храм святой живоначальной троицы нурма
Храмы Святой Живоночальной Троицы и прп. Серафим
Храмы Святой Живоночальной Троицы и прп. Серафим запись закреплена
Храмы Святой Живоночальной Троицы и прп. Серафим запись закреплена
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы
Необыкновенное впечатление произвела на меня бабушка Аксинья в свои 80 с лишним лет, уже давно не поднимающаяся с кровати.
Она словно хрупкий и милый ребенок, который радуется всему вокруг и каждой душе, переступающей порог ее комнаты. Лежит безропотно, проводя время в молитвах.
Показать полностью.
У ее старого часослова стерлись страницы, обложка совсем истрепалась, требует замены, но старушка знает молитвенное правило наизусть. Она тихонько нашептывает псалмы, которые выучила еще в молодости, и послушно ждет часа расставания с земной жизнью.
Лет 10 назад попросила принести и поставить перед ней сундук со всем необходимым для погребения: коврички, подушки, рушники и пр. Почти все соткала своими руками, но есть и несколько вещей, которые унаследовала еще от матери.
Вздыхает: «Помилуй, Господи, меня, грешную!» Верит, что Господь даровал ей дни на покаяние и на то, чтобы своими молитвами помогала детям, внукам, правнукам, которые, как она полагает, хоть и имеют Бога в душе, но еще не научились жить по воле Отца Небесного.
И вдруг по ее морщинистой щеке потекла слеза. Спрашиваю: «Что ж ты плачешь?» А она в ответ: «Потому что я не стала такой. Не такая я, какой хочет видеть меня Спаситель!»
Что нужно человеку сделать, чтобы стать достойным звания христианина? Стоило мне подумать об этом, а старушка и говорит:
– Перестали мы Бога бояться, не любим друг друга, не уважаем. Должны смириться, перестать грешить. Не живем со Христом, лишь распинаем Его каждый день сплошными беззакониями!
…У таких стариков нам надо учиться смыслу жизни. И как жаль, что их все меньше остается рядом с нами. И нигде, и ни за какие деньги не купить их мудрость.
Протоиерей Октавиан Мошин
Храмы Святой Живоночальной Троицы и прп. Серафим запись закреплена
Христианская мудрость в притчах
Надежда Белинова запись закреплена
Храмы Святой Живоночальной Троицы и прп. Серафим запись закреплена
От Юности Моея † Православие †
Вспоминаю случай из своего далёкого детства. Случай, перевернувший всю мою жизнь.
Мы были деревенскими, и, когда начался голод, мать не стала ждать, пока все её дети погибнут, а снарядила нас, старшеньких, в город.
– Идите, детки, идите, может, и прокормитесь. Что подадут, что попросите. А тут – совсем худо.
– Мам, а ночевать-то где? – спросил я.
Показать полностью.
– В подвалах ищите, в конюшнях, а лучше – к Храму Божьему держитесь поближе.
Прощание было коротким. Старый армяк на мне, сестрёнке мать дала свой платок.
И пошли. Мне в ту пору исполнилось двенадцать, а Маше – семь лет.
Город ошеломил нас: крики, суета, всюду движение. Но стоило свернуть с главной улицы, и становилось тихо, как в деревне. Я не боялся, а сестрёнка пугалась, все норовила спрятаться мне в бок, пищала: «Саш, а мож, вернёмся? Мамка дома…» Мамка-то дома, да только не ждёт. С ней четверо остались. Я внимательно оглядывал подворотни. Подвалы закрыты, конюшни и подавно. Тогда я поднял голову и стал смотреть вверх. Немного погодя увидел, как заблестели верхушки куполов. Туда и потянулись.
Городской храм – не чета деревенскому. Высокие ступени, белокаменный. Я заробел. Как подойти, как просить? Поодаль, ближе к воротам, стояли нищие: все больше калеки, старички и старушки. Но я не смел стать рядом, мне что-то мешало, внезапно стало душно и тяжело. Из открытых дверей поодиночке выходили люди. День был будничный, обедня, по всему, давно кончилась. Я вошёл, покружил, посмотрел на горящие свечи, полюбовался резными воротами алтаря. Тихо, спокойно. Но что же делать? – мучил вопрос. Вышел из храма.
Сестрёнка ждала на ступеньках. Она хотела есть, но молчала, надеялась на меня. Мимо прошла хорошо одетая женщина. Я проводил её взглядом – и вдруг бросился к ней, горячо умоляя: «Матушка, матушка, возьмите меня в работники, я всё умею! Я – деревенский, сильный. Воду носить, дрова колоть, и за лошадьми…» Но женщина заторопилась прочь, оглядываясь на меня чуть ли не в ужасе. Однако я не огорчился, наоборот, обрадовался, потому что, как мне казалось, нашёл решение.
Наниматься в работники – это привычно: мать всегда посылала нас по деревне, людям помогать. Нас и накормят, и, бывало, заплатят.
Только тут меня никто не знал. Я кидался к одному, к другому – все спешили мимо, оглядываясь подозрительно, с опаской. Время шло. Сестрёнка жалась в платок. Нищие познакомились с нами, стали её учить: «Ты ручку-то протяни, протяни, не бойся». Она вытянула руку. Пальцы посинели от страха и напряжения.
Глаза с мольбой смотрели на меня: «Саш!» Мне стало не по себе…
Сырая осень загнала солнце за тучи, потянуло ветром. Ни еды, ни ночлега. Ей что-то подали, мелкую монету, и я тут же спрятал её глубже в карман, чтоб не потерять. К вечеру мы совсем отчаялись. Нищие разбрелись кто куда, храм закрыли. Оказавшись за оградой, я почувствовал, что надеяться не на что, взял сестру за руку и пошёл. Купить что-либо на монетку оказалось невозможно: слишком мелкая. Остановился и огляделся вокруг.
Окна светились тёплым сиянием огоньков. Столько еды, тепла! Ладошка сестры окоченела от холода. Мы забились в какой-то угол между домами, где ветер не так донимал, я натаскал соломы, разбросанной по переулкам, обнял её покрепче. Зажмурился, а перед глазами – дом. Дрова ещё оставались, и мать топила, и даже когда голодно, всегда находилось место между младшими братьями и сёстрами, чтобы согреться и уснуть. Вернуться? Но её глаза… С ней четверо остались. Я самый старший, а значит, ел больше всех…
Через три-четыре дня стало понятно, что нам не выжить, не прокормиться. Подавали так мало, что едва хватало на маленькую лепёшку, пару яблок. Сестра ослабла и уже не могла стоять, она сидела на ступеньках, склонив голову на плечо, и всё время молчала. Ночевали мы за храмом, в кустах, прижавшись к стене: берегли силы.
…Той ночью поднялся ветер и выгнал нас из убежища. Взяв сестру на руки, я перенёс её ближе к дверям: здесь было тихо. И задремал. Внезапно дверь храма распахнулась, и из неё вышла Женщина. Я даже не понял, почему проснулся.
Просто открыл глаза и увидел Её: невысокого роста, одета в глухое монашеское одеяние, на голове плат. Подойдя к нам, склонилась и глянула мне в лицо. Я похолодел. Вдруг Она открыла уста и тихо сказала: «Что ж ты не молишься? Проси Сына Моего!» Затем повернулась и скрылась внутри.
Церковь открыта! – осенило меня. В один миг я очутился у двери. Та была заперта, и большой замок висел так, как сторож оставил его. Я долго дрожал, пытаясь унять страх, и жался ближе к сестре. Пока вдруг слова не ожили в моей памяти: «Что ж ты не молишься? Проси Сына Моего…» Какого Сына?!
Едва я дождался утра. Церковный сторож не спеша открывал дверь, а я стоял рядом, подпрыгивая от нетерпения. Вошёл, рысцой обежал храм, заглянул в каждый угол: Женщины не было. И вот, в тот момент, когда я стоял, озадаченный, на меня с большой, во весь рост иконы глянула Богородица. Столько раз я смотрел на этот чистый Лик, но лишь сегодня увидел глаза. Это были те же глаза, и выражение то же! Долго я вглядывался. И чем больше смотрел, тем отчётливее стучало сердце: Она! Её Лик! Мой детский разум не мог понять: как, почему. Я просто смотрел и видел ту же мягкую линию губ, ту же ласку, когда Она сказала: «Проси Сына Моего!» Огляделся, поискал глазами священника. Рассказать? И смутился: да кто ж мне поверит?
И тогда я повернулся к Сыну. Молиться я не умел. Когда жив был отец, он всегда серьёзно, неторопливо читал перед едой «Отче наш», и мы все негромко повторяли. Но отец умер, и в доме не молились. Я зашёл за колонну, сосредоточился. «Отче наш, Иже еси на небесех, – начал тихонько, – да святится имя Твое…» Молитва лилась легко, схваченная раз и навсегда прочной детской памятью, но что означали эти слова – я не понимал. Закончил, перевёл дух, и вдруг просто поднял голову, глянул Ему в лицо – и горячо, горячо зашептал. Я рассказал Ему всё: и про голод, и про мамку, и про то, что она не виновата, ведь нас шестеро в семье, а отца давно нет, и лошадь продали, потому что некому пахать.
И про сестру, которая там, за дверью, милостыню просит, только не дают, а если и дают, то так мало… Чего только я не наговорил в тот первый раз! Он слушал меня, глядя спокойными, глубокими глазами. А я весь вспотел, несколько раз утирал набегающие слезы, но плакать не хотел, а просто говорил и говорил. И когда закончил, опустился неловко на колени и прижался лбом к холодной стене. Растревоженная душа моя болела, но в неё уже вселилось что-то новое, неизведанное ранее: покой, чувство защищённости. Я не ожидал, что сию минуту в моей жизни что-то изменится, просто не думал об этом, но успокоился, потому что попросил…
Времени прошло немало. Когда вернулся к сестре, она стояла, плотно зажав конец платка в кулаке. Так я научил: подадут что – прячь в платок и держи крепко, пока мне не отдашь. Маленькая, ещё потеряет… Она раскрыла ладонь, и я глазам своим не поверил: на тёмной ткани сияла чистая серебряная монета! У меня едва ноги не подкосились. Голод, только что пережитое волнение сделали меня слабым, и я упал на ступени. Отдышался, унял дрожь. Потом резко поднялся и побежал в лавку.
Лавочник подал мне белую булку и целую горсть мелкой монеты: сдачу. Сестре я купил леденец.
А потом всё потекло. Люди привыкли ко мне и звали помочь по хозяйству, давали маленькие поручения. Сестрёнка просила, а я – целый день то туда, то сюда. Ощущение было такое, будто Кто-то сильный вмешался в нашу судьбу. Ничего не выдумываю, я это видел! Едва начиналось утро, и открывали храм, я входил, прятался за колонны и молился. Я не просил – умолял! Благодарил, рассказывал, сколько заработал, и что нас уже несколько раз звали ночевать добрые люди, и многое другое. Изливал свою радость – и убегал.
Уже глубокой осенью знакомая барыня взяла меня в услужение, в свой дом. А Машу в приют устроила. Ей там платьишко дали, шубейку тёплую. А я и вовсе в новом ходил. Хозяйка приказала меня и одеть, и обуть.
«Я когда увидела, Саша, как ты молишься, – сказала она мне много времени спустя, – то сразу поняла: такой человек ни обманывать, ни воровать не станет». Так и жил у неё. Старался, как мог, с утра до вечера то по поручениям, то по дому. Мы, деревенские, к работе привычные. Даже не уставал.
А когда настала весна, отпросился у барыни на три дня и поехал домой. Нашёл на рынке мужиков из наших мест, заплатил. Погрузил на телегу мешок картошки, муки. Когда добрался, оказалось, мать похоронила двух младшеньких, сестрёнку и брата. Она долго меня обнимала, просила прощения. «Мам, ну, ты что…» – отнекивался я басом. А когда все уснули, рассказал ей про ту Женщину из храма. Она опять заплакала, потом встала на лавку, взяла из красного угла икону Божьей Матери и нежно поцеловала.
Елена Черкашина
(Православные истории)
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
Братья и сестры!
Мы вчера закончили отсыпку песком и щебнем прихрамовой территории. Я искренне благодарю всем тех, кто принял участие в этом великом деле.
Особую благодарность хотел бы выразит Елене Игоревне, которая внесла значительный вклад в благоустройство храмовой территории.
Показать полностью.
На сегодняшний день, у нас остался долг перед рабочими-65.000 рублей, но не смотря на временные финансовые трудности, мы завтра планируем закупить материал для устройства 3х лестниц для входа в храм.
ПРОСИМ ВАС ОКАЗАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ.
Пожертвование можно оставить (Сбербанк) номер карты: 4279380015872239
или на сайте храма:
https://hramrasskazovka.ru/
Храни Вас Господь
С воскресным днём!
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
Добрый день дорогие братья и сестры.
Мы вчера установили бордюры по периметру прихрамой площади.
Мы приостановили работы по благоустройству храмовой территории из-за отсутствия средств.
Нам необходим песок 80м3 и щебень 60м3.
Просим Вас оказать помощь
Пожертвование можно оставить (Сбербанк) номер карты: 4279380015872239
или на сайте храма:
https://hramrasskazovka.ru/
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
Иисус объясняет нам, что нужно делать, чтобы душа не погибла. Иметь в сердце веру – счастье, но кто всевает в душу зерно веры? В течение жизни это делает Бог. Об этом сегодняшняя притча «О сеятеле».
Под видом сеятеля Иисус изображает Себя, под разбрасываемыми семенами разумеется слово, обращенное к нам. Отношение одних Он сравнивает с семенами, упавшими при дороге и склёванными птицами. Господь сравнивает эту ситуацию с человеком, слышащим слово Божие, но приходит диавол и похищает семя из сердца. Сохранить святое семя помогут Таинства Церкви. Кроме них нет другого способа оградить душу от происков врага. Своей силы у нас не хватит, но силою молитв Церкви мы можем защититься.
Далее Христос говорит, что некоторые принимают веру и с радостью идут за Ним, но потом, видя тяготы, охладевают. Он сравнивает это с зерном, падающим на каменистую почву, которое не даёт глубоких корней. Нам необходимо обрабатывать почву души. Избавиться от грехов и страстей можно только через покаяние, очищая душу.
Далее Иисус дает сравнение, когда суета вытесняет веру. Христос сравнил это с тем, когда возникают добрые всходы и заглушающее их терние. Как пропалываются грядки, так и следует пропалывать душу молитвой и покаянием суетные тернии: мысли, слова, действия.
И заключительное сравнение дал Господь: на хорошей земле вырастают добрые растения, принося плод. Так и мы, трудясь над душой, будем приносить Господу добрый плод веры. На добрые дела следует себя понуждать.
Дорогие братья и сестры! Только в ограде Святой Церкви, можно избавиться от грехов, найти спасение. Помолимся же Спасителю, чтобы Он дал нам силы содержать душу как добрую землю для Его святого слова.
Храни Бог!
Храм Святой Живоначальной Троицы д.Хиттолово
Православная местная религиозная организация
Приход храма Святой Живоначальной Троицы д.Хиттолово Выборгской Епархии РПЦ (Московский Патриархат)
Адрес: РФ, 188665, Ленинградская область, Всеволожский район, дер.Хиттолово, ул.Свободы, д.16
Показать полностью.
Храм Святой Живоначальной Троицы д.Хиттолово запись закреплена
БОГОСЛУЖЕНИЯ в ХРАМЕ СОВЕРШАЮТСЯ
в ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ, а также
в ДНИ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ
=======================
Показать полностью.
ВСЕМ ПРИХОДЯЩИМ В ХРАМ
быть в защитной маске и держаться
друг от друга на безопасном расстоянии
=======================
Расписание на ноябрь 2021 г.
Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий
*** В расписание могут быть внесены изменения.
Храм Святой Живоначальной Троицы д.Хиттолово запись закреплена
«. Жизнь так коротка, что играние в ней стоит человеку очень дорого. И очень долго блуждая во тьме, как не пойти на огонек Божьего света, дарованного Вам.
Не бойтесь ничего. Промысл Божий управит все.
Нам уже не надо забывать, что мы сотворцы Творцу, и без нас самих никто нас спасти и помочь нам не сможет.
Храм Святой Живоначальной Троицы д.Хиттолово запись закреплена
8 ноября
ПАМЯТЬ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА
ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО,
МИРОТОЧИВОГО
Показать полностью.
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере.
Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство.
При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика.
С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого.
Храм Живоначальной Троицы в Чертанове
Храм Живоначальной Троицы в Чертанове запись закреплена
ХРАНИТ ВАС ГОСПОДЬ!
Храм Живоначальной Троицы в Чертанове запись закреплена
Телефон для справок: 8(963) 771-57-84, Алла Николаевна
Храм Живоначальной Троицы в Чертанове запись закреплена
Дорогие братья и сестры! Подать записки можно:
• смс-сообщением или в WhatsApp по номеру телефона:
8 (963) 770-76-01
Пожертвования можно перечислить на карточку Сбербанка по номеру телефона:
8 (903) 718-03-59 (Вера Алексеевна С.) с уведомлением «О здравии», «О упокоении», » На строительство храма».
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
– ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю – день тезоименитства великого князя Димитрия Донского). Установлена великим князем Димитрием Донским после битвы на Куликовом поле, в поминовение более 250 тысяч воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших.
Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан, сохранив в себе особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
В Димитриевскую родительскую субботу в храмах совершаются заупокойные Богослужения, православные христиане в качестве пожертвования приносят в храм на канон продукты, посещают могилы почивших родных.
Храм Живоначальной Троицы в Чертанове запись закреплена
ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
4 ноября (22 октября по старому стилю) – Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году, когда трехдневный пост и усердная молитва русского войска под предводительством князя Димитрия Михайловича Пожарского пред этим святым образом приклонили Господа на милость.
Показать полностью.
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская.Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Подать записки можно:
• на почты храма 3153354@mail.ru, 3153354buh@mail.ru
• смс-сообщением или в WhatsApp по номеру телефона: 8 (963) 770-76-01
Пожертвования можно перечислить на карточку Сбербанка по номеру телефона: 8 (903) 718-03-59 (Вера Алексеевна С.)
с уведомлением «О здравии», «О упокоении», » На строительство храма».
Храм Живоначальной Троицы в Чертанове запись закреплена
Приход нашего храма продолжает свою благотворительную деятельность. 21 октября в Первый Московский детский хоспис были отправлены продуктовые наборы для семей с тяжелобольными детьми, а также большое количество расходных материалов (памперсы, салфетки и т.п.).
Родственники маленьких пациентов хосписа передают свою благодарность за своевременную помощь и внимание к их нуждам. Спасибо всем за участие!
Желающие присоединиться к социальным проектам могут звонить по телефону:
8 (963) 771-57-84 – Алла Николаевна
Храм Живоначальной Троицы в Чертанове запись закреплена
Дорогие братья и сестры! В рамках благотворительной акции «Помощь бездомным» вами собрано 16 мешков одежды, 18 коробок продуктов питания и 2 коробки предметов гигиены. Вещи и продукты будут розданы бездомным людям на улицах Москвы.
Храм Живоначальной Троицы в Чертанове запись закреплена
СПАСИБО ЗА ОТЗЫВЧИВОСТЬ!
Дорогие братья и сестры! В день Покрова Пресвятой Богородицы на нашем приходе состоялась Покровская ярмарка. Благодарим всех, кто помогал в ее подготовке и проведении, кто поделился своим урожаем, домашними заготовками, кулинарными шедеврами, эксклюзивными изделиями ручной работы. Все вырученные средства направлены на строительство нового храма.
Храм Живоначальной Троицы в Чертанове запись закреплена
С ПРАЗДНИКОМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
Дорогие братья и сестры! Подать записки можно:
• на почты храма 3153354@mail.ru, 3153354buh@mail.ru
• смс-сообщением или в WhatsApp по номеру телефона: 8 (963) 770-76-01
Пожертвования можно перечислить на карточку Сбербанка по номеру телефона: 8 (903) 718-03-59 (Вера Алексеевна С.) с уведомлением «О здравии», «О упокоении», » На строительство храма».
Храм Живоначальной Троицы в Чертанове запись закреплена
ДРЕВНЯЯ АРМЕНИЯ ОТКРЫВАЕТ СВОИ ТАЙНЫ
С 4 по 10 октября 2021 года прихожане храма Живоначальной Троицы в Чертанове, возглавляемые его настоятелем прот. Константином Сопельниковым, впервые после периода карантинов совершили дальнюю паломническую поездку в одну из древнейших стран христианской культуры – Армению.
Показать полностью.
В первый день пребывания в стране паломники поклонились мощам святого апостола Анании в часовне храма Пресвятой Богородицы Зоравор Аствацацин в Ереване. Господь открыл Анании свой промысел о гонителе христиан Савле. Анания исцелил его слепоту и крестил его – будущего апостола Павла, великого проповедника христианской веры.
Накануне дня церковного прославления просветителя Великой Армении священномученика Григория, который празднуется 13 октября, паломники посетили главный ереванский храм — кафедральный собор святого Григория Просветителя, который был возведён в 2001 году по случаю 1700-летия принятия христианства Арменией, и в котором хранятся мощи святого.
Находясь в Армении, нельзя было не почтить память жертв геноцида армян в Османской империи, в напоминание о котором в столице страны воздвигнут Мемориальный комплекс Цицернакаберд.
В Ереване мирно соседствуют русский храм Покрова Пресвятой Богородицы, древнейшая церковь Еревана Катогике и новый храм святой Анны, где можно поклониться мощам матери Пресвятой Богородицы.
Монастырь Севанаванк находится на высоком холме Севанского полуострова. Торжественные лаконичные храмы из тёмного камня, дошедшие до наших дней, были возведены княгиней Мариам Багратуни в IX веке.
Потрясающие виды открываются от монастыря на Севан, окружённый неприступными горными хребтами.
Среди лесов и долин богатейшего национального парка Закавказья расположен город Дилижан – горноклиматический курорт, который к тому же славится своими искусными мастерами резьбы по дереву.
Среди изумрудных лесов Дилижана находится монастырь Гошаванк XII – XIII вв., названный так в честь выдающегося богослова и создателя армянского Судебника – Мхитара Гоша.
Сокровищница Эчмиадзина содержит главные святыни Армянской Церкви – наконечник Святого Копья, которым был пронзён бок Иисуса Христа на Кресте, частицу Честного и Животворящего Креста Господня, частицу Ноева Ковчега, мощи святых апостолов.
Одним из главных сокровищ армянской архитектуры является храм Звартноц. Слово «зварт» по-армянски означает «украшенный». Сверху донизу храм был богато украшен изумительной резьбой по камню и мозаикой, но в Х веке одно из землетрясений разрушило его. До наших дней сохранились лишь руины…
В Нораванке можно было увидеть уникальное скульптурное изображение Бога Отца работы мастера Момика и чудесную двухъярусную церковь Сурб Аствацацин.
С помощью самой длинной в мире канатной дороги паломники достигли монастыря Татев – крупнейшего религиозного, культурного и просветительского центра средневековой Армении. Он находится на скалистом плато над головокружительным ущельем притока реки Воротан. По преданию, монастырь был назван Татев потому, что мастер, который его строил, произнёс однажды слова «Окни Сурб, та тев» – «да ниспошлет Святой Дух крылья» и полетел.
Скальный Монастырь Гегард был основан в I веке апостолом Фаддеем, который привёз в Армению наконечник Святого Копья. В XIII веке зодчим Галдзаком были высечены скальные церкви Гегарда. Больше 40 лет упорного труда потребовалось ему для создания этих дивных сокровищ армянской архитектуры!
Паломникам из Москвы Армения открылась как дружелюбная и гостеприимная земля, населённая талантливыми и хлебосольными людьми, постаравшимися сделать пребывание гостей и познавательным, и комфортным. Наряду с христианскими святынями москвичи познакомились и с чудесами армянской природы, и с легендарной армянской кухней.
На пути паломников оказался Джермук – горный лесной курорт с термальными источниками, целебные свойства вод которого очень близки к карловарским.
Как и в любой другой стране, в Армении непростая жизнь, и многие отрасли экономики сильно пострадали от закрытия границ, в том числе туризм. Поэтому любые контакты между людьми важны, как никогда!
Паломники имели возможность убедиться в том, что у русской и армянской культуры общие византийские корни, схожие традиции монашеской жизни и церковного искусства, основанные на благочестии и любви к прекрасному. Это духовное основание служит залогом взаимного притяжения двух христианских народов, которое переживёт сиюминутные политические веяния и разделения нынешнего века и послужит на благо обеих наших стран.