храм святой троицы в кургане

Троицкий собор город Курган

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Троицкий собор город Курган запись закреплена

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Троицкий собор город Курган запись закреплена

Свя­тая Ана­ста­сия Рим­ля­ны­ня оси­ро­те­ла в воз­расте трех лет. Вос­пи­ты­ва­лась она в мо­на­сты­ре близ Ри­ма, в ко­то­ром при­ня­ла ино­че­ство. При им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251 гг.) Ана­ста­сии ис­пол­нил­ся 21 год. Она бы­ла очень кра­си­вой, и мно­гие знат­ные рим­ляне про­си­ли ее ру­ки, но Ана­ста­сия всем от­ка­зы­ва­ла, пред­по­чи­тая остать­ся неве­стой Хри­сто­вой.
Показать полностью.

В то вре­мя им­пе­ра­тор Де­кий воз­двиг же­сто­кое го­не­ние про­тив хри­сти­ан. Языч­ни­ки вы­та­щи­ли свя­тую Ана­ста­сию из мо­на­сты­ря и при­ве­ли к пра­ви­те­лю го­ро­да. Они об­ви­ня­ли ее в том, что она не толь­ко пре­зи­ра­ет знат­ных и бо­га­тых же­ни­хов, но по­чи­та­ет за Бо­га рас­пя­то­го Хри­ста.

Во­е­на­чаль­ник Пров по­ве­лел ей при­не­сти жерт­ву идо­лам, но Ана­ста­сия от­ка­за­лась от­речь­ся от Хри­ста. То­гда ее под­верг­ли лю­тым пыт­кам: у нее вы­рва­ли из паль­цев ног­ти, по­том от­сек­ли ру­ки и но­ги, за­тем вы­би­ли все зу­бы. Свя­тая, ис­те­кая кро­вью, ста­ла из­не­мо­гать и по­про­си­ла во­ды. Сто­яв­ший при ее му­че­ни­ях некто Ки­рилл сжа­лил­ся и на­по­ил ее во­дой. Пыт­ки про­дол­жи­ли, и свя­той Ана­ста­сии от­ре­за­ли язык, ко­то­рым она непре­стан­но сла­ви­ла Бо­га. Утом­лен­ные па­ла­чи, на­ко­нец, обез­гла­ви­ли ее. Ре­шив, что Ки­рилл, на­по­ив­ший му­че­ни­цу во­дой, яв­ля­ет­ся тай­ным хри­сти­а­ни­ном, му­чи­те­ли схва­ти­ли его и так­же каз­ни­ли.

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Троицкий собор город Курган запись закреплена

8 ноября — день памяти известного христианского святого, великомученика Димитрия Солунского. Множество чудес совершил святой. Причём чудеса его поразительны. В молитве святому говорится о покровительстве за всех православных христиан.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому:

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Троицкий собор город Курган запись закреплена

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Троицкий собор город Курган запись закреплена
Курганская епархия

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в курганеВ Димитриевскую родительскую субботу в храмах Курганской епархии будут совершены заупокойные богослуженияхрам святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

6 ноября Православная Церковь отметит особый день поминовения усопших – Димитриевскую родительскую субботу. В этот день во всех храмах Курганской епархии пройдут заупокойные богослужения.

В Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана 5 ноября в 17.00 будет совершено вечернее богослужение с чтением 17-й кафизмы, а 6 ноября в 8.30 – заупокойная Литургия и Панихида по усопшим.
Показать полностью.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота – последняя родительская суббота в 2021 году.

Источник

Приход Святой Троицы. Курганская епархия.

Все самое важное и интересное из жизни прихода Святой Троицы.

В приходе работает воскресная школа «Покров», действует сестричество милосердия во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Службы в нашем храме совершаются практически ежедневно. Будем рады каждому! Но если не удается придти, у вас есть возможность подать записки через эту группу нашего прихода в сообщении сообществу или в личном сообщении администраторам. Пост с расписанием богослужений закреплён в ленте и всегда отображается первым, как главное, что происходит в жизни прихода.

А также на Литургии:
☦️Проскомидия о здравии/упокоении
☦️Заказная обедня о здравии/упокоении
☦️О недужных
☦️На всякое прошение
☦️На начало всякого дела
☦️О путешествующих
☦️Об умножении любви (о враждующих)
☦️Благодарственная молитва ко Господу
☦️Высшая Пресвятой Богородице

Пожертвования свободные. Ваши вопросы о требах оставляйте в комментариях и сообщениях сообществу.

Кроме того, принимаем пожертвования на:
— кормление людей без определенного места жительства;
— помощь многодетным семьям;
— помощь детям в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Номер карты Сбербанка:
2202 2008 1987 4585

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
в Свято-Троицком храме г. Кургана
с 8 по 14 ноября 2021 года

8
Показать полностью.
ноября
понедельник
Седмица 21-я
по Пятидесятнице

9
ноября
вторник
16.00 Вечерня Утреня славословная
Исповедь
Протоиерей Михаил Кучеров

10
ноября
среда
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница 8.30 Исповедь
Часы, Литургия
Панихида
Протоиерей Михаил Кучеров

12
ноября
пятница
16.00 Вечерня Утреня
Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшего
Исповедь
Протоиерей Михаил Кучеров

13
ноября
суббота
Апп. От 70-ти: Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула
8.30 Исповедь
Часы, Литургия
Панихида
Молебен мч. Уару
12.00 Огласительные беседы
16.00 Всенощное бдение
Исповедь
Протоиерей Михаил Кучеров

14
ноября
воскресенье
Неделя 21-я по ПятидесятницеБессребреников и чудотворцев Косьмы, Дамиана и матери, прпп. Феодотии
8.30 Исповедь
Часы, Литургия
Акафист свт. Николаю Чудотворцу
12.00 Огласительные беседы
Крещение
Протоиерей Михаил Кучеров

* В расписании возможны изменения

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в курганеПРИТЧА ДНЯхрам святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Некий монах усердно молился, говоря:
— Господи, ты милостив и терпелив, так почему же спасти душу так тяжело и почему ад полон грешниками?

Показать полностью.
Он долго молился, задавая Богу этот вопрос. И вот, наконец, является к нему Ангел Божий и говорит:
— Пойдем, я покажу тебе пути, которыми ходят люди.

Они вышли из кельи, и Ангел повел старца в лес.

— Видишь того дровосека, который несет на себе тяжкую вязанку дров и не хочет сбросить хоть немного для облегчения? — спросил Херувим. — Точно так же некие люди несут на себе свои грехи и не хотят каяться.

После Ангел показывает старцу колодец с водой и говорит:
— Видишь безумца, который черпает из колодца воду решетом? Так и люди каются. Черпают благодать прощения, а затем снова грешат, и благодать утекает, как вода сквозь решето.

Снова показывает Ангел монаху человека и молвит:
— Видишь ли того, который положил поперек лошади бревно и силится верхом въехать в храм Божий, а бревно в дверях застревает? Так люди свои добрые дела творят — без смирения и в гордыне, — не зная им цену. А теперь, сам, старче, посуди, легко ли Богу спасать таких людей, сообразуя милость с правосудием Своим?

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена
Православные шутят!

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена

7 ноября – мчч. Маркиана и Мартирия
Святые Маркиан и Мартирий жили в Константинополе во времена императора Констанция II (337–361). Они были знатного происхождения. Все любили их за ученость, целомудрие и благочестие. Святые стали секретарями архиепископа Павла Исповедника, которому предстояло умереть от рук ариан в Армении. Не убоявшись ни изгнания, ни смерти, Маркиан и Мартирий продолжали благовествовать народу об истинной вере. «Сын Божий единосущен Отцу и является Богом по природе» – эти слова стали для святых дороже жизни и служили им доспехами от бесов и еретиков. Мученики Маркиан и Мартирий были усечены мечом и погребены у ворот, называемых Миландисия.

Когда Церковь вновь обрела мир, святитель Иоанн Златоуст велел построить на месте погребения мучеников церковь в их честь.
По материалам из открытых источников.

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ
храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в курганеПОМОЩЬ СЕМЬЕхрам святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

В октябре, как и прежде, приход Святой Троицы оказал помощь многодетным семьям выдачей продуктово-санитарных наборов. С сентября, по благословению настоятеля прихода протоиерея Михаила Кучерова, добавилось еще две многодетных семьи, которым оказывается такая поддержка. Всего сейчас под опекой Прихода – 6 семей, в которых всего 35 человек, из них 26 детей разного возраста от новорожденных до студентов, еще не имеющих своего дохода.
Показать полностью.
Многодетным семьям в октябре было выдано 6 наборов, в которых всего: 6 банок тушенки, 3,0 л подсолнечного масла, 12,6 кг круп, 5,4 кг макарон, 0,3 кг чая, 6,0 кг сахара, 0,75 кг зубной пасты, 2,4 л шампуня, 1,2 кг мыла, 6 баночек меда.
В нашем Приходе есть замечательная семья пчеловодов, которые уже не первый год угощают наши многодетные семьи своим медом. Так и в этом месяце они порадовали наших подопечных свежим медом. Благодарим вас, дорогие Ирина и Владимир, за милосердие.
Благодарим всех жертвователей, на чьи средства приобретаются продуктово-санитарные наборы для многодетных подопечных семей.
Всего с начала года выдано 37 продуктово-санитарных наборов.
Приход Святой Троицы участвует в епархиальном социальном служении «Помощь семье» с июля 2018 года.

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Приход Святой Троицы. Курганская епархия. запись закреплена

В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон: Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) — в честь обретения, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в честь избавления Москвы от поляков.
Показать полностью. 4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую — праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы».

Осенняя Казанская и День народного единства. История праздника

Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории, однако в наше время церковные и государственные праздники совпадают очень редко. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (даты указаны по старому стилю — прим. ред.), в память избавления Москвы и России от поляков. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская». И Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.

Наступило Смутное время, Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение, и воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов, и второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.
По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Божия помощь была явлена, и 22 октября 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились, в феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.
Далее, в 1812 году М. И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами. Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Г.К. Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».

Праздник Казанской иконы Богородицы

Считается, что именно Патриарх Ермоген написал службу праздника явления Казанской иконы Богородицы. «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего, Христа Бога нашего…» — говорится в тропаре празднику.

Источник

Свято-Троицкий храм г. Курган

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Свято-Троицкий храм г. Курган

История Свято-Троицкой церкви, как и история города Кургана, берет свое начало с основания Царева Городища.

Изначально на территории поселка Энергетиков, где находится нынешний Свято-Троицкий храм, располагался Царев Курган — насыпь, окруженная рвом, образованная на берегу реки Тобол. Когда Царево Городище, как называли в XVII в. город Курган, стояло еще на Арбинском яру, одной из первых там была выстроена церковь. Предположительно, названа она была во имя Святой Живоначальной Троицы, а в просторечии Троицкая. Во время многочисленных налетов церковь грабилась неоднократно, а может быть, и сжигалась. Перенеся слободу в конце XVII в. ниже по Тоболу, жители на месте первоначальной Троицкой церкви поставили деревянный крест-распятие и поддерживали его сохранность до тех пор, пока на его месте не построили часовню во имя Св. Троицы.

Как видно исторически развитие Кургана началось именно с этой части города, где была построена первая в городе (к сожалению, разрушенная) церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
В советское время значительная часть православных верующих, проживающая в п.Энергетиков, не имели подходящего помещения для проведения богослужений.
В декабре 1999 года на территории поселка Энергетиков в городе Кургане был зарегистрирована новая религиозная община – Свято-Троицкий приход. В 2005 году Администрацией города Кургана под храм передано отдельно стоящее одноэтажное здание бывшего рентгенкабинета.
В апреле 2006 года была проведена первая Литургия в храме Пресвятой Троицы.
С 2006 года и по настоящее время настоятелем прихода является священник Михаил Кучеров.
С 2010 года при Свято-Троицком храме действует самая большая воскресная школа «Покров» со своим отдельно стоящим зданием. Здание находилось в плачевном состоянии, но совместными усилиями педагогов, родителей, прихожан и старших воспитанников был проведён ремонт и здание подготовлено к началу нового учебного года. С обретением своего помещения появилась возможность значительно расширить сферу деятельности воскресной школы и охватить гораздо большее количество детей. Если ранее занятия проводились только по воскресениям и включали изучение Закона Божия, то в 2010 году при воскресной школе были открыты коллективы дополнительного образования детей, занятия в которых проходят в течение всей недели.
В 2014 году Свято-Троицкому приходу г.Кургана передано заброшенное муниципальное здание бывшего детского сада с целью организации в нем православного детского сада и расширения деятельности воскресной школы. В настоящее время проводится большая работа по восстановлению этого здания. В перспективе детский сад будут посещать около 300 детей.

Источник

Курганская Троицкая церковь

К началу 60-х гг. XVIII в. Курганская слобода (Царево Городище или Царев Курган) представляла собой крупный населенный пункт на левом берегу Тобола в южной части Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии. В гражданском отношении слобода являлась административным центром для окружающих ее сел и деревень. Такими же центрами были расположенные по Тоболу слободы Утятская, Иковская, Белозерская и Усть-Суерская. Но в отличие от них Царево Городище уже в 40-е гг. XVIII в. было центром одноименного заказа, или духовного правления, объединявшего церковные приходы обширного округа на юге дистрикта, и состоявшего, в свою очередь, в ведении Тобольской духовной консистории. В этой части Тобольской епархии заказные правления находились также в Ялуторовской слободе, в Далматовском и Рафайловском монастырях и в селе Воскресенском, принадлежащем Тобольскому архиерейскому дому.

Причиной для такого возвышения Царева Городища среди прочих слобод было, вероятно, то обстоятельство, что со времени основания во 2-й половине XVII в. оно являлось важным военно-стратегическим пунктом в составе Ишимской укрепленной линии. В Царевом Городище в первом среди слобод по среднему течению Тобола была выстроена около 1689 г., когда слобода еще находилась на Арбинском яру близ Царева кургана, деревянная церковь во имя покровителя Сибири Великомученика Димитрия Солунского. Вскоре слобода была перенесена в более удобное место на 7 верст ниже по течению, где в начале XVIII в. строится деревянный кремль с башнями, а само поселение окружается укреплениями с бастионами. Отсюда на охрану границы выезжали караулы из числа находящейся в слободе роты драгун.

В 1-й половине XVIII в. в слободе размещались главная квартира войск Ишимской пограничной линии и штаб-квартира Сибирского драгунского полка. В то время гарнизон Курганской слободы был одним из самых крупных в Зауралье. Другие же слободы по Тоболу в военном отношении находились в статусе форпостов Сибирского драгунского полка. После строительства в середине XVIII в. Пресногорьковской оборонительной линии и прекращения набегов кочевников Царево Городище утрачивает значение военной крепости, но остается центром заказа и местом пребывания комиссара, в ведении которого состояли слободы Курганская, Утятская и Иковская. Во 2-й половине XVIII в. Царево-Городищенский заказ неоднократно ликвидировался и объединялся с Ялуторовским (точные границы между ними долгое время не были определены). После образования в 1782 г. в составе Тобольской губернии Курганского уезда и присвоения Курганской слободе статуса города за Царево-Городищенским заказом окончательно закрепляется наименование Курганского духовного правления, которому теперь были подчинены церковные приходы всего уезда.

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Троицкая церковь Кургана, начало XX века

Значительных перестроек основных объемов Троицкого храма за всю его историю не было, но некоторые изменения внешнего и внутреннего облика церкви в разные годы производились. Первый известный капитальный ремонт здания был проведен в 1-й половине 1830-х гг. с переустройством кровли, обновлением иконостасов и, очевидно, пристройкой ризницы и сторожки. В 1858 г. епископ Тобольский и Сибирский Феогност ходатайствовал перед Синодом о разрешении расширить теплые приделы храма из-за их крайней тесноты по вновь составленному для этого проекту «с некоторым изменением прежнего плана». Площадь приделов при этом должна была увеличиться за счет уменьшения размеров прилегающих к ним кладовой и сторожки. Кроме того, предполагалось перекрыть на церкви и колокольне купола и крыши новым железом, устроив вместо ветхих новые золоченые главы, возобновить потемневший иконостас окраской и позолотой, устроить новые полы в храме и выстроить новую каменную ограду с чугунными решетками. Проект этот был направлен в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, где признан не вполне удовлетворительным, а взамен составлен новый, более подходящий к архитектуре церкви. Очевидно, им предусматривалось объединение помещений трапезы и приделов путем разборки разделяющих их стен. Новый проект был Высочайше утвержден и летом 1859 г. отослан в Тобольскую духовную консисторию для исполнения предположенных работ. По каким-то причинам расширение и ремонт Троицкого храма несколько лет не начинались. Только в 1863 г. архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам при обозрении церквей епархии обратил на это внимание и предписал местному благочинному и церковному причту срочно взяться за дело. Капитальный ремонт был проведен в 1864 г. при материальной поддержке старосты храма курганского купца Дмитрия Ивановича Смолина. В 1891 г. Троицкую церковь «за обветшалостью» снова капитально ремонтировали внутри и снаружи. В 1901-1905 гг., когда старостой был курганский купец Иван Павлович Колпаков, производится очередной ремонт. При этом в 1901 г. по благословению епископа Тобольского и Сибирского Антония в алтарях были сняты престолы для того, чтобы выложить под ними фундаменты. По окончании этих работ состоялось повторное освящение придельных алтарей, а в 1902 г. был подготовлен к освящению и главный престол.

Первоначально вся кровля Троицкого храма и кресты на нем были деревянными, какими они значатся в составленной в 1806 г. описи церковного имущества. К концу 1820-х гг. крыша была уже ветхой, отчего из-за «дождевой течи» даже имелись повреждения в сводах, поэтому в 1833 г. усердием прихожан она была перекрыта железом. Видимо, тогда же или несколько позднее деревянные кресты были заменены железными. По описанию 1884 г. шатровая на четыре ската кровля храма из окрашенного зеленой краской листового железа была исправлена в 1864 г., но и до этого она была такой же. Главный храм завершался сквозным гладким граненым фонарем, устроенным прямо над сводами. На нем покоилась гладкая без всяких украшений круглая шея, стоящая на скатах фонаря. Подобные же завершения, но в меньших размерах, имели колокольня и алтарные апсиды. Церковные главы были утверждены на венцах шеек, несколько напоминающих заостренные сверху шатры. Всего глав было пять: одна над колокольней, одна над главной церковью и три над алтарями. Венцы были покрыты железом и окрашены зеленой краской, каковыми были и до ремонта церкви в 1864 г., а сами главы – позолочены; на них – железные восьмиконечные кресты без всяких украшений. Изначально кресты снабжены были каждый четырьмя цепями, но в 1864 г. цепи были сняты, а сами кресты вызолочены. В 1890 г. купол главного храма был переделан. В 1914 г. главы и кресты на всей церкви заново вызолотил А.Е. Краснов. На колокольне к началу 80-х гг. XIX в. находилось 10 колоколов. Самый большой из них в 158 пудов был отлит в 1845 г. шадринским купцом Григорием Шишкиным и пожертвован храму вольноотпущенным крестьянином Вязниковского уезда Федором Яковлевичем Бухариным. В начале XX в. колоколов значилось уже 11, самый крупный из них весил 303 пуда.

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Фото начала XX века

Сведений о внутреннем убранстве Троицкого собора сохранилось немного. Как упоминалось в документах 1778 г. полы в главной церкви и в трех алтарях были первоначально кирпичными. Несколько позже они были покрыты чугунными плитами. В приделах, трапезной части и в остальных помещениях пол всегда был деревянным и неоднократно ремонтировался. Стены храма сначала были просто побелены, росписи сделаны позднее. Из документов церкви видно, что в куполе главного храма в 1857 г. уже имелось изображение Всевидящего Ока Божия в окружении шести херувимов, выполненное туринским мещанином Иваном Тюленевым. В 1864 г. стены Троицкого придела местами были расписаны иконописными священно-историческими изображениями. В 1879 г. стенная живопись здесь поновлялась шадринским мещанином Иваном Васильевичем Прямоносовым. Но более богатые росписи на стенах главного храма и в алтаре выполнены в 1901 г. тобольским губернским секретарем Василием Васильевичем Логиновым, удостоенным звания учителя рисования Императорской Академии художеств. И.В. Прямоносов выполнил орнаментальные работы, а в куполе написал образ Господа Саваофа. Таким образом, Троицкий придел оказался богато украшен живописными ветхозаветными и новозаветными сценами и орнаментом, который, скорее всего, был растительным. По описанию середины 1920-х гг. вся церковь изнутри была выкрашена белой масляной краской, кроме главного храма, расписанного живописью.

Иконостасы главной и придельных церквей Троицкого собора всегда были деревянными. Когда и кем они были изготовлены изначально, неизвестно. Об алтарной преграде Христо-Рождественского придела, устроенной еще в XVIII столетии, сведений не сохранилось. Можно лишь предположить, что по составу икон она была характерна для своего времени и, кроме местного ряда, включала праздничный и пророческий ярусы с Распятием вверху. В 1783 г. причтом Христо-Рождественской церкви был заключен контракт со священником с. Рафайловского Ялуторовского уезда Захарием Ершовым, в котором он в качестве подрядчика обязался поновить иконостас и, между прочим, написать 14 новых икон двунадесятых праздников. Был ли сам Ершов живописцем или только руководителем работ, неизвестно. В начале XIX в. для главного Троицкого алтаря устраивается трехъярусный золоченый иконостас, местами отделанный резьбой с тридцатью резными фигурами ангелов. В царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех Евангелистов, а вверху – Господа Саваофа, над которым расположилось резное «сияние» с предстоящими ангелами. В иконах алтарной преграды звучала тема Праздников и Страстей Господних, завершающихся Воскресением и Распятием. Иконостас для Димитриевского придела был изготовлен также в три яруса, простой работы, без резьбы. В Христо-Рождественском приделе иконостас, видимо, был переделан ранее подрядчиком Ершовым.

Именно эти иконостасы увидел в 1837 г. присутствовавший на богослужении в Троицком соборе Наследник престола Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II. Он прибыл в Курган в ночь с пятого на шестое июня, накануне Троицына дня. В качестве воспитателя его сопровождал поэт В.А. Жуковский, который был другом живших на поселении в Кургане декабристов. Друзья собрались в доме М.М. Нарышкина, расположенном рядом с Троицким храмом, и проговорили до утра. Декабрист Н.И. Лорер вспоминал: «Стали благовестить к обедне, Жуковский ушел будить Наследника. Только что он ушел, как прибегает к нам опять объявить, что Его Высочество желает, чтобы и мы были в церкви. тут, в храме Божием, мы. в первый раз видели нашего. Наследника. Он стоял на ковре один, скромно и усердно молился. Ему едва минуло 18 лет, и он был прекрасен. ».

В последующие годы в этих иконостасах чистили оклады, промывали и золотили резьбу. Они украшали храм до 1891-1901 гг., когда екатеринбургская мастерская Павла Феоктистовича Короткова по контракту, заключенному в 1890 г., не заменила их тремя новыми алтарными преградами. Скорее всего, они были изготовлены с богатой золоченой резьбой, а иконы выполнены в стиле академической живописи, что характерно для работ этой мастерской. Можно предположить, что иконы местного ряда Коротков использовал из иконостаса Чернобровиных, т.к. они находились под окладами и хорошо сохранились, тем более что в этом же году местные иконы главного иконостаса поновлял В.В. Логинов.

Каменные лавки при Троицком храме впервые упоминаются в 1829 г. в количестве трех. В 1831 г. указом Курганского духовного правления было предписано свечи для всех церквей уезда покупать в специально построенной при Троицкой церкви лавочке. В 1835 г. на южной стороне церковной ограды значатся уже 4 каменные лавки, а в течение XIX столетия число их вырастает до 7. Лавки, обращенные фасадом на внешнюю сторону ограды, сдавались в аренду купцам во время ежегодных Дмитриевской и Рождественской ярмарок. Доход от аренды лавок и устраиваемых рядом балаганов поступал в пользу церкви. К концу 80-х гг. XIX в. лавки эти «по ветхости и малопоместительности» перестали соответствовать своему назначению, поэтому назрел вопрос их коренного переустройства. В конце XIX в. курганский купец 1-й гильдии Иван Иванович Дерягин начал переговоры с причтом церкви о перестройке лавок в магазин. С обоюдного согласия в 1898 г. в Тобольскую духовную консисторию был направлен проект нового магазина, который был утвержден 31 августа 1899 г. Дерягин с сыновьями обязались за свой счет выстроить на церковной земле магазин с условием его последующей аренды. К началу 1900 г. лавки были перестроены и заключен контракт на аренду магазина Дерягиным в течение 40 лет. В 1910 г. принадлежащее церкви торговое помещение описывалось как кирпичное, с выкрашенными снаружи стенами и крытое железом под зеленой краской. Кроме лавок, в церковной ограде имелся построенный к 1893 г. в северо-западном углу каменный одноэтажный дом с пятью помещениями, в которых размещались кладовая, библиотека и церковный архив.

К началу 20-х гг. XX в. в среде духовенства Тобольской епархии наметился раскол, вызванный стремлением тяготеющей к обновленчеству части причтов отдельных уездов отделиться от прежнего епархиального центра и образовать собственные епархии. 24-25 июля 1922 г. в Курганской Троицкой церкви прошел уездный съезд духовенства и мирян, на котором было принято решение прекратить всякое общение с Тобольским епархиальным начальством, оставшимся в ведении патриарха Тихона, и образовать самостоятельную обновленческую Курганскую епархию, перешедшую вскоре под управление Уральской митрополии. Местом пребывания нового епархиального управления на долгие годы стал городской Богородице-Рождественский собор. Община же Троицкой церкви, формально состоявшая с 1922 г. в ведении Курганской епархии, в 1925 г. порывает с обновленчеством и переходит в подчинение «тихоновского» Ялуторовского епископа Серафима (Коровина). С этого времени Троицкий храм становится объединяющим центром для «тихоновцев» Кургана и его округи. В декабре 1926 г. по предложению Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) была открыта Курганская «тихоновская» кафедра, а в январе 1927 г. в город прибыл епископ Курганский Алексий (Орлов), викарий Тобольской епархии, местом пребывания которого стала Троицкая церковь. В сентябре 1927 г. его сменил епископ Георгий (Анисимов). В январе 1928 г. большая часть прихожан перешла в его ведение, зарегистрировав Троицкое общество «сергиевского» течения. Но уже в феврале 1928 г. договор с этой общиной на пользование храмом Курганским горсоветом был расторгнут. Под давлением Уральского облисполкома Троицкая церковь и все имущество передавались общине, находящейся под управлением поддерживаемого властями и ОГПУ митрополита Свердловского Григория (Яцковского), основателя «григорианского» раскола. Троицкая община «тихоно-сергиевской» ориентации была вынуждена проводить богослужения в частных домах. К середине 1930-х гг. эти общины, вероятно, постепенно слились и все прихожане Троицкой церкви стали относиться к «сергиевскому» течению, будучи формально зарегистрированными как «григорианцы». С закрытием в январе 1935 г. Богородице-Рождественского собора руководство Курганской обновленческой епархии обратилось к городским властям с ходатайством о совместном с «тихоновцами» пользовании Троицкой церковью. В феврале того же года горсовет удовлетворил ходатайство, храм был разделен на две самостоятельные единицы – летнюю и зимнюю церкви. Обновленческая община получила в свое распоряжение главный Троицкий придел, а «тихоновская» – более обширное помещение трапезной с теплыми приделами. Обновленцы ходатайствовали о передаче им всего здания. В апреле 1935 г. горсовет постановил ликвидировать «тихоно-сергиевскую» Троицкую общину, как не состоящую на регистрации, а занимаемое ей помещение передать в распоряжение горкомхоза. Решение это должно было быть утверждено Челябинским облисполкомом, но сведений о том, как разрешилось дело, не имеется.

В 1920-е – 1930-е гг. серьезных изменений внутреннего и внешнего облика Троицкой церкви не происходило, но храм постепенно утрачивал принадлежавшее ему имущество. В 1922 г. комиссией по изъятию церковных ценностей, вместе с драгоценной утварью были конфискованы серебряные ризы с икон во всех приделах. После прошедшей в начале 1930-х гг. компании по сдаче колокольной меди на нужды государства в распоряжении прихожан остались только 3 колокола, звон которых был запрещен властями в 1934 г. К 1926 г. в ведение горкомхоза было изъято помещение магазина, а в 1927 г. – дом на углу церковной ограды. В том же году дом этот был предоставлен горсоветом Троицкой общине под квартиру «тихоновского» епископа. В 1935 г. обновленческая община города ходатайствовала о предоставлении этого помещения под епархиальное управление. В 1936 г. прихожанами в храме был проведен ремонт, но в январе 1937 г. комиссия горсовета, произведя осмотр здания, дала заключение о его непригодности для продолжения богослужений из-за наличия большого количества трещин в стенах и сводах, появившихся от неравномерной осадки фундамента и конденсации водяных паров «по причине отсутствия вентиляции».

В феврале 1937 г. горсовет «ввиду серьезной угрозы обрушения сводов здания, во избежание могущих в связи с этим быть человеческих жертв» просил Курганский райисполком возбудить перед Челябинским облисполкомом вопрос о закрытии церкви. Вопрос был решен положительно и в мае 1937 г. Троицкая церковь была закрыта, а в июне началось изъятие церковного имущества. Часть утвари была распродана с торгов, часть передана в музей, часть просто разобрана по домам. До апреля 1940 г. здание занимал склад конторы «Заготзерно» и оно было засыпано хлебом. Потом храм был передан Курганскому районному музею, но сведений о его пребывании в церкви не имеется.

В годы Великой Отечественной войны в храме размещалось Сталинградское танковое училище, после войны – магазины, склады и столовая, а в угловом доме – горком комсомола. Послевоенным генпланом города на прилегающей к Троицкому храму территории было предусмотрено устройство предмостной площади. При этом здание бывшей церкви, как «не имеющее архитектурной ценности», предполагалось снести, за исключением притвора под колокольней, который намечалось реконструировать под трибуну. Но план этот не был осуществлен, и к концу 1940-х гг. в церкви продолжали работать магазины: промтоварный, хлебный, «Динамо» и «Союзохота». Размещение различных учреждений потребовало неоднократной перепланировки всего здания, внутренняя отделка которого была при этом уничтожена. К этому времени кресты с куполов были сняты, церковная ограда полностью разобрана. В первоначальном виде сохранялся только угловой дом, используемый под жилые квартиры.

храм святой троицы в кургане. Смотреть фото храм святой троицы в кургане. Смотреть картинку храм святой троицы в кургане. Картинка про храм святой троицы в кургане. Фото храм святой троицы в кургане

Троицкая церковь Кургана, 1956 г.

В середине 1950-х гг. здание продолжало использоваться для городских нужд, в нем находились промтоварные магазины и база кинопроката. Между тем, с 1944 г. верующие города активно начинают добиваться передачи им храма и возобновления богослужений. В октябре 1956 г. Совет Министров РСФСР разрешил открыть Троицкую церковь, но областные и городские власти приняли решение о разборке здания «в связи с его аварийным состоянием».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *