храм церковь собор монастырь в чем отличие
В чем разница между церковью, собором и храмом
Согласно описаниям, встречающимся в религиозных изданиях, храмами называют строения, предназначенные для осуществления богослужебных обрядов. Первые упоминания о храмовых строениях встречаются в писаниях, где рассказывается о проведении Тайной Вечери. Произошло это знаменательное событие в простом доме, но горница, где проводилось тайное мероприятие, была особенной. Именно в тот момент Иисус Христос решил омыть ноги своих последователей, провел литургический обряд и сотворил чудо, превратив вино и хлеб в собственное тело с кровью. Во время таинства Сын Божий вел беседы со своими учениками о тайнах небесного царствования и церковных делах. Именно тогда появились первые основы, касающиеся обустройства храмов, представляющих собой особые помещения для обращения к Богу, чтения молитв, совершения таинств.
Что касается определения Церкви, то в переводе с греческого это слово обозначает «дом Господний», а также обитель избранных и отобранных Богом. Именно поэтому православной церковью называют не только сооружения, но и всех верующих людей, в том числе и священнослужителей.
Слово Храм происходит от старорусских слов: хоромы и храмина. Главной храмовой частью считается алтарь, где располагается трапеза и престол для священнослужителей, читающих молитвы. Здесь же осуществляются таинства причащения. Основное отличие Храма от Церкви — наличие в первом алтаря или жертвенника, для проведения обряда причастия. Здания храмов, как правило, расположены рядом с центральными улицами города и являются особым местом притяжения, они придают отличие архитектурному облику и способствуют укреплению верования.
Слово Собор происходит от старославянских слов: съезд или собрание. Основное отличие Собора от Храма и Церкви — это особый статус, присвоенный сооружению по причине целевого положения или местности, например, главный храм монастыря, города, либо иного населённого пункта. Этот статус не подлежит пересмотру и присваивается единожды. Нет разницы, что при перемещении кафедры епископа в другой храм ему присваивается звание Собора. Богослужения совершаются собором (съездом) духовенства, который состоит из нескольких священников.
Не менее знаком православным людям ещё один вид сооружения — Часовня. Это относительно небольшая постройка или сооружение, приписанное либо подчинённое церкви ближайшего населённого пункта и предназначенное для проведения молитв. Часовня может быть посвящена одному из Святых, православному празднику или памятному событию. В часовне не предусмотрено алтаря, но службы в ней или около неё могут проводиться.
Храм, собор, церковь, часовня — в чем разница?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Пошел в церковь, а попал в храм. Как попасть туда, куда собирался, — в наших суперполезных «Слайдах». Больше не ошибетесь.
Храм
Храм — строение для совершения богослужения и таинств, главное из которых — литургия, во время которой верующие причащаются. В храме всегда есть алтарь, в котором находятся престол, жертвенник, на которых и совершается литургия. Это может быть либо отдельно стоящее здание (как правило — с куполом и крестом), либо оно может находиться внутри большого корпуса или дома (домóвый храм). В древности храмы могли находиться под землей или в пещерах, где жили подвижники. Такие храмы называются пещерными.
Церковь
Церковь — у этого слова несколько значений. Первое — это собрание верующих людей, во главе которых находится Христос. Второе — это сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру. В самом узком смысле слова церковь — это синоним слова «храм» (смотрите слайд № 1).
Собор
Собор — главный (и большой) храм города или монастыря. Если в соборе постоянно служит местный епископ, то он называется кафедральным — то есть там находится епископская кафедра. Кафедрой иногда называют возвышение в центре храма, на котором стоит епископ, но на самом деле кафедра — это большое кресло, которое стоит в алтаре за престолом, с греческого καθέδρα (кафедра) — сиденье, седалище. Там епископ сидит в определенные моменты богослужений.
Часовня
Часовня — малый храм без алтаря, в котором не служат литургию (поэтому и алтаря нет). Но в часовне можно совершать другие богослужения, например, молебны, панихиды, часы (короткая служба-воспоминание страдания и смерти Христа). Отсюда и название.
Базилика
Базилика — изначально прямоугольное античное здание, поделенное на несколько частей (нефов) колоннами. В Римской империи это была постройка, предназначенная для общественных собраний. Впервые слово «базилика» (имея в виду храм) упоминает церковный историк IV века Евсевий Кесарийский — к этому времени уже появились христианские храмы такой архитектурной формы.
Баптистерий
Баптистерий — круглое помещение с небольшим бассейном внутри для крещения взрослых людей. Иногда в баптистериях были алтари, и в таком случае это был полноценный храм для крещения. Чаще всего баптистерий является пристройкой к основному храму или располагается рядом, а иногда — в подвале.
Вера-это слово исконно русское,ве-ведать,ра-солнце или божественный свет
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Чем храм отличается от церкви, собора, часовни?
Не всегда христиане понимают значения слов, которые имеют непосредственное отношение к их вероисповеданию. К примеру, не все различают такие понятия как «храм», «церковь», «собор» и «часовня». Для многих это лишь синонимы и они считают, что нет никакой разницы, если, направившись в храм, верующий скажет, что пошел в церковь, в собор или в часовню. Однако слова эти не являются синонимами и обозначают совершенно разные понятия. Необходимо в этом разобраться.
Храм – это строение для совершения богослужений и таинств, среди которых главной считается литургия (причащение верующих). Совершаются таинства на алтаре с престолом и на жертвеннике – главные атрибуты храма. Храм может быть отдельно стоящим зданием или находиться внутри большого дома и называться «домовым». В древности встречались пещерные храмы.
Церковь
Церковь (с греческого переводится как «дом Господа») – слово с несколькими значениями:
По сути, церковь – это не здание, а собрание. Так любят говорить современные христиане, которые правы в своем определении этого слова. Собрание двух-трех христиан, разбирающих Слово Божье или возносящих Господу хвалу, смело можно назвать церковью, поскольку это и есть собрание. Христианский храм также называют церковью.
Собор
Собор – это храм, но большой и главный в городе. Собор может находиться при монастыре. Что отличает его от простого храма, описанного выше? То, что в нем есть епископская кафедра – специальное большое кресло, стоящее за престолом. В определенные моменты богослужения на нем сидит епископ. Иногда вместо такого седалища есть просто центральное возвышение.
Простой священник не сможет совершить службу в соборе. Делать это позволено только патриарху, митрополиту, архиепископу, епископу.
Часовня
Часовня тоже храм, но малый и не имеющий алтаря. Из-за отсутствия последнего атрибута литургии в нем не проводятся. Но богослужения типа панихиды или молебна часто организуются в часовне, а также совершаются часы – короткие службы.
Что же в итоге получается?
Выходит, что разобраться в понятиях «храм», «церковь», «собор» и «часовня» совсем несложно. Храм и собор в какой-то мере можно считать синонимами – в обоих зданиях проводятся служения, совершаются таинства. Однако собор – храм с большими привилегиями и особым статусом. В нем хранятся мощи святых. Церковь – понятие двоякое, которое, с одной стороны, означает сооружение для проведения служений, а с другой стороны – простое собрание верующих в любом месте, даже не приспособленном для молитв и пения. Часовня же больше всех остальных зданий отличается от храма, собора и церкви. Это небольшая постройка, в которой нет алтаря и престола, где не служат литургии, но совершаются молебны, панихиды и часы.
В чем отличие и разница между храмом, церковью, собором, часовней и монастырем — в общих чертах
У православных людей часто спрашивают, в чем заключается разница между храмом и церковью и есть ли она? Люди интересуются жизнью и уставом православной церкви из любопытства или пытаясь понять и осмыслить веру.
В любом случае, христианин должен знать, как ответить на этот вопрос и подробно объяснить, в чем состоит разница между храмом и собором, часовней и монастырем. Знание этой разницы не спасет душу, но определяет образованность человека в том учении, в котором он находится.
Церковь
Слово Церковь пришло из Греции. Оно звучит, как Кириаке, и переводится — дом Господа. Верующие привыкли называть любое культовое сооружение церковью. В более широком понятии, церковь – община людей, составляющая костяк одного храма. Постоянные прихожане помогают вести службу, входят в состав хора, делают свечи и просвиры, убирают помещение, выбирают направление благотворительности.
Отличие собора, монастыря и часовни
Есть также понятия «собор» и «часовня», многие думают, что это слова-синонимы, но это не так.
Казанский собор в Ставрополе
Собор в точном своем значении — это собрание, а вот в православии имеет целых 4 определения:
Собор украшается множеством икон и элементами декора, для выделения его из числа простых храмов.
Об известных храмах и монастырях:
Понятие же часовни означает небольшое сооружение, которое служит только для совершения в ней молитв и чтения акафистов. Часто их возводят в честь какого-то события, а в древности из часовен вырастали монастыри и храмы. В ней нет алтаря и не служат литургии.
Часовня Николая-Чудотворца в Рыбинске
Монастырь имеет 2 значения:
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Важно! Православная Церковь имеет различные здания для проведения определенных служений в них. Но совсем неважно, где молиться Господу, Он слышит молитву и в чистом поле, главное, чтобы она была от чистого сердца.
Видео о храмах, соборах, церквях, монастырях города Москвы и Московской области.
Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение
Каждый человек, даже тот, который не верует в Бога, знает, чем именно отличается монастырь от церкви. Различия у данных строений очень большие.
Отличие церкви от монастыря
Что такое храм
Этим термином называется архитектурное сооружение, построенное во славу Господа и используемое для совершения религиозных обрядов и проведения богослужений. Что значит слово «храм»? Это древнерусское «хоромы» или «храмина», применявшееся для обозначения жилых помещений крупных размеров.
Считается, что первым православным храмом стала горница обычного дома, в которой произошла Тайная вечеря накануне дня, когда Иисус Христос был предан Иудой и принял крестные страдания. Здесь Спаситель преподал ближайшим ученикам заповеди о любви и смирении, предсказал будущее христианской церкви и всего мира. Здесь произошла первая Божественная литургия или Евхаристия — Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Это заложило основы православного храма — специально отведённого помещения для общения с Господом посредством проведения молитвенных собраний и совершения религиозных Таинств. Храм — сакральное место с жертвенником и алтарём, в котором наиболее явственно ощущается присутствие Бога. Пришедшим сюда можно помолиться, покаяться в грехах, попросить заступничества, пообщаться с верующими единомышленниками.
Форма постройки храма глубоко символична и может иметь один из видов:
Снаружи храм венчается куполами с крестами и часто имеет колокольню. Внутреннее пространство помещения делится на 3 составляющих:
На престоле в алтарной части совершается таинство причащения — Евхаристии, бескровного жертвоприношения. У входа обычно размещается паперть, а в дополнительном внутреннем притворе в давние времена совершались трапезы. Большой храм имеет много алтарей, для которых пристраивают приделы. Ежедневно может совершаться столько литургий, сколько есть в храме приделов, а все Евхаристии приносят разные батюшки.
Каждый храм освящается в чью-либо честь (Святой Троицы, Спасителя, Богородицы, святого великомученика или престольного праздника) и носит соответствующее название: Преображенский, Свято-Михайловский и т. п. Часто приделы тоже бывают посвящены кому-то и получают его имя, но весь храм называется в честь того, во чью славу освящён главный престол.
