храм святой софии салоники
Храм Святой Софии
На пересечении улиц Гермеса (Эрму) и Св. Софии в городе Салоники возвышается храм Святой Софии, посвящённый Христу, вочеловечившемуся Слово-Богу и Премудрости Божией. Софийский собор в Салониках представляет уникальное сооружение, спроектированное при переходе от базилики к крестово-купольной архитектуре, с исключительной мозаикой иконоборческого периода.
Строительство церкви Святой Софии (Αγία Σοφία) в Салониках велось в конце VII начале VIII века на месте разрушенной раннехристианской базилики V века, в разгар иконоборческого раскола в Византийской империи.
Возведение достопримечательности в Византийскую эпоху неразрывно связано с трагическими событиями, расколовшими империю на иконопочитателей и притеснителей икон, мозаик и всего, что связано с искушением отобразить образ Всевышнего.
Первые сведения о храме, упоминаемого Софией в городе Салоники, что находится сегодня на одноимённой площади, принадлежат перу преподобного Феодора Студита.
За устроенный крёстный ход с иконами в столице Фёдор был изгнан из Константинополя. В письме от 25 марта 797 года своему духовному отцу он перечисляет дом епископа, агору вблизи Кассандрийских ворот Салоников и церковь Святой Софии (Айя-София), посещаемую во время литургий.
Немного позже архиепископом Фессалоники станет единокровный брат Феодора — Иосиф Студит (Исповедник).
История храма Айя-София
Первейшее упоминание о церкви, как было отмечено выше, встречается в VIII столетии. В византийских рукописях X, XI, XII и XIII веков собор встречается как Большая церковь «Μεγάλη Εκκλησία».
Мозаика центральной апсиды церкви сохранила монограммы императоров Константина и Ирины — соправителей (780 — 797) державы Ромеев.
Версия, долгое время поддерживаемая, о строительстве святыни в Салониках в VI столетии, в пору когда строился собор Святой Софии в Константинополе, не подтвердилась: историк Прокопий в описании храмов, построенных при Юстиниане, не упоминает церковь Айя-София, при этом он подробно перечисляет и описывает другие. К тому же археологические раскопки привели к удивительным результатам, развеявшим все сомнения и споры относительно хронологии.
На этом же месте до постройки церкви существовала раннехристианская базилика, разрушенная приблизительно около 620 года, на фундаменте которой и был возведен собор. С христианской базиликой, посвящённой св. Марку, связывают и строительство Баптистерия со святым источником, расположенных южнее.
Храм, возведенный в VII столетии, в длину в три раза меньше раннехристианской святыни, при этом сохранены некоторые черты базилики, но уже с куполом. Колонны и капители принадлежат более древней церкви, т.е. артефакты вторичного использования, как и амвон V века, каковой в 1905 году перевезли в Константинополь.
В XI столетии следом за землетрясением 1037 года к собору достраивают нартекс с запада. К северу от византийского собора Св. Софии существовала миниатюрная церквушка Николая Угодника, а южнее – часовня Богородицы Путеводительницы.
С X по XII век храм — Митрополичий собор Салоников.
В 1204 году с началом четвёртого крестового похода и последующей Франкократией, продлившейся до 1224 года, церковь служила кафедральным собором католической церкви.
1523 год – В правление Мактул Ибрагим Паши в Салониках собор Святой Софии турки преобразовали в мечеть, каковой суждено было пострадать от пожара в 1890 году.
Храм Айя-София, последствия пожара 1890 года
Восстановлением храма после пожара (1907 — 1909) занимался французский византолог Шарль Диль.
Собор, посвященный Премудрости Божией, был не просто храмом, в течении столетий церковь Св. Софии служила полюсом притяжения выдающихся священнослужителей, богословов и митрополитов. Вокруг неё сформировалась особая аура из высокообразованных и просвещённых людей, стремящихся к духовному совершенству архиереи, которые в своих сочинениях состязались в мудрости и благочестии с богословами Константинополя.
В различные эпохи церковь была местом упокоения непогрешимых и выдающихся митрополитов. До того как православная святыня не стала мечетью, в ней хранилась рака с мощами Григория Палама. Следом за землетрясением 1978 года, когда происходила реставрация православного храма Святой Софии, археологи обнаружили мощи Святителя Василия, иконопочитателя и архиепископа Салоников.
Архитектура собора
Достопримечательность византийской эпохи олицетворяет яркий пример промежуточной архитектуры при проектировании храмов в период преобразований от базилики к средокрестному типу, либо крестово-купольному с базирующимся на арках сводом. Храм сохранил черты раннехристианской базилики несмотря на то, что его венчает купол.
На восточной оконечности храма расположены три апсиды: две из них, меньшие по размеру, примыкающие к боковым нефам (пономария и ризница) сообщаются арочными проходами как с центральной апсидой алтаря, так и с нефом.
Внутри Софийского собора храмовое пространство разделено на два ряда чередующихся византийских (прямоугольных) и античных (круглых) колонн на три нефа, каковые не равнозначны по особенностям и по функционалу с нефами базилики.
Два боковых прохода (северный и южный) вместе с притвором (на западной стороне) образуют схему «П», окружающую центральный неф церкви.
В основном пространстве четыре массивные пилоны формируют в плане квадрат, который проходами к алтарю, притвору и боковым нефам образует в плане крест. На эти несущие пилоны опираются четыре полукруглые арки, что несут при посредничестве четырёх парусов (сферически выпуклых вверх треугольников) на себе вес барабана и купола. На каждой из четырёх сторон барабана по три окна.
Раньше основа барабана поддерживалось четырьмя парами дополнительных подпорок.
Айя-София с момента возведения имела клирос на втором этаже (υπερώα): с юга и севера, затем после дополнения нартекса, добавили ещё и с западной.
Новый архитектурный стиль храма нарушает прежнюю связь с архитектурой раннехристианских удлинённых базилик. Постепенно меняется визуальное восприятие собора по сравнению с базиликой, вместе с этим совершенствуются представления обрядов и литургий, трансформируются религиозные воззрения и идеология Византийской империи.
Мозаика
Одна из первейших датировок оформления мозаики относится к иконоборческому периоду и находится в самом видном участке — в арке апсиды.
На вершине свода представлен равносторонний крест в лучах. Крест вписан в голубую окружность на золотом фоне. При переходе от голубого к золотому колору, окружность чередуется цветами радуги.
У основания свода по обеим сторонам разноцветный орнамент из мозаики, на нём выделяются три крестообразные монограммы ктиторов Софийского собора: Константина и Ирины.
На северном направлении свода две надписи:
«Господи, помоги Константину владыке» и
«Смиренного епископа»
«Господи, помоги Ирине владычице».
Нет никаких сомнений в том, что ктиторы, увековеченные в крестообразной монограмме – автократор Константин VI (780 — 797) и императрица Ирина Афинская (780 — 788, 797 — 802), а Феофилос – местный епископ, подписавший хартию седьмого Вселенского Собора (либо второго Никейского) 787 года. Это знаменитый Собор, созванный по инициативе Ирины в городе Никее с попыткой вернуть иконопочитание.
Мозаика храма выполнена в период совместного царствования Константина VI и Ирины, проводившей политику борьбы с иконоборцами до конца своего регентства.
Апсида
В конхе апсиды на золотистом фоне изображена Богородица на троне с восседающим на её руках Иисусом Христом. Очевидно, создание мозаичного полотна стало возможным только после 843 года, когда окончательно восторжествовало иконопочитание при императрице Феодоре и её малолетнем сыне Михаиле. Вероятная датировка XI — XII века.
По периметру арки следует надпись из Библии:
«Насытимся дарами дома Твоего, храма Твоего».
На уровне, где плечи Пресвятой Девы едва различимы следы более ранней мозаики – большого креста (простирающегося под изображением Царицы небесной), созданного одновременно с монограммами у подножия свода в эпоху царствования Константина Слепого и Ирины (780 — 788).
Купол собора Святой Софии
Впечатляющая сцена «Вознесение Господне» — симбиоз игры света и красок в окружении живописной природы с необычайной выразительностью ликов. Сцена занимает всё пространство купола.
В центре свода предстаёт Иисус Христос с крестообразным нимбом, в левой руке его свиток, а правой он благословляет. Христос восседает на радуге и ногами опирается в полукруг ещё одной, нижней радуги, символизирующей небесную жизнь. Образ Христа Спасителя заключён в разноцветную мандорлу — (круглая рамка), возносимую двумя парящими ангелам.
Во втором поясе по периметру купола запечатлены двенадцать ближайших учеников Иисуса — апостолы и евангелисты, а в восточной части запечатлена Приснодева с двумя бесплотными ангелами, смотрящими в противоположные направления и обращающихся к апостолам с речью:
«…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Апостолы лишены сияющих нимбов, ногами ступают на необычный пейзаж из разноцветных холмов и валунов. Все образы имеют некую схожесть с древнегреческими философами и отделены чередующимися оливковыми и финиковыми деревьями.
Создатель мозаики сознательно уходит от традиции универсализации и отображает каждый лик непохожим на других, подчёркивая неповторимость всякого в одежде, в своеобразии поз, положении рук, индивидуальности в выражении эмоций и того потрясения, которое испытывают апостолы.
Единственное, что их объединяет – это удивление, граничащее с восхищением при виде Возносящегося на небеса Иисуса Христа.
Сохранившаяся подпись в опоре купола содержит имя архиепископа (980 — 985) Павла, сторонника церковных реформ и друга Вселенского Патриарха Фотия.
Хронологию происхождения мозаики купола храма Святой Софии в Салониках относят к началу правления Македонской династии (867 — 1056).
Подтверждение времени оформления мозаики в храме во второй половине IX столетия предоставляет нам редкую возможность насладиться одним из первых средневековых шедевров впоследствии затяжного периода иконоборчества, когда в Византийской империи наступает эра переосмысления духовных ценностей, переоценка идей, что влечёт за собой экономический расцвет, политическую стабильность в преддверии грядущих перемен, вошедших в историю как эпоха Македонского Ренессанса.
Роспись
Фрески церкви Св. Софии сохранились частично в просторном нартексе, куда попадает прихожанин, как только входит в притвор.
В сводах оконных проёмов западной стены церкви уцелели лики благочестивых отцов церкви (многие из них плохо различимы) среди иных присутствуют и местные праведники, в том числе и святая Феодора Солунская, подвизавшаяся в монастыре в IX веке.
Престольный праздник храм Святой Софии отмечает 14 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Церковь Св. Софии в Салониках
Церковь Св. Софии в Салониках Ωριγένης
Эта церковь — одна из старейших в городе. Кроме того, это один из нескольких памятников Салоников, внесённых ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия. Первая церковь на этом месте появилась в 3 веке, а в 8 веке она была заменена той постройкой, которую можно видеть и сегодня. Моделью послужила одноимённая церковь в Константинополе. В 1205 г., когда во время четвёртого крестового похода город был взят, Агиа-София была превращена в городской кафедральный собор, каковое положение вещей сохранилось и после того, как византийцы вернули город себе в 1246 г. Турки Оттоманской империи поступили иначе: в 1430 г. церковь была превращена в мечеть. Обратно православной её сделали лишь в 1912 г., после освобождения Салоников.
По архитектурному плану конструкция церкви — это типичная греческая крестово-купольная базилика, характерная для средневизантийского периода.
Во время византийской икономахии церковь была украшена мозаиками из листового золота с единственным огромным крестом наподобие церкви Св. Ирины в Константинополе. Крест был заменён изображением Богоносицы в 787—797 гг.
Мозаика купола — одна из замечательнейших особенностей церкви. На ней изображено Вознесение, а также цитата из Деяний апостолов 1:11: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо?» По кругу купола пущены фигуры 12 апостолов, Девы Марии и двух ангелов. Увы, преимущественно весь интерьер был уничтожен во время Великого пожара; к примеру, купол не был восстановлен вплоть до 1980 г.
Практическая информация
Адрес: церковь стоит на одноимённой зелёной площади в центре города, недалеко от моря и у одноимённой автобусной остановки (маршруты № 16, 24, 50).
Храм Святой Софии
Общая информация
Византийский храм Святой Софии — одна из старейших церквей в Салониках. Расположенный в самом центре северной столицы Греции, он впечатляет куполообразной формой, мозаиками и чудом сохранившимися фресками.
Из истории храма
Точная дата постройки храма неизвестна. Но исследователи сходятся во мнениях: церковь Святой Софии появилась на рубеже VII и VIII веков. Ранее на её месте стояла базилика Святого Марка, разрушенная землетрясением. Раскопки показали ещё и наличие руин римского периода.
В работах византийского писателя Иоанна Каминиата (X век) храм упоминался как самый выдающийся в Салониках. В то же время он превратился в кафедральный собор Фессалоникийской митрополии. Несколько веков спустя, в XVI столетии, главный храм города был превращён турками в мечеть. Только в 1912 году собор отошёл Греции, вернувшись православным христианам.
В 1917 году религиозный памятник, как и многие другие сооружения Салоник, получил повреждения в результате пожара. В 1941 году воздушный налет итальянских войск уничтожил изящный турецкий портик. В 1978 году произошло землетрясение, которое нанесло храму серьёзный урон. На оценку ущерба и восстановление ушло около 20 лет, но купол отреставрировали в 1980 году. В 1981 году за одной из балюстрад храма были найдены мощи архиепископа салоникийского Василия — ранее в стенах собора хоронили епископов. Сегодня храм Святой Софии — один из памятников ЮНЕСКО в Салониках. Его включили в почётный список в 1988 году.
Интерьер и мозаики храма
Скромный внешний вид храма не выделяется красотой, но примечателен 10-метровым куполом. Строгий фасад смягчает разбитый вокруг сооружения сад с пальмами. Его архитектура сочетает черты трёхнефной базилики и крестово-купольного храма. Внутри ждут сокровища православного искусства. Пространство разделено колоннами с капителями, стены частично украшены растительным орнаментом. Кстати, скульптурное оформление храма осуществляли с использованием материалов разных эпох. Некоторые колонны датируются V-VI веком, а кафедра V века была перенесена из Константинополя в 1905 году.
Впечатляющий купол храма покрыт мозаикой «Вознесение Христово». В центре композиции — образ Христа. Он сидит на радуге и возносится на небо двумя ангелами. Вокруг изображены апостолы, отделённые друг от друга деревьями. Отличительная черта — детальное изображение особенностей каждого из апостолов. Это свидетельствует о мастерстве автора. Также на куполе можно увидеть образ Богородицы с поднятыми руками. Вокруг датировки мозаики ведутся споры. Одни исследователи считают, что «Вознесение Христово» выполнена в IX веке, другие — в VII. Возможно, мозаику создавали на протяжении трёх веков.
На своде апсиды можно увидеть другую мозаику — на ней изображена Богородица по типу Одигитрия. Поскольку храм строился в период иконоборчества, мозаика появилась после восстановления иконопочитания. Она пришла на смену изображению креста и надписям первоначального мозаичного украшения — их фрагменты видны до сих пор.
Что ещё посмотреть
Несмотря на все реконструкции, трудная история церкви не смогла уничтожить её историческое и художественное значение. Кроме мозаик храм Святой Софии в Салониках сохранил множество старинных фресок. Большинство из них датированы XI веком. В период, когда в Салониках правили турки, великолепное убранство было спрятано под слоем штукатурки. Уничтожить его полностью не удалось. Возродившись как православный храм, он вернул себе былую красоту. Фрески очистили, и сегодня посетители могут увидеть на стенах изображения святых, в том числе преподобных Евфимия и Феодоры.
Храм Святой Софии
Храм Святой Софии – это одна из самых старых церквей в Салониках, памятник, внесенный в список Культурного наследия ЮНЕСКО. Он известен мозаиками, фресками, массивными подкупольными арками и скульптурами, относящимися к раннехристианскому и византийскому периоду.
История храма Святой Софии
До V в. в этой части города размещался храмовый комплекс площадью 8000 кв. м, центром которого была пятискатная раннехристианская базилика Святого Марка. Она была разрушена в ходе землетрясения, случившегося в 618-620 гг. Строительство собора Святой Софии в Салониках началось примерно в 690-730 гг. Первое упоминание о нем датируется 795 г. Строительство закончилось в иконоборческий период, когда в стране правил император Лев III.
Примерно в X в. храм Святой Софии был центром Салоников, поэтому вокруг него строились культовые и административные сооружения. Когда город завоевали крестоносцы, в церкви стала размещаться кафедра католического епископа. В период с 1430 по 1523 г. в Салониках господствовали турки, и собор Святой Софии использовался в качестве мечети. В 1912 г. он был возвращен Греции и христианской церкви.
Архитектурные особенности храма Святой Софии
По своей архитектуре собор является типичной греческой крестово-купольной базиликой. Такие строились в стране в средневизантийский период. Купол храма Святой Софии, расположенного в Салониках, уложен на паруса (часть свода), опирающиеся на высокие столбы. Отличительной чертой являются глубокие подкупольные арки. Они образуют рукава, которые крестообразно расходятся от купола.
Пространство салоникского собора Святой Софии поделено колонами на три нефа – центральный и два боковых. Здесь можно рассмотреть такие уникальные элементы, как:
В свое время Храм Святой Софии был одним из новых видов церквей в Салониках, поэтому при его проектировании были допущены некоторые ошибки. Например, вместо идеального круглого купола архитектор установил четырехугольный с закругленными концами.
Убранство храма Святой Софии
Украшением интерьера служат византийские и античные колонны, которые формируют внутреннее пространство. Они отделаны капителями с изображением развевающихся листьев. Фактура стен в соборе Святой Софии в Салониках имитирует мрамор. В некоторых местах на них были нанесены растительные узоры.
Главными достопримечательностями салоникского храма Святой Софии служат фрески и мозаики. Среди них:
Благодаря архитектуре и убранству в 1988 г. собор Святой Софии в Салониках вошел в состав византийских и раннехристианских памятников, которые стали объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как добраться до храма Святой Софии?
Один из старейших храмов планеты находится на одноименной живописной площади в 425 м от моря и 2 км от центра города. Добраться до собора Святой Софии в Салониках можно на автобусах №№16, 24 и 50. Из центра города до него можно дойти пешком за 12 мин.
Чтобы добраться до храма Святой Софии в Салониках на автомобиле, нужно двигаться на юго-восток по дорогам Filippou, Leonida Iasonidou и Egnatia. Обычно они не сильно загружены, поэтому поездка занимает не более 10 мин.
Раннехристианские церкви города Салоники
Наше благовествование у вас было.
Апостол Павел
Далее на пути апостола Павла стоял город Фессалоники, который с самого начала своего зарождения был значимым портом и слыл знаменитой гаванью. Здесь, кстати, располагалась военно-морская база персидского царя Ксеркса во время его вторжения в Европу, и даже в римскую эпоху в городе находились крупнейшие судостроительные верфи.
Особое значение Фессалоники было связано с тем, что он стоял на древней магистрали Виа Эгнация, которая соединяла побережье Адриатического моря с Константинополем и далее с Малой Азией и востоком. Запад и восток сходились в городе Фессалоники, находящемся «в лоне римской империи». Говорили, что пока природа не изменится, он будет богатым и процветающим городом!
Невозможно переоценить важность прихода христианства именно в этот город, откуда оно неизбежно должно было распространиться по Виа Эгнация на восток, завоевав Малую Азию, и на Запад, чтобы овладеть Римом.
Приход христианства в Фессалоники сыграл решающую роль в его становлении как мировой религии: город стал одним из первых центров распространения христианства. Не случайно апостол Павел называл Фессалоники «Золотыми воротами» христианства в Европу.
В городе была большая синагога, которая служила религиозным центром для еврейского населения таких городов, как Филиппы, Амфиполис и Аполлония, имевших только молитвенные дома. Здесь Павел в течение трёх суббот говорил в синагоге, однако, немногие из евреев уверовали во Христа. Многочисленнее всего были случаи обращения в христианство представителей греческого населения, «имевших страх Божий», которые всегда давали новой вере самых усердных адептов.
Успех Павла был таким поразительным, что иудеи пришли в ярость, в связи с чем ему пришлось срочно под покровом ночи уйти в город Верия, где, собственно, произошло то же самое. И тогда Павел, оставив Тимофея и Силу, ушел в Афины.
Сегодня в Салониках, на территории муниципалитета Агиос Павлос, на проспекте «Охи» 16, недалеко от старой церквушки апостола Павла, возведен новый величественный храм, построенный в его честь.
С тех давних времен и по сегодняшний день в городе Салоники построено очень много христианских храмов: в каждом приходе города есть своя церковь, посвященная тому или иному святому. Все они, каждая по-своему, уникальны в плане архитектуры и неповторимы по своей значимости.
Но самый большой интерес представляют собой прекрасно сохранившиеся церкви с редкими фресками и мозаикой, возраст которых насчитывает более 1.000 лет (не случайно город Салоники называют ещё и Византийским музеем, в отличие от города Афины, который является ярким образцом античной эпохи). Это раннехристианские церкви города Салоники. Среди них
Храм Святого Димитрия
Согласно текстам «Мученичества св. Димитрия», Святой Димитрий был здесь же и тайно захоронен.
В 629-634 годах, в эпоху правления императора Ираклия, храм сгорел во время пожара, но был быстро восстановлен в его первоначальном виде, с сохранением оставшихся элементов от предыдущего строения. Так была построена великолепная пятискатная базилика с поперечным нефом, нартексом и ярусной комнатой.
Сегодня Крипта является музеем, в котором хранятся археологические коллекции. Центром особого почтения Святого Димитрия было центральное полукруглое пространство крипты с пятью конхами и тройной цистерной, где, согласно преданию, «текущее целебное мирро реки питало», то есть цистерны, в которые, в эпоху правления Палеологов, стекало чудодейственное миро Святого.
В 1423 году Салоники заняли венецианцы.От эпохи венецианского господства в храме осталась гробница салоникского вельможи Луки Спандуни, которая находится в северо-западной части центрального нефа, вмурованная в стену, и относится к 1481 году, представляя собой типичный образец итальянского Возрождения.
В 1493 году, во время османского владычества, храм Святого Димитрия был превращён в мечеть, названную Касымие Джами; мозаики и фрески были скрыты под штукатуркой. Почитание Святого Димитрия ограничилось северо-западной частью храма (сегодня это придел Святого Димитрия), куда из кивория был перенесён саркофаг Святого.
В 1912 году, после освобождения города Салоники от турецкого господства,церковь была передана православному христианству, где по сей день свершается церковное богослужение.
6 августа 1917 года в катастрофическом пожаре, опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик. Целиком сохранились только южная аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта (поперечного нефа) и апсиды, а также большинство колонн, капителей и частично мраморная облицовка.
Современный вид храма является результатом восстановительных работ, с использованием древних фрагментов, которые были начаты в 30-х годах прошлого столетия под руководством архитектора А. Захоса (1872-1939 гг.) и завершены в 1948 году.
На западной стене центрального нефа и на двух столбах алтаря сохранены одиннадцать мозаичных композиций мемориального характера, датируемых V, VII и IX веком.
В связи с полным уничтожением настенной росписи, украшавшей храм, до наших дней дошли только несколько сюжетов. Самый важный из них представлен в так называемой исторической фреске на южной стене, которая восходит к началу VIII века и изображает, как видно, триумфальный въезд Юстиниана II в Салоники в 688 году.
Один из самых древних храмов города Салоники, сохранившихся до наших дней, был построен для Пантеона (или Мавзолея) Галерия в годы правления Римской тетрархии. Это Ротонда, расположенная севернее улицы Эгнатия.
Здание Ротонды, Триумфальной арки Галерия (Камара) и развалин римских дворцов, находящихся в прошлом на месте сегодняшней площади Наварину, составляют единый архитектурный ансамбль.
Расположена Ротонда на древней магистрали Эгнатия, которая соединяет Триумфальную арку Галерия с дворцовым комплексом, расположенным немного южнее.
Диаметр здания составляет 24,5 метра. Толщина стен достигает 6,30 метров. Сооружение увенчано гигантским кирпичным куполом высотой в 30 метров, размеры которого внешне не заметны в связи с цилиндрической формой стены по всему периметру.
В конце IV века, во время правления Феодосия Великого (379-395 гг.), христиане перестроили здание в христианскую церковь, с внесением необходимых изменений и корректировки, посвятив его Святым Бесплотным Силам.
Для сооружения алтаря христиане открыли и расширили восточную конху, а вокруг здания пристроили по всему периметру галерею, которая сохранилась до наших дней. В этот же период церковь была декорирована мозаикой.
Землетрясения разрушили часть храмового здания и апсиду алтаря. После восстановительных работ здание было укреплено двумя подпорными стенами и украшено фреской Вознесения (IX век).
В 1590- 1591 годах Ротонда была превращена в мечеть шейха Сулеймана Хортаджи Эфенди, который назвал её своим именем. Могила шейха находится за алтарём, в восточной части памятника. Единственный минарет, оставшийся после османского владычества, был построен примерно в этот же период времени.
Землетрясение 1978 года нанесло серьёзный ущерб архитектурному памятнику. Реставрационные работы потребовали кардинальных вмешательств, как в само строение, так и в убранство. Большая часть реставрационных работ уже завершена.
Сегодняшнее наименование храм получил от стоящей неподалеку небольшой церкви Святого Георгия.
С 1995 года архитектурный памятник используется для проведения религиозных и культурных мероприятий.
Раз в год, в день Святого Георгия, здесь идет церковная служба.
Агия София
Если Святая София Константипольская, построенная в честь мудрости Божьей, является главным христианским храмом, то Агия София города Салоники представляет собой её символ на территории Северной Греции. Не случайно отсюда 19 мая, в День памяти жертв геноцида греков Понта, начинается шествие к турецкому консульству, расположенному по ул. Агиу Димитриу.
Храм Агии Софии находится на стыке одноименной улицы с улицей Эрму. В византийскую эпоху он был кафедральным храмом Фессалоникийской митрополии.
Самое раннее письменное упоминание о церкви Агии Софии датируется 795 годом, но данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что храм был построен в конце VII века на месте раннехристианской пятискатной базилики V века, посвященной святому Марку (IV век), которая, вероятно, была разрушена землетрясением 620 года.
Храм представляет собой типичный образец перехода от куполообразной базилики к крестокупольной базилике, с обходной галереей, впервые применённого при строительстве Агии Софии Константинопольской. Такой архитектурный тип предполагает создание почти квадратного горизонтального сечения, в центре которого четыре массивных столба и четыре арки поддерживают гигантский купол с четырёхсторонним барабаном, образуя форму креста. Перемежающиеся античные и византийские колонны отделяют соответственно центральное пространство от двух боковых проходов, которые вместе с нартексом (притвор) формируют обходную галерею. Алтарь, состоящий из трёх частей, присоединён на востоке к четырёхсторонней конструкции храма как независимое архитектурное строение. Полукруглые арки и небольшие своды венчают пространство по периметру.
Ярусная комната, созданная изначально над боковым нефом, после реставрации храма, проведенной в XI веке (вероятно, после землетрясения 1037 года), была продлена и над нартексом; на западной стороне храма построен световой проём с 10 арочными окнами и добавлен наружный нартекс. Ко времени реставрационных работ XI века относится также и покрытие храма единой деревянной кровлей.
Кладка стен следует константинопольским образцам. В более ранних частях строения наблюдается чередование рядов скошенных известковых камней с кирпичами из розовой мраморной крошки.
Мозаичное украшение храма относится к трём разным этапам строительства. Чередующиеся квадраты орнамента алтарной арки, состоящего из крестов и листьев, отмечены тремя мозаичными монограммами, принадлежащими императору Константину VI, его матери Ирине Афинской и салоникийскому епископу Феофилу, которые относятся к 780-788 годам, то есть к периоду иконоборчества. К этой же поре, как видно, принадлежит и большой иконоборческий крест в конхе алтарной апсиды, тень которого различается под образом Панагии, сидящей на троне, с Младенцем Христом на руках, датируемым XI или XII веком.
Скульптурное убранство церкви тоже относится к разным этапам строительства. Так, при возведении колонн и капителей был использован материал V и VI века. Амвон, сделанный в V веке, в 1905 году был перевезён в Константинополь. Мраморный декор, по всей вероятности, относится к моменту возведения храма.
С вторжением османов в Салоники в 1430 году, 7 лет спустя после падения Константинополя, храм Агии Софии продолжал действовать в качестве православной митрополии до 1523-1524 годов, пока, во время правления Мактула Ибрагима-паши, не была превращен в мечеть. В северо-западном углу храма была построена башня, восходящая к ярусным комнатам, возможно, в качестве первого минарета мечети.
Пожар 1890 года нанёс ущерб храмовому зданию, которое было отреставрировано в 1907-1909 годах византологом Чарльзом Дилом (Каролом Дилом).
29 июня 1913 года храм был вновь освящён и передан христианам.
После землетрясения 1978 года последовали работы по укреплению и восстановлению надстройки и мозаичного декора; параллельно были проведены археологические раскопки во внутренней части храма и вокруг него.
Панагия Ахиропиитос
Панагия Ахиропиитос представляет собой большой храм Богоматери, возведённый в 431 году в центре города Салоники к северу от дорожной магистрали того же периода (современная улица Эгнатия, рядом с площадью Македономахон).
Храм был построен после Третьего Икуменического Собора в Эфесе, на руинах римских бань, остатки которых представлены сегодня под северным нефом.
Первоначально храм был посвящён Богоматери, а затем, в 1320 году, он стал называться (Панагия) Ахиропиитос, то есть Нерукотворная, в честь почитаемой чудотворной иконы Панагии Молящейся, находящейся в церкви и считающейся нерукотворного происхождения.
Панагия Ахиропиитос относится к типу трёхскатных базилик с деревянной кровлей, с нартексом и ярусной комнатой, являясь, наряду с соборами Св. Димитрия и Св. Софии, образцом раннехристианских храмов V века.
У храма был наружный нартекс, следы от которого сохранились у западного входа, а также большой двор, находящийся, согласно предположениям, под современной площадью Македономахон (площадь Борцов за Македонию).
Восточная сторона заканчивается большой полукруглой аркой, к северу от которой располагается небольшой придел средневизантийской эпохи, посвящённый Святой Ирини. На южной стороне, рядом с южным входом, находится прилегающая к храму постройка, с нишей в восточной части, служившая для религиозных потребностей в раннехристианской базилике, а также в качестве баптистерии (крещальницы) и часовни.
Две колонны с великолепными капителями коринфского ордера разделяют храм на три нефа. Центральный неф находился на некотором возвышении и имел световой проём, который не дошёл до настоящих дней. Он соединяется с нартексом благодаря широкой трёхсводчатой арке (тривилон), в то время как между боковыми нефами и нартексом расположены односводчатые арки.
Ко времени строительства храма относятся и сохранившиеся с внутренней стороны сводов мозаики, выполненные с большим мастерством.
В период турецкого владычества Панагия Ахиропиитос была одной из первых церквей, превращённых в мечеть. На восточной части восьмой колонны северной колоннады сохранилась надпись Мурада II: «Султан Мурад-хан захватил город Фессалоники в 833 году». В 1430 году храм был назван «Эски Джуме Джами», то есть «старая мечеть Пятницы».
Храм Панагии Ахиропиитос занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Панагия Халкеон
Свое название храм получил благодаря тому, что находился в квартале ремесленников-чеканщиков по меди («халкеон»), которые работали здесь и во времена византийской эпохи.
До 1934 года церковь была покрыта землей до горизонтального пояса. Раскопки провел профессор Димитрий Евангелидис, который в ходе восстановительных работ придал храму первоначальный вид.
В 1988 году храм Панагии Халкеон был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Святой Николай Орфанос
Возведение храмового здания, судя по времени написания фресок, относится к 1310-1320 годам.
В настоящее время церковь состоит из продолговатого помещения с деревянной кровлей. Храм окружён галереей, которая на восточной стороне образует два придела. Стенная кладка сложена из несимметричных рядов кирпича, камня и незначительного количества черепичной выкладки на восточной стороне.
Центральная часть церкви соединена внутри с боковыми проходами двустрельчатыми арками времён правления императора Феодосия, украшенными капителями с художественной отделкой. Мраморный иконостас с декоративной письменностью относится к периоду строительства храма и представляет собой один из немногих иконостасов византийской эпохи, дошедших до наших дней. Под полом галереи находится множество могил.
Фрески, украшающие стены церкви, представляют собой образцы высокого искусства. Они расположены, согласно задуманному художественному замыслу, рядами и являются одной из наиболее полных композиций, сохранившихся на территории города Салоники.
Сцены, повествующие о житии святых, отличаются живописностью и выразительностью, а изображение Страстей Христовых наполнены трагической напряжённостью. В написании отдельных образов присутствует объёмность изображения, тонкость черт и богатство цветовой гаммы.
Монастырь Николая Орфаноса действовал и во время турецкого ига. Фрески были расчищены в 1957-1960 годах во время реставрационных работ.
Византийские церкви города Салоники
Церкви, находящиеся по ул. Эгнатия: