выкупить и оформить этот дом в свою собственность.

В 1945 году вступило в силу «Положение об управлении Российской Православной Церкви», что ставило в благоприятные условия церковно-приходскую жизнь. С этого времени начинаются работы по благоустройству Свято-Георгиевского молитвенного дома. До того молитвенный дом занимал половину жилого дома и в нём было тесно и убого. В 1946 году, по разрешению Уполномоченного по делам РПЦ, Свято-Георгиевская община выкупила для молитвенного помещения вторую часть дома со всеми жилыми и хозяйственными постройками.

Вот что писал журнал Московской Патриархии в марте 1947 года: « В Самарканде, отдаленном от православного центра на много тысяч километров, члены общины св. Георгия Победоносца, движимые горячей верой и преданностью Российской Матери-Церкви, сумели в короткий срок воздвигнуть прекрасный молитвенный дом-храм. До весны 1946 года община св. Георгия совершала богослужение в помещении, которое не могло удовлетворить потребностей местных христиан по своим небольшим размерам. План строительства и чертежи нового здания были составлены архитектором Адеркасом, а исполнителями этого проекта стали сами верующие. В день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, настоятель общины протоиерей Пётр Княжинский предложил расширить имеющееся помещение — пристроить алтарь, а так же построить несколько комнат-келий для штата. Предложение отца настоятеля было с одушевлением принято членами общины и после жаркого молебна, буквально вся масса верующих принялась за строительство. Строительный материал, краски, стекла — всё потребное для своего храма, верующие несли сами в храм. Строительные работы шли с самого утра и до поздней ночи и, наконец, в октябре 1946 года состоялось торжественное освящение нового здания. Для всех верующих это был самый настоящий праздник. Освящение совершал Преосвященный Гурий — епископ Ташкентский и Среднеазиатский, поздравивший от всего сердца всех строителей, а так же инициаторов строительства: протоиерея Петра Княжинского, инокиню Евдокию Тимашеву, инокиню Иунию, старосту храма В.И. Звереву, и многих других».

В 1948 году, по разрешению Уполномоченного Степанова и ГорКомХоза, община приобрела соседний дом, специально для проживания священников. Из этого дома были сделаны помещения для крещальни, комнаты, где проживали отец Пётр и отец Серафим, и ещё «Владычная» — предназначенная для размещения владыки и гостей. Над «святыми воротами» для входа богомольцев в 1948 году была устроена звонница в виде шатра. На ней висели три небольших колокольчика и чугунные била, призывающие православный люд на службу.

Указом Архиепископа Ташкентского и Средне-Азиатского Ермогена за № 79 от 6 ноября 1958 года Георгиевскому молитвенному дому было присвоено именование храма.

Источник

Храм Георгия Победоносца (Самарканд)

СтранаУзбекистанГородСамаркандКонфессияПравославиеЕпархияТашкентскаяБлагочиниеСамаркандское благочиниеАвтор проектаВ.А. ЛемкеСтроительствогод—.СостояниеДействующий

Храм во славу святого великомученика Георгия Победоносца — действующий православный Храм, в городе Самарканде (Узбекистан). Носит имя святого великомученика Георгия Победоносца.

Информация

Адрес: г.Самарканд, ул. Бирлик, 66 индекс 140100

Глава религиозной организации — протоиерей Димитрий (Козулин).

История

Ссылки

храм святого георгия победоносца самарканд. Смотреть фото храм святого георгия победоносца самарканд. Смотреть картинку храм святого георгия победоносца самарканд. Картинка про храм святого георгия победоносца самарканд. Фото храм святого георгия победоносца самарканд

храм святого георгия победоносца самарканд. Смотреть фото храм святого георгия победоносца самарканд. Смотреть картинку храм святого георгия победоносца самарканд. Картинка про храм святого георгия победоносца самарканд. Фото храм святого георгия победоносца самаркандМонастыриТроицкий Георгиевский мужской (Чирчик) • Троицкий Никольский женский (Ташкент) • Покровский женский (Дустабад)ХрамыТашкентское
благочиниеСвято-Успенский кафедральный собор (Ташкент) • Александра Невского (Ташкент) • Владимирский (Ташкент) • Священномученика Ермогена (Ташкент) • Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Газалкент) • Успенский храм (Алмалык) • Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Янгиюль) • Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Ангрен) • Сретения Господня (Бекабад) • Апостола Фомы (Ахангаран) • Веры, Надежды, Любови и Софии (Ангренский район) • Преподобного Александра, игумена Куштского (пос. Янги-Чиназ) • Спасо-Преображенский собор (Ташкент) *Самаркандское
благочиниеСобор святителя Алексия Московского (Самарканд) • Георгия Победоносца (Самарканд) • Покрова Пресвятой Богородицы (Самарканд) • Александра Невского (Термез) • Молитвенный дом святого равноапостольного князя Владимира (Каттакурган) • Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы (Карши) • Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы (Денау)Гулистанское
благочиниеНиколая Чудотворца (Гулистан) • Николая Чудотворца (Джизак) • Николая Чудотворца (Янгиер) • Покрова Пресвятой Богородицы (Сырдарья)Ферганское
благочиниеСергия Радонежского (Фергана) • Казанской иконы Божией Матери (Коканд) • Иоанна Кронштадтского (Кувасай) • Архистратига Михаила (Наманган) • Молитвенный дом Всех святых (Андижан)Бухарское
благочиниеАрхангела Михаила (Бухара) • Николая Чудотворца (Каган) • Сергия Радонежского (г. Навои) • Николая Чудотворца (Заравшан) • Всех святых в земле Российской просиявших (Учкудук) • Иова Многострадального (г. Ургенч, Хорезмская область) • Святого великомученика и целителя Пантелеимона (Нукус)Учебные заведенияТашкентская семинария* — недействующие.

Храм Александра Невского (Боткинское кладбище, Ташкент) — Православный храм Храм во имя благоверного великого князя Александра Невского … Википедия

Храм святого равноапостольного великого князя Владимира (Ташкент) — Православный храм Храм святого равноапостольного великого князя Владимира Страна Узбекистан Город Ташкент … Википедия

Собор Святителя Алексия (Самарканд) — Православный храм Собор святителя Алексия, митрополита Московского … Википедия

Ташкентская и Узбекистанская епархия — Русская православная церковь Среднеазиатский митрополичий округ … Википедия

Троицкий Георгиевский монастырь (Чирчик) — Монастырь Свято Троице Георгиевский Чирчикский мужской монастырь Страна Узбекистан Город Чирчик … Википедия

Самаркандское благочиние — Самаркандское благочиние благочиние Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской православной церкви, которое объединяет 7 храмов и молитвенных домов в 5 ти населенных пунктах. Благочинный протоиерей Димитрий (Козулин), настоятель… … Википедия

Ташкентский военный Спасо-Преображенский собор — Ташкентский военный Спасо преображенский собор был расположен в Ташкенте на центральной площади, получившей вследствие этого наименование Соборная площадь. Этот собор также назывался Военный собор … Википедия

Республика Южная Осетия — осет. Республикæ Хуссар Ирыстон … Википедия

Бухарское благочиние — Бухарское благочиние благочиние Ташкентской епархии Русской православной церкви, которое объединяет 7 храмов и молитвенных домов в 7 ми населенных пунктах. Бухарское благочиние Храм архангела Михаила (Бухара) Храм Николая Чудотворца (Каган) … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *