храм троицы живоначальной в листах на сухаревской расписание богослужений
Храм Троицы Живоначальной в Листах
На Руси любили освящать храмы в честь Святой Троицы. Не всегда это были величественные соборы, а часто приходские небольшие церкви, расположенные на самом видном и красивом месте в городе или в селе. К таковым относилась и церковь Троицы в Листах, построенная на углу Садового кольца и ул. Сретенка.
История
Деревянный храм был построен еще в 1635 году у дороги, ведущей из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Поэтому и название церкви на Троицкой дороге неслучайно: паломники, идущие в Троицкий монастырь, обязательно заходили и в храм, посвященный Святой Троице. Дальнейшая судьба его складывалась чрезвычайно интересно.
В дальнейшем дореволюционная история церкви складывалась вполне благополучно, у нее всегда находились благотворители и попечители: в конце XVIII столетия пристроили новый придел, в 1788 году построили новую колокольню, в 1857 году перестроили трапезную. Это были последние крупные ремонтные работы в церкви Живоначальной Троицы в Листах, после революции судьба её была трагична:
Какое-то время в храме размещалось общежитие, потом мастерская скульпторов. А в 1972 году скульпторов выселили, и началась реставрация храма Животворящей Троицы в Листах.
Интересный факт! В 1704 году храм относится к Адмиралтейскому ведомству, т. е. становится приходским храмом моряков. И это в Москве, где нет никакого моря. Но так произошло потому, что в расположенной рядом с церковью Сухаревской башней разместилась Навигацкая школа, готовящая специалистов морского дела.
Современное состояние
В 1991 году храм вернули Русской Церкви, он был освящен и начались в нем совершаться службы. Вокруг храма была возведена чугунная ограда, а в 2007 году восстановлена в прежнем виде колокольня, на которой разместили 11 колоколов. Здесь сложилась крепкая приходская община, деятельность которой многогранна.
В целом храм Живоначальной Троицы в Листах на Сретенке живет полноценной жизнью и является настоящим центром духовной жизни одного из районов Москвы. Помнят на приходе и о былой флотской истории храма. И в те моменты, которые связаны с замечательными традициями отечественного флота, обязательно в церкви служится настоятелем молебен и особо почитается святой праведный воин Федор Ушаков, икона которого, с частицами мощей, также находится в храме.
Описание
Это пятиглавый храм, построенный в соответствии с точными указаниями патриарха Никона, который желал, чтобы церкви строились в соответствии с древними традициями. Для Троицкой церкви в Листах на Сухаревской типичны следующие архитектурные особенности:
Все это говорит о близости Троицкого храма к шедеврам древнерусской храмовой архитектуры.
Факт! Необычное название — церковь в Листах происходит от того, что мастера ближайшего к этому месту Печатного двора, вывешивали на ограде храма свои работы гравюры на листах или как называли их на Руси лубками, отсюда и название района — Листы.
Святыни
В храме находится ковчег с частицами многих святых общим числом 17, среди них находятся следующие частицы:
Расписание богослужений
Службы в храме ежедневные. В будние дни утренняя служба начинается в 8 часов, исповедь с 7. 30. По воскресеньям литургии служат две: ранняя в 7.00 часов утра, а поздняя в 10.00 утра. Вечерние службы всегда и в будни, и в праздники начинаются в 17. 00. По воскресеньям в 15.45 читается акафист Пресвятой Богородице.
Престольные праздники
Главный престол освящен в честь Св. Троицы. Дата празднования зависит от Пасхи, это пятидесятый день после её совершения и, таким образом день празднования основного престола храма постоянно бывает разный. Но помимо главного престола в храме Троицы в Листах есть и приделы, празднование которым совершается по следующим дням:
Как добраться
Храм находится по адресу: г. Москва, ул. Сретенка, 27, строение 3. Проще всего добраться до храма доехав на поезде метрополитена до станции «Сухаревка», отсюда до храма всего 80 метров ходьбы. Это наиболее оптимальный вариант. Но возможно также добраться и иными способами. От Самотечной улицы на автобусе маршрутов № 28, 34. От улицы Заморенова на автобусе № 116.
Храм троицы живоначальной в листах на сухаревской расписание богослужений
Храм Живоначальной Троицы в Листах — один из старейших в Москве. Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1632 году. В 1650-1661 годах был возведен величественный каменный собор.
Главный престол освящен во имя Пресвятой Троицы, боковые приделы – в честь иконы Божией Матери «Покров» и святителя Алексия, митрополита Московского.
В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1931 году. В 1957 году была разобрана колокольня.
С 1991 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно- восстановительные работы.
Ковчег с частицей камня от Гроба Господня и мощами Вифлеемского младенца. Ковчег с мощами многих святых. Иконы с частью облачений: святителя Спиридона Тримифунтского и святителя Феодосия Черниговского.
