храм святого лонгина в коряжме
КОРЯЖЕМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Коряжемский Никольский монастырь, 31 марта 2007. Фото Василия Шелёмина с сайта sobory.ru |
Коряжемский Николаевский монастырь (недейств., ныне приход Котласской епархии Архангельской митрополии)
Первое упоминание о монастыре относится к 1535 году, когда монах Лонгин (+ 1540) основал обитель. В устье реки Коряжемка, на берегу реки Вычегда, на пустом болотистом месте Лонгин поставил келью, затем часовню. Монастырь постепенно стал заселяться монахами, была построена церковь во имя Николая Чудотворца Лонгин стал игуменом монастыря.
В 1671 году в монастыре был построен Благовещенский собор.
В 1864 году монастырь был упразднен и причислен к Сольвычегодскому Введенскому монастырю.
В 1896 году монастырь был восстановлен. В 1887 году был обновлен Благовещенский собор, в нем покоились под спудом мощи пр. Лонгина. Над бронзовой гробницей его находится принадлежавшая ему икона креста Господня; здесь же хранились его холщевая фелонь и власяница. В Спасском храме находилась чтимая икона святого Николая чудотворца.
В 1918 году монастырь был закрыт, несмотря на попытки его насельников сохранить обитель хотя бы под видом «трудовой коммуны». Часть братии подверглась высылке, а часть сумела остаться в стенах закрытого монастыря под видом рабочих и служащих [1]. Последний настоятель монастыря прмч. Павел (Моисеев) был расстрелян 30 сентября 1918 года.
Монастырские земли передали колхозам, братский корпус использовался под склад, на втором этаже размещались кабинеты служащих. В 1933 году были разрушены Благовещенский собор с колокольней.
В 1970 году здание забросили, сломали купол. Раньше возле монастыря была кедровая роща и колодец, выкопанный Лонгином. После закрытия монастыря они были уничтожены. Бесследно пропали и мощи святого Лонгина.
В 1988 году монастырь был передан Церкви, сюда были возвращены власяница и вериги основателя монастыря, здания отреставрировали, территорию монастыря обнесли новой оградой.
14 сентября 1990 года был освящен храм прп. Лонгина епископом Архангельским Пантелеимоном.
Храм Лонгина Коряжемского (Коряжма)
Храм Лонгина Коряжемского (Коряжма) – приходской храм города, являвшейся до 1989 года храмом Николо-Коряжемского монастыря.
Содержание
История [ править ]
Коряжма молода как город, но история ее восходит к 1535 году, когда два монаха Вологодских монастырей Лонгин и Симон основали на берегу реки Коряжемки маленькую часовню в честь Николая Чудотворца. Позже на этом месте был построен монастырь, который по названию реки Коряжемки и часовни Николая Чудотворца был назван Николо–Коряжемским, а настоятелем его был сам Лонгин.
До 1665 года все строения в Николо-Коряжемском монастыре были деревянные. В 1671 году взамен деревянной Благовещенской церкви был построен каменный пятиглавый соборный храм с колокольней. 1746 году была построена и освящена каменная Спасская церковь.
В 1764 году монастырь получил статус III класса, но через сто лет в 1863 году был упразднён и приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. Это произошло из-за частой смены игуменов, малочисленности братии и наличии на ближайшей территории множества монастырей.
В 1896 году по указу Святого Синода монастырь становится самостоятельным. Этому способствовало завещание первой гильдии купца Хаминова, в котором он назначил 40000 рублей на Коряжемский монастырь при условии восстановления его самостоятельности. С этого момента в монастыре возобновляется строительство. В результате были построены Николаевский собор (собор Преподобного Лонгина Коряжемского), Архиерейские палаты и монастырская ограда-кельи.
Новый каменный Николаевский собор был заложен 21 августа 1904 года, а освящен 13 октября 1913 года.
В начале ХХ века за оградой монастыря возвышались архиерейские палаты, колокольня и три каменные церкви, самой значительной из которых являлась Николаевская. Её двухэтажный объем, увенчанный восьмигранной звонницей с шатром, доминировал в округе.
В пятидесяти метрах к юго-востоку от Николаевского собора расположена одноэтажная Спасская церковь, увенчанная одной главкой с крестом. Между ними в 15-20 метрах от последней размещался каменный пятиглавый Благовещенский собор и шатровая восьмерик на четверике колокольня. В двух-трех метрах от юго-западного угла Благовещенского собора находился каменная часовня над колодцем, вырытым Лонгином.
В 1918 году монастырь закрыли, монахов расстреляли. На бывших монастырских землях возникли колхозы. На его территории устроили детдом-коммуну, потом управление треста «Котласбумстрой». В 1927 году Николо-Коряжемский монастырь закрыли окончательно. Благовещенский собор с колокольне разрушили в 1933 году. На территории обители не стало часовни, зарыли колодец, обветшали оставшиеся храмы.
В годы Великой Отечественной войны в монастыре находился штаб Котласского аэросанного училища. Десятки лет монастырские строения использовались под хозяйственные цели.
В 1989 году решением Горисполкома церковный комплекс бывшего монастыря передан Коряжемской православной общине. Его отреставрировали и обнесли новой оградой.
В 1991 году восстановлены стены патриарших палат, а также часовня над святыми (или царскими) вратами.
В 1993 году найден и восстановлен колодец, вырытый, по преданию, преподобным Лонгином, в 1994 году началось строительство надкладезной часовни, над главными воротами восстановлены купола с крестами.
В 1996 году начали строительства колокольни, которую закончили в апреле 1998 года освящением и поднятием колоколов на звонницу.
В 1997 году начали восстановительные работы на Спасской церкви и воздвижение купола с крестом.
Современное состояние [ править ]
Ныне на месте бывшего монастыря создан приход храма Лонгина Коряжемского.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
В храме хранятся православные реликвии: вериги и власяница преподобного Лонгина Коряжемского – основателя монастыря.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 165651, Архангельская область, город Коряжма, ул.Кедровая, д.1
Как добраться: Добраться до храма преподобного Лонгина Коряжемского (ныне Николо-Коряжемского мужского монастыря) можно следующим образом: самолетом или поездом до г. Котлас и от Котласа до г. Коряжмы автобусом № 355 (Котлас-Коряжма).
Отправление из г. Коряжмы: 5-40, 6-30, 7-00, 7-20, 8-00, 8-40, 9-20, 10-00, 10- 50, 12-00, 12-30, 13-00, 14-00, 14-40, 15-30, 16-30, 17-10, 18-10, 19-10, 20-00.
Отправление из г. Котласа: 6-50, 7-40, 8-15, 8-40, 9-20, 9-50, 10-30, 11-20, 12- 00, 13-10, 13-40, 14-10, 15-10, 15-50, 16-50, 17-40, 18-20, 19-20, 20-20, 21-20
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Коряжма. Коряжемский Николаевский монастырь
Коряжемский храмовый комплекс, посвященный преподобному Лонгину, в бытность свою монастырем назывался так – Сольвычегодский Николаевский Коряжемский общежительный мужской монастырь. Он был основан Преподобным Лонгином (Логгином) Коряжемским в 1535 году. Расположен на берегу реки Вычегды, в устье реки Коряжемка.
При жизни Преподобного Лонгина здесь была поставлена деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца. В 1671 году был воздвигнут храм в честь Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, где хранились мощи Преподобного Лонгина Коряжемского.
Уже при первом Романове, Михаиле Федоровиче, за монастырем числилось «269 дворов, да двор монастырский, да 15 дворов пустых, а людей было 355 человек, да еще две мельницы». Епископ Вятский и Великопермский Александр, будучи выходцем из Коряжемской обители и родом из подмонастырской слободы, был привержен к своей, как теперь говорят, малой родине и к родному монастырю. Он много сделал для дальнейшего его развития. В частности, на свои келейные средства он построил в 1665-1671 году каменную Благовещенскую церковь на территории монастыря и прислал колокол весом в 20 с лишним пудов.
При императрице Екатерине II (Великой) положение монастырей ухудшилось. В 1764 году для пополнения государственного фонда была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. У Коряжемской обители также большая часть земельных владений была отобрана. Вскоре из-за бедности монастырь был упразднен, а штат приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. С 22 января 1864 года монастырь стал считаться закрытым.
Через 32 года, именно 13 апреля 1896 года, последовал указ Святейшего синода о восстановлении Коряжемского монастыря в самостоятельности. Помимо большого молитвенного труда, в монастыре постоянно велись ремонтные работы, хозяйственные службы. Число братии росло.
В 1904 году заложили новый каменный, доныне существующий храм Лонгина Коряжемского, с нижним пределом Николая Чудотворца. Он был закончен и открыт для богослужений в 1911 году.
После 1917 года Коряжемский монастырь был закрыт.
В сентябре 1918 года в монастыре были расстреляны находившийся здесь архимандрит Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосий (Соболев), архимандрит Николаевского Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря Никодим (Щапков), Серафим (Кулаков). В 2005 году Священным Синодом Русской Православной Церкви два архимандрита и два иеромонаха, расстрелянные в монастыре в 1918 году, были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.
С приходом советской власти Коряжемский монастырь был закрыт в 1927г. На бывших монастырских землях возникли колхозы. На его территории устроили детдом-коммуну, потом управление треста «Котласбумстрой». В годы Великой Отечественной войны в монастыре находился штаб Котласского аэросанного училища. До 1957 года каменные здания в Коряжме были только в монастыре.
В 1988-м году решением Горисполкома церковный комплекс бывшего монастыря передан Коряжемской православной общине. Его отреставрировали и обнесли новой оградой. Ныне на месте бывшего монастеря создан приход храма Лонгина Коряжемского. В храме Лонгина Коряжемского хранятся православные реликвии: вериги и власяница основателя монастыря преп. Лонгина. Достопримечательностью храма являются два иконостаса, выполненные современным мастером резьбы по дереву Анатолием Панферовым.
На территории монастыря расположены:
В советское время здание использовалось под склад, а на втором этаже располагались кабинеты конторских служащих. В 1970 году заброшен, купола сломаны.
В 1989 году храм Возвращён верующим. Началось реконструкция.
. Нашли и откопали, а затем и восстановили колодец Лонгина. Перевезли из Сольвычегодского музея вериги и власяницу Лонгина, поместили в раку преподобного, под его же иконой, изготовленной на средства прихожанки. По чертежам, разработанным отделом главного конструктора КЦБК, силами ремонтно-механического производства изготовлены и установлены кресты, главы и купола. Построили часовню над колодцем, колокольню, где располагаются воскресная школа, квартиры для молодых священников, а вверху под шатровой кровлей, повесили колокола.
В верхнем храме Лонгина Коряжемского был проведен косметический ремонт. Поставили новый центральный подсвечник и престол в алтаре, на амвоне развернули красивое бронзовое ограждение, высоченный иконостас заполнили иконами, а также элементами резьбы по дереву. Сейчас там идут постоянные богослужения.
Много сил и средств было вложено в восстановление нижнего придела. Его оформлением занимались исключительно талантливые люди. Иконы, написанные яркими красками на библейские сюжеты, «фресковая» роскошь стен и потолка привлекают к себе взгляд прихожанина, заставляя его задуматься о жизни и о суете земной. Но самая впечатляющая красота – это, конечно, иконостас. Резьба по дереву – взлет человеческого мастерства. Автор резного великолепия, создатель и исполнитель, – житель Коряжмы А. Г. Панферов, профессиональный художник. Его творческий потенциал, высокие духовные стремления и золотые руки по молитвам и благословениям настоятеля отца Михаила создали это необыкновенное чудо. Сейчас там реставрационные работы закончены, и выглядит он просто сказочно
К основному объему с восточной стороны примыкает пятистенная алтарная апсида, перекрытая полукупольным сводом; с западной стороны – прямоугольное в плане помещение трапезной и небольшая пятистенная паперть. Трапезная покрыта двускатной крышей конькового типа. Апсида и паперть покрыты крышами с пятью скатами.
Здание построено из кирпича на каменном фундаменте. Крыши обшиты кровельным железом, окрашенным суриком.
. В середине ХХ века храм перестроен, венчания сломаны. Более 90 лет храм не действовал, в его стенах сначала располагалась тюрьма, потом склад.
В 1990-х возвращён верующим. Тогда началась реставрация храма. Прежде всего, из здания было вывезено несколько грузовиков мусора, а затем начались внутренние отделочные работы. В настоящее время оштукатурены стены, пол выложен плиткой. Сооружён новый купол. Существует проект иконостаса в стиле XVIII века – времени постройки храма.
Исторические сведения о храме Преподобного Лонгина Коряжемского
(к 100-летию со дня основания)
Аннотация. В данной статье описывается краткая история храма от закладки до наших дней, его роль в истории православия Руси.
Ключевые слова: храм, монастырь, церковь, Лонгин, Симон, Вычегда, Михаил, Коряжма, Николо-Коряжемский
8 августа 2004 года Коряжемский храм Преподобного Лонгина Коряжемского отметил круглую дату – 100-летие со дня закладки и начала строительства того каменного ансамбля, в котором находятся приделы Лонгина Коряжемского, на втором этаже, и Николая Чудотворца, на первом этаже, и где проходят все богослужения.
При советской власти здесь был склад. Здание, как и окружающие постройки, без должного ухода ветшало и разрушалось, а сейчас, силами практически всего города, проходит стадию уже не восстановления, а благоукрасительства.
До революции здесь располагался мужской монастырь, и относился он к Вологодской епархии. В давние-давние времена центром северных земель была Вологда.
Наши северные земли заселяли, с одной стороны, местные жители, язычники и идолопоклонники, с другой стороны, – русские люди, выходцы из Великого Новгорода, христиане по вере. Новгородцы, собиравшие дань по Заволочью, а также вольные ушкуйники, промышлявшие разбоем, были жадны до наживы, поэтому их деятельность, конечно, мало располагала местных жителей к принятию христианской веры. Чтобы объяснить превосходство христианства перед язычеством, нужны были другие образцы для подражания, нужны были люди-апостолы с несокрушимой твердостью духа, со словом сильным и действенным.
Таким для Вологодской земли явился преподобный Герасим, инок Гнилецкой пустыни, что в пещерах Феодосиевых, под Киевом. Герасиму было некое внушение свыше оставить киевские земли и идти в Вологду, страну совершенно неизвестную. Как протекал его продолжительный путь по лесам и болотам, под палящим солнцем и проливным дождем, неизвестно, но 19 августа (по ст. стилю) 1147 г. преподобный Герасим достиг берегов Вологды. Он был рад, когда увидел церковь Воскресения Христова, так как, перешедши за Волгу, он на своем пути не встретил ни одного христианского храма. В дремучем лесу, в нескольких верстах от Вологды, он построил для себя хижину и часовенку и стал предаваться молитвам. Явление для окружающего мира было совершенно новое. К нему стали стекаться люди, сначала просто из любопытства, потом за советом и за помощью в делах веры, и в житейских ситуациях. Он построил Храм во имя святой Троицы и при нем основал иноческую обитель. Много было препятствий и со стороны недоброжелателей и завистников, и от отсутствия средств, и от отсутствия на первых порах единомышленников. Но с Божьей помощью преподобный Герасим все преодолел, трудами его и заботами в Вологде возник первый в северных пределах России мужской Троицкий Кайсаровский монастырь. Умер преподобный Герасим в 1178 г., но дело его осталось жить в веках. С течением лет монашество и монастырская жизнь получили распространение в земле Вологодской. Вся северная страна от Нурмы и Комелы до Печоры и Вычегды усеяна была монастырями и уединёнными кельями. В их числе находился и Павло-Обнорский монастырь.
В первой половине 16 века, в среде многочисленного братства этого монастыря, спасался инок Лонгин. Он прибыл в монастырь в молодых годах, прошел ряд различных послушаний, дожил до старческих седин и приобрел немалую опытность в иноческой жизни. Братия к нему относилась с особенным уважением, как к старцу испытанному и духовному. В соседнем Корнилиевом монастыре был у него друг и собеседник Симон, уроженец Сольвычегодска. Все великие подвижники стремились к уединению, боясь как огня широкой славы, поэтому и два друга, оставив свои монастыри, пошли искать себе подходящую пустынь для жительства. Спустившись водою от Вологды до Устюга, они вскоре достигли Сольвычегодска. Передохнув в тамошнем Борисоглебском монастыре, странники вышли из города, пошли вверх по левому берегу Вычегды и, дойдя до устья реки Коряжемки, остановились на крутом ее берегу, в 15 верстах от Сольвычегодска. Помолившись Богу, они расчистили место от дикого леса и поставили келью и часовню. Это событие произошло в 1537 году, и эта дата является началом существования коряжемского мужского монастыря.
Итак, два инока, Лонгин и Симон, придя из Павло-Обнорского монастыря, что на Вологодчине, в глухом лесу на берегу речки Коряжемки, в 15 верстах от Сольвычегодска, срубили келью и часовню и стали здесь жить, посвящая все дни трудам и молитвам. Произошло это в 1537 году. Но блаженный Симон недолго оставался с Лонгином. Оказав помощь в самых трудных и тяжелых работах, он в 1539 году покинул старца и ушел на речку Сойгу, где в абсолютной глухомани начал свое пустынножительство. Не молодой уже годами Лонгин остался один. Скоро весть о нем разнеслась по окрестным деревням, и к нему стали приходить люди, желавшие разделить с ним пустынные труды. Напрасно старец старался всем отказывать, объясняя это трудностью отшельнического жития. Люди тянулись к нему, селились рядом и принимали тот же самый образ жизни. В результате сложилась община, которая уже не помещалась в часовне во время молебнов. Лонгин принимал это с миром. Пришлось построить храм во имя святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, а также трапезу и прочие необходимые службы. Количество построек возрастало, таким образом и сформировалась братская коряжемская обитель, а сам старец Лонгин стал ее первым игуменом.
Преподобный, будучи старейшим над братией, свой долг видел в неустанном и постоянном труде, превосходя своим подвижничеством остальных. Недавно отрыт и реставрирован колодец, выкопанный самолично Лонгином в братской трапезной палате. Сейчас, когда трапезная под грузом веков исчезла, колодец стоит на открытом месте. Над ним построена часовня уже трудами и заботами настоятеля храма отца Михаила (Яворского). До нашего времени сохранились вериги, колючая и жесткая власяница, которыми преподобный Лонгин изнурял свое тело. В постах, трудах, изнурениях, молитвенных бдениях Лонгин прожил три года и 10 февраля 1540 года преставился.
Умирая, старец заповедовал ученикам своим похоронить его при входе в храм, у самого крыльца, чтобы все идущие попирали его могилу ногами. Так смиренная душа, избегавшая славы и почестей при жизни, не пожелала их и после смерти. Братия послушно исполнила его завещание. Однако по прошествии некоторого времени на могиле его стали происходить чудесные исцеления. Спустя 15 лет после смерти святого преподобного Лонгина Устюжскому воеводе князю Владимиру, находившемуся в сильнейшем болезненном расслаблении, было во сне загадочное видение. Явился ему старец и сказал: «Князь Владимир! Если хочешь быть здоров, молись Богу и побывай в Коряжемском монастыре. Пусть тамошний игумен и братия перенесут тело святого преподобного Лонгина на другое, более подобающее ему место». Старец подробно указал, куда его перенести. Пробудившись ото сна, князь Владимир, доведенный болезнью до крайности, отправился в монастырь, где рассказал про свой сон и показал, куда надо перенести мощи святого. После произведенного перезахоронения князь получил исцеление.
Этот факт, став известным народу, еще более притягивал страждущих на могилу старца. Святой преподобный Лонгин, исцеляя больных чудесным образом, являлся иногда, видимо, для душевного подкрепления братии в их иноческих подвигах. Много дивных чудес совершалось и записывалось в житийной литературе. В 1665 г., 9 мая, вместо деревянной Никольской церкви, построенной Лонгином, заложена была каменная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Святителя Николая, которая была освящена 9 февраля 1671 г. Место погребения Лонгина оказалось внутри церкви при северной стене. В1871 г., 18 июля, в 10 часов вечера, две из пяти глав Благовещенской церкви с большой частью свода обвалились. Внутри храма были большие разрушения, гробницу завалило кирпичом и мусором, но тем не менее она осталась цела. Все предметы, находившиеся на гробнице, уцелели, даже стеклянный футляр не разбился. В этом люди увидели перст Божий. 18 марта 1872 г. рака преподобного Лонгина была перенесена в теплую Спасскую церковь. Ветхая Благовещенская церковь была разобрана.
Наш Коряжемский храмовый комплекс, посвященный преподобному Лонгину, в бытность свою монастырем назывался так – Сольвычегодский Николаевский Коряжемский общежительный мужской монастырь. Располагался он в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, в 558 верстах от своего административного и идеологического центра – Вологды. В скором времени по основании монастырь стал расширяться. Была возведена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В1547 году 25 августа царь Иоанн IV Васильевич (Иван Грозный) пожаловал Коряжемскую обитель грамотами и дарами: иконы, книги, колокола, земли (Христофорова пустынь). Это было первое земельное приобретение. Но уже в 1558 году, по сохранившимся документам, монастырь имел несколько деревень: Конашевская, Телячья, Савинская, Луковицина Гора. Хозяйство монастыря разрасталось. В 1583 году царь Иван Грозный снова пожаловал монастырь своим благодеянием: разрешил монастырю держать перевоз через Вычегду против Сольвычегодска, а также пользоваться крупной суммой денег из царских доходов от продажи соли. Теперь монастырю принадлежат участки земли и строения в Сольвычегодске. Растет число луговых и пойменных земель, которые ценятся своим травостоем. Конечно, приходилось платить и налоги, подчас очень существенные. Например, при заселении Сибирских земель в подмогу переселенцам пришлось платить по 50 рублей с каждых трех сох. Тем не менее денежное хозяйство было очень значительное. Так, однажды монастырь ссудил одному из Строгановых единовременно сто рублей. По тем временам это очень большие деньги.
Уже при первом Романове, Михаиле Федоровиче, за монастырем числилось «269 дворов, да двор монастырский, да 15 дворов пустых, а людей было 355 человек, да еще две мельницы». Епископ Вятский и Великопермский Александр, будучи выходцем из Коряжемской обители и родом из подмонастырской слободы, был привержен к своей, как теперь говорят, малой родине и к родному монастырю. Он много сделал для дальнейшего его развития. В частности, на свои келейные средства он построил в 1665-1671 году каменную Благовещенскую церковь на территории монастыря и прислал колокол весом в 20 с лишним пудов. Денежных вложений с его стороны было 3261 рубль.
Через 32 года, именно 13 апреля 1896 года, последовал указ Святейшего синода о восстановлении Коряжемского монастыря в самостоятельности, с учреждением в нем общежития со строгим Саровским Уставом. Богослужения отправлялись на два клироса. Службы шли по четыре часа. Беспрерывно читался псалтырь. Помимо большого молитвенного труда, в монастыре постоянно велись ремонтные работы, хозяйственные службы. Число братии росло. На территории монастыря стояли следующие храмы: Соборный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, каменная колокольня, каменная часовня над колодцем, ископанным Лонгином. Внутри ограды находятся также келий доя проживания служителей, церковные и хозяйственные постройки. Вне ограды тоже было достаточно построек, в том числе баня внизу, у воды, и лестница в 72 ступеньки с площадкой для отдыха. Количество братии дошло до 50 человек. Святая обитель в стороне от городов и больших дорог возрождалась и восстанавливалась. В1904 году заложили новый каменный, доныне существующий храм Лонгина Коряжемского, с нижним пределом Николая Чудотворца. 8 августа исполняется 100 лет со дня закладки первого камня. Он был закончен и открыт для богослужений в 1911 году.
Но в 1917 году грянула революция, и монастырская жизнь пришла в окончательный упадок, разор и запустение.
Отгремели революционные, которые смели с лица земли мужской монастырь, а заодно и большинство служебных и хозяйственных построек. Не стало на территории монастыря часовни, зарыли колодец, были обрушены Благовещенская церковь и колокольня, развалилась окружавшая монастырь ограда. Сильно обветшала Спасская церковь. В мирное советское время она была складом. Храм Лонгина Коряжемского, постройка более поздняя, сохранился относительно неплохо. Он тоже был использован под склад, а на втором этаже левого крыла сидели конторские служащие.
В Коряжму по приглашению общины приехал священник-иерей отец Михаил (Яворский). На базе Коряжемской православной общины он создал приход, где и стал действующим приходским священником. Богослужения велись в молельном доме. Параллельно с этим, в свободное от церковных служб время, отец Михаил вместе с прихожанами расчищал от хлама и завалов территорию и здание монастыря. Основной груз восстановительных работ несли на своих плечах женщины. В основном немолодые, физически далеко не атлеты, они выполняли самую грязную и тяжелую работу. Сохранившие в душе религиозное чувство, заложенное, может быть, с детства, они по благословению батюшки бесстрашно взбирались на кровлю храма, делали большое дело своими малыми силами. Да и сам отец Михаил проявил себя как великий труженик. С утра и до позднего вечера пропадал он на работе, занимался расчисткой территории, строительными, организационными хлопотами.
В свое время прихожане в знак признательности за его труды посвятили отцу Михаилу стихи:
Чем был наш храм в теченье
Печальный остов веры угнетенной.
Но наконец во тьме забрезжил свет,