храм трех святителей в белоомуте
Трехсвятительский храм (Белоомут)
Трехсвятительский храм построен в 1827 году на средства крестьян Набатова и Каширина вместо деревянной церкви XVII века. В советское время был закрыт. Богослужения возобновлены в 1991 году.
Содержание
История [ править ]
Впервые кладбищенская церковь села Белоомут упоминается в писцовых книгах в 1674 г.: «церковь древяна, клецки, о трех главах, святых Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого».
Ныне существующая кирпичная церковь построена на месте деревянной в 1827 г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.) к храму пристроены колокольня и трапезная с приделами: Никольским и в честь Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879 г. Никольский придел устроен крестьянами в память помещика Николая Огарева, освободившего крестьян с землей за ничтожный выкуп задолго до отмены крепостного права.
В конце XIX века отдельный причт при церкви был упразднён и церковь обращена в кладбищенскую. Священники из близлежащего Преображенского храма по чину череды ходили на богослужение в Трёхсвятительский храм на родительские субботы и заупокойные службы.
Храм в советское время был закрыт (1937 г.). Использовался под склад. Богослужения возобновлены в 1991 году. Храм освящён в 2004 году Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Ювеналием митрополитом Крутицким и Коломенским.
О строителе церкви Трёх Святителей в селе Белоомуте крестьянине Набатове Н.П. Огарёв писал: «Этому человеку 80 лет. Он живёт, как и прежде, со своими внучками и любуется на них. Читает церковные книги, наделяет нищих из доходов, что получает от маленького торга скотом — и все его благословляют. Знаешь ли, что эти люди достойны быть выставлены в романе. Гоголя старосветские помещики не большего заслуживают внимания. Да они и похожи на них. Набатов прожил со своею женою 60 лет душа в душу. Эти картины простого скромного быта, право, лучше всех картин Бальзака. Его 30-летние женщины ничего не значат против простой старухи, которая безмятежно прожила 80 лет с полной любовью к ближнему».
В 1935 г. в храме Трех Святителей служил сщмч. Никон (Беляев) (1886-1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Беляев Георгий Николаевич.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Луховицкий район, п. Белоомут, ул. Малая Огаревская. Трехсвятительский храм.
Храм Трех Святителей Великих пос.Белоомут
Официальный приходской сайт
Храм Трех Святителей Великих пос. Белоомут
Престольный праздник — Трех святителей (12 февраля)
Настоятель — протоиерей Сергий Анатольевич Тимохин, 1963
Из истории.
Впервые кладбищенская церковь села Белоомут упоминается в писцовых книгах в 1674 г.: «церковь древяна, клецки, о трех главах, святых Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого».
Ныне существующая кирпичная церковь построена на месте деревянной в 1827 г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.) к храму пристроены колокольня и трапезная с приделами: Никольским и в честь Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879 г. Никольский придел устроен крестьянами в память помещика Николая Огарева, освободившего крестьян с землей за ничтожный выкуп задолго до отмены крепостного права.
В конце ХIХ века отдельный причт при церкви был упразднён и церковь обращена в кладбищенскую. Священники из близлежащего Преображенского храма по чину череды ходили на богослужение в Трёхсвятительский храм на родительские субботы и заупокойные службы.
Храм в советское время был закрыт (1937 г.). Использовался под склад. Богослужения возобновлены в 1991 году. Храм освящён в 2004 году Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Ювеналием митрополитом Крутицким и Коломенским.
О строителе церкви Трёх Святителей в селе Белоомуте крестьянине Набатове Н.П.Огарёв писал: «Этому человеку 80 лет. Он живёт, как и прежде, со своими внучками и любуется на них. Читает церковные книги, наделяет нищих из доходов, что получает от маленького торга скотом — и все его благословляют. Знаешь ли, что эти люди достойны быть выставлены в романе. Гоголя старосветские помещики не большего заслуживают внимания. Да они и похожи на них. Набатов прожил со своею женою 60 лет душа в душу. Эти картины простого скромного быта, право, лучше всех картин Бальзака. Его 30-летние женщины ничего не значат против простой старухи, которая безмятежно прожила 80 лет с полной любовью к ближнему».
В 1935 г. в храме Трех Святителей служил сщмч. Никон (Беляев) (1886-1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Беляев Георгий Николаевич.
Белоомутские церкви. [История от А до Я]
Преображенская церковь — построена из кирпича в Нижнем Белоомуте в 1797 году. Барочные мотивы, преобладающие в обработке здания, в его верхних частях сменяются формами зрелого классицизма.
Бесстолпный, двухместный четверик храма с одной апсидой завершен купольной ротондой, отрезанной от четверика сильно развитым карнизом. С запада к храму примыкает намного превосходящая его по площади четырехстолпная трапезная с основанием разобранной колокольни. Обращает внимание обработка порталов храма рельефными геометрическими фигурами, помещенными на пилястрах. Это местный мотив, встречающийся в памятниках XVIII века. Четверик храма, апсида, трапезная опоясаны широкой лентой лепного фриза.
Синтез двух стилевых направлений в сочетании с местными формами придает памятнику своеобразный облик.
Церковь трех святителей на кладбище Верхнего Белоомута выстроена на средства крестьян в 1827 году. Кирпичный с белокаменными деталями храм в стиле ампир представляет собой центрическое сооружение в виде двухсветной купольной ротонды с крестообразно расположенными выступами алтаря и притворов. Выступа обработаны портиками ионического ордера. Гладкое тело ротонды полностью лишено убранства, что придает небольшому по габаритам зданию монументальный характер.
Предельно ясная, замкнутая в себе композиция памятника нарушена в 1879 году пристройкой громоздких и неинтересных в художественном отношении трапезной и колокольни.
Церковь Успенская выстроена на кладбище Нижнего Белоомута в 1840 году — хороший образец зрелого классицизма в русской провинции.
Кирпичный с белокаменными деталями храм имеет форму двусветной купольной ротонды, вписанной в крестчатое основание.
Фасады обработаны полуколоннами и портиками ионического ордера. Полна изящества небольшая колокольня с цилиндрическим ярусом. Уравновешенная композиция и тонкая прорисовка архитектурных форм свидетельствует об участии в постройке незаурядного мастера. Некоторый провинциализм сказывается в трактовке модульных карнизов, близких деревянным образцам. Сохранился современный храму трехъярусный иконостас.
Литература: Памятники архитектуры Московской области, том I 1975 год.
Источник- «Луховицы — Родной уголок России» (Энциклопедия Луховицкого района Московской области — Составитель Шаблин А.Ф. — издание 1996 года)
Верхний Белоомут
Храмы Московской области
Церковь Преображения (разрушена) Церковь Трёх Святителей
Село Верхний Белоомут.
После М.Е. Баскакова Верхний Белоомут достался его брату Ивану Егоровичу, сенатскому экзекутору, женатому на Вере Петровне, урожденной Хитрово. Их дочь Елизавета Ивановна (1784-1815, похоронена в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры) была выдана замуж за Платона Богдановича Огарёва (1768-1838). Семья Огарёвых проживала зимой в Москве, а на лето переезжала в какое-нибудь из своих богатых имений. Платон Богданович и Елизавета Ивановна были очень разные люди. Елизавета Ивановна Баскакова происходила из старинной дворянской семьи, она проявила раннюю литературную одаренность. Уже в 1796 г., в 12 лет, она перевела комедию мадам Жанлис «Добрая мать», перевод был опубликован.
В 1796-1799 гг. Елизавета Ивановна переводила с немецкого и французского для журналов «Приятное и полезное препровождение времени» и «Ипокрена».
Верхний Белоомут был оброчным имением без усадьбы и барской запашки. Последние 13 лет своей жизни Платон Богданович находился в параличе, и с 1834 г. селом владел его сын Николай (родился в 1813 г. в Петербурге, умер в 1877 г. в Гринвиче), достигнувший в тот год совершеннолетия и женившийся незадолго до смерти отца на Марии Львовне Рославлевой (1817-1853) племяннице пензенского гражданского губернатора Панчулидзева.
С 1823 г. Николай начал писать стихи. В 1826 г. он познакомился с Александром Герценом, дружба с которым определила направление всей его последующей жизни. Вскоре, на Воробьевых горах, исполнившись восторга, созерцая прекрасную панораму Москвы, они дали клятву служить народу.
В 1829 г. Огарев и Герцен поступили в Московский университет. Огарев на физико-математический факультет, вольнослушателем. Он посещал также лекции на словесном и нравственно-политическом отделениях, куда перешел в 1832 г. Одновременно он поступил, по настоянию отца, в Московский архив коллегии иностранных дел. Вокруг Герцена и Огарёва сложился студенческий кружок.
В 1833 г., за организацию сбора денег в пользу арестованных членов кружка Н. Суегурова, над Огарёвым был установлен негласный полицейский надзор. В июле 1834 г. Огарев арестован «за распевание пасквильных стихов порочащих императорскую фамилию, через 3 дня освобожден, но вскоре снова арестован и с 9 июля 1834 по 9 апреля 1835 г. провел в заключении, после чего выслан в Пензенскую губернию, где жил его больной отец, под надзор местных властей. Н. Огарёв был определен в канцелярию гражданского губернатора А. Панчулидзева, в 1838 г. получил чин коллежского регистратора.
В 1836-1838 гг. Огарев прошел через глубокие религиозные искания. В это время им написаны стихотворения: «Христос», «Христианин», «Моя молитва» и др.
В апреле 1836 г. Огарев обвенчался с Марией Львовной Рославлевой, дочерью обедневшего помещика, племянницей Панчулидзева.
В августе 1837 г. Огарев побывал в Верхнем Белоомуте.
В мае 1838 г. Николай Платонович выехал, вместе с женой на лечение в Пятигорск, где встретился со многими ссыльными декабристами, особенно он сблизился с князем А.И. Одоевским. Под впечатлением от чистой и верующей души князя, усилилось религиозное и мистическое содержание в стихах Огарёва.
В начале 1839 г. он начал дело об освобождении своих крестьян в с. Верхний Белоомут.
В бытность крепостными крестьяне жили хорошо, вели торговлю, и предложение воли многие приняли неохотно. При Платоне Богдановиче некоторые крепостные заключали на имя Огарёвых контракты по откупам, подрядам и другим делам, вследствие чего приобретали большие состояния.
В марте 1839 г. Николай Огарёв вместе с женой навестил во Владимире Герцена, отбывавшего там ссылку, однако между Марией Львовной и Герценом вспыхнула неприязнь, которая поставила мягкого Огарёва в мучительное положение между женой, которую он любил, несмотря на её ревность к его старым московским друзьям, и непреклонно требовательным, временами деспотичным другом. Это в значительной мере предопределило крушение его семейной жизни.
Первые столкновения во Владимире, продолжились и в Москве, куда Огарёву был разрешен переезд в Москву с зачислением на службу в 8-й департамент Сената. Переезд в Москву и снятие в мае 1839 г. полицейского надзора, стало возможным благодаря хлопотам Марии Львовны и влиятельных родственников.
В Москве положение Огарёвых стало просто невыносимым, на Марью Львовну обрушилась вся свора друзей Герцена и Огарёва.
В мае 1841 г. Огарёв с женой выехал в первое заграничное путешествие (Германия, Швейцария, Италия). В письме от 7 июля 1841 г. писал Герцену: «Из мира ощущений, мечтаний, смутных идей, из области мысли даже я пришел к положительному, ищу действия, практики и полон надежды».
В декабре 1841 г. из-за семейного разлада Огарёв оставил жену в Неаполе и в январе 1842 г. вернулся в Россию, ездил в Петербург (жил у Белинского, с которым сблизился), Москву, Старое Акшино. Дважды навестил находившегося в ссылке в Новгороде Герцена, хлопотал вместе с В. А. Соллогубом и М. Ю. Виельгорским о его возвращении. Вторая заграничная поездка продлилась около 4 лет (с июня 1842 г.).
В 1850 г. Огарёв вместе с Тучковой переехал на Тальскую фабрику. В июне 1853 г. Тальская фабрика сгорела, что вызвало огромные убытки и прервало начатые преобразования. Огарёв стойко перенес крушение планов и бесплодное завершение целой полосы жизни.
В октябре 1856 г. Огарёв отправился в Петербург хлопотать о заграничных паспортах; здесь познакомился с Толстым, встречался с Тургеневым, А. Н. Островским, Боткиным. 16 января 1856 г. он получил разрешение на выезд, а 19 марта навсегда оставил Россию. Поселился в Лондоне и постоянно жил либо в доме Герцена, либо по соседству с ним; занялся интенсивной политической деятельностью профессионального революционера.
В 1857 г. Тучкова-Огарёва после тяжких сомнений стала гражданской женой Герцена.
В апреле 1859 российские власти, осведомленные о связи Огарёва с Герценом, потребовали немедленного его возвращения на родину; вслед за его отказом 27 декабря 1860 г. последовали заочный суд над ним как над государственным преступником и решение о лишении его всех прав и вечном изгнании.
В 1865 г. Огарёв и Герцен перенесли свою деятельность в Женеву в надежде восстановить и укрепить ослабевшие связи с деятелями русского и западно-европейского революционного движения.
В 1875 он познакомился и сблизился с П.Л. Лавровым, с которым ранее переписывался. Его все более угнетали старческие немощи и денежные заботы. Средства, привезенные из России, истощились: в Швейцарии, затем в Англии он жил на деньга Герцена, а затем его детей. В мае 1877г. Огарёв во время приступа эпилепсии повредил позвоночник; скончался на руках дочери Герцена Натальи и его зятя Габриеля Моно.
Память об Николае Платоновиче живёт в селе до сих пор: во-первых, с его именем связано наименование придельного престола в кладбищенской церкви (Святителя Николая), во-вторых, по случаю кончины Николая Платоновича (в Англии, в Гринвиче, 31 мая 1877 г.) обществом крестьян был составлен приговор, в котором вспоминаются покойного благодеяния и постановлено каждогодно в день его кончины творить общественную панихиду, в-третьих, его имя и имена его родителей определены на вечное поминовение в церкви и, в-четвертых, по ходатайству крестьянской общины в селе разрешено иметь библиотеку имени Н.П. Огарёва, разрешение было дано в 1900 г. В 1913 г. было построено для неё специальное здание.
Василий Козмич Влазнев (1839-1905) родился в Верхнем Белоомуте, в семье крестьянина, окончил приходское училище. Мастер резьбы по дереву, историк, журналист, археолог, поэт, он был знаком с поэтом И. Суриковым, писал стихи, очерки, рассказы. Его исторические, краеведческие и этнографические труды публиковались во многих газетах и журналах того времени.
В 1866 г. он вернулся домой и завёл кустарное дело по своему иконостасному и позолотному ремеслу. Умер и похоронен в с. Верхний Белоомут.
С 1674 г. в писцовых книгах упоминается деревянная церковь Преображения Господня. Позднее она построена в камне и, по рассказам местных жителей, была самой красивой в Белоомуте.
В 1936 г. её закрыли и потом разобрали на кирпич. Из кирпича церкви были построены коровники.
В Преображенской церкви с. Верхний Белоомут служили священники: Алексей Иванов (с 1704), Софроний Герасимов (1741), Иаков Алексеев (с 1741 по 1780), Козьма Софрониев (с 1780 по 1788), Онисим Яковлев с 1780 по 1794), Зиновий Яковлев с 1780 по 1798), протоиерей Тимофей Космин (с 1789 по 1827), Дионисий Алексеев (с 1794 по 1796), Иоанн Зиновьев (с 1798 по 1822), Феодор Никитин (с 1796 по 1814), Георгий Васильевич Карташов с 1852 г.
К Преображенской церкви была приписана кладбищенская церковь Трёх Святителей в с. Верхний Белоомут.
Впервые кладбищенская церковь Трёх Святителей с. Верхний Белоомут упоминается в писцовых книгах в 1674 г.: «церковь древяна, клецки, о трех главах, святых Трёх Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого».
Ныне существующая каменная церковь построена на месте деревянной в 1827 г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.) к храму пристроены: колокольня, трапезная с приделами: Никольским и Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879 г. Никольский придел устроен благодарными крестьянами в память белоомутского помещика Николая Огарёва, освободившего крестьян с землёй за ничтожный выкуп задолго до отмены крепостного права.
В советское время церковь была закрыта и разорена.
В 1991 г. церковное здание возвращено верующим. Кое-где уцелели сильно поврежденные росписи. Храм восстанавливается.
В марте 1918 г. Георгий Беляев был рукоположен во священника, до августа он оставался в Чашникове, исполняя обязанности священника и законоучителя, но в это время тяжело заболел его отец, служивший в храме с. Протопопова, и туда был назначен о. Георгий.
Став священником, о.Георгий принял решение не брать вознаграждений за исполнение треб, но пользоваться лишь тем, что прихожане подадут сами, по своей милости и вразумлению Божию. Но в приходе кроме священника были псаломщик и сторож, и в августе 1919 г. по его инициативе был устроен сбор продуктов на их содержание. Когда продукты были уже собраны и отвезены старосте, туда явились представители власти, все было реквизировано, а о. Георгий арестован и отправлен в Коломенскую тюрьму. Через три дня ему объявили, что он осужден на две недели принудительных работ.
Вернувшись в село, он еще активнее приступил к исполнению своих священнических обязанностей, так как явственно ощущал, что время коротко. Отец Георгий ежедневно неустанно проповедовал в храме, каждое воскресенье вечером устраивал беседы на религиозные темы, собирал детей для уроков по Закону Божию.
4 ноября 1921 г. в доме священника был произведен обыск, он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
7 февраля 1922 г. о. Георгий Беляев был приговорен к трём годам ссылки в Архангельскую область.
В августе 1925 г. епископ Феодосии постриг его в монашество с именем Никон, и возвел в сан архимандрита и назначил наместником монастыря.
В 1929 г. обострились гонения на Русскую Православную Церковь, и Старо-Голутвинский монастырь, в числе многих был закрыт. Архимандрита Никона арестовали, обвинив его в антисоветской агитации при произнесении проповедей. 26 июля 1929 г. он был приговорен к трем годам заключения в Соловецком концлагере.
В 1932 г. Особое Совещание при Коллегии ОПТУ без рассмотрения дела приговорило архимандрита Никона к трем годам ссылки в Северный край, направив его туда с тюремным этапом.
Вернувшись из ссылки архимандрит Никон был назначен в храм Трёх Святителей в с. Белоомут Луховицкого района, но вскоре переведен во Власьевскую церковь в Волоколамске.
27 ноября 1937 г. архимандрит Никон был вновь арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске.
5 декабря 1937 г. архимандрит Никон был приговорен к расстрелу, и 10 декабря того же года расстрелян на Бутовском полигоне.
К началу XX в. в Белоомуте населения было больше чем в некоторых уездных городах.
Церковь Трёх Святителей
(1732—1917 годы)
Андре́евский собо́р (официальное название — собор святого апостола Андрея Первозванного) — действующий православный собор на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, стоящий на пересечении Большого проспекта и 6-ой линии, памятник архитектуры XVIII века. От Андреевского собора происходит название Андреевского рынка.
Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Петроградского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Михаил Мокрополов.
Содержание
Деревянная церковь
В 1724 году Петром I у шведского архитектора Никодемусу Тессину-младшему был заказан проект Андреевской церкви, которую предполагали построить на стрелке Васильевского острова. Тесину выдвинули условие: храм должен был напоминать римскую базилику Святого Петра и иметь 427 футов (130 м) в длину. Тессин выполнил этот проект и в 1725 году, не приезжая в Россию, предоставил проектные чертежи церкви. Была изготовлена её модель, но осуществить замысел не удалось из-за внезапной кончины Петра.
Отвечал за строительную часть генерал-адмирал, граф Апраксин, он с начала 20-х годов XVIII века открыл сбор пожертвований. [1]
В 1726 году настоятель старой Рождественской церкви, священник Тимофей Семенов с братией, а также и жители Васильевского острова стали активно настаивать на необходимости строительства нового храма. Они подали три прошения, в которых убедительно просили синод ускорить построение церкви.
— Вот выдержка из последнего прошения:
Подготовка строительства
Для строительства Андреевской церкви был выделен участок на углу Большого проспекта и 6 линии, где по первому утверждённому плану 1715 года предполагалось устройство площади.
Жители Васильевского острова просили синод о разрешении строить на отведённом месте временный деревянный храм для того, чтобы перенести в него из Рождественской церкви иконостас и всю необходимую утварь; совершение же богослужений и исполнение треб возложить на Рождественских священников. Первое прошение синод встретил отказом, но обыватели острова повторно подали коллективную просьбу, и синод ответил, что построить временную церковь можно при условии разрешения от полицейских властей. В 1728 году разрешение полицеймейстерской канцелярии было получено. [1]
15 января 1727 года по именному указу императрицы Екатерины I повелено было отпустить из казённых сумм на строение церкви во имя апостола Андрея Первозванного 1 000 рублей деньгами и на 2 000 рублей выделить материалов. В том же 1727 году по высочайшему повелению было издано «Увещание» — обращение к кавалерам Андреевского ордена, на русском и немецком языках приглашающее к пожертвованию на постройку орденской церкви. Эффективность этого хода неясна — книга для сбора пожертвований была утеряна. Высочайше пожалованная сумма также не дошла до собора: она была выдана Соляною конторой графу Апраксину, после его кончины сумма поступила в адмиралтейскую коллегию, где и находилась до 1783 года и по распоряжению гоф-интенданта, Петра Мошкова, была использована для строительства Казанской церкви. [1]
Строительство деревянной холодной церкви
7 мая 1728 года известный архитектор Дж. Трезини отчитался синодальной канцелярии в том, что разрешение на постройку на острову деревянной церкви имеется. Заросшее лесом место для неё расчищено и заготовлены все нужные материалы. [1]
В следующем 1729 году состоялась закладка церкви, совершенная преосвященным Питиримом, архиепископом нижегородским. Деревянная церковь была построена в период с 1729 по 1731 год архитектором Дж. Трезини. [1]
20 января 1731 года в синод поступило прошение священника старой Рождественской церкви, что на Петербургском острову
в C.-Петербурге на Преображенском острову построена вновь на каменном фундаменте деревянная церковь и всяким благолепием украшена [1]
В связи с этим он просил синод выдать для этой церкви антиминс, и освятить её во имя образа Пресвятой Богородицы Казанския (ранее предполагалось освятить её имя Рождества Пресвятой Богородицы). Также ходатайствовал о разрешении открыть при церкви кладбище и перенести в новопостроенную церковь чудотворный образ Казанской Божией Матери, а также часть утвари. Просьба была удовлетворена лишь частично: антиминс был выдан, в остальном же просителю отказано. [1]
В сентябре месяце прихожане новой церкви снова ходатайствовали перед синодом об определении священника Ростовской епархии, Никифора Никифорова, в свой приход. Этот священник был назначен, но церковь не была освящена до осени 1732 года. [1]
Церковь Андрея Первозванного
В сентябре этого 1732 года, в синод поступило прошение сенатора, обер-секретаря Ивана Кириллова, поддержанное прочими жителями Васильевского острова, настоятельно просивших об освящении новопостроенной церкви.
Прошение было рассмотрено более внимательно, и
— святейший синод рассудил:
Сюда из обветшавшей деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, находившейся на Петербургском острове, в Посадской слободе, был перенесён иконостас; средства на облачения и утварь пожертвовала императрица Анна Иоанновна. 8 октября 1732 года она была освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного преосвященным Феофаном (Прокоповичем), архиепископом новгородским и великолуцким. [1] В первые годы при храме имелось небольшое кладбище, где, по преданию, похоронены известный государственный деятель петровской эпохи князь Я. Ф. Долгоруков, невеста императора Петра II княгиня Е. А. Долгорукова, знаменитый изобретатель и сподвижник Петра I А. К. Нартов.
Василий Самуйлов,
Сергий Фёдоров,
Георгий Михайлов,
Иаков Мултановский,
Стефан Семенов,
Иоанн Филиппов,
Петр Песоцкий,
Герасим Павский,
Михаил Добронравин,
Феодор Песоцкий,
Иоанн Протопопов,
Александр Камчатов,
Павел Налимов,
Иоанн Покровский.
Собор Андрея Первозванного
9 января 1744 года причт Андреевской церкви, который состоял из трёх священников, подал прошение императрице Елизавете Петровне, в нём он ходатайствовал о переименовании церкви в собор и о возведении настоятеля — священника Иакова Тихонова, в сан протопресвитера (в прошении было сказано «в протопопа»). Это прошение было поддержано подписями именитых прихожан и даже обер-прокурором святейшаго синода и получила ход. 4 февраля 1744 года указом преосвященного Никодима, епископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского, Андреевская церковь была переименована в собор. 12 февраля священик И. Тихонов в Петропавловском соборе был возведён в сан протопресвитера. [1]
В 1745 году в ограде собора появилась памятная плита с надписью на грузинском языке. К 1905 году, эта плита была вделана в наружную стену близ главного входа Трёхсвятительской церкви.
— Русскоязычная часть плиты:
— После этого следует надпись на грузинском языке:
— Содержание этой надписи приводит к выводу, что тело умершей княгини погребено было сначала в ограде Андреевского собора. Дата переноса праха княгини в Трёхсвятительскую церковь неизвестна. Так же неизвестно, когда и кем сооружена плита с надписью
Церковь Трёх Святителей
Новый собор не отличался ни красотой постройки, ни особыми удобствами. Деревянное здание было холодным и маловместительным, с одним приделом. Это здание не соответствовала духовным нуждам растущего населения Васильевского острова. В сильные зимние морозы было сложно проводить богослужение и женщины и дети всю зиму были лишены возможности бывать в церкви. Так как в то время это было неотъемлемой частью жизни, такое положение вещей заставило прихожан еще в 1740 году обратиться к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить при co6оре тёплую церковь и освятить её во имя Знамения Пресвятой Богородицы, хотя окончательное решение повергали на благовоззрение её величества и святейшего синода. [1]
6 апреля 1740 года было получено высочайшее разрешение, исполнение постройки было поручено строившему старый собор архитектору Трезини. 2 июля 1740 года состоялась закладка церкви. [1]
За недостатком средств строительство шло очень медленно. Известно, что в качестве материала для постройки был даже употреблён материал, оставшийся от починки дома персидского посла в Санкт-Петербурге. После двадцати лет строительства церковь была, освящена 17 сентября 1760 года во имя Трёх Святителей с приделом на хорах во имя Благовещения. Иконостас в этом приделе, престол, жертвенник и прочая церковная утварь были перенесены из разобранной церкви 1-го кадетского (шляхетского) корпуса, бывшей некогда домовой церковью князя Меньшикова. [1]
4 июля 1761 года деревянный Андреевский собор постройки 1728 года сгорел до основания в результате попадания молнии.
Причт собора вплоть до осени 1703 года совершал богослужения в Трёхсвятительской церкви. 6 октября того года протопресвитером Григорием Тимофеевым и прихожанами преосвященному Гавриилу, архиепископу санкт-петербургскому и шлиссельбургскому была подана просьба о разрешении сбора пожертвований на постройку новой каменной церкви.
Преосвященный Гавриил весьма благосклонно отнесся к этому ходатайству и на прошении собственноручно поставил резолюцию:
Господь Бог да благословит и да благопоспешит начать и совершить благополучно святое дело [1]
Каменная церковь
Для сбора пожертвований причту собора была выдана книга. Дополнительно состоялось высочайшее повеление о взимании с кавалеров трёх российских орденов, по каким-либо причинам не являвшихся на торжества в орденские дни, штрафа по 30 рублей с каждого, с тем, чтобы эти деньги шли на постройку собора. [1]
Строительство
Новый каменный храм был заложен 18 июля 1764 года.
По другим сведениям, проект разработал архитектор А. А. Иванов, и стрительство велось под его авторским надзором. [1]
Во время строительства ощущался недостаток материальных средств на оплату труда и материалов. Это заставило настоятеля собора протопресвитера Григория Тимофееева, обратиться в мае 1766 года к императрице Екатерине II с просьбой об отпуске для окончательнаго сооружения церкви ещё 6 000 рублей в счёт взимаемых с кавалеров штрафов. Власти навели справки о состоянии дел, и выяснилось, что со времени открытия собора на постройку пожертвований поступило на 3 872 рубля. Эти деньги были получены из следующих источников:
Императорские эксперты признали, что собранные деньги были достаточными для окончания постройки, и просителю в ходатайстве было отказано. [1]
Во время сооружения свода 6 августа 1766 года неожиданно произошло обрушение купола собора и зодчего посадили под арест. После разбирательства причин обрушения архитектора оправдали, а строительство, сильно затянувшееся, было продолжено.
Новый трёхпридельный каменный Андреевский собор был освящён 21 марта 1780 года.
Собор с 1780 по 1917 год
Храм построен в смешанном стиле, близком к стилю «ренессанс». Главный купол Андреевского собор обрамлён четырьмя главками, трапезная соединяет основной объем с двухярусной шатровой колокольней (1784—1786). Стены обработаны пилястрами и прорезаны высокими полуциркульными окнами. Храм имеет не только весьма красивый внешний вид, но по мнению исскуствоведов, лучшим его украшением является резной трёхъярусный иконостас во вкусе Растрелли, весь вызолоченный, высотой 17 метров (8 сажень). В один из периодов истории собора даже его крыша окрашивалась в зелёный цвет (зелёный — цвет орденской мантии). [1]
Из достопримечательностей церкви в начале XX века выделяли напрестольное облачение в главном алтаре, из чистаго серебра, весом в 115 кг (7 пудов), стоимостью в 26 000 рублей, Евангелие в серебряном окладе, весом в 14,5 кг (35 фунтов), и запрестольный образ Господа Саваофа, прекрасной художественной работы (автор не установлен), а также находящаяся в главном алтаре над южными дверями, икона Воздвижения (XVII век) с изображениями царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и патриарха Никона. [1]
Плафон церкви до 1897 года был живописным, на нём был изображён Бог Отец, парящий в облаках. При ремонте церкви плафон был закрашен, и роспись была утеряна. В сводах, а также в большой абсиде алтаря было закреплено большое количество железных крюков (петель), назначение которых неизвестно. Эксперты предполагают, что они служили для подвешивания лампад, ссылаясь на существование такого старинного обычая во многих церквях. [1]
5 апреля 1797 года указом императора Павла I Андреевскому собору присвоено наименование: «кавалерского I класса». До 1813 года в нём находилось особое царское место, к тому же он стал орденским храмом ордена Святого Андрея Первозванного. В связи с этим над входом в храм был помещён герб ордена, поддерживаемый херувимами. [1]
В 1848—1850 пристроены боковые приделы (архитектор Н. П. Гребенка), в 1857—1858 отделан интерьер (архитектор А. М. Горностаев).
В 1870-е годы в соборе по проекту Д. Д. Соколова и А. Р. Гешвенда была проведена система отопления и вентиляции.
В 1878—1879 архитектор А. И. Кракау построил при соборе часовню и ограду (не сохранились).
К Андреевскому собору была приписана Никольская часовня на Николаевском мосту (с 1918 года — мост Лейтенанта Шмидта, с 2007 года — Благовещенский мост) (1853—1854, архитектор А. И. Штакеншнейдер, не сохранилась).
С 1869 году действовало приходское благотворительное общество, содержавшее богадельню и детский приют.
Собор после 1917 года
С 1922 года собор был одним из двух главных ленинградских храмов обновленцев; в 1930-е здесь настоятельствовал обновленческий митрополит Ленинградский Николай Фёдорович Платонов. В 1938 году приход был закрыт.
В 1992 году собор был возвращён Санкт-Петербургской епархии вместе с церковью Трёх святителей. Сохранился иконостас XVIII века.
В 2001 году у Андреевского собор открыт обелиск в честь 300-летия ордена святого Андрея Первозванного (авторы: А. А. Казаков и Ю. В. Горевой). В 2002—2003 годах проведены реставрационные работы.