храм троицы живоначальной в серебряниках чертежи
Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках с колокольней и храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи (Москва)
Предшественник храма 1657 г. — деревянный (первое письменное упоминание в 1620 г.). Находился на правом берегу реки Яузы, около её устья, в Старых Серебряниках, «что в Денежных мастерах», около слободы ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету. Был перестроен в 1721 г. Нынешний храм построен в 1781 г. на средства купчихи Т.И. Суровщиковой, с использованием части стен и подклета старого.
Главный престол — Живоначальной Троицы, приделы в трапезной — Казанской иконы Божией Матери и святителя Василия Великого. В 1764–68 гг. на средства прапрадеда Н.Н. Пушкиной (жены поэта), владельца полотняной фабрики А.А. Гончарова, чья усадьба с севера граничила с церковным участком, построил новую, отдельно стоящую колокольню, на месте разобранной старой. В её средней части устроен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, «для всегдашнего поминовения родителей» (архитектор К.И. Бланк). Обновлялся в 1830-х гг., 1890–94 гг. (в 1891 г. расширена трапезная), 1910 г. В XIX в. пристроено крыльцо. В кон. XIX в. coopужена ограда с воротами в русском стиле с киотом для иконы.
Храм в стиле барокко с классицистическим оформлением боковых фасадов. Однокупольный с широкой ротондой, увенчанной небольшой главкой на тонком гранёном барабане. Портик с колоннами. Основа здания — неравносторонний восьмиугольник с примыкающими к нему прямоугольными боковыми частями — трапезная, алтарь, образующими крестообразную форму. Лепнина на восьмиугольных стенах — церковные символы (крест, якорь, книга и др.). Меандровый фриз — в виде бегущей волны. В храм ведёт каменная лестница. Ярусы колокольни почти не убывают по высоте, что создает впечатление массивности. Колокольня — одно из лучших произведений московского барокко сер. XVIII в. Строилась как самостоятельный храм. Обилие колонн, карнизы, разорванные фронтоны. Прежде на колокольне были часы с курантами.
Закрыт в 1930-х гг. Размещены производственные цеха, склад студии «Диафильм». В 1990-е гг. возвращен Церкви. Храм в колокольне вновь освящён в 1993 г.
Объект культурного наследия федерального значения.
Таганский. Церковь Троицы Живоначальной в Серебряниках.
Троицкая церковь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи в колокольне
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1764—68 гг. на средства прапрадеда Н.Н. Пушкиной (жены поэта), владельца полотняной фабрики А.А. Гончарова, чья усадьба с севера граничила с церковным участком, построил новую, отдельно стоящую колокольню, на месте разобранной старой. В её средней части устроен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, «для всегдашнего поминовения родителей» (архитектор К.И. Бланк). Обновлялся в 1830-х гг., 1890-94 гг. (в 1891 г. расширена трапезная), 1910 г. В XIX в. пристроено крыльцо. В кон. XIX в. coopужена ограда с воротами в русском стиле с киотом для иконы.
Храм в стиле барокко с классицистическим оформлением боковых фасадов. Однокупольный с широкой ротондой, увенчанной небольшой главкой на тонком гранёном барабане. Портик с колоннами.
Основа здания — неравносторонний восьмиугольник с примыкающими к нему прямоугольными боковыми частями — трапезная, алтарь, образующими крестообразную форму. Лепнина на восьмиугольных стенах — церковные символы (крест, якорь, книга и др.). Меандровый фриз — в виде бегущей волны. В храм ведёт каменная лестница. Ярусы колокольни почти не убывают по высоте, что создает впечатление массивности. Колокольня — одно из лучших произведений московского барокко сер. XVIII в. Строилась как самостоятельный храм. Обилие колонн, карнизы, разорванные фронтоны. Прежде на колокольне были часы с курантами
Закрыт в 1930-х гг. Размещены производственные цеха, склад студии «Диафильм». В 1990-е гг. возвращен церкви. Храм в колокольне вновь освящён в 1993 г.
Церковь Живоначальной Троицы, что в Серебрениках, у Яузского моста, называлась также «что за Яузскими вороты, в денежных мастерах».
Известна с 1620 г. В 1657 г. была каменная. В 1722 г. показан придел Казанской Божией Матери. В 1750 г. на средства В. Суровщикова устроен придел Василия Великого. В 1768 г. на средства коллежского асессора А.А. Гончарова сооружена отдельная колокольня, в которой устроен придел Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В 1781 г. на средства Т.И. Суровщиковой выстроена нынешняя трехпрестольная церковь. Теплая церковь представляет цельное сооружение, но главная сохранила части древних стен, пилоны и подклет, вследствие чего купол имеет почти четырехугольную форму, а для расширения пространства потребовалось сделать южную и северную пристройки.
Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.
Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках (Москва)
Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках — православный храм, принадлежащий к Покровскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры.
Содержание
История [ править ]
Церковь получила своё название от места жительства мастеров находившегося здесь Денежного (Серебряного) двора, которых в Москве называли «серебряники». Точной даты возникновения храма на этом месте не известно, но по некоторым данным она существовала ещё до восшествия на престол Романовых.
письменных источниках за 1620 год церковь числится деревянной, а за 1657 уже каменной. В данных за 1722 год упоминается придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1750 году строится второй придел во имя Василия Великого. С 1764 по 1768 годы Афанасий Гончаров, усадьба которого находилась рядом с храмом, возводит колокольню. Некоторые исследователи полагают, что проект колокольни принадлежит Карлу Бланку. В 1781 году храм полностью перестраивается, от старого каменного храма остается только подклет и частично стены, колокольня переносится ближе к Яузской улице. Деньги на перестройку церкви пожертвовала купчиха Татьяна Суровщикова. В 1890 году трапезная расширена архитектором В. Ф. Жигардловичем.
Храм закрыт в 1917 году, сначала в здании располагают жилые помещения, а потом переоборудуют его под склад. В 1959 году здание начали ремонтировать, в связи с ожидаемым визитом в Москву президента США Эйзенхауэра. Но поскольку визит не состоялся, работы свернули в 1960 году, при этом леса вокруг здания простояли до 1965 года. Ещё одну попытку ремонта предприняли в 1977—1978 годах, без существенных результатов. В 1990 году в здании храма располагают склад студии «Диафильм». Возвращён Русской православной церкви в 1993 году. Постоянные богослужения проводятся с 2001 года.
Современное состояние [ править ]
При храме действует молодёжный клуб «Нарния», с широким привлечением разновозрастных прихожан. Читается лекции проводиться беседы на различные темы. Проходят встречи с писателями, представителями культурный и научный общественности.
Троицкие церкви старой Москвы
В старой Москве стояло множество Троицких церквей, связанных с выдающимися делами и именами русской истории. Троицкими были домовая церковь в Странноприимном доме Шереметева, (ныне НИИ Скорой помощи им. Склифосовского) и храм в его усадьбе Останкино, сохранившийся до наших дней. Во имя Живоначальной Троицы освящен один из придельных храмов в соборе Василия Блаженного на Красной площади. Святой Троице посвящены главные престолы многих московских храмов, известных по приделам, например, в Сергиевской церкви Рогожской слободы или в Никольской церкви на Берсеневке.
Праздник Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова, отсюда другое название праздника этого великого церковного торжества – Пятидесятница. В этот день состоялось Сошествие Святого Духа на Апостолов, и было положено начало основанию Церкви Христовой.
Праздник посвящен Святой Троице, поскольку Сошествие Святого Духа на Апостолов явило образ Триипостасного Бога и Божественное спасение мира: Бог-Отец сотворил мир, Бог-Сын спас род человеческий Искуплением, а Бог Святой Дух, исходящий от Отца, освящает мир, осеняет Церковь и дарует разумение и силу христианской проповеди по всему свету.
В этот день впервые после Пасхи молящиеся в храме вновь становятся на колени.
Троицкая церковь всю свою жизнь была связана с историей древнего дворцового села Воробьево. Ее ныне существующее здание выстроено в начале XIX века, но основание этой церкви относится к очень ранним временам московской истории. Достоверно село Воробьево известно с 1451 или 1453 года, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I, купила его у «попа Воробья» – считается, что от имени священника и произошло название села, а потом и всей местности «Воробьевы горы». Московские легенды толкуют это название иначе: будто бы росли здесь густые вишневые сады и поэтому развелось множество воробьев, клевавших ягоды. Или же просто окраинные горы Москвы – вовсе и не горы, а просто холмы, такие маленькие, что «горы» они не для людей, а для воробьев.
Поскольку Воробьево с самого начала своего появления в истории Москвы называлось «сельцом», это означает, что в те времена здесь уже был православный храм. Возможно, что именно Троицкая церковь и стояла тогда в селе Воробьеве, которое стало летней дворцовой резиденцией московского государя. Отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, полюбил это красивейшее место. Еще в 1521 году при нашествии Менгли-Гирея он спрятался здесь, близ выстроенного им деревянного дворца, в стоге сена, и остался невредимым. Из Воробьева великий князь часто отправлялся охотиться под Волоколамск и на охоте поздней осенью 1533 года опасно заболел. Жестоко страдающего князя привезли в Воробьевский дворец, где он пролежал два дня, ожидая, пока построят мост для его переправы – лед еще не крепко сковал реку. Но когда лошади, впряженные в возок государя, вступили на возведенный мост, он обрушился, и ездок чудом не пострадал. Жить ему оставалось недолго – больного князя переправили на пароме у Дорогомилова и отвезли в Кремль, где он и скончался на следующий день, 3 декабря 1533 года. Его сыну, наследнику Иоанну не было тогда и 4-х лет.
А когда Иоанну Васильевичу исполнилось 17 лет, он удалился в отцовский приют во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Так, в Воробьевском дворце Иван Грозный переживал первые страшные дни своего царствования – прошло всего полгода после его венчания на русский престол. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.
Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, «короне Москвы», по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга – их первая «великая стройка».
Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2–3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И. Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию – будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.
А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому «святому доктору» Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.
Отдаленная от центра Троицкая церковь чудом уцелела и в советское время – хотя Воробьевым горам большевики уделяли внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева) и придавали огромное значение в градостроительных планах новой, социалистической Москвы. Переименовать Воробьевы горы в Ленинские предложил ни кто иной, как Л.Б. Красин в феврале 1924 года, после смерти Ленина. Он же подал идею поставить вождю гигантский памятник и соорудить дворец его имени. Эти замыслы Красина позднее легли в основу идеи Дворца Советов, для которого, кстати, одно время предлагали и Воробьевы горы.
А по печально знаменитому Генеральному Плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы были конечной, завершающей частью предполагаемой главной парадной магистрали нового города – проспекта Ильича, проходившего через центр Москвы и Дворец Советов. По замыслу авторов проекта, Ленинские горы становились основным местом отдыха москвичей. «Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола б. храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла – величественного здания Дворца Советов», – писал один восторженный апологет Генерального плана 1935 года.
Однако Троицкая церковь не только сохранилась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола – так как она находилась тогда за административной городской чертой. И православные москвичи тайком ездили «на Ленинские горы» послушать благостный звон на этом чудом оставшемся заповедном островке старой Москвы. В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х – начале 1950-х годов – а такое строительство обычно никого и ничего не щадило.
В конце XVII века стрелецкий полк возглавлял Л. Сухарев, в честь которого при Петре I рядом была возведена знаменитая Сухарева башня, – за то, что Сухаревский полк остался верным молодому царю во время бунта. В 1689 году Петр жаловал стрельцам 700 рублей и на ремонт Троицкой церкви за поимку бунтовщика Федора Шакловитого.
В Москве этот храм славился еще и тем, что около него продавали лучший в городе бергамотный табак, который по особому, никому не известному рецепту изготовлял церковный пономарь. Однажды за таким изысканным табаком на Трубную площадь пришел француз Оливье и познакомился там с одним из братьев Пеговых, тоже страстным любителем бергамотного табака. Знакомство состоялось с успехом, и вскоре на Трубной Пегов приобрел участок земли и открыл ресторан «Эрмитаж», которым стал заведовать кулинар Оливье, автор знаменитого салата. В этом любимом ресторане московские студенты ежегодно отмечали свой Татьянин день.
И еще одна бело-голубая Троицкая церковь в Серебряниках находится на маленькой Яузской улице между Солянкой и Котельниками – прямо напротив местной «высотки». В XVII веке здесь находился Денежный двор, где чеканили серебряную царскую монету и жили мастера – серебряники. Отсюда и происходит название местности. Церковь появилась здесь еще до Романовых, а в 1781 году была перестроена известным московским архитектором К.И.Бланком. Она интересна тем, что в 1768 году ее колокольню построил на свои средства прапрадед жены Пушкина, Афанасий Гончаров, имевший рядом собственную усадьбу и полотняную фабрику. В этой колокольне Гончаров устроил маленькую придельную церковь в имя св. Иоанна Предтечи на поминовение родителей. Существует версия, что гончаровская колокольня сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, а другая полагает, что Бланк разобрал старую колокольню и выстроил новую, современную. Раньше на ней находились еще башенные часы с курантами, – то есть с боем. Примечательно и то, что именно в этом котельническом Троицком храме на рубеже XIX – XX столетий впервые применили электричество для освещения богослужения: в церковных паникадилах были устроены маленькие электрические лампочки.
Из разрушенных Троицких церквей помянем храм, имевший старомосковское название на Капельках, стоявший на 1- Мещанской улице (в советское время – Проспект Мира). Легенда гласит, что будто бы в старину здесь был обыкновенный московский кабак – кружечный двор или, как говорили в Москве, кружало. Целовальник же, его хозяин, был очень набожным человеком и задумал обновить старую местную церковь – он стал просить каждого гостя своего слить капельку из своей рюмки на храм. Прослышал о том Петр и сам пожаловал к целовальнику. Тот не узнал царя и тоже попросил его слить капельку. Царь спросил его, зачем он это просит, и старик целовальник ответил ему, что собирает на церковь по капле. Петр пожертвовал ему денег, и так появилась новая Троицкая церковь на Капельках.
Историки объясняют этот старомосковский топоним по-другому, так как церковь называлась «что на Капле» еще в 1625 году – задолго до рождения царя Петра I. Согласно научным выводам, название произошло от имени местного ручья Коптелка, или же от маленькой речки Капли, притока реки Напрудной, которая поставляла воду в знаменитые местные пруды дворцовой Напрудной слободы, где была в глубокой древности выстроена уцелевшая Трифоновская церковь (см. 14 февраля).
Интересно то, что в судьбе Троицкой церкви на Мещанской действительно принимал участие Петр I. В 1708 году старый деревянный храм сгорел, и повелением царя возвели новый всего за 4 года, – сама императрица Екатерина, супруга Петра, пожертвовала на него средства.
В 1931–1933 году церковь Троицы на Капельках снесли, и выстроили на ее месте обыкновенный жилой дом.
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
Братья и сестры!
Мы вчера закончили отсыпку песком и щебнем прихрамовой территории. Я искренне благодарю всем тех, кто принял участие в этом великом деле.
Особую благодарность хотел бы выразит Елене Игоревне, которая внесла значительный вклад в благоустройство храмовой территории.
Показать полностью.
На сегодняшний день, у нас остался долг перед рабочими-65.000 рублей, но не смотря на временные финансовые трудности, мы завтра планируем закупить материал для устройства 3х лестниц для входа в храм.
ПРОСИМ ВАС ОКАЗАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ.
Пожертвование можно оставить (Сбербанк) номер карты: 4279380015872239
или на сайте храма:
https://hramrasskazovka.ru/
Храни Вас Господь
С воскресным днём!
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
Добрый день дорогие братья и сестры.
Мы вчера установили бордюры по периметру прихрамой площади.
Мы приостановили работы по благоустройству храмовой территории из-за отсутствия средств.
Нам необходим песок 80м3 и щебень 60м3.
Просим Вас оказать помощь
Пожертвование можно оставить (Сбербанк) номер карты: 4279380015872239
или на сайте храма:
https://hramrasskazovka.ru/
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В РАССКАЗОВКЕ запись закреплена
Иисус объясняет нам, что нужно делать, чтобы душа не погибла. Иметь в сердце веру – счастье, но кто всевает в душу зерно веры? В течение жизни это делает Бог. Об этом сегодняшняя притча «О сеятеле».
Под видом сеятеля Иисус изображает Себя, под разбрасываемыми семенами разумеется слово, обращенное к нам. Отношение одних Он сравнивает с семенами, упавшими при дороге и склёванными птицами. Господь сравнивает эту ситуацию с человеком, слышащим слово Божие, но приходит диавол и похищает семя из сердца. Сохранить святое семя помогут Таинства Церкви. Кроме них нет другого способа оградить душу от происков врага. Своей силы у нас не хватит, но силою молитв Церкви мы можем защититься.
Далее Христос говорит, что некоторые принимают веру и с радостью идут за Ним, но потом, видя тяготы, охладевают. Он сравнивает это с зерном, падающим на каменистую почву, которое не даёт глубоких корней. Нам необходимо обрабатывать почву души. Избавиться от грехов и страстей можно только через покаяние, очищая душу.
Далее Иисус дает сравнение, когда суета вытесняет веру. Христос сравнил это с тем, когда возникают добрые всходы и заглушающее их терние. Как пропалываются грядки, так и следует пропалывать душу молитвой и покаянием суетные тернии: мысли, слова, действия.
И заключительное сравнение дал Господь: на хорошей земле вырастают добрые растения, принося плод. Так и мы, трудясь над душой, будем приносить Господу добрый плод веры. На добрые дела следует себя понуждать.
Дорогие братья и сестры! Только в ограде Святой Церкви, можно избавиться от грехов, найти спасение. Помолимся же Спасителю, чтобы Он дал нам силы содержать душу как добрую землю для Его святого слова.
Храни Бог!