Понятие церкви
Слово «церковь», которое в переводе с греческого означает «дом Господа», несёт большую смысловую нагрузку. В православной традиции есть два понятия того, какая бывает церковь:
Как культовое сооружение церковь в сравнении с храмом имеет значительно меньший размер и более скромное внутреннее убранство: до 3 куполов и 1 пастыря, отправляющего службы. В её единственном приделе совершается одна литургия в день, а установка трона или кафедры для предстоятеля не предусмотрена вовсе.
Как главное сообщество всех верующих Церковь Христова включает в себя:
Одна из главных православных молитв «Символ веры» называет Церковь Святой, Соборной и Апостольской. Это — единое богочеловеческое собрание всех христиан, живущих и усопших, которых сплотили Евангельский Дух, Таинства и Благодать. Иисус Христос, установивший эту Церковь ещё более 2 тыс. лет назад и ставший её начальником, невидимо управляет паствой, крестит, исповедует и причащает мирян и духовенство.
В архитектурном смысле у церкви такое же предназначение и те же возможности, что и у храма. Но в лице православной организации и живой общности верующих она играет важную роль наставника и воспитателя своих духовных детей. Если сравнить высказывания: «Завтра в шесть часов вечера в церкви на площади состоится праздничное богослужение» и «Православная церковь решительно не одобряет однополые браки», то в первом случае легко вместо слова «церковь» придумать и подставить «храм», а во втором — нет.
Собор
Чем отличается храм от собора? Слово «собор» имеет значение «собрание». Это самый главный храм монастырской обители или населенного пункта. В больших городах может находиться не один собор.
В кафедральных соборах есть место для патриарха.
В соборах непременно находится больше одного алтаря, а литургию ведут несколько священников. Число священников в соборах равняется двенадцати — по количеству учеников Иисуса. Также в соборе есть настоятель, который соотносится по аналогии с самим Христом. Литургии отправляют высшие церковные чины — патриархи, архиерии, архиепископы.
Главным отличием соборов от храмов является наличие святых мощей.
Отличается ли собор от храма внешней формой? Принципиальных отличий нет. Это тоже здание с куполами, но более внушительных размеров.
Также собором в православии называют:
Верующий человек должен понимать отличие названия архитектурного сооружения от собрания верующих, имеющие одинаковое звучание.
В архитектурном плане соборы отличаются своими внушительными, величественными и даже грандиозными размерами. Праздничные службы в них отправляют высшие духовные чины. Если в соборе определена кафедра архиерея (епископа), то он именуется кафедральным. Центральным кафедральным собором Российской Федерации считается храм Христа Спасителя.
В чем отличие и разница между храмом, церковью, собором, часовней и монастырем
У православных людей часто спрашивают, в чем заключается разница между храмом и церковью и есть ли она? Люди интересуются жизнью и уставом православной церкви из любопытства или пытаясь понять и осмыслить веру.
В любом случае, христианин должен знать, как ответить на этот вопрос и подробно объяснить, в чем состоит разница между храмом и собором, часовней и монастырем. Знание этой разницы не спасет душу, но определяет образованность человека в том учении, в котором он находится.
Что такое храм и церковь, собор, монастырь, костел, мечеть, часовня: определение
Самый распространенный термин – это храм.
Определение церковных построек
Собор, церковь, а также часовня являются теми терминами, которые используются для христианских храмов.
Часовня – это маленькое сооружение, в котором люди молятся. Существует 2 варианта происхождения данного термина:
Как произошел термин «церковь», до сих пор никто не может точно сказать. Церковь очень похожа на собор. Но они все-таки имеют некоторые различия.
Значения и функции религиозных сооружений
Современное слово «храм» берет свои корни из древнеславянского языка, где хоромами или храминами называли жилые помещения огромных площадей. Позже значение термина немного сузилось, обозначая только религиозное сооружение для проведения церковных служб и Великих Таинств, главное из которых – Божественная литургия с последующим причащением.
Храм – это место для встречи человека с Богом
Наиболее ранние упоминания о храме можно найти в Святом Писании, где он представлен обычной горницей, куда Спаситель пригласил двенадцать апостолов на Тайную Вечерю и впервые совершил Таинство Евхаристии. Именно там Он освятил хлеб с вином, преломив его затем со Своими учениками.
Церковь в религиозном понимании значит много больше. С греческого языка термин дословно переводится как «дом Господень» и имеет две трактовки. Во-первых, это архитектурное сооружение для православных священнодействий. Здесь службу совершает всего лишь один священник, а за сутки возможно проведение только одной литургии.
Во-вторых, церковью называют сообщество христиан во главе с духовенством, а также Небесное Царство со всеми его обитателями (Господь Бог, Пресвятая Богородица, ангелы, святые и прочие высшие силы). Люди, проповедующие учение Христа, объединяются с Высшим Сонмом во Вселенскую церковь, где все участники связаны между собой православными догмами, Святым Духом и Божьей Благодатью. Так называемый богочеловеческий организм был создан Иисусом Христом вместе с Его апостолами два тысячелетия назад. Тогда Спаситель пообещал воссоединиться со всеми после Своего второго пришествия.
У термина «собор» в православии также существует не одно значение. Изначально под ним понимали собрание последователей Христа. Согласно Святому Писанию, впервые он был проведен после казни Иисуса. Сегодня это слово означает заседание высших церковных сановников для обсуждения и принятия каких-либо канонов, уставов или традиций.
Определение храма и собора в православии
В православном календаре есть такой праздник, как Собор святых, совокупно поминающий Божьих угодников, связанных друг с другом территориально или исторически. Также под собором понимают главный городской храм. Если в нем постоянно несет службу местный архиерей, он называется кафедральным. Здесь ежедневно совершают священнодействия высшие церковные сановники, а также числится более трех священников.
Интересно, что соборный статус может получить любой городской храм. Решение о его назначении принимает главенствующее духовное лицо третьего ранга. При этом вернуть предыдущий статус уже нельзя.
В отличие от предыдущих религиозных сооружений, часовни представляют собой маленькие помещения, предназначенные только для чтения акафистов и молитвословов. Здесь проводят панихиды, молебны, а также часы. Раньше из небольших строений вырастали крупные обители или храмы, а вот сегодня зачастую их возводят, в виде памятников, напоминающих об исторических событиях, победах над врагами или других достижениях.
Название «часовня» произошло от короткой службы – часа, когда одновременно читаются молитвы и псалмы.
Чем отличается церковь от храма: краткое сравнение
Церковь – это Божий дом. Дом для избранных людей, для отобранных. Следовательно, церковь – это не здание, а группа людей, которые веруют в Бога. Храм – это тоже церковь. Самая основная часть храма – алтарь. На алтаре располагается трапеза с престолом (помещение, в котором находится молящийся). На престоле осуществляются таинства причастия, бескровное жертвоприношение.
Отличие церкви от храма
Итак, перечислим главные различия между храмом и церковью:
Отличительные особенности церкви
Церковь обозначает в переводе «Господень дом», этим словом обозначают православный мир.
В плане архитектуры церковью называют храмовую постройку небольшой площади с алтарем. Внутреннее убранство довольно скромное. Богослужение несет один священнослужитель. Возможно проведение одного обряд причащения за 24 часа.
Чем отличается храм от собора: краткое сравнение
Отличие храма от собора
Собор и храм имеют следующие отличительные признаки:
Собор
Фото: Flickr.com
Собор – это храм, но большой и главный в городе. Собор может находиться при монастыре. Что отличает его от простого храма, описанного выше? То, что в нем есть епископская кафедра – специальное большое кресло, стоящее за престолом. В определенные моменты богослужения на нем сидит епископ. Иногда вместо такого седалища есть просто центральное возвышение.
Простой священник не сможет совершить службу в соборе. Делать это позволено только патриарху, митрополиту, архиепископу, епископу.
Чем отличается церковь от собора: краткое сравнение
Отличаются собор и церковь числом алтарей. В соборе их несколько штук, а потому может проводится сразу несколько служб. Церковь имеет один единственный алтарь. Следовательно, служба тут проводится лишь одна.
Соборный храм – что это значит?
В храмовом здании священнослужители проводят православные обряды и совершают молитвы для верующих людей. Соборным его называют, когда высшее церковное лицо с третьей степенью духовного сана, назначает постройку важнейшим зданием в городе или храмовом комплексе.
Он становится соборным навсегда. Службу ведет высшее духовное сословие из разных православных сооружений.
Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение
Каждый человек, даже тот, который не верует в Бога, знает, чем именно отличается монастырь от церкви. Различия у данных строений очень большие.
Отличие церкви от монастыря
Информационные
иеромонах Иов (Гумеров)
По-церковнославянски это имя пишется и произносится Пелагия.
Оно имеет греческие корни и в переводе означает «морская». В месяцеслове нашей Церкви указаны имена семи святых: св. мученица Пелагия Тарсийская († 290; память 4/17 мая, 7/20 октября); св. дева Пелагия Антиохийская († 303; память 8/21 октября); преп. Пелагия Палестинская († 457; память 8/21 октября); блаженная Пелагия Дивеевская (Серебренникова; † 1884; память 30 января/12 февраля); преподобномученица Пелагия (Жидко; † 1944; память 13/26 июня); новомученица Пелагия (Балакирева; † 1943; память 17/30 июня); преподобномученица Пелагия (Тестова; † 1944; память 21 октября/3 ноября).
Особо назидательно житие Пелагии Палестинской. Она была блудницей в Антиохии. Вела развратную жизнь, но была обращена святителем Нонном, епископом Илиопольским. Об этом чуде воскресения души рассказывает современник и очевидец диакон Илиопольской Церкви Иаков.
«Дивное событие, – пишет он, – произошло в наши дни; посему я о нем и передаю вам, братиям святым, чтобы, читая со вниманием, получили вы великую пользу. Святейший архиепископ Антиохии созвал к себе по церковным нуждам из окрестных городов восемь епископов. Между ними был и святой Божий человек, мой епископ Нонн, муж предивный, прежде бывший самым строгим иноком Тавеннского монастыря. За свою добродетельную жизнь он взят был из монастыря и поставлен в епископа. Нонн пришел из Илиополя, захватив и меня с собою. Когда епископы собрались в церковь святого мученика Иулиана, то пожелали слышать от Нонна поучение и сели все при дверях церковных. Нонн тотчас стал изустно поучать на пользу и на спасение слушавшим. Все благоговейно внимали святому учению его. В то время одна женщина – язычница, известная по всей Антиохии блудница – проходила мимо дверей церковных с великою гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная золотом, дорогими каменьями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей в красивых одеждах, с золотыми ожерельями. Она была так прекрасна лицом, что созерцанием ее красоты не могли довольно насытиться светские юноши… Увидев ее, идущую столь бесстыдно, с непокрытой головой и обнаженными плечами, епископы закрыли глаза и, тихо вздыхая, отвернулись, как от великого греха. А блаженный Нонн пристально и долго смотрел на нее, пока не скрылась она из глаз, и потом, обратившись к епископам, сказал: «Разве не понравилась вам красота той женщины?». Они не отвечали. Нонн с плачем склонил голову свою и омочил слезами своими не только платок, бывший у него в руках, но и грудь. Воздыхая от глубины сердца, он снова спросил епископов: «Разве не усладились вы видом красоты ее?». Они молчали. Нонн сказал: «Поистине многому я научился от нее; ибо женщину сию поставит Господь на страшном Своем суде и ею осудит нас. Как вы думаете, сколько времени она провела в своей опочивальне, моясь, одеваясь, разными способами украшая себя и осматриваясь в зеркало, всю свою мысль и попечение полагая в том, чтобы красивее всех явиться очам временных своих поклонников? А мы, имея Жениха Бессмертного на небесах, на Кого ангелы взирать желают, не заботимся об украшении окаянной души нашей, оскверненной, обнаженной и исполненной срама, не стараемся омыть ее слезами покаяния и одеть красотою добродетелей, дабы явилась она благоугодной пред очами Божиими и не была посрамлена и отвержена во время брака Агнца». Окончив такое нравоучение, блаженный Нонн взял меня, грешного своего диакона, и мы пошли в келлию, которая была нам дана при той же церкви святого Иулиана. Войдя в опочивальню свою, епископ мой повергся лицом на землю и, плача, говорил: «Господи Иисусе Христе! прости меня грешного и недостойного. Заботы сей женщины об украшении тела превзошли все попечения мои об окаянной душе моей. Та женщина, чтобы угодить тленным своим поклонникам, украшая себя, столько показала старания, а я не стараюсь быть угодным Тебе, Богу моему, но пребываю в лености и небрежности. Каким лицом воззрю на Тебя? Какими словами оправдаюсь пред Тобою? Горе мне грешному! Предстоя пред святым алтарем Твоим, не приношу я Тебе той душевной красоты, коей Ты от меня ищешь. Та женщина, в суете своей, обещалась угождать смертным людям, являясь им в столь благолепном виде, и делает то, что обещала: а я обещался угождать Тебе, Богу моему, и солгал по лености моей. Я наг, ибо не сохранил повелений Твоих; не на дела мои надеюсь, но на милосердие Твое, и от него уповаю получить спасение». Так долго с рыданиями взывал святой Нонн. Молился он и о той женщине, говоря: «Господи, не погуби создание рук Твоих: да не пребудет такая красота в разврате, во власти бесов, но обрати ее к Себе, да славится в ней Имя Твое святое: ибо для Тебя все возможно». По прошествии того дня и ночи, после утрени (день был воскресный), святой Нонн сказал мне: «Брат Иаков, послушай, какой сон мне был в эту ночь. Казалось мне, что я стою в одном из углов святого алтаря. И вот во время совершения службы явилась какая-то черная голубка, покрытая нечистотою и наполнившая воздух зловонием; она летала кругом меня, и я не мог выносить зловония ее. Когда же диакон произнес: «Елицы оглашеннии изыдите», голубка отлетела, и я не видел ее, пока не кончилась литургия. По совершении же литургии, когда мы выходили из церкви, я вдруг увидел снова ту же нечистую голубку, которая опять летала кругом меня. Протянув руку, я взял ее и бросил в воду, стоящую в притворе церковном; в ней та голубица омылась от всей нечистоты своей, вылетела чистой и белой, как снег, и, поднимаясь в высоту, стала невидима». Рассказав мне сей сон, блаженный Нонн, захватив меня с собою, пошел с прочими епископами в соборную церковь, где, принесши приветствие архиепископу, они совершили Божественную службу. По окончании святой службы архиепископ Антиохийский предложил блаженному Нонну преподать поучение народу. Нонн отверз уста свои и учил людей силою премудрости Божией, в нем обитавшей. Слова его не отличались изысканной мудростью мира сего, но были просты, вразумительны для всех и действенны, ибо Дух Святый говорил его устами. Он говорил о страшном суде и о будущем воздаянии праведным и грешным. Все присутствовавшие так умилялись словами его, что орошали слезами землю. По смотрению милосердого Бога, привелось сей блуднице, о коей мы повествуем и которая прежде никогда не бывала в церкви и не вспоминала о грехах своих, мимоходом зайти в то самое время в церковь. Услыхав поучение святого Нонна, она пришла в страх Божий; помышляя о грехах своих и слыша поучение святого Нонна о вечной за них муке, она стала приходить в отчаяние, изливала потоки слез из очей своих и, в сокрушении сердечном, не могла остановить своего плача. Потом она сказала двум слугам своим: «Подождите здесь и, когда выйдет тот святой муж, который говорил поучение, идите за ним, узнайте, где он живет, и, возвратившись, скажите мне». Слуги исполнили приказание и поведали госпоже своей, что святой живет при церкви святого мученика Иулиана. Тогда она немедленно написала своею рукою такое послание к блаженному Нону: «Святому ученику Христову грешница и ученица диавола. Слышала я о Боге твоем, что Он преклонил небеса и нисшел на землю не для праведных, а для спасения грешников. Он смирился до того, что с мытарями вкушал пищу. Тот, на Кого херувимы взирать не смеют, с грешниками имел общение и с блудницами беседовал (см.: Лк. 7: 37–50; Ин. 8: 3–11 и др.). Господин мой! Если ты, как я слышу от христиан, – истинный раб Христов, то не отвергнешь меня, желающую при твоей помощи прийти к Спасителю мира и увидеть пресвятое Лице Его». Прочитав сие послание, святой Нонн написал в ответ ей так: «Какой бы ты ни была, но ведомы Богу – и ты сама, и намерение твое. Посему прошу тебя: не искушай меня недостойного: я – грешный служитель Божий. Если же ты действительно имеешь доброе желание уверовать в Бога моего и видеть меня, то со мною здесь другие епископы; и так приходи и вместе с ними увидишь меня. Наедине же тебе видеться со мною не должно». Получив и прочитав сие, грешница исполнилась великой радости, поспешила в церковь святого Иулиана и дала знать о своем приходе блаженному Нонну. Он же, собрав к себе семь других епископов, повелел ей войти. Явившись пред собором святых епископов, она с плачем поверглась на землю и припала к ногам святого Нонна, восклицая: «Умоляю тебя, господин мой, будь подражателем учителя твоего Господа Иисуса Христа, яви мне благодать твою и сделай меня христианкой: я – море грехов, господин мой, и бездна беззаконий; омой же меня крещением».
Все собравшиеся епископы и клирики, видя блудницу, пришедшую с таким покаянием и верою, проливали слезы. Блаженный едва мог заставить ее подняться от ног его.
– Правила церковные, – сказал он, – повелевают не крестить блудницу без поручителей, из опасения, чтобы она не вернулась снова к той же блудной жизни.
Услышав этот ответ, она снова поверглась к ногам святого, омывала их слезами и отирала волосами головы своей, как некогда евангельская грешница омывала ноги Христу (см.: Лк. 7:37–38).
– Ты дашь ответ Богу о душе моей, если не крестишь меня, – говорила она. – От рук твоих да взыщет тогда Бог душу мою, а за тобою запишет лукавые мои дела. Если отвергнешь меня не крещенной, то будешь виною продолжения моей блудной и нечистой жизни. Если не избавишь меня теперь от злых моих дел, то я отвернусь от Бога твоего и поклонюсь идолам. Если не сделаешь меня ныне невестой Христовой и не приведешь к Богу твоему, то не будешь иметь доли с Ним и святыми Его».
Все присутствовавшие, слыша сие и видя, как такая блудница столь сильно воспламенилась стремлением к Богу, прославили Человеколюбца Бога. Блаженный Нонн немедленно послал меня, смиренного Иакова, к архиепископу поведать ему о сем. Архиепископ, услышав о происшедшем, весьма обрадовался и сказал мне: «Пойди, скажи епископу твоему: отче честный, тебя ожидало дело сие, ибо хорошо знаю тебя, что ты – Божии уста, по слову Его: «если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста»» (Иер. 15:19).
И, призвав госпожу Роману, которая была первой диакониссой церковной, послал ее со мною. Когда мы пришли, то застали Пелагию еще лежавшей на земле у ног блаженного Нонна, который едва мог заставить ее подняться, говоря: «Встань, дочь, чтобы огласиться перед крещением». Она встала, и сказал ей епископ:
– Исповедуй сначала грехи твои.
Она отвечала с плачем:
– Если начну испытывать совесть мою, то не найду в себе ни одного доброго дела; знаю лишь, что грехи мои многочисленнее песка морского, и не достанет воды в море, чтобы омыть скверные дела мои. Но я надеюсь на Бога твоего, что Он облегчить бремя беззаконий моих и милостиво призрит на меня.
Епископ спросил ее:
– Родители мои называли меня Пелагиею, граждане же Антиохийские переименовали меня Маргаритою ради тех красивых и многоценных уборов, коими украшали меня грехи мои.
Тогда епископ огласил ее, крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа, помазал миром и причастил Пречистого и Животворящего Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, во оставление грехов. Духовной матерью Пелагии была диаконисса Романа; приняв ее от купели крещения, она провела ее из церкви в покой оглашенных, так как и мы там находились. Блаженный Нонн сказал прочим епископам: «Будем трапезовать, братия, и возрадуемся с ангелами Божиими о том, что нашли потерянную овцу: вкусим пищу с елеем и вином ради духовного утешения».
Когда все пришли и стали трапезовать вместе с новокрещенною, бес начал вопить во всеуслышание. Человеческим голосом рыдая, говорил он:
– Горе, горе, что терплю я от этого болтливого винопийцы! О, злой старик! Не довольно ли было тебе тридцати тысяч сарацын, коих ты крестил, похитив их у меня? Не довольно ли тебе было Илиополя, который ты у меня отнял и привел к твоему Богу – а он был некогда моим, и все в нем живущие мне покланялись! А теперь и последнюю мою надежду ты отнял. Что же мне делать, старец упрямый, обманщик? Не могу выносить твоих уловок. Да будет проклят день, в который ты родился, злой старик! Потоки слез твоих пролились на мое жилище и сделали его пустым.
Так, плача, вопил диавол пред дверями покоя, где мы были, и все там находившиеся слышали голос его. И снова, обратившись к новокрещенной, бес сказал:
– Что ты делаешь со мною, госпожа Пелагия? Ты подражаешь Иуде. Он, почтенный апостольской славой и честью, предал Господа своего, а ты то же сделала со мною.
Тогда епископ повелел рабе Божией Пелагии оградить себя крестным знамением. Она, сотворив знамение креста Христова на лице своем, сказала диаволу:
– Да отгонит тебя Иисус Христос, избавляющий меня от тебя!
Когда она сказала сие, диавол тотчас исчез…
Через два дня, когда Пелагия спала с госпожою Романою, матерью ее духовной, явился к ней диавол, разбудил ее и начал говорить ей:
– Дорогая госпожа моя Маргарита, какое зло я сделал тебе? Не обогатил ли я тебя золотом и серебром? Не украсил ли я тебя каменьями многоценными, уборами и одеждами? Молю тебя, поведай мне: какую причинил я тебе скорбь? Что велишь мне, все исполню немедленно, только не оставляй меня и не делай из меня посмешище.
Оградив себя крестным знамением, Пелагия отвечала:
– Господь мой Иисус Христос, избавивший меня от зубов твоих и соделавший меня невестой небесного Своего чертога, да отгонит тебя от меня.
И тотчас диавол исчез.
Разбудив немедленно святую Роману, Пелагия сказала ей:
– Помолись обо мне, мать моя: лукавый преследует меня.
– Дочь моя, не устрашайся его, ибо он теперь боится и трепещет даже тени твоей.
На третий день по крещении своем Пелагия призвала одного из слуг своих и сказала ему:
– Ступай в дом мой, перепиши все, что есть в моих златохранительницах, и все уборы мои, и все принеси сюда.
Слуга пошел и сделал, как было приказано ему. Тогда блаженная Пелагия, призвав святого епископа Нонна, все отдала в руки его, говоря: «Вот богатства, коими обогатил меня сатана; передаю его в святые руки твои: делай с ними, что хочешь, мне же должно искать сокровищ Господа моего Иисуса Христа».
Блаженный епископ Нонн, призвав эконома церковного, отдал ему в присутствии всех переданные ему Пелагией сокровища и сказал ему:
– Заклинаю тебя именем Святой и Нераздельной Троицы не вносить ничего из сего золота ни в дом епископский, ни в церковь Божию, ни в свой дом, ни в дом кого-либо из клириков, но раздай все сие своими руками сиротам, убогим и немощным, дабы то, что собрано злом, было израсходовано на добро, и богатство греховное стало бы богатством правды. Если же нарушишь сию клятву – анафема да будет дому твоему, и участь твоя с теми, которые восклицали: «Возьми, возьми, распни его» (Лк. 23:21).
Раба Божия Пелагия ничего не оставила из своего имущества даже на пропитание себе, но питалась за счет Романы диаконисссы: ибо поклялась ничем не пользоваться от богатства греховного. Призвав всех своих слуг и служанок, она отпустила их на волю, дав каждому достаточно серебра и золота.
– Я освобождаю вас от временного рабства, – сказала она им, – вы же постарайтесь освободить себя от рабства суетному миру, исполненному грехов, дабы нам, жившим в мире сем совместно, сподобиться пребывать вместе и в блаженной жизни.
Сказав сие, Пелагия отпустила слуг своих. В восьмой день, когда надлежало ей, по обычаю новокрещенных, снять белые одежды, полученные по крещении, (день был воскресный), Пелагия, встав весьма рано, сняла белые одежды, в которые была одета при крещении, и облачилась во власяницу. Взяв ветхую одежду блаженного Нонна, она тайно от всех удалилась из Антиохии, и с того времени никто не знал, где она находилась. Диаконисса Романа скорбела и плакала о ней. Но всеведущий Бог открыл блаженному Нонну, что Пелагия ушла в Иерусалим, и утешал Нонн Роману, говоря: «Не плачь, дочь моя, а радуйся: Пелагия, подобно Марии, которая «избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:42).
Немного дней спустя мы были отпущены архиепископом и возвратились в Илиополь. Чрез три года явилось у меня желание идти в Иерусалим – поклониться святому воскресению Господа нашего Иисуса Христа, и я просил епископа моего, блаженного Нонна, отпустить меня. Отпуская меня, он сказал: «Брат Иаков! Когда придешь в святые места, поищи там некоего инока, которого зовут Пелагием: он евнух, весьма добродетелен и живет несколько годов в затворе. Найдя его, побеседуй с ним, и получишь от него великую пользу, ибо он – истинный раб Христов и инок, достигший совершенства».
Это говорил Нонн о рабе Божией Пелагии, которая около Иерусалима устроила себе келлию на горе Елеонской, где некогда молился Господь наш, и, затворившись там, жила для Бога. Но сего Нонн не открыл мне.
Собравшись, я пошел к святым местам, поклонился святому воскресению Господа нашего Иисуса Христа и честному кресту Его, а на другой день отыскал монаха, по имени Пелагий, как заповедал мне епископ мой; келлию его нашел я в горе Елеонской. Келлия эта отовсюду была заграждена и дверей не имела; только малое оконце увидел я в стене, постучал в него и, когда его открыли, я увидел рабу Божию. Она узнала меня, но не открыла мне себя. Я же не узнал ее… Вся страна Иерусалимская считала ее евнухом, ни один человек не знал, что то – женщина, да и я сам не ведал того: ибо епископ мой говорил мне о евнухе – иноке, и я получил благословение от нее, как от инока – мужа. Она сказала мне:
– Скажи мне, брат, ты не Иаков ли, диакон блаженного епископа Нонна?
Я дивился, что она и по имени меня назвала, и признала во мне диакона блаженного Нонна, и отвечал:
– Скажи епископу твоему, чтобы помолился обо мне, ибо воистину он – муж святой и апостол Христов.
– И тебя, брат мой, – прибавила она, – прошу помолиться обо мне.
Сказав сие, блаженная затворила оконце и начала петь третий час. Я сотворил молитву и отошел; созерцание же ангелоподобной подвижницы и сладостная беседа ее много послужила мне на пользу.
Возвратясь в Иерусалим, я обходил различные монастыри, посещал братию, беседовал со святыми мужами, принимал от них благословение и много получал пользы для души. По всем обителям пронеслась добрая слава о евнухе Пелагие, и пример жизни его всем был на пользу. Ради сего я пожелал снова пойти к нему и утешиться душеполезною его беседою. Придя к келлии его, я постучал в оконце с молитвою, дерзнул и по имени его назвать, говоря: «Отвори, отче Пелагий!».
Но он не отвечал мне ничего.
Я думал, что он молится или почивает и, подождав немного, снова постучал, прося отворить, но ответа не было; снова ожидал я некоторое время и снова постучал. Три дня провел я так, сидя у оконца, и стучал через некоторые промежутки времени, имея сильное желание видеть святое лицо Пелагия и получить благословение его – но не было ни гласа, ни послушания. Тогда я сказал сам себе: «Или ушел он из сей келлии, и в ней никого нет, или преставился».
Я дерзнул силою открыть оконце и увидел, что Пелагий лежит на земле мертвым. Ужаснулся я, и весьма горько мне стало, что не сподобился я получить последнего его благословения. Затворив оконце, я отправился в Иерусалим и возвестил живущим там святым отцам, что авва Пелагий, евнух, преставился; и тотчас прошла по всему Иерусалиму весть, что святой Пелагий, духоносный инок, скончался о Господе. На погребение честного тела его сошлись иноки из всех окрестных монастырей, все жители Иерусалима и бесчисленное множество людей из Иерихона и с той стороны Иордана. Разломав оконце келлии, сделали вход, достаточный для одного человека; вошедши чрез сделанное таким образом отверстие, благоговейные мужи вынесли честное тело. Пришел и патриарх Иерусалимский со множеством иных отцов. Когда по обряду начали умащать тело ароматами, то увидели, что почивший подвижник был по природе женщиной.
«Дивный во святых Боже, – воззвали тогда присутствовавшие со слезами, – слава Тебе: ибо имеешь Ты на земле сокровенных святых, не только мужей, но и жен».
Тайну Пелагии хотели было утаить от народа, но не могли: ибо Богу угодно было не сокрыть, но объявить и прославить рабу Свою. И собралось великое множество народа; стеклись и инокини из монастырей своих со свечами и кадилами, со псалмами и песнопениями церковными, и, взяв честное и святое тело Пелагии, с подобающею честью внесли в ту же келлию, где подвизалась она, и там погребли.
Таково было житие бывшей блудницы, таково обращение погибшей грешницы, таковы труды ее и подвиги, коими угодила она Богу. Да подаст Господь наш Иисус Христос с нею и нам получить милость в день судный! Ему слава с Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Святой епископ Нонн был сначала поставлен епископом Едесским в 448 году. Когда Халкидонский Собор в 451 году возвратил епископу Иве Едесскую кафедру, то Нонн стал епископом в Илиополе. Из приведенного рассказа видно, что блаженная кончина преподобной Пелагии последовала, когда Нонн был епископом Илиопольским (с 451 до 458 гг.). Следовательно, кончину ее должно относить к концу пребывания его в Илиополе – около 457 года.
Один из выдающихся архиереев XX столетия митрополит Иосиф (Чернов) имел особое почитание преподобной Пелагии. Он даже составил ей акафист. Писал его юным иноком. Окончив, «очень томился духом и молил Господа дать указание. Молил преподобную принять или отвергнуть». Утром ему было видение: он находится в каком-то чудесном павильоне. На полках стоят красивые корзинки с фруктами. Инок-юноша с бьющимся сердцем смотрит на эту красоту. Вдруг влетела белая голубица и сбросила ему золотисто-красное яблоко. Он проснулся с полными слез глазами и понял, что святая Пелагия приняла его труд. Много лет спустя, в Карлаге (владыка провел в тюрьмах, лагерях и ссылках 22 года), получив в день ее памяти (8/21 октября) посылку, в которую было вложено одно яблоко, он пришел в сильное волнение и понял, что Господь через Свою угодницу укрепляет его в тяжелых страданиях: «И сегодня неслучайное яблоко! Такого красивого и вкусного я еще не ел в жизни своей». (Письмо к Р.С. Таборинской / Свет радости в мире печали: Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф. М., 2004. С. 106). У владыки Иосифа была икона преподобной Пелагии с частицей святых мощей.
Чем отличается церковь от костела: краткое сравнение
Католическая церковь (костел) значительно отличается от православной церкви. Рассмотрим самые основные:
Определения
Слово «храм» имеет старорусское происхождение и обозначает «хоромы», «храмина». В различных религиях храм именуется по-разному: в христианстве – это собор, церковь, костел, кирха; в иудаизме – синагога; в исламе – мечеть и т.д. Здание храма полисемантично. В христианстве и буддизме, например, храм представляет собой ориентированную по сторонам света модель Вселенной. Очень часто храм строят в виде креста.
Церковь (kyriakon) переводится с греческого как «дом Господа». У лютеран церковь именуется кирхой или киркой, у католиков – костёлом. Первые церкви представляли собой собрания в каком-либо доме, где верующие вкушали пищу, вели религиозные беседы, читали молитвы. Самые простые церкви на сегодняшний день – это какое-либо помещение, где имеется ориентированный на восток алтарь и трапеза, в которой собираются люди, чтоб помолиться.
Чем отличается церковь от мечети: краткое сравнение
Основное различие между мечетью и церковью заключается в следующем: мечеть – это не обычный молитвенный дом. Это именно то место, где проводятся местные праздники, а также ночуют уставшие путешественники.
Также эти строения отличаются следующими показателями:
Отличие церкви от мечети
Чем отличается церковь от часовни: краткое сравнение
Кроме того, церковь отличается от часовни следующими показателями:
Основная задача часовни – помощь каждому человеку. Следовательно, часовни зачастую располагают в аэропорту, на кладбище, в больнице и многих других местах.