Богослужения в храме совершаются ежедневно. В будни Божественная литургия в 8.00, вечерняя служба – в 17.00. По воскресным и двунадесятым праздничным дням – ранняя литургия в 7.00 и поздняя литургия в 10.00.
Водосвятный молебен по воскресным дням в 9.00.
Перед чтимыми иконами храма (кроме дней Великого поста) совершаются:
по субботам в 16.00 – молебен с акафистом перед образом Божией Матери «Нечаянная Радость»,
по воскресеньям в 16.00 – молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Троицы
| Игумен КИРИЛЛ (Коровин Вячеслав Дмитриевич. Родился 17 октября 1969 года. Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский университет. Дата монашеского пострига – 31 марта 1995 год. 1 сентября 1994 года рукоположен в сан диакона. 9 января 1995 года в сан пресвитера. 31 января 2006 года назначен и. о. настоятеля храма. |
| Протоиерей Павел Валентинович ФЕОКТИСТОВ. Родился 7 мая 1964 года. Образование: Московская Духовная Академия. 11 июля 1999 года рукоположен в сан диакона. 27 сентября 2001 года в сан пресвитера. |
| Священник (Сербской православной церкви) Боян Боян Радиоевич ПОПОВ. Родился 12 июля 1958 года. Образование: Белградский Государственный Университет (филологический факультет), Богословский факультет в Белграде. 15 апреля 1992 года рукоположен в сан диакона. 20 ноября 1994 года в сан пресвитера. |
| Священник Александр Леонидович КОЛНОГОРОВ. Родился 15 августа 1979 года. Образование: Академия Наталии Нестеровой (религиовед, преподаватель), Сретенская Духовная Семинария. 3 июня 2004 года рукоположен в сан диакона. 6 августа 2006 года в сан пресвитера. |
| Священник Арсений (Артем) Юрьевич ЧЕРНИКИН. Родился 3 мая 1976 года. Образование: Оксфордский Университет, Калужская Духовная Семинария. 11 января 2004 года рукоположен в сан диакона. 4 апреля 2004 года в сан пресвитера. |
| Диакон Виталий Валерьевич ЛЯШЕВ. Родился 19 мая 1981 года. Образование: обучается в СЗО в Сретенской Духовной Академии. 3 июня 2012 года рукоположен в сан диакона. |
Проезд до ст. метро «Сухаревская».
Храм находится рядом с выходом из метро.
При храме действует детская воскресная школа, православный молодежный лекторий «Встреча» и воскресная школа для взрослых
2012 © Центральное Викариатство города Москвы
Храм Троицы в Листах: история, современное время, расписание богослужений.
Православный храм | |
Храм Троицы Живоначальной в Листах | |
55°46′18,19″ с. ш. 37°37′54,47″ в. д.HGЯO | |
Страна | Россия Россия |
Город | Москва |
Конфессия | Православие |
Епархия | Московская городская |
Благочиние | Сретенское благочиние |
Строительство | 1650—1661 годы |
Статус | ОКН № 7733868000№ 7733868000 |
Храм Троицы Живоначальной в Листах на Викискладе |
Храм Троицы Живоначальной в Листах
— православный храм середины XVII века, принадлежащий к Сретенскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Находится на стыке Малой и Большой Сухаревской площадей, напротив станции метро «Сухаревская», по адресу улица Сретенка, дом 27/29, строение 3.
История
Деревянный храм был построен еще в 1635 году у дороги, ведущей из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Поэтому и название церкви на Троицкой дороге неслучайно: паломники, идущие в Троицкий монастырь, обязательно заходили и в храм, посвященный Святой Троице. Дальнейшая судьба его складывалась чрезвычайно интересно.
Храм Живоначальной Троицы в Листах, Москва
В дальнейшем дореволюционная история церкви складывалась вполне благополучно, у нее всегда находились благотворители и попечители: в конце XVIII столетия пристроили новый придел, в 1788 году построили новую колокольню, в 1857 году перестроили трапезную. Это были последние крупные ремонтные работы в церкви Живоначальной Троицы в Листах, после революции судьба её была трагична:
Крестильная купель в церкви Троицы Живоначальной
Какое-то время в храме размещалось общежитие, потом мастерская скульпторов. А в 1972 году скульпторов выселили, и началась реставрация храма Животворящей Троицы в Листах.
Интересный факт! В 1704 году храм относится к Адмиралтейскому ведомству, т. е. становится приходским храмом моряков. И это в Москве, где нет никакого моря. Но так произошло потому, что в расположенной рядом с церковью Сухаревской башней разместилась Навигацкая школа, готовящая специалистов морского дела.
Литература
Современное состояние
В 1991 году храм вернули Русской Церкви, он был освящен и начались в нем совершаться службы. Вокруг храма была возведена чугунная ограда, а в 2007 году восстановлена в прежнем виде колокольня, на которой разместили 11 колоколов. Здесь сложилась крепкая приходская община, деятельность которой многогранна.
В целом храм Живоначальной Троицы в Листах на Сретенке живет полноценной жизнью и является настоящим центром духовной жизни одного из районов Москвы. Помнят на приходе и о былой флотской истории храма. И в те моменты, которые связаны с замечательными традициями отечественного флота, обязательно в церкви служится настоятелем молебен и особо почитается святой праведный воин Федор Ушаков, икона которого, с частицами мощей, также находится в храме.
Храм Живоначальной Троицы в Листах
Удивительная церковь Живоначальной Троицы, что в Листах, находится на Сухаревской площади. За свою долгую, полную драмы жизнь эта изящная, уютная, старомосковская красавица-церковь не только стала свидетельницей и участницей эпохальных событий русской истории, но и была адмиралтейским храмом Москвы.
«Московский Монмартр»
Церковь на углу Сретенки и Садового кольца появилась в XVII веке на пересечении Троицкой дороги – главного богомольного пути в Троице-Сергиеву лавру и окружной оборонительной линии Скородома–Земляного города. Частью Троицкой дороги стала улица Сретенка, после того как здесь в 1395 году москвичи встретили Владимирскую икону, спасшую Москву от хана Тимура, и основали в память о той встрече Сретенский монастырь.
Деревянная Троицкая церковь, известная с 1632 года, была сначала кладбищенской, ведь тогда, по обычаю, москвичей хоронили при их приходских храмах, и на ее погосте погребались местные жители. Посвящение Троицкого храма объясняется тем, что он был основан на Троицкой дороге, по которой паломники ходили поклониться Святой Троице в Сергиеву обитель.
Ныне малопонятное прозвище «в Листах» появилось намного позднее храма. С конца XVI века на Сретенке жили слободским поселением государевы печатники – работники Государева Печатного двора, основанного Иваном Грозным неподалеку, на Никольской улице. Печатники оставили имя сретенскому Печатникову переулку и прозвище своей приходской Успенской церкви «в Печатниках», которая и сейчас стоит на углу Сретенки и Рождественского бульвара. По преданию, в ней хранился один из тех 30 сребреников, что были уплачены Иуде за предательство Христа.
Печатники делали не только книги на Государевом дворе, но и гравюры, и особенно любимые народом раскрашенные лубки-картины, именуемые листами, с сюжетами из священной, русской и античной истории или сатирическими, на злобу дня. Делались они кустарно, в домашних условиях, то есть не на Никольской, а на Сретенке, и сами же печатники торговали ими поблизости – у Троицкой церкви, увешивая листами ее большую ограду как выставочный стенд. Эти картинки не только забавляли народ – их покупали для украшения дома, развешивали на стенах и любовались ими. Назывались они сначала не лубками, а листами и простовиками, изготавливаемыми сравнительно просто и для простого народа. Только в XIX веке историк Москвы И. Снегирев назвал их лубками, вероятно по способу изготовления: изображение будущей картинки сначала вырезали на лубе, мягкой липовой доске, и с нее уже отпечатывали. Для этого нужна была техника печатного дела и мастерство государевых печатников, которые обитали поблизости от Троицкой церкви.
Хотя Сретенка и была продолжением Никольской – «улицы просвещения», особой аристократичностью она не славилась, а стала ремесленно-торговым центром Москвы. Оттого В. И. Немирович-Данченко и называл ее московским Монмартром. Здесь селились мясники, плотники, ветошники, сапожники, пушкари, скорняки и представители прочих трудовых профессий, густо покрывая Сретенку паутинкой ее знаменитых переулков. Кстати, в одном из них, Колокольниковом, находился колокольный завод Ф. Д. Моторина – того самого, что делал кремлевский Царь-колокол. Однако прославленный мастер не только лил здесь свои колокола, но и торговал квасом в собственной лавочке на Сретенке. Видимо, торг как-то особо вписывался в эту местность.
В том же XVII веке скромная Троицкая церковь переживала свои самые судьбоносные времена. С 1651 года здесь жили московские стрельцы под началом полковника Василия Пушечникова. Стрельцов тогда селили около Земляного вала для охраны рубежей Москвы и проездных ворот в город. Так стрельцы этого полка стали прихожанами местной Троицкой церкви, и эта деревянная церквушка получила официальный статус полкового храма. Конечно, ратные прихожане хотели иметь каменный храм. Тогда Москва была деревянной, и получить собственный каменный храм было хотя и почетным, но трудным делом. Камень для своего храма сретенские стрельцы добывали военными подвигами: отличившись в Смоленском походе, они получили более 100 тысяч царских кирпичей, клейменых двуглавым орлом. Их не хватило, строительство затянулось на годы, пока не случилось событие, потрясшее Россию, и эхо этого потрясения отозвалось в Москве. В 1671 году стрельцы Пушечникова отправились в поход на Волгу подавлять бунт Степана Разина и вернулись вместе с плененным атаманом. За поимку и привод в Москву ненавистного Стеньки царь Алексей Михайлович выдал стрельцам еще 150 тысяч кирпичей – их них сложили стены храма, который стал памятником этой победы. Наконец, за очередную доблесть, проявленную в Чигиринском походе 1678 года, стрельцы получили возможность устроить придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а государь одарил стрелецкий храм иконами и утварью.
Дальше произошла знаменательная история. Храм сооружался в период запрета шатрового зодчества, когда патриарх Никон повелел вернуться к традиционной византийской архитектуре. Стрельцы добросовестно возвели свою полковую церковь старинным способом, в форме пятиглавого крестово-купольного храма, как и требовал Никон. Тем не менее, даже этот вполне традиционный храм вызвал неудовольствие патриарха. Дело в том, что он сам выдал храмозданую грамоту на строительство, где были указаны точные размеры храма, но стрельцы отступили от заданной нормы, чтобы храм вышел просторнее. Разгневанный патриарх приказал «разметать» фундамент, а старосту вместе с семьей отлучить на 10 лет от Церкви. Может быть, патриарх Никон так утверждал приоритет духовной власти над светской, ведь это был полковой храм государевых стрельцов. Так или иначе, староста вскоре пал смертью храбрых в бою, и с семьи героя отлучение сняли. А стрельцы пошли на невинную техническую хитрость – для «законного» храма все-таки использовали старый, уже заложенный фундамент, сумев возвести на его основе меньшее по размеру здание.
А потом у каменных стен Троицкого храма разыгралась новая драма русской истории, снова благосклонно повлиявшая на его судьбу: Петр I тоже благодарил своих верных служивых обновлением этой церкви.
Жестоко расправившись со всеми заговорщиками, Петр щедро возблагодарил верного полковника и его доблестных стрельцов двумя деяниями. Во-первых, он выдал 700 рублей на ремонт Троицкой церкви, а в 1699 году она сделалась ружной, то есть получала содержание из казны. Этим царские милости не исчерпались. В ознаменование и увековечение подвига стрелецкого полка Петр приказал возвести знаменитую Сухареву башню. Теперь историки несколько сомневаются в этой традиционной версии. В числе других возможных причин ее возведения называют и такую: спасшись в Свято-Троицкой обители, Петр решил таким образом ознаменовать свое избавление от грозившей ему опасности, и сделать на московской дороге, которая вела в лавру, роскошный монументальный въезд в город на голландский манер. Огромная высота башни (более 60 м) подчеркивала статус русской столицы и была в ту пору крупнейшим произведением гражданского зодчества в Москве. Москвичи прозвали ее невестой Ивана Великого – и за «родственную» высоту, и за то, что в нее был, словно в подарок, перенесен глобус царя Алексея Михайловича, прежде хранившийся в главной кремлевской колокольне. Однако близкой «родственницей» башня стала именно храму Троицы в Листах.
Башня стала называться Сухаревой позднее, а в то время именовалась Сретенской. С самого начала своего появления она породила множество разных преданий. Одно из них гласит, что архитектурный чертеж знаменитой башни составил сам Петр I, хотя ее действительным автором был Михаил Чоглоков, возможно строивший по указаниям Петра и по государевым наброскам. Как считают ученые, башня была устроена не просто по образцу западноевропейских ратуш, а наподобие символического корабля с мачтой: ее восточная сторона означала корабельный нос, западная – корму, все это вполне могло исходить из петровского замысла. Как и кремлевские башни (Спасская и Троицкая), она была украшена часами, и ее главу венчал двуглавый орел, только не традиционный: его мощные лапы окружали стрелы, возможно, означавшие молнии. По легенде, за день до вступления Наполеона в Москву над Сухаревой башней откуда-то появился ястреб с опутанными веревками лапами: он зацепился за крылья орла, долго бился, пытаясь освободиться, но, обессиленный, умер. Народ истолковал это как знамение, что также и Бонапарт запутается в крыльях русского орла.
Но до этого было еще далеко. А пока Петр I определил новую участь и Троицкому храму. Судьбы церкви и Сухаревой башни оказались переплетены самым непредвиденным образом.
На первых порах помещения башни занимали караульные стрельцы Сухаревского полка. Благодарным Петр остался только ему. Окончательно возненавидев стрельцов после очередного бунта в самом конце XVII века, он вовсе ликвидировал стрелецкие полки. Их расформировали, а в Сухаревой башне Яков Брюс по указу Петра основал первую астрономическую обсерваторию. Главное же, в 1701 году в Сухаревой башне открылась знаменитая Математическая и навигационная школа, или просто Навигацкая школа: не только первое в России высшее специальное учебное заведение, но и первое флотское училище, предшественница петербургской Морской академии. Ведь в то время, когда создавалась Навигацкая школа, северной столицы еще не было, хотя всего лишь два года оставались до ее основания. И первым центром подготовки русских моряков была Москва.
Создание в России морской школы было idea fixe Петра, который хотел обучить и привлечь на флотскую службу все свое сухопутное дворянство, мечтая сделать Россию великой морской державой. «Если страна имеет армию, она имеет одну руку, а если имеет флот, она имеет две руки», – говорил Петр. Навигацкая школа имела целью подготовить разнообразных специалистов флотского дела: от мореходов и штурманов до грамотных писарей адмиралтейских канцелярий. В нее могли поступать дети всех сословий, кроме крепостных, а неимущие школяры даже получали «кормовые деньги». При этом в низших классах учились все, а в высших «мореходных» или «навигацких» классах, где готовили корабельных мастеров и штурманов, только самые талантливые, так как учиться здесь было очень трудно. Трудными, прежде всего, были преподаваемые точные науки: арифметика, тригонометрия, астрономия, геодезия, география, навигация. «Цифирный курс» здесь читал сам Леонтий Магницкий, автор первого русского учебника математики, который Ломоносов называл «вратами учености» и о котором сам автор сказал в стихах с гордостью: «Зане разум весь собрал и чин / Природный русский, не немчин». Преподавали здесь и иностранцы, приглашенные Петром, но скоро благодаря этой школе русские вполне самостоятельно освоились на воде.
И даже не тягость учения, и не очень суровая дисциплина, а именно последующая участь навевала тоску на многих насильно собранных учеников Навигацкой школы. Юные «недоросли» мечтали о любой сухопутной службе, боясь, что здесь их готовят «на роль утопленников». Петр требовал, чтобы все дети боярские и дворянские учились морскому делу, и знатные родители пытались избавить от этого своих отпрысков, как от рекрутчины, хотя их немилосердно штрафовали за каждый прогул любимого чада. Тогда государь повелел, чтобы всякий уклоняющийся отправлялся забивать сваи на берега Невы, где возводилась новая столица. Доходило до курьезов. Раз удрученные дворяне целой толпой записались в духовное Заиконоспасское училище, чтобы хоть так убежать от Навигацкой школы. Их все же отправили бить сваи на Мойку. Говорили, что как-то проходивший мимо адмирал Апраксин увидел этих «работяг», снял мундир и присоединился к ним. Удивленный Петр спросил, зачем он это делает? «Государь, так ведь это же все родственники мои, внучата да племянники», – ответил тот, намекая на дворянское происхождение. Талантливых же выпускников посылали доучиваться за границу, а потом сразу же направляли на Балтийский флот. Одним из них был Конон Зотов, сын того самого Никиты Зотова, который учил юного Петра грамоте под тенистым дубом в Коломенском.
Первым адресом Навигацкой школы в Москве был Английский двор на Варварке. Потом она перебралась из тесных палат в замоскворецкие Кадаши на Государев Полотняный двор, а оттуда – в Сухареву башню, где вскоре и оказалась связанной тесными узами с соседним Троицким храмом. Дело в том, что в 1704 году именным царским указом Троицкому храму был присвоен официальный статус адмиралтейского: он был назначен Адмиралтейским храмом Москвы (при Адмиралтейском приказе) и приходским для Навигацкой школы и всех обитателей Сухаревой башни. Таким образом, это был первый домовый храм русских моряков, первый морской храм Москвы и предшественник таких петербургских храмов, как адмиралтейский собор во имя святителя Спиридона и Никольский морской собор на Крюковом канале.
Сама же Навигацкая школа поначалу подлежала административному ведению Оружейной палаты, а потом по царскому указу перешла в Адмиралтейский приказ, созданный в 1700 году под началом Апраксина. В 1715 году Навигацкую школу перевели в Петербург, где, разумеется, были более благоприятные условия для изучения морского дела, а в Сухаревой башне остались подразделения Адмиралтейства, и ведала ей Адмиралтейская коллегия. До самого 1806 года здесь размещалось присутствие Московской конторы Адмиралтейской коллегии. Кроме того, здесь сохранялась московская школа под руководством Магницкого, которая была приготовительным училищем для петербургской Морской академии. Потому Троицкий храм все равно оставался адмиралтейским, где поминали и чтили всех русских моряков.
В 1752 году школа в Сухаревой башне закрылась. Но и после того московский люд продолжал овеивать Сухареву башню легендами. Уверяли, например, что именно здесь начальник Тайной экспедиции Степан Шешковский по приказу Екатерины II допрашивал просветителя Н. И. Новикова, издавшего известную книгу Радищева о путешествии из Петербурга в Москву. На самом же деле это происходило на Лубянке, где размещалась Тайная экспедиция. Екатерининская эпоха отчасти повлияла и на Троицкую церковь: в конце 1780-х годов у нее появилась новая колокольня, в нарушение канонов поставленная с восточной стороны. Это было вызвано указом императрицы о красных линиях московских улиц, согласно которому все строения должны были стоять в ряд.
А в XIX веке Троицкий храм стараниями настоятеля протоиерея Павла Соколова был столь благолепно поновлен, что священник и художники получили личную благодарность святителя Филарета, митрополита Московского. В то время напротив храма уже стояла Шереметевская больница с собственным домовым Троицким храмом. В ней после Отечественной войны 1812 года лечились русские офицеры. Потом появилось и другое наследие 1812 года – Сухаревский рынок, снискавший, наверно, мировую известность. Сухаревка увенчала собой многовековую традицию местного торга. И раньше крестьяне торговали здесь с возов всякой деревенской всячиной, чтобы не платить таможенную пошлину за въезд в Москву.
Еще одним местным наследием Отечественной войны стала новоустроенная Садовая улица, проложенная по границе Земляного вала. Восстанавливая послепожарную Москву, было решено в целях упорядочивания застройки и городского благообразия разбить по линии бывшего оборонительного укрепления кольцевую улицу для гуляний – Садовую. План прислали из Петербурга. Длина улицы составляла 15 км и ее невозможно было обеспечить ни надлежащим освещением, ни уборкой. Тогда план изменили и решили построить на Садовой аккуратные однотипные домики, обязав их хозяев устроить во дворах палисадники и вообще по возможности озеленить улицу, дабы оправдать ее новое имя. План московской Садовой снова оказался выдержан в классических традициях северной столицы: многокилометровая протяженность этой улицы вызывала неимоверные трудности для определения ее домов к полицейским участкам и для образования местных церковных приходов. Тогда Садовую улицу разбили на 29 самостоятельных улиц-отрезков, для обозначения которых к общему имени Садовая прибавляли название данного ее участка: Садово-Кудринская, Садово-Спасская и соответственно названия площадей. Сухаревская же площадь так и осталась для москвичей Сухаревкой.
По торговой части прославилась и Троицкая церковь, причем довольно неожиданным образом. Во второй половине XIX века ее старик-пономарь делал лучший в Москве нюхательный табак – ведь этим весьма популярным средством тогда лечили и головную боль, и насморк. Пономарский табак именовался «Розовым», и когда после смерти пономаря обнаружили рецепт, долго дивились ему. «Розовый» табак представлял собой сложную смесь махорки, золы осиновых кольев и духовитого розового масла, истомленную в печи. Продавался он, разумеется, не в церкви, а в одной из сретенских лавочек.
А в доме у Сухаревой башни, принадлежавшем Троицкой церкви, до революции размещалось Московское общество любителей аквариума и комнатных растений, созданное по инициативе ученого-энтузиаста Н. Ф. Золотницкого. Почетным членом его стал Владимир Гиляровский. Это общество распространяло «ихтиологические» знания среди любителей, проводило выставки в Зоологическом саду, и на них Золотницкий бесплатно раздавал бедным школьникам рыбок, простенькие аквариумы и растения. У него учился в гимназические годы будущий кукольник Сергей Образцов и навсегда пристрастился к аквариумному делу.
После революции Троицкий храм не трогали. Первым здесь в 1919 году пал орел на Сухаревой башне – намного раньше, чем на кремлевских башнях. В декабре следующего 1920 года Ленин подписал указ о закрытии Сухаревского рынка, поучая о ликвидации той «сухаревки», «которая живет в душе и действиях каждого мелкого хозяина», пока живет сам Сухаревский рынок. Но сразу же грянул нэп, и Сухаревский рынок, переименованный в Новосухаревский, был украшен торговыми павильонами по проекту знаменитого архитектора-конструктивиста К. С. Мельникова, став крупнейшим торгом нэпмановской Москвы. Повезло на первых порах и Сухаревой башне. В 1926 году в ней был устроен Московский коммунальный музей, а директором стал крупный историк Москвы П. В. Сытин. Этот музей был предшественником Музея истории Москвы.
Храм продолжал жить своей жизнью, уже никак не связанной со своими соседями. Весной 1919 года на квартире у священника Троицкой церкви Владимира Страхова поселился священномученик архимандрит Иларион Троицкий, только что отпущенный из тюрьмы после ареста, – будущий последний настоятель Сретенского монастыря. Отец Владимир был его давним знакомым.
В начале 1920-х годов в Троицкой церкви служил другой священник – Иоанн Крылов. Уже в тюрьме арестованный пастырь подготовил к святому крещению одного татарина, захотевшего принять христианство. Не имея иной возможности совершить таинство, священник крестил его под душем…
В Троицком храме отпевали известного московского протоиерея Валентина Свенцицкого. Он сначала не принял Декларацию митрополита Сергия, но потом раскаялся и перед смертью написал ему покаянное письмо с просьбой о прощении и о возращении в лоно Церкви. Ответная телеграмма с прощением стала последней земной радостью умирающего пастыря. Молвив: «Вот когда я приобрел мир и радость для своей души», он тихо скончался, и отпевали его в том самом Троицком храме, где он когда-то совершал свое первое богослужение.
А затем трагические события грянули почти одновременно. В 1931 году закрыли Троицкий храм, который словно охранял это старое московское местечко. Потом снесли Сухаревский рынок. В 1934 году пришла печальная очередь Сухаревой башни, «мешавшей» транспортному движению по магистрали Садового кольца. В официальных письмах к правительству самые именитые ученые и заслуженные деятели культуры И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, К. Ф. Юон обосновывали необходимость сохранить этот памятник и предлагали другие вполне эффективные решения транспортной проблемы Сухаревской площади. Мольбы общественности были тщетны, так как, по выражению Кагановича, в архитектуре всего лишь продолжалась «ожесточенная классовая борьба». Все было бесполезно, ибо того разрушения хотел Сталин. «Ее надо обязательно снести и расширить движение, – писал он Кагановичу. – Архитекторы, возражающие против сноса, слепы и бесперспективны». И вождь выразил уверенность, что «советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня».
В июне 1934 года Сухареву башню снесли. Очевидец этого преступления Гиляровский написал в письме дочери душераздирающие строки: «Ее ломают!» По преданию, присутствовавший на сносе Лазарь Каганович будто бы увидел высокого старика в старинном камзоле и парике, погрозившего ему пальцем и исчезнувшего…
В ноябре 1934 года, после проведенной коллективизации, на Сухаревской площади с помпой установили монументальную доску почета колхозов Московской области. В честь этого события Сухаревскую площадь переименовали в Колхозную. Это имя она носила до самого 1990 года.
Троицкий храм, отданный сперва под общежитие трамвайный служащих, а потом под скульптурные мастерские, вновь оказался на крайне значимой дороге – дороге социализма, а именно: на парадной столичной магистрали, ведущей к ВДНХ. Храм уцелел чудом, только в 1957 году взорвали колокольню.
Потом его спасал архитектор Петр Барановский. В 1972 году около стен храма строили выход со станции метро «Колхозная» и при работах на старинном здании появились опасные трещины. Восстанавливать храм стали архитектор Барановский и его ученик Олег Журин – тот самый, что в наше время восстановил Иверскую часовню и Казанский собор на Красной площади. Они сумели укрепить храм. А вскоре перед Олимпиадой-80 стали восстанавливать и внешний вид храма, стоящего в центре Москвы: он был полностью обезглавлен, безобразно надстроен, не отличаясь обликом от обычного старого дома, и напоминал сарай. Тогда архитекторы убрали все советские пристройки, восстановили своды, главы и купола, хотя на Троицкую церковь, говорят, посягал сам В. В. Гришин, желая ее вообще снести. А потом на нее покушался Москонцерт, чтобы устроить в здании храма концертный зал с музеем, но денег на смелый проект не хватило.
Возвращение храма верующим состоялось в 1990 году. По словам Олега Журина, восстанавливавшего храм, он был как человек, стоявший по колено в песке. Для верующих москвичей отраден и тот факт, что в реставрации храма принимал участие православный ученый, ныне покойный архитектор М. П. Кудрявцев, автор гениального труда «Москва – Третий Рим», посвященного московскому средневековому градостроительству.
Ныне храм возвращается и к своим былым морским традициям: каждое значимое событие в жизни или истории русского флота отмечается под его сводами. Здесь проходили службы в память праведного воина адмирала Федора Ушакова, причисленного к лику святых в августе 2001 года, который теперь стал покровителем российских моряков. Здесь же отмечали 200-летие со дня рождения прославленного адмирала П. С. Нахимова. Здесь поминаются все русские моряки, погибшие за веру и Отечество. А в феврале 2004 года в храме торжественным молебном отметили столетие подвига крейсера «Варяг».
Остается храм и обыкновенной приходской церковью Москвы, в которой своим чередом проходят службы, крестины, венчания, отпевания, молебны… Так, в октябре 2005 года в нем отпевали знаменитого джазового музыканта Олега Лундстрема, а недавно, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, приняли церковное напутствие члены российской научной экспедиции, направившейся на Арарат в поисках Ноева ковчега.
Описание
Это пятиглавый храм, построенный в соответствии с точными указаниями патриарха Никона, который желал, чтобы церкви строились в соответствии с древними традициями. Для Троицкой церкви в Листах на Сухаревской типичны следующие архитектурные особенности:
Центральная часть иконостаса церкви
Все это говорит о близости Троицкого храма к шедеврам древнерусской храмовой архитектуры.
Факт! Необычное название — церковь в Листах происходит от того, что мастера ближайшего к этому месту Печатного двора, вывешивали на ограде храма свои работы гравюры на листах или как называли их на Руси лубками, отсюда и название района — Листы.
Советские годы
С 1919 по 1930 гг. настоятелем храма был протоирей Владимир Страхов, который впоследствии был расстрелян. Здесь же служил священник Иван Крылов, проведший потом почти 20 лет в местах заключения.
С 1921 по 1924 гг. сначала псаломщиком, а затем дьяконом здесь служил будущий священномученик Иоанн Тарасов.
В 1927 году – священномученик Иоанн Березкин.
С 1930 по 1931 гг. – священномученик Борис Ивановский, который был последним настоятелем храма перед тем, как его закрыли большевистские власти. Это случилось в 1931 году.
Сначала здесь поместили общежитие, затем мастерские.
В начале 70-х годов у стен храма началось строительство выхода со станции метро. В процессе работ обнаружили трещины на стенах. Храм собирались снести, но знаменитый архитектор Петр Барановский отстоял старинную церковь.
Олимпиада 1980 года послужила поводом для спасения многих московских храмов, стоявших в запустении, и храм Троицы в Листах тоже был частично восстановлен. Храм освободили от надстроек и пристроек советского времени, вернули на место главы и купола. После Олимпиады восстановительные работы замерли. Храм планировалось передать «Москонцерту». Но, к счастью, этого не случилось.
Святыни
В храме находится ковчег с частицами многих святых общим числом 17, среди них находятся следующие частицы:
Расписание богослужений
Службы в храме ежедневные. В будние дни утренняя служба начинается в 8 часов, исповедь с 7. 30. По воскресеньям литургии служат две: ранняя в 7.00 часов утра, а поздняя в 10.00 утра. Вечерние службы всегда и в будни, и в праздники начинаются в 17. 00. По воскресеньям в 15.45 читается акафист Пресвятой Богородице.
Божественная литургия в храме Живоначальной Троицы
Как доехать
Удобное расположение храма позволяет добраться к нему любым доступным способом:
Метро «Полежаевская», автобусы 48, 155, троллейбусы 20, 21, 35, 65 до остановки на ул. Живописная. Обязателен переход через шоссе по подземному переходу. | Среднее время: 25-35 мин |
Метро «Щукинская», трамваи 28, 30 едут до конечной остановки. | Среднее время: 30-40 мин |
Метро «Сокол» или метро «Октябрьское поле», троллейбус 59 до конечной остановки. | Среднее время: 40-45 мин |
Престольные праздники
Главный престол освящен в честь Св. Троицы. Дата празднования зависит от Пасхи, это пятидесятый день после её совершения и, таким образом день празднования основного престола храма постоянно бывает разный. Но помимо главного престола в храме Троицы в Листах есть и приделы, празднование которым совершается по следующим дням:
Расписание на май 2020 года
❗️❗️❗️ В связи с эпидемической ситуацией в Москве главным государственным санитарным врачом по городу Москве предписано до особого указания:
«обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».
В связи с изложенным выше предписанием богослужения во всех храмах Москвы будут до особого распоряжения совершиться при участии только клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходнмо.
Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника.
Блж. Матро́ны Московской
Всенощное бдение – 17:00
Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря.
Блгв. Тамары, царицы Грузинской
Вмч. Гео́ргия Победоно́сца.
И́верской иконы Божией Матери
Мч. Са́ввы Стратила́та.
9 дней после смерти Настоятеля —
протоиерея Георгия Бреева
Сщмч. Васи́лия, еп. Амаси́йского.
Поминовение усопших воинов
(прот. Сергий Тишкун)
Всенощное бдение – 17:00
Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня.
Прав. Тави́фы
(прот. Сергий Тишкун)
Свт. Игна́тия Брянчани́нова.
Прп. Феодо́сия, игумена Киево-Пече́рского.
Всенощное бдение – 17:00
(прот. Сергий Тишкун)
(прот. Сергий Тишкун)
Апостола и евангелиста Иоа́нна Богосло́ва.
(иер. Виктор Волков, диак. Алексий Сапронов)
Перенесение мощей святителя и чудотворца
Никола́я из Мир Лики́йских в Бар.
(иер. Андрей Шишкин, диак. Алексий Сапронов)
Апостола Си́мона Зило́та.
(иер. Дмитрий Карпов, диак. Алексий Сапронов)
Всенощное бдение – 17:00
Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла.
День тезоименитства Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла.
(иер. Андрей Шишкин, диак. Алексий Сапронов)
Отдание праздника Пасхи.
(прот. Сергий Тишкун, диак. Алексий Сапронов)
Литургия, Молебен, Панихида – 8:40
Всенощное бдение – 17:00
(иер. Виктор Волков, диак. Алексий Сапронов)
Прп. Евфроси́нии, в миру Евдоки́и, вел. кн. Московской.
(иер. Андрей Шишкин, диак. Алексий Сапронов)
Всенощное бдение – 17:00
Святых отцов Первого Вселенского Собора.
Попразднство Вознесения.
(свящ. Дмитрий Карпов, диак. Алексий Сапронов)
Подробную информацию по всем вопросам, касающимся богослужения, можно получить по телефонам: 